Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников умения управлять поведением партнера

Работа №81972

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЕРА 6
Проблема формирования у младших школьников умения управлять поведением партнера в психолого-педагогических исследованиях 6
Возрастные особенности взаимодействия младших школьников со сверстниками 11
Деятельность учителя по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера во внеурочной деятельности 17
Выводы по первой главе… 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЕРА 27
Цель, задачи и методы эксперимента 27
Анализ результатов экспериментальной работы 31
Программа внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера 34
Выводы по второй главе… 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 114


Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам одной из важных задач образования школьников считается формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным этапом школьного детства. Большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка определяются высокой сензитивностью этого возрастного периода. Характер учебной деятельности обуславливает основные достижения этого возраста, которые являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Межличностные взаимоотношения детей со сверстниками достаточно подробно изучались такими учеными, как: В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам.
В этой связи актуальной является проблема исследования формирования у младших школьников умения управлять поведением партнера.
Анализ научных исследований и опыта педагогической деятельности свидетельствует о том, что решение проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников сопровождается противоречиями:
– с одной стороны, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность младших школьников как обязательную, а с другой стороны, недостаточно методических материалов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности;
– с одной стороны, у младших школьников существует потребность в общении со сверстниками, а с другой стороны, учителями начальных классов уделяется недостаточное внимание формированию данных умений.
Проблема исследования: каким образом эффективно организовать процесс формирования у младших школьников умения управлять поведением партнера во внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования у младших школьников умения управлять поведением партнера во внеурочной деятельности для разработки программы по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера.
Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников умения управлять поведением партнера во внеурочной деятельности.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования у младших школьников умения управлять поведением партнера во внеурочной деятельности в психолого- педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть возрастные особенности взаимодействия младших школьников со сверстниками.
3. Проанализировать деятельность учителя по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера во внеурочной деятельности.
4. Экспериментально изучить уровень сформированности у младших школьников умения управлять поведением партнера.
5. Разработать программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера.
Методы исследования:
– анализ литературы;
– констатирующий эксперимент
База исследования: МКОУ Боровская средняя общеобразовательная школа Челябинской области.
Практическая значимость: программа внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера может быть использована учителями начальных классов.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Проанализировав научную и учебно-методическую литературу, мы выяснили, что:
– теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.).
– учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.
– в числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
В широком смысле термин «поведение» обозначает систему взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой [22].
При анализе возрастных особенностей взаимодействия младших школьников со сверстниками мы выяснили, что: взаимодействия детей со сверстниками более частные, интенсивные и эмоционально окрашенные по сравнению со взаимодействиями со взрослыми; в младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов; для детей младшего школьного возраста более привлекательны общительные дети с богатой фантазией, выразительной мимикой, привлекательные внешне, хорошо успевающие сверстники; социальная перцепция младших школьников отличается ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки; к концу младшего школьного возраста формирующиеся дружеские связи основываются не на ситуативных факторах, а на симпатиях; межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для младшего школьника, и от того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности.
Изучив деятельность учителя по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера, мы выяснили, что:
Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.
Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться [8].
Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.
Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия являются неотъемлемым компонентом в развитии личности ребенка.
В результате экспериментальной работы нами было установлено, что:
– большинство испытуемых (42,9%) демонстрируют низкий уровень учета позиции собеседника: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора, соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной;
– у многих детей (28,6%) при совместно принятом решении и взаимном контроле затруднен самоконтроль каждого из партнёров, помощь оказывается в виде критических замечаний.
На основании данных, полученных в ходе исследования, нами была разработана программа внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения управлять поведением партнера.



1. Агеев, В.В. Психологические условия организации совместных учебных действий школьников [текст]/В.В.Агеев. – М.:МГУ, 2008. – 229 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [текст]/Г.М. Андреева. – М.:
«Аспект Пресс», 1997 – 376 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология [текст]/Е.В.Андриенко. – М.: Изд. Центра «Академия», 2000 – 264 с.
4. Анохина, Т. А. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [текст]/Т.А. Анохина // Новые ценности образования: забота поддержка – консультирование. – Вып.6. – М.: Инноватор, 2006. – С. 71 – 88.
5. Артемова, Л.В. театрализованные игры дошкольников [текст]/ Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 2014. – 216 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [текст]/ Л.И. Божович – М., 2005 – 35 с.
7. Бубнова, О.Б. Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики//Воспитание школьников [текст]/ О.Б. Бубнова. – 2012. – №4. – С. 51–57.
8. Буева, Л.П .Человек: деятельность и общение [текст]/ Л.П. Буева. – М: «Смысл», 1978 – 388 с.
9. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учебное пособие[текст]/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. – 226 с.
10. Вальд, Н.Н. Особенности общения детей разного возраста [текст]/ Н.Н.Вальд //Педагогика. – 2007. – С. 51-57.
11. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения [текст]/ А.Б. Воронцов – М.: Русская энциклопедия, 2012. – 360 с.
12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [текст]/ М., 2006 – 64 с.
13. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника [текст]/ О.С. Газман// Педагогика. – 2012. – №6. – С.60–64.
14. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема[текст]/ Н.Ф. Голованова. – СПб: Специальная литература, 2011. – 192 с.
15. Головин, С.Ю. Словарь психолога – практика [текст]/ С.Ю.Головин.-Мн.: «Харвест», 2001 – 798 с.
16. Гузман, РЛ. Роль совместной деятельности в решении учебных задач [текст]/ Р.Л.Гузман// Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 133–136.
17. Гуцу, Е.В., Кочетова, Е.В. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников [текст]/ Е.В. Гуцу, Е.В. Кочетова//Современная наука и образование. – 2012. – №6. – С.21–28.
18. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие [текст]/ М.Г. Ермолаева. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 109 с.
19. Жамкочьян, М.А. Личность в современной школе [текст]/М.А.Жамокчьян // Знание – сила. – 2014. – № 4. – С. 11–14.
20. Карпенко, Л.А., Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Краткий психологический словарь [текст]/ Л.А. Карпенко. – М.:Феникс, Ростов-на- Дону, 1998 – 235 с.
21. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника[текст]/Л.В. Ковинько. – М.: Академия, 2008. – 206 с.
22. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [текст]/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Просвещение, 2004 – 256 с.
23. Коломинский, Я.Л. Социальная психология и взаимоотношения в малых группах [текст]/ Я.Л.Коломинский. – М.:СОЦИС, 2008. – 276 с.
24. Леонтьев, А.А. Психология общения [текст]/ А.А. Леонтьев. – М.:
«Смысл», 1999 – 365 с.
25. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя [текст]/ В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 147 с.
26. Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С. – Психология младшего школьника [текст]/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.:Академия, 2009. – 319 с.
27. Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [текст]/ Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 254с.
28. Мид, Дж. Американская социологическая мысль [текст]/ Дж. Мид. – М.: Прайм, 2009. – 245 с.
29. Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка [текст]/ В.С. Мухина// Психологический журнал, – 2013. – №2. – С.28–31.
30. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа». – 2012. –№10. – С.6–12.
31. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения [текст]/ Б.Д. Парыгин. – СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2009–301 с.
32. Пестерева, О.А. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства [текст]/О.А. Пестерова.– Улан-Удэ, 2006. – 24 с.
33. Практическая психология образования [текст]/Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб: Речь, 2004. – 376 с.
34. Рамазанова, Э.А. Развитие конструктивного общения младших школьников со сверстниками в образовательном процессе [текст]/ Э.А.Рамазанова//Молодой ученый. – 2013. –№1. – С. 5–9.
35. Раттер, М. Помощь трудным детям [текст]/ М.Раттер. – М.: Просвещение, 2007. – 316 с.
36. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [текст]/ Т.А. Репина //Мир психологии. – 2013. – №4. – С. 61–64.
37. Рогов, Е.И. Психология общения [текст]/Е.И. Рогов. – М:«Академия», 2003 – 336 с.
38. Самохвалова, Г.А. Коммуникативные трудности ребенка [текст]/Г.А. Самохвалова. – М.:Просвещение, 2010. – 340 с.
39. Станкин, М.И. Психология общения [текст]/М.И. Станкин. – М.: Издательство Московского психолого–социального института, 2003 – 336 с.
40. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия [текст]/ С.С. Степанов. – М.: Эксмо, 2005 – 204 с.
41. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [текст]/Г.А. Цукерман – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.
42. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [текст]/Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 544 с.
43. Якобсон,С.Г., Буадзе, К.Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей [текст]/С.Г. Якобсон, К.Ф. Буадзе // Вопросы психологии. – 2008. № 6. – С.31–37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