Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных музыкально-дидактических игр
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-
СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего
дошкольного возраста как педагогическая проблема 8
1.2. Понятие «интерактивные музыкально-дидактические игры» и их роль
в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Разработка авторской программы «Музыкальная радуга» на основе
интерактивных музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет 26
2.2. Реализация авторской программы и обобщение ее результатов по
развитию музыкально-сенсорных способностей у детей 6-7 лет 36
Выводы по главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ :Результаты диагностики констатирующего этапа 60
Авторская программа «Музыкальная радуга» 65
Результаты диагностики контрольного этапа 119
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-
СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего
дошкольного возраста как педагогическая проблема 8
1.2. Понятие «интерактивные музыкально-дидактические игры» и их роль
в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Разработка авторской программы «Музыкальная радуга» на основе
интерактивных музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет 26
2.2. Реализация авторской программы и обобщение ее результатов по
развитию музыкально-сенсорных способностей у детей 6-7 лет 36
Выводы по главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ :Результаты диагностики констатирующего этапа 60
Авторская программа «Музыкальная радуга» 65
Результаты диагностики контрольного этапа 119
Дошкольный период воспитания детей является самым значимым, так как именно в этом возрасте дети с интересом и желанием познают все вокруг себя. В этой связи музыкальная деятельность в детском саду способствует формированию эстетических и музыкально-творческих способностей личности ребенка. Музыка является неотъемлемой частью воспитания детей дошкольного возраста - большинство занятий в группах проходят с сопровождением музыки, она звучит на музыкальных занятиях, во время различных мероприятий и праздников. Развивать музыкальные и творческие способности детей помогают такие виды деятельности как слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Общаясь с музыкой, ребенок должен понимать ее характер, содержание, то есть о чем рассказывает то или иное музыкальное произведение, должен уметь сравнивать услышанное с чем-то похожим из своей повседневной жизни. Это требует от ребенка развитого восприятия, мышления и знаний о средствах музыкальной выразительности. Но восприятие является сложным процессом, требующим от ребенка внимания, мышления и знаний, которые еще не в должной мере развиты у детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо научить детей определять средства музыкальной выразительности произведений (темп, ритм, динамику, тембр и т.д.),их характер и жанровую принадлежность.
В современных условиях совершенствования системы образования перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Таким средством являются интерактивные музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкально-сенсорные способности и повышают зрительную, слуховую, двигательную активность ребенка. Так как одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника, использование интерактивных технологий желательно. Известные специалисты в музыкальной области Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина отмечали необходимость привлечения вспомогательных, внемузыкальных средств в доступной, игровой форме в процессе обучения музыке. Интерактивные музыкально-дидактические игры разнообразны по своему содержанию, целям, задачам, способам изображения; они легко запоминаются, воспитывают эстетические и эмоциональные чувства, и эффективны в развитии ладового, ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Благодаря интерактивным музыкально-дидактическим играм улучшается запоминание пройденного материала, усиливается познавательный интерес воспитанников, развивается способность ребенка к самостоятельному выполнению заданий - ребенок из пассивного слушателя становится активным участником интересной игры.
Степень изученности проблемы:
Проблемой развития музыкально-сенсорных способностей занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Скулина, А.П. Усова. Вопросы развития этих способностей на основе музыкально- дидактических игр рассматривались О. Декроли, Я. Коменским, Л.Н. Комисаровой, Н.Г.Кононовой ,Э.П. Костиной, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф. Фребель.
Интерактивным музыкально-дидактическим играм и их роли в развитии музыкально-сенсорных способностей посвящены труды Р.Ф. Приходченко (авторская методическая разработка «Домисолька»), К.Г. Кайдаш (сборник интерактивных игр для музыкального развития детей), Г.Ф. Юровой (авторская игра «Храбрый Петя»), Л.В. Яблоновской (авторская игра «Кто живет в теремочке»), А.А.Прохоровой (авторская игра «Кто живет во дворе?»).
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы развития музыкально-сенсорных способностей средствами интерактивных музыкально-дидактических игр и отсутствием специальных работ и программ, направленных на ее осуществление. Данные обстоятельства повлияли на выбор темы нашего исследования - «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных музыкально-дидактических игр».
