Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVI ВЕКА

Работа №82341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. Проблема власти в посланиях Грозного С. 7
1.1. Концепция царской власти в переписке Ивана Грозного и Андрея
Курбского С. 8
1.2 «Идеальный правитель» в представлениях Ивана Грозного (письмо к английской королеве Елизавете I) С. 16
1.3. Идея «духовной» власти в письме Ивана Грозного в Кирилло-
Белозерский монастырь С. 20
ГЛАВА 2. «Официальная» литература XVI века о проблеме власти С. 25
2.1. Идея власти как ключевой момент «Домостроя» С. 27
2.2. Властитель как «верховный» судья в постановлениях Судебника 1550
г С. 32
2.3. Агиографически просветленный образ правителя как временная и пространственная доминанта в «Степенной книге» С. 35
ГЛАВА 3. Проблема власти в русской публицистике XVI века С. 43
3.1. Представления о «благоверном» и «справедливом» царе в сочинениях
Ермолая-Еразма С. 45
3.2. Иван Пересветов о «вере», «правде» и «грозе» государя С. 47
3.3. Максим Грек о нравственной ответственности царя перед Богом и своими
подданными С. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Проблема власти всегда занимала доминирующее положение в русской литературной традиции. Особенно ярко она проявила себя в XVI веке во время процессов государственного строительства, которые явились причиной напряженной идеологической борьбы, нашедшей отражение в литературных памятниках.
В XVI веке происходят серьезные изменения в русской литературе, она будто меняет русло своего развития. В эпоху образования единого русского централизованного государства она становится не просто изображением действительности, но утверждением неких идеалов, которые должны господствовать в обществе. Она является в эту эпоху провозгласителем жизненных ценностей, устроителем идеального единого распорядка и уклада жизни.
Реформы, направленные на укрепление централизованного государства и на унификацию всех сфер общественной жизни, приводили к подведению всей страны под некие нормы. Государственная власть, занятая реформами, сочла оправданным вмешательство во все стороны жизни своих подданных. Создававшиеся произведения приобрели характер предписаний и установлений, официальных историй и поучений.
Именно в XVI веке впервые возникает резкое разделение литературы на официальную и неофициальную. Разворачивается полемика неофициальной литературы с государственными установками. Это находит отражение в резком скачке в развитии русской публицистики, где проблема власти встает на первый план.
Взгляды разных сословий на власть и государственное устройство были противоречивыми, еще никогда в русской литературе не было столь острой полемики, не было такого расхождения мнений. В этом отношении литература XVI века отличается от более ранней древнерусской литературы, поскольку в ней как никогда остро вставали вопросы о соотношении
светской и религиозной власти, об образе идеального правителя, о природе и полноте царской власти, о предназначении, роли и долге монарха, а также о том, на какие слои общества следует опираться правителю.
Актуальность нашего исследования определяется тремя аспектами: историко-литературным, теоретическим и историческим. Во-первых, изучение целого ряда памятников древнерусской литературы эпохи формирования русской государственности в аспекте проблемы власти позволяет глубже уяснить специфические особенности литературы XVI века и понять мировоззренческие позиции участников литературного процесса, что важно для изучения русской медиевистики в целом. Теоретический аспект актуальности определяется попыткой обозначить определенные приемы и средства, особенности жанров, к которым обращаются древнерусские авторы в попытке быть убедительными в изложении своей точки зрения. Наконец, сама проблема власти, которая во многом и определяет развитие литературы в этот период, никогда не утрачивала своей значимости, а сегодня её рассмотрение в историческом аспекте особенно актуально.
Литературное творчество авторов XVI века привлекает исследователей как XIX века, так и ХХ и XXI веков. Можно назвать таких известных ученых, как Н.И. Жданов, А.С. Архангельский, Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, В.В.Кусков, Я.С. Лурье и др., в работах которых рассматривались развитие литературы XVI века, мировоззренческие позиции авторов, особенности стиля их сочинений. Но не существует отдельного целостного исследования по интересующей нас проблеме. Это обуславливает новизну нашего подхода, состоящую в том, что в литературоведении еще не представлен целостный анализ памятников литературы XVI века в аспекте проблемы власти, к которой обращались писатели разных сословий, разного уровня мастерства, разной степени приближенности к власти и в двух ее направлениях - официальной и неофициальной.
Цель исследования - проследить разнообразие взглядов на власть в сочинениях разной направленности - официальной и неофициальной - в русской литературе XVI века.
По определению, данному в философском энциклопедическом словаре под реакцией Л.Ф. Ильичева, «Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия» [69, с. 84].
