Введение
Глава 1. Становление Грузинского телевидения
1.1. Государственная политика в области СМИ союзных
Республик СССР и история создания телевидения в Грузии
1.2. Первые телевизионные программы, журналисты
Глава 2. Развитие Грузии и телевидения после распада СССР
2.1. Государственное телевидение в Грузии
2.2. Коммерческие телеканалы
Глава 3. Телеканал "Рустави 2"
3.1. Жанрово-тематическое своеобразие
3.2. Языковая и культурная политика
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Телевидение (далее ТВ) в нынешнем мире превратилось в многофункциональный канал влияние на вещественный и духовно - исторический опыт. ТВ становится эффективным органом направления личности человека, идет не только как средство массовой информации (далее - СМИ) и связи, но и как отражение существующей реальности.
Выбранное направление на данный момент в мире ориентируется на развитие общества, нацеленного на достижение информации. Это цели как федерального, так и регионального телевидения. Свойства современного развития составляют общественно-политические и социально-экономические изменения в мире, научно-технический прогресс, а также процессы глобализации.
Послесоветская школа общественно-политических изменений Грузинской республики дает возможность судить о том, что СМИ не только соединяет общество, но и разобщает, так как негативно воздействует на психологическую стабильность вследствие распространения отрицательных ценностных направлений.
Подмена исторических ценностей новыми политическими постулатами приводит к неоднозначным результатам, и этот процесс зачастую имеет неуправляемый характер. Политические, социальные и экономические изменения во всех своих проявлениях отразились и на работе ТВ. Поэтому тема настоящего исследования представляет значительную актуальность, что подтверждается, в частности, активными дискуссиями о роли ТВ в воспитательном процессе, формировании социально-политических установок и повышении культурного уровня аудитории.
Исследование исторических процессов формирования ТВ в Республиках Кавказа имеет особую значимость, так как его появление повлияло на их культурное и национально - государственное развитие. Актуальность темы исследования состоит в том, что в этом году в Грузии, Армении и Азейбарджане на первый план ставят тему поддержания телевещания на родном языке, а также сохранения традиций на телеэкранах, которое воздействует на сознание народа и его патриотическое воспитание, обеспечивает жителей субъективной информацией о происходящем в мире. А также приближает власть и народ, путем демонстрации работы органов власти. Впрочем, на данный момент в национальных республиках происходит интеграция современных технологий. Например, Грузия это первая страна среди кавказских республик- появилось телевидение, тем самым за этот период получен достаточный опыт, как инновационных технологий, так и интерес для соседних Республик. Строительство теле - башни и здания на горе Мтацминда в Тбилиси стало точкой отсчета становления национального телевидения в Грузии. Они были построены в течение года. На том же месте были расположены телевизионный передатчик и студийно - аппаратный блок. Практически в новогоднюю ночь, 30 декабря 1956 года в 20.00 на телеэкранах страны вышла первая телепередача под авторством Акакия Джиджигури. Руководителем телестудии стал Дмитрий Гулисашвили, а первым режиссером Шота Арчвадзе. Телевидение Грузии наработало опыт по освещению национальных тем. Это свидетельствует о необходимости изучения истории становления Грузии. Исследование исторических процессов жизни ТВ, важно как для осмысления дальнейшего развития, как в Грузии, так и в соседних национальных республиках.
Следовательно, актуальность исследования заключается в вариантах информационного развития национальной республики в условиях глобализации.
Объектом исследования выступает телевидение Грузии с учетом выбора форм собственности телевещания, а также политической направленности. В общей сложности в рамках диссертационного исследования проанализировано становление более 15 телеканалов, на всем протяжении их развития от зарождения до сегодняшних дней. В качестве примеров также рассмотрена работа местных каналов кабельного телевидения.
Предметом исследования является процесс возникновения и развития телевидения в Грузии, влияние государственной политики направленное на телевидение, формирование материально- технической базы национального телевещания, качество подбора, обучения и воспитания кадров ТВ в контексте управления телеслужбами, улучшение главных подразделений творчества телестудий.
Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе использования современных научно-методологических подходов, изучения источников и литературы провести комплексное исследование этапов и тенденций становления и развития ТВ в Грузии раскрыть механизмы, обеспечивающие функционирование и развитие ТВ в указанных территориальных границах. Воссоздание целостной картины истории национального телевидения обусловливает конкретные задачи: выявить теоретико-методологическую основу, категориально - понятийный аппарат, степень изученности темы исследования и сформировать источниковую базу для ее раскрытия;
Задачи работы:
- определить этапы становления грузинского телевидения в современных условиях,
- проанализировать основные особенности становления, исторические этапы развития и современное состояние телевидения в Грузии в условиях, когда происходит трансформация общественно - политической жизни и в деятельности СМИ появляется плюрализм мнений,
- изучить модели телевидения, наиболее отвечающие культурной и информационной идентичности;
- выявить перспективы развития телевидения, наиболее отвечающие культурной и информационной идентичности Грузии.
Для достижения поставленной цели и решения задач в данной работе использовались методы историографии, контент - анализа, а также работа обзорного характера.
Эмпирической базой исследования являются каналы Грузии (Рустави, Имеди, Первый канал, а также Объектив)
Теоретико-методологической базой - исторические обзоры и экскурсы в историю грузинского телевидения, публикуемые в учебной и периодической литературе.
Научная новизна диссертации определяется тем, что исследуемые в ее рамках проблемы еще не нашли всестороннего освещения в трудах историков. Данная работа является первым опытом комплексного сравнительно-сопоставительного изучения истории становления и развития ТВ в конкретноисторических условиях национальной республики - на материалах Грузии. Выявляются характерные тенденции многоаспектной деятельности национального ТВ, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. С современных позиций проанализированы предпосылки и факторы, обусловившие становление и развитие ТВ в стране, выделены основные этапы его развития и даны характеристики особенностям функционирования с момента возникновения до наших дней. Впервые в исторической динамике представлено всестороннее - исследование проблемы реализации государственной политики в области национального ТВ, воздействия телевещания на социально-экономическую и общественно-политическую действительность республики в период с 50-х гг. XX в. по начало XXI в. С учетом достижений исторической науки определены качественные изменения национального ТВ с момента его создания до современности, что также является новым в отечественной историографии Грузии. В работе на конкретно-историческом материале воссоздана целостная картина изучаемой проблематики, даются оценки функционирования ТВ в непосредственной связи с исследуемыми историческими событиями и явлениями. Впервые в исторической науке изучается, каким образом национальное ТВ с помощью Интернета и спутниковых технологий интегрируется в мировое информационное пространство, создавая при этом условия для сохранения целостности наций. При разработке, апробировании положений и выводов диссертации в научный оборот введен значительный пласт ранее невостребованных документальных материалов центральных и региональных архивных учреждений Грузии.
Таким образом, история развития телевидения как одного из ведущих каналов массовой информации находила отражение в трудах отечественных исследователей, как в советский, так и в постсоветский периоды. Значительная часть литературы по данной проблематике представлена в основном работами по стране в целом. История создания телевидения, а также то как исторический прогресс влиял на него можно узнать из книги ЗзОбо^обфОЗОотЗ^Юфбдюдоб боэдбз^ддо (Основы исследования журналистики) Р. Сургуладзе, а также Г. Чартолани фд^дОофоюдзОбо^обфозо. бобо^о 1 - фд^ддзОбо^обфозо (Теле - радиожурналистика. Часть 1 - Тележурналистика). Влияние политических процессов на историографии грузинского телевидения в книге И. Ланги ЗдфОО фО оОбдзбддо (Медиа и выборы), а также М. Мацаберидзе ЗобюдОозо 3^836030^006 боЭзо^ддобо фО Зю^офодо (Средства массовой коммуникации и политика). Проблемах и регулирования медиа в Грузии Здфооб ^О^гобго^ОзОо ЗОюд^дЗддо (Философские проблемы медиа) зОбо^обфзОо дотодо фо отзоотОд^з^оОддоб Зд^обобЗддо (Механизмы журналистской этики и саморегулирования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы для создания обобщающих трудов по истории развития СМИ, в частности ТВ Грузии. Автором сформулированы выводы и определены перспективы дальнейшего развития ТВ в Грузии, предложены пути решения вопросов взаимодействия государственного политики в области телевещания, выработаны рекомендации для работы тележурналистов в условиях глобализации. Диссертация представляет интерес и для журналистов-практиков, работающих в национальных республиках в условиях двуязычия, что важно при разработке современных концепций телевизионного вещания с учетом исторического опыта становления и развития телевидения.
