Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин

Работа №8240

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы217стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
950
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН 12
1.1. Современные тенденции в организации гражданского образования
и роль общественных дисциплин в их реализации 12
1.2. Гражданская позиция как важнейший компонент
системы гражданского образования 40
1.3. Особенности формирования гражданской позиции
в подростковом возрасте 60
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ С ЦЕЛЬЮ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН 75
2.1. Применение рефлексии в процессе формирования
гражданской позиции личности 75
2.2. Педагогическая технология формирования гражданской позиции подростка на основе рефлексии при изучении
общественных дисциплин 105
2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 174
ПРИЛОЖЕНИЯ




Проблема гражданского становления подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом общества, - одна из важнейших в российском образовании. К общим тенденциям современной жизни можно отнести «ускорение темпов общественного развития, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения готовности граждан к такому выбору». [94] Модернизация всех сторон российской действительности - процессы формирования гражданско¬го общества, правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, — включает модернизацию системы образования. Важнейшая составляющая этого процесса - организация системы гражданского образования. [139] В связи с этим, выдвигаются новые социальные требования к системе Российского образования, за¬дача их реализации определяется и в Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14).
Вопросы гражданского образования человека актуальны и для стран со сложившейся системой ценностей гражданского общества, а также для тех государств, где возникла необходимость её усвоения. Так, «одной из причин падения идеи гражданского общества в США является растущая зависимость решения социальных проблем от политики правительства» [53, с.20] В странах Центральной и Восточной Европы интерес к гражданскому обществу и гражданскому образованию проявился во время краха тоталитарных режимов в начале 1990-х годов: со сменой традиционных идей и обычаев началась всесторонняя перестройка социальных, экономических, политических структур. Стремление не допустить потери привлекательности идеалов гражданского общества в начале XXI века привело к возникновению интереса в международном сообществе к интеграции в решении обозначенных проблем, к распространению международных проектов в сфере гражданского образования, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.
Общество делегирует школе задачу формирования у подрастающего поколения необходимых жизненных позиций, идеалов и устремлений, дающих им возможность адаптации в современном мире. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, гражданской позиции личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Актуальным требованием в этой связи являются субъективация подготовки учащихся, формирование их готовности к активной, творческой деятельности на благо общества, способности пользоваться своими правами и выполнять обязанности, что является сложной проблемой задействования личного опыта и его рефлексии, в том числе в процессе обучения общественным дисциплинам. Эта проблема подчеркивается и в государственном образовательном стандарте, где в разделе требований к рефлексивной деятельности выпускника средней школы обозначено такое умение, как умение отстаивать свою гражданскую позицию. [201]
Различные аспекты гражданского образования, такие как формирование гражданственности, правового сознания, подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, стали предметом научного исследования отечественных учёных А.С. Аникеева, JI.H. Боголюбова, Т.В. Болотиной, Н.М. Воскресенской, Е.Е. Вяземского,
О.В. Лебедевой, В.П. Пахомова, А.С. Прутченкова, А.Н. Тубельского, Г.Н. Филонова, И.Д. Фрумина, М.А. Шкробовой, Н.И. Элиасберг, др.; зарубежных исследователей М. Бренсон, JI. Нельсона, Дж. Патрика, М. Тейлор- Тома, Ч. Уайта, С. Шехтера, др.
Основательно рассмотрены вопросы, связанные с развитием качеств гражданина (А.М. Бабаев, Б.З. Вульфов, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева,
Н.А. Савотина, Э.П. Стрельникова, Г.Н. Филонов, А.Ф. Шамич,
Н.И. Элиасберг), формирования знаний и умений в правовой и политической областях (А.Я. Азаров, К.С. Гаджиев, А.Н. Иоффе, А.Ф. Никитин, др), в настоящее время разрабатываются проблемы компетентностного подхода в гражданском образовании (В.В. Башев, В.Н. Болотов, О.Е. Лебедев,
А.А. Пинский, И.С. Сергеев, И.С. Фишман, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин, ДР-)-
Существенный вклад в решение проблемы формирования гражданской позиции личности внесли работы Г.И. Аксеновой, Т.С. Воропаевой, Б.З. Вульфова, О.Н. Прокопец, Э.П. Стрельниковой, И.Л. Судаковой, Г.Н. Филонова, Н.И. Элиасберг, др. При этом исследователи не нашли однозначного подхода к характеристике понятия «гражданская позиция», определяя её через характеристику личности (Г.И. Аксенова, Т.С. Воропаева), её интегральное качество (Э.П. Стрельникова), совокупность гражданских или нравственных качеств (С.В. Митросенко, Д. Патрик, А.Ф. Шамич) или граж¬данское свойство (Н.И. Элиасберг).
Многие сторонники реализации идей гражданского образования рассматривают возможности применения рефлексии в учебном процессе на разных возрастных этапах (В.В. Башев, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова, С.И. Володина, Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова, С.А. Морозова, Е.А. Певцова, Я.В. Соколов, В.В. Спасская, Н. Г. Суворова, И.Д. Фрумин, Е.А. Ходос, А.Я. Юдовская, др.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Активизация осуществления идей гражданского образования в нашей стране с середины 90-х годов XX века была обусловлена осознанием важности подготовки активных и ответственных граждан, что вызвало появление целого ряда рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и включении вопросов гражданского образования в ряд важнейших нормативно-правовых актов на государственном уровне.
Представители педагогической общественности, включившись в реализацию идей гражданского образования, организовали серьезную научно - исследовательскую работу по изучению его различных аспектов, а также практическое внедрение результатов теоретических разработок. Обобщив разработанные в психолого-педагогической литературе подходы к сущности и характеристике современного гражданского образования, мы пришли к следующим выводам:
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам развития гражданского образования, определения его основополагающих компонентов, на наш взгляд, недостаточно внимания уделялось проблеме решения задачи формирования гражданской позиции личности, хо¬тя её актуальность определена и в нормативных документах, обозначена в ряде подходов как одна из основных идей и компонентов гражданского образования, результата процесса приобщения учащихся к гражданской культуре, как личностного аксиологического результата гражданского образования. Но в системе гражданского образования данный термин не разработан.
На основании теоретических трудов и практических разработок мы рассматриваем гражданскую позицию как важнейший компонент гражданского образования. На основании анализа термина «позиция» (рефлексивное отношение субъекта, основанного на личностно значимых ценностях, проявляющегося в деятельности) и «гражданственность» (интегративное качество личности, к основным элементам которой относятся нравственная и правовая культура, выражающееся в чувстве собственного достоинства, внутренней
свободе личности, дисциплинированности, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств) мы определяем гражданскую позицию как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей. Активная гражданская позиция определяется отношением субъекта к собственной деятельности и собственным действиям в соответствии с системой гражданских ценностей и проявляется в готовности и способности к нравственному, социально-полезному и ответственному действию.
Процесс формирования гражданской позиции должен строиться на взаимосвязи когнитивного, аксиологического, деятельностного компонентов, то есть триады «знать - уметь - действовать» и на основе его эмоциональной составляющей. Эти выводы позволяют обосновать приоритеты в выборе содержания, учебных средств и методов формирования гражданской позиции в учебном процессе: всесторонне изучая современное общество и его историю, необходимо создавать ситуацию выбора, проблемного затруднения, условия для выражения отношения личности к явлениям и процессам действительности и процессу их самопознания, возможности к самоанализу и самооценке собственной гражданской деятельности на основе соотношения её с гражданскими ценностями и общепринятыми социальными нормами.



