Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения

Работа №81940

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения
1.1. Феномен ситуативной тревожности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности ситуативной тревожности у детей младших школьников
с нарушениями зрения 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности у младших школьников с нарушениями зрения 18
Глава 2. Организация исследования ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
2.1. Этапы, методы и методики исследования 26
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 32
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности у младших школьников с нарушениями зрения 40
3.2. Анализ эффективности психолого-педагогической программы по коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения 45
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения 50
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения 65


Актуальность исследования. В современном мире главной задачей системы образование является гармоничное развитие детей. Но в каждой ступени образования есть свои препятствия, которые мешают реализации данной задачи. А так как каждый ребенок имеет право на полноценное образование, согласно своим индивидуальным возможностям и интересам, необходимо выявлять эти препятствия и проводить необходимую работу по их устранению. Одним из таких препятствий является тревожность.
Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки. Особенно ярко тревожность проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок переходит из детского сада в школу. У него меняется окружающая среда, ведущий вид деятельности, социальная роль. И не всегда смена привычного образа жизни проходит гладко. Одной из реакций смены привычного образа жизни является тревожность. Тревожность может привести к снижению адаптации, снижению успеваемости в школе.
Адаптация у детей с нарушением зрения проходит сложнее, чем у детей с нормой. Дети с нарушением зрения адаптируются к новым условиям, к новым предметам, к новой социальной среде. Они заново отстраивают свое представление о мире, о самом себе. Поэтому необходимо с самого начала осуществлять контроль над сохранением благополучия ребенка. Выявить уже с самого начала у кого из детей повышенная тревожность, а у кого находиться в допустимой норме. При быстром выявлении психологом высокой тревожности ребенка можно предотвратить нежелательные последствия. Тревожность может стать чертой характера личности, стать причиной неврозов, психологических заболеваний во взрослой жизни.
В настоящее время изучению ситуативной тревожности посвящено большое количество работ (В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, А. М. Прихожан, А. В. Микляева, П. В. Румянцева)
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности у младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования: ситуативная тревожность у младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности младших школьников с нарушением зрения возможно снизится, если разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен ситуативной тревожности в психолого -педагогической литературе.
2. Выявить особенности ситуативной тревожности у младших школьников с нарушением зрения.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушенным зрением
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Разработать и реализовать психолого-педагогическую
коррекцию ситуативной тревожности у младших школьников с нарушенным зрением.
7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
8. Составить рекомендации по коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушенным зрением.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого -
педагогической литературы, моделирование и целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий
эксперименты, тестирование по методикам:
• методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора),
• тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки),
• цветовой тест Люшера.
3. Математико - статистический: критерий Т-Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) № 127 г. Челябинска». Выбрана параллель 3 классов «А», «Б», «В». В трех классах 9 детей с нарушением зрения. Возраст детей от 9 до 11 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Определение тревожности и оптимального уