Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Работа №82149

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ.
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «вокально-хоровые навыки»
1.2 Психолого-возрастные особенности развития слуха и голоса детей дошкольного возраста. Вопросы охраны и гигиены.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Разработка программы по формированию вокально-хоровых
навыков у воспитанников ДОУ
2.2. Содержание и результаты апробации авторской программы по
формированию вокально-хоровых навыков у дошкольников 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Хоровое пение всегда было самым популярным искусством, доступным каждому человеку. Оно высоко ценилось во все времена, завораживая красотой и гармоничностью звучания певческих голосов. Являясь одним из самых доступных для широких масс видов творчества, оно одновременно является и одним из самых сложных исполнительских искусств, которое требует определенной подготовки, заключающейся в необходимости развития у детей вокально-хоровых навыков с самого раннего возраста.
Обучение детей пению начинается с детского сада и является одной из задач музыкального руководителя. Именно от педагога в первую очередь требуется высокий профессионализм для достижения целей. В последние годы, к сожалению, очень мало времени уделяется развитию детского голоса. При организации праздников, мероприятий акцент ставится на постановке ярких, запоминающихся номеров и разучивании эффектных современных песен, а не на вдумчивом и грамотном развитии детского голоса, что чревато различными вокальными дефектами и заболеваниями связок. В силу названных причин проблема формирования качественного звучания детского голоса в дошкольном возрасте очень актуальна. Данная проблема актуальна по сей день именно потому, что тесно связана с поиском решений эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Эта проблема ставится и на государственном уровне, которое принимает активное участие в ее осуществлении посредством реализации региональной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).
В детском саду по направлению музыкальная деятельность преследуется цель научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что и пытаюсь реализовать в процессе музыкальных занятий. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка
Обучение вокально-хоровому пению детей очень сложна и многообразна, так как она объединяет в себя всевозможные познавательные процессы с практическими умениями детей. Многолетний опыт и знания педагога во многом помогает решению данной задачи. Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.
Степень разработанности проблемы. Вопросам развития детского певческого голоса были посвящены труды Е.А. Аймазова, С.И.Бекиной, А.Д. Войнова, Т.В. Волчанской, Н.А. Метлова, Л.И. Михайловаа, Н.Д. Орловой, Д.Т. Зинича, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яровского,.
Вопросам охраны детского певческого голоса Е.С Алмазов., Д.К Вильсон., О.Д Коптева., Е.В Лаврова., И.И Левидов., О.С. Орлова, Г.М Степанова., Д.В Уклонская.
Проблемам музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугина, А.В. Кенеман, Л.А Михеева., О.П Радынова., А.Н. Зимина.
Цель работы: изучить особенности развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста, разработать авторскую программу по организации вокально-хоровых занятий в ДОУ и апробировать ее в ходе педагогического эксперимента.
Поставленная цель артикулирует проблему исследования - какие методы вокально-хоровой работы с дошкольниками и способы организации вокально-хоровых занятий в ДОУ будут способствовать развитию вокально-хоровых навыков воспитанников.
Объектом исследования является процесс вокально-хоровой работы в детском саду.
Предмет исследования: методы и формы вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследовательской работы заключается в предположении, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если:
- учитывать психолого-возрастные особенности детей;
- организовывать вокально-хоровые занятия с учетом возрастного строения голосового аппарата дошкольников;
- использовать игровые формы работы;
- комбинировать в процессе урока различные виды вокально-хоровой деятельности, нацеленные на развитие певческих навыков.
Задачи исследования:
- дать характеристику понятия вокально-хорового навыка;
- определить психолого-возрастные особенности развития слуха и голоса детей дошкольного возраста;
- раскрыть вопросы гигиены и охраны детского певческого голоса;
- разработать методический комплекс упражнений по формированию вокально-хоровых навыков у воспитанников ДОУ;
- провести практико-экспериментальное исследование по формированию вокально-хоровых навыков у дошкольников.
Научные методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.
- эмпирические: наблюдение, измерение, эксперимент.
Методологической основой исследования послужили:
- общенаучные труды Л.С. Выготского, О.Б. Дарвиш.
- частнонаучные труды Э.Б. Абдуллина, Л.М.Абелян, Е.И.Алмазов, Н.А. Ветлугиной, К. В. Закирова, Д.Б. Кабалевского, И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, М.Ю. Картушина.
Экспериментальной базой для проведения исследования послужила МБДОУ №3 «Шоколад» Сабинского района.
Научной новизной исследования явилась авторская разработка комплекса занятий по обучению дошкольников вокально-хоровым навыкам на основе татарского мелоса.
Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования музыкальными руководителями ДОУ на музыкальных занятиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как доказывает проведенное исследование, хоровое пение, являясь одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал для дошкольников Изучая народную и композиторскую музыку, исполняя песни родного края, воспитанники не только развивают певческие навыки: но и музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и - что особенно важно - учатся естественно и правдиво отражать в звуке человеческие эмоции, тончайшие оттенки настроения, приобщаются к мировой музыкальной культуре и культуре своего народа.
В первой главе исследования был проанализирован процесс развития вокально-хоровых навыков у детей. Нами было выявлено и доказано, что этот процесс неотделим от знаний педагога об анатомо-физиологическом строении детского голосового аппарата, органах дыхания, психической деятельности, а также о гигиене и охране голоса. Мы выяснили, что развитие детского голоса дошкольников требует особого внимания и должно протекать с учетом всех особенностей их психофизиологического развития.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами была представлена авторская программа «Развитие вокально-хоровых навыков воспитанников ДОУ посредством татарского национального мелоса», направленная на вокально-хоровое развитие детей от 3 до 7 лет и ориентированная на татароязычные дошкольные образовательные учреждения. Новизной предлагаемой программы стала организация вокально-хоровых занятий в ДОУ, основанная на преимущественном изучении татарского песенного репертуара.
Авторская программа «Развитие вокально-хоровых навыков воспитанников ДОУ посредством татарского национального мелоса» прошла успешную апробацию в ДОУ №3 «Шоколад» Сабинского района и доказала свою эффективность. Музыкальные занятия по предложенной программе способствовали существенному повышению уровня вокально-хорового развития детей, развитию их воображения, образно-эмоционального мышления и устойчивого интереса к татарской музыке



1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин.- М.: Академия, 2004. — 336 с.
2. Абелян, Л.М. Как рыжик научился петь/ Л.М.Абелян.- М.: Советский композитор, 1989. - 33 с
3. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. Развитие детского голоса [Текст] / Е.И.Алмазов.
- М. : АПН РСФСР, 1963. - 198 с.
4. Закирова, К. В. Балалар бакчасында тэрбия йэм белем биру (Программанын, милли-тебэк компоненты юнэлеше) = Воспитание и обучение в детском саду (Национально-региональный компонент Программы) / тез.-авт.: К. В. Закирова, Р. А. Борйанова, Г. О. Галиева h.
б. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2010. - 167 б.
5. Битус, А.Ф. «Певческая азбука ребенка»/ А.Ф.Битус. - Минск: Изд-во Тетра Системс, 2007. - 96 с.
6. Бочев, Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Методы работы в детском хоре "Бодрая смена"./ Б.Бочев. -М., 1963.-329с.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н.А.Ветлугина.- М.:Просвещение, 1991.- 174 с.
8. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение./ Л.А.Венгрус. - С.- П:Музыка, 2000.- 378с.
9. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика./ С.М.Вишняков. — Москва: Изд- во НМЦ СПО, 1999. — 538с
10. Войнова, А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников./ А.Д.Войнова. М. : Просвещение, 2007.-139с.
11. Волкова, Г.А. «Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений»./ Г.А.Волкова. - Изд-во: Владос, 2002.- 272 с.