Цель исследования: выявление влияния интерактивных музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивные музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой использование авторской программы «Музыкальная радуга» на основе интерактивных музыкально-дидактических игр у старших дошкольников окажет положительное влияние как на развитие музыкально-сенсорных способностей, так и на процесс музыкального воспитания в целом.
Задачи исследования:
- рассмотреть развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста как педагогическую проблему;
- раскрыть понятие «интерактивные музыкально-дидактические игры» и их роль в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать авторскую программу «Музыкальная радуга» на основе интерактивных музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет;
- реализовать авторскую программу в рамках педагогического эксперимента, обобщить его результаты и подтвердить эффективность программы по развитию музыкально-сенсорных способностей у детей 6-7 лет.
Методологической основой исследования явились труды по музыкальному воспитанию дошкольников Ветлугиной Н.А, Кенеман А.В, Комиссаровой Л.Н, Зимина А.Н и др. Разные виды музыкальной деятельности раскрыты в исследованиях Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского(слушание-восприятие), М.Ю. Викат, Т.В. Волчанской, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Э. Николаевой, Л. Стоковского, К. Форраи, А.И.Ходьковой и др. (детское исполнительство), Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Э.Ж. Далькроза, Е.В. Коноровой, М.А. Румер и др. (ритмика, танцы, хороводы, музыкальные игры).
Методы исследования: сбор, анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования, анализ экспериментального материала, обобщение; наблюдение, эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №70 «Ягодка» города Набережные Челны. В исследовании приняло участие 29 детей.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Музыкальная радуга» на основе интерактивных музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: интерактивные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников, представленные в исследовании, могут быть полезны музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования:
1 этап: сбор, анализ и систематизация теоретического материала по проблеме исследования, определение цели и задач исследования разработка авторской программы.
2 этап: разработка авторской программы «Музыкальная радуга», включающей интерактивные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников и проверка ее эффективности в опытно-экспериментальной работе.
3 этап: анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, выводы по исследованию.
Апробация: Личный опыт музыкального воспитания дошкольников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №70 «Ягодка» города Набережные Челны.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Общаясь с музыкой, ребенок должен понимать ее характер, содержание, то есть о чем рассказывает то или иное музыкальное произведение, должен уметь сравнивать услышанное с чем-то похожим из своей повседневной жизни. Это требует от ребенка развитого восприятия, мышления и знаний о средствах музыкальной выразительности. Но восприятие является сложным процессом, требующим от ребенка внимания, мышления и знаний, которые еще не в должной мере развиты у детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо научить детей определять средства музыкальной выразительности произведений (темп, ритм, динамику, тембр и т.д.),их характер и жанровую принадлежность.
В современных условиях совершенствования системы образования перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Таким средством являются интерактивные музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкально-сенсорные способности и повышают зрительную, слуховую, двигательную активность ребенка. Так как одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника, использование интерактивных технологий желательно. Известные специалисты в музыкальной области Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина отмечали необходимость привлечения вспомогательных, внемузыкальных средств в доступной, игровой форме в процессе обучения музыке. Интерактивные музыкально-дидактические игры разнообразны по своему содержанию, целям, задачам, способам изображения; они легко запоминаются, воспитывают эстетические и эмоциональные чувства, и эффективны в развитии ладового, ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Благодаря интерактивным музыкально-дидактическим играм улучшается запоминание пройденного материала, усиливается познавательный интерес воспитанников, развивается способность ребенка к самостоятельному выполнению заданий - ребенок из пассивного слушателя становится активным участником интересной игры.
Степень изученности проблемы:
Проблемой развития музыкально-сенсорных способностей занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Скулина, А.П. Усова. Вопросы развития этих способностей на основе музыкально- дидактических игр рассматривались О. Декроли, Я. Коменским, Л.Н. Комисаровой, Н.Г.Кононовой ,Э.П. Костиной, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф. Фребель.
Интерактивным музыкально-дидактическим играм и их роли в развитии музыкально-сенсорных способностей посвящены труды Р.Ф. Приходченко (авторская методическая разработка «Домисолька»), К.Г. Кайдаш (сборник интерактивных игр для музыкального развития детей), Г.Ф. Юровой (авторская игра «Храбрый Петя»), Л.В. Яблоновской (авторская игра «Кто живет в теремочке»), А.А.Прохоровой (авторская игра «Кто живет во дворе?»).
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы развития музыкально-сенсорных способностей средствами интерактивных музыкально-дидактических игр и отсутствием специальных работ и программ, направленных на ее осуществление. Данные обстоятельства повлияли на выбор темы нашего исследования - «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных музыкально-дидактических игр».
Цель исследования: выявление влияния интерактивных музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивные музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой использование авторской программы «Музыкальная радуга» на основе интерактивных музыкально-дидактических игр у старших дошкольников окажет положительное влияние как на развитие музыкально-сенсорных способностей, так и на процесс музыкального воспитания в целом.
Задачи исследования:
- рассмотреть развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста как педагогическую проблему;
- раскрыть понятие «интерактивные музыкально-дидактические игры» и их роль в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать авторскую программу «Музыкальная радуга» на основе интерактивных музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет;
- реализовать авторскую программу в рамках педагогического эксперимента, обобщить его результаты и подтвердить эффективность программы по развитию музыкально-сенсорных способностей у детей 6-7 лет.
Методологической основой исследования явились труды по музыкальному воспитанию дошкольников Ветлугиной Н.А, Кенеман А.В, Комиссаровой Л.Н, Зимина А.Н и др. Разные виды музыкальной деятельности раскрыты в исследованиях Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского(слушание-восприятие), М.Ю. Викат, Т.В. Волчанской, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Э. Николаевой, Л. Стоковского, К. Форраи, А.И.Ходьковой и др. (детское исполнительство), Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Э.Ж. Далькроза, Е.В. Коноровой, М.А. Румер и др. (ритмика, танцы, хороводы, музыкальные игры).
Методы исследования: сбор, анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования, анализ экспериментального материала, обобщение; наблюдение, эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №70 «Ягодка» города Набережные Челны. В исследовании приняло участие 29 детей.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Музыкальная радуга» на основе интерактивных музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: интерактивные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников, представленные в исследовании, могут быть полезны музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования:
1 этап: сбор, анализ и систематизация теоретического материала по проблеме исследования, определение цели и задач исследования разработка авторской программы.
2 этап: разработка авторской программы «Музыкальная радуга», включающей интерактивные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников и проверка ее эффективности в опытно-экспериментальной работе.
3 этап: анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, выводы по исследованию.
Апробация: Личный опыт музыкального воспитания дошкольников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №70 «Ягодка» города Набережные Челны.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Искусство - мир духовного богатства, универсальный мир человеческих возможностей. Благодаря произведениям искусства, только ознакомившись с ними поближе и с особым интересом вникая и воспринимая их суть, человек может осознать это духовное богатство и стать культурной личностью. Музыкальное искусство способно глубоко воздействовать на человека, и может влиять на процесс становления личности. Благодаря музыке, человек по-другому начинает смотреть на свое окружение, находит в ней то, что в данный момент требуется его душе, его сердцу для гармонии с реальной жизнью.
В учебно-воспитательной деятельности ДОУ большое значение имеет музыкально-сенсорное воспитание для всестороннего развития детей. Особенность сенсорного воспитания в том, что именно в этом процессе ребенок учится различать свойства предметов: их форму, величину, объем, вкус, запах, а в музыке - различные свойства звуков, которые ребенок воспринимает в пении, слушании музыки, в игре на музыкальных инструментах. Ребенок анализирует, сравнивает содержание, характер музыкальных произведений, воспроизводит ритмический рисунок музыкальных произведений, определяет высоту, динамику, тембр звуков.
Для развития музыкально-сенсорных способностей нужны эффективные и интересные формы педагогической деятельности в ДОУ, в частности использование интерактивных музыкально-дидактических игр. Проведенная экспериментальная работа с января по май месяц 2016 года на базе ДОУ № 70 «Ягодка» г. Набережные Челны, в которой участвовали 29 детей в возрасте 6-7 лет, дала понять, что только систематическими занятиями по развитию музыкально-сенсорных способностей можно добиться положительной динамики, и на основе интерактивных игр повысить познавательный интерес и активность детей, развивать их фантазию, воображение, научить связывать музыкальные явления с повседневной жизнью. Благодаря интерактивным музыкально-дидактическим играм, дети начали с желанием участвовать в анализе музыкальных произведений, рассуждать, сравнивать, высказывать свое мнение, предлагать свой вариант решения задач.
