Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегии регионального развития в условиях экономической стагнации

Работа №11886

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
675
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
1 Теоретические основы стратегического планирования как инструмента
социально-экономического развития региона 13
1.1 Сущность стратегического планирования на федеральном и региональном
уровне 13
1.2 Основные этапы регионального стратегического планирования и
управления 17
1.3 Правовое регулирование регионального стратегического планирования и
управления 22
2 Стратегии развития регионов России в системе стратегического
планирования (на примере разработки стратегии развития Томской области) 31
2.1 Роль и место Томской области в стратегическом развитии России 31
2.2 Анализ состояния стратегического планирования в Томской области. 35
2.3 Анализ стратегии развития Томской области 44
3 Мониторинг регионального развития как информационно-управленческая
основа региональной политики и стратегического управления 52
3.1 Концептуальная основа управления регионом как социальноэкономической системой 52
3.2 Система мониторинга показателей развития региона с многоукладной
экономикой: стратегический аспект 59
3.3 Недостатки и пути совершенствования системы стратегического
планирования на федеральном и региональном уровне 70
4 Социальная ответственность 76
Заключение 87
Список использованных источников 90


Актуальность предоставленной темы обоснована тем, собственно что эффективность регионального управления неделимо связана с усовершенствованием актуального значения людей, живущих на данной территории. Как раз вследствие этого финансовое становление - это понятие, которое отвечает за прогресс и целенаправленность в изменении структуры, взаимодействие ее составляющих, а еще увеличение свойства функционирования системы изготовления. Под сведениям термином идет по стопам воспринимать своевременную модернизацию изготовления, обновление его структуры и улучшение ведущих функций. Во всяком случае все нововведения, нацеленные на финансовое становление ареалов, обязаны владеть передовой нрав и главным их направлением надлежит быть наращивание производственного потенциала ареала.
Для всякой системы управления имеет возможность быть использован общий закон: «Эффективное управление системой вполне вероятно, в случае если многообразие вероятностей управляющей подсистемы не меньше контраста обстановок в управляемой подсистеме». Становление рыночной инфраструктуры приводит к наращиванию числа и увеличению степени трудности составляющих систем управления экономикой в целом и ее субъектов.
Стихийное регулировка взаимодействия меж веществами всякого облика систем (экономической, социально-политической, производственной и других) не разрешает реализовать оценку отношений системы с находящейся вокруг средой и изнутри самой системы управления; принимать во внимание моменты, действующие на функционирование системы; реализовать выбор направлений становления и улучшения систем.
Важным составляющей рыночной экономики, инвентарем управления хозяйственной деятельностью считается планирование - процесс разработки и принятия заключения, направленного на достижение целей при
наибольшей производительности функционирования объектов управления. Более весомым в длительной возможности видется стратегическое планирование, предполагающее планирование не лишь только грядущих перемен, но и планирование вероятных результатов последствий от заключений, принимаемых в подлинном.
В стратегическом планировании реализуется прогрессивная концепция планирования, нацеленная на создание плановой модели, сочетающей организационно-технологические и интеллектуальносоциальные процессы. Это разрешает применить при планировании способы прогнозирования, программирования социально-экономических процессов, установить инструменты муниципального регулировки при разработке и принятии управленческих заключений.
Стратегическое планирование и государственное регулировка имеет возможность реализоваться в социально-экономической, научно-технической областях, при заключении вопросов ресурсо- и природопользования. Методические расклады стратегического планирования обеспечивают реализацию многообещающих направлений воспроизводства рабочей силы, регулировки рынка труда, занятости стимулирование научно-технического прогресса.
Степень научной разработанности проблемы. В XX в.
значительный вклад в развитие теории и практики планирования внесли Р. Тагвелл, Дж. Форестер, Ф.А. фон Хайек, Э. Банфилд, Дж. Бризон, Ю. Хабермас, Ч. Линдблом, Дж. Фридман, А. Фалуди и др. Определенное влияние на формирование методологии планирования в целом и стратегического планирования в частности после Второй мировой войны оказали труды социальных философов, в первую очередь К. Манхэйма и К. Поппера. Среди основных идеологов стратегического управления и планирования следует выделить И. Ансоффа, Г. Минцберга, М. Портера, П. Дрюкера, Д. Миллера, А. Чандлера, Ф. Селзника, Й. Шумпетера, Р. Саймонса, Ч. Линдблома и др.