1. Абрамян, Т. М. Подготовка будущих учителей к гражданскому воспитанию подростков [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Абрамян. - М.,
1991. - 185 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения [Текст] : схемы и тесты / Айсмонтас Бронюс Броневич. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 175 с.
3. Аксенова, Г. И. Формирование субъективной позиции учителя в процес¬се профессиональной подготовки [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук :
13.0. 08 / Г. И. Аксенова. - М., 1998. - 450 с.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение. - 1984. - 176 с.
5. Андреевская, Т. П. Некоторые проблемы патриотического воспитания на уроках истории [Текст] / Т. П. Андреевская // Гражданско-правовое об¬разование и воспитательный потенциал курсов истории : сб. статей / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. - СПб., 2004. - С. 26-31.
6. Аникеев, А. Концепция гражданского образования [Текст] : проект /
А. Аникеев [и др.] // Настольная книга учителя обществознания : справ.- метод. пособие / сост. Т. И. Тюляева. - М., 2003. - С. 47-76.
7. Арасланова, О. В. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского. - М.: ВАКО, 2004. - 284 с.
8. Ахметова, И. Мой выбор [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей сред. шк. / И. Ахметова. - М.: Учительская газета, 2002. - 120 с.
9. Бабаев, А. М. Педагогические условия гражданского воспитания уча¬щихся [Текст] : (на примере школы русской национальной культуры) : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01 / А. М. Бабаев. — Кемерово, 2000. — 206 с.
10. Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. - 380 с.
174

