ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВО -
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1. Сущность финансово-хозяйственной деятельности предприятия 12
1.2. Основные методы диагностики финансово-хозяйственной
деятельности предприятия 19
1.3. Показатели, характеризующие финансово-хозяйственную
деятельность предприятия 28
2. ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «АК «ПРИМА-ХЛЕБ» 33
2.1. Технико-экономические показатели деятельности предприятия 33
2.2. Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 42
2.3. Основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ
ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АК «ПРИМА-ХЛЕБ» 70
3.1. Разработка программы повышения эффективности диагностики
финансово-хозяйственной деятельности предприятия 70
3.2. Оценка целесообразности и эффективности передоложенных
мероприятий 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование рыночной экономики в России невозможно без развития предпринимательства, которое, прежде всего, проявляется в эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Планирование бизнеса - это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
В современной экономике, подверженной колебаниям и изменениям финансово-хозяйственной деятельности, любому предприятию необходимо уметь предвидеть наступление кризисных явлений и направлять свои усилия на минимизацию ущерба или потерь. Основными задачами, стоящими перед топ- менеджерами предприятия, являются задачи управления финансовыми показателями и затратами. Большая часть затрат предприятия связанна с обеспечением требуемого потребителем уровня качества продукции. Способность прогнозировать и искать эффективные методы их снижения направлены на повышение рентабельности и прибыльности их финансового- хозяйственной деятельности.
Рынок определяет все более высокие и жесткие требования к качеству продукта, его стоимости и безопасности. Устойчивость предприятия, функционирующего в координатах качество-затраты, определяется его способностями и возможностями к нахождению такого состояния, при котором высокое качество будет достигаться при минимальных затратах.
Качество продукта на современном этапе развития экономических отношений является индикатором взаимоотношений производителя и потребителя, а итоговое качество продукта позволяет дать комплексную оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности его функционирования.
Эффективная финансово-хозяйственная деятельность в основном
способствует получению рынком качественных, высоколиквидных товаров и услуг, пользующихся спросом. Качественная диагностика финансово-хозяйственной деятельности не только обеспечивает и поддерживает производство, приводит к лучшим показателям производства, оказываемых на рынке услугах, продажи товара, как на зарубежном рынке, так и на внутреннем.
Система управленческого учета и анализа коммерческой организации - это учет, направленный на минимизацию затрат, максимизацию доходов и, как следствие этого, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь представляется возможным рассмотреть основное содержание стратегического управленческого учета в качестве процесса информационного обеспечения трех составляющих: планирования, анализа и контроля. При этом проводится планирование, количественный и качественный анализ, а также контроль стратегических решений организации с финансовой и с нефинансовой точек зрения. Чёткое выделение данных, составляющих в едином процессе стратегического управленческого учета, является достаточно условным и трудно реализуемым на практике.
Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия направлена на подтверждение гипотезы о важности всех направлений функционирования, и на формирование у менеджмента организации понимания необходимых стратегических направлений развития для формирования программы повышения эффективности. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности позволяет менеджменту предприятия оценить уровень доходности и рискованности работы предприятия, что в конечном итоге становится основой для принятия окончательного решения об условиях реализации дальнейших направлений развития. Кроме внешней целевой направленности диагностика финансово-хозяйственной деятельности имеет существенное влияние на внутреннюю политику действующего предприятия, являясь эффективным инструментом управления.
Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия также способствует разработке и выходу на рынок новых товаров и услуг, имеющий в себе полную экономическую обоснованность совершаемых процессов, позволяющий увеличивать рост прибыли, создающий новые рабочие места, способствует совершенствованию применяемых технологий и в целом, благотворно действуя на экономику. Поэтому изучение выбранной темы актуально на сегодняшний день.
Цель работы: диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка программы повышения эффективности.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2. Провести диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО «АК «Прима-Хлеб»;
3. Разработать программу повышения эффективности диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является ООО «АК «Прима-Хлеб».
Предметом исследования является финансово-хозяйственная
деятельность ООО «АК «Прима-Хлеб».
Методы исследования: теоретические методы исследования: дедукция, синтез, классификация и др., эмпирические методы: наблюдение, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
При выполнении работы были использованы исследования ведущих специалистов в области управления, менеджмента, экономики, таких как: Бусов В., Веснин В., Вумек, Дж.П., Горбунова Е.Г., Горемыкин В.А., Григорьева Р., Гритчина М.Н., Губарев А., Джонс Д.Т., Дроздов Ю. и др., а также периодические издания: «Теория управления», «Генеральный директор», «Управление компанией» и др.
