РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
|
Введение 3
Глава 1 Историко-теоретические аспекты использования музыкального фольклора для развития вокально-хоровых навыков на уроке музыки в школе 9
1.1 Теоретико-педагогические основы развития вокально-хоровых
навыков младших школьников на уроках музыки в школе 9
1.2 Историко-культурная характеристика русского музыкального
фольклора как средства воспитания 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2 Практическая работа по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников с использованием русского музыкального фольклора 26
2.1 Особенности использования метода инсценирования фольклорных
обрядов для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально-хоровых
навыков младших школьников в процессе инсценирования русского фольклорного обряда «Масленица» 34
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Глава 1 Историко-теоретические аспекты использования музыкального фольклора для развития вокально-хоровых навыков на уроке музыки в школе 9
1.1 Теоретико-педагогические основы развития вокально-хоровых
навыков младших школьников на уроках музыки в школе 9
1.2 Историко-культурная характеристика русского музыкального
фольклора как средства воспитания 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2 Практическая работа по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников с использованием русского музыкального фольклора 26
2.1 Особенности использования метода инсценирования фольклорных
обрядов для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально-хоровых
навыков младших школьников в процессе инсценирования русского фольклорного обряда «Масленица» 34
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Актуальность исследования. Проблемы современного обучения в общеобразовательных школах стоят в наше время очень остро. Всестороннее эстетическое развитие каждого отдельного школьника требует активного поиска качественно новых методов и средств обучения. Большое значение в связи с этим, приобретают музыкальные дисциплины и вообще музыкальное развитие.
Значимость фольклора как средства воспитания подрастающего поколения обозначена в нормативных документах РФ. Согласно указу Президента РТ от 26 июля 2013г. № УП-695 «О концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан» важными вопросами государственной политики Республики являются: сохранение и развитие культур и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепление их духовной общности; дальнейшее укрепление общероссийской гражданской идентичности, стимулирующей консолидацию российского общества и его поступательного экономического, социального и этнокультурного развития.
Обучение школьников средствами фольклора развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию и активизирует креативные возможности детей. Ребёнок знакомится с первыми фольклорными образцами с самых ранних лет. Разноообразные народные попевки позволяют легко и быстро наладить координацию между голосом и слухом у школьников. Красивые, яркие музыкально-поэтические слова развивают артистичность, эмоциональность, голосовые способности, наконец, формируют певческую культуру. Хороводно-обрядовые песни способствуют развитию координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.
Наиболее эффективен фольклор при работе над развитием вокальных навыков у школьников. В современной отечественной образовательной системе музыкальное воспитание и развитие миллионов школьников, как правило, происходит через хоровое пение. Однако в основном обучение сводится к разделению и выявлению поющих и не поющих детей с заурядными музыкальными способностями. При этом менее талантливые дети могут навсегда потерять интерес к певческому искусству, и не имеют возможности реализовать свои творческие способности в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Важным средством для освоения вокально-хоровых навыков является национальный музыкальный фольклор, особенно значима его роль при обучении детей с самого младшего возраста. На этом основании считаем принципиально важным рассмотрение и изучение вопроса развития вокальных навыков средствами национального музыкального фольклора на уроках музыки в современной общеобразовательной школе, а тему настоящего исследования - своевременной и актуальной.
Степень изученности проблемы. Вопросы вокально-хоровых обучения всегда находилась в поле зрения отечественных педагогов. Содержанию вокального обучения, а также формированию вокально-хоровых навыков большое внимание уделяется в научных исследованиях и методических работах таких педагогов, как Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая. Проблемы психолого-возрастных особенностей учащихся были раскрыты в работах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева, С.Л.Рубинштейна.
Исследования в области истории фольклора проводились М.Н.Мельниковым, А.В. Марковой, Б. М. и Ю. М.Соколовыми. Программы по музыке с использованием фольклора были разработаны Л.Л.Куприяновой, З .М.Явгильдиной.
Несмотря на достаточно обширное изучение данного вопроса, следует отметить, что в целом авторы уделяют недостаточно внимания аспекту развития детей младшего школьного возраста средствами русского национального музыкального фольклора.
