ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ 7
1.1. Место и роль государственных и негосударственных пенсионных фондов
в России в системе инвестирования 7
1.2. Экономические и правовые основы инвестиционной деятельности
государственных и негосударственных пенсионных фондов 32
1.3. Механизм инвестиционной деятельности государственных и
негосударственных пенсионных фондов 42
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В
НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ 56
2.1. Анализ инвестиционной деятельности АО «НПФ Сбербанка» 56
2.2. Оценка эффективности инвестиционной деятельности
негосударственного пенсионного фонда 69
2.3. Рекомендации по совершенствованию управления инвестиционной
деятельностью негосударственного пенсионного фонда 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
В связи с проводимыми в Российской Федерации социально-экономическими реформами, в том числе и реформой пенсионной системы, государство стремится все больше прав и ответственности в сфере материального обеспечения населения в период старости переложить на работодателей и самих работников. Мировым опытом доказана исключительная перспективность такого шага. Одним из результатов подобных преобразований в Российской Федерации явилось возникновение негосударственных пенсионных фондов - особых форм некоммерческих организаций социального обеспечения. Данные организации можно назвать поистине уникальными, так как они одновременно выполняют функции социального обеспечения и являются одними из важнейших финансово¬инвестиционных институтов.
Одним из основных институтов относящимся к одной из групп финансовых посредников - инвестиционным институтам, - являются негосударственные пенсионные фонды. Развитие системы коллективных инвесторов как посредников между частными лицами - инвесторами, организациями и государством - эмитентами ценных бумаг - необходимо для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов в экономике. Суще¬ствование информационной асимметрии на рынке приводит к тому, что информация неравным образом распределяется между участниками рынка и потенциальные инвесторы обращаются к профессионалам, которые способны взять на себя функцию оценки инвестиционных рисков и, как следствие, выбора инвестиционных инструментов для инвестора. Рынок становится все более сложным, насыщенным разнообразными инструментами и формами инвестирования, и индивидуальные сбережения становятся все более рискованными, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
Необходимость повышения качества управления негосударственными пенсионными фондами, их надёжности, а также разработки форм и способов деятельности управляющих компаний, формирования привлекательного инвестиционного климата в современной России и определяют актуальность исследования.
Одной из острейших проблем, существующих в настоящее время в региональной политике РФ, является крайне неравномерное развитие регионов, касающееся не только экономики, но и социальной сферы Наиболее динамично развивающиеся регионы накопили значительный опыт в реализации социальных проектов, который должен быть изучен и применен в других регионах Этот опыт интересен, в первую очередь, тем, что в социально благополучных регионах разрабатываются эффективные механизмы взаимодействия региональных бюджетов с прочими финансовыми институтами. Для осуществления социальных проектов привлекаются ресурсы разных финансовых институтов, в том числе государственных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
В этой связи можно констатировать, что особое значение для реализации указанных проектов имеют процессы трансформации ресурсов государственных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов в социальные инвестиции регионов. Однако теоретический анализ данного аспекта деятельности государственных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов не проводился отсутствуют работы, посвященные исследованию социальных и экономических результатов функционирования государственных пенсионных фондов и
негосударственных пенсионных фондов в регионах
Одновременно следует признать, что степень изученности форм, видов деятельности государственных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов по решению комплекса социально- экономических задач в регионах заметно отстает от потребностей отечественной практики и не позволяет порой вырабатывать оперативные и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем в соответствующих областях.
Исследование механизма реализации социальных региональных проектов путем организации взаимодействия региональных бюджетов и ресурсов государственных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов с целью обеспечения устойчивого экономического роста в регионах и одновременного решения социальных задач являются основными направлениями настоящего диссертационного исследования
Таким образом, комплекс проблем, связанных с изменениями, как в самом развитии региональной экономики, так и в осмыслении инвестиционной деятельности государственных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов и ее социальных результатов в реализации региональных социальных проектов, создает ситуацию особой актуальности темы исследования.
Предмет исследования - управление инвестиционной деятельностью негосударственного пенсионного фонда. Объектом исследования являются инвестиционная деятельность негосударственного пенсионного фонда АО «НПФ Сбербанка». Цель исследования - изучить особенности управления инвестиционной деятельностью негосударственного пенсионного фонда.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть экономические и правовые основы инвестиционной деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов.
2. Изучить механизм инвестиционной деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов.
3. Проанализировать негосударственные пенсионные фонды как субъекты рынка пенсионных услуг.
4. проанализировать инвестиционную деятельность
негосударственного пенсионного фонда.
5. Оценить эффективность негосударственного пенсионного фонда.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы. В первой главе раскрыты теоретические аспекты, роль и значение государственных и негосударственных пенсионных фондов. Вторая глава посвящена управлению инвестиционной деятельностью в негосударственном пенсионном фонде, оценивается эффективность инвестиционной деятельности в негосударственном пенсионном фонде, предлагаются рекомендации по совершенствованию управления инвестиционной деятельностью негосударственного пенсионного фонда.
Методология бакалаврской работы основана на статистическом и коэффициентном анализе. Методологической основой исследования выступили положения общенаучных методов (диалектический метод, методы системного и структурно-функционального анализа, конкретно-исторический и сравнительный методы).
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Галаганов В.П., Горшков А.В., Денисова И.П., Долженкова Г.Д., Люлев Ю.Д., Медведик В.П. и других, посвященные вопросам развития социальной сферы, реализации пенсионной реформы, деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Создание негосударственных пенсионных фондов стало решением одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему Пенсионного фонда РФ, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учёта пенсионных прав.
Целью инвестиционной политики негосударственного пенсионного фонда является выявление и укрепление его положения на рынке, последовательное выполнение функций управления процессом инвестиционной деятельности и использование современных методов управления для обеспечения прироста стоимости пенсионных резервов. Инвестирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда осуществляется исключительно в интересах вкладчиков пенсионного фонда, с учетом факторов влияния рыночных рисков инвестирования на финансовые инструменты, учитываемые в портфеле пенсионных активов. Для вкладчика важна способность фонда сохранить и преумножить вложенные им средства для увеличения размера будущей пенсии.
Отметим, что, несмотря на все сложности и ограничения при управлении финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда следует учитывать, что инвестирование активов фонда должно обеспечить будущее выполнение обязательств по пенсионному обеспечению в достаточном размере. Таким образом, управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда имеет конечной целью выбор наиболее эффективных направлений использования пенсионных резервов и собственного имущества с целью получения наибольшей инвестиционной прибыли для выполнения обязательств перед вкладчиками и участниками.
Именно прирост активов фонда, то есть увеличение балансовой стоимости привлеченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения средств на размер инвестиционного дохода является важнейшим фактором его стратегического развития.
Для фонда важно определиться, какого рода вложения и в какие инструменты финансового рынка негосударственный пенсионный фонда считает для себя предпочтительными. Инвестирование средств пенсионных накоплений — проблема для пенсионной системы России, возникшая одновременно с мировым финансовым кризисом в связи с нестабильной ситуацией на фондовом рынке. Учитывая социальную важность и ответственность пенсионной системы, инвестирование средств пенсионных накоплений должно, тем не менее, обеспечивать максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Соответственно активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений, должны отвечать целому ряду требований по надежности и ликвидности. В связи с этим возникает необходимость оперативной и в то же время точной оценки доходности фактического инвестиционного портфеля и его оптимизации в широком диапазоне изменений доходности и ликвидности отдельных направлений инвестирования.
Для негосударственного пенсионного фонда показателем эффективности реализации управления финансовыми ресурсами должно быть решение следующих задач:
- управленческая информация о риске ликвидности должна являться составной частью общей управленческой информации о рисках фонда.
- разработанная технология управления свободными ресурсами должна способствовать принятию руководством негосударственного пенсионного фонда более эффективных решения по размещению финансовых ресурсов — решений, которые строго обоснованы количественным расчетом.
93
Рациональное использование свободных ресурсов фонда достигается путем размещения ресурсов в больших, чем обычно, объемах, а при благоприятной рыночной конъюнктуре и на более длительные, чем обычно, сроки. При этом риски ликвидности и ликвидные издержки остаются контролируемыми.
- установление лимитов должно регулировать строгую количественную связь между операционными лимитами и риском ликвидности.
- принятие управленческих решений при размещении свободных финансовых ресурсов неукоснительно с учетом требований экономических нормативов и формирования обязательных резервов.
- ежемесячное оценивание эффективности управления свободными финансовыми ресурсами в фонде.
