Региональное развитие в условиях рыночных реформ и либерализации внешнеэкономических связей
|
Введение
Ф Глава 1 Регионализация и интернационализация экономической
. политики
{ 1.1. Интегрированность в мировое сообщество как задача
) экономической политики переходного периода
i
1.2. Региональная экономическая политика в условиях трансформации социально-экономической системы
1.3. Экономическая дифференциация российских
*
регионов
1.4. Регионы в системе территориального регулирования
ф Глава 2. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока в
рамках национальной экономики
2.1. Тенденции и проблемы развития Дальнего Востока в период реформы
2.2. Инвестиционный спрос как фактор регионального развития
2.3. Воздействие топливно-энергетического и транспортного
*
комплексов на экономику региона
2.4. Проблемы формирования региональных бюджетов
Ж
Глава 3. Стратегия развития Дальнего Востока России в условиях новой концепции регионализации
3.1. Экономико-политические предпосылки развития региона
3.2. Региональная программа как форма стратегического Й» плана
3.3. Государственная программа развития Дальнего Востока
3.4. Декомпозиция региональной программы. Пример
* Хабаровского края 196
ф 3.5. Локальные программы стимулирования экономического
роста 220
Глава 4. Экономическое сотрудничество со странами АТР как долговременная политика развития Дальнего Востока России 229
4.1. Проблемы экономической интеграции в Азиатско- Тихоокеанском регионе 229
* 4.2. Экономическое сотрудничество Российского Дальнего
Востока со странами АТР 246
4.3. Перспективы международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии в рамках проекта "Туманган" 275
4.4. Возрождение Транссибирского контейнерного моста как основа сотрудничества в СВ А 290
4.5. Сахалинские проекты международного сотрудничества.... 302 Глава 5. Концепция долгосрочного развития Дальнего
Востока 316
<• 5.1. Модели регионального развития 316
5.2. Принципы развития региона в долгосрочной
ф перспективе 324
5.3. Сценарии долгосрочного регионального развития 333
Заключение 349
Литература 365
Приложения 380
Ф Глава 1 Регионализация и интернационализация экономической
. политики
{ 1.1. Интегрированность в мировое сообщество как задача
) экономической политики переходного периода
i
1.2. Региональная экономическая политика в условиях трансформации социально-экономической системы
1.3. Экономическая дифференциация российских
*
регионов
1.4. Регионы в системе территориального регулирования
ф Глава 2. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока в
рамках национальной экономики
2.1. Тенденции и проблемы развития Дальнего Востока в период реформы
2.2. Инвестиционный спрос как фактор регионального развития
2.3. Воздействие топливно-энергетического и транспортного
*
комплексов на экономику региона
2.4. Проблемы формирования региональных бюджетов
Ж
Глава 3. Стратегия развития Дальнего Востока России в условиях новой концепции регионализации
3.1. Экономико-политические предпосылки развития региона
3.2. Региональная программа как форма стратегического Й» плана
3.3. Государственная программа развития Дальнего Востока
3.4. Декомпозиция региональной программы. Пример
* Хабаровского края 196
ф 3.5. Локальные программы стимулирования экономического
роста 220
Глава 4. Экономическое сотрудничество со странами АТР как долговременная политика развития Дальнего Востока России 229
4.1. Проблемы экономической интеграции в Азиатско- Тихоокеанском регионе 229
* 4.2. Экономическое сотрудничество Российского Дальнего
Востока со странами АТР 246
4.3. Перспективы международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии в рамках проекта "Туманган" 275
4.4. Возрождение Транссибирского контейнерного моста как основа сотрудничества в СВ А 290
4.5. Сахалинские проекты международного сотрудничества.... 302 Глава 5. Концепция долгосрочного развития Дальнего
Востока 316
<• 5.1. Модели регионального развития 316
5.2. Принципы развития региона в долгосрочной
ф перспективе 324
5.3. Сценарии долгосрочного регионального развития 333
Заключение 349
Литература 365
Приложения 380
Экономическая реформа в России существенно повысила уровень самостоятельности региональных экономических образований. Экономический кризис, который быстро приобрел характер общесистемного кризиса, и последовавшие за ним финансовые и бюджетные кризисы еще более повысили значение регионального фактора в воспроизводстве, так как в связи с катастрофическим отсутствием финансовых ресурсов федеральный центр стал все в большей степени передавать на региональный уровень обязательства экономического и особенно социального характера, которые прежде являлись прерогативой Центра.
