ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Сущность, специфика и содержание танцевально-двигательной арт-
технологии 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ 37
2.1 Диагностика процесса адаптации к школе детей младшего школьного
возраста в МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани 37
2.2 Организационно-педагогические условия и содержание программы адаптации к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии ..51
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Сущность, специфика и содержание танцевально-двигательной арт-
технологии 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ 37
2.1 Диагностика процесса адаптации к школе детей младшего школьного
возраста в МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани 37
2.2 Организационно-педагогические условия и содержание программы адаптации к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии ..51
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3
Младший школьный возраст является периодом, в котором происходит укрепление здоровья, активная перестройка психических функций и образований, в том числе учебной деятельности, форм, умений и навыков конструктивного межличностного общения. Во многом, эффективность этих процессов обусловливается особенностями адаптации первоклассников к школе.
Проблема оптимизации и повышения уровня адаптации детей к школе является актуальной в сегодняшнем мире: опасения педагогов, психологов и медиков обучения (Балашева И.И., Жданова Л.А., Закирова Л.М., Ильиных А.А., Колбина Е.В., Матковская Т.В., Нагаева Т.А., Пономарёва Д.А. и др.) вызывает состояние здоровья первоклассников, которое объективно ухудшается к концу первого года обучения, отражая особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
По данным исследований Л.А. Ждановой, Е.А. Ланиной, А.В. Шишовой 75, 7 % детей имеют функциональные нарушения и хронические заболевания: один диагноз - 9 % первоклассников, 39% детей - 2 медицинских диагноза, 16% - обследуемых 3 психологических или медицинских нарушения. В основном, это - заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие и др.), ЛОР-заболевания, нарушения зрения, кардиовегетативные нарушения, головные боли, а также множественные нарушения психоэмоционального состояния (повышенная тревожность, повышенная возбудимость, двигательная и эмоциональная расторможенность, страхи, неустойчивость настроения, нарушения сна, внимания, речи и поведения в целом. Отдельной проблемой является сниженная способность к установлению адекватного коммуникативного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, в то время как умение взаимодействовать на речевом и невербальном уровне является основой социально-психологической адаптации личности в обществе и профессиональной востребованности человека.
В конце ХХ - начале XXI века значительно активизировалось внимание ученых к образовательно-воспитательным возможностям хореографического искусства, его роли и функций в жизни современного человека. В наше время возросло количество научных исследований, рассматривающих хореографию как часть духовно развития личности ребенка, как средство эстетически- нравственного (В.Н. Нилов) и музыкально-ритмического воспитания (Н.М. Георгян), в процессе которой формируются умения и навыки детей (А.В. Мартыненко), развивается их творческий потенциал (Ю.В. Ушакова), мотивационная сфера (С.В. Забредовский), а также личностные качества (П.Н. Коваль). Такое количество исследований является свидетельством того, что хореографическое искусство имеет мощный психолого-педагогический потенциал.
Корни танцевально-двигательной арт-технологии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движения тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Важным для современной системы образования является воспитательный, коммуникативный и здоровьесберегающий статус танцевальной деятельности, что аккумулирует в себе эстетическо-культурное, эмоционально-чувственное, художественно-творческое развитие личности. Большую роль в этих процессах играет дополнительное образование и внеклассная деятельность детей младшего школьного возраста, их внешкольные увлечения, в том числе занятия танцевально-двигательной хореографией.
В то же время недостаточно исследованными являются возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства психолого-педагогического развития и адаптации детей младшего школьного возраста.
Состояние разработанности проблемы. Проблема адаптации детей к школе является объектом исследования многих зарубежных и отечественных ученых (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.А. Реан, К. Фопель и др.). Особенностям младшего возрастного периода посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского и др. Особого внимания, с точки зрения направления нашей работы, заслуживают работы по изучению психолого-педагогического потенциала хореографического искусства Ю.И. Громова, Р.В. Захарова и др.