Экономический и социальный эффекты от правильного построения системы накопления пенсий и разумного инвестирования пенсионных ресурсов может проявиться не только в оздоровлении пенсионной системы, но и как фактор стабилизации экономики, укрепления финансовых рынков, что позволит сделать достаточно благоприятный прогноз относительно увеличения социально-экономического роста в стране как в средне-, так и в долгосрочной перспективе.
В конце 2015 года инвестиционный портфель АО «НПФ Сбербанка» по обязательному пенсионному страхованию существенно увеличился на 171826065,92 тысяч рублей. Это свидетельствует о рекордных результатах привлечения клиентов по обязательному пенсионному страхованию в 2013-2015 годах, стабильно высокие рыночные позиции в области негосударственного пенсионного обеспечения, а также высокий уровень акционерной базы, базы стратегических партнеров и ключевых клиентов являются факторами, определяющими подтверждение максимального уровня рейтинга надежности АО «НПФ Сбербанка». Рейтинговая оценка также учитывает сбалансированную инвестиционную политику АО «НПФ Сбербанка», высокие операционные стандарты деятельности, успешные 94
результаты работы по итогам 2015 года.
размер инвестирования пенсионных резервов в АО «НПФ Сбербанка» существенно увеличился за последние шесть лет в восемь раз и составил в 2015 году 13953105 тысяч рублей. Размер пенсионных накоплений АО «НПФ Сбербанка» также значительно увеличился на 241326484 тысяч рублей с 1995975 тысяч рублей в 2009 году до 243322459 тысяч рублей в 2015 году. Размер дохода от инвестирования пенсионных накоплений, подлежащего зачислению на пенсионные счета накопительной пенсии АО «НПФ Сбербанка» увеличился в 2015 году по сравнению с 2009 годом на 16315528 тысяч рублей. Динамика результата инвестирования пенсионных накоплений является скачкообразной. В 2015 году результат инвестирования пенсионных накоплений составляет 1,0954765403000, что меньше показателя 2009 года на 0,20475 п.п. При том, что данный показатель с 2011 года увеличивается со значения в 1.0000000.
Данные значений показателя свидетельствуют об увеличении количества участников АО «НПФ Сбербанка» (на 140778 участников в 2015 году по сравнению с 2009 годом), об увеличении количества участников АО «НПФ Сбербанка», получающих негосударственную пенсию в АО «НПФ Сбербанка» (на 9730 участников в 2015 году по сравнению с 2009 годом).
Это говорит о том, что АО «НПФ Сбербанка» расширяет своим клиентам - физическим лицам следующие пенсионные услуги:
- обязательное пенсионное страхование: формирование накопительной пенсии в АО «НПФ Сбербанка»;
- для тех, кто хочет сохранить и приумножить накопительную пенсию, формируемую за счет страховых взносов работодателя;
- негосударственное пенсионное обеспечение: индивидуальные
пенсионные планы на базе договоров негосударственного пенсионного обеспечения (для тех, кто хочет сохранить привычный уровень дохода после окончания карьеры).
Индивидуальные пенсионные планы, предлагаемые АО «НПФ Сбербанка» физическим лицам в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в 2015 году, также пользуются повышенным спросом. АО «НПФ Сбербанка» является «молодым» фондом, средний возраст участников составляет 35 лет.
АО «НПФ Сбербанка» расширяет своим клиентам - юридическим лицам следующие пенсионные услуги:
- корпоративные пенсионные программы;
- повышение эффективности бизнеса за счет долгосрочной мотивации персонала и налоговых преференций.
Более 600 организаций различных форм собственности и отраслей экономики реализуют свои корпоративные пенсионные программы совместно с АО «НПФ Сбербанка». Корпоративные пенсионные программы АО «НПФ Сбербанка» позволяют не только улучшить материальную обеспеченность работников после окончания трудовой деятельности, но и повысить эффективность деятельности самих работодателей. В первом полугодии 2015 года сумма взносов работодателей в рамках корпоративных пенсионных программ в несколько раз превысила сумму пенсионных взносов за весь 2014 год.
В 2008 году была принята стратегия развития АО «НПФ Сбербанка» на период до 2018 года. С начала ее реализации (с 2009 года до 2011 года) темпы развития НПФ Сбербанка ежегодно опережали темпы инфляции.