В процессе изучения литературы по теме исследования было обнаружено противоречие между высокой степенью изученности музыкального фольклора и недостаточной разработанностью методов для использования его педагогического потенциала для развития вокально- хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
На основы выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: Какие методы будут эффективны для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора?
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая апробация метода инсценирования русских фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования: процесс музыкального образования учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методы развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Гипотеза исследования. Эффективность процесса совершенствования вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки повысится, если будут:
- изучены теоретико-педагогические основы развития вокальных навыков младших школьников на уроках музыки в школе;
- определена историко-культурная характеристика музыкального
фольклора как средства воспитания;
- выявлены условия использования метода инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы;
- апробирован метод инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых в процессе проведения уроков музыки в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Описать теоретико-педагогические основы развития вокальных навыков младших школьников на уроках музыки в школе;
2) Дать историко-культурную характеристику музыкального фольклора как средства воспитания;
3) Описать условия использования метода инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы;
4) Апробировать метод инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых в процессе проведения уроков музыки в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что метод инсценирования фольклорных обрядов может быть внедрен в учебный процесс общеобразовательной школы с целью повышения эффективности совершенствования вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Теоретическая база исследования
В основу исследования были положены труды по теории и практике музыкального образования в школе Э.Б.Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского; статьи и книги по методам музыкального воспитания Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. Психолого-педагогические основания составили работы В.А. Багадурова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Б.М.Теплова, К.Д. Ушинского. Для изучения специфики вокально-хоровых навыков использовались работы Ю.Б. Алиева, Т.Е. Вендровой, Н.Б. Гонтаренко, Л.Г. Дмитриева, Г.П. Стуловой. Основу истории обрядового фольклорного искусства составили труды М.К.Азадовского, А.Н.Веселовского, Е.М.Мелетинского. В основу изучения приемов инсценировки и драматизации были положены работы В.А. Артемова, И.А. Зязюн, К.С.Станиславского.
Методы исследования. В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
В процессе проведения исследования были использованы теоретические методы: анализ научной литературы, синтез, обобщение, индуктивные и дедуктивные методы (логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных). Также были использованы эмпирические методы: наблюдение (установки, интересы, психические состояния); метод опроса (беседа, анкетирование).
Этапы исследования
На первом этапе (2013-2015г.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам: психо лого- педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2015-2016г.) - разработан метод инсценирования, раскрывающий характеристику русских народных песнях жанров в контексте их культурно-исторических традиций, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2016г.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация метода инсценирования в процессе занятий, проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента, обработка исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено в № 9 Общеобразовательной школе г. Казань с младшими школьниками (2 класс) (учитель музыки Байдина Н.В.). Экспериментальная работа проводилась в течение двух месяцев. В нем приняли участие 44 человека - ученики 2 «а» и «б» классов, из которых 21 учащийся составили экспериментальную группу, а 23 - контрольную.
Научная новизна: разработан метод инсценирования фольклорного обряда для развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
Практическая значимость исследования. Разработанный метод и теоретический материал, раскрывающий характеристику русских народных фольклорных жанров в контексте их культурно-исторических традиций, может быть внедрен в процесс вокально-хоровых занятий в системе общего и дополнительного музыкального образования детей младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Значимость фольклора как средства воспитания подрастающего поколения обозначена в нормативных документах РФ. Согласно указу Президента РТ от 26 июля 2013г. № УП-695 «О концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан» важными вопросами государственной политики Республики являются: сохранение и развитие культур и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепление их духовной общности; дальнейшее укрепление общероссийской гражданской идентичности, стимулирующей консолидацию российского общества и его поступательного экономического, социального и этнокультурного развития.
Обучение школьников средствами фольклора развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию и активизирует креативные возможности детей. Ребёнок знакомится с первыми фольклорными образцами с самых ранних лет. Разноообразные народные попевки позволяют легко и быстро наладить координацию между голосом и слухом у школьников. Красивые, яркие музыкально-поэтические слова развивают артистичность, эмоциональность, голосовые способности, наконец, формируют певческую культуру. Хороводно-обрядовые песни способствуют развитию координации, хореографической пластики и двигательной выразительности.
