Введение 3
Глава I. Толерантность как социальная, психологическая и
педагогическая категория 15
§1. Толерантность как психолого-педагогическая категория и качество личности, условие ее эффективного и профессионального
функционирования 15
§2. Методологические основы и характерные особенности
толерантных познавательных стратегий - 29
§3. Вузовское научно-образовательное пространство в контексте категории "толерантность" и основные принципиальные подходы к решению проблемы формирования толерантности у субъектов
системы высшего профессионального образования 47
Глава II. Методики формирования толерантности у субъектов
вузовского научно-образовательного пространства 56
§1. Методики формирования толерантности у преподавателя высшей
школы 56
§2. Формирование толерантности у студентов высших учебных
заведений 95
§3. Толерантность как качество личности начинающего исследователя вузовского учебно-воспитательного процесса и пути его
формирования 107
§4. Опытно-экспериментальное решение проблемы формирования толерантности у субъектов высшего профессионального
образования 124
Выводы исследования 143
Список литературы 145
Приложение №1 155
Приложение №2 160
В 1995 г. ООН была принята "Декларация принципов терпимости", в которой провозглашаются принципы человеческого единения в современном мире, указываются пути их практической реализации, раскрывается сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений на межличностном, межгосударственном и внутригосударственном, межконфессиональном и других уровнях — толерантности. В документе указывается, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность это не уступка, снисхождение ли потворство, а активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека" [12]. В документе особо подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание и формирование менталитета толерантности. В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности
- важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке. Выполнение этого требования немыслимо без коренных ^преобразований как в сфере общего среднего, так и высшего профессионального образования. •.
Преломляя все отмеченное выше в плоскость личностных качеств субъектов воспитательно-образовательного процесса, укажем, что под толерантностью целесообразно понимать такую форму их
отношения к окружающему миру и друг к другу, которая прежде всего предполагает проявление согласия, способность сформулировать взвешенную точку зрения, «примиряющую» в той или иной степени полярные и внешне несовместимые компоненты явлений и объектов, что выражается такими категориями как «сосуществование» и «взаимодополнительность».
Занимавшиеся данной проблемой педагоги (В.И.Таланов, П.Ф.Комогоров, И.В.Шеламова, Б.С.Гершунский и др.) отмечают огромную роль исследований в области образовательной теории и практики в решении проблемы формирования толерантности, а также указывают, что именно сфера образования может и должна инициировать интерес общества к проблеме толерантности. Это обусловлено тем, что именно сфера образования может и должна быть заинтересована в инициировании и активной поддержке диалога культур, а также будучи тесно связанной с политикой, способствовать на уровне своей специфической аргументации постепенному совмещению различных политических доктрин, сохранению культурных ценностей и, что самое главное, способности к отвержению силовых методов в качестве пути решения межгосударственных, внутригосударственных, профессиональных и личностных проблем и конфликтов в сфере образования и должна анализировать развитие человеческих контактов на всех уровнях, акцентируя внимание на взаимовыгодном сотрудничестве в различных формах и сферах человеческой деятельности.
Именно поэтому разработка конкретных педагогических акций, связанных с воспитанием толерантности на разных преемственных взаимосвязанных ступенях образования, должна сопровождаться инициированием и обоснованием системы действий как во
внутриобразовательной, так и во внешней, фоновой по отношению к системе образования среде.
Вместе с тем многие исследователи, а также политики и социологи утверждают, что сегодня несформированность у людей толерантного мышления привела к многочисленным кризисам и исторический опыт свидетельствует о сложности практической реализации данных идей: потому, видимо, в современном мире все более и более господствует насилие. Проектируя все отмеченное на систему отечественного вузовского профессионального образования, следует указать, что и в вузовской образовательной среде довольно часто встречаются проявления интолерантности.
Следует отметить особо противоречия в процессе педагогического взаимодействия субъектов вузовского учебного процесса и прежде всего противоречия "преподаватель - студент". К ним относятся противоречия между стремлением преподавателя мотивировать студента к учению, представить ему для усвоения максимально возможный объем информации и широкий перечень мыслительных и практических умений, а также попытками преподавателя стимулировать процесс самообучения студента и явным или скрытым нежеланием студента принимать все изложенное как руководство к действию.
Изменения в социальной и общественной жизни за последние полтора-два десятилетия обострили эту проблему, и сегодня в вузовском образовательном пространстве в большинстве случаев преподаватель с установкам и ориентирами на безмолвно внимающего авторитетам студента 80-х годов и резко изменившийся с тех времен студент, зачастую более слабо мотивированный к процессу учения, не понимающий его смысла в собственной жизни и не желающий признавать никаких авторитетов.
