Введение 3
Глава I. Проектная деятельность как средство обучения иностранному языку в школе 6
1.1. История возникновения метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике 6
1.2. Общедидактические и игровые принципы организации и обучения
иностранному языку методом проектов 12
1.3. Особенности реализации метода проектов в сфере школьного обучения.
Роль учителя в организации учебного проекта 21
Выводы по Главе 1 30
Глава II. Методико-дидактические основы использования проектной
деятельности на уроке иностранного языка 31
2.1. Методика организации проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время 31
2.2. Методика поэтапной разработки совместной деятельности учителя и
учащихся при использовании метода проектов на уроке английского языка в рамках системы дополнительного образования 36
2.3. Разработка методических рекомендаций по организации кружковой
деятельности на английском языке для специфических целей с использованием метода проектов 41
Выводы по Главе II 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение
В настоящее время реализация нового государственного стандарта образования осуществляется с помощью различных средств и технологий обучения, основной целью которых является не только передача знаний, а создание условий для наибольшего развития и роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей и природных данных. Применительно к уроку иностранного языка, программа обучения должна быть направлена на реализацию коммуникативного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов, формированию социокультурной компетентности и расширению лингвистического кругозора учащихся. Одной из таких технологий является метод проектов как специально организованная поисково-исследовательская работа учащихся, предполагающая проведение самостоятельной практической деятельности для создания уникального образовательного продукта и фиксации достигнутых результатов.
Организации и применению проектной методики на уроках иностранного языка посвящены труды многих отечественных и зарубежных педагогов, среди которых особое внимание заслуживают работы Н.Ю. Пахомовой, И. Д. Чечель, Е. С. Полат, П. С. Лернер, Е. А. Гилевой, Г. В. Нарыковой, М. В. Игнатьева, Х.Д. Брауна, Д. Е. Ларсен-Фриман и многих других. Однако, несмотря на обширные и многосторонние исследования данной сферы педагогической науки, многие аспекты проектной технологии до сих пор остаются недостаточно разработанными. К таковым, в частности, относятся проблемы:
- малоизученности использования метода проектов в рамках иноязычной деятельности в сфере дополнительного образования (способов и особенностей реализации);
- разработки и применения проектных материалов на уроках английского языка в системе английского для специфических целей (English for Specific Purposes);
- определения языковых особенностей и среды их использования в процессе организации проектной работы.
Вышеназванные проблемы, а также полное отсутствие в широком доступе материалов по применению метода проектов для обучения английского для специфических целей обусловили выбор темы данной выпускной квалификационной работы и обосновали ее актуальность.
Объектом исследования является применение технологии проектного обучения на уроках иностранного языка.
Предметом исследования является процесс организации и проведения урока иностранного языка методом проектов.
Целью настоящего исследования стало выявление и обоснование применения проектной технологии как эффективной методики обучения на уроках иностранного языка.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические и практические основы применения проектной технологии в обучении иностранному языку;
2. разработать урок английского языка с использованием метода проектов в рамках предмета «Авиационный английский» у учащихся 10-11 классов;
3. экспериментально проверить и обосновать эффективность использования метода проектов на уроках иностранного языка в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ научной литературы по теме работы; исследование и обобщение педагогического опыта.
Эмпирические: включенное наблюдение за процессом обучения в системе дополнительного образования, анализ результатов деятельности учащихся и их статическая обработка.
Научная новизна исследования:
1. Обосновано применение проектной технологии в системе английского языка для специфических целей.
2. Определены условия и критерии успешности обучения иноязычной деятельности на уроках иностранного языка методом проектов в рамках дополнительного образования.
3. Разработана методика организации и проведения проектной работы на материале предмета «Авиационный английский» за 10-11 классы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении принципов отбора содержания проекта, использования языкового и речевого материала; в установлении требований к учебной деятельности педагога и учащихся при выполнении проектной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке вокабуляра по теме выбранной проектной работы и методических рекомендаций по применению метода проектов на уроках английского языка в системе дополнительного образования.
Базой исследования выступила средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Казань). Исследование проводилось с подростками десятых и одиннадцатых классов, изучающих предмет «Авиационный английский» в рамках программы «Школа после уроков».
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научной конференции в Казанском Приволжском Федеральном Университете за апрель 2016 года. Также, планируется участие в XXXV студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: гуманитарные науки».
Цели и задачи исследования определили структуру и содержание выпускной квалификационной работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение. В тексте исследования представлены схемы и таблицы.
По результатам данного исследования можно подвести итоги и сформулировать основные выводы:
1. Проведенный анализ теоретических и практических основ применения проектной технологии в обучении иностранному языку позволил дать определение метода проектов как совокупности учебных, исследовательских и поисковых действий учащихся, направленных на решение личностно значимых проблем обучения путем их детальной разработки и оформления полученных результатов. В процессе исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся содержания проекта, принципов и критериев его отбора. Были определены особенности реализации метода проектов в сфере школьного обучения и роли педагога в этом процессе. Большое внимание было уделено проблеме организации деятельности учащихся с использованием проектной методики на уроке и во внеурочное время.
2. Разработанная в рамках исследования проектная работа была построена на использовании комплекса заданий, затрагивающих широкую область знаний, что позволило дать учащимся наиболее всестороннее и полное представление об изучаемом предмете. Тема проектной работы была выдвинута с учетом целей обучения и познавательных интересов учащихся. В ходе работы были созданы условия для развития творческих аспектов мышления, навыков самостоятельной работы, индивидуального подхода и интереса к поисковому виду деятельности.
Критериями оценивания выступили уровень овладения специальной терминологией и лексикой, умение вести конструктивную беседу и дискуссию по обсуждаемым спорным вопросам, защищать свою точку зрения, апеллировать фактами и вести групповую исследовательскую деятельность, что потребовало развития навыков кооперации, умения работать в команде, взаимовыручки и поддержки. Также, в ходе работы особый акцент был сделан на процесс сбора и систематизации материала, умение планировать, анализировать и выбирать наиболее оптимальные варианты решений.
3. Экспериментальная проверка эффективности разработанного урока обосновала применение проектной технологии на уроках иностранного языка в системе дополнительного образования. Определение степени эффективности осуществлялось в ходе контрольных проверок знаний и уровня обученности в сравнении с исходными данными. Контрольные срезы включали в себя краткие речевые, грамматические и лексические задания сходные со срезами предыдущего типа. Общие результаты измерений были подсчитаны по формуле коэффициента успеваемости и представлены в форме таблиц и диаграмм. Основной упор экспериментальной проектной деятельности был направлен на развитие речевых навыков и навыков восприятия информации на слух. По результатам конечного тестирования, показатели данных аспектов изменились на 0,3 единицы, что свидетельствовало об эффективности выбранного метода обучения и его соответствия целям и задачам проектной работы.
Широкая апелляция к педагогическому опыту отечественных и зарубежных исследователей, а также учет специальных требований к реализации проектной работы позволили создать наиболее естественную игровую проблемную ситуацию, формирующую интеллектуальную и творческую инициативность учащихся в решении специфических задач обучения, выбора форм и способов достижения поставленных целей.
Результатом этой работы стал готовый для использования учебный продукт, в ходе реализации которого учащимся удалось получить неоценимый опыт самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
1. Алексеев П.Ф. Личностно ориентированный подход к обучению учащихся проектной деятельности в многопрофильных центрах образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 2006. - 24 с.
2. Английский в фокусе (Spotlight): учебное пособие для 10 класса /
Афанасьева О.В [и др.] - М.: Просвещение, 2012. - 248 с.
3. Английский в фокусе (Spotlight): учебное пособие для 11 класса /
Афанасьева О.В [и др.] - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.
4. Афанасьева О.В. Английский язык (Rainbow English): учебное пособие для 10 класса / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. - М.: Дрофа, 2014. - 256 с.
5. Афанасьева О.В. Английский язык (Rainbow English): учебное пособие для 11 класса / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. - М.: Дрофа, 2016. - 205 с.
6. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В.П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6 -11.
7. Библиолетова М.З. Английский с удовольствием (Enjoy English): учебное пособие для 10 класса / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко. - Обнинск: Титул, 2009. - 215 с.
8. Библиолетова М.З. Английский с удовольствием (Enjoy English): учебное пособие для 11 класса / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко. - Обнинск: Титул, 2011. - 200 с.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 1991. - 248 с.
10. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
11. Богданова Р.У. Психогимнастика развития творческой индивидуальности / Р.У. Богданова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. - 69 с.
12. Богданова Р.У. Педагогическое творчество - важнейшее требование к учителю современной школы / Р.У. Богданова // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: сб. науч. тр. / - СПб, 2013. - С. 23-27.
13. Братенникова А.Н. Метод проектов: история и современность / А.Н. Братенникова, Е.И. Василевская. - Минск: Народная асвета, 2001. - 248 с.
14. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. - Обнинск: Титул, 2001. - 128 с.
15. Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.
16. Громова Т.В. Проектные шаги / Т.В. Громова // Управление школой. - 2005. - № 12. - С. 15-17.
17. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1995. - № 6. - С. 18-20.
18. Зимняя И.М. Психологические аспекты обучения говорению на
иностранном языке / И.М. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
19. Кауфман К.И. Счастливый английский (Happy English): учебное пособие для 10 класса / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. - Обнинск: Титул, 2010. - 288 с.
20. Кауфман К.И. Счастливый английский (Happy English): учебное пособие для 11 класса / К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. - Обнинск: Титул, 2012. - 320 с.
21. Клевцова Н.И. Этапы разработки мультимедийной учебной презентации по ИЯ / Н.И. Клевцова // Педагогический поиск. - 2002. - № 10. - С. 25¬27.
22. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клевцова // Русский язык. - 2002. - № 29. - С. 5-13.
23. Колкер Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
24. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка / В.В. Копылова. - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.
25. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования / Н.Б. Крылова // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 113-121.
26. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
27. Лобанова Н.Е. Метод проектов в практике обучения / Н.Е. Лобанова // Химия в школе. - 2005. - № 4. - С. 9-11.
28. Макарова М.Ф. Развитие творческой активности в современной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2004. - 20 с.
29. Гез Н.И. Практическая методика обучению иностранному языку / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Просвещение, 1982. - 286 с.
30. Морозова М.М. Метод проектов как феномен образовательного процесса в современной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. - 23 с.
31. Муравьёва Г.Е. Закономерности и принципы проектирования
образовательного процесса / Г.Е. Муравьёва // Школьные технологии. -
2004. - № 2. - С. 29-34.
32. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 20-27.
33. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики / З.Г.Нигматов. - Казань: Тарих, 2003. - 271 с.
34. Новиков, A.M. Образовательный проект/ Методология образовательной деятельности / A.M. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.
35. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Д. Новикова // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 11-14.
36. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
37. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 4. - С. 15-17.
38. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук. М., 2005. 239 с.
39. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-10.
40. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
41. Рогожина H.H. Эффективные методики обучения иностранным языкам: использование зарубежных УМК / H.H. Рогожина. - Самара: Асгард, 2003. - 100 с.
42. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В.В. Сафонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 311 с.
43. Салтовская Г.Н. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе / Г.Н. Салтовская, B.C. Мартиросова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 5. - С. 24-28.
44. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен / В.Я. Суртаев. - СПб.: Питер, 2005. - 272 с.
45. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе / Е.Ю. Сухаревская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
46. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер- Минасова. - М.: Слово, 2000. - 624 с.
47. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей
иностранным языкам / И.Е. Шишова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 11. - С. 21-27.
48. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
49. Conole G. Pedagogical review of learning activities and use cases / G. Conole, // G. Conole, A. Littlejohn, I. Falconer, A. Jeffery // LADIE project report. -
2005. - № 3. - С. 21-24.
50. Cuban L. Reforming again, again, and again / L. Cuban // EducationalResearcher. - 1990. - № 19. - С. 3-13.
51. Kademia Yu. Usage of Teaching Interaction Technologies / Yu. Kademia // Theory and Practice of Social System Management. - 2013. - № 3. - С. 16¬
18.
52. Knoll M. The Project Method: Its Vocational Education Origin andInternational Development / M. Knoll // Journal of Industrial Teacher Education. - 1997. - № 34. - С. 59-80.
53. Советский энциклопедический словарь // Публичная библиотека // URL: http://publ .lib.ru/ARCHIVES/S/Sovetskaya Enciklopediya/Sovetskaya Enciklopediya.html(дата обращения 06.04.2016).
54. Brown, T. Multimedia in Education // URL:http://www.Cream,enu.edu.au(дата обращения 03.02.2016).
55.Stern H.H. Fundamental concepts of language teaching // URL: http: //www.academia.edu/8375932/Hans Heinrich Stern Fundamental concepts of lang Book Fi org (дата обращения 12.05.2016).
56. Wolk S. Project Based Learning: Pursuits with a Purpose // URL: http://www.ascd.org/publications/educational leadership/nov94/vol52/num03/Project-Based Learning@ Pursuits with a Purpose.aspx(дата обращения 12.05.2016).
57. Littlejohn A. Developing Teacher Education Schemes // URL:
http: //www.mextesol. net/j ournal/index.php?page=j ournal&id article=961(дата обращения 10.04.2016).