Авторская программа «Музыкальная радуга» по развитию музыкально-сенсорных способностей детей на основе интерактивных музыкально- дидактических игр является новой возможностью для обновления методов и организационных форм музыкального воспитания детей. Авторская программа, созданная с учетом возрастных особенностей дошкольников, является своеобразным «активатором» детей, их желания петь, слушать, играть, танцевать. Игры, созданные нами, отличаются своей уникальностью: в них включены музыка и творчество разных времен и народов, дети становятся непосредственными участниками действий, превращаясь в героев мультфильмов, кинофильмов, сказок.
Таким образом, проделанная экспериментальная работа показывает целесообразность использования интерактивных музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ. По сравнительным результатам констатирующего и контрольного этапа эксперимента, мы убедились, что интерактивные игры являются одним из самых привлекательных вариантов форм обучения детей.
Завершая творческую, опытно-экспериментальную работу, можно сказать, что цель и задачи работы достигнуты, гипотеза доказана, и остается пожелать каждому педагогу ДОУ, чтобы их творческая деятельность совершенствовалась и показала положительные результаты во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, чтобы уроки были интересными, разнообразными, и дети занимались с удовольствием и огромным желанием .
В учебно-воспитательной деятельности ДОУ большое значение имеет музыкально-сенсорное воспитание для всестороннего развития детей. Особенность сенсорного воспитания в том, что именно в этом процессе ребенок учится различать свойства предметов: их форму, величину, объем, вкус, запах, а в музыке - различные свойства звуков, которые ребенок воспринимает в пении, слушании музыки, в игре на музыкальных инструментах. Ребенок анализирует, сравнивает содержание, характер музыкальных произведений, воспроизводит ритмический рисунок музыкальных произведений, определяет высоту, динамику, тембр звуков.
Для развития музыкально-сенсорных способностей нужны эффективные и интересные формы педагогической деятельности в ДОУ, в частности использование интерактивных музыкально-дидактических игр. Проведенная экспериментальная работа с января по май месяц 2016 года на базе ДОУ № 70 «Ягодка» г. Набережные Челны, в которой участвовали 29 детей в возрасте 6-7 лет, дала понять, что только систематическими занятиями по развитию музыкально-сенсорных способностей можно добиться положительной динамики, и на основе интерактивных игр повысить познавательный интерес и активность детей, развивать их фантазию, воображение, научить связывать музыкальные явления с повседневной жизнью. Благодаря интерактивным музыкально-дидактическим играм, дети начали с желанием участвовать в анализе музыкальных произведений, рассуждать, сравнивать, высказывать свое мнение, предлагать свой вариант решения задач.
Авторская программа «Музыкальная радуга» по развитию музыкально-сенсорных способностей детей на основе интерактивных музыкально- дидактических игр является новой возможностью для обновления методов и организационных форм музыкального воспитания детей. Авторская программа, созданная с учетом возрастных особенностей дошкольников, является своеобразным «активатором» детей, их желания петь, слушать, играть, танцевать. Игры, созданные нами, отличаются своей уникальностью: в них включены музыка и творчество разных времен и народов, дети становятся непосредственными участниками действий, превращаясь в героев мультфильмов, кинофильмов, сказок.
Таким образом, проделанная экспериментальная работа показывает целесообразность использования интерактивных музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ. По сравнительным результатам констатирующего и контрольного этапа эксперимента, мы убедились, что интерактивные игры являются одним из самых привлекательных вариантов форм обучения детей.
Завершая творческую, опытно-экспериментальную работу, можно сказать, что цель и задачи работы достигнуты, гипотеза доказана, и остается пожелать каждому педагогу ДОУ, чтобы их творческая деятельность совершенствовалась и показала положительные результаты во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, чтобы уроки были интересными, разнообразными, и дети занимались с удовольствием и огромным желанием .