Хронологические рамки работы охватывают середину XX - начало XXI вв. и делятся на два периода: советский (1950-е - 1991 гг.) и постсоветский (1991-2009 гг.). Телевидение Советской Грузии старалось не только отображать жизнь страны, все перипетии сложной жизни (борьба за право на свой язык, пропаганда национальной литературы и искусства и т.д.), но и быть активным участником этой жизни. Выбор первых границ обусловлен возникновением телевидения в Грузии. В советское время существовала вертикальная структура управления национальным телевидением как часть Советского Союза. В послесоветское время произошло изменение финансовой и организационной деятельности национального телевещания. Исследование темы в данный период позволило просмотреть динамику развития и зарождение телевидения в Грузии на различных этапах исторического развития.
Территориальные границы диссертации включает территорию Грузии в состав которой которых в советское время входили 3 АССР: Абхазская, Аджарская, а также Юго-Осетинская автономная область. Они характеризуются общностью исторического прошлого, естественно-географической близостью, многонациональным составом населения, тесными связями в экономической, культурной жизни, многими общими традициями. Эти интегративные черты позволяют определить целостность страны. Исторический опыт становления изучается в контексте развития ТВ страны в целом. Приведенные в исследовании факты из истории телевидения Грузии также подтверждают наличие многих общих черт такого социокультурного явления современности, как телевидение.
Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе «Становление грузинского телевидения» решаются задачи становления грузинского телевидения в Советский период, а также государственная политика в области СМИ союзных Республик СССР.
Во второй главе «Развитие Грузии и телевидения после распада СССР» решаются задачи развития грузинского телевидения в Постсоветский период, а также разделение на государственные и коммерческие программы.
В третьей главе «Телеканал Рустави 2» рассказывается о жанровом и языковом своеобразии национального канала.
Результаты исследования позволяют подвести основные итоги, дать историческую оценку идеологической, научно-технической, кадровой, образовательной, воспитательной, просветительской и культурной политике государства. В ходе проведенного исследования исторического опыта функционирования ТВ в Грузии в работе впервые представлена целостная картина изучаемой проблематики. С этой целью были определены методы научного познания исследуемого явления, включающие в себя общенаучные и конкретно-научные методы, на междисциплинарной основе обоснован понятийно-категориальный аппарат, в соответствии с требованиями объективности историографического анализа и стандартов научной этики проанализированы сделанные в научной литературе выводы о различных аспектах истории ТВ в Грузии, изучены основные группы источников и литература, включающие новые документы и материалы, которые позволили конкретизировать представление об изучаемом явлении, уточнить показатели его исторической динамики.
ТВ как инструмент политики государства в советский период характеризуется вертикальной структурой управления. В ходе работы была проанализирована деятельность советского ТВ как особого инструмента пропаганды и идеологического контроля, социального института, формирующего общественное мнение; роль ТВ в пропаганде образцов национальной культуры. Основные направления развития материально-технической базы ТВ, идейное и художественное содержание передач во многом определялись директивами и постановлениями ЦК КПСС, Гостелерадио. Партийные и государственные постановления способствовали не только совершенствованию организационной структуры ТВ, но и усилению его идейно-пропагандистской, политической деятельности. Тематика передач местного ТВ определялась целями и задачами, стоящими перед страной, которые обнародовались в ходе съездов, пленумов ЦК КПСС, в постановлениях высших органов власти. Все существование СМИ было связано с политикой, их главной и определяющей задачей являлось формирование определенных идеологических представлений у населения.
В постсоветский период национальное ТВ (большей частью негосударственные телеканалы) в условиях плюрализма само пытается формировать информационную среду регионов, определять современные подходы к вещательной политике и активно включаться в рыночные отношения. Государственная информационная политика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. отмечена противоречивым и непоследовательным характером, обусловленным спецификой отношений между государством и частным капиталом в области ТВ. Постсоветский период характеризуется разрушением системы централизованного государственного управления в области СМИ. Определяющей тенденцией в развитии ТВ стала децентрализация и регионализация вещания. В начале 1990-х гг. в результате перехода к рыночным отношениям и сопутствующих процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации и приватизации, в стране и рассматриваемых республиках возникло альтернативное негосударственное ТВ. Исчезла абсолютная монополия центральных государственных телеканалов. Вместо единой централизованной системы телевещания в Грузии начал формироваться комплекс государственных и частных телекомпаний.
В ходе исследования было дано целостное представление об этапах, количественных и качественных изменениях, закономерностях и существенных связях исторического развития ТВ на территории рассматриваемых республик в контексте технического прогресса, научно-технической политики государства, проанализированы пути решения вопросов сохранения и совершенствования системы телевещания в условиях рыночной экономики постсоветской Грузии, рассмотрена деятельность национальных телестудий и федеральных телевизионных каналов в условиях конкурентной среды, определены перспективы модернизации телекоммуникационной отрасли, процессы формирования нового типа журналистики -ТВ СМИ, представленного во всемирной глобальной сети.
Предпосылками создания ТВ в Грузии стали технические, идеологические и творческие факторы, обусловленные процессами становления и развития телевещания в стране и мире. 1930-1931 годы. - период становления национального ТВ, время организации широкого телевизионного вещания, опирающегося на опыт первых лет его функционирования. Грузия это первая страна среди кавказских республик- появилось телевидение, тем самым за этот период получен достаточный опыт, как инновационных технологий, так и интерес для соседних Республик. Строительство теле - башни и здания на горе Мтацминда в Тбилиси стало точкой отсчета становления национального телевидения в Грузии. Они были построены в течение года. На том же месте были расположены телевизионный передатчик и студийно - аппаратный блок. Практически в новогоднюю ночь, 30 декабря 1956 года в 20.00 на телеэкранах страны вышла первая телепередача под авторством Акакия Джиджигури. Руководителем телестудии стал Дмитрий Гулисашвили, а первым режиссером Шота Арчвадзе. Телевидение Грузии наработало опыт по освещению национальных тем. Это свидетельствует о необходимости изучения истории становления Грузии. Исследование исторических процессов жизни ТВ, важно как для осмысления дальнейшего развития, как в Грузии, так и в соседних национальных республиках.
На начальном этапе своего развития грузинское телевидение, в виду материально-технической необеспеченности и неразвитости телепублицистики, в основном транслировало программы про культуру и искусство. Такой же путь развития прошло как центральное телевидение, так и телевидение соседних республик (например, Армении, Азербайджана). В это же время телевидение становится средством массовой информации и сильнейшей пропаганды. Создание национального вещания на родном языке стала воплощением национальной идеи.
В 2000-х гг. наряду с дальнейшим развитием инфраструктуры кабельного ТВ, открытием новых программопроизводящих телеканалов на рынке негосударственных СМИ исследуемой страны начала происходить концентрация собственности - образование отдельных медиахолдингов, их слияние. Этот этап также характеризуется внедрением и расширением технологии цифрового ТВ и появлением интернет-телевещания.