Так, по итогам 2012-2013 гг. накопленная доходность АО «НПФ Сбербанка» снова превысила инфляцию. В 2012 году на 1,26 п.п., в 2013 году на 1,5 п.п. В 2014 году наблюдается резкое снижение доходности АО «НПФ Сбербанка» и превышение инфляции над ней на 8,69 п.п.). В 2015 виден значительный рост доходности АО «НПФ Сбербанка» (до 10,7%), но он не превышает инфляцию в 12,96%.
Итак, с 2008 по 2014 год каждая 1000 рублей пенсионных накоплений под управлением АО «НПФ Сбербанка» «подросла» до 1635 рублей. При этом самым «прибыльным» оказался 2009 год - доходность АО «НПФ Сбербанка» за этот период составила 10,26%. А вот в 2014 году этот же показатель уменьшился до 2,67%.
Рост инфляции 2014-2015 г. более 10%, повлиял на производство индексации страховых отчислений, которыми распоряжается федеральный ПФ. Но доходность активов ПФ РФ ниже уровня инфляции (близко 2%), что повлияло на «мораторий» накопительных фондов в 2014- 2015 г.
На 01.05.2016 года половина инвестиционного портфеля средств пенсионных резервов АО «НПФ Сбербанка» представлена инвестициями в корпоративные облигации и треть инвестиционного портфеля средств пенсионных резервов это вложения в депозитные счета кредитных организаций. 72% инвестиционного портфеля средств пенсионных накоплений АО «НПФ Сбербанка» представлена инвестициями в корпоративные облигации и 12% инвестиционного портфеля средств пенсионных резервов это вложения в депозитные счета кредитных организаций, 10% - другие направления.
АО «НПФ Сбербанка» на 01.04.2016 года разместило средства пенсионных резервов по следующим основным отраслям: большая половина (55,5%) в банки и иные кредитные организации, 11% - финансовые
организации, 9,6% в организации энергетической промышленности. Это свидетельствует о том, что АО «НПФ Сбербанка» размещает средства пенсионных резервов в финансово-банковском секторе, а не в реальном секторе экономики.
АО «НПФ Сбербанка» на 01.04.2016 года инвестировало средства пенсионных накоплений по основным отраслям: около половина (46,2%) в банки и иные кредитные организации, 10,9% - финансовые организации, 10,8% в организации энергетической промышленности, 9,1% - в организации топливной промышленности. Это свидетельствует о том, что АО «НПФ Сбербанка» инвестирует средства пенсионных накоплений в финансово¬банковский сектор и топливно-энергетическую промышленность, а не в реальный сектор экономики.
Структура размещения пенсионных резервов по отраслям в динамике кардинально изменилась за последние восемь лет. В два раза снизилась доля размещения пенсионных резервов в субфедеральный и муниципальный долг с 12,9% в 2008 году до 6,4% по настоящее время. В четыре раза сократилась доля размещения пенсионных резервов в топливную промышленность с 11,6% в 2008 году до 3,0% по настоящее время. Также АО «НПФ Сбербанка» снизило инвестиционные объемы размещения пенсионных резервов в такие отрасли как: машиностроение и металлообработка в три раза,
телекоммуникации в четыре раза, торговые организации в 2,5 раза. На 3 п.п. снизилось размещение пенсионных резервов в финансовые организации за последние восемь лет. АО «НПФ Сбербанка» перестало с 2014 года по настоящее время размещать пенсионные резервы в предприятия химической, горнодобывающей, строительной и пищевой промышленности.
При этом АО «НПФ Сбербанка» увеличило долю размещения пенсионных резервов в два раза в такие отрасли как: банковская и энергетическая. Это свидетельствует о том, что АО «НПФ Сбербанка» размещает средства пенсионных резервов в финансово-кредитном секторе, а не в производственную сферу.
структура инвестирования средств пенсионных накоплений по отраслям в динамике кардинально изменилась за последние восемь лет. В десять раз снизилась доля инвестирования средств пенсионных накоплений в субфедеральный и муниципальный долг с 26% в 2008 году до 2,6% по настоящее время.
При этом АО «НПФ Сбербанка» увеличило долю размещения пенсионных резервов в два раза в банковские организации с 23,9% в 2008 году до 46,2% по настоящее время и в двадцать раз в финансовые организации. Это свидетельствует о том, что АО «НПФ Сбербанка» инвестирует средства пенсионных накоплений в финансово-кредитный сектор. При этом наблюдается незначительная, но положительная динамика.
