ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6
1.1. Сущность и содержание внеурочной деятельности младших
школьников 6
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших
школьников при изучении окружающего мира 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 21
2.1. Кружковая работа как форма организации внеурочной
деятельности младших школьников при изучении окружающего мира 21
2.2. Организация, ход и результаты педагогического эксперимента 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
В осуществлении социально -экономических, культурных и духовных преобразований современной России особенное место отводится школе. На данном этапе работы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения со значительным нравственным и интеллектуальным потенциалом. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невыполнимо без дополнительной и обязательной учебной программной деятельности. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьного образования, особое место отводится внеурочной деятельности, которая в свою очередь, связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что в значительной мере реализуется во внеурочной деятельности.
Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе.
Современные подходы ученых-педагогов к проблеме учения, воспитания и развития школьника во внеурочной деятельности представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и других.
Содержанием внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира занимались такие педагоги, как Г. Н. Аквилева, А. А. Голунова, О. И. Баранцева и др.
Актуальность данной проблемы в современном образовании подвела нас к выбору темы выпускной квалификационной работы «Организация внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира».
Объект исследования: - внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: - организация внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
Цель исследования: - проанализировать особенности внеурочной деятельности в начальной школе и разработать цикл воспитательных мероприятий по окружающему миру.
Гипотеза исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира будет эффективной, если использовать работу в форме кружка и проектные виды работы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого -педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность и содержание внеурочной деятельности младших школьников.
3. Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
4. Изучить возможности внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
5. Провести экспериментальную работу по организации внеурочной деятельности при изучении окружающего мира.
Методы исследования: анализ научно -методической литературы, наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе, беседа, изучение работ школьников, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования: - разработаны методические рекомендации по организации внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира, которые могут быть использованы учителями начальной школы и студентами во время педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложений.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологически благоприятных условий жизни на земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологическом образовании будущих поколений. Улучшить ситуацию можно за счет целенаправленной и систематической деятельности в этом направлении высококвалифицированных, грамотных педагогов, вооруженных помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологических знаний как части общей культуры человека.
Общеизвестно, что эффективность образования находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе в настоящее время психологи, учителя практики пытаются найти наиболее эффективные методы и технологии.
Организация внеурочной деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Важное отличие учащихся, способных принимать участие во внеурочной работе - наличие у них потребности узнавать новое об окружающей природе.
Изучение литературы, анализ и общение собранных по проблеме материалов позволили определить теоретические основы организации внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
Был проведен педагогический эксперимент.
На констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика уровня развития экологических знаний учащихся 4 «А» класса, который показал, что у большинства учащихся экологические знания находятся на довольно низком уровне, несмотря на активную работу по экологическому образованию в школах.
На формирующем этапе эксперимента был разработан план кружка для учащихся 4-го класса «На защите окружающей среды». Содержание 47
занятий кружка направлено на повышение уровня экологических знаний, т.е на воспитание гуманного отношения к природе, на сохранение и укрепление здоровья учащихся во внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
Контрольный срез, проведенный после окончания формирующего этапа эксперимента, подтвердил эффективность разработанного кружка «На защите окружающей среды». Данные контрольного среза показали, что использование проектной деятельности в кружковой внеурочной работе при изучении окружающего мира способствует расширению экологических знаний учащихся. Это объясняется тем, прежде всего тем, что в проектной деятельности органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой, усвоение становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что работа в форме кружка, с использованием проектной деятельности, является наиболее эффективным способом организации внеурочной деятельности младших школьников, направленных на изучение окружающего мира.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
В результате работы нами разработаны рекомендации по эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира:
1. В целях формирования экологического знания учащихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом экологических вопросов в соответствии с содержанием образования.
2. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира. Внедрять во внеурочный процесс различные формы внеурочной деятельности.
3. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по организации внеурочной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
4. Использовать проектную деятельность в кружковой внеурочной работе при изучении окружающего мира.
1. Александрова Л. М., Берзина Р. Ф., Гайсина Р. С., Петрова Т.И.,
Синдикова Г. М. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование» - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. - 124 с.
2. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие. - М.: Владос, 2006. - 240 с.
3. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 81¬83.
4. Барышникова Г.Б. Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2013. - №12. - С. 76-78.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: «Питер», 2000. - 304 с.
6. Борзова Н. В Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование», 2000. - 120 с.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.
8. Ганорьев Д.В., П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор (Стандарты второго поколения): пособие для учителя. - 3-е издание. - М.: «Просвещение», 2013. - 22 с.
9. Гладилина М.И., Лифинцева Н.И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах // Начальная школа. - 2009. - №8. - С. 66-70.
10. Голунова А.А. Подготовка будущего учителя к внеурочной деятельности по предмету как фактор формирования профессиональной компетентности. - Оренбург: «ОГУ», 2006. - 113 с.
11. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. - М.: «Просвещение», 2010. - 321 с.
12. Григорьева Е.В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром // Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 103-105.
13. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: Учеб. пос. для студентов вузов. - М.: Владос, 2008. - 260 с.
14. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. - 23 с.
15. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - С. 15-26.
16. Казаренков В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 96 с.
17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2007. - 240 с.
18. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2009. - 287 с.
19. Кондакова М. И., Вишнякова А.С. Краткий педагогический словарь. - М.: Логос, 2008. - 357 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка. - М.: Логос, 2007. - 423 с.
21. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний: Организация досуговой деятельности младших школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 1 - 4 классы. - М.: «Академия», 2009. - 189 с.
22. Коваленко Л. В. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Учеб. пособие. - М.: Слово, 2002. - 120 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
24. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» : Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: «Академия», 2007. - 312 с.
25. Кондакова A.M. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: «Наука», 2010. - 192 с.
26. Круглова Т. Ф. Совершенствование внеклассной и внешкольной работы по воспитанию разносторонней личности через целевые школьные проекты. - М.: Логос, 2002. - 52 с.
27. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. - М.: «Наука», 2003. - 223 с.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов н/Д: «Академия», 2002. - 146 с.
29. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: «Педагогическое общество России», 2010. - 219 с.
30. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2012. - 259 с.
31. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - М.: «Знание», 2002. - 168 с.
32. Мусакаев М.Б., Ермолаев А.П. и др. Направления и формы внеклассной работы // Специалист. - 2007. - №. 8. - С. 14-15.
33. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 336 с.
34. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. - М.: «Наука», 2002. - 86 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.:
«Академия», 2006. - 173 с.
36. Папорков М.А. Учебно -опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 2005. - 255 с.
37. Пакулов В. М. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие. - М.: «Просвещение», 2006. - 240 с.
38. Петросова Р. А. Естествознание и экологическое воспитание в начальной школе : учеб. пособие. - М.: «Слово», 2000. - 124 с.
39. Плешаков А. А. Окружающий мир : учебник для 1 класса начальной школы. - Ч. 1-2. - М.: «Просвещение», 2007. - 114 с.
40. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - Кн.2: Процесс воспитания. - М.: «Просвещение», 2010. - 256 с.
41. Подъякова Н.Н., Сохина Ф.А. Умственное воспитание детей в начальной школе. - М.: «Академия», 2008. - 191 с.
42. Попова И.Н Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 6. - С. 225-226.
43. Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения
ФГОС ОО: целевые установки и организационные формы //
Администратор образования. - 2012. - № 20. - С. 75-84.
44. Романова О.Н. Внеурочная деятельность в вопросах и ответах // Практика административной работы в школе. - М.: «Академия», 2012. - 15 с.
45. Руднев Н. А. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. - С. 2-6.
46. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник Московского университетата культуры и искусств. - 2003 - № 1. - С. 76-85.
47. Сухаревская Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. - М.: «Академия», 2003. - 68 с.
48. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - М.: Владос, 2007. - 112 с.
49. Ульянова И. В. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции «Формирование жизненных ориентаций учащихся» // Воспитание школьников. - 2012. - № 1. - С. 16 - 25.
50. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников // Теория и методика внеурочной работы. - 2000. - № 3. - 63 с.
51. Шабородова Ю. Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности // Классный руководитель. - 2002. - № 6. - С.111-113.
52. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: «Просвещение», 2011. - 142 с.