Определение, которое приведено в философском энциклопедическом словаре под редакцией Е.Ф. Губского, гласит: «Власть - в отличие от физического насилия сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом ее является уважение; этическую ценность она представляет собой тогда и только тогда, когда так направляет уважающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть истории. Власти присуще нечто демоническое» [68, с. 70].
Задачи:
- раскрыть концепцию власти в письмах Ивана Грозного, как непосредственного идеолога власти и показать особенности её выражения Грозным, как писателем;
- исследовать, как проблема власти заявляет о себе в произведениях официальной литературы XVI века;
- рассмотреть взгляды на проблему власти русских публицистов XVI века.
Материалом исследования являются послания Ивана Грозного и его переписка с Андреем Курбским, обобщающие предприятия XVI века (Домострой, Степенная книга), Судебник 1551 года, публицистические сочинения Филофея, Ермолая-Еразма, Ивана Пересветова, Максима Грека.
Предметом исследования является проблема власти в русской литературе XVI века.
Работа состоит из введения, трех глав, внутри каждой из которых по три параграфа, заключения и списка литературы.
При изучении нашей темы были использованы историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы и элементы системного подхода

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Литература XVI века приобретает государственное значение в условиях изменения государственных установок на развитие общества и общественных настроений, что приводит к превращению проблемы власти в наиболее обсуждаемую проблему благодаря общественной весомости поднимаемых ею вопросов.
Важнейшая теория шестнадцатого столетия о Русском государстве как хранителе православия провоцирует полемику в русской публицистике, а также становится основополагающей для официальных сочинений и взглядов Ивана Грозного. Образы идеального правителя и идеального государства - вот главные вопросы литературы. Если обобщающие предприятия гласят, что назначенный властвовать Богом, государь находится в центре мира и являет собой соединение духовного и светского начала, является мерой всего происходящего в государстве, то в сочинениях публицистов проявляется стремление ограничить абсолютную власть самодержца представительными органами, советами. В то время как официальная литература провозглашает законы и нормы поведения для всего русского общества, публицистика обращается к царю со словами и челобитными с целью влияния на его взгляды на власть, общественное и политическое устройство государства.
Таким образом, весь литературный процесс XVI века подчинен различным аспектам проблемы власти и пытается ее разрешить. Официальный взгляд на власть имеет во многом предписывающее значение. Иван Грозный утверждает абсолютную законность, превосходство и мировой авторитет своей власти в открытых письмах, «Домострой» освещает вопросы социально-бытовой жизни, отношений между обладающим властью и подчиняющимся властителю на уровне государство - общество - семья, Судебник утверждает идею о царе как мере всего в государстве, «Степенная книга» доказывает божественность царской власти. Русская официальная литература XVI века становится помощником государства в установлении его предписывающих установок, несет в себе утверждение полноправия, справедливости, силы и беспрекословности царской власти.
Неофициальная литература, представленная в нашей работе публицистикой, также претерпевает сильнейшее по своим масштабам развитие, используя традиционные публицистические жанры в качестве формы выражения своих идей. Обращаясь к царю с челобитными, Иван Пересветов не просто просит, он требует личного внимания царя к предложенным методам реформирования общественно-политического устройства, причем жанр челобитной позволяет наиболее полно выразить идеалы публициста. Максим Грек публикует многочисленные слова, которые представляют собой не просто нравственные поучения, но размышления о характере существующей государственной власти, о необходимости ее взаимодействия с религиозными установками. Ермолай-Еразм превращает свою повесть-житие в форму выражения идей об идеале правителя русской земли.
Литературное мастерство авторов кроме всего прочего выражается в использовании ими высочайших образцов средств убедительности и доказательности высказанных взглядов на власть. Ивана Грозного отличает его литературная игра, способность перевоплощаться и играть разные роли для убеждения оппонента и давления на него. Для убедительности своих идей литераторы XVI века успешно оперируют фактами мировой истории, обращениями к священным писаниям и авторитетным сочинениям. У каждого из публицистов вырабатывается свой оригинальный подход, стремление заинтересовать лично царя в своем подходе к проблеме власти.
Таким образом, концепция власти выражается в литературе XVI века приемами доказательности, жанровой спецификой литературы, а также своеобразием оригинальных взглядов на власть литераторов шестнадцатого столетия.
Результаты исследования были апробированы на трех итоговых студенческих конференциях КФУ, доклад 2014 года занял пятое место, тезисы были опубликованы в сборнике лучших докладов научно- образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета, доклад 2015 года получил второе место, а в 2016 году был удостоен первого места. Статьи 2015 и 2016 годов находятся в печати.
Перспективой нашего дальнейшего исследования является исследование проблемы власти в предшествующий и последующий периоды развития русской литературы.



1. Грек, М. Инока Максима Грека слово, пространне излагающе, с
жалостию, нестроения и безчиния царей и властей последняго жития // Сочинения Максима Грека. - URL:
http://www.rhistory.ru/Istochniki06_046.html(дата обращения: 05.06.2016).
