ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
1.1 Нормативная основа внеурочной деятельности 4
1.2 Направления, формы и методы патриотического воспитания школьников
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ: 21
ГЛАВА II: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 22
2.1 Литературное чтение как программа внеурочной деятельности 22
2.2 Организация экспериментальной базы 35
2.3 Содержательная модель внеурочной деятельности по литературному
чтению в третьем классе 37
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основным компонентом воспитательного процесса в современной российской школе является основание патриотизма и культуры межнациональных отношений, имеющих колоссальное значение в социально-гражданском и внутреннем развитии личности ученика. Большинство мыслителей и педагогов прошлого, раскрыв роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указали на его (патриотизма) многогранное развивающее влияние. К примеру, К. Д. Ушинский полагал, что патриотизм представляет собой не только важную задачу воспитания, но и мощное педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
Отмечается в обществе дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами, которые становятся повсеместным явлением. В связи с этим акцент в воспитании патриотического отношения, как качество личности, подтверждается на государственном уровне.
Актуальность: заключается в том, что патриотическое воспитание младших школьников обозначено ФГОС Таким образом воспитание патриотизма - важнейшая педагогическая задача нашего времени. Значимость изучения проблемы патриотического воспитания школьников определяется сегодня и 75 - летием Великой Победы в Великой Отечественной Войне.
Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Предмет исследования: возможности внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа документов в области образования, научной и учебно - методической литературы раскрыть сущность и задачи патриотического воспитания младших школьников.
2. Рассмотреть возможности различных форм внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
3. Разработать цикл занятий по программе внеурочной деятельности в области патриотического воспитания младших школьников по литературному чтению.
Методы исследования:
• Анализ психолого - педагогической и методической литературы;
• Анализ нормативной основы внеурочной деятельности.
База исследования: МАОУ «СОШ №6 имени Зои Космодемьянской» г.Челябинска. Учащиеся 3 «А» класса.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Внеурочная работа — это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников.
Выделяют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическое направление, научно-познавательное направление, социальное направление, военно-патриотическое, техническое направление.
Одним из видов деятельности в социальном направлении является патриотическое развитие. Под патриотизмом можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Исходя из педагогического подхода, а именно, что патриотизм - это высокое патриотическое сознание, гражданский долг по защите интересов Родины, чувство верности своему Отечеству. В общем смысле определение патриотизма подразумевает формирование личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.
Для построения программ по внеурочной деятельности школьников по патриотическому воспитанию необходимо основываться на следующих принципах:
• «позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста ,
• непрерывность и преемственность педагогического процесса,
• дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов,
• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок,
• деятельностный подход,
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Таким образом, внеурочная деятельность по литературному чтению, в рамках которого будет проводиться воспитание патриотизма младших школьников, предполагает взаимодействие детей в группе. Эта работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учит руководить и самому выполнять распоряжения других.
Цель и задачи, которые нам были поставлены - выполнены.
1. «Закон Российской Федерации об образовании» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - М., 2013. - 79 с.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис - пресс, 2002. - 224 с.
3. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. - С. 46-65.
4. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
5. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [текст] / С.А. Алиева // Начальная школа. - 2017. - № 9. - С. 17-20.
6. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. - М., 1999. - С. 314-315.
7. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №12. - С. 27-28.
8. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
9. Видякин Военно-патриотическое воспитание в школе / Видякин. - М.: Учитель, 2019. - 308 с.
10. Врублевская Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2016. - № 5. - С. 214 - 216.
11. Вульфов В.З., Поташник М.М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы». М. «Просвещение». 1983. С- 14¬18.
12. Готокович Я. А. «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». // М. «Просвещение» 2015, С - 72-75.
13. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2018. - 696 с.
14. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2002. - №3-4. - 14-19 с.
15. Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования.Методическок пособие ФГОС 15г.. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 764 с.
16. Жиренко, О.Е., Лапина, Е.В., Киселева, Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы.
17. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе. - М. - 1980. - С. 152.
18. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 35-43.
19. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Гос. служба. - 2016. №2. - С. 119-127.
20. Кутьев В.О. «Внеурочная деятельность школьников». // М. «Просвещение». 2018, С- 72-75.
21. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. - 2015. - № 6. - С. 6-11.
22. Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М.: ВАКО, 2020. - 164 c
23. Пушкарева М.Д. «Внеклассная работа по литературе в школе». // М. Издательство «Академия». 2015, С - 48-54.
24. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения». // М.
«Просвещение». 1991, С - 44-65.
25. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.:
Просвещение. -1991. - С. 44-65.
26. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
27. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». // М. «Просвещение», 1964, С - 24-29.
28. Сластенин В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности». М. 2016, С - 56-74.
29. Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы». // М. 2002, С - 47-48.
30. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 496с.
31. Соловьева, Е. В. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко. - М.: Дрофа, 2010. - 208 с.
32. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. - Ростов н/д: Феникс, 2014. - 636 с.
33. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978, с. 4-10.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
35. Я - гражданин своего города, своей страны. 1-4 классы. Комплексные программы духовно-нравственного воспитания. - М.: Учитель, 2015. - 92 с.