ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Сущность, специфика и содержание танцевально-двигательной арт-
технологии 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ 37
2.1 Диагностика процесса адаптации к школе детей младшего школьного
возраста в МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани 37
2.2 Организационно-педагогические условия и содержание программы адаптации к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии ..51
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3
Младший школьный возраст является периодом, в котором происходит укрепление здоровья, активная перестройка психических функций и образований, в том числе учебной деятельности, форм, умений и навыков конструктивного межличностного общения. Во многом, эффективность этих процессов обусловливается особенностями адаптации первоклассников к школе.
Проблема оптимизации и повышения уровня адаптации детей к школе является актуальной в сегодняшнем мире: опасения педагогов, психологов и медиков обучения (Балашева И.И., Жданова Л.А., Закирова Л.М., Ильиных А.А., Колбина Е.В., Матковская Т.В., Нагаева Т.А., Пономарёва Д.А. и др.) вызывает состояние здоровья первоклассников, которое объективно ухудшается к концу первого года обучения, отражая особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
По данным исследований Л.А. Ждановой, Е.А. Ланиной, А.В. Шишовой 75, 7 % детей имеют функциональные нарушения и хронические заболевания: один диагноз - 9 % первоклассников, 39% детей - 2 медицинских диагноза, 16% - обследуемых 3 психологических или медицинских нарушения. В основном, это - заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие и др.), ЛОР-заболевания, нарушения зрения, кардиовегетативные нарушения, головные боли, а также множественные нарушения психоэмоционального состояния (повышенная тревожность, повышенная возбудимость, двигательная и эмоциональная расторможенность, страхи, неустойчивость настроения, нарушения сна, внимания, речи и поведения в целом. Отдельной проблемой является сниженная способность к установлению адекватного коммуникативного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, в то время как умение взаимодействовать на речевом и невербальном уровне является основой социально-психологической адаптации личности в обществе и профессиональной востребованности человека.
В конце ХХ - начале XXI века значительно активизировалось внимание ученых к образовательно-воспитательным возможностям хореографического искусства, его роли и функций в жизни современного человека. В наше время возросло количество научных исследований, рассматривающих хореографию как часть духовно развития личности ребенка, как средство эстетически- нравственного (В.Н. Нилов) и музыкально-ритмического воспитания (Н.М. Георгян), в процессе которой формируются умения и навыки детей (А.В. Мартыненко), развивается их творческий потенциал (Ю.В. Ушакова), мотивационная сфера (С.В. Забредовский), а также личностные качества (П.Н. Коваль). Такое количество исследований является свидетельством того, что хореографическое искусство имеет мощный психолого-педагогический потенциал.
Корни танцевально-двигательной арт-технологии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движения тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Важным для современной системы образования является воспитательный, коммуникативный и здоровьесберегающий статус танцевальной деятельности, что аккумулирует в себе эстетическо-культурное, эмоционально-чувственное, художественно-творческое развитие личности. Большую роль в этих процессах играет дополнительное образование и внеклассная деятельность детей младшего школьного возраста, их внешкольные увлечения, в том числе занятия танцевально-двигательной хореографией.
В то же время недостаточно исследованными являются возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства психолого-педагогического развития и адаптации детей младшего школьного возраста.
Состояние разработанности проблемы. Проблема адаптации детей к школе является объектом исследования многих зарубежных и отечественных ученых (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.А. Реан, К. Фопель и др.). Особенностям младшего возрастного периода посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского и др. Особого внимания, с точки зрения направления нашей работы, заслуживают работы по изучению психолого-педагогического потенциала хореографического искусства Ю.И. Громова, Р.В. Захарова и др.
Анализ разработанности темы выявил противоречие между потребностью оптимизации процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста и недостаточностью теоретико-практических представлений о возможности воздействия на этот процесс средствами танцевально-двигательной арт- технологии.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: какими играми и упражнениями танцевально-двигательной арт-технологии можно повысить способность адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
На основании проблемы исследования определена тема работы: танцевально-двигательная арт-технология как средство адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически изучить, эмпирически исследовать особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста и определить пути (психолого-педагогические условия и программа занятий внеклассной деятельности) ее оптимизации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего школьного возраста к школе.