Анализ разработанности темы выявил противоречие между потребностью оптимизации процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста и недостаточностью теоретико-практических представлений о возможности воздействия на этот процесс средствами танцевально-двигательной арт- технологии.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: какими играми и упражнениями танцевально-двигательной арт-технологии можно повысить способность адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
На основании проблемы исследования определена тема работы: танцевально-двигательная арт-технология как средство адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически изучить, эмпирически исследовать особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста и определить пути (психолого-педагогические условия и программа занятий внеклассной деятельности) ее оптимизации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего школьного возраста к школе.
Предмет исследования - влияние танцевально-двигательной арт-
технологии на процесс адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
Реализация поставленной цели предусматривала выполнение задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследований по проблеме особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал танцевально-двигательной арт-технологии.
3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику особенностей процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия и реализовать опытно-экспериментальную работу по адаптации детей к школе посредством танцевально-двигательной арт-технологии, а также разработать программу оптимизации этого процесса.
Теоретико - методологическую основу исследования определили:
- деятельностный и личностный подходы (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогические исследования индивидуально-возрастных особенностей младшего школьного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.)
- теоретические работы ученых, посвященные формированию коммуникативных умений и навыков (К. Фопель);
- исследования ученых, посвященных проблеме межличностного взаимодействия и процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школе (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.А. Реан, А.В. Мудрик и др.).
Методы исследования: Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования); диагностические (анкетирование, тестирование, наблюдение); прогностические (моделирование); педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Диагностический пакет включает в себя:
1. Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург).
2. Цветовой тест М. Люшера (диагностика доминирующего эмоционального состояния).
3. Методика, выявляющая уровень личностной тревожности «Звезды и волны» Аве Лаллемант;
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Ореховой).
5. Тест «Выявление способности к произвольной концентрации внимания» ТП-Р Тулуз-Пьерона.
Научная новизна: теоретически обоснованы возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства адаптации к школе детей младшего школьного возраста, сформулированы психолого-педагогические условия и разработана программа адаптации средствами танцевально-двигательной арт- технологии.
Практическая значимость: разработанная программа адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии может быть использована педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования: опытно - экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы из 77 источников и 3 приложений, изложена на 135 страницах и включает в себя 4 таблицы и 22 рисунка.
Проблема оптимизации и повышения уровня адаптации детей к школе является актуальной в сегодняшнем мире: опасения педагогов, психологов и медиков обучения (Балашева И.И., Жданова Л.А., Закирова Л.М., Ильиных А.А., Колбина Е.В., Матковская Т.В., Нагаева Т.А., Пономарёва Д.А. и др.) вызывает состояние здоровья первоклассников, которое объективно ухудшается к концу первого года обучения, отражая особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
По данным исследований Л.А. Ждановой, Е.А. Ланиной, А.В. Шишовой 75, 7 % детей имеют функциональные нарушения и хронические заболевания: один диагноз - 9 % первоклассников, 39% детей - 2 медицинских диагноза, 16% - обследуемых 3 психологических или медицинских нарушения. В основном, это - заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие и др.), ЛОР-заболевания, нарушения зрения, кардиовегетативные нарушения, головные боли, а также множественные нарушения психоэмоционального состояния (повышенная тревожность, повышенная возбудимость, двигательная и эмоциональная расторможенность, страхи, неустойчивость настроения, нарушения сна, внимания, речи и поведения в целом. Отдельной проблемой является сниженная способность к установлению адекватного коммуникативного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, в то время как умение взаимодействовать на речевом и невербальном уровне является основой социально-психологической адаптации личности в обществе и профессиональной востребованности человека.
В конце ХХ - начале XXI века значительно активизировалось внимание ученых к образовательно-воспитательным возможностям хореографического искусства, его роли и функций в жизни современного человека. В наше время возросло количество научных исследований, рассматривающих хореографию как часть духовно развития личности ребенка, как средство эстетически- нравственного (В.Н. Нилов) и музыкально-ритмического воспитания (Н.М. Георгян), в процессе которой формируются умения и навыки детей (А.В. Мартыненко), развивается их творческий потенциал (Ю.В. Ушакова), мотивационная сфера (С.В. Забредовский), а также личностные качества (П.Н. Коваль). Такое количество исследований является свидетельством того, что хореографическое искусство имеет мощный психолого-педагогический потенциал.
