РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Развитие музыкально-ритмических способностей детей как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических
способностей у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Разработка авторской программы по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста «Ритм» 28
2.2 Реализация авторской программы «ритм» на базе МАДОУ г. Октябрьский
РБ 35
Выводы по главе II 47
БИБЛИОГРАФИЯ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Развитие музыкально-ритмических способностей детей как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических
способностей у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Разработка авторской программы по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста «Ритм» 28
2.2 Реализация авторской программы «ритм» на базе МАДОУ г. Октябрьский
РБ 35
Выводы по главе II 47
БИБЛИОГРАФИЯ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
Актуальность исследования: Музыка имеет многогранные возможности воспитания человека, она развивает память и речь, укрепляет физическое здоровье и психологическое состояние человека, а также решает эстетические, нравственные, образовательные задачи, находя путь к сердцу человека, формирует его духовный мир, учит его чувствовать и сопереживать. Все это говорит о том, что уже с ранних лет дети должны быть заинтересованы музыкой.
Основное содержание образовательной области «Музыка» в структуре ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формирование у детей музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности зависит от созданных условий, пространства и уровня подготовленности музыкального педагога, который должен владеть теоретическими и методическими основами музыкально-игровой деятельности, и уметь эффективно организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкально-игровым миром.
В начале XX в. была создана система ритмического воспитания швейцарского композитора-педагога Э.Ж. Далькроза, которая основывалась на тренировочных упражнениях, развитии музыкального слуха, памяти, внимания, ритма, пластики, выразительного движения. Система Э.Ж. Далькроза была одобрена и советскими музыкальными педагогами. И.М. Сеченов, доказывая положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность, писал о том, что слуховые и мышечные ощущения взаимосвязаны и должны быть согласованы c музыкой. Для достижения таких целей нужно использовать такие интересные формы обучения детей, как музыкальные игры, ритмичные упражнения, танцы, хороводы. В процессе таких видов музыкально-игровой деятельности, дети учатся красиво и плавно двигаться, естественно и образно выражать в движении характер музыки и персонажа, эмоционально сопереживать содержание и смысл произведения.
На музыкально-игровых занятиях дети активно усваивают музыкально-ритмические упражнения, навыки выразительного движения, тематические и народные пляски, музыкально-дидактические и сюжетные игры, хороводы, построения, упражнения с предметами, творческие танцевально-игровые задания. Дети учатся передавать общий характер музыки, образ произведения и отдельные средства музыкальной выразительности, такие как темп, ритм, динамика. На музыкально-игровых занятиях у детей формируется эстетический вкус, познавательные отношения к действительности, развивается активность и инициатива, координация движений.
Степень научной разработанности темы: проблемы влияния музыкально-ритмической деятельности на формирование художественного творчества в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Н.Г. Александровой, Н.А. Ветлугиной [5], Э.Ж. Далькроза [14], Е.В. Коноровой, К. Орфа.
Развитию двигательных функций посвящены труды Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского [9], А.Н. Леонтьева.
Тесная связь психомоторного и моторного развития раскрыта в работах А.С. Дворкина, Н.И. Дворкина. К.Д. Чермита, Ю.А. Цагарелли [54].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: как развить музыкально-ритмические способности детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности».
Объект исследования: музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: разработать и реализовать авторскую программу по развитию музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкально-ритмических способностей детей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть игровую деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
4. Реализовать авторскую программу по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в условиях игровой деятельности будет успешным если:
- примененены авторские музыкальные игры, способствующие проявлению музыкально-ритмических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности детей.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории: (Н.А. Ветлугина [5], Д.Б. Кабалевский [53],
А.Н. Зимина [15]);
- концепции по психологии: (Л.С. Выготский [9], Б.М. Теплов [41], Р.С. Немов [30]);
- музыкальная педагогика (Э.Б.Абдуллин [1]).
- фундаментальные труды в области музыкально-ритмического воспитания: (Э.Ж. Далькроз [14], А.И. Буренина [3]).
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез
теоретических материалов); эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, диагностика, математическая обработка результатов исследования).
Этапы исследования:
Первый этап (2012 г.) - осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определялись цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Второй этап (2013 г.) - разрабатывалась авторская программа по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста «Ритм».
Третий этап (2014 - 2016 гг.) - проводилась реализация авторской программы «Ритм» на базе МАДОУ Детский сад «Радуга» г. Октябрьский РБ и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МАДОУ Детский сад «Радуга» г. Октябрьский РБ. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Ритм» по формированию музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности и доказана ее эффективность в воспитании музыкальной, активной личности с эстетическим, творческим мышлением, духовным потенциалом.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в педагогических училищах, колледжах, институтах, а также в дошкольных заведениях. Исследование может служить базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы развития музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности. Материалы проведенного исследования могут применяться для диагностики уровня музыкально-ритмических способностей детей.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 88 страниц.
Основное содержание образовательной области «Музыка» в структуре ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формирование у детей музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности зависит от созданных условий, пространства и уровня подготовленности музыкального педагога, который должен владеть теоретическими и методическими основами музыкально-игровой деятельности, и уметь эффективно организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкально-игровым миром.
В начале XX в. была создана система ритмического воспитания швейцарского композитора-педагога Э.Ж. Далькроза, которая основывалась на тренировочных упражнениях, развитии музыкального слуха, памяти, внимания, ритма, пластики, выразительного движения. Система Э.Ж. Далькроза была одобрена и советскими музыкальными педагогами. И.М. Сеченов, доказывая положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность, писал о том, что слуховые и мышечные ощущения взаимосвязаны и должны быть согласованы c музыкой. Для достижения таких целей нужно использовать такие интересные формы обучения детей, как музыкальные игры, ритмичные упражнения, танцы, хороводы. В процессе таких видов музыкально-игровой деятельности, дети учатся красиво и плавно двигаться, естественно и образно выражать в движении характер музыки и персонажа, эмоционально сопереживать содержание и смысл произведения.
На музыкально-игровых занятиях дети активно усваивают музыкально-ритмические упражнения, навыки выразительного движения, тематические и народные пляски, музыкально-дидактические и сюжетные игры, хороводы, построения, упражнения с предметами, творческие танцевально-игровые задания. Дети учатся передавать общий характер музыки, образ произведения и отдельные средства музыкальной выразительности, такие как темп, ритм, динамика. На музыкально-игровых занятиях у детей формируется эстетический вкус, познавательные отношения к действительности, развивается активность и инициатива, координация движений.
Степень научной разработанности темы: проблемы влияния музыкально-ритмической деятельности на формирование художественного творчества в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Н.Г. Александровой, Н.А. Ветлугиной [5], Э.Ж. Далькроза [14], Е.В. Коноровой, К. Орфа.
Развитию двигательных функций посвящены труды Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского [9], А.Н. Леонтьева.
Тесная связь психомоторного и моторного развития раскрыта в работах А.С. Дворкина, Н.И. Дворкина. К.Д. Чермита, Ю.А. Цагарелли [54].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: как развить музыкально-ритмические способности детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности».
Объект исследования: музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: разработать и реализовать авторскую программу по развитию музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкально-ритмических способностей детей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть игровую деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
4. Реализовать авторскую программу по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в условиях игровой деятельности будет успешным если:
- примененены авторские музыкальные игры, способствующие проявлению музыкально-ритмических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности детей.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории: (Н.А. Ветлугина [5], Д.Б. Кабалевский [53],
А.Н. Зимина [15]);
- концепции по психологии: (Л.С. Выготский [9], Б.М. Теплов [41], Р.С. Немов [30]);
- музыкальная педагогика (Э.Б.Абдуллин [1]).
- фундаментальные труды в области музыкально-ритмического воспитания: (Э.Ж. Далькроз [14], А.И. Буренина [3]).
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез
теоретических материалов); эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, диагностика, математическая обработка результатов исследования).
Этапы исследования:
Первый этап (2012 г.) - осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определялись цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Второй этап (2013 г.) - разрабатывалась авторская программа по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста «Ритм».
Третий этап (2014 - 2016 гг.) - проводилась реализация авторской программы «Ритм» на базе МАДОУ Детский сад «Радуга» г. Октябрьский РБ и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МАДОУ Детский сад «Радуга» г. Октябрьский РБ. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Ритм» по формированию музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности и доказана ее эффективность в воспитании музыкальной, активной личности с эстетическим, творческим мышлением, духовным потенциалом.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в педагогических училищах, колледжах, институтах, а также в дошкольных заведениях. Исследование может служить базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы развития музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности. Материалы проведенного исследования могут применяться для диагностики уровня музыкально-ритмических способностей детей.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 88 страниц.
Дети в мире музыки познают многое, учатся различать жанры музыкальных произведений, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь и заниматься творческой деятельностью, воспитывая в себе волевые качества и формируя эстетические, коммуникативные, эмоциональные способности. Использование музыкальных игр дает возможность ребенку не только осуществлять игровую деятельность, но и познавать что-то новое, интересное для развития личности.
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические основы развития музыкально-ритмических способностей детей в игровой деятельности. Изучили труды таких ученых как Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Э.Ж. Далькроз, К. Орф и др.
Проведенная нами работа доказала, что музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте является важным, осознанным видом учебной деятельности. В развитии музыкально-ритмических способностей дошкольников все приемы и методы должны быть направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой, в связи с чем была разработана специальная авторская программа «Ритм». Главной задачей программы мы ставили создание благоприятного эмоционального настроя у детей, интересной, привлекательной атмосферы в игровой деятельности во время занятий.
Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
- музыкально-ритмическое воспитание в игровой деятельности в дошкольных учреждениях должно быть организовано в соответствии с возрастными особенностями детей и осуществляться систематически налаженной деятельностью;
- применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов дает возможность детям творчески осваивать и приобретать музыкально-двигательный ритмический опыт в игровой деятельности.
- детская импровизация и фантазия помогают создавать много новых, интересных и увлекательных заданий.
- музыкально-ритмические способности в игровой деятельности воспитывают эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, предметам, пространству; формируют чувство сопереживания;
- под воздействием ритмических движений у детей поднимается настроение, укрепляется физическое состояние, умение контролировать координацию;
- ритмические движения, ритмические танцы учат детей быть во всем красивыми, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать, не стесняясь перед другими, развить музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала эффективность авторской программы «Ритм».
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические основы развития музыкально-ритмических способностей детей в игровой деятельности. Изучили труды таких ученых как Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Э.Ж. Далькроз, К. Орф и др.
Проведенная нами работа доказала, что музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте является важным, осознанным видом учебной деятельности. В развитии музыкально-ритмических способностей дошкольников все приемы и методы должны быть направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой, в связи с чем была разработана специальная авторская программа «Ритм». Главной задачей программы мы ставили создание благоприятного эмоционального настроя у детей, интересной, привлекательной атмосферы в игровой деятельности во время занятий.
Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
- музыкально-ритмическое воспитание в игровой деятельности в дошкольных учреждениях должно быть организовано в соответствии с возрастными особенностями детей и осуществляться систематически налаженной деятельностью;
- применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов дает возможность детям творчески осваивать и приобретать музыкально-двигательный ритмический опыт в игровой деятельности.
- детская импровизация и фантазия помогают создавать много новых, интересных и увлекательных заданий.
- музыкально-ритмические способности в игровой деятельности воспитывают эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, предметам, пространству; формируют чувство сопереживания;
- под воздействием ритмических движений у детей поднимается настроение, укрепляется физическое состояние, умение контролировать координацию;
- ритмические движения, ритмические танцы учат детей быть во всем красивыми, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать, не стесняясь перед другими, развить музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала эффективность авторской программы «Ритм».
Подобные работы
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки(средствами игровой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных музыкально-дидактических игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях (Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития
ценностно-смыслового восприятия произведений живописи
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