Регионализация экономической жизни в качестве наиболее существенного элемента перестройки общественно-экономической системы России была дополнена вторым важнейшим элементом рыночной стратегии
- интернационализацией экономики как всей страны, так и отдельных регионов. Причем именно регионализация экономики обусловила интернационализацию именно на региональном уровне. Предшествовавшая экономической реформе монополизация внешнеэкономических связей страны и следовавшая из этого закрытость экономики и прогрессирующее отставание изолированных от эффективной конкуренции производственных и технологических систем. Последствия монополизации внешнеэкономической сферы проявились уже в 70-е годы и в значительной степени их углубление в 80-е годы стало причиной экономического банкротства СССР и в конечном итоге развала советского экономического и политического пространства.
Демонополизация внешнеэкономических связей стала мощным фактором усиления процессов регионализации экономической жизни, что особенно ярко проявилось в тех регионах, к которым относится в первую очередь Дальний Восток, которые традиционно представляли собой
5
экспортную базу страны и непосредственно контактировали с внешним рынком, накопив богатый опыт ведения внешнеэкономических операций.
Сжатие реального сектора экономики, демонетизация экономического оборота, катастрофическое сокращение фонда накопления, необходимость поддержания за счет импорта равновесия на товарном рынке обусловили возрастающую роль внешних факторов экономического роста, особенно для подобных Дальнему Востоку регионов России, в которых стартовый экономический потенциал был незначителен при впечатляющих характеристиках перспективного потенциала развития.
Наиболее привлекательным с точки зрения как участия в процессе международного распределения производственных ресурсов, так и заимствования технологического, институционального и управленческого опыта является для Дальнего Востока России Азиатско-Тихоокеанский регион мира, особенно субрегион Северо-восточной Азии, которым в работе уделяется основное внимание.
Начало экономической реформы знаменовалось усилением унифицированности экономической политики, в том числе и внешнеэкономической политики. Практически были отменены преференции отдельным регионам в области иностранных инвестиций и внешней торговли, которые были установлены в конце 80-х годов. Возобладала тенденция к игнорированию реальных региональных различий. Однако уже с 1995 года стало очевидно, что значимость региональной экономической политики, как системы ориентиров и правил экономического поведения на региональном и национальном уровнях в отношении функционирования и развития отдельных регионов и их взаимодействия чрезвычайно велика. Центр экономической реформы объективно сместился в регионы, что потребовало осуществить реальную регионализацию экономической политики. Чрезвычайно сильная дифференциация стартовых условий в различных регионах, различие внутрирегиональных условий
6
воспроизводства, ресурсной базы, а также целевых ориентиров в развитии предполагает разработку и реализацию адаптированных к этим особенностям экономических политик в субъектах Федерации, с тем чтобы совокупность их давала возможность реализовать эффективную общенациональную стратегию экономического развития.
Такая стратегия обязательно должна включать оценку и механизм реагирования на внешнеэкономические и внешнеполитические ситуации в силу их чрезвычайно сильного воздействия на внутрироссийскую экономику. Это означает, что любые механизмы по поддержке и стимулированию регионального социально-экономического развития должны сопрягаться с мероприятиями и программами, направленными на реальную интеграцию региональных социально-экономических систем в международную экономическую систему.
Важно при этом учитывать, что при переходе от стагнации к экономическому росту оценка оптимального соотношения между внутренним и международным рынками для региональной экономики изменится, поэтому следует уже сейчас ставить задачу определения оптимальных пропорций взаимодействия трех типов рынка для региональной экономической системы: внутрирегионального, общенационального и международного.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена изложению авторского подхода к решению данной проблемы.
Цель и задачи исследования.