Корни танцевально-двигательной арт-технологии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движения тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Важным для современной системы образования является воспитательный, коммуникативный и здоровьесберегающий статус танцевальной деятельности, что аккумулирует в себе эстетическо-культурное, эмоционально-чувственное, художественно-творческое развитие личности. Большую роль в этих процессах играет дополнительное образование и внеклассная деятельность детей младшего школьного возраста, их внешкольные увлечения, в том числе занятия танцевально-двигательной хореографией.
В то же время недостаточно исследованными являются возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства психолого-педагогического развития и адаптации детей младшего школьного возраста.
Состояние разработанности проблемы. Проблема адаптации детей к школе является объектом исследования многих зарубежных и отечественных ученых (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.А. Реан, К. Фопель и др.). Особенностям младшего возрастного периода посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского и др. Особого внимания, с точки зрения направления нашей работы, заслуживают работы по изучению психолого-педагогического потенциала хореографического искусства Ю.И. Громова, Р.В. Захарова и др.
Анализ разработанности темы выявил противоречие между потребностью оптимизации процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста и недостаточностью теоретико-практических представлений о возможности воздействия на этот процесс средствами танцевально-двигательной арт- технологии.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: какими играми и упражнениями танцевально-двигательной арт-технологии можно повысить способность адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
На основании проблемы исследования определена тема работы: танцевально-двигательная арт-технология как средство адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически изучить, эмпирически исследовать особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста и определить пути (психолого-педагогические условия и программа занятий внеклассной деятельности) ее оптимизации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего школьного возраста к школе.
Предмет исследования - влияние танцевально-двигательной арт-
технологии на процесс адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
Реализация поставленной цели предусматривала выполнение задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследований по проблеме особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал танцевально-двигательной арт-технологии.
3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику особенностей процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия и реализовать опытно-экспериментальную работу по адаптации детей к школе посредством танцевально-двигательной арт-технологии, а также разработать программу оптимизации этого процесса.
Теоретико - методологическую основу исследования определили:
- деятельностный и личностный подходы (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогические исследования индивидуально-возрастных особенностей младшего школьного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.)
- теоретические работы ученых, посвященные формированию коммуникативных умений и навыков (К. Фопель);
- исследования ученых, посвященных проблеме межличностного взаимодействия и процесса адаптации детей младшего школьного возраста к школе (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.А. Реан, А.В. Мудрик и др.).
Методы исследования: Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования); диагностические (анкетирование, тестирование, наблюдение); прогностические (моделирование); педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Диагностический пакет включает в себя:
1. Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург).
2. Цветовой тест М. Люшера (диагностика доминирующего эмоционального состояния).
3. Методика, выявляющая уровень личностной тревожности «Звезды и волны» Аве Лаллемант;
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Ореховой).
5. Тест «Выявление способности к произвольной концентрации внимания» ТП-Р Тулуз-Пьерона.
Научная новизна: теоретически обоснованы возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства адаптации к школе детей младшего школьного возраста, сформулированы психолого-педагогические условия и разработана программа адаптации средствами танцевально-двигательной арт- технологии.
Практическая значимость: разработанная программа адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии может быть использована педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования: опытно - экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы из 77 источников и 3 приложений, изложена на 135 страницах и включает в себя 4 таблицы и 22 рисунка.
Актуальность нашего исследования, посвященного изучению особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста, обусловлена современной образовательной ситуацией, проявляющейся в том, что 75,7 % детей-первоклассников имеют функциональные нарушения и хронические заболевания, а также множественные нарушения психоэмоционального состояния (повышенная тревожность, повышенная возбудимость, двигательная и эмоциональная расторможенность, страхи, неустойчивость настроения, нарушения сна, внимания, речи и поведения в целом, сниженная способность к установлению адекватного коммуникативного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками).