В четыре раза сократилась доля размещения пенсионных резервов в топливную промышленность с 11,6% в 2008 году до 3,0% по настоящее время. Также АО «НПФ Сбербанка» снизило инвестиционные объемы размещения пенсионных резервов в такие отрасли как: машиностроение и металлообработка в три раза, телекоммуникации в четыре раза, торговые организации в 2,5 раза. На 3 п.п. снизилось размещение пенсионных резервов в финансовые организации за последние восемь лет. АО «НПФ Сбербанка» перестало с 2014 года по настоящее время размещать пенсионные резервы в предприятия химической, горнодобывающей, строительной и пищевой промышленности.
Показатели доходности зависят от ассортимента программ договоров между АО «НПФ Сбербанка» и физическими лицами. В 2017-2018 г г. необходимо для увеличения числа клиентов АО «НПФ Сбербанка» программу по персональному индивидуальному планированию, разработанной специально для клиента. Именно индивидуальный подход к социальным выплатам влияет на увеличение пенсии в перспективе. Индивидуальный пенсионный план -доплата к основной пенсии, размер которой будущий пенсионер будет формирует самостоятельно с помощью АО «НПФ Сбербанка». Все пенсионные накопления можно будет завещать наследникам. При этом в перспективе АО «НПФ Сбербанка» необходимо увеличить доходность по индивидуальным пенсионным планам, чтобы она была выше инфляции.
Для инвестиционной деятельности АО «НПФ Сбербанка» эффективным направлением для своих вложений готова стать коммуникационная сфера. Этот сектор имеет вполне стабильные показатели, при этом не требуют больших вложений. В процессе изменения той или иной ситуации на фондовом рынке можно спокойно переводить паевые инвестиционные фонды из одного сектора в другой сектор, при этом исключая возможность получить какие-либо убытки из-за смены ситуации в том или ином сегменте рынка. Хочется отметить, что на сегодняшний день УК «Сбербанк Управление Активами» имеет в своем арсенале достаточно широкий выбор предлагаемых фондов.
При этом внедряя индивидуальные пенсионные планы, необходимо регулярно АО «НПФ Сбербанка» выплачиваемые взносы вкладывать в ценные бумаги с целью получения инвестиционного дохода. В этом случае размер первоначального пенсионного взноса должен устанавливаться по желанию вкладчика, но не может быть меньше 60 000 рублей (если период накопления менее двух лет) или 1 500 рублей для всех других сроков. Каждый последующий взнос должен быть больше или равен 1 500 рублей.
1. Федеральный Закон О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования : Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года // Собрание законодательства Российской Федерации : официальное издание / Администрация Президента РФ .— М.., 2009 .— № 30 .— Ст. 3738 .
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации : федеральный закон .— М. : ИНФРА-М, 2009 .— 78 с.
3. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях / Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Отв. ред. Ю.В.Воронин. -М.: Норма: НИЦ Инфра-М,2012 -1088с.
4. Андреев, М.Ю. Прогноз показателей краткосрочного и долгосрочного развития негосударственных пенсионных фондов / М.Ю. Андреев // Финансы и кредит. - 2013 .— № 48(576) .— С.25-35.
5. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система : учебник / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева; предисл. А.Л. Кудрина .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2011 .— 777с.
6. Бронштейн, Е. М. О формировании инвестиционных стратегий негосударственных пенсионных фондов / Евгений Михайлович Бронштейн, Вадим Борисович Прудников // Управление риском. - 2011.— №7 (44) .— С. 51-61.
7. Бончик, В. М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты / В. М. Бончик. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 208 с.
8. Вавулин, Д. А. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного обеспечения / Д. А. Вавулин, В. Н. Федотов // Финансы и кредит. - 2009 .— №18(354) .— С. 57-67.
9. Воробьева, Е.В. Правовой механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с Пенсионным фондом РФ/ Е.В. Воробьёва // Финансовое право. - 2011 .— №10 .— С. 2-4.
10. Горюнов, И.Ю. О финансовом потенциале негосударственных пенсионных фондов / И. Ю. Горюнов, В. Ю. Михальчук // Финансы. - 2008 .— №10 .— С. 61-64.
11. Горюнов, И.Ю. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России / И. Ю. Горюнов, В. Ю. Михальчук // Финансы. - 2008 .— №1 .— С. 62-65.
12. Григорян, С. Кризис в экономике и маркетинг некоммерческих организаций (на примере негосударственных пенсионных фондов) / С. Григорян, Н. Герасимова // Практический маркетинг. - 2009 .— №12(142) .— С. 4-12.
13. Ермаков, Д.Н. Правовое обеспечение деятельности
негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в реализации региональных социальных проектов // Государство и право. - 2011 .— № 11 .— С.104-108.
14. Жидкова, И.Ю. Выбираем пенсионный фонд: негосударственный или государственный? / И.Ю. Жидкова // Российское предпринимательство. - 2012. - №1(199) .— С.210-215 .
15. Жуков, А.Е. Определение надзорными органами финансовой устойчивости негосударсттвенных пенсионных фондов, основанное на оценке рисков / А.Е. Жуков // Финансы и кредит. - 2012 .— №28(508) .— С. 53-61.
16. Имамов, М.М. Опыт работы отделения ПФР по Республике Татарстан по взаимодействию со страхователями / М.М. Имамов // Пенсия. - 2013 .— №10(205) .— С. 62-64 .
17. Инюшин, С.В. Собственный пенсионный фонд в структуре банка: "за" и "против" / С.В. Инюшин, Е.В. Агеева // Банковское дело. - 2011 .— № 1 (205) .— С.92-93.
18. Истомина, Н.А. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект / Н.А. Истомина, П.В. Кашинская // Финансы и кредит. - 2013 .— № 33 (561) .— С.64-69.
19. Ковалевский, М. А. Некоторые элементы правого статуса негосударственных пенсионных фондов в отношениях по негосударственному пенсионному обеспечению / М.А.Ковалевский // Страховое право. - 2015 .— № 3 (36) .— С. 2-19.
20. Козменкова, С.В. Применение методов рейтинговой оценки в аудите негосударственных пенсионных фондов на этапе планирования / С.В. Козменкова, И.А. Грушин // Экономический анализ. - 2013 .— №42(345) .— С. 40-46.
21. Комарова, С.В. Пенсионная система Королевства Дания / С.В. Комарова // Пенсия. - 2015 .— №6(225) .— С. 69-71 .
22. Королькова, Н.В. Предпринимательская деятельность
негосударственных пенсионных фондов: законодательное регулирование и вопросы правоприменения / Н.В. Королькова // Пенсия. - 2012 .— №1(184) .— С.56-61 .
23. Ломтатидзе, О.В. Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений / О.В. Ломтатидзе // Финансы и кредит. - 2010 .— № 29 (413) .— С.54-58.
24. Ломтатидзе, О.В. Проблемы регулирования деятельности
негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. - 2011 .— №32(407) .— С.45-50.
25. Ломтатидзе, О.В. Проблемы формирования эффективной
пенсионной системы России / О.В. Ломтатидзе // Финансы и кредит. - 2012 .— № 38 (425) .— С.14-18.
26. Луночкина, О.А. Анализ ценных бумаг в НПФ: каприз или необходимость? / О.А. Луночкина // Пенсия. - 2011 .— № 2(161) .— С. 77-80.
27. Мельников, Р.М. Регулирование инвестиционной деятельности зарубежных негосударственных пенсионных фондов / Р.М. Мельников // Финансы. - 2013 .— №10 .— С. 71-76.
28. Мельников, Р.М. Риск-ориентированный подход к регулированию инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов с установленными взносами / Р.М. Мельников // Финансы и кредит. - 2013. = № 48(576). — С.15-23.
29. Невинная, И. Ваша пенсия: когда и сколько / И. Невинная // Российская газета. - 2015 .— № 23(6594) .— С. 7.
30. Негосударственные пенсионные фонды в структуре коллективных инвестиций: Монография / Е.И. Куликова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 116 с.
31. Ногин, Ю. Особенности взаимодействия негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний в инвестиционном процессе / Ю. Ногин // Рынок ценных бумаг. - 2013 .— №8(435). - С. 23-24.
32. Ногин, Ю.Б. Распределение средств негосударственных пенсионных фондов среди управляющих компаний / Ю.Б. Ногин // Финансы и кредит. - 2013 .— № 42(570) .— С.60-62.
33. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие/Е.В.Козлова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
34.Ощепкова, А.С. Современные риски негосударственных пенсионных фондов, связанные с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений / А.С. Ощепкова // Экономический анализ. - 2013 .— № 15(318) .— С. 41-48.
35.Ощепкова, А.С. Эффективность деятельности негосударственных пенсионных фондов как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения / А.С. Ощепкова // Экономический анализ. - 2014 .— № 14(365) .— С.61-66.
36. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: Монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.
37. Пищулов, В.М. Проблема изыскания источников средств для наполнения пенсионных фондов / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2014. .— №30(606) .— С.53-64.
38. Прокопьева, Е.Л. Актуальные проблемы инвестиционной
деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации / Е.Л. Прокопьева, О.В. Коконова // Финансы и кредит. - 2011.— №43(475) .— С. 7-14.
39. Ракова, Л.Ф. Правовые проблемы размещения пенсионных резервов в деятельности негосударственных пенсионных фондов / Л.Ф. Ракова // «Черные дыры в российском законодательстве». - 2007.— № 5 .— С.129-130.
40. Романов, А.А. Некоторые аспекты социальной защиты граждан в Республике Беларусь / А.А. Романов // Пенсия. - 2015. - №9(228) .— С. 41-64.
41. . Селиверстова, М.М. Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ / М.М. Селиверстова // Пенсия. - 2015 .— №3(222). - С. 54-62 .
42. Семенихин, В.В. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов / В.В. Семенихин // Все для бухгалтера. - 2008 .— № 8 (224) .— С.41-43.
43. Сергеев А.А. Защита средств негосударственных пенсионных фондов: правовые механизмы и проблемы их совершенствования / А.А. Сергеев // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №3. - С. 48-52.
44. Сергеев, А. Доверительное управление средствами
негосударственных пенсионных фондов [Текст] / А. Сергеев // Хозяйство и право. - 2012. - №3(422). - С. 93-97.
45. Ситникова, М. Арт-активы для пенсионных фондов / М. Ситникова // Рынок ценных бумаг. - 2011 .— №10(415) .— С. 36-40.
46. Соловьев, А.К. Повышение пенсионного возраста: компромисс страховых принципов формирования пенсионных прав и бюджета : актуарное обоснование условий и факторов изменения пенсионного возраста / А.К. Соловьев, С.А. Донцова // Пенсия. - 2015 .— №10(229) .— С. 41-56.
47. Соловьев, А.К. Социально-экономические условия и последствия повышения пенсионного возраста в Российской Федерации / А.К. Соловьев // Пенсия. - 2015 .— №4(223). - С.66-73 .
48. Соколов, Д. Администрирование негосударственных пенсионных фондов - полезное дополнение услуг специализированных депозитариев. / Д. Соколов // Рынок ценных бумаг. - 2009 .— №9-10 .— С. 18-20.
49. Соколов, Р. А. Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость реорганизации на основе разграничения его функций / Р. А. Соколов // Законодательство. - 2014 .— № 10 .— С.45-53.
50. Сорокин, А.И. Влияние финансового кризиса 2008-2009 г.г. на структуру, динамику и эффективность негосударственных пенсионных фондов в России / А.И. Сорокин // Финансы и кредит. - 2013 .— №30(558) .— С. 66-75.
51. Талалушкина, Ю. И. Финансы негосударственных пенсионных фондов Челябинской области / Ю. И. Талалушкина // Финансы и кредит. - 2009. - №43(379) .— С. 31-33.
52. Телякова, О.В. Практические вопросы взаимодействия
негосударственных пенсионных фондов и коммерческих банков в части исполнения условий депозитных договоров по размещению средств пенсионных резервов / О.В. Телякова // Финансы и кредит. - 2012 .— № 11 (491) .— С.68-72.
53. Хамзин, Р.Н. Социальное обеспечение в Республике Казахстан в 2014 году: итоги и дальнейшие перспективы / Р.Н. Хамзин // Пенсия. - 2015 .— №5(224) .— С. 60-70.
54. Федоров, Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник / Л. В. Федоров. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 396 с.
55. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / В.П. Климович. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.
56.Четыркин, Е. Пенсионный фонд международных организаций / Е. Четыркин // Мировая экономика и международные отношения. - 2014 .— №5. - С. 15-20 .
57.Чугунов, В.И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов / В.И. Чугунов, Н.И. Щукина // Финансы и кредит. - 2014. - № 12(588) .— С.30-40.
58. ( Электронный адрес http://www.cbr.ru/finmarkets/)