Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты творческого развития детей на занятиях сольного пения 8
1.1 Понятие "творческое развитие" в психолого-педагогической литературе.. 8
1.2 Сольное пение как средство творческого развития детей 14
1.3 Анализ методических разработок по предмету «Сольное пение» 19
Выводы по I главе 28
Глава II. Практический опыт творческого развития детей младшего
возраста школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования 30
2.1 Разработка авторской программы «Сольное пение» для детей младшего
возраста школьного возраста 30
2.2 Реализация авторской программы «Сольное пение» для детей младшего школьного возраста в МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамска и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования 44
Выводы по II главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2
Актуальность исследования. Проблема творческого развития детей - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования на современном этапе.
Учреждения дополнительного образования, являясь сферой социализации и инкультурации, дают ребенку возможность реализовать естественные потребности как в восстановлении психофизических сил, общении, так и в познавательной деятельности, развитии творческого потенциала. В связи с этим перед педагогами встает острая необходимость поиска развивающих форм обучения, в процессе реализации которых будет происходить творческое развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все это обусловливает пристальное внимание к проблеме творческого развития детей на занятиях сольного пения в учреждениях дополнительного образования, а также требует поиска новых форм и методов организации их творческой деятельности. На решение этой проблемы направлены такие целевые программы, как федеральная программа «Дети России», республиканская «Перспектива» и др., призванные обеспечить социокультурные условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
Характерным направлением реализации учреждений дополнительного образования является музыкальное творчество, а одним из основных и наиболее доступных способов вовлечения в музыкальную деятельность подрастающего поколения служит вокальное исполнительство. Сольное пение способствует осмыслению детьми социокультурного опыта, а результатом совместной деятельности становится творческое развитие. Это особенно важно для детей младшего возраста со свойственной им конкретностью мышления, образностью представлений. Таким образом, воспитательные возможности сольного пения, а также направленность и характер его социокультурного воздействия на личность детей представляются важнейшими критериями, определяющими общественную и культуротворческую значимость сольного пения.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы музыкального воспитания как социально-педагогического процесса нашли освещение в трудах Е.А. Касмицкой [22], И.В. Серегина [41], К.И. Чижовой [55].
Закономерности возрастной психологии и её влияние на развитие творчества изучены в трудах Л.С. Выготского [8] и Б.В. Теплова [47], [48].
Методические аспекты вокальной педагогики отражены в разработках М.В. Владимировой [24], И.О. Исаевой [21], М.Н. Даниловой [62].
Проблемы детского вокального исполнительства являлись предметом исследования O.A. Апраксиной [3], Л.А. Безбородовой [5], H.A. Ветлугиной [7], Л.Г. Дмитриевой [14], Т.К. Овчинниковой [34], Г.П. Стуловой [45] и др.
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты процесса творческого развития детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности творческого развития детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования?
Тема исследования: «Творческое развитие детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования».
Объект исследования: творческое развитие детей в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс творческого развития детей на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность авторской программы по творческому развитию детей младшего школьного возраста «Сольное пение».
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «творческое развитие».
2. Рассмотреть сольное пение как средство творческого развития детей.
3. Проанализировать методические разработки по предмету «Сольное пение».
4. Разработать и реализовать авторскую программу по творческому развитию детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования; обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: творческое развитие детей на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования будет успешным, если:
- разработана авторская программа по творческому развитию детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения;
- в образовательном процессе детей младшего школьного возраста будут использованы следующие приемы творческого развития: творческие игры, инсценировки, беседы, вокальные импровизации, пластическое интонирование, пение в присутствии слушателя или зрителя, собственная интерпретация произведений, оценивание личного исполнения, анализ средств музыкальной выразительности, знакомство с лучшими образцами народного, отечественного и мирового музыкального искусства.
Методологическая основа исследования:
- работы в области теории и практики вокального исполнительства и педагогики (В.П. Морозов [33], В.Г. Соколов [42], Г.П. Стулова [45] и др.);
- исследования в области творческого развития личности в учреждениях дополнительного образовании В.П. Голованов [9], О.Е. Лебедева [15], Е.Б. Евладова [17], Е.А. Касмицкая [22], О.М. Молодых [31] и др.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ специальной и научно-методической литературы, изучение опыта творческого развития детей на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования);
- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент).
Этапы исследования.
Первый этап - (2011 г.) изучение научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап - (2012 - 2013 гг.) изучение современных методических разработок в области творческого развития детей на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования, систематизация и обобщение информации по данной проблеме и разработка концепции исследования.