Целью исследования было теоретически изучить, эмпирически исследовать особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста и определить пути (психолого-педагогические условия и программу занятий внеклассной деятельности) ее оптимизации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
В процессе теоретико-эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ исследований по проблеме особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал танцевально-двигательной арт-технологии.
3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику особенностей процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия и реализовать опытно-экспериментальную работу по адаптации детей к школе посредством танцевально-двигательной арт-технологии, а также разработать программу оптимизации этого процесса.
В результате теоретического анализа современных исследований по изучаемой проблематике были сделаны следующие выводы:
1. Под адаптацией большинство исследователей понимают приспособление к успешному функционированию в окружающей среде, и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
2. Анализ современных психолого-педагогических исследований по
проблеме школьной адаптации позволил сформулировать следующее определение: «Адаптация к школе - это сложный поэтапный процесс приспособления индивидуально-личностных особенностей ребенка к разноуровневым требованиям школьной образовательной системы, включающий в себя физиологический и социально-психологический компоненты».
3. Нами были выделены следующие особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста:
- У современных первоклассников снижен исходный уровень здоровья, что существенно затрудняет возможности эффективного адаптационного процесса и успешного обучения.
- По сравнению с дошкольным периодом, двигательная активность первоклассников уменьшается примерно в два раза (при том, что сама потребность в движении остается прежней), что приводит к гиподинамии и осложнению процесса адаптации.
- Резкая смена вида ведущей деятельности (игровой на учебную) приводит к стрессу и дезадаптации детей.
- Необходимость налаживать взаимоотношения с большим количеством новых людей (и сверстников, и педагогов) на более высоком уровне развития коммуникации вызывает напряжение, неадекватные эмоциональные реакцию от неподвижного ступора до яркой агрессии.
4. В ходе изучения проблемы была обоснована необходимость комплексного участия педагогов основного и дополнительного образования, психолога, школьного врача в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
5. Анализ теоретических источников, выявление сущности, структуры, специфики и функций танцевально-двигательной арт-технологии позволили выделить наиболее важные черты для создания успешной адаптации:
- создание безопасного эмоционально-комфортного для детей пространства;
- подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов освоения танцевально-двигательной арт-технологии;
- учет индивидуально - личностных качеств ученика.
Для оценки уровня адаптации к школе детей младшего школьного возраста было осуществлено эмпирическое исследование с использованием сформированного диагностического пакета, выявляющего особенности их эмоционального состояния, отношения к школе, мотивов к обучению в школе и способности к произвольной концентрации внимания.
Опытно-экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
Исследование проводилось в естественных условиях и включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
По результатам констатирующего эксперимента было определено:
- у 44% (11 учащихся) наблюдается частичная (амбивалентная)
эмоциональная адаптация к школе, которая происходит за счет физического и психологического здоровья;
- у значительной части учащихся детей младшего школьного возраста была выявлена личностная тревожность, отмечены дисгармоничное состояние эмоциональной сферы, проявляющееся в преобладании отрицательных эмоций, доминировании плохого настроения и неприятных переживаний, в низком уровне эмпатии, повышенном уровне физической и вербальной агрессии, конфликтности, предпочтении в поведенческой стратегии провокации и соперничества;
- у подавляющего большинства первоклассников имеются проблемы с физической адаптацией: хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, компенсируемое состояние усталости, наблюдается перевозбуждение, которое приводит к быстрому истощению;
- отрицательное отношение показали: к себе - 12% (3 учащихся), к учителю - 16 % (4 учащихся), к одноклассникам - 16% (4 учащихся), к учению - 24 % (6 учащихся), у 48% (12 учащихся) сформированы менее адекватные мотивы к обучению в школе.
Для повышения уровня адаптации к школе детей младшего школьного возраста, ее оптимизации на этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована занятий Программа внеклассной деятельности, направленная на оптимизацию процесса адаптации к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Разработанная Программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи, психолого-педагогические принципы, основные формы и методы, структура занятия, тематический план, примерные конспекты занятий. Все занятия программы разные, но условно объединены в трех направлениях, которые определяют цели занятий и танцевально-двигательных упражнений:
1. Упражнения на снятие мышечных зажимов и телесных напряжений.