Основная цель исследования заключается в разработке и апробации методических подходов к построению и оценке региональной экономической стратегии в условиях рыночных реформ и либерализации внешнеэкономических связей, что существенно изменяет взаимоотношения регионов с национальной экономикой в целом и с мировым рынком, а также в исследовании тенденций и факторов социально-экономического развития
7
крупного экономического района с учетом реальных взаимосвязей с сопредельными экономиками. Важной целью является также обоснование системы программных мероприятий по стабилизации и развитию экономики Дальневосточного экономического района в среднесрочной перспективе.
В соответствии с этой целью задачи диссертационной работы сформулированы следующим образом:
■ оценка закономерностей и анализ особенностей формирования региональной экономической политики в условиях трансформации социально-экономической системы Российской Федерации и ее регионов с выделением факторов внешнеэкономической динамики;
■ анализ и оценка основных тенденций экономического развития Дальнего Востока России и входящих в его состав субъектов Российской Федерации в период реформы и выявление принципов формирования экономической политики на уровне органов управления субъектов Федерации;
■ разработка методических и прикладных аспектов формирования и оценки результатов реализации программ регионального экономического развития в условиях перехода к рыночным критериям эффективности и распределения ресурсов, анализ государственной программы "Дальний Восток и Забайкалье", разработка методов декомпозиции программы крупного экономического района до уровня субъекта Федерации и промышленного узла;
■ исследование закономерностей экономического сотрудничества на региональном и субрегиональном уровнях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, оценка перспектив и механизмов включения российского Дальнего Востока в эти процессы;
■ разработка концепции развития Дальневосточного экономического района на долгосрочную перспективу с учетом активизации внешнеэкономического сотрудничества на рыночных принципах.
Объект исследования
Социально-экономическая система Дальневосточного экономического района в разрезе субъектов Федерации, основных отраслей и секторов хозяйства.
Предмет исследования
Поиск оптимальных вариантов средне- и долгосрочного развития региональной социально-экономической системы с учетом межрегиональных взаимодействий и включения в международное разделение труда на основе субрегиональной кооперации.
Регионализация экономической жизни в качестве наиболее существенного элемента перестройки общественно-экономической системы России была дополнена вторым важнейшим элементом рыночной стратегии
- интернационализацией экономики как всей страны, так и отдельных регионов. Причем именно регионализация экономики обусловила интернационализацию именно на региональном уровне. Предшествовавшая экономической реформе монополизация внешнеэкономических связей страны и следовавшая из этого закрытость экономики и прогрессирующее отставание изолированных от эффективной конкуренции производственных и технологических систем. Последствия монополизации внешнеэкономической сферы проявились уже в 70-е годы и в значительной степени их углубление в 80-е годы стало причиной экономического банкротства СССР и в конечном итоге развала советского экономического и политического пространства.
Демонополизация внешнеэкономических связей стала мощным фактором усиления процессов регионализации экономической жизни, что особенно ярко проявилось в тех регионах, к которым относится в первую очередь Дальний Восток, которые традиционно представляли собой
5
экспортную базу страны и непосредственно контактировали с внешним рынком, накопив богатый опыт ведения внешнеэкономических операций.
Сжатие реального сектора экономики, демонетизация экономического оборота, катастрофическое сокращение фонда накопления, необходимость поддержания за счет импорта равновесия на товарном рынке обусловили возрастающую роль внешних факторов экономического роста, особенно для подобных Дальнему Востоку регионов России, в которых стартовый экономический потенциал был незначителен при впечатляющих характеристиках перспективного потенциала развития.
Наиболее привлекательным с точки зрения как участия в процессе международного распределения производственных ресурсов, так и заимствования технологического, институционального и управленческого опыта является для Дальнего Востока России Азиатско-Тихоокеанский регион мира, особенно субрегион Северо-восточной Азии, которым в работе уделяется основное внимание.
Начало экономической реформы знаменовалось усилением унифицированности экономической политики, в том числе и внешнеэкономической политики. Практически были отменены преференции отдельным регионам в области иностранных инвестиций и внешней торговли, которые были установлены в конце 80-х годов. Возобладала тенденция к игнорированию реальных региональных различий. Однако уже с 1995 года стало очевидно, что значимость региональной экономической политики, как системы ориентиров и правил экономического поведения на региональном и национальном уровнях в отношении функционирования и развития отдельных регионов и их взаимодействия чрезвычайно велика. Центр экономической реформы объективно сместился в регионы, что потребовало осуществить реальную регионализацию экономической политики. Чрезвычайно сильная дифференциация стартовых условий в различных регионах, различие внутрирегиональных условий
6
воспроизводства, ресурсной базы, а также целевых ориентиров в развитии предполагает разработку и реализацию адаптированных к этим особенностям экономических политик в субъектах Федерации, с тем чтобы совокупность их давала возможность реализовать эффективную общенациональную стратегию экономического развития.
Такая стратегия обязательно должна включать оценку и механизм реагирования на внешнеэкономические и внешнеполитические ситуации в силу их чрезвычайно сильного воздействия на внутрироссийскую экономику. Это означает, что любые механизмы по поддержке и стимулированию регионального социально-экономического развития должны сопрягаться с мероприятиями и программами, направленными на реальную интеграцию региональных социально-экономических систем в международную экономическую систему.
Важно при этом учитывать, что при переходе от стагнации к экономическому росту оценка оптимального соотношения между внутренним и международным рынками для региональной экономики изменится, поэтому следует уже сейчас ставить задачу определения оптимальных пропорций взаимодействия трех типов рынка для региональной экономической системы: внутрирегионального, общенационального и международного.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена изложению авторского подхода к решению данной проблемы.
Цель и задачи исследования.
Основная цель исследования заключается в разработке и апробации методических подходов к построению и оценке региональной экономической стратегии в условиях рыночных реформ и либерализации внешнеэкономических связей, что существенно изменяет взаимоотношения регионов с национальной экономикой в целом и с мировым рынком, а также в исследовании тенденций и факторов социально-экономического развития
7
крупного экономического района с учетом реальных взаимосвязей с сопредельными экономиками. Важной целью является также обоснование системы программных мероприятий по стабилизации и развитию экономики Дальневосточного экономического района в среднесрочной перспективе.
В соответствии с этой целью задачи диссертационной работы сформулированы следующим образом:
■ оценка закономерностей и анализ особенностей формирования региональной экономической политики в условиях трансформации социально-экономической системы Российской Федерации и ее регионов с выделением факторов внешнеэкономической динамики;
■ анализ и оценка основных тенденций экономического развития Дальнего Востока России и входящих в его состав субъектов Российской Федерации в период реформы и выявление принципов формирования экономической политики на уровне органов управления субъектов Федерации;
■ разработка методических и прикладных аспектов формирования и оценки результатов реализации программ регионального экономического развития в условиях перехода к рыночным критериям эффективности и распределения ресурсов, анализ государственной программы "Дальний Восток и Забайкалье", разработка методов декомпозиции программы крупного экономического района до уровня субъекта Федерации и промышленного узла;
■ исследование закономерностей экономического сотрудничества на региональном и субрегиональном уровнях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, оценка перспектив и механизмов включения российского Дальнего Востока в эти процессы;
■ разработка концепции развития Дальневосточного экономического района на долгосрочную перспективу с учетом активизации внешнеэкономического сотрудничества на рыночных принципах.
Объект исследования
Социально-экономическая система Дальневосточного экономического района в разрезе субъектов Федерации, основных отраслей и секторов хозяйства.
Предмет исследования
Поиск оптимальных вариантов средне- и долгосрочного развития региональной социально-экономической системы с учетом межрегиональных взаимодействий и включения в международное разделение труда на основе субрегиональной кооперации.
В условиях России, учитывая политические процессы, предшествовавшие началу экономических реформ, стремление отдельных регионов к самостоятельному включению глобальные экономические процессы наложилось на сильнейшую объективную дифференциацию условий хозяйствования и социально-экономических результатов в отдельных регионах. Подобная дифференциация существовала и до реформы. Однако в советский период развития идея выравнивания социально-экономического положения в отдельных регионах и республиках была одной из основополагающих идей централизованного планирования. Пик выравнивания в региональном аспекте был достигнут к 1991 году. В течение 1992-1993 гг. все достигнутые в этой области результаты были утеряны. Произошел скачок в показателях дифференциации, которая резко усилилась. Эти процессы характерны как для России в целом, так и для Дальнего Востока.
Вместе с тем государство фактически отказалось от привязанной к конкретным регионам промышленной политики, которая обязательно должна составлять сердцевину рыночных преобразований, так как до тех пор, пока рыночный механизм регулирования не набрал силу, эффективное распределение ресурсов должно обеспечиваться государственными механизмами.
Разумеется, в условиях рыночных преобразований и рыночной экономики вообще нереально ожидать массированное перераспределение факторов производства в масштабах государства с целью создания равных результатов экономической деятельности. Это означало бы отказ от рыночного регулирования и построения рыночной системы хозяйства в целом. В диссертации предлагается изменить сам принцип регулирования пространственной экономической деятельности. Регулирование должно быть модифицировано из системы централизованно задаваемых при межрегиональном распределении факторов производства на множестве национальных экономических и финансовых ресурсов в механизм обеспечения условий для наиболее эффективного использования естественных и экономических преимуществ отдельных регионов, что и обеспечит оптимальное распределение общественных ресурсов, одновременно решив задачу сглаживания межрегиональных различий в сфере социально-экономических стандартов.
Наиболее болезненным отказ от государственной региональной политики, при всей ее неэффективности и противоречивости в советский период, что было связано с предельным искажением реальных приоритетов, оказался для таких регионов, которые подобно российскому Дальнему Востоку, удерживались на орбите внутринационального разделения труда и межрегиональной кооперации почти исключительно за счет государственного перераспределения ресурсов и компенсации объективных удорожаний факторов производства. В новых условиях задача компенсации региональных удорожаний стала обязанностью самих регионов и размещенных в них производств, что сразу заставило их практически уйти с внутреннего рынка, так как ни времени, ни средств для адаптации к новым условиям воспроизводства у них не оказалось.
В наиболее сложном положении оказались регионы севера и востока страны, структура производства в которых была изначально приспособлена
исключительно для функционирования в рамках сбалансированного и гарантированного сотрудничества с другими регионами на внутреннем рынке. С началом экономической реформы объем межрегиональных связей Дальнего Востока значительно сократился, изменился и их характер. Значительно увеличился вывоз сырья и продуктов его первичной переработки, резко увеличился ввоз потребительских товаров. Сокращение межрегиональных связей происходило в течение всего периода реформ более быстрыми темпами, чем снижение объема производства.
Для региона одним из эффективных выходов стало поддержание минимального уровня внешнеторговых связей с сопредельными международными рынками, что позволило для экспортных отраслей заменить внутренний рынок внешним и частично решило проблему ликвидности. Однако и во внешнеэкономической сфере отказ от слабой, но все таки отчетливо выраженной региональной политики, которая проводилась в советский период (предоставление преференций во внешней торговле и в привлечении иностранного капитала) фактически исключил стабильную переориентацию регионального хозяйства с внутринациональной на международную кооперацию. Внутренний рынок последовательно в течение всего периода реформ "конвертировался" во внешнеэкономические связи. Эта конвертация была, как показано в работе, облегчена либерализацией внешнеэкономической деятельности и спровоцирована резким ухудшением конкурентных позиций Дальнего Востока на внутрироссийском рынке.
Анализ внутри российских и внешних экономических взаимодействий, выполненный в диссертации, показал, что характерной реакцией дальневосточной экономики на рыночные реформы стало:
■ автаркизация Дальнего Востока в рамках национальной экономики;
■ автаркизация субъектов федерации в рамках Дальневосточного экономического района.
353
То есть рыночные реформы обусловили в значительной степени дезинтеграцию экономического пространства России на макро и мезоуровнях.
В целом региональная экономическая система на Дальнем Востоке пришла за время реформы в состояние относительного равновесия. Это означает, что внитутрирегиональный спрос и предложение регионального продукта примерно сбалансированы. Но их равенство воспроизводится с каждым годом на более низком уровне, так как величины экзогенного спроса невелики по сравнению с объемом производимого регионального продукта, а собственно региональный спрос также мал. Это означает, что отсутствуют внутренние импульсы для выхода из замкнутого круга: низкий внутрирегиональный спрос - низкие объемы производства - низкие доходы - низкий внутрирегиональный спрос. В такой ситуации естественным выходом может быть только увеличение внешнего по отношению к Дальнему Востоку спроса.