Предмет исследования - влияние танцевально-двигательной арт-
технологии на процесс адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
Реализация поставленной цели предусматривала выполнение задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследований по проблеме особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал танцевально-двигательной арт-технологии.
3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику особенностей процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия и реализовать опытно-экспериментальную работу по адаптации детей к школе посредством танцевально-двигательной арт-технологии, а также разработать программу оптимизации этого процесса.
Теоретико - методологическую основу исследования определили:
- деятельностный и личностный подходы (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогические исследования индивидуально-возрастных особенностей младшего школьного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.)
- теоретические работы ученых, посвященные формированию коммуникативных умений и навыков (К. Фопель);
- исследования ученых, посвященных проблеме межличностного взаимодействия и процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школе (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.А. Реан, А.В. Мудрик и др.).
Методы исследования: Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования); диагностические (анкетирование, тестирование, наблюдение); прогностические (моделирование); педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Диагностический пакет включает в себя:
1. Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург).
2. Цветовой тест М. Люшера (диагностика доминирующего эмоционального состояния).
3. Методика, выявляющая уровень личностной тревожности «Звезды и волны» Аве Лаллемант;
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Ореховой).
5. Тест «Выявление способности к произвольной концентрации внимания» ТП-Р Тулуз-Пьерона.
Научная новизна: теоретически обоснованы возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства адаптации к школе детей младшего школьного возраста, сформулированы психолого-педагогические условия и разработана программа адаптации средствами танцевально-двигательной арт- технологии.
Практическая значимость: разработанная программа адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии может быть использована педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования: опытно - экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы из 77 источников и 3 приложений, изложена на 135 страницах и включает в себя 4 таблицы и 22 рисунка.
Актуальность нашего исследования, посвященного изучению особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста, обусловлена современной образовательной ситуацией, проявляющейся в том, что 75,7 % детей-первоклассников имеют функциональные нарушения и хронические заболевания, а также множественные нарушения психоэмоционального состояния (повышенная тревожность, повышенная возбудимость, двигательная и эмоциональная расторможенность, страхи, неустойчивость настроения, нарушения сна, внимания, речи и поведения в целом, сниженная способность к установлению адекватного коммуникативного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками).
Целью исследования было теоретически изучить, эмпирически исследовать особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста и определить пути (психолого-педагогические условия и программу занятий внеклассной деятельности) ее оптимизации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
В процессе теоретико-эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ исследований по проблеме особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал танцевально-двигательной арт-технологии.
3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику особенностей процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия и реализовать опытно-экспериментальную работу по адаптации детей к школе посредством танцевально-двигательной арт-технологии, а также разработать программу оптимизации этого процесса.
В результате теоретического анализа современных исследований по изучаемой проблематике были сделаны следующие выводы:
1. Под адаптацией большинство исследователей понимают приспособление к успешному функционированию в окружающей среде, и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
2. Анализ современных психолого-педагогических исследований по
проблеме школьной адаптации позволил сформулировать следующее определение: «Адаптация к школе - это сложный поэтапный процесс приспособления индивидуально-личностных особенностей ребенка к разноуровневым требованиям школьной образовательной системы, включающий в себя физиологический и социально-психологический компоненты».
3. Нами были выделены следующие особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста:
- У современных первоклассников снижен исходный уровень здоровья, что существенно затрудняет возможности эффективного адаптационного процесса и успешного обучения.
- По сравнению с дошкольным периодом, двигательная активность первоклассников уменьшается примерно в два раза (при том, что сама потребность в движении остается прежней), что приводит к гиподинамии и осложнению процесса адаптации.
- Резкая смена вида ведущей деятельности (игровой на учебную) приводит к стрессу и дезадаптации детей.
- Необходимость налаживать взаимоотношения с большим количеством новых людей (и сверстников, и педагогов) на более высоком уровне развития коммуникации вызывает напряжение, неадекватные эмоциональные реакцию от неподвижного ступора до яркой агрессии.
4. В ходе изучения проблемы была обоснована необходимость комплексного участия педагогов основного и дополнительного образования, психолога, школьного врача в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
5. Анализ теоретических источников, выявление сущности, структуры, специфики и функций танцевально-двигательной арт-технологии позволили выделить наиболее важные черты для создания успешной адаптации:
- создание безопасного эмоционально-комфортного для детей пространства;
- подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов освоения танцевально-двигательной арт-технологии;
- учет индивидуально - личностных качеств ученика.