Финансовая деятельность предприятия - это организация финансовых отношений, возникающих у него в процессе работы с другими юридическими и физическими лицами. Сам факт функционирования предприятия предполагает наличие таких финансовых отношений. Они возникают в процессе формирования и использования имущества и источников его финансирования, в процессе осуществления основной и других видов деятельности, а также в процессе распределения финансовых результатов, в том числе направления их на те или иные цели. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность, оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Главная цель финансово-хозяйственного анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Финансовый менеджмент - это процесс активного управления финансовым состоянием предприятия с использованием всех факторов, влияющих на финансовое состояние, в качестве инструмента финансового управления.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой для принятия решений на уровне субъектов хозяйствования, с помощью которого выявляются наиболее значимые характеристики и показатели деятельности предприятия и составляются прогнозы его дальнейшего развития. Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающих в производственной и финансово-экономической сфере предприятия. Сущность диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние машин, приборов, технических систем, экономики и финансов хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия - это деятельность по производству продукции, оказанию услуг, выполнению различных работ, направленная на получение прибыли с целью удовлетворения экономических и социальных интересов собственников и трудового коллектива предприятия. Показатели для анализа финансово-хозяйственной деятельности определяются на основе бухгалтерской и иной отчетности, исходя из специфики функционирования предприятия, общеотраслевых показателей, целей диагностики и других факторов с основной задачей недопущения кризисных явлений в организации и оценке дальнейшей деятельности, разработке возможных направлений развития. Эффективное финансовое состояние оценивается в совокупности выбранных показателей.
Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленная компания «Прима-хлеб» работает на рынке хлебопечения, предлагает наилучшее соотношение цена - качество, стабильно и экономически эффективно занимается производством хлебобулочных и кондитерских изделий, хлебопродуктов.
Исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия определено, что наибольший удельный вес в структуре имущества составляют внеоборотные активы, доля собственного капитала в общей структуре снижается. Согласно анализу коэффициент быстрой (срочной) ликвидности снизился по итогам 2015 года, не соответствует нормативам. Соотношение краткосрочной дебиторской и краткосрочной кредиторской задолженности отклоняются от нормы, основным источников финансирования ООО «АК «Прима-Хлеб» являются заемные средства. Также следует отметить, что коэффициент оборачиваемости запасов ООО «АК «Прима-Хлеб» увеличился, производство является эффективным, немного меньше потребность в оборотном капитале для его организации, однако некоторые показатели определяют неустойчивое положение предприятия, что определяет сложность оценки. Поэтому следует обратиться к более детальному анализу показателей в долгосрочной перспективе для предотвращения кризисного состояния.
Изучив работу ООО «АК «Прима-Хлеб», а так же действующую систему управления и проведя анализ, который помог изучить сильные и слабые стороны предприятия, приходим к выводу, что организация имеет следующие проблемы финансово-хозяйственной деятельности:
- отсутствуют свободные денежные средства для покрытия кредиторской задолженности,
- финансовая неустойчивость, риск неплатёжеспособности,
- снижение показателей конкурентоспособности,
- падение объёмов производства,
- низкий технический потенциал, износ основных фондов,
- большой процент неопределенности для производства нового вида продукции организацией.
- слабо развит рынок сбыта на периферии, в связи, с чем система управления нуждается в переработке.
Процесс разработки программы повышения эффективности диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «АК «Прима-Хлеб» включает в себя следующие документы:
Разработка программы повышения эффективности диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает разработку следующих документов:
- План мероприятий по повышения эффективности диагностики финансово-хозяйственной деятельности ООО «АК «Прима-Хлеб»,
- Технический план работы производства с применением политики минимизации издержек на основе концептуальной модели диагностики потенциала финансово-экономической устойчивости,
- Регламент производства по внедрению модуля контроллинга ,
- Положение о финансовом отделе,
- Регламент работы финансового отдела,
- Должностные инструкции руководителя финансового отдела.
Поэтому целесообразным будет предложение по совершенствованию системы управления финансами - внедрение финансового отдела ООО «АК «Прима-Хлеб» с последующим определением стратегических и тактических задач, формированию алгоритма управления финансами в рамках данного структурного подразделения. Изменение методов использования финансовых ресурсов ООО «АК «Прима-Хлеб», назначение субъектов управления финансовой деятельностью, контроль показателей эффективности использования финансовых ресурсов позволят предприятию наращивать темпы развития, увеличить объем продаж и реализовывать новые направления деятельности без существенных затрат используя политику экономии на издержках. План мероприятий по организации производства ООО «АК «Прима-Хлеб» предполагает разработку технического плана, включающую разработку инвентаря, расхода материалов, а также инвестиций, что предполагает большое количество расчетов и затрат временных ресурсов. Разработка Положения о финансовом отделе предполагает разработку документа со следующими пунктами: описание принципов работы
структурного подразделения, функции и алгоритм работы структурной единицы. При внутренней норме доходности 16 % проект становится безубыточным. Из расчета следует, что проект, по уровню рентабельности, сроку окупаемости и внутренней норме доходности, не только приемлем, но и весьма выгоден. Основными целями диагностики финансово-хозяйственной деятельности являются: рассмотрение практической возможности создания и развития новых направлений производства; создание новых рабочих мест посредством формирования отдела; обоснование прибыльности и рентабельности.
1. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 01.07.2014 г. //СЗ РФ.-1998.-№ 7.- Ст.785; СЗ РФ.-2008.-№ 18.- Ст.1941.
2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 31.01.2016//СЗ РФ. -2001. -№ З3 (ч.1). -Ст.3431.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 31.01.2016 // СЗ РФ.-1994.-№ 32.- Ст.3301.
II. Специальная литература:
4. Арутюнова, Д.В. Методология системного подхода в формировании адаптивного механизма управления организацией / Д.В. Арутюнова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2013. - № 8. - С. 17-21.
5. Березина, Е.А. Эффективные технологии управления жизненным циклом товара / Е.А. Березина // Известия Южного федерального университета. Технические науки.- 2015. - №. 04 (16). - С. 118-121.
6. Бондаренко, В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие / В. Бондаренко, В. Юдина, О. Алехина. - М.: КноРус, 2015. - 232 с.
7. Бусов, В. Управленческие решения. Учебник / В. Бусов. - М.: Юрайт, 2015. - 256 с.
8. Веснин, В. Теория организации в схемах: учебное пособие / В. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 126 с.
9. Вумек, Дж.П., Джонс, Д.Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Дж.П. Вумек, Д.Т. Джонс. - пер. С. Турко. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 472 с.
10. Горбунова Е.Г. Управленческие решения: классификация; модель оценки экономической эффективности / Е.Г. Горбунова // Теория управления. - 2014. - №1 (61). - С. 116-119.
11. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-планов/ В.А. Горемыкин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось- 89, 2011. - 592 с.
12. Григорьева Р. Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов/ Р.Григорьева // Генеральный директор. - 2014. - № 37 (сентябрь). - С. 42-43.
13. Гритчина М.Н. Модель взаимодействия предприятия-переработчика и снабженческо-сбытового кооператива в сфере снабжения и сбыта / М.Н. Гритчина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 48-53.
14. Губарев, А. Информационное обеспечение системы менеджмента качества / А. Губарев. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2013. - 132 с.
15. Дональд Р. Леманн, Расселл С. Винер. Управление товаром. - М.: ИД Вильямс, 2014. - 624 с.
16. Дроздов, Ю. Клиенты определяют стоимость продукта - компания получает прибыль / Ю. Дроздов // Управление компанией. - 2014. - №6. - С. 18¬
21.
17. Дудин, М., Поляков, В., Лесников, Н. Формирование инновационной среды как важнейшее условие обеспечения конкурентности предпринимательских структур: монография / М. Дудин, В. Поляков, Н. Лесников. - М.: Издательский дом «Экономический журнал», 2012. - 200 с.
18. Дунин, И.М. Перспективы развития промышленного производства России в современных условиях / И.М. Дунин // Молочное и мясное скотоводство. - 2014. -№5. - С. 2-5.
19. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга / Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2014. - 272 с.
20.Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 376 с.
21. Иванова, Т.И. Оценка эффективности управления финансами / Т.И. Иванова // Финансовый консалтинг. - 2013. - №3. - С. 26-28.