Это тем более важно, что, как показано в диссертации, в регионе фактически не происходит реальной структурной перестройки. Структурные сдвиги обусловлены главным образом изменением ценностных пропорций и сравнительной динамикой выпуска по отраслям. Общее направление структурных деформаций в экономике региона - деиндустриализация при быстром увеличении доли топливно-энергетического комплекса и сырьевого сектора.
Ухудшение конкурентных позиций дальневосточных производителей во многом связано с резким относительным удорожанием энергопотребления и транспортных услуг. Более быстрый рост цен и тарифов на потребляемую тепло- и электроэнергию и на услуги транспорта, а также интенсивный спад в промышленности региона привели к значительному росту энергоемкости продукта и его транспортоемкости. Ранее дотировавшиеся государством из бюджета удорожания энергоресурсов и транспортных услуг, теперь
превратились в тормоз на пути реинтеграции экономики региона в рамках национального рынка, а также в препятствие к наращиванию внешнеэкономического сотрудничества региона.
Результатом стало быстрое сокращение в годы реформы доли дальневосточного региона в формировании российского ВВП, что повлекло за собой снижение доли региона в валовых инвестициях страны. Учитывая объективно повышенную капиталоемкость регионального продукта и особенно его приростов, это является дополнительной и весьма важной причиной длительной стагнации региональной экономики.
На основании вышеизложенного в диссертации делается вывод об особенной важности в переходный период формирования системы территориального управления, адекватной характеру экономического развития. В работе обосновывается тезис о том, что в российских условиях необходимо использование не только традиционных методов подобного управления, но и формирование дополнительных регуляторов, способных обеспечить управляемость территориальным развитием в условиях дефицита финансовых ресурсов.
Одним из важных регуляторов является разработка и реализация региональных программ экономического развития. Учитывая негативные тенденции развития Дальнего Востока, усилившиеся на этапе экономических реформ, субъектами федерации Дальневосточного экономического района и Забайкалья был активирован процесс разработки и принятия на самом высоком уровне государственной программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2005 года. Основной идеей этой программы стали положения, разработанные рядом ученых и исследовательских организаций при непосредственном активном участии автора диссертации, которые заключались в том, что новая версия государственной программы должна быть основана, во-первых, на признании основополагающим институционального статуса программы
(создание программы как программы управляющей), а во-вторых, на вычленении трех основополагающих моментов: 1) структурной перестройке экономики региона; 2) интеграции регионального хозяйства в Азиатско- Тихоокеанский регион; 3) формирование постоянного населения в регионе.
Важной особенностью программы является то, что в нее заложена возможность и целесообразность расширения временного горизонта за собственно программный период. Это означает, что реализуемые в течение программного периода цели являются только этапом в формировании предпосылок геополитической цели - расширения влияния России в бассейне Тихого океана.
Принятие в 1996 году государственной программы само по себе мало изменило ситуацию в региональной экономике, так как стремительность изменения социально-экономической и политической ситуации требовало непрерывной подстройки конкретных параметров программы или же перехода к стратегическому планированию, как фундаменту программных мероприятий в целом.
Ключевым моментом в обеспечении программой условий для стабильного социально-экономического развития региона является реализация структурной перестройки. Однако в программе не прослеживается ясной идеологии организации и механизма проведения структурной перестройки. Ее механизмом может быть только механизм целенаправленного перераспределения ресурсов между отраслями. Но в самой программе внимание сосредоточено не на создании такого механизма, а на сравнительных темпах развития производства в отдельных отраслях. Это ставит судьбу структурной перестройки в зависимость от наполнения бюджетов развития в отдельных отраслях. Это и стало причиной сравнительной неудачи программы в период 1996-1999 гг. Кроме того, программа не успела попасть в бюджетное обеспечение 1996 года, а организационные варианты ее реализации не отработаны до сих пор.
Поэтому диссертант видел свою задачу главным образом в обосновании именно механизмов структурной перестройки и в предложении оригинальной схемы управления и финансирования программных мероприятий. В диссертации предложено формирование специального органа - администрации программы развития в форме государственной корпорации, управляющей фондом развития программы.