Для оценки уровня адаптации к школе детей младшего школьного возраста было осуществлено эмпирическое исследование с использованием сформированного диагностического пакета, выявляющего особенности их эмоционального состояния, отношения к школе, мотивов к обучению в школе и способности к произвольной концентрации внимания.
Опытно-экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
Исследование проводилось в естественных условиях и включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
По результатам констатирующего эксперимента было определено:
- у 44% (11 учащихся) наблюдается частичная (амбивалентная)
эмоциональная адаптация к школе, которая происходит за счет физического и психологического здоровья;
- у значительной части учащихся детей младшего школьного возраста была выявлена личностная тревожность, отмечены дисгармоничное состояние эмоциональной сферы, проявляющееся в преобладании отрицательных эмоций, доминировании плохого настроения и неприятных переживаний, в низком уровне эмпатии, повышенном уровне физической и вербальной агрессии, конфликтности, предпочтении в поведенческой стратегии провокации и соперничества;
- у подавляющего большинства первоклассников имеются проблемы с физической адаптацией: хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, компенсируемое состояние усталости, наблюдается перевозбуждение, которое приводит к быстрому истощению;
- отрицательное отношение показали: к себе - 12% (3 учащихся), к учителю - 16 % (4 учащихся), к одноклассникам - 16% (4 учащихся), к учению - 24 % (6 учащихся), у 48% (12 учащихся) сформированы менее адекватные мотивы к обучению в школе.
Для повышения уровня адаптации к школе детей младшего школьного возраста, ее оптимизации на этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована занятий Программа внеклассной деятельности, направленная на оптимизацию процесса адаптации к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Разработанная Программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи, психолого-педагогические принципы, основные формы и методы, структура занятия, тематический план, примерные конспекты занятий. Все занятия программы разные, но условно объединены в трех направлениях, которые определяют цели занятий и танцевально-двигательных упражнений:
1. Упражнения на снятие мышечных зажимов и телесных напряжений.
2. Упражнения на развитие навыка осознавания тела в движении, выявление проекций движений в жизни.
3. Упражнения на развитие коммуникативности.
Заключительная часть занятия содержит обсуждение и подведение итогов методом ответов на вопросы педагога.
Нами были сформулированы следующие планируемые результаты реализации Программы:
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекция осанки, развития моторно-двигательной координации;
- преодоление гиподинамии и связанных с ней вегетативных нарушений;
- снятие излишнего напряжения, восстановление двигательного баланса и эмоционального равновесия;
- развитие двигательной пластики и приобретение опыта невербального экспрессивного выражения собственных эмоциональных состояний;
- снижение уровня тревожности;
- повышение уровня эмпатических способностей учащихся;
- снижение уровня агрессивности;
- повышения уровня концентрации и внимания;
- развитие навыков невербального взаимодействия;
- снижение предрасположенности к конфликтному поведению;
- оптимизация процесса адаптации к школе в целом.
Ожидаемые результаты апробации программы были подтверждены на контрольном этапе эксперимента:
1. Существенно (на 28% (7 учащихся)) снизилось чувство беспокойства, возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания, чувство усталости, неудовлетворенности, негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
2. Снизилось хроническое переутомление, истощение, низкая
работоспособность (4% (1 учащийся)), усталость (12% (3 учащихся)),
перевозбуждение (4% (1 учащийся)). Следовательно, учащимся становятся посильными школьные нагрузки, самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет собственных ресурсов. Повысилось количество детей с оптимальной работоспособностью (28% (7 учащихся)).
3. Снизились отрицательные эмоции, плохое настроение и неприятные
переживания у 32% (8 учащихся). Эмоциональное состояние в норме
присутствует у 92% детей младшего школьного возраста (23 учащихся).
4. Снизилось отрицательное отношение: к себе - на 8% (2 учащихся), к учителю - 12 % (3 учащихся), к одноклассникам - 8% (2 учащихся), к учению - 16 % (4 учащихся).
5. Повысился уровень адаптации учащихся: достаточный (положительный) сформировался у 76% (19 учащихся), частичный (амбивалентный) уровень наблюдается у 24% (6 учащихся). Динамика составила 52% (13 учащихся).
6. Повысилась скорость (24% (6 учащихся) и точность выполнения учебных заданий (12% (3 учащихся).
7. Сформировались адекватные мотивы к обучению в школе. В результате воздействия программы танцевально-двигательной арт-технологии адекватные мотивы к обучению в школе присутствуют у 76% учащихся - динамика составила 24% (6 учащихся).
8. У большинства учащихся (32% (8 учащихся)) мотивация к обучению в школе стала высокой, динамика составила 16% (4 учащихся). Количество детей младего школьного возраста со средним уровнем мотивации также повысилось (28% (7 учащихся)), динамика составила 8% (2 учащихся). Очень высокий уровень мотивации к обучению в школе наблюдается у 24% (6 учащихся), динамика составила 12% (3 учащихся). Так, для большей части учащихся (84% (21 учащийся) стала характерна адекватная мотивация к обучению к школе.
Результаты проведенного нами исследования позволили подтвердить тезис о том, что применение Программы танцевально-двигательной арт- технологии у детей младшего школьного возраста способствует оптимизации процесса адаптации к школе, снижает эмоциональное напряжение и снимает усталость у детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства адаптации к школе детей младшего школьного возраста, сформулированы психолого-педагогические условия и разработана программа адаптации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Практическая значимость разработанной программы адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии определяется возможностью ее использования педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога- хореографа в системе дополнительного образования.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Дальнейшими перспективами исследования в данной области является возможность использования разработанной программы адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье/ Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации/ И.Н. Агафонова. - М.: Начальная школа, 1999. - №1. -23¬40 с.
3. Адаптация учащихся: Методическая копилка. - М.: Школьный психолог, 2005. - №18. □ □ С. 27-38
4. Адидова, Л.Л. Ролевая игра в раннем возрасте/ Л.Л. Адилова. М.: - Прест. - 2008. - № 11. - С. 54-57
5. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. для вузов/ Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
6. Алексеева, Л.С. Двигаться и думать: сб. материалов/ Л.С. Алексеева. - М.: Прест, 2000. - 78 с.
7. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания психологии/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
8. Артюхова, И.А. В первом классе - без проблем/ И.А. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
9. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа/ М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.
10. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе/ М.М. Безруких. - М.: АСТ, 2004. - 62 с.
11. Блинова, Ю.Л. Социально-коммуникативное развитие личности: теория и практика/ Ю.Л. Блинова. - Казань: Астор и Я, 2015. - 202 с.
12. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта/ А.В. Брушклинский, ред. В.В. Знаков. - Спб.: АЛЕТЕЙЯ, 2003. - 263 с.
13. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником?/ Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2010. - 194 с.
14. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 160 с.
15. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться/ Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 142 с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
17. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе/ Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Академический проект, 2003. - 124 с.
18. Георгян, Н.М. Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкальной ритмики: Автореф. дис. Канд. пед. наук: 13.00.01/ Н.М. Георгян. - Луганск: ЛГИИ, 2001. - 26 с.
19. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
20. Горбунов, Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности/ Н.П. Горбунов. - М.: Педагогика, 2003. - № 8. - С. 9-13.
21. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия: Теория, методика, практика/ Э. Грелюнд, Н. Оганесян. - СПб.: Речь, 2004. - 288 с.
22. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра/ Ю.И. Громов. - СПб.: Речь, 2011. - 264 с.
23. Далькроз, Э. Жак Ритм/ Э.Жак Далькроз. - М.: Классика XXI, 2008. - 248 с.
24. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. - 46 с.
25. Журавлев, Д.А. Адаптация учащихся на переходных периодах/ Д.А. Журавлев// Народное образование. - 2008. - №2. - С. 89-99.
26. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта/ Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1989. - 238 с.
27. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 434 с.
28. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
29. Коваль, П.Н. Педагогические основы развития личностных качеств младших школьников средствами ритмики и хореографии: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ П.Н. Коваль. - М.: Академия, 2008. - 182 с.
30. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия/ В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. - М.: Речь, 2010. - 286 с.
31. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
32. Кон, И.С. Ребёнок и общество/ И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
33. Костина, Л.М. Вопросы психологии/ Л.М. Костина// Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности. - 2004. - №1. С.137-143.
34. Костюнина, Е. А. Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе/ Е.А. Костина// Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 1020-1024.
35. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация к школе/ Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
36. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии/ А.Н.Леонтьев, ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколов. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
37. Максименко, С.Д. Общая психология/ С.Д. Максименко. М.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.
38. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе/ Д.Н. Маркович// Пачатковая школа. - 2009. - №7. С. 18-22.
39. Мартыненко, А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учеб. Пособие/ А.В. Мартыненко. - М.: Гардарики, 2007. - 159 с.
40. Моргенрот, Д. Контактная импровизация/ Д. Моргенрот. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 13-14.
41. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов/ А.В. Мудрик, ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Академия», 2000. - 200 с.
42. Немов, Р С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч.: ч.1. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 352 с.
43. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
44. Новоселова, О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7-8 лет к обучению в школе: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04)/ Новоселова Ольга Анатольевна. - Челябинск, 1999. - 165 с.
45. Петровский, А.В. Психология и время/ А.В. Петровский. - СПб.: Питер,
2007. - 448 с.
46. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы/ И.П. Подласый. - М.: Учебник, 2002. - 464 с.
47. Полятков, С.С. Основы современного танца/ С.С. Полятков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 80 с.
48. Реан, А.А. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002. - 720 с.
50. Санькова, О.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01)/ Санькова Оксана Алексеевна. - М., 2006. - 222 с.
51. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/ Н.К. Смирнов. - М.: Просвещение, 2003. - 157 с.
52. Сократов, Н.В. Современные технологии повышения резервных возможностей здоровья детей и подростков/ П.П. Тиссен, Н.В. Сократов .— Оренбург : ОГПУ, 2010. - 208 с.
53. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов/ А.С. Спиваковская.
- М.: Издательство Московского университета, 2000. - 200 с.
54. Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей/ О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 128 с.
55. Ускова, М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе/ М.В. Ускова// Логопедия. - 2007. - №4. - С. 26-29.
56. Ушакова, Ю.В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста. дис... канд. пед. Наук/ Ю.В. Ушакова. - М., 2001. - 79 с.
57. Фельдштейн, Д.И. Психологопедагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн// Вестник практической психологии. - 2010. - № 2. - С. 27-41.
58. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ К. Фопель. - М.: Генезис, 1999. - 160 с.
59. Ходоров, Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение/ Дж. Ходоров. - М.: Когито-Центр, 2009. - 211 с.
60. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни/ Цукерман, Г. А., Поливанова К.Н. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с.
61. Чистякова, М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова, ред. М.И. Бянов. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.
62. Шкуричева, Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. -
2008. - №8. С. 15.
63. Эйдельман, Л.Н. Проблема взаимосвязи танцевального искусства и оздоровления/ Л.Н. Эльдельман// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 140-142.
64. American Dance Therapy Association Conference Proceedings of the 28th Annual Conference, 1993. - 238 p.
65. An Annotated Bibliography of Dance/ Movement Therapy: 1940-1990/
Columbia, Maryland, 1993. - 95 p.
66. Chodorow Joan. Dance therapy & depth psychology. The moving imagination, 1990. - 172 p.
67. Conference Proceedings of the First International Clinical Conference on Dance/ Movement Therapy in Berlin Language of Movement from September, 1-4, 1994.
68. Epskamp, Kees P Theatre in search of social change: the relative significance of different theatrical approaches, 1999. - 209 p.
69. Foundations of Dance/ Movement Therapy: the life and work of Marian Chace, ADTA, 2000. - 472 p.
70. Foundations of Dance/ Movement Therapy: The Life and Work of Marian Chace. - Colombia, 1993.
71. Moving into a New Decade: Dance/ Movement Therapy in the 90”s/ Monograph No.6, 1998. - 86 p.
72. The Moving Dialogue: A Dance Between / Monograph No.5, 1988. - 132 p.
73. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/(Дата обращения: 10.01.2016).
74. Вводный курс по Танцевально-двигательной терапии «Основные жизненные темы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tdt-edu.ru(Дата обращения 24.04.2016).
75. Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? [Электронный ресурс] Режим доступа:http://doctor.itop.net (Дата обращения 11.12.2015).
76. Сайт Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии [Электронный ресурс] Режим доступа: www.atdt.ru(Дата обращения 17.02.2016)
77. Сократов, Николай Викторович Воспитание культуры у детей и подростков [Электронный ресурс]/ Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. Режим доступа: http://rucont.ru(Дата обращения 29.11.2015).