12. Галкина, С. Музыкальные тропинки./ С.Галкин. Изд-во: Лексис, 2005. - 48 с.
13. Гарафиева, Г. З. Сембелэне кем белэ? Балалар бакчасы тэрбиячелэре йэм музыка житэкчелэре ечен методик ярдэмлек./Г.З.Гарафиев. - Казан: Изд- во ТаРИХ, 2003. - 191 б
14. Гудимов В.П. О.П. Поющая азбука./ В.П. Гудимов., А. А. Лосенян., О.П. Ананьева .Изд-во: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
15. Дарвиш ,О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
16. Емельянов, В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». / В.В.Емельянов. Изд- во «Лань» 2007.- 194с.
17. Каплунова, И.М. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»./ И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
18. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду./ М.Ю.Картушина - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.- 176 с.
19. Комарова, Т.С., Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, — 2010.- 144с.
20. Кацер, О.В. «Игровая методика обучения пению. / О.В.Кацер. СПб.: "Музыкальная палитра", 2005. - 47 стр.
21. Метлов, Н. А. Музыка - детям : Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Н. А. Метлов . - Москва : Просвещение, 1985 . - 144 с. : ноты . - На рус. яз.
22. Мицлекэй, С. «Балалар ечен жырлы уеннар»/ Кит. 1 / С. Мицлекэй. - Бегелмэ, 1921. - 14 б.
23. Мицлекэй С. Тезмэ сузлэр / С. Мицлекэй. - Казан: Татиздат, 1931. - 42 б.
24. Мицлекэй, С. Балалар ечен жырлы уеннар. - Тулыл. басма / С. Мицлекэй. - Казан, 1925. - 47 б.
25. Мортазина, Л. Р. Жырлы уеннар // Мэгариф. - 2010. - № 10. - 41-44 б.
26. Мовшович, А.Г. Песенка по лесенке./ А.Г.Мовшович. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 64 с.
27. Орлова, Т.М. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет./ Т.М. Орлова., С.И. Бекина - М.: Просвещение, 1998.¬144с.
28. Орлова, Н.Д. О детском голосе / Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания ; [под редакцией Н. Д. Орловой]. -
Москва : Просвещение, 1966. - 53
29. Марцинковская ,Т. Д. Психология развития : учебник для студентов высших учебных заведений / Т. М. Марютина, под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., М. : Академия, 2007. - 528с.
30. Груздова, И.В. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников./ И.В. Груздова., Л.Н. Комиссарова. Изд-во Академия, 1999г.- 176с.
31. Самарин , В.А. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами / М.С.Осеннева,В.А.Самарин,Л.И.Уколова. -
Москва : Академия, 1999. - 223с.
32. Самарин, В.А. Хороведение и хоровая аранжировка [Текст] : учебное пособие / В. А. Самарин. - М. : Академия, 2002. - 352 с
33. Семенова, Н.А. "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой в Школе здоровья Н.Семеновой "Надежда"- СПб.: Издательство «Диля», 2014г.- 128с.
34. Орлова Т. М.. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет./ Т.М.Орлова, С. И. Бекина М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
35. Ходькова, Л.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6¬7 лет/ Л.И.Ходькова. - М.,1974г.-168с.
36. Шереметьев В.А. статья «Хоровое пение в детском саду» / В.А.Шереметьев // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
37.Закирова, К. В. Уйный-уйный усэбез: балалар бакчасында уеннар: балалар бакчасы тэрбиячелэре йэм физкультура инструкторлары ечен методик кулланма / К. В. Закирова. - Казан: Татар. кит. нэшр, 2010. - 175 б.
38. Зюзина, О. А. Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. /О.А. Зюзина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 678-683.
39. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». / Л.Е. Журова., Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская. - Москва: Изд-во «Школа- Пресс», 1998 - 150с.
40. Шеин, В.А. Гамма: сценарии муз. развивающих игр по обучению детей 6 лет муз. грамоте./ В.А.Шейн. - М.: Гном и Д, 2002 - 62с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