Вместе с тем государство фактически отказалось от привязанной к конкретным регионам промышленной политики, которая обязательно должна составлять сердцевину рыночных преобразований, так как до тех пор, пока рыночный механизм регулирования не набрал силу, эффективное распределение ресурсов должно обеспечиваться государственными механизмами.
Разумеется, в условиях рыночных преобразований и рыночной экономики вообще нереально ожидать массированное перераспределение факторов производства в масштабах государства с целью создания равных результатов экономической деятельности. Это означало бы отказ от рыночного регулирования и построения рыночной системы хозяйства в целом. В диссертации предлагается изменить сам принцип регулирования пространственной экономической деятельности. Регулирование должно быть модифицировано из системы централизованно задаваемых при межрегиональном распределении факторов производства на множестве национальных экономических и финансовых ресурсов в механизм обеспечения условий для наиболее эффективного использования естественных и экономических преимуществ отдельных регионов, что и обеспечит оптимальное распределение общественных ресурсов, одновременно решив задачу сглаживания межрегиональных различий в сфере социально-экономических стандартов.
Наиболее болезненным отказ от государственной региональной политики, при всей ее неэффективности и противоречивости в советский период, что было связано с предельным искажением реальных приоритетов, оказался для таких регионов, которые подобно российскому Дальнему Востоку, удерживались на орбите внутринационального разделения труда и межрегиональной кооперации почти исключительно за счет государственного перераспределения ресурсов и компенсации объективных удорожаний факторов производства. В новых условиях задача компенсации региональных удорожаний стала обязанностью самих регионов и размещенных в них производств, что сразу заставило их практически уйти с внутреннего рынка, так как ни времени, ни средств для адаптации к новым условиям воспроизводства у них не оказалось.
В наиболее сложном положении оказались регионы севера и востока страны, структура производства в которых была изначально приспособлена
исключительно для функционирования в рамках сбалансированного и гарантированного сотрудничества с другими регионами на внутреннем рынке. С началом экономической реформы объем межрегиональных связей Дальнего Востока значительно сократился, изменился и их характер. Значительно увеличился вывоз сырья и продуктов его первичной переработки, резко увеличился ввоз потребительских товаров. Сокращение межрегиональных связей происходило в течение всего периода реформ более быстрыми темпами, чем снижение объема производства.
Для региона одним из эффективных выходов стало поддержание минимального уровня внешнеторговых связей с сопредельными международными рынками, что позволило для экспортных отраслей заменить внутренний рынок внешним и частично решило проблему ликвидности. Однако и во внешнеэкономической сфере отказ от слабой, но все таки отчетливо выраженной региональной политики, которая проводилась в советский период (предоставление преференций во внешней торговле и в привлечении иностранного капитала) фактически исключил стабильную переориентацию регионального хозяйства с внутринациональной на международную кооперацию. Внутренний рынок последовательно в течение всего периода реформ "конвертировался" во внешнеэкономические связи. Эта конвертация была, как показано в работе, облегчена либерализацией внешнеэкономической деятельности и спровоцирована резким ухудшением конкурентных позиций Дальнего Востока на внутрироссийском рынке.
Анализ внутри российских и внешних экономических взаимодействий, выполненный в диссертации, показал, что характерной реакцией дальневосточной экономики на рыночные реформы стало:
■ автаркизация Дальнего Востока в рамках национальной экономики;
■ автаркизация субъектов федерации в рамках Дальневосточного экономического района.
353
То есть рыночные реформы обусловили в значительной степени дезинтеграцию экономического пространства России на макро и мезоуровнях.
В целом региональная экономическая система на Дальнем Востоке пришла за время реформы в состояние относительного равновесия. Это означает, что внитутрирегиональный спрос и предложение регионального продукта примерно сбалансированы. Но их равенство воспроизводится с каждым годом на более низком уровне, так как величины экзогенного спроса невелики по сравнению с объемом производимого регионального продукта, а собственно региональный спрос также мал. Это означает, что отсутствуют внутренние импульсы для выхода из замкнутого круга: низкий внутрирегиональный спрос - низкие объемы производства - низкие доходы - низкий внутрирегиональный спрос. В такой ситуации естественным выходом может быть только увеличение внешнего по отношению к Дальнему Востоку спроса.