11. Баранов, П. А. К вопросу о ценностных основаниях школьного истори¬ческого образования [Текст] / П. А. Баранов // Гражданско-правовое об¬разование и воспитательный потенциал курсов истории : сб. статей / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. - СПб., 2004. - С. 23-25.
* 12. Барцалкина, В. В. Развитие самосознания в подростковом и юношеском
возрастах как основа личностного самоопределения [Текст] /
В. В. Барцалкина // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников : сб. науч. тр. / под ред. М. Р. Гинзбург. - М., 1987.-С. 23-30.
-ф 13. Барчунова, Т. В. Анализ эволюции стиля мышления в исследованиях
языка [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Татьяна Владимировна Бачурнова. - Новосибирск, 1990. - 15 с.
14. Башев, В. В. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. В. Башев, И. Д. Фрумин — М. : МИ- РОС, 2002.-176 с.
Щ
15. Бедерханова, В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. П. Бедерханова. - Краснодар, 2002. - 413 с.
16. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. -
1 192 с.
17. Белоногова, В. Н. Технология формирования рефлексивной позиции младших школьников в процессе гуманизации межличностных отноше¬ний [Текст] : современные технологии в образовании : сб. науч. трудов /
В. Н. Белоногова ; под ред. Н. В. Сергеевой. - Магнитогорск : Изд-во
• МаГУ,2001.- 143 с.
18. Беляков, Е. Перемен.ги ИЛИ как развиваться профессиональной педаго¬гике [Текст] / Е. Беляков // Активная школа : теория, практика, перспек¬тивы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. - М., 2005. - С. 45-47.
Ш
175

19. Богатенкова, Н. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения [Текст] / Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская. - СПб : [Б. и.], 2001.
20. Богин, В. Г. Рефлексия как часть содержания образования [Текст] /
'• В. Г. Богин // Прогностическая концепция целей и содержания образо¬
вания / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М., 1994. - С. 107—
123.
21. Богин, В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В. Г. Богин // Современная дидактика : теория - прак-
щ тике / под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М. : Изд-во ИТ-
ПиМИО РАО, 1993.-С. 153-175.
22. Боголюбов, Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как не-обходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Социально-политический журнал. - 1997. - № 3. - С. 104-119.
т
23. Боголюбов, Л. Н. Концепция гражданского образования в общеобразо-вательной школе [Текст] / Л. Н. Боголюбов [и др.] // Преподавание исто¬рии и обществознания в школе. - 2003. - № 9. - С. 20-30.
24. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] : психологическое исследование / Л. И. Божович. - М. : Просвещение,
• 1986.-464 с.
25. Болотина, Т. В. Гражданское образование в год гражданственности [Текст] / Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. - № 4 - С. 35-37.
26. Болотина, Т. В. О развитии гражданского образования в России : На- щ стольная книга учителя обществознания [Текст] : справочно¬методическое пособие / Т. В. Болотина, Т. И. Тюляева ; сост. Т. И. Тюляева. - М.: Астрель : ACT, 2003. - 428 с.
27. Болотина, Т. В. Цели и задачи гражданского образования [Текст] / Т. В. Болотина, С. В. Тырин // Гражданское образование : формирование
176

*
активной жизненной позиции гражданина : сб. ст. для методистов и пре-подавателей общественных дисциплин. - М., 2001. - С. 7-16.
28. Болотов, В. Компетентностный подход в образовании [Текст] : от идеи к образовательной программе / В. Болотов, В. Сериков // Активная школа : теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. - М., 2005.-С. 103-108.
29. Болотов, В. А. Проектирование профессионально-педагогического обра¬зования [Текст] / В. А. Болотов [и др.] // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 66-68.
30. Большая советская энциклопедия [Текст]. В 30 т. Т. 20. Плата-Проб. / гл. ред. А. М. Прохоров - М., 1975. - 607 с.
31. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2004. - 672 с.
32. Бутенко, А. В. Критическое мышление [Текст] : метод, теория, практи¬ка : учебно-методическое пособие / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. - М. : МИРОС, 2002.- 176 с.
33. Вазина, К. Природно-рефлексивная технология саморазвития [Текст] / К. Вазина. - М., 2002. - 145 с.
34. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, актуальная лексика [Текст] : словарь / Светлана Марковна Вишнякова ; М-во общ. и проф. образования РФ, Управление сред. проф. образова¬ния, науч.-метод. центр сред. проф. образования. - М. : Новь, 1999. - 535, [2] с.
35. Войтек, И. М. Оценка и развитие рефлексивного мышления [Текст] : учеб. пособие / И. М. Войтек, И. Н. Семенов. - Новосибирск : СибАГС,
2001. - 144 с.
36. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова [Текст] : из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделение школы № 1133 г. Москвы) / А. Б. Воронцов. - М., 1998.-360 с.
177

37. Воропаева, Т. С. Структурные и типологические особенности граждан¬ской позиции как системообразующего фактора активности личности [Текст] : автореф. ... канд. психологических наук / Т. С. Воропаева. - Киев, 1990. - 24 с.
38. Воскресенская, Н. М. Мы, народ...Гражданин и Конституция [Текст] /
Н. М. Воскресенская, П. Г. Положевец. — М.: Межрегиональная ассоциа¬ция «За гражданское образование», 1997. — 190 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