2. Упражнения на развитие навыка осознавания тела в движении, выявление проекций движений в жизни.
3. Упражнения на развитие коммуникативности.
Заключительная часть занятия содержит обсуждение и подведение итогов методом ответов на вопросы педагога.
Нами были сформулированы следующие планируемые результаты реализации Программы:
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекция осанки, развития моторно-двигательной координации;
- преодоление гиподинамии и связанных с ней вегетативных нарушений;
- снятие излишнего напряжения, восстановление двигательного баланса и эмоционального равновесия;
- развитие двигательной пластики и приобретение опыта невербального экспрессивного выражения собственных эмоциональных состояний;
- снижение уровня тревожности;
- повышение уровня эмпатических способностей учащихся;
- снижение уровня агрессивности;
- повышения уровня концентрации и внимания;
- развитие навыков невербального взаимодействия;
- снижение предрасположенности к конфликтному поведению;
- оптимизация процесса адаптации к школе в целом.
Ожидаемые результаты апробации программы были подтверждены на контрольном этапе эксперимента:
1. Существенно (на 28% (7 учащихся)) снизилось чувство беспокойства, возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания, чувство усталости, неудовлетворенности, негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
2. Снизилось хроническое переутомление, истощение, низкая
работоспособность (4% (1 учащийся)), усталость (12% (3 учащихся)),
перевозбуждение (4% (1 учащийся)). Следовательно, учащимся становятся посильными школьные нагрузки, самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет собственных ресурсов. Повысилось количество детей с оптимальной работоспособностью (28% (7 учащихся)).
3. Снизились отрицательные эмоции, плохое настроение и неприятные
переживания у 32% (8 учащихся). Эмоциональное состояние в норме
присутствует у 92% детей младшего школьного возраста (23 учащихся).
4. Снизилось отрицательное отношение: к себе - на 8% (2 учащихся), к учителю - 12 % (3 учащихся), к одноклассникам - 8% (2 учащихся), к учению - 16 % (4 учащихся).
5. Повысился уровень адаптации учащихся: достаточный (положительный) сформировался у 76% (19 учащихся), частичный (амбивалентный) уровень наблюдается у 24% (6 учащихся). Динамика составила 52% (13 учащихся).
6. Повысилась скорость (24% (6 учащихся) и точность выполнения учебных заданий (12% (3 учащихся).
7. Сформировались адекватные мотивы к обучению в школе. В результате воздействия программы танцевально-двигательной арт-технологии адекватные мотивы к обучению в школе присутствуют у 76% учащихся - динамика составила 24% (6 учащихся).
8. У большинства учащихся (32% (8 учащихся)) мотивация к обучению в школе стала высокой, динамика составила 16% (4 учащихся). Количество детей младего школьного возраста со средним уровнем мотивации также повысилось (28% (7 учащихся)), динамика составила 8% (2 учащихся). Очень высокий уровень мотивации к обучению в школе наблюдается у 24% (6 учащихся), динамика составила 12% (3 учащихся). Так, для большей части учащихся (84% (21 учащийся) стала характерна адекватная мотивация к обучению к школе.
Результаты проведенного нами исследования позволили подтвердить тезис о том, что применение Программы танцевально-двигательной арт- технологии у детей младшего школьного возраста способствует оптимизации процесса адаптации к школе, снижает эмоциональное напряжение и снимает усталость у детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства адаптации к школе детей младшего школьного возраста, сформулированы психолого-педагогические условия и разработана программа адаптации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Практическая значимость разработанной программы адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии определяется возможностью ее использования педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога- хореографа в системе дополнительного образования.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Дальнейшими перспективами исследования в данной области является возможность использования разработанной программы адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
Целью исследования было теоретически изучить, эмпирически исследовать особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста и определить пути (психолого-педагогические условия и программу занятий внеклассной деятельности) ее оптимизации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
В процессе теоретико-эмпирического исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ исследований по проблеме особенностей адаптации к школе детей младшего школьного возраста.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал танцевально-двигательной арт-технологии.