Это тем более важно, что, как показано в диссертации, в регионе фактически не происходит реальной структурной перестройки. Структурные сдвиги обусловлены главным образом изменением ценностных пропорций и сравнительной динамикой выпуска по отраслям. Общее направление структурных деформаций в экономике региона - деиндустриализация при быстром увеличении доли топливно-энергетического комплекса и сырьевого сектора.
Ухудшение конкурентных позиций дальневосточных производителей во многом связано с резким относительным удорожанием энергопотребления и транспортных услуг. Более быстрый рост цен и тарифов на потребляемую тепло- и электроэнергию и на услуги транспорта, а также интенсивный спад в промышленности региона привели к значительному росту энергоемкости продукта и его транспортоемкости. Ранее дотировавшиеся государством из бюджета удорожания энергоресурсов и транспортных услуг, теперь
превратились в тормоз на пути реинтеграции экономики региона в рамках национального рынка, а также в препятствие к наращиванию внешнеэкономического сотрудничества региона.
Результатом стало быстрое сокращение в годы реформы доли дальневосточного региона в формировании российского ВВП, что повлекло за собой снижение доли региона в валовых инвестициях страны. Учитывая объективно повышенную капиталоемкость регионального продукта и особенно его приростов, это является дополнительной и весьма важной причиной длительной стагнации региональной экономики.
На основании вышеизложенного в диссертации делается вывод об особенной важности в переходный период формирования системы территориального управления, адекватной характеру экономического развития. В работе обосновывается тезис о том, что в российских условиях необходимо использование не только традиционных методов подобного управления, но и формирование дополнительных регуляторов, способных обеспечить управляемость территориальным развитием в условиях дефицита финансовых ресурсов.
Одним из важных регуляторов является разработка и реализация региональных программ экономического развития. Учитывая негативные тенденции развития Дальнего Востока, усилившиеся на этапе экономических реформ, субъектами федерации Дальневосточного экономического района и Забайкалья был активирован процесс разработки и принятия на самом высоком уровне государственной программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2005 года. Основной идеей этой программы стали положения, разработанные рядом ученых и исследовательских организаций при непосредственном активном участии автора диссертации, которые заключались в том, что новая версия государственной программы должна быть основана, во-первых, на признании основополагающим институционального статуса программы
(создание программы как программы управляющей), а во-вторых, на вычленении трех основополагающих моментов: 1) структурной перестройке экономики региона; 2) интеграции регионального хозяйства в Азиатско- Тихоокеанский регион; 3) формирование постоянного населения в регионе.
Важной особенностью программы является то, что в нее заложена возможность и целесообразность расширения временного горизонта за собственно программный период. Это означает, что реализуемые в течение программного периода цели являются только этапом в формировании предпосылок геополитической цели - расширения влияния России в бассейне Тихого океана.
Принятие в 1996 году государственной программы само по себе мало изменило ситуацию в региональной экономике, так как стремительность изменения социально-экономической и политической ситуации требовало непрерывной подстройки конкретных параметров программы или же перехода к стратегическому планированию, как фундаменту программных мероприятий в целом.
Ключевым моментом в обеспечении программой условий для стабильного социально-экономического развития региона является реализация структурной перестройки. Однако в программе не прослеживается ясной идеологии организации и механизма проведения структурной перестройки. Ее механизмом может быть только механизм целенаправленного перераспределения ресурсов между отраслями. Но в самой программе внимание сосредоточено не на создании такого механизма, а на сравнительных темпах развития производства в отдельных отраслях. Это ставит судьбу структурной перестройки в зависимость от наполнения бюджетов развития в отдельных отраслях. Это и стало причиной сравнительной неудачи программы в период 1996-1999 гг. Кроме того, программа не успела попасть в бюджетное обеспечение 1996 года, а организационные варианты ее реализации не отработаны до сих пор.
Поэтому диссертант видел свою задачу главным образом в обосновании именно механизмов структурной перестройки и в предложении оригинальной схемы управления и финансирования программных мероприятий. В диссертации предложено формирование специального органа - администрации программы развития в форме государственной корпорации, управляющей фондом развития программы.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ И СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ И СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Региональные приоритеты повышения экономической безопасности в условиях глобализации
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИ-ЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ(НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