В работе с кадрами большую роль играло обеспечение стабильности состава, создание благоприятных условий для трудовой деятельности. Однако нестабильность кадрового состава имела регулярный характер. Проблемой было закрепление квалифицированных работников ведущих творческих профилей, без которых невозможно осуществлять телевизионное вещание на высоком уровне. Практика показала, что частая смена кадров наблюдалась среди низкооплачиваемой категории работников, в большей степени в радиотелецентрах. В то же время редакторы и корреспонденты в наименьшей степени были подвержены сменяемости. Причина текучести кадров заключалась как в отсутствии жилья, так и в недостаточной работе по повышению общеобразовательного и профессионального уровня работников. Учеба редакторов, режиссерского состава зачастую ограничивалась принятием планов. Анализ движения кадров телерадиокомитетов Грузинской АССР в 1970-х гг. позволяет говорить о том, что здесь наметились положительные тенденции по закреплению специалистов, созданию более устойчивого, постоянного состава, улучшению условий труда. В целом в советский период образовательный уровень сотрудников телестудий Грузинской АССР был наиболее высоким среди редакторско- корреспондентского состава. В 1990-х гг. на телестудиях Грузии сложилась тяжелая ситуация с пополнением молодыми талантливыми журналистами, что было связано с низкой заработной платой и, как следствие, с постоянной текучестью кадров, в первую очередь репортеров, техников, ведущих эфира. Этому способствовало также сокращение кадров и малый объем финансирования региональных телекомпаний из федерального бюджета.
Комплексное изучение истории становления и развития ТВ в Грузии позволило выработать ряд научно-практических рекомендаций:
- в развитии государственной политики в области телевещания постперестроечного, постсоветского времени наблюдается несколько этапов. Отправной точкой первого периода стал 1992 г., когда вступил в действие закон «О средствах массовой информации». В это время ТВ занимало самостоятельную, активную позицию, проявляло сущность ТВ как свободного СМИ. В 1996 г. ТВ Грузии утратило свою независимость под давлением частного капитала, а после 2000 г. государство вновь усилило свое влияние на вещательную политику ТВ. Экономическая неэффективность СМИ является одной из главных проблем свободы слова в Грузии. Поэтому существует необходимость реализации экономических и правовых предпосылок для создания условий организации действительно независимых СМИ, свободных от государственного влияния или частного капитала; в современных условиях по-прежнему сохраняется необходимость создания законодательной базы, регулирующей деятельность местного телевизионного вещания с учетом специфики конкретного региона. Сегодня в полной мере можно говорить о возникновении новых видов СМИ, представленных в Интернете, в том числе и ТВ. До сих пор не закреплены правовые рамки их деятельности, лицензирования. Таким образом, на законодательном уровне необходимо определить юридический статус телевидения, интернет-СМИ, выбрать критерии оценки для их определения, разработать механизмы сертификации и лицензирования;
-значительную роль в развитии современного ТВ играют факторы, сопровождающие становление информационного общества, среди которых всеобщий переход на цифровые стандарты телевещания, внедрение онлайновых технологий в традиционные виды СМИ. Переход на цифровое телевещание страны на начальных стадиях может негативным образом отразиться на развитии регионального телевещания. По последним данным, в первый пакет каналов, которые бесплатно будут транслироваться в цифровом формате, войдут только федеральные каналы. В дальнейшем этот пакет будет расширен региональными телеканалами. До того как цифровым телевидением будет охвачено 95 % населения, параллельно с цифровым будет сохраняться аналоговое телевещание. Таким образом, в условиях регионального информационного пространства необходимо активнее расширять информационно-коммуникационные технологии, разработать четкие механизмы перевода аналогового телевещания в цифровое;
- необходимо более продуманное, современное по форме и жанрам насыщение программ ТВ национально-региональным (историческим, этнографически-бытовым, эстетическим, лингвистическим) компонентом, с ориентацией на нравственное, патриотическое и интернациональное воспитание зрительской аудитории;
На наш взгляд, дальнейшее развитие ТВ в Грузии должно быть связано с открытием полноценных национальных телеканалов, способных учитывать местную специфику в развитии экономики, национальной культуры и других сфер жизнедеятельности. Организация собственного республиканского ТВ по аналогии с опытом Удмуртии, Коми, Башкортостана и Татарстана предполагает выделение дополнительного финансирования, которое в современных условиях невозможно изыскать из федерального или республиканского бюджетов. Выход в данной ситуации видится в организации общественного ТВ, не зависимого от государства, контролируемого и полностью финансируемого за счет телезрителей. При этом в современных условиях крайне важна трансляция передач региональных телеканалов в режиме интернет - вещания.