Введение 3
Глава 1. Анализ и совершенствование системы повышения квалификации сотрудников промышленного предприятия
1.1. Значение и задачи повышения квалификации сотрудников
1.2. Формы осуществления повышения квалификации сотрудников
1.3. Этапы системы квалификации сотрудников 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Анализ и совершенствование системы повышения
квалификации базы исследования
2.1. Анализ внутренней среды АО «ЮАИЗ» 20
2.2. Анализ кадрового состава предприятия 26
2.3. Организация системы повышения квалификации
сотрудников АО «ЮАИЗ» и меры по ее совершенствованию
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Глоссарий 61
Список используемой литературы
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время повышение квалификации сотрудников для большинства российских организаций приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях динамично развивающегося рынка, предъявляет высокие требования к уровню квалификации, знаниям и навыкам сотрудников, ведь те знания, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.) что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки сотрудников к постоянным изменениям. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения сотрудников актуальна для многих компаний. Несмотря на многообразие представлений о процессе повышения потенциала и квалификации сотрудников, практически все исследователи отмечают то, что нет единой действенной системы повышения квалификации, существуют лишь различные приемы и методы для этого. Каждая организация - это уникальный по своей структуре и специфике, живой организм, который живет своей жизнью и постоянно изменяется. Поэтому невозможно создать одну единую систему, которая могла бы удовлетворить, в полной мере, потребности в обучении всех существующих, в данный момент, предприятий. Система обучения должна создаваться индивидуально для каждой организации с учетом всех требований и целей компании, в зависимости от специфики предприятия и её структуры. В связи с этим для руководителей предприятий особенно важным становится умение переосмысливать свой управленческий опыт и преодолевать собственные стереотипные представления о максимальном использовании потенциала и профессионализме трудового поведения сотрудников. Актуальность предмета исследования послужило выбору темы выпускной квалификационной работы «Оптимизация системы повышения квалификации сотрудников в организации сферы услуг».
Степень разработанности темы исследования. В работах как зарубежных, так и отечественных авторов, исследованы общие вопросы, проблем повышения профессиональных качеств сотрудников предприятия. Так в трудах таких авторов как М.Х. Мескон, М.Г. Рогов, С.В. Смирнов, П.И. Третьяков рассмотрены вопросы необходимости руководства повышать профессионализм трудовых ресурсов предприятия. Другие ученые считают повышение потенциала сотрудников составной частью руководства (М.М. Поташник), методом руководства (С.Д. Резник), процессом создания стимулов к труду (Б.М. Генкин).
Цель исследования - разработать меры по оптимизации системы повышения квалификации сотрудников предприятия.
Объект исследования - совершенствование системы повышения квалификации промышленного предприятия.
Предмет исследования - система повышения квалификации сотрудников.
В рамках поставленной цели нами решены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать значение и задачи повышения квалификации сотрудников
2. Проанализировать формы осуществления повышения квалификации сотрудников
3. Изучить этапы системы квалификации сотрудников.
4. Проанализировать внутреннюю среду АО «ЮАИЗ».
5. Провести анализ кадрового состава предприятия
6. Исследовать организацию системы повышения квалификации сотрудников АО «ЮАИЗ» и разработать меры по ее совершенствованию
Теоретико - методологической базой исследования служат труды отечественных специалистов в области повышения квалификации сотрудников российских предприятий. Методическая основа проявляется в широком спектре теоретических и методических периодических изданий.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в положительном экономическом и организационном эффекте от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию повышение квалификации.
Методы исследования в ВКР составляют системный анализ (для разработки проектных мероприятий по совершенствованию повышение квалификации предприятия), метод расчленения (для изучения работы отдельных структурных подразделений предприятия), метод анализа и измерения (для диагностики финансового состояния базы исследования), метод сравнения, метод моделирования.
База исследования - АО «ЮАИЗ». Адрес базы исследования: Почтовый индекс 457040. Челябинская область, город Южноуральск улица Заводская, дом. 1.
Основным видом деятельности является: производство фарфоровых и стеклянных изоляторов.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой.
Во введении обосновывается актуальность работы, определены цели, задачи, объект и предмет. В первой главе рассмотрены основные теоретические понятия и принципы построения повышение квалификации персонала, краткая характеристика уже существующих типов повышения квалификации и их особенности, а также исследуется проблема совершенствования повышение квалификации персонала. Во второй главе проведено исследование повышение квалификации персонала предприятия АО «ЮАИЗ». Рассмотрена кадровая составляющая структурного подразделения, проведен анализ системы повышение квалификации. В окончании второй главы разработан проект по совершенствованию повышение квалификации персонала предприятия АО «ЮАИЗ». Оценена эффективность предлагаемых мер по совершенствованию повышение квалификации персонала. В заключении были подведены итоги выполнения выпускной квалификационной работы и сделаны выводы.
Теоретической и эмпирической базой исследования выпускной квалификационной работы являются:
• финансовая отчетность и нормативная документация предприятия АО «ЮАИЗ»;
• учебная и периодическая литература (учебные пособия,
специальная научно-экономическая литература, монографии, публицистические и справочные пособия).
В ходе работы были достигнуты следующие цели:
1. Были изучены современные системы и методы повышения квалификации сотрудников. Для достижения этой цели были использованы труды многих отечественных и зарубежных ученых, рассмотрены статьи и учебные пособия.
2. Были изучены структура показатели развития АО «ЮАИЗ». Разработана система повышения квалификации сотрудников на предприятии.
3. Разработанная система была использована на практике. После чего был произведен расчет эффективности программы.
Целью обучения сотрудников является предоставление возможности сотрудникам организации получения необходимых знаний и навыков для решения поставленных перед ними задач, повышения профессионального уровня и развития, необходимых в работе деловых качеств. План и бюджет обучения должны составляться и утверждаться ежегодно с учетом целей и задач, стоящих перед подразделениями и сотрудниками организации. Предприятие АО «ЮАИЗ» должно применять при обучении сотрудников различные виды, способы и формы обучения в зависимости от их целесообразности и эффективности. Должен проводиться регулярный мониторинг, оценка качества и эффективности учебных программ. При инвестировании средств АО «ЮАИЗ» в обучение сотрудников, организация и сотрудник должны договариваться о взаимных гарантиях на основе соглашения. Также в компании должны создаваться возможности для самообучения сотрудников
Большинством отечественных аналитиков-специалистов в сфере менеджмента, подтверждается тезис о том, что в настоящее время проблема повышения квалификации очень актуальна, поскольку от уровня квалификации сотрудников зависит эффективность деятельности организации и степень достижения ее целей. Знания, умения, трудовые навыки сотрудников фирмы становятся все более важным стратегическим ресурсом по сравнению с финансовым и производственным ресурсами. В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. По мнению и данным экономистов квалификация рабочих морально устаревает через каждые 10 лет, а потому каждая организация должна поддерживать соответствие между требованиями современного бизнеса и квалификацией кадров. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на изменения в стране и на денежном рынке, усилить в рыночной деятельности элементы стабильности, солидности, репрезентативности и трезвого расчета. В области проблем квалификации сотрудников отмечено отсутствие единой интегрированной системы обучения руководства и сотрудников компании без отрыва от коммерческой деятельности.
В данной практической работе был произведен разбор построения системы обучения на предприятии АО «ЮАИЗ». Основные задачи выполнены и цель достигнута - создана система обучения на предприятии, выявлены возможности и угрозы со стороны внутренних и внешних факторов предприятия, разработан план проведения обучения и определены методы расчета его эффективности.
Таким образом, выбор такого варианта развития фирмы позволяет достигнуть запланированных уровней, как объемов продаж, так и прибыли. Значит, этот вариант развития можно выбрать как приоритетный.
1. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования [Текст]. М.: Экономика, 2010, с. 254
2. Батьковский А., Попов С. «Приемы мотивации к труду и профессиональному росту» [Текст] // Проблемы теории и практики управления 2009 г. №2.
3. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы [Текст] / перевод с английского, М.: Инфра-М, 2007, 280 с.
4. Воронина Л. «Смотрите кто пришел...» [Текст] // Управление персоналом №1, 2015.
5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер [Текст]. М.: Дело, 2011. 240с.
6. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент сотрудников [Текст] / учебное пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010., с. 450
7. Глазл Ф. Предприятие будущего [Текст]. - Калуга: Духовное познание, 1997. 220 с.
8. Голушко А. «Замысловатый мотив» [Текст] // Управление персоналом 2011 г. №3.
9. Емельянов А.Л. Уровни профессионализма в управленческой деятельности [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом. 2008 №5 (94).
10. Карпов А.В. Психология менеджмента [Текст] / учебное пособие, М.: Гардирика, 2009, с. 438
11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации [Текст]: учебник, М.: Инфра-М, 2011, с. 395
12. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом [Текст], - М.: ТЕИС, 2014.- 88 с.
13. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст]. -М.:Дело, 2012. - с.8-67, 147-264, 307-335.
14. Круглов М.И. «Структура управления коллективом» [Текст], Москва, «Русская деловая литература», 2010., с. 515
15. Лукьянова Т.Н., Убиенных Т.Н., Эйдельман Я.Л. Культурные детерминанты отношения к труду [Текст]// Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Academia, 2011. с. 295
16. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]. М.: Инфра-М, 1999 г., 295 стр.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджемента» [Текст], М.: «Дело», 2009., с. 875
18. Мильнер Е.Г. Теория организации [Текст] / учебник 2-е изд., М.: Инфра-М, 2010, с. 586
19. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом [Текст]. Учебник. М.: Финстатинформ, 2010, с. 735
20. Паркинсон С., Рустомжи М., «Искусство управления» [Текст]: пер. с англ., Москва, «ФАИР-ПРЕСС», 2011 г. с. 456
21. Патрик Фосис, «30 минут для овладения методами мотивации сотрудников» [Текст], Москва, изд. «Лори», 2011 г., стр. 129
22. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации [Текст] / учебник, М.: Аспект-Пресс, 2009, с. 397
23. Сарно А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений [Текст]. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского ун-та экономики и финансов, 2011. - с 190
24. Семенов А.К. Современный менеджмент [Текст]. Курс лекций. Волгоград: Истра. 2009
25. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации [Текст]. Учебник. М.: ИНФРА_М, 2009
26. Старобинский Э.Е. Как управлять. [Текст] М.: Бизнес-школа, «Интел-Синтез», 2011.
27. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство [Текст] учебное пособие, М.: Инфра-М. 2008. С. 562
28. Супрунова Е.В. Место и роль человеческого капитала в развитии сотрудников службы сервиса в условиях социальной рыночной экономики [Текст] // история управленческой мысли и бизнеса: Научные труды IV международной конференции, М.: МГУ, ТЕИС, 2010, с. 320
29. Тарасов В.К. Персонал - технология, отбор и подготовка менеджеров [Текст], Санкт-Петербург, «Питер», 2008, с. 590
30. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента, М.: норма [Текст], 2010, с. 410
31. Трифильцева Н.П. Мы все учились понемногу [Текст] // Управление организацией №8. 2011.
32. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента [Текст]: учебно-практическое пособие. 2-е издание переработ. и доп. М.: АО «Бизнес- школа» «Интел-Синтез». 2010
33. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента [Текст]. М.: Инфра-М. 2009
34. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты [Текст]. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. 2009
35. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом [Текст]: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.- 446 с.
36. Чечулин А. В., Решетников М.М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и современной России [Текст]. - СПб.: Изд-во ''Синтез-Полиграф'', 2006.
37. Шапиро А.С. Управление персоналом в современных организациях [Текст]. - М.: Гросс Медиа, 2010.
38. Шекшня С.В. Управление персоналом современного предприятия сервиса [Текст], М.: Вымпел, 2009, с. 280
39. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера.
Управленческая антропология [Текст]. М.: Дом педагогики, 2009, с. 314с