Проблемы формирования в России регионального и муниципального стратегического планирования рассматривались в трудах В.Г. Введенского, А.Г. Гранберга, В.В. Климанова, О.В. Кузнецовой, В.В. Кулешова, В.Н. Лексина, П.А. Минакира, Н.Н. Михеевой, Ю.В. Савельева, В.И. Суслова, А.Н. Швецова, Л.С. Шеховцевой, А.И. Шишкина, Б.М. Штульберга и др.
Объектом исследования является стратегическое планирование как инструмент социально-экономического развития региона.
Предмет исследования - особенности реализации стратегического планирования как инструмента социально-экономического развития Томской области.
Целью работы является анализ и оценка особенностей стратегического планирования как инструмента социально-экономического развития Томской области.
Цель обусловила решение следующих задач, определивших структуру работы:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования;
- выявить основные этапы регионального стратегического планирования и управления;
- проанализировать систему стратегического планирования в Томской области;
- рассмотреть концептуальную основу управления регионом как социально-экономической системой;
- рассмотреть систему мониторинга показателей развития региона с многоукладной экономикой.
Теоретическая и методологическая база исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских научно-практических конференций и семинаров, посвященных теоретическим и практическим вопросам стратегического планирования и управления.
Методологическую основу исследования составили методы системного, функционального и сравнительного анализа, а также методы обобщения и аналогии, сравнительных и экспертных оценок, статистической обработки данных.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования в научных исследованиях, касающихся тематики стратегического планирования регионального развития. Рекомендации, данные в работе, могут быть использованы в рамках деятельности региональных и муниципальных органов власти при актуализации стратегий развития территорий.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержащего в себе 43 наименования. Основной текст работы изложен на 70 страницах и включает в себя 4 рисунка, 2 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показало исследование, в России имеются резервы и в развитии научных и методологических основ регионального стратегического планирования и в его законодательном и организационном сопровождении.
Реальная практика регионального стратегирования в российских регионах и городах пока далека от совершенства: используются устаревшие методические схемы и приемы; при формировании региональных стратегий, долгосрочных планов и программ не учитываются ключевые различия между стратегическим и традиционным долгосрочным планированием; региональное стратегическое планирование строится по шаблону стратегического планирования деятельности фирм и корпораций, и при этом не принимаются во внимание специфические особенности региональных систем как объектов стратегирования; стратегическое планирование не подкрепляется реальным и эффективным стратегическим управлением; практически отсутствует мониторинг эффективности реализации стратегий, программ и их проектов и мероприятий; слабо используются современные возможности информационных технологий (в частности, интернет технологий).
Самым большим недостатком внедряемых в федеральных округах, регионах и городах систем стратегического планирования являются их формализм и чрезмерная " технологичность " в ущерб социальной направленности, отсутствие эффективных институциональных условий и механизмов реализации, слабое вовлечение бизнес-структур и институтов гражданского сообщества в процессы регионального стратегирования. В целом развитие стратегического планирования в России пока осуществляется в формате единичных и слабо связанных между собой акций вне контекста общих системных преобразований общества, экономики и управления.
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для всякого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы общественной защиты сельского населения;
- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Разработка комплексных долгосрочных программ социальноэкономического развития регионов России проходила в основном в первой половине 2000-х годов, и разрабатывались программы чаще всего на период до 2010 года.
Стратегия развития Томской области предполагает движение по следующим направлениям:
1. Создание инновационного территориального центра «ИНО Томск»,
2. Повышение качества жизни и развитие социальной среды,
3. Сбалансированное территориальное развитие Томской области,
4. Улучшение инвестиционного климата и активное привлечение инвестиций,
5. Совершенствование государственного и муниципального управления.
Таким образом, мониторинг реализации стратегии позволил сделать следующие выводы:
1. Формирование системы показателей (индикаторов) даст возможность адекватно оценить текущее состояние исследуемого процесса или объекта, а также выявить тенденции его развития,
2. Создание модельно-инструментарного блока позволит на основе современных методов анализа и прогнозирования дать оценку экономической динамике исследуемых процессов и явлений.



