ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОЕКТАХ Г.
ЧХАРТИШВИЛИ 10
1.1. Литературные проекты Г. Чхартишвили 10
1.2. Концепция истории Г. Чхартишвили и особенности ее художественной репрезентации 14
ГЛАВА II. СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ КРИПТОЛОГИЧЕСКОЙ СЮЖЕТИКИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЕКТЕ «БОРИС АКУНИН» «ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ЭРАСТА
ФАНДОРИНА» 18
2.1. Конспирологическая тема как один из вариантов реализации криптоисторической сюжетики в «Приключениях Эраста Фандорина» 20
2.2. Образ Фандорина в структуре криптоисторической сюжетики «Приключений Эраста Фандорина» 28
ГЛАВА III. ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФОРМА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИИ В ПРОЕКТЕ«АВТОРЫ. АНАТОЛИЙ БРУСНИКИН» (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ДЕВЯТНЫЙ
СПАС» 34
ГЛАВА IV. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТРАНСВЕСТИЗМ» КАК ФОРМА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИИ В ПРОЕКТЕ «АВТОРЫ. АННА БОРИСОВА» (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «VREMENAGODA») 48
ГЛАВА V. СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТРАШИХ
КЛАССАХ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Интерес к истории, к проблеме ее осмысления на данном этапе тесно связывается с ситуацией рубежности. В некотором роде это можно соотнести с особым типом сознания, для которого характерно ощущение кризиса, страха перед грядущими изменениями, т.к. ситуация рубежа веков (а в данном случае и тысячелетий) ощущается как пороговая ситуация. На данном этапе «особое значение приобретает исторический жанр, на материале которого с особой очевидностью раскрываются новые закономерности художественного мышления, проникновение исторических и философских концепций в художественную литературу, специфические аспекты художественного осмысления истории» [Сорочан, 2008, с.3]
Подобное положение дел приводит к необходимости переосмысления и трансформации привычной картины мира. Во многом это приводит и к переосмыслению истории. Рубеж ХХ - XXI вв. характеризуется изменением функционирования исторического дискурса. Провозглашенный Ф. Фукуямой «конец истории» приводит к тому, что начинают формироваться новые формы концептуализации истории в культуре и литературе. А.М. Лобин утверждает, что «закономерная эволюция исторического сознания привела к возникновению нового понимания истории, точнее - к возникновению новых подходов к ее освоению» [Лобин, 2012, с.4]
История перестает восприниматься как явление цикличное или линейное, как система свершившихся фактов. Она начинает осмысляться как нечто текстологичное, подверженное авторским интерпретациям. Формирование авторских концептов истории вариативно, что приводит к тому, что «возникает миф о неупорядоченности, внерациональности, хаотичности бытия, <...>, а рядом с ним стоит миф об истории, вновь и вновь переписываемой и открываемой заново» [Маркова, 2004, с.3]. Для чтобы преодолеть это представление о мире, как о хаосе, Роман и Историография оказываются связаны в единое повествование, где автор создает свой мир, упорядоченный, нехаотичный, понятный. Таким образом, история и литература могли помочь освоить и упорядочить мир в сознании человека [Маркова, 2004, с.4]
Художественная концептуализация истории достаточно востребована как в «высокой» литературе, так и в массовой и миддл-литературе. Особый интерес в этой связи вызывает творчество Г.Ш. Чхартишвили, выступающего в формате миддл-литературы. Литературный проект «Борис Акунин» является одним из самых успешных коммерческих проектов, а его творчество востребовано разнородной читательской аудиторией. Постоянные литературные эксперименты делают Г.Ш. Чхартишвили одним из самых востребованных современных российских писателей, существенно расширяя круг его творчества.
При этом устойчивым проблемным блоком во всех его проектах остается процесс концептуализации истории; обращаясь в своих проектах к России IX - XX вв., он использует разнообразные формы концептуализации истории. Все это вызывает все больший интерес исследователей к данной проблеме.
Степень изученности. На современном этапе существует ряд исследовательских работ, круг вопросов которых затрагивает проблему осмысления истории. Все они фиксируют тенденцию постмодернистского восприятия истории.
Д.А. Маркова в работе «Постмодернистский исторический дискурс русской литературы рубежа XX - XXI веков и его истоки» (2004) фиксирует связь между мифом о хаотичности бытия и мифом об истории, где история выступает формой, упорядочивающей хаос, все это связывается с теорией исторического нарратива.
А.М. Лобин в работе «К вопросу о характеристике исторического дискурса» (2012) утверждает многозначность и неопределенность термина «исторический дискурс»; рассматривая все существующие дефиниции, он приходит к выводу, что «исторический художественный дискурс, таким образом, является частью дискурса исторического и включает прежде всего художественные произведения, литературную критику как равноправную, хотя и не равнозначную составляющую этого общения, а также реакции читателей во всех формах» [Лобин, 2012, с.4].
А.Ю. Сорочан в работе «репрезентации истории в русской прозе XIX в» (2008) дает целостное рассмотрение проникновения истории в литературу XIX века, анализирует динамику изменении положения истории в системе художественных ценностей.
Т.Е. Сорокина в работе «Художественная историософия современного русского романа» ставит целью «обобщить художественную историософию современного русского романа как проблемный комплекс» [Сорокина, 2011, с.5].
Т.Н. Бреева в работе «Концептуализация национального в русском историософском романе ситуации рубежности» (2010) утверждает, что «в историософском романе конца ХХ - начала XXI веков <...> доминирующими формами становятся исторический дискурс и национальный нарратив» [Бреева, 2010, с.429].
Творчество Г. Чхартишвили рассматривается исследователями в основном в контексте литературного проекта «Борис Акунин». Н.Г. Бобкова в работе «Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии» (2010) рассматривает постмодернистский дискурс в творчестве Б. Акунина.
В работе Е.А. Трусковой «Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста» (2012) предпринята попытка анализа феномена гипертекста творчества Б.Акунина.
А.В. Казачкова в работе «Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 - начала 2000-х гг.» (2015) производит попытку осмысление феномена жанровой стратегии в творчестве Б.Акунина.
Новизна исследования связывается с системным рассмотрением концептуализации истории в разных литературных проектах Г. Чхартишвили.
Материал исследования. Литературные проекты Г. Чхартишвили: «Б. Акунин», «Авторы. Анатолий Брусникин», «Авторы. Анна Борисова», на примере романов Б.Акунина «Азазель», «Турецкий Гамбит», «Смерть Ахиллеса», «Статский Советник», «Коронация, или Последний из Романовых», «Алмазная колесница», «Черный Город», «Алтын-Толобас», «Внеклассное чтение», А.Борисовой «VREMENAGODA», А. Брусникина «Девятный Спас».
Объектом исследования данной работы является исторический нарратив в литературных проектах Г.Ш. Чхартишвили.
Предметом исследования становится выявление специфики функционирования исторического дискурса в литературных проектах Г.Ш. Чхартишвили.
Это определяет цель данного исследования - рассмотреть формы концептуализации истории в литературных проектах Г.Ш. Чхартишвили.
Задачи данного исследования заключаются в следующем:
1. Рассмотреть содержательный аспект исторического дискурса Г.Ш. Чхартишвили;
2. Систематизировать представление о литературных проектах как одном из жанровых форматов в современной русской литературе;
3. Выявить жанровые стратегии и формы их взаимодействия в формировании концептуализации истории в романах Г.Ш. Чхартишвили;
4. Рассмотреть консприрологическую и криптологическую сюжетику романов Г.Ш. Чхартишвили;
5. Рассмотреть специфику гендерного восприятия истории в романах Г.Ш. Чхартишвили;
6. Выявить общность и различия концептуализации истории в различных литературных проектах Г.Ш. Чхартишвили;
7. Создать методические рекомендации для создания внеклассного мероприятия по творчеству Г.Ш. Чхартишвили.
Методологическую основу исследования составили, во-первых, работы, связанные с понятием «исторический нарратив» и «исторический дискурс». Особую значимость представляют диссертационные работы Д.А.Марковой, Т.Н. Бреевой, Т.Е.Сорокиной, А.Ю. Сорочана, Е.В. Колодинской, а также статья А.М. Лобина.
Во-вторых, исследования, касающиеся динамики современного литературного процесса: В.В. Мароши; а также исследования, посвященные феномену литературного проекта: С. Чупринин.
При рассмотрении особенностей классического английского детектива мы опирались на работу В. Скороденко. Работа Н.В. Воробьевой послужила теоретической основой вопроса о «литературном трансвестизме».