Третий этап - (2014 - 2016 гг.) уточнение теоретических и методических установок работы; разработка и реализация авторской программы «Сольное пение» для творческого развития детей в учреждении дополнительного образования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамска. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа по творческому развитию детей младшего школьного возраста «Сольное пение», направленная на раскрытие творческого потенциала и развитие творческих способностей учащихся, освоение практических исполнительских умений и навыков, воспитание интереса к вокальному искусству.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы, авторская программа «Сольное пение» по творческому развитию детей могут быть использованы педагогами в ходе разработки занятий, программ в учреждениях дополнительного образования; в рамках профессиональной подготовки студентов-музыкантов, учащихся музыкальных школ и студий.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 82 страниц.
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме творческого развития детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования.
В своем исследовании мы опирались на работы в области теории и практики вокального исполнительства и педагогики (В.П. Морозов, В.Г. Соколов, Г.П. Стулова и др.) а также на труды в области творческого развития личности в учреждениях дополнительного образовании (В.П. Голованов, О. Е. Лебедева, Е. Б. Евладова, Е. А. Касмицкая, О. М. Молодых и др.)
Проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что:
1. Творческое развитие представляет собой качественное изменение деятельности человека, результатом которого является создание индивидуально нового, неповторимого и оригинального.
2. Посредством сольного пения дети вовлекаются в творческий процесс. Пение отличается необыкновенными возможностями, которые выражаются в развитии музыкальных способностей, формировании вокально-певческих навыков, культуры детей, морально-нравственных, художественно-эстетических ценностей, создание благоприятной среды для гармоничного психического и физического развития, выявлении творческих возможностей ребёнка и его индивидуальности.
3. Основная цель занятий вокалом является творческое развитие ребёнка, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности юного певца.
В опытно-экспериментальной работе нами реализована авторская программа «Сольное пение», нацеленная на раскрытие творческого потенциала и развитие творческих способностей учащихся, освоение практических исполнительских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к музыкально-певческому искусству.
Данная авторская программа была апробирована в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Педагогический эксперимент состоял трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
Основной целью констатирующего эксперимента было выявление уровня творческого развития детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования.
Из полученных результатов констатирующего этапа эксперимента стало ясно, что большинство детей показали средний уровень творческого развития, низкий уровень показало 3 учащихся, высокий уровень не проявил ни один учащийся.
Содержание формирующего этапа эксперимента представляло собой реализацию авторской программы «Сольное пение».
Дети экспериментальной группы детской школы искусств г. Нижнекамска занимались по авторской программе «Сольное пение». Дети контрольной группы - по рабочей программе «Сольное пение», разработанной Л.Р. Хузиной (согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам").
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления изменений уровня творческого развития детей. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что большинство учащихся проявили средний уровень творческого развития, низкий уровень проявил один человек, высокий уровень также один человек.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутое нами предположение, что творческое развитие детей на занятиях сольного пения в учреждении дополнительного образования будет успешным, если:
- разработана авторская программа по творческому развитию детей младшего школьного возраста на занятиях сольного пения;
- в образовательном процессе детей младшего школьного возраста будут использованы следующие приемы творческого развития: творческие игры, инсценировки, беседы, вокальные импровизации, пластическое интонирование, пение в присутствии слушателя или зрителя, собственная интерпретация произведений, оценивание личного исполнения, анализ средств музыкальной выразительности, знакомство с лучшими образцами народного, отечественного и мирового музыкального искусства.
В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что разработанная авторская программа «Сольное пение» будет способствовать более эффективному творческому развитию детей младшего школьного возраста. Данная программа может быть использована педагогами - вокалистами в учреждениях дополнительного образования.
1. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников. / Л.П. Айкина. // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 18-25.
2. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
3. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. / О.
А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 2014. - Вып. З. - С. 3-29.
4. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Сб.: Вопросы вокальной педагогики. - М., 1982. - Вып. 6. - С. 6-22.
5. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
6. Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. - 3-е изд., испр. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 120 с.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
9. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога
дополнительного образования: учеб пособ. / В.П. Голованов. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 239 с.
10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 156 с.
11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. / А. Л. Готсдинер. - М.: Междунар. акад. пед. наук, 2013. - 190 с.
12. Диневич Ю.В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: учебное пособие. - Тула, 2005. - 60 с.
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1996. - 368 с.
14. Дмитриева Л.Г. Методика детского музыкального воспитания в школе. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2010. - 238 с.
15. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
16. Евладова Е.Б. и др. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014 - 349 с.
17. Евладова Е.Б. и др. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 192 с.
18. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.— М.: Учпедгиз, 1960. - 312 с.
19. Закутский В.И. Исполнительство как творческая деятельность. /
В.И. Закутский // Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков. - М.: Гардарики, 2011. - С. 10-15.
20. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. — М.: Музыка, 1965. — 147 с.
21. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. / И.О. Исаева. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 319, [1] с. - (Самоучитель)
22. Касмицкая Е.А. Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей: автореф.. канд. пед. наук: 13.00.05 / Е. А. Касмицкая. - М.: МГУКИ,
2010. - 24 с.
