Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №82187

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Развитие музыкально-ритмических способностей детей как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Игровая деятельность как средство развития музыкально-ритмических
способностей у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Разработка авторской программы по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста «Ритм» 28
2.2 Реализация авторской программы «ритм» на базе МАДОУ г. Октябрьский
РБ 35
Выводы по главе II 47
БИБЛИОГРАФИЯ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86

Актуальность исследования: Музыка имеет многогранные возможности воспитания человека, она развивает память и речь, укрепляет физическое здоровье и психологическое состояние человека, а также решает эстетические, нравственные, образовательные задачи, находя путь к сердцу человека, формирует его духовный мир, учит его чувствовать и сопереживать. Все это говорит о том, что уже с ранних лет дети должны быть заинтересованы музыкой.
Основное содержание образовательной области «Музыка» в структуре ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Формирование у детей музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности зависит от созданных условий, пространства и уровня подготовленности музыкального педагога, который должен владеть теоретическими и методическими основами музыкально-игровой деятельности, и уметь эффективно организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкально-игровым миром.
В начале XX в. была создана система ритмического воспитания швейцарского композитора-педагога Э.Ж. Далькроза, которая основывалась на тренировочных упражнениях, развитии музыкального слуха, памяти, внимания, ритма, пластики, выразительного движения. Система Э.Ж. Далькроза была одобрена и советскими музыкальными педагогами. И.М. Сеченов, доказывая положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность, писал о том, что слуховые и мышечные ощущения взаимосвязаны и должны быть согласованы c музыкой. Для достижения таких целей нужно использовать такие интересные формы обучения детей, как музыкальные игры, ритмичные упражнения, танцы, хороводы. В процессе таких видов музыкально-игровой деятельности, дети учатся красиво и плавно двигаться, естественно и образно выражать в движении характер музыки и персонажа, эмоционально сопереживать содержание и смысл произведения.
На музыкально-игровых занятиях дети активно усваивают музыкально-ритмические упражнения, навыки выразительного движения, тематические и народные пляски, музыкально-дидактические и сюжетные игры, хороводы, построения, упражнения с предметами, творческие танцевально-игровые задания. Дети учатся передавать общий характер музыки, образ произведения и отдельные средства музыкальной выразительности, такие как темп, ритм, динамика. На музыкально-игровых занятиях у детей формируется эстетический вкус, познавательные отношения к действительности, развивается активность и инициатива, координация движений.
Степень научной разработанности темы: проблемы влияния музыкально-ритмической деятельности на формирование художественного творчества в дошкольном возрасте рассмотрены в трудах Н.Г. Александровой, Н.А. Ветлугиной [5], Э.Ж. Далькроза [14], Е.В. Коноровой, К. Орфа.
Развитию двигательных функций посвящены труды Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского [9], А.Н. Леонтьева.
Тесная связь психомоторного и моторного развития раскрыта в работах А.С. Дворкина, Н.И. Дворкина. К.Д. Чермита, Ю.А. Цагарелли [54].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты музыкально-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса позволили сформулировать проблему исследования: как развить музыкально-ритмические способности детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности».
Объект исследования: музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Цель исследования: разработать и реализовать авторскую программу по развитию музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие музыкально-ритмических способностей детей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть игровую деятельность как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
4. Реализовать авторскую программу по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в условиях игровой деятельности будет успешным если:
- примененены авторские музыкальные игры, способствующие проявлению музыкально-ритмических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности детей.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории: (Н.А. Ветлугина [5], Д.Б. Кабалевский [53],
А.Н. Зимина [15]);
- концепции по психологии: (Л.С. Выготский [9], Б.М. Теплов [41], Р.С. Немов [30]);
- музыкальная педагогика (Э.Б.Абдуллин [1]).
- фундаментальные труды в области музыкально-ритмического воспитания: (Э.Ж. Далькроз [14], А.И. Буренина [3]).
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез
теоретических материалов); эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, диагностика, математическая обработка результатов исследования).
Этапы исследования:
Первый этап (2012 г.) - осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определялись цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Второй этап (2013 г.) - разрабатывалась авторская программа по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста «Ритм».
Третий этап (2014 - 2016 гг.) - проводилась реализация авторской программы «Ритм» на базе МАДОУ Детский сад «Радуга» г. Октябрьский РБ и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МАДОУ Детский сад «Радуга» г. Октябрьский РБ. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Ритм» по формированию музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста в условиях игровой деятельности и доказана ее эффективность в воспитании музыкальной, активной личности с эстетическим, творческим мышлением, духовным потенциалом.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в педагогических училищах, колледжах, институтах, а также в дошкольных заведениях. Исследование может служить базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы развития музыкально-ритмических способностей в условиях игровой деятельности. Материалы проведенного исследования могут применяться для диагностики уровня музыкально-ритмических способностей детей.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 88 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети в мире музыки познают многое, учатся различать жанры музыкальных произведений, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь и заниматься творческой деятельностью, воспитывая в себе волевые качества и формируя эстетические, коммуникативные, эмоциональные способности. Использование музыкальных игр дает возможность ребенку не только осуществлять игровую деятельность, но и познавать что-то новое, интересное для развития личности.
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические основы развития музыкально-ритмических способностей детей в игровой деятельности. Изучили труды таких ученых как Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Э.Ж. Далькроз, К. Орф и др.
Проведенная нами работа доказала, что музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте является важным, осознанным видом учебной деятельности. В развитии музыкально-ритмических способностей дошкольников все приемы и методы должны быть направлены на то, чтобы музыкально-ритмическая деятельность детей была исполнительской и творческой, в связи с чем была разработана специальная авторская программа «Ритм». Главной задачей программы мы ставили создание благоприятного эмоционального настроя у детей, интересной, привлекательной атмосферы в игровой деятельности во время занятий.
Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
- музыкально-ритмическое воспитание в игровой деятельности в дошкольных учреждениях должно быть организовано в соответствии с возрастными особенностями детей и осуществляться систематически налаженной деятельностью;
- применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов дает возможность детям творчески осваивать и приобретать музыкально-двигательный ритмический опыт в игровой деятельности.
- детская импровизация и фантазия помогают создавать много новых, интересных и увлекательных заданий.
- музыкально-ритмические способности в игровой деятельности воспитывают эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, предметам, пространству; формируют чувство сопереживания;
- под воздействием ритмических движений у детей поднимается настроение, укрепляется физическое состояние, умение контролировать координацию;
- ритмические движения, ритмические танцы учат детей быть во всем красивыми, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать, не стесняясь перед другими, развить музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала эффективность авторской программы «Ритм».