3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику особенностей процесса адаптации детей младшего школьного возраста.
4. Определить организационно-педагогические условия и реализовать опытно-экспериментальную работу по адаптации детей к школе посредством танцевально-двигательной арт-технологии, а также разработать программу оптимизации этого процесса.
В результате теоретического анализа современных исследований по изучаемой проблематике были сделаны следующие выводы:
1. Под адаптацией большинство исследователей понимают приспособление к успешному функционированию в окружающей среде, и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
2. Анализ современных психолого-педагогических исследований по
проблеме школьной адаптации позволил сформулировать следующее определение: «Адаптация к школе - это сложный поэтапный процесс приспособления индивидуально-личностных особенностей ребенка к разноуровневым требованиям школьной образовательной системы, включающий в себя физиологический и социально-психологический компоненты».
3. Нами были выделены следующие особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста:
- У современных первоклассников снижен исходный уровень здоровья, что существенно затрудняет возможности эффективного адаптационного процесса и успешного обучения.
- По сравнению с дошкольным периодом, двигательная активность первоклассников уменьшается примерно в два раза (при том, что сама потребность в движении остается прежней), что приводит к гиподинамии и осложнению процесса адаптации.
- Резкая смена вида ведущей деятельности (игровой на учебную) приводит к стрессу и дезадаптации детей.
- Необходимость налаживать взаимоотношения с большим количеством новых людей (и сверстников, и педагогов) на более высоком уровне развития коммуникации вызывает напряжение, неадекватные эмоциональные реакцию от неподвижного ступора до яркой агрессии.
4. В ходе изучения проблемы была обоснована необходимость комплексного участия педагогов основного и дополнительного образования, психолога, школьного врача в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
5. Анализ теоретических источников, выявление сущности, структуры, специфики и функций танцевально-двигательной арт-технологии позволили выделить наиболее важные черты для создания успешной адаптации:
- создание безопасного эмоционально-комфортного для детей пространства;
- подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов освоения танцевально-двигательной арт-технологии;
- учет индивидуально - личностных качеств ученика.
Для оценки уровня адаптации к школе детей младшего школьного возраста было осуществлено эмпирическое исследование с использованием сформированного диагностического пакета, выявляющего особенности их эмоционального состояния, отношения к школе, мотивов к обучению в школе и способности к произвольной концентрации внимания.
Опытно-экспериментальной работой было охвачено 25 учащихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
Исследование проводилось в естественных условиях и включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
По результатам констатирующего эксперимента было определено:
- у 44% (11 учащихся) наблюдается частичная (амбивалентная)
эмоциональная адаптация к школе, которая происходит за счет физического и психологического здоровья;
- у значительной части учащихся детей младшего школьного возраста была выявлена личностная тревожность, отмечены дисгармоничное состояние эмоциональной сферы, проявляющееся в преобладании отрицательных эмоций, доминировании плохого настроения и неприятных переживаний, в низком уровне эмпатии, повышенном уровне физической и вербальной агрессии, конфликтности, предпочтении в поведенческой стратегии провокации и соперничества;
- у подавляющего большинства первоклассников имеются проблемы с физической адаптацией: хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, компенсируемое состояние усталости, наблюдается перевозбуждение, которое приводит к быстрому истощению;
- отрицательное отношение показали: к себе - 12% (3 учащихся), к учителю - 16 % (4 учащихся), к одноклассникам - 16% (4 учащихся), к учению - 24 % (6 учащихся), у 48% (12 учащихся) сформированы менее адекватные мотивы к обучению в школе.
Для повышения уровня адаптации к школе детей младшего школьного возраста, ее оптимизации на этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована занятий Программа внеклассной деятельности, направленная на оптимизацию процесса адаптации к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Разработанная Программа включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи, психолого-педагогические принципы, основные формы и методы, структура занятия, тематический план, примерные конспекты занятий. Все занятия программы разные, но условно объединены в трех направлениях, которые определяют цели занятий и танцевально-двигательных упражнений:
1. Упражнения на снятие мышечных зажимов и телесных напряжений.
