ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Сущность и понятия эффективности деятельности автотранспортного
предприятия 10
1.2 Основные критерии эффективности деятельности автотранспортного
предприятия 17
1.3 Пути повышения эффективности деятельности автотранспортного
предприятия 20
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «КАМДОРСТРОЙ АВТОБАЗА-48» 25
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 25
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия 30
2.3 Анализ финансового состояния транспортного предприятия 37
2.4 Оценка риска банкротства предприятия 44
2.5 Анализ эффективности деятельности транспортного предприятия 49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «КАМДОРСТРОЙ АВТОБАЗА-48» 63
3.1 Внедрение единой корпоративной информационной системы управления
грузоперевозками 63
3.2 Установка газобаллонного оборудования 68
3.3 Оценка эффективности разработанных мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Транспорт - сложная взаимосвязанная открытая система, которая находится под влиянием множества транспортных и нетранспортных факторов (предприятий, организаций, природных условий), и которая, в свою очередь, оказывает влияние на социальную и производственную системы страны.
В настоящее время транспорт во многом определяет возможности развития национальных экономик. Основными требованиями на рынке становятся условия поставки товара: в нужное время, в нужном месте, с определенными потребительскими характеристиками, в необходимых количествах. Все это выдвигает на первый план вопрос транспортно-экспедиционного обслуживания и выбор оптимального способа доставки.
Как и в других отраслях, рынок транспортно-экспедиционных услуг стал рынком покупателей. Поэтому транспортно-экспедиционным предприятиям чрезвычайно важно изучать и анализировать потребности общества во всех видах транспортных услуг с целью их удовлетворения. Таким образом, успешная деятельность таких предприятий невозможна без активного применения в своих бизнес-процессах маркетинговых исследований.
В быстроизменяющемся современном мире необходимо быстро реагировать на постоянно появляющиеся новые запросы и требования. Особенно это относится к сфере услуг. Поэтому транспортно-экспедиционным предприятиям, чтобы оставаться успешными и конкурентоспособными, нужно эффективно организовывать свою деятельность и предлагать качественные услуги. Целью формирования систем транспортного обслуживания является доставка грузов - точно в срок при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы и позволяет существенно сократить запасы на складах промышленных и торговых предприятий.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности автотранспортного
предприятия ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48».
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучить теоретические основы эффективности деятельности работы автотранспортного предприятия;
2. провести исследование эффективности деятельности
автотранспортного предприятия ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48»;
3. разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности автотранспортного предприятия ЗАО «Камдорстрой Автобаза- 48»;
Объект исследования - транспортное предприятие ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48».
Предметом исследования является эффективность деятельности автотранспортного предприятия.
Информационную базу исследования составляют: исследования специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по организации работы автотранспортного предприятия, материалы периодической печати, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия.
Методической базой написания выпускной квалификационной работы послужили различные методы анализа, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные.
Теоретической и методологической основой послужили постановления Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, правительства РФ, работы российских и зарубежных ученых по проблемам организации работы транспортно-экспедиционного предприятия .
В выпускной квалификационной работе проведен анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ЗАО
«Камдорстрой Автобаза-48» и предложены мероприятия.
В первом разделе рассмотрены особенности транспортно¬экспедиционного обслуживания, организация работы транспортно¬экспедиционной компании, рассмотрены критерии эффективности
деятельности, и изучены пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий.
Во втором разделе подробно рассмотрена организация деятельности ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48»и проведен анализ основных показателей деятельности компании. Дана оценка эффективности деятельности транспортного предприятия
В третьем разделе работы на основе полученных результатов анализа предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности транспортно-экспедиционной деятельности компании, приведена характеристика предложенных мероприятий и произведен анализ их
экономической целесообразности.
Транспорт - сложная открытая система, компоненты которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основными составляющими транспортной системы выступают различные виды транспорта (авиа, железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный), транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, воздушные и водные порты и т.д.), транспортные предприятия и комплекс услуг, предоставляемый ими. Еще одной неотъемлемой составляющей транспортной системы является экспедитор, координирующий поток грузоперевозок и обеспечивающий бесперебойную деятельность всей системы в целом.
Одной из главных тенденций развития российской транспортной системы, являющейся частью мировой транспортной системы, выступает процесс интеграции различных видов транспорта и компаний, отражающий глобализацию мировой экономики в целом. Интеграция мировой
транспортной системы позволяет обеспечивать успешное развитие
транспортно-экспедиционных предприятий разных стран и поддерживать на высоком уровне качество транспортно-экспедиционного обслуживания, отвечающего современным требованиям потребителя.
Под транспортно-экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта.
Основной тенденцией успешного функционирования транспортно-экспедиционного предприятия в настоящее время является возможность предоставления им комплекса качественного обслуживания. Качество транспортно-экспедиционного обслуживания определяется целым рядом параметров, учитывающих требования клиентов и возможности предприятия, предоставляющего это обслуживание.
Произведенный экономический анализ показал необходимость 82
проведения мероприятий по совершенствованию транспортно-
экспедиционной деятельности ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48».
В выпускной квалификационной работе проведен анализ использования транспортных средств ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48». Анализ состава транспортных средств их структуры и динамики показал, что стоимость транспортных средств ежегодно увеличивается и это косвенно положительно характеризует состояние предприятия. Повышение удельного веса грузовых автомобилей и автобусов характеризует прогрессивность их структуры, способствует увеличению доли выполненных работ и оказанных услуг. Несмотря на то, что предприятие обновляет состав транспортных средств, средний возраст парка ежегодно увеличивается, это приводит к моральному старению используемой техники и снижению объемов выполненных работ, что в конечном итоге влияет на снижение показателя фондоотдачи, который в 2014г. составил 0,96 руб.
Проведенный анализ возрастного состава транспортных средств показал, что средний возраст транспортных средств ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48» ежегодно увеличивается. В 2015 году он составил 9 лет увеличение по сравнению с 2014 г. - 1 год. Средний возраст автобусного
парка составляет 11 лет, хотя и наметилась незначительная тенденция его снижения. Средний возраст парка грузовых автомобилей в 2015 году составляет 9 лет, что увеличилось по сравнению с 2014 годом на 1 год. Средний возраст парка легковых автомобилей составляет почти 6 лет, что незначительно снизилось по сравнению с 2014 годом.
Такой возрастной состав транспортных средств отрицательно характеризует состояние транспортных средств ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48». В 2015 году из 246 единиц транспортной техники 82 находятся в группе сроком использования от 10 до 20 лет из них 46 единицы грузовиков и 46 автобусов, группе сроком использования свыше 20 лет находятся 5 единиц, из которых 1 грузовик и 5 автобусов. Это обстоятельство характеризует низкий уровень технического состояния подвижного состава, и недопустимо по требованиям безопасности дорожного движения. Предприятию приходится затрачивать на поддержание работоспособности автопарка денежных средств больше, чем это требуется при нормальном среднем сроке службы подвижного состава, составляющем 5 лет.
Результаты факторного анализа раскрывают причины снижения грузооборота, которое в первую очередь вызвано выбытием транспортных средств в количестве 12 единиц и одновременным снижение среднедневного пробега одного автомобиля с грузом на 1,73 км несмотря на увеличение дней его работы на 5 рабочих дней, и повышением средней загруженности машины на 5,5%.
Так из-за уменьшения числа автомобилей, объем работ был недовыполнен на 1515,2 тыс. км, а по причине снижения среднедневного пробега с грузом недовыполнение составило 388,26 тыс. руб., а за счет увеличения числа отработанных дней и средней загруженности выполнение составило 311,85 тыс. руб и 84,05 тыс.руб. соответственно. В 2014 году в ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48» не соблюдено соотношение роста производительности труда водителей и роста фондовооруженности. Для улучшения работы ЗАО «Камдорстрой Автобаза-48» предложены основные приоритетные направления эффективного использования транспортных средств.
В работе были предложены мероприятия по совершенствованию транспортно-экспедиционной деятельности ЗАО «Камдорстрой Автобаза- 48». Мероприятие, направленное на повышение эффективности управления перевозками за счёт предварительного планирования, контроля основных этапов перевозки, оптимизации взаиморасчетов с заказчиками и поставщиками услуг (внедрение автоматизированной системы управления грузоперевозками «Бизнес Про 4». Внедрение системы «Бизнес Про 4» позволит сформировать единую информационную среду, в рамках которой будут выполняться основные бизнес-процессы компании, увеличить скорость обработки заявок, как минимум в 3 раза, и эффективно с экономической точки зрения.
Второе мероприятие - снижение транспортных затрат и улучшение деятельности транспортного предприятия путем установки газобаллонного оборудования. В процессе исследования эффективности данного проекта учтено, что коэффициент износа транспортных средств предприятия составляет 68,99 %. При этом коэффициент обновления транспортных
средств на предприятии в 2015 году значительно возрос, то есть, предприятие постепенно обновляет свой транспортный парк. Поэтому рассчитана эффективность установки газобаллонного оборудования только на автомобили не старше 3 лет.
Сделанные расчеты определили необходимость совершенствований в данной области деятельности и доказали их эффективность.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Издательство «Омега-Л», 2007. - 307 с.
2. Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013. - 398 с.
3. База знаний компании в области логистики и управления цепями поставок //Логистика и управление цепями поставок, 2013, № 4 - с.7.
4. Балабаева И. Особенности функционирования общественного пассажирского транспорта / И. Балабаева // Автомобильный транспорт. - 2015.
- №4. - С. 12-14.
5. Блудян Н. Оценка уровня транспортного обслуживания населения региона / Н. Блудян // Автомобильный транспорт. - 2012. - №2. - С. 25 - 28.
6. Бочкарева, Т.А. Рубанова, В.В. Экономический анализ. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2015. - 453 с.
7. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/ Л.А. Брагин, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2013. - с 560.
8. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия / В.П. Бычков.
- М.: Инфра-М, 2014. - 384 с.
9. Вахламов В.К. Автомобили / В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский. - М.: Академия, 2013 - 816 с.
10. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений. - М.: Дашков и К, 2014. - с. 212-216.
11. Кистерева Е.В. Анализ автотранспорта/ Е.В. Кистерева // Справочник экономиста - 2015. - № 12. - С. 15 - 16.
12. Кравченко Е.А., Кравченко Е.Е. Стратегия повышения качества перевозок населения / Е.А. Кравченко, Е.Е. Кравченко // Автоперевозки: грузовые, пассажирские, международные. - 2015. - №3 - С. 34 - 35.
13. Криницкий Е. Регионам России - добротное транспортное обслуживание / Е. Криницкий // Автомобильный транспорт. - 2013, №9 - С. 32
- 33.
14. Кусков А.А. Менеджмент транспортных услуг / А.А. Кусков. - М.: Центр, 2013. - 448 с.
15. Лайсонс К. Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. М.: ИНФРФ-М, 2014. - с. 27 - 29.
16. Миротин Л.Б. Тышбаев, Х.Э. Логистика для предпринимателя. - М.: ИНФРА-М, 2013. -269 с.
17. Михайлова О.И. Введение в логистику. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - с. 645.
18. Неруш, Ю.М. Логистика: Учебник для вузов . - М.: ЮНИТИ, 2011.
- с. 227-229.
19. Обыденов А.П. Совершенствование системы управления автотранспортным предприятием / А.П. Обыденов, Г.В. Ишмуратов, Р.К. Козлов. - М.: Транспорт, 2014. - 368 с.
20. Оптимизация снабжения предприятия на основе электронных
закупок. //Вестник государственного университета управления. - № 5. -
2015. - С. 17.
21. Оптимизация планирования закупок товаров при ограниченном бюджете //Логистика и управление цепями поставок, 2014. - № 4 -С. 41-50.
22. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для ВУЗов / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев; под ред. В.А. Гудкова.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 448 с.
23. Сущность и задачи закупочной логистики//Справочник экономиста, №12 2013. - С. 9 - 15.
24. http://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/197239/ Информационно¬
правовой портал г. Наб. Челны.
25. http://www.chelnytransport.ru/ Транспортные перевозки г. Наб. Челны.