22. Ивасенко, А. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А. Ивасенко. - 4-е изд., стереотип. - М.: КноРус, 2014. - 168 с.
23. Ильин А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. - М.: Новое знание, 2013. - 210 с.
24. Карпова С. Практикум по международному маркетингу / С. Карпова. - 2-е изд. - М.: КноРус, 2013. - 200 с.
25. Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента / М.А. Картавый, А.Н. Нехамкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 115-126.
26. Кеннеди, Д.С. Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на
результат / Д.С. Кеннеди. - пер. Д. Глоба-Михайленко. - М.: Альпина
Паблишер, 2013. - 296 с.
27. Кислицына, В.В. Маркетинг: Учебник / В.В. Кислицына. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 464 с.
28. Климин А.И. Стимулирование продаж / А.И. Климин. - М.: Вершина, 2013. - 453 с.
29. Крюкова О.Г. Предупреждение рисков - условие стабильного развития фирмы / О.Г. Крюкова // Эффективное антикризисное управление. - 2014. - №3. - С. 19-24.
30. Литовских, А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций / А.М. Литовских. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2012. - 76 с.
31. Логинова, Е. Искусство управления в малом бизнесе: учебно-практическое пособие / Е. Логинова, О. Прянина. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 296 с.
32. Лумпов А.И., Лумпов А.А. Бизнес-планирование инвестиционных
проектов / А.И. Лумпов, А.А. Лумпов. - М.: Флинта, 2012. - 166 с.
33. Лявина М.Ю. Свобода или протекционизм во внешней торговле
продовольствием? / М.Ю. Лявина // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 7. -
34. Марн, М.В. Ценовое преимущество. Сколько должен стоить ваш товар? - Пер. Т. Гутниковой. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 318 с.
35. Маховикова, Г. А. Ценообразование в торговом деле: теория и практика: учебник для бакалавров / Г. А. Маховикова, В. В. Лизовская. - М.: Юрайт, 2014.
- 231 с.
36.Остервальдер, А., Пинье, И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье. - пер. М. Кульнева. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 288 с.
37. Полинин, П.Р. Как бы изменился маркетинг, если бы для покупателей имела значение лишь цена? / П.Р. Полинин // Маркетолог. - 2015. - №12. - С. 16-21.
38. Ремизова Ю. Управление инвестициями и разработка инвестиционных решений: системный подход / Ю. Ремизова // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 9. - С. 126-128.
39. Рогова, Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Е. Рогова, Е. Ткаченко. - М.: Юрайт, 2015. - 544 с.
40. Савельева М.Ю. Использование концепции целевого ценообразования в российской практике // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - №9 (27). - С. 63-67.
41. Теплов, В.И. Технология исследования перспектив развития бизнеса коммерческой организации / В.И. Теплов, В.М. Рассолов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 3(47).
- С. 5-7.
42. Титова Н.Ю., Ворожбит О.Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур / Н.Ю. Титова, О.Ю. Ворожбит // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2014. - №3. - С. 55-59.
43. Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 672 с.
44. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник /
Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.
45. Феофанов, А.Н., Митрофанов, В.Г., Капитанов, А.В. Выбор типа модели производственных систем / Феофанов А.Н., Митрофанов В.Г., Капитанов А.В. // Проблемы машиностроения и автоматизации. - 2013. - № 4. - С. 96-98.
46. Цветков, В. А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России / В. А. Цветков // Международная экономика. - 2015. - № 3. - С. 5¬
12.
47. Шагайда, Н. Продовольственная независимость и продовольственная безопасность с точки зрения правил ВТО // Экономическое развитие России. - 2015. - №2. - С. 37-39.
48. Шахрутдин, М. Управление качеством продукции: Учебник /
М. Шахрутдин, Г. Беспалова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 336 с.
49. Юзвович, Л.И., Юдина, Е.А. Комплексный подход к исследованию сущности, принципов и методов финансового планирования на предприятиях в экономической системе / Л.И. Юзвович, Е.А. Юдина // Фундаментальные исследования. - 2014. - №9. - С. 115-119.
50. Яковлева М.Т. Позиционирование и продвижение нового продукта на рынок / М.Т. Яковлева // Маркетолог. - 2016. - №1. - С. 59-66.
III. Текущий архив организации:
51. Устав ООО «АК «ПРИМА-ХЛЕБ» .