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группа / Анисимова Г.И. Худож.: Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2007. - с 96.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб, 2000.
4. Буренина А. Педагогический альманах Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Выпуск 3. Музыкальные минутки для малышей. СПб, 2006. - 144 с.
5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 272 .
7. Вагина Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников / Вагина Н. // Дошкольное образование. - 2010. - №3. - С.100-102
8. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.- Воронеж.: МОДЭК, 2012. - 325с.
10. Галкина М.А. Музыкальное развитие дошкольников / Под.ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160с.
11. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Издательский центр «Академия», Москва, 2005. - С.125-127, 131-132.
12. Горкина А.П. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. - 584 с.
13. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». - М., 2007. - 34 с.
14. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика-
ХХ1,2001. -248 с.
15. Зимина А. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала / А. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 95-98
16. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 105с.
17. Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 198с.
18. Касицына М.А., Бородина И.Г Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М.: Гном и Д, 2005. - 223с.
19. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор. 2005. - 76 с.
20. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. - Учеб.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 244 с.
21. Костина Э.Л. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Э.Л. Костина. - М., 2004. - 320с.
22. Костина Э. Л. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. Л. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С. 78
23. Косолапова Н. Формируем личность ребенка в игре / Н. Косолапова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 114-118
24. Костина Э. П. «Камертон»- программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. - Москва: «Просвещение», 2008. - 235с.
25. Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство / Г. Кузнецова // Дошкольное образование. - 2011. - № 3. - С. 81-85
26. Лейтес Н.С.. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Академия, 1996. - 446с.
27. Мадорский Л. Р., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка / Л. Р. Мадорский, А. Зак. - Москва: Айрис-пресс, 2011. - 128с.
28. Менджеринская Д. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью / Д. Менджеринская // Дошкольное воспитание. - 2008.
- № 6. - С. 15-22
29. Молева И. Познаем окружающий мир через игру / И. Молева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. - с. 24-33
30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688с.
31. Николаев Л.В. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве. М.;Л.: Музыка, 1966. С. 111 -143.
32. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 с.
33. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Айрис, 2006. - 62 с.
34. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М, 2000.
- 225с.
35. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. - М., 2000. - 250с.
36. Салпыкова И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников / И. Салпыкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 65-69
37. Солнцева О. Играем в сюжетные игры / О. Солнцева. Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - с. 33-37.
38. Саука Т., Буренина А. Программа музыкально - ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ - хлоп, малыши!» СПб, 2001. - 42 с.
39. Смирнова Е. Игра, направленная на формирование
доброжелательных отношений к сверстникам / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2012. -№ 7. - с. 73.
40. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа: Метод, пособие для учителей музыки / Т. Э. Тютюнникова. - М.; АСТ, 2000. - 180с.
41. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). М.: Наука, 2003. - 379 с.
42. Трифонова О.Н. Солнечная радуга: Музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением.- Ростов-на -Дону.: Феникс, 2008. - 205с.
43. Торяник Т. Воспитатель и музыкальный руководитель / Торяник // Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С. 86
44. Фадеева С. Музыка как эстетическое начало воспитаният / С. Фадеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 53-64
45. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО // Справочник музыкального руководителя. - 2014. - №2. - С.1-4
46. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Разработана с Федеральным Государственным Требованиями / Р.К. Шаехова. - Казань: РИЦ, 2012. - 79 с.
47. Ширкова Н. Комплексное занятие как одно из условий развития эмоционально - ценностного восприятия искусства / Н. Ширкова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 127-131
48. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. - М., 2001. - 160 с.
49. Чехович Д.О. Ритм музыкальный // Большая российская энциклопедия / Д.О. Чехович. - Москва, 2015. - с. 541.
50. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002. - 198с.
Электронные ресурсы
51. Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс]: — Режим доступа. — URL: http://www.girshon.ru/index.php/moi- stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html(дата обращения 12.08.2013).
52. Бойко Т.Н. Педагогические условия развития музыкальных
способностей старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности [Электронный ресурс]: — Режим доступа. — URL:
http://dlib.rsl.ru/010030121
53. Кабалевский Д.Б. Область Педагогического Творчества:
Музыкальное Воспитание Детей. [Электронный ресурс]: — Режим
доступа. http://allrefs.net/c13/4855k/p44/
54. Корлякова С.Г., Островерхов А.Г. Музыкально-ритмическая способность как компонент музыкальных способностей. [Электронный ресурс]: — Режим доступа.http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-ritmicheskaya-sposobnost-kak-komponent-muzykalnyh-sposobnostey


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