1. Акмаева Р. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. М., 2006. 346 с.
2. Прокопчук Л.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 64 с.
3. Чумакова С.В. Модель стратегического развития региона
[Электронный ресурс] / Одесский национальный политехнический университет. URL: http://www.rusnauka.com/NPM/Economics/13_13_
chumakova.doc.htm (дата обращения: 05.08.2016).
4. Стратегическое планирование на региональном уровне. [Электронный ресурс] / URL: http://kpfu.ru/docs/F1553168800/4_Bog_lek3.pdf. (дата обращения: 04.07.2016).
5. Владимировна Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков, 2001. С 38-40.
6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М., 2004. С. 32-45.
7. Нормативно-правовое регулирование стратегического
планирования в РФ [Электронный ресурс] / URL:
http://econf.rae.ru/pdf/2013/12/2970.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
8. Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и нормативно-правовое регулирование. М.: Издательский дом «Филинъ», 2007. 340 с.
9. Савельев Ю. Обоснование и выбор стратегий повышения конкурентоспособности российских регионов // Федерализм. 2011. № 4. С 1730.
10. Официальный интернет портал Томской области [Электронный ресурс] / URL: http://tomsk.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2016).
11. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) [Электронный ресурс] / URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/29000/ (дата обращения: 12.04.2016).
12. Алифирова И.Ю. Стратегическое планирование развития региона на примере Томской области / Государственное и муниципальное управление в XXI веке. [Электронный ресурс] / URL: file:///D:/Documents%20and%20 Settings/404/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%
D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/Downloads/strategiches koe-planirovanie-razvitiya-regiona-na-primere-tomskoy-oblasti.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
13. КонсультантПлюс: О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 2016. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.08.2016).
14. Стратегия социально-экономического развития Томской области
до 2030 года [Электронный ресурс] / URL:
http://www.investintomsk.com/files/doc/strategiya_ser_do_2030g.pdf (дата обращения: 03.04.2016).
15. Ходачек В.М. Национальное стратегическое планирование как условие устойчивого развития российской экономики // Управленческое консультирование. 2009. № 1. С. 96-103.
16. Чмышенко Е.В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник ОГУ. 2010. № 9. С. 77-82.
17. Андреев А., Борисова Л., Плучевская Э. Региональная экономика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
18. Боголюбов С. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект. 2010. 280 с.
19. Большаков С.Н. Политика регионального экономического развития: методы и механизм. М., 2015. 331 с.
20. Гаджиев Ю.А. Зарубежные теории регионального экономического роста и развития // Экономика региона. 2009. № 7. С. 45-62.
21. Градостроительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на июль 2012 г.). М.: Проспект, КноРус, 2012. 160 с.
22. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2014. 496 с.
23. Ермошина Г. П., Поздняков В. Я. Региональная экономика: учебное пособие. М.: ИНФРА, 2013. 576 с.
24. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. 584 с.
25. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. и др. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Е. Коваленко, Г. Зинчук, С. Кочеткова и др. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
26. Кузнецов В. Ф. Экономика Челябинской области: состояние, проблемы и перспективы развития. Челябинск: Челяб. инс-т УрАГС, 2015. 225 с.
27. Попов Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 288 с.
28. Региональная экономика и управление: учебник / Под ред. Ю. Дульщикова, А. Гапоненко. М.: РАГС, 2014. 616 с.
29. Региональная экономика: учебник / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 528 с.
30. Региональная экономика: учебное пособие / Под ред. В. И. Видяпина. М.: ИНФРА, 2014. 672 с.
31. Региональная экономика: учебное пособие / Под ред Ю. Симагина, В. Глушковой. М.: Кнорус, 2013. 352 с.
32. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник для студ. вузов / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2012. 416 с.
33. Развитие стратегического планирования и программно-целевого управления на региональном уровне / Экономико-правовые институты
34. Селиверстов В.Е. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического планирования // Регион: экономика и социология. 2010. № 12. С. 3-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