ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 15
1.3 Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей 22
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Целеполагание и организация исследования 28
2.2 Тематическое планирование внеурочной деятельности, направленное на развитие творческих способностей младших школьников 37
2.3 Анализ результатов работы по итогам осуществленного
педагогического эксперимента 41
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСКО ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном мире важно не только быстро находить пути решения из сложившихся ситуаций, но и предлагать необычные, кардинально новые пути решения для того, чтобы быть конкурентоспособным. Обществу нужны люди, которые умеют мыслить и действовать нестандартно, подходить к любому делу творчески. Школа является платформой для закладывания определенных навыков, умений, способностей, обучающихся к дальнейшей жизни в обществе. Именно поэтому, школа должна прореагировать на изменения, происходящие в обществе.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), современная школа должна ориентироваться на всестороннее развитие личности, которая подразумевает под собой необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности. Одним из направлений основной образовательной программы начального общего образования является развитие творческих способностей. К окончанию начальной школы, обучающиеся должны творчески подходить к решению задач, сформировать наличие мотивации к творческому труду [13].
По данным психологов, с возрастом потенциал творческой активности снижается, если в младшем школьном возрасте 36 % детей можно наблюдать с творческим потенциалом, то у взрослых данный процент снижается до 2 % [30]. Именно поэтому важно развивать творческие способности в данном возрасте.
Вопросы развития творческих способностей исследуются в педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Особенности организации творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, исследовали Т. В. Андреева, А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. В. Дистервег, A. Н. Леонтьев, П. Торренс и др. Вопросы творческой активности личности во внеурочной деятельности рассматривались в исследованиях отечественных ученых: П. Р. Атутова, В. И. Андреевой, Л. С. Выготского, B. Н. Дружинина, И. В. Дубровиной, М. В. Колосовой, Б. М. Теплова и др.
Однако, невзирая на большой интерес к этой проблеме со стороны исследователей, практическое воплощение в психолого-педагогическую практику мыслей и убеждений выше названных ученых остается пока что незначительной тенденцией, которая наблюдается лишь на базе экспериментальных площадок, педагогических центров. Таким образом, в педагогической практике порождается ряд противоречий, одно из которых между потенциальными развивающими возможностями внеурочной деятельности и ее реализации традиционными формами и методами обучения, не позволяющими в полной мере раскрыть творческий потенциал и развить творческие умения младшего школьника.
Проблема исследования: какова роль внеурочной деятельности в развитии у младших школьников творческих способностей?
Тема исследования: «Внеурочная деятельность как средство формирования творческих способностей младших школьников».
Объект исследования: творческие способности младшего школьника.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы развития у младших школьников творческих способностей и разработать тематическое планирование внеурочной деятельности, направленное на развитие творческих способностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников по проблеме исследования рассмотреть понятие «развитие творческих способностей» применительно к детям младшего школьного возраста;
- проанализировать особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать внеурочную деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников;
- экспериментальным путем проверить эффективность тематического планирования, направленного на развитие творческих способностей.
В основу исследования заложена гипотеза: процесс развития творческих способностей младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить тематическое планирование внеурочной деятельности, направленное на развитие творческих способностей.
В процессе написания работы применялись следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ литературных источников по теме работы, синтез и обобщение полученной информации;
- практические: экспериментальная работа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том тематическое планирование может быть использовано в работе учителей начальных классов в рамках организации внеурочной деятельности.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников, состоящий из 34 источников.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно- экспериментальной работы по исследованию развития творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования, были выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности и была доказана их эффективность.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие обобщающие выводы.
Творчество - это деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой- нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Творческие способности - это возможности учащегося создавать личностно либо социально-значимые новые объекты, виды деятельности и т.д.
Младший школьный возраст является наиболее подходящим для развития творческих способностей. В этот возрастной период ребенок лучше усваивает новую информацию, он открыт для знаний и не боится дать волю фантазии и воображению.
Развитие творческих способностей наиболее эффективно во внеурочной деятельности. Здесь ученик не боится допустить ошибку, сказать что-то не то и не так. Внеурочная деятельность предоставляет выбор, свободу действий, в этом ее несомненное преимущество перед учебной деятельностью.
Анализ первичных результатов исследования творческих способностей младших школьников показал, что у учащихся контрольной
группы в целом уровень развития творческих способностей выше, чем у учащихся экспериментальной группы. Так, например, по тесту-игре «Изобретатель» Л. Ю. Субботиной высокий уровень проявления творческих способностей в контрольной группе был выше на 20 %, а низкий уровень имели на 20 % детей меньше. По диагностике Л. Н. Дроздиковой высокий уровень развития творческой самореализации наблюдался на 17 % выше в контрольной группе, средний уровень - на 10 % выше, а низкий уровень был ниже на 27 %.
Данные первого констатирующего этапа свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего этапа опытно - поисковой работы.
В связи с чем, был составлен тематический план внеурочных занятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся.