Наиболее эффективен фольклор при работе над развитием вокальных навыков у школьников. В современной отечественной образовательной системе музыкальное воспитание и развитие миллионов школьников, как правило, происходит через хоровое пение. Однако в основном обучение сводится к разделению и выявлению поющих и не поющих детей с заурядными музыкальными способностями. При этом менее талантливые дети могут навсегда потерять интерес к певческому искусству, и не имеют возможности реализовать свои творческие способности в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Важным средством для освоения вокально-хоровых навыков является национальный музыкальный фольклор, особенно значима его роль при обучении детей с самого младшего возраста. На этом основании считаем принципиально важным рассмотрение и изучение вопроса развития вокальных навыков средствами национального музыкального фольклора на уроках музыки в современной общеобразовательной школе, а тему настоящего исследования - своевременной и актуальной.
Степень изученности проблемы. Вопросы вокально-хоровых обучения всегда находилась в поле зрения отечественных педагогов. Содержанию вокального обучения, а также формированию вокально-хоровых навыков большое внимание уделяется в научных исследованиях и методических работах таких педагогов, как Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая. Проблемы психолого-возрастных особенностей учащихся были раскрыты в работах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева, С.Л.Рубинштейна.
Исследования в области истории фольклора проводились М.Н.Мельниковым, А.В. Марковой, Б. М. и Ю. М.Соколовыми. Программы по музыке с использованием фольклора были разработаны Л.Л.Куприяновой, З .М.Явгильдиной.
Несмотря на достаточно обширное изучение данного вопроса, следует отметить, что в целом авторы уделяют недостаточно внимания аспекту развития детей младшего школьного возраста средствами русского национального музыкального фольклора.
В процессе изучения литературы по теме исследования было обнаружено противоречие между высокой степенью изученности музыкального фольклора и недостаточной разработанностью методов для использования его педагогического потенциала для развития вокально- хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
На основы выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: Какие методы будут эффективны для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора?
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая апробация метода инсценирования русских фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования: процесс музыкального образования учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методы развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Гипотеза исследования. Эффективность процесса совершенствования вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки повысится, если будут:
- изучены теоретико-педагогические основы развития вокальных навыков младших школьников на уроках музыки в школе;
- определена историко-культурная характеристика музыкального
фольклора как средства воспитания;
- выявлены условия использования метода инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы;
- апробирован метод инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых в процессе проведения уроков музыки в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Описать теоретико-педагогические основы развития вокальных навыков младших школьников на уроках музыки в школе;
2) Дать историко-культурную характеристику музыкального фольклора как средства воспитания;
3) Описать условия использования метода инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы;
4) Апробировать метод инсценирования фольклорных обрядов для развития вокально-хоровых в процессе проведения уроков музыки в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что метод инсценирования фольклорных обрядов может быть внедрен в учебный процесс общеобразовательной школы с целью повышения эффективности совершенствования вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Теоретическая база исследования
В основу исследования были положены труды по теории и практике музыкального образования в школе Э.Б.Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского; статьи и книги по методам музыкального воспитания Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. Психолого-педагогические основания составили работы В.А. Багадурова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Б.М.Теплова, К.Д. Ушинского. Для изучения специфики вокально-хоровых навыков использовались работы Ю.Б. Алиева, Т.Е. Вендровой, Н.Б. Гонтаренко, Л.Г. Дмитриева, Г.П. Стуловой. Основу истории обрядового фольклорного искусства составили труды М.К.Азадовского, А.Н.Веселовского, Е.М.Мелетинского. В основу изучения приемов инсценировки и драматизации были положены работы В.А. Артемова, И.А. Зязюн, К.С.Станиславского.
Методы исследования. В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
В процессе проведения исследования были использованы теоретические методы: анализ научной литературы, синтез, обобщение, индуктивные и дедуктивные методы (логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных). Также были использованы эмпирические методы: наблюдение (установки, интересы, психические состояния); метод опроса (беседа, анкетирование).
Этапы исследования
На первом этапе (2013-2015г.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам: психо лого- педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2015-2016г.) - разработан метод инсценирования, раскрывающий характеристику русских народных песнях жанров в контексте их культурно-исторических традиций, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2016г.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация метода инсценирования в процессе занятий, проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента, обработка исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было проведено в № 9 Общеобразовательной школе г. Казань с младшими школьниками (2 класс) (учитель музыки Байдина Н.В.). Экспериментальная работа проводилась в течение двух месяцев. В нем приняли участие 44 человека - ученики 2 «а» и «б» классов, из которых 21 учащийся составили экспериментальную группу, а 23 - контрольную.
Научная новизна: разработан метод инсценирования фольклорного обряда для развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
Практическая значимость исследования. Разработанный метод и теоретический материал, раскрывающий характеристику русских народных фольклорных жанров в контексте их культурно-исторических традиций, может быть внедрен в процесс вокально-хоровых занятий в системе общего и дополнительного музыкального образования детей младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Вокально-хоровая деятельность представляет важное направление в музыкальном развитии учащихся. Хоровое пение соответствует психолого-возрастным особенностям младших школьников, помогает в освоении активных форм музыкального искусства.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для изучения и сохранения фольклорных традиций. Фольклор заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
Огромное значение имеют фольклорные традиции при работе над развитием вокальных навыков у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Форма изучения народных музыкальных традиций позволяет организовать участие школьников в мероприятиях, которые посвящены народным праздникам и обрядам. Эта работа включает в себя знакомство с обрядами и народными традициями, культурно-историческими особенностями бытования, историю костюма, развитие эрудиции и подкованным в вопросах характеристики народных обычаев.
Фольклор - это особого рода синкретическая и синтетическая культура бесписьменной традиции, порождающая продукты как духовного производства (музыка, поэзия, танец, игра и т.д.), которые могут быть зафиксированы в виде различного рода текстов, так и продукты производства, материального (народный костюм, музыкальные инструменты, художественное оформление предметы быта и труда, народная архитектура и другие жанры так называемого прикладного искусства).
Подготовка инсценированного обряда включает в себя изучение историко-культурных традиций обрядов, разработку сценария обряда и подготовку музыкального сопровождения и костюмов; работу над вокально - хоровыми трудностями, подготовка к концертному исполнению.
Диагностика на контрольном этапе позволила сделать вывод о значительном улучшении качества владения вокально-хоровыми навыками у учащихся экспериментальной группы, тогда как значительных изменений в контрольной группе не было выявлено.
Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования метода инсценирования фольклорного обряда для развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для изучения и сохранения фольклорных традиций. Фольклор заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
Огромное значение имеют фольклорные традиции при работе над развитием вокальных навыков у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Форма изучения народных музыкальных традиций позволяет организовать участие школьников в мероприятиях, которые посвящены народным праздникам и обрядам. Эта работа включает в себя знакомство с обрядами и народными традициями, культурно-историческими особенностями бытования, историю костюма, развитие эрудиции и подкованным в вопросах характеристики народных обычаев.
Фольклор - это особого рода синкретическая и синтетическая культура бесписьменной традиции, порождающая продукты как духовного производства (музыка, поэзия, танец, игра и т.д.), которые могут быть зафиксированы в виде различного рода текстов, так и продукты производства, материального (народный костюм, музыкальные инструменты, художественное оформление предметы быта и труда, народная архитектура и другие жанры так называемого прикладного искусства).
Подготовка инсценированного обряда включает в себя изучение историко-культурных традиций обрядов, разработку сценария обряда и подготовку музыкального сопровождения и костюмов; работу над вокально - хоровыми трудностями, подготовка к концертному исполнению.
Диагностика на контрольном этапе позволила сделать вывод о значительном улучшении качества владения вокально-хоровыми навыками у учащихся экспериментальной группы, тогда как значительных изменений в контрольной группе не было выявлено.
Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования метода инсценирования фольклорного обряда для развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере использования татарского песенного фольклора и творчества Р. Ф. Ягафарова)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016