Теоретическая значимость заключается в том, что на основании данного исследования возможно дальнейшее, более углубленное изучение литературных проектов Г.Ш.Чхартишвили
Практическая значимость. Возможность использовать результаты исследований при разработке внеклассных мероприятий в школе. Используя междисциплинарные связи формировать интерес у школьников к истории, формируя их историческое самосознание.
Апробация. Участие в научных конференциях:
«Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета» (г. Казань, 2013, 2014, 2016)
«Современная филология» III Международная научная конференция (г. Уфа, 2014)
«Актуальные вопросы филологической науки XXI века» V международная научная конференция молодых ученых (г. Екатеринбург, 2016)
«Слово. Словесность. Словесник» межрегиональная научно-практическая конференция (г. Рязань, 2016)
Публикации в научных сборниках:
«Формы концептуализации истории в цикле Б.Акунина “Приключения Эраста Фандорина”» // Итоговая научная конференция студентов Казанского Федерального университета 2013 года;
«Формы концептуализации истории в проекте Бориса Акунина “Анна Борисова” в романе “VREMENAGODA”» // Современная филология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, 2014);
«Формы концептуализации истории в проекте Григория Чхартишвили “Анатолий Брусникин” в романе “Девятный Спас”» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V междунар. науч. конф. молодых ученых (г. Екатеринбург, 2016);
«Формы концептуализации истории в цикле Б. Акунина “Приключения Эраста Фандорина”» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей V междунар. науч. конф. молодых ученых (г. Екатеринбург, 2016).
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается тема дипломной работы, ее актуальность, рассматривается новизна и степень изученности поднимаемых в работе проблем, формулируются цели и задачи исследования, предмет и объект изучения.
В первой главе рассматривается литературная проектная деятельность Г. Чхартишвили, раскрываются формы концептуализации истории, характерные для них.
Во второй главе исследуются формы концептуализации истории в микропроекте «Приключения Эраста Фандорина» литературного проекта «Борис Акунин»; рассматривается конспирологическая и криптологическая сюжетика, как одна из форм концептуализации истории.
В третьей главе изучаются жанровые стратегии как формы концептуализации истории в литературном проекте «Авторы. Анатолий Брусникин». Последовательно рассматриваются четыре жанровые модели: исторического романа, авантюрно-исторического романа, жанровая модель сказки, былинная жанровая модель.
В четвертой главе рассматривается литературный проект «Авторы. Анна Борисова», на примере романа «VREMENAGODA». Выявляется специфика женского восприятия истории.
Пятая глава - методическая, на основе исследовательского материала данной дипломной работы разрабатывается конспект внеклассного мероприятия, целью которого становится развитие исторического сознания школьников.
В заключении подводятся основные итоги исследования.
ХХ век характеризуется предельной катастрофичностью, события этого века приводят к тому, что традиционное господствующее восприятие истории как системы произошедших событий, рационально объясняющих прошлое, становится неактуальным и несостоятельным. Это приводит к необходимости поиска новых форм осмысления и постижения истории. История начинает восприниматься как исторический нарратив, структурируемый историческим дискурсом.
Неослабевающая актуальность исторической рефлексии приводит к появлению различных форм художественной концептуализации истории в творчестве современных писателей. Ярким примером этого становится Г. Чхартишвили. Занимая сегмент миддл-литературы, Г.Чхартишвили обращается к формату литературного проекта, что позволяет ему выстроить разные формы концептуализации истории.
В литературном проекте «Борис Акунин» концептуализация истории происходит на сюжетном уровне. Используя детективные стратегии, Г. Чхартишвили обращается к криптоисторической сюжетике, которая раскрывается благодаря конспиралогическим темам, последовательно реализующимся в «Приключениях Эраста Фандорина» через темы национальных заговоров и формирование мифа о революции. Последовательная деконструкция, реализующаяся благодаря детективным стратегиям, демонстрирует их несостоятельность. Второй аспект криптоисторической сюжетики, конструируемые посредством той же самой детективной стратегии, связывается с постижением внутреннего механизма истории и реализуется Эрастом Фандориным в его сюжетной роли детектива.
В литературном проекте «Анатолий Брусникин» в романе «Девятный Спас» концептуализация истории происходит благодаря взаимодействию жанровых моделей исторического/авантюрно-исторического романа, сказочной и былинной жанровой модели. Взаимодействие этих жанровых моделей выявляет несколько вариантов путей развитии России. Попытка постижения внутренней сути России, в результате демонстрирует несостоятельность этих путей развития, предполагая поиск нового, гармоничного варианта развития дальнейшей истории.
В проекте «Анна Борисова» в романе «VREMENAGODA» концептуализация истории формируется гендерным дискурсом, через имитацию женского письма. Имитация женского сознания позволяет зафиксировать значимость микроистории над макроисторией, создавая фрагментарное ее восприятие, через призму исторического нарратива.
При этом собственно концепция истории в творчестве писателя достаточно константна, начиная формироваться в 1990-е гг., она проходит через все его проекты, не ограничиваясь рамками литературной игры. Свидетельством этого является литературный проект «История Российского государства», совершенно открыто соотносимая на уровне названия с трудом Н.М. Карамзина «История государства Российского».
Авторская концепция истории характеризуется такими чертами, как интимизация истории, которая связывается с проблемой взаимодействия микро- и макроистории; четкая соотнесенность исторического и национального дискурсов; в противовес постмодернистской исторической рефлексии утверждением внутреннего смысла истории, оформляющегося в представление о «тайне» истории. Каждый из проектов предлагает свои варианты репрезентации этих константных черт.
Так, в микропрокте «Приключения Эраста Фандорина» интимизация истории осуществляется посредством детективной жанровой стратегии, вовлекающей исторический нарратив в процесс разворачивания дедуктивного расследования героя. Помимо этого интимизация истории достигается смещением смысловых акцентов: событие взятия Плевны оказывается приоритетнее всей Балканской кампании, Ходынская трагедия презентуется как результат противостояния Эраста Фандорина и доктора Линда и т.д.
В микропроекте «Анна Борисова» интимизация истории связывается с фиксацией женского взгляда на историю, когда внимание героини сосредоточивается не на собственно историческом событии, а на эмоциональном его проживании. Личные трагедии героини приоритетнее исторических катастроф, что смещает акцент с макроистории на микроисторию, создавая ощущение ее присвоения героиней.
В романе «Девятный Спас» интимизация истории достигается взаимодействием жанровых моделей исторического романа и авантюрно-исторического романа, постепенным замещением первой модели - второй.
Сопряжение исторического и национального дискурсов, обеспечивающее в конечном итоге внутреннюю смысловую наполненность исторического нарратива, также реализуется по разному. В «Приключениях Эраста Фандорина» осуществлением этого становится деконструируемая конспирологическая тема, включающая в себя цивилизационный заговор и миф революции, и процесс национальной самоидентификации самого Эраста Фандорина.
В романе «Девятный Спас» система национальных стереотипов складывается благодаря взаимодействию былинной жанровой модели и авантюрно-исторического романа. Эти стереотипы соотносятся с тремя главными героями (Илья, Дмитрий, Алеша), каждый из которых является персонифицированным выражением потенциального пути развития истории России. Несостоятельность этих путей фиксируется благодаря образу Петруши, который в свою очередь становится символической персонификацией мифологемы «загадочной русской души». Смещение акцентов в гендерном конфликте с феминной составляющей на маскулинную определяет своеобразие решения национального мифа в романе.
В микропроекте «Анна Борисова» сопряжение национального и исторического дискурсов решается через психологический план; психологическая динамика героини, четкое вычленение разные ее возрастов, акцентированное сменой именования, при сохранении абсолютно целостного внутреннего ядра позволяет выстроить внутренний смысл катастрофической модели русской истории.
Смысловое ядро концепции истории постигается посредством разгадывания тайн прошлого. В этом случае особую роль играет персонаж, выступающий в качестве дешифратора истории. В «Приключениях Эраста Фандорина» таким персонажем становится образ самого Эраста Фандорина. В этом случае механизм постижения загадок истории связан с жанровой моделью детектива; расследуя преступления, Эраст Петрович разгадывает загадки истории.
В романе «Девятный Спас» формой реализации постижения тайны истории становится гендерный план, связанный с нетрадиционным решением идеи иерогамии.
В романе «VREMENAGODA» механизм постижения истории связан с образом главной героини Сандры. Специфика ее восприятия истории, «обослух», связанная с особым характером погружения в воспоминания позволяет ей выстроить целостную концепцию истории.
Перспективой исследования может стать дальнейшее рассмотрение форм концептуализации истории в проекта и микропроектах Г. Чхартишвили.
1. Акунин Б. Азазель. - М.: Захаров, 2015. - 222 с.
2. Акунин Б. Алмазная Колесница. - М.: Захаров, 2015. - 704 с.
3. Акунин Б. Алтын-Толобас. - М.: Олма-Пресс, 2002, 384 с.
4. Акунин Б. Внеклассное чтение. Том 1. - М.: Олма-Пресс, 2008, 382 с.
5. Акунин Б. Коронация, или Последний из Романовых. - М.: Захаров, 2016. - 360 с.
6. Акунин Б. Любовь к Истории. Живой Журнал URL: http ://borisakunin.livej ournal.com/(дата обращения: 10.06.2016)
7. Акунин Б. Смерть Ахиллеса. - М.: Захаров, 2013. - 336 с.
8. Акунин Б. Статский Советник. - М.: Захаров, 2013. - 368 с.
9. Акунин Б. Турецкий Гамбит. - М.: Захаров, 2015. - 208 с.
10. Акунин Б. Черный Город. - М.: Захаров, 2013. - 368 с.
11. Борисова А. VREMENAGODA: [роман] / Анна Борисова. - М.: Астрель: АСТ, 2012. - 480 с.
12. Брусникин А. Девятный Спас: [роман] - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 509, [3] с.
Научно-теоретическая литература
13. Бендерский Я. М. Борис Акунин - литературный проект или ловкая
мистификация. - 2009. - 17 февраля. Сервер «Заграница» URL:
http://world.lib.ru/b/benderskij j m/yakov be.shtml(дата обращения: 11.06.2016)
14. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999. Infolio Университетская электронная библиотека URL: http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/12.html(дата обращения: 11.06.2016)
15. Бобкова Наталья Георгиевна. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бобкова Наталья Георгиевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2010.- 24 с.
16. Бреева Т.Н. Концептуализация национального в русском историософском романе ситуации рубежности/ дис. Док. Фил. Наук/ ТН.Бреева - Екатеринбург, 2010. - 452 с.
17. Воробьева Н.В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика: динамика, проблематика, поэтика: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Пермь, 2006 257 с.
18. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 - начала 2000-х гг.: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 Саранск, 2015.- 203 с.
19. Колодинская Е.В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и постмодернистская историография (Г. Свифт, Дж. Барнс): Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Москва, 2004 139 c.
20. Лобин А. М. К вопросу о характеристике исторического дискурса //ИзвестияСаратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2012. № 3/том12. С. 83-90.
21. Литературный процесс 80-90х гг. 2012. Всемирное наследие литературы, истории, живописи URL: http://www.nitpa.org/literaturnyj-process-80-90-x-gg/(дата обращения: 11.06.2016)
22. Маркова Д.А. Постмодернистский исторический дискурс русской литературы рубежа XX - XXI веков и его истоки: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Москва, 2004 174 c.
23. Мароши В.В. Современный отечественный литературный процесс: роль института издателей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030901.65 "Издательское дело и редактирование": Москва, 2008 137, [3] с.
24. Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом / А. Ранчин // Новое лит. обозрение. - 2004. - № 67 - С. 235-266.
25. Скороденко В. Английский детектив в трех лицах [Предисловие к сборнику “Английский детектив”] Текст дается по изданию: Сноу Чарльз П., Грин Гр., Френсис Д. Английский детектив. Сост. В.Коткина; Вступ. ст. В.Скороденко. — М.: Правда, 1983, с. 3-16.
26. Смирнов Ю.И., Смолицкий В. Г. Добрыня Никитич и Алеша Попович. — М.: Наука, 1974. — 448 с. ФЭБ URL: http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/dna/dna-343-.htm?cmd=2(дата обращения: 24.01.2016)
27. Сорочан А.Ю Формы репрезентации истории в русской прозе XIX в.: диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 : Тверь, 2008, 400 с.
28. Сорокина Т.Е. Художественная историософия современного русского романа : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Сорокина Татьяна Евгеньевна; Краснодар, 2011.- 475 с.
29. Трускова Е.А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 : Челябинск, 2012.- 160 с.
30. Чупринин С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. Русская литература сегодня : Время, Москва, 2007, 871с.