Со стороны преподавателя в плане разрешения возникающих противоречий в подавляющем большинстве случаев наблюдаются попытки их обойти, решить, не вдаваясь в причины появления, лишь усугубляющие существующее положение дел.
В связи с этим возникает проблема разрешения множества малых "производных" противоречий по отношению к заявленному выше, которые требуют ежедневных конкретных решений, в каждом из которых толерантность должна проявиться одной из своих многочисленных сторон.
Слабо проявляется толерантность и в процессе конструирования содержания вузовского образования и, в частности, в условиях резкого увеличения объема накопленных человечеством знаний отдается предпочтение знаниецентристскому подходу (ориентирующемуся лишь на пассивное усвоение информации) и неправомерно ущемляется деятельностный; налицо приоритет теоретического обучения и абстрактных представлений — в противовес неправомерно отодвигаемым на второй план стратегиям практически-преобразовательной деятельности. И таких примеров можно привести много. Все они свидетельствуют о том, что до сформированности у преподавателя и у студента умения представить и выразить взвешенную точку зрения, учитывающую многополярность объекта исследования, разнообразие применяемых методов и подходов, согласовать их еще очень далеко.
Потому конструирование основ и разработка практических рекомендаций вузовской педагогики толерантности, о которой говорит, например, В.И.Таланов, совершенно необходимы сегодня, когда это качество есть абсолютно необходимое условие успешного профессионального и социального функционирования - как студента, так и преподавателя и научного сотрудника вузовской лаборатории.
Таким образом, на сегодняшний день явно обнаруживается ряд противоречий:
1) Между значимостью толерантности личности для выживания человечества и неразработанностью в целостном виде соответствующих воспитательных методик, способствующих формированию и развитию этого качества;
2) Между значимостью толерантности как качества личности для эффективного развития вузовского образовательного пространства и нереализованностью в явном виде данной идеи в функционировании системы высшего профессионального образования, что приводит ко многим негативным последствиям;
3) Между обобщенностью представления толерантности на языке общечеловеческих ценностей и учебно-воспитательным процессом, требующим достаточно высокую степень конкретности при разработке методик и технологий.
Эти противоречия обусловливают актуальность представленного исследования.
1. Толерантность есть абсолютно необходимое условие эффективного социального и профессионального функционирования выпускника учебного заведения системы высшего профессионального образования.
2. Для формирования толерантности у преподавателя высшей школы необходимо:
а) представление преподавателю вуза категории "толерантность" на теоретическом уровне с различными иллюстрациями и примерами - в ходе лекций ФППК, а также различных конференций и т.д.;
б) включение преподавателя вышей школы в ходе обучения на ФППК в различные активные формы работы по анализу и разрешению специально сконструированных противоречий, продуктивная реализация которых возможна в логике проявления преподавателем толерантного мышления — в том понимании, как это представлено в работе.
3. Для формирования толерантности студентов в дополнение к тому, что было разработано исследователями, процитированными в тексте, мы предлагаем:
а) включение в содержание вузовского образования фрагментов, иллюстрирующих различные объекты, явления в логике единства и борьбы противоположностей, иллюстрацию в ходе обучения на примерах научного познания таких его особенностей как существование нескольких научных школ, развивающих полярные подходы и решения одной проблемы, а также иллюстрацию того, к каким трагическим последствиям приводит нетолерантное «выяснение отношений» между научными школами;
143
^ б) включение студента в активные формы аудиторной работы,
предполагающие решение разнообразных по форме и содержанию специально сконструированных задач, содержащих противоречия различной масштабности, разрешение которых будет предполагать реализацию студентом широкого комплекса толерантных познавательных стратегий и свидетельствовать об уровне сформированности последних;
в) организацию психолого-педагогической поддержки студента и создание диагностико-консультационной структуры в рамках вуза;
4. Для формирования толерантности у начинающего педагога- исследователя целесообразно сочетание систематизированного представления категории "толерантность", одной из моделей которого
* ~
является представленный нами спецкурс, с использованием активных форм работы, предполагающих обсуждение и решение специальных ситуационных задач по анализу фрагментов уже защищенных диссертаций на предмет логической правомерности формулируемых выводов, логичности заключений, обоснованности приводимых защитившимся автором критических замечаний.
5. Проведенная экспериментальная проверка предложенных методик показала их результативность и это дает основание утверждать, что выдвинутая в работе гипотеза подтверждена.
1. Антипов В.М. Модель деятельности преподавателя высшей школы // Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. - М. - 1980.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа. - 1980.
3. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. — Самара - СПб: Изд-во СамГПУ. - 1999. - 172с.
4. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления проблемы // Педагогика. - 1996. - №4. — С.23-27.
5. Бестужев-Лада И. Что делать с высшей школой? // Alma-mater. — 1999.-№5.-С.101-103.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М. -1982.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
8. Бусыгина А.Л. Особенности повышения педагогической компетентности преподавателя втуза. // Педагогическая компетентность преподавателя: Сб.науч.тр./ РАО ИОВ. СПб., - 1995. — С.72-78.
9. Бусыгина А.Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса втуза: Дис...канд.пед.наук / РАО, ИОВ, СПб, - 1994. - 189с.
10. Бусыгина А.Л. Организационно-коммуникативные способности преподавателя высшей профессиональной школы как средство реализации системообразующих факторов современного образовательного процесса / СамГПУ. Самара. - 1998.
11. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы непрерывного образования преподавательских кадров системы
145
повышения квалификации // Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов: Проблемы, поистки, опыт. - СПб., - 1992. - С.36-43.
12. Гершунский Б.С. Толерантность в современном мире // Педагогика. — 2002. - №3- С.28-31.
13. Гондоболин Н.Ф. Педагогические способности и их классификация // Материалы конференции по проблеме способностей. М. — 1970. — С.91-94.
14. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель — властитель дум: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. - 1991. - 174с.
15. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение. — 1990. - 144с. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
16. Брофи Дж. и Гуд Т. Отношения учителя и ученика. — 1966.
17. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение. — 1991. - 192с. (Мастерство учителя: идеи, советы).
18. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л. — 1976.
19. Есарева З.Ф., Свиридова Н.Г. Эффективность учебного процесса и развитие форм обучения. Л. - 1976.
20. Захарян Э.А. Психологические предпосылки авторитета преподавателя вуза: Дисс. ... канд.психол.наук. — Ереван. — 1990.
21. Зимняя И. А. Психология слушания и говорения: Дисс....док.психол.наук. М.- 1974.
22. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасович Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства. — Наука. - 1989.
146
И 23. Иванова B.C. К вопросу о коммуникативной активности
личности // Формирование творческой активности личности ученика и студента: Материалы научно-практической конференции. - Минск. - 1994.
24. Проблема формирования индивидуального стиля педагогического общения // Формирование творческой индивидуальности учителя: Материалы научно-практической конференции. - Минск. — 1994.
25. Иванцова J1.B. Самоанализ и обобщение в профессиональной педагогической деятельности // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса. JI. - 1987. - С. 190-196.
26. Ильин Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. — М.:
•%
Просвещение. — 1991.
27. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный. - 1979.
28. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Г. Педагогическое творчество. — М. - 1990.
29. Кертман JI.E. Профессор - профессия? // Вестник высшей школы. - 1986. - №9. — С.25.
30. Кириленко Г.А., Гайко И.Л. Общественно-специфические и межличностные условия пространственной организации общения:
** Текст лекций. - Минск. - 1997.
31. Китель Р.Ю. Труд преподавателя вуза. - Киев. — 1987.
32. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Автореф.дисс. .. .докт.психол.наук. - М. — 1991.
33. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос ИМПЭ м. А.С.Грибоедова. - 2001.
147
34. Кондратьева С.В., Семчук J1.A. Конфликты: причины возникновения. — Гродно. — 1982.
35. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб.пособие для слушателей фак. по подгот. и повышению квалификации организаторов нар. Образования. — М.: Просвещение. — 1986. - 208с.
36. Корнев Г.П. Система повышения профессиональной квалификации учителей физики. Дсс. ... док.пед.наук. — М.- 1989.
37. Космодемьянский А.А. Андрей Петрович Минаков. - М.: Изд-во ВВИА им. Н.Е.Жуковского. - 1963.
38. Краевскй В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во СамГПИ. — 1994.- 165с.
39. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога - что это значит сегодня. // Бийск: НИЦ БиГПИ. — 1996. - 52с.
40. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). — М.: Педагогика. — 1977. - 264с.
41. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследование и критерии оценки его результатов. — Самара: Изд-во СамГПУ. - 1992. — 52с.
42. Кудрявцев Т.В. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы // Вестник высшей школы. — 1984. - №4. - СЗЗ.
43. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование личности: Автореф. дисс. ... докт.психол.наук. — JI. — 1965.
44. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М. - 1985.
45. Левитан К.М. Культура педагогического общения: Уч.пособие.
- Иркутск. - 1985.