После проведенного анализа повторных результатов, исследования творческих способностей младших школьников, нами было отмечено, что, в целом, у обучающихся экспериментальной группы уровень развития творческих способностей стал несколько выше, чем у учащихся контрольной группы. Так, например, в группе, где школьники имели возможность участвовать в творческой деятельности (экспериментальная группа) на 30 % увеличилось количество респондентов с высоким уровнем развития творческих способностей, по диагностике Л. Ю. Субботиной. На 10 % увеличилось количество обучающихся со средним уровнем развития творческих способностей. Низкий уровень на контрольном этапе не наблюдался. По диагностике Л. Н. Дроздиковой «Критериальная характеристика творческой самореализации» на 27 % увеличилось
количество респондентов с высоким уровнем творческой самореализации личности. На 6 % увеличилось количество обучающихся со средним уровнем творческой самореализации личности. Низкий уровень творческой самореализации личности в экспериментальной группе, на контрольном этапе, снизился на 23 %.
Данные контрольного этапа свидетельствуют об эффективности нашей работы по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности, актуальности проводимого исследования, целесообразности применяемых приемов и методов. После проведенной работы, в процессе наблюдения за детьми, мы отметили положительную мотивацию к творческой деятельности, самоорганизацию при выполнении творческих заданий, стремление довести работу до конца, получить результат, а также отметили развитие творческих способностей.
1. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») // Консультант Плюс : [сайт]. - 2020. - URL : http :
//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190700.
2. Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. Н. Антилгова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2. - С. 129-133.
3. Барышников, Е. Н Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]/ Е. Н. Барышников; под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 128 с.
4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] / Т. В. Башаева. - Ярославль : Изд-во Оболонского, 2014. - 239 с.
5. Большой психологический словарь [Текст] / [Н. Н. Авдеева и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ, 2009. - 811 с.
6. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : ученое пособие / О. В. Боровик. - Москва : Логос, 2012. - 235 с.
7. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / И. З. Гликман. - Москва : Владос - Пресс, 2003. - 176 с.
8. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников:
Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя /
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с.
9. Дворникова, И. Н. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей [Текст] / И. Н. Дворникова, А. Д. Комакова // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 83-85.
10. Долян, Е. И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития [Текст] / Е. И. Долян // Наука и современность. - 2014. - № 4. - С. 51-58.
11. Дроздикова, Л. Н. Диагностика творческого развития личности [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Дроздикова. - Новосибирск : Изд-во НГУ, 2003. - 44 с.
12. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] : учебное пособие / Л. Б. Ермолова-Томина. - Москва : Академический проект, 2013. - 296 с.
13. Козина, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС [Текст] / Н. В. Козина // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 404-411.
14. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. -
Москва : Наука, 1978. - 127 с.
15. Малый академический словарь [Текст] / Под ред.
А. П. Евгеньевой. - Москва : Полиграфресурсы, 1999. - 702 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология феноменология развития творчества [Текст] : учебное пособие / В. С. Мухина. - Москва : Проспект, 2013. - 456 с.
17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - Москва : Оникс, 2010. - 736 с.
18. Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова [Текст] / Сост. Е. Н. Петрова. - Самара : Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.
19. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / С. В. Погодина. - Москва : Академия, 2013. - 224 с.
20. Прянишин, М. К. Творчество и выражение [Текст] / М. К. Прянишин. - Москва : Дашков и Ко, 2014. - 176 с.
21. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.
22. Савенков, А. И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет [Текст] / А. И. Савенков ; под ред. С. В. Золотарева. - Москва : Дом Федорова, 2016. - 32 с.
23. Савченко, А. С. Работа над развитием творческих способностей младших школьников [Текст] / А. С. Савченко // Модернизация образования: отечественный и зарубежный опыт. - 2017. - № 2. - С. 142-145
24. Сараева, Т. П. Компетентностно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников [Текст] / Т. П. Сараева // Гносеологические аспекты образования. - 2016. - № 2. - С. 375¬379
25. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет [Текст] / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2011. - 191 с.
26. Субботина, Л. Ю. Развитие творчества у детей [Текст] /
Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 2012. - 226 с.
27. Теплов, В. М. Психологические вопросы художественного
восприятия [Текст] / Б. М. Теплов. - Москва : Педагогика, 2007. - 211 с.
28. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Текст] /
Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий: хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - Москва : МГУ, 2000. - С. 8-14.
29. Трунина, Н. И. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности [Текст] / Н. И. Трунина, Ю. А. Низовскина, И. Г. Тимофеева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 31. - С. 63-65.
30. Шишенкова, И. М. Интеграция образования и культуры в рамках кружка по развитию творческих способностей младших школьников [Текст] / И. М. Шешенкова // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2016. - С. 310-314.
31. Утемов, В. В. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества [Текст] : учебное пособие / В. В. Утемов, М. М. Зиновкин, П. М. Горев. - Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
32. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция [Текст] / Д. Н. Ушаков ; под ред. В. В. Семенова. - Москва : Славянский Дом Книги, 2014. - 960 с.
33. Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности [Текст] : учебное пособие / В. П. Ушачев. - Магнитогорск : ЭЛЛИС, 2001.-200 с.
34. Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н. В. Кондратьева // Электронный журнал Концепт.
-2015. - № 9. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.