2. Грек, М. Послание к благоверному царю и великому князю всея Руси Иоанну Васильевичу // Максим Грек. Слова и поучения / А. Шевцов. - Иваново: Роща, 2015. - С. 94-103.
3. Грек, М. Слово 5. О покаянии // Преподобный Максим Грек.
Нравственные поучения. - URL:
http: //azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nravstvennye-pouchenij a/5 (дата
обращения: 05.06.2016).
4. Грек, М. Слово 27. Послание к православным, правителям об
управлении и о том, чтобы они судили богоугодно и вместе милостиво // Преподобный Максим Грек. Нравственные поучения. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nravstvennye-pouchenija/27 (дата
обращения: 05.06.2016).
5. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 626-647.
6. Ермолай-Еразм. Правительница. Наставление в землемерии царям, если им угодно // Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 652-663.
7. Законы великого князя Иоанна Васильевича и судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича. - СПб., 1878. - 76 с.
8. Иван IV, Грозный. Второе послание Ивана Грозного Курбскому // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 78-83.
9. Иван IV, Грозный. Первое послание Ивана Грозного Курбскому // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 22-73.
10. Иван IV, Грозный. Послание английской королеве Елизавете I // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 108-115.
11. Иван IV, Грозный. Послание в Кирилло-Белозерский монастырь // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 144-169.
12. Из степенной книги царского родословия // Электронные
публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. - URL: http:// www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10114(дата
обращения: 05.06.2016).
13. Курбский, А.М. Второе послание Курбского Ивану Грозному // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 74-77.
14. Курбский, А.М. Первое послание Курбского Ивану Грозному // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 16-21.
15. Курбский, А.М. Третье послание Курбского Ивану Грозному // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века / сост. и
общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 84-107.
16. Пересветов, И.С. Большая челобитная // Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 602-625.
17. Пересветов, И.С. Малая челобитная // Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 596-601.
18. Пересветов, И.С. Сказание о Магмете-салтане // Сочинения Ивана Пересветова/ Сост. А.А. Зимин. Подг. Д.С.Лихачева. М.; Л.: АН СССР, 1956. - С. 151-161.
19. Пересветов, И.С. Сказание о царе Константине // Антология правовой политической мысли: в 5 т. Т. IV / под ред. Г. Ю. Семигина. - М.: Мысль, 1997. - С.175-177.
20. Сильвестр. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1985. - С. 70-174.
21. Филофей. К великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 436-441.
22. Филофей. Послание к Мисюрю Мунехину // Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 443-455.
II. Теоретическая литература:
23. Архангельский, А.С. Из лекций по истории русской литературы: «Литература Московского государства конца XV - XVIII века» / А.С. Архангельский. - Казань: Тип. Казан. ун-та, 1913. - 670 с.
24. Былинин, В.К. Древнерусская литература: изображение
общества / В.К. Былинин, А.С. Демин - М.: Наука, 1991. - 244с.
25. Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники / Н.С. Демкова - СПб., 1997. - 220 с.
26. Качалкин А.Н. Жанры русского документа допетровской эпохи. В 2 ч. Ч. 1. / А.Н. Качалкин. - М., 1988. - 120 с.
27. Кожинов, В.В. История Руси и русского слова: Опыт
беспристрастного исследования / В.В. Кожинов . - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 511 с.
28. Кусков, В.В.Эстетика идеальной жизни: избранные труды / В.В.Кусков. - М.: МГУ, 2000 . - 319 с.
29. Лихачев, Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Русский путь, 2004. - 340 с.
30. Лихачев, Д.С. Лицедейство Грозного: К вопросу о смеховом стиле его произведений / Д.С. Лихачев // Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л., 1984. - С. 25-35.
31. Лихачёв, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1979. - 360с.
32. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1973, - 254 с.
33. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Избранные работы в 3 т. Т.1. / Д.С. Лихачев. - Л.: Художественная литература, 1987. - 520 с.
34. Синицына, Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции / Н.В. Синицына. - М.: Индрик, 1998. - 416 с.
35. Скрынников, Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV - XVI вв. / Р.Г. Скрынников. - М.: Наука, - 1991. - 397 с.
III. Научно-критическая литература:
36. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. - 1988. - №7. - С.214.
37. Белоновский В. Домострой - «зерцало» быта, традиций и обычаев русского народа / В. Белоновский. - М.: Просвещение, 1999. - 198 с.
38. Будовниц, И.У. Русская публицистика XVI века / И.У. Будовниц. - М.;Л., 1947. - 311 с.
39. Вальденберг, В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVI в. / В.Е. Вальденберг. - М., 2006. - С. 273-289.