23. Кобозева И.С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект: монография / И.С. Кобозева; под ред. чл-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 181 с.
24. Кузьмина Е. Методические принципы М. В. Владимировой // Вопросы вокальной педагогики. - М., 1964. Вып. 2. С. 52-84
25. Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Текст.: автореф. канд. пед. наук: 13.00.11 /
С.В. Лаврецова; СПб. : С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов, 2011. - 20 с.
26. Лагутин А.В. Основы педагогики музыкальной школы / А.В. Лагутин. - М.: Музыка, 2011. - 132 с.
27. Левко В.Н. О профессиональных основах вокальной педагогики // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. / ред.-сост. Е.В.Круглова. - М.: Спутник+, 2009. - С. 26-39.
28. Левко В.Н. О совершенствовании профессиональной подготовки молодого певца // Подготовка профессионального певца: сб. научно¬методических статей. Вып. 4. - Нижний Новгород: НТК им. Глинки, 1998. - С. 14-26.
29. Медушевский В.В. Теория и методика музыкального образования детей. / В.В. Медушевский. - М.: ФЛИНТА - НАУКА, 2008. - 412 с.
30. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М.: Советский композитор, 1983. - 266 с.
31. Молодых О.М. Социально-культурные условия развития музыкальной одаренности детей в учреждениях дополнительного образования. Автореф. анд. пед. наук: 13.00.05 / О.М. Молодых. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013. - 24 с.
32. Мордвинов В.И. Практика основной работы по постановке голоса: опыт с начинающими певцами. — М.: Музгиз, 1948. — 65 с.
33. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. / В.П. Морозов. - М.: Музыка, 2014. - 86 с.
34. Овчинникова Л.И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства. / Л.И. Овчинникова // Молодой ученый. - 2014. - №1.2. - С. 37-39.
35. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - JL: Музыка, 1972. — 150 с.
36. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов ; под. ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 2010. - 750 с.
37. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. / А.В. Петровский. - М.: РОУ, 2014. - 328 с.
38. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: АСТ, 2011. - 384 с.
39. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст.4089).
40. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандашвили. - М.: Академия, 2010. - 240 с.
41. Серегин Н.В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально¬культурной деятельности : монография. / Н.В. Серегин. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. - 228 с.
42. Соколов В.Г. Школа хорового пения. / В.Г. Соколов, В.С. Попов, Л.М. Абелян. - М.: Эксмо, 2013. - Вып. 2. - 170 с.
43. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга: философско- социологическое исследование: автореф. дис. д-ра филос. наук / Э.В. Соколов. СПб. : ЛГУ им. А. А. Жданова, 2011. - 40 с.
44. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2010. - 296 с.
45. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. / Г.П. Стулова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 176 с.
46. Теплов Б.М. Избранные труды. / Б.М. Теплов // Сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 2014. - Т. 1. - 328 с.
47. Теплов Б.М. Проблема одаренности / Б.М. Теплов // Педагогика.
2011. - № 4 - 5. - С. 146-155.
48. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Моск. псих. соц. Институт - Воронеж : МОДЭК, 2010. - 544 с.
49. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
50. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание школьника / под ред. Е.А. Флериной. - M.: Педагогика, 2013. - 320 с.
51. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: автореф. док. пед. наук / И.И. Фришман. - Ярославль, 2014. - 39 с.
52. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: дисс. д-ра пед. наук: 13.00. 01 / Г.М. Цыпин. - М.: Эксмо, 2013. - 361 с.
53. Чабанный В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством / В.Ф. Чабанный. - СПб.: Питер, 2010. - 415 с.
54. Чижова К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: дисс . канд. пед. наук : 13.00.05 / К.И. Чижова. - М.: Эксмо, 2011. - 24 с.
55. Чижова К.И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: дис ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 185 с.
56. Шереметев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. - Челябинск: Версия, 1998. - 251 с.
57. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М.: Флинта, 1999. - 81 с.
58. Эдельман Ю.Б. Уроки пения. - М.: ТОРУС ПРЕСС, 2009. - 160 с.
59. Энгельмейер П.К. Теория творчества. М.: Книжный дом
«Либроком», 2010. - 208 с.
60. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству:
Азбука музыкально-творческого саморазвития. / Е. И. Юдина - М.:
Аквариум, 2013. - 272 с.
61. Яворский Б. Избранные труды в двух томах. Второе издание, исправленное и дополненное. - М.: Советский композитор, 1987
Интернет источники
62. http://as-
sol.net/publ/metodicheskaja stranica/vlijanie vokalnykh zanjatij na razvitie tvorcheskikh sposobnostej uchashhikhsja/1-1-0-797
63. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-05/dissertaciya-sotsialno-kulturnye-usloviya-razvitiya-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta