Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегически ориентированное плановое управление сельским муниципальным районом

Работа №8232

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы169стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
679
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ 11
1.1. Анализ отечественной и зарубежной практики стратегического планирования в муниципальных образованиях 11
1.2. Сельский муниципальный район как объект стратегического планирования 21
1.3. Необходимость стратегического управления в современных
условиях 39
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЛАНОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ 50
2.1. Структурная модель процесса стратегического планирования
в сельском муниципальном районе 50
2.2. Организация стратегически ориентированного планового управления. 61
2.3. Обоснование системы индикаторов стратегического развития муниципального района 76
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГАТЧИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 91
3.1. Муниципальное образование «Гатчинский район» как объект стратегического планирования 91
3.2. Опыт стратегического планирования в муниципальном образовании
«Гатчинский район» 94
3.3. Выбор индикаторов стратегического развития для сельского муниципального образования «Гатчинский район» до 2010 года 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 115
ПРИЛОЖЕНИЯ 124


Коренные изменения общественно-политического устройства России и социально-экономические преобразования, направленные на переход к рыночной экономике, по существу привели к демонтажу прежней системы планово-централизованного управления развитием административно-территориальных образований и обусловили необходимость разработки и внедрения новых методов территориального управления.
Реформа местного самоуправления, осуществляемая в России в начале XXI века, усложнила решение проблем муниципального характера. В сельской местности появилась новая форма муниципальных образований — муниципальный район, в границах которого выделяются административно независимые поселенческие муниципальные образования (волости и поселки городского типа), при этом органы местного самоуправления имеют двухуровневую структуру (районная и поселенческие администрации) и осуществляется новая форма межбюджетных отношений разных уровней управления (в том числе и поселенческих бюджетов).
В новых условиях на региональном и муниципальном уровнях возникла очевидная необходимость реформирования системы планового управления социально-экономическим развитием муниципальных территорий.
Формирование эффективной муниципальной политики в двухуровневом сельском муниципальном районе в современных условиях возможно только путем развития такого управленческого ресурса как стратегическое территориальное планирование, осуществляемое на основе анализа ресурсных возможностей, потенциалов и факторов повышения конкурентоспособности и перспективных местных стратегий развития поселенческих территорий.
Внедрение методов стратегического территориального планирования в плановое управление развитием муниципальных территорий позволяет широко использовать такой мощный общественно-экономический потенциал как консолидация различных ресурсов местного сообщества (организационных, экономических, социальных и партнерских) на достижение общественно¬согласованной цели стратегического плана социально-экономического развития муниципального района.
Важно отметить преемственность стратегического территориального планирования с народнохозяйственным долгосрочным планированием, в разработку научно-методической базы которого внесли большой вклад такие выдающиеся российские ученые как В.В .Новожилов, В.С.Немчинов, А.Г.Аганбегян, С.Г.Струмилин и другие.
Исследованию теоретических аспектов стратегического управления на общенациональном уровне посвящены работы российских ученых Л.И.Абалкина, Л.Е.Басовского, С.Ю.Глазьева, С.С.Дзарасова, В.Е.Дудкина, Б.З.Мильнера, Т.С.Хачатурова, А.Н.Петрова. Обоснование необходимости определения приоритетов развития регионов, отраслей экономики и хозяйствующих субъектов представлено в трудах, выполненных В.А.Ильиным, В.Н.Лексиным, СШ.Литовкой, С.С.Пчелинцевым, B.C. Селиным, Н.Н.Некрасовым, А.И.Татаркиным, Л.И. Абалкиным А.Н.Швецовым.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам выполненного диссертационного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Сельский муниципальный район — новая административно-территориальная форма местного самоуправления в сельской местности, установленная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Район представляет собой особый тип муниципального образования, для которого характерными чертами являются:
• специфика территориального самоуправления заключается в наличии двухуровневой структуре органов муниципальной власти;
• специфика сезонного многоотраслевого сельскохозяйственного производства;
• специфика социального образа и условий жизни сельского населения;
• специфика пространственно-территориальной масштабности поселенческих муниципальных образований и района в целом, которая в свою очередь, определяет специфику оперативно-хозяйственного управления районом, специфику коммуникационной инфраструктуры, территориального обслуживания сельского населения и т.д.;
• специфика стратегических ресурсов развития, основу которых составляют муниципальные земельные ресурсы.
2. Ресурсный потенциал стратегического развития сельского муниципального района обладает многопрофильной структурой, не свойственной городским муниципальным образованиям. В его состав входят:
• муниципальные земельные ресурсы;
• природно-минеральные, лесные и водные ресурсы;
• туристско-экскурсионные и рекреационные ресурсы;
• географические транспортно-коммуникационные ресурсы;

113
• территориально-распределенные трудовые ресурсы;
• кооперативные ресурсы партнерского сотрудничества смежных поселенческих муниципальных образований на территории района.
Эффективное использование ресурсного потенциала для социально-экономического развития сельского муниципального района возможно толь¬ко на основе современных технологий системы стратегически территориального планирования и управления, которые в настоящее время во многих глубинных сельских районах еще не нашли широкого применения, в первую очередь, из-за отсутствия сельских муниципальных управленческих кадров, имеющих положительный опыт деятельности в рыночных условиях.



1) Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 г.
2) Постановление Правительства Ленинградской области «Об основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области на период до 2008 гг.» №274 от 25.11.2004 г.
3) Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М, 2004.
4) Актуальные вопросы территориальной организации местного самоуправления / Сб. материалов под общ. ред. Э.Маркварта. М., 2002.
5) Балобанов А.Е. и др. Муниципальные стратегии — сделано в России. М.: Аспект Пресс, 2004.
6) Баскина Л.Н. Стратегический анализ состояния территорий Северо-Западного региона // Региональная экономика—2001—№ 1.
7) Боголюбов B.C. Оганизационно-методологические проблемы совершенствования управления крупным городом // Гуманитарные науки—2002—№ 1-2 (22-23).
8) Боголюбов И.Н., Воронцова И.П. Типология целей для процессов, формализации стратегического планирования // Экономика Северо- Запада: Проблемы и перспективы развития—2001—№10.
9) Васильева Н., Маркварт Э., Чернова И. Организация конкурсов на размещение муниципальных заказов. СПб, 2001.
10) Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПб ГТУ, 1997. 509 с.
11) Воронин А.Г., Лапин В.А., Широкая А.К. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: МОНФ, 1997.
12) Воротилов В.А. От экономики города — к региональной экономике // Гуманитарные науки—2000—№ 3(19).

116
13) Воротилов В.А. Территориальная интеграция и региональная эконо¬мика в России // Региональная экономика—2001— № 1.
14) Вьюшихина Н.Н. Конкурс на лучшую стратегию среди муниципаль¬ных образований Ленинградской области // Евроград—2001—№ 14.
15) Глазырин Н. Экономическая модель местного самоуправления // Эко-номист—1999—№ 11.
16) Голубков Е.М. Использование системного анализа в принятии плано¬вых решений. М.: Экономика, 1982.
17) Городское стратегическое планирование в России: Теория, опыт, пер-спективы / Научные материалы. Ч. 1. СПб.: Ин-т Евроград, ЭИМИ,
2000.
18) Гринчель Б.М. Инвестиционный потенциал стратегического развития города//Евроград—2001—№ 14.
19) Гринчель Б.М. От стратегического планирования к стратегическому управлению//Евроград—2001—№ 14.
20) Гринчель Б.М., Костылева Н.Е. Методология и практика городского стратегического планирования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
21) Гринчель Б., Костылева Н. Сущность и особенности городского стра-тегического планирования // Евроград—2000—№ 12.
22) Гринчель Б.М., Костылева Н.Е., Смирнова Е.А. Повышение конку-рентоспособности территорий как обобщающая задача стратегиче¬ского развития // Экономика Северо-Запада: Проблемы и перспекти¬вы развития—2002—№ 2(12).
23) Гринчель Б.М., Костылева Н.Е., Смирнова Е.А. Развитие стратегиче¬ского планирования в России / Экономические стратегии активных городов. СПб: Наука, 2002.
24) Гусаков М.А., Румянцев А.А. и др. Теоретические основы управления инновационным развитием в регионах разного типа. СПб.: ИРЭ РАН,
2004.

117
25) Джашитов А. Стратегия развития самоуправления местных сооб¬ществ в рамках стратегических планов городов // Евроград—2000— №12.
26) Дудкин Н В. Саморегулирование и регулирование рыночной эконо¬мики // Экономист—1998—№ 5.
27) Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А. Стратегическое планирование на му-ниципальном уровне // Гуманитарные науки—1997—№ 2 (8).
28) Зинкевич, Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: Шаги к созданию. СПб.: Речь, 2003.
29) Иванов С.А., Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе соци-ального управления. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
30) Ильичев Г. Правительство начинает заглядывать в далекое светлое будущее // Известия RU. 13.08.04.
31) Инвестиции в реализации концепции стратегического развития муни-ципального образования / Под ред. В.Е.Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, Ин¬т упр-ия и эк-ки, 2002.
32) Катанадов С.Л. Об опыте социально-экономического развития рес-публики Карелия // Экономика Северо-Запада: Проблемы и перспек¬тивы развития—2002—№ 2 (12).
33) Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального со-циально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
34) Кожин В.А. Механизмы реализации стратегии города // Евроград—
2001— № 14.
35) Колбин У.В. Институционально-экономический механизм правления иностранных инвестиций ПИН. СПб: ГТУ, 1999.
36) Колбин В.В., Колбин У.В. Проблемы методологии стратегического планирования // Гуманитарные науки—2001—№ 1 (20).
37) Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование раз¬вития регионов России: Методология, организация. СПб.: Наука,
2005. 235 с.

118
38) Комаров И. Федеральные целевые комплексные программы: Опыт разработки и осуществления // Экономист—1998—№ 1.
39) Концептуальные основы стратегического плана развития города Ека-теринбурга / Е.Г. Анимица, B.C. Бочко, А.Г.Высокинский, Я.П.Силин, А.М.Чернецкий. Изд-во АМБ, Уральское отделение РАН, Ин-т эк-ки. Уральский госуд. ун-т.
40) Концепция государственной инвестиционной политики на период до 2010 г. // Федеральные отношения и региональная социально-экономическая политики—2001—№ 25.
41) Концепция и стратегический план экономического и социального развития МО «Гатчинский район» до 2010 года. 2002.
42) Королев В.Д. Экономическая политики региона. Проблемы регио-нального и муниципального управления / Материалы конференции, М., 2001.
43) Костылева Н.Е. Западноевропейский опыт разработки стратегии раз¬вития городов и программы городского маркетинга // Евроград—
2000— № 12.
44) Костылева Н.Е. Сетевое партнерство городов и новые подходы к стратегическому управлению // Евроград—2003—№ 16.
45) Кузнецов С.В. Социальные цели развития регионов. СПб.: ИРЭ РАН, 2004.
46) Лексин В.Н., Селиверстов B.C. Сущность, проблемы и механизмы формирования общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем // Регион: Экономика и социоло¬ги—1999—№ 4.
47) Лексин В.Н., Шевцов А.И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999. 368 с.
48) Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.

119
49) Лимонов А.Э. Крупный город. Регулирование территориального раз¬вития и инвестиционные стратегии. СПб.: Наука, 2004.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