40. Веселовский, С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. Три статьи / С.Б. Веселовский. - М.: АИРО - ХХ, 1999. - 79 с.
41. Горский, А.А. Представление о «царе» и «царстве» в средневековой Руси (до середины XVI в.) // Царь и царство в русском общественном сознании / А.А. Горский. - М.,1999. - С. 17-37.
42. Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Гуревич. - М.: Просвещение, 1990. - 156 с.
43. Демин, А.С. Писатель и общество в России XVI - XVII вв. / А.С. Демин. - М.: Наука,1985. - 352 с.
44. Жданов, И.Н. Сочинения царя Ивана Васильевича // Сочинения / И. Н. Жданов. - Спб.,1904. - Т.1 - С. 81-176.
45. Калугин, В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя) / В.В. Калугин. - М.: Языки русской культуры, 1988. - 416 с.
46. Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский / А.В. Каравашкин. - М.: Прометей, 2000. - 418 с.
47. Колесов, В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека / В.В. Колесов. - СПб.: Филол. фак. СПб. гос. ун-та, 2000. - 326 с.
48. Комар, Н.Г. «Домострой» Сильвестра в оценке казанских учёных XIX века / Н.Г. Комар // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 156, кн. 2. - С. 18-26.
49. Ключевский, В.О. Характеристика царя Ивана Грозного // Исторические портреты / В.О. Ключевский. - М.,1991. - С. 5-106.
50. Лихачев, Д.С. Иван Пересветов и его литературная современность / Д.С. Лихачев. - М.-Л., 1956. — С. 28-56.
51. Лурье, Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV / Я.С. Лурье // Послания Ивана Грозного / Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье. - СПб., 2005. - С. 456-495
52. Лурье, Я.С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским в общественной мысли Древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Я.С. Лурье. - Л., 1979. - С. 214-249.
53. Панченко, А.М. Иван Грозный и Петр Великий: концепция первого монарха / А.М. Панченко // Из истории русской культуры / А.М. Панченко, Б.А. Успенский. - М., 2002. - С. 457-478.
54. Романов, Б.А. Люди и нравы Древней Руси / Б.А. Романов - Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1947. - 344с.
55. Скрынников, Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Т. 1. / Р.Г. Скрынников. - Смоленск: Русич. - 1996. - 440 с.
56. Трунова, Т.А. Формирование образа политической власти в Древней Руси / Т.А. Трунова // Изв. Алтайск. гос. ун-та. - 2007. - № 4/1. - С. 117-121.
57. Усачев, А.С. Древнерусская книжность эпохи митрополита Макария: книга степенная царского родословия / А.С. Усачев. - М.-СПб.: Альянс-Архео, 2009. — 760 с.
58. Успенский, Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление) / Б.А. Успенский. - М.,1998. - 670 с.
59. Черникова Т.В. Кнуты и пряники "Домостроя" / Т.В. Черникова // Заблуждения и парадоксы. - 2005. - №5. - С. 89-97.
60. Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси / Т.В. Чумакова - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 268 с.
61. Шлихтинг, А. Царь-палач (грозные времена Ивана Грозного) / А. Шлихтинг, Г. Штаден - Казань: Матбугат йорты, 1998. - 200 с.
62. Шмидт, С.О. К истории переписки Курбского и Иван Грозного // Культурное наследие Древней Руси / С.О. Шмидт. - М., 1976. - С. 147-151.
VI. Справочная и библиографическая литература:
63. Дробленкова, Н.Ф. Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в СССР 1958—1967 гг. В 2 ч. Ч. 2. / сост. Н. Ф. Дробленкова. - Л.: Наука, 1979. - 278 с.
64. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. / А.Б. Есин - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
65. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: ИНФРА М, 1998. - 736 с.
66. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2 (вторая половина XIV - XVI в.). В 3 ч. Ч. 1: А - К /АН СССР ИРЛИ; отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1988. - 516 с.
67. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. и сост. Е.Ф. Губский - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.
68. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. и сост. Л.Ф. Ильичев - М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.
IV. Электронные ресурсы:
69. Глаголева, О. Новое «хорошо забытое старое» // Православие.ру. - URL: http://www.pravoslavie.ru/697.html(дата обращения: 05.06.2016).
70. Колесникова, Т.А. Общественно-политические взгляды Ермолая-
Еразма - URL: http: //lib. pushkinskij dom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/09_tom/Kolesnikova/Kol esnik ova.pdf (дата обращения: 05.06.2016).
71. Летняков, Д.Э. Полемика нестяжателен и иосифлян как предмет политологического исследования. - URL:
https://www.hse.ru/data/2011/03/05/1217200289/Древняя_Русь_Т_3.pdf (дата обращения: 05.06.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