2. Упражнения на развитие навыка осознавания тела в движении, выявление проекций движений в жизни.
3. Упражнения на развитие коммуникативности.
Заключительная часть занятия содержит обсуждение и подведение итогов методом ответов на вопросы педагога.
Нами были сформулированы следующие планируемые результаты реализации Программы:
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекция осанки, развития моторно-двигательной координации;
- преодоление гиподинамии и связанных с ней вегетативных нарушений;
- снятие излишнего напряжения, восстановление двигательного баланса и эмоционального равновесия;
- развитие двигательной пластики и приобретение опыта невербального экспрессивного выражения собственных эмоциональных состояний;
- снижение уровня тревожности;
- повышение уровня эмпатических способностей учащихся;
- снижение уровня агрессивности;
- повышения уровня концентрации и внимания;
- развитие навыков невербального взаимодействия;
- снижение предрасположенности к конфликтному поведению;
- оптимизация процесса адаптации к школе в целом.
Ожидаемые результаты апробации программы были подтверждены на контрольном этапе эксперимента:
1. Существенно (на 28% (7 учащихся)) снизилось чувство беспокойства, возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания, чувство усталости, неудовлетворенности, негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
2. Снизилось хроническое переутомление, истощение, низкая
работоспособность (4% (1 учащийся)), усталость (12% (3 учащихся)),
перевозбуждение (4% (1 учащийся)). Следовательно, учащимся становятся посильными школьные нагрузки, самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет собственных ресурсов. Повысилось количество детей с оптимальной работоспособностью (28% (7 учащихся)).
3. Снизились отрицательные эмоции, плохое настроение и неприятные
переживания у 32% (8 учащихся). Эмоциональное состояние в норме
присутствует у 92% детей младшего школьного возраста (23 учащихся).
4. Снизилось отрицательное отношение: к себе - на 8% (2 учащихся), к учителю - 12 % (3 учащихся), к одноклассникам - 8% (2 учащихся), к учению - 16 % (4 учащихся).
5. Повысился уровень адаптации учащихся: достаточный (положительный) сформировался у 76% (19 учащихся), частичный (амбивалентный) уровень наблюдается у 24% (6 учащихся). Динамика составила 52% (13 учащихся).
6. Повысилась скорость (24% (6 учащихся) и точность выполнения учебных заданий (12% (3 учащихся).
7. Сформировались адекватные мотивы к обучению в школе. В результате воздействия программы танцевально-двигательной арт-технологии адекватные мотивы к обучению в школе присутствуют у 76% учащихся - динамика составила 24% (6 учащихся).
8. У большинства учащихся (32% (8 учащихся)) мотивация к обучению в школе стала высокой, динамика составила 16% (4 учащихся). Количество детей младего школьного возраста со средним уровнем мотивации также повысилось (28% (7 учащихся)), динамика составила 8% (2 учащихся). Очень высокий уровень мотивации к обучению в школе наблюдается у 24% (6 учащихся), динамика составила 12% (3 учащихся). Так, для большей части учащихся (84% (21 учащийся) стала характерна адекватная мотивация к обучению к школе.
Результаты проведенного нами исследования позволили подтвердить тезис о том, что применение Программы танцевально-двигательной арт- технологии у детей младшего школьного возраста способствует оптимизации процесса адаптации к школе, снижает эмоциональное напряжение и снимает усталость у детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы возможности танцевально-двигательной арт-технологии как средства адаптации к школе детей младшего школьного возраста, сформулированы психолого-педагогические условия и разработана программа адаптации средствами танцевально-двигательной арт-технологии.
Практическая значимость разработанной программы адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии определяется возможностью ее использования педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога- хореографа в системе дополнительного образования.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Дальнейшими перспективами исследования в данной области является возможность использования разработанной программы адаптации детей младшего школьного возраста к школе средствами танцевально-двигательной арт-технологии педагогом младших классов во внеклассной деятельности, а также в практике педагога-хореографа в системе дополнительного образования.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Социализация детей с ОВЗ средствами танцевальной терапии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2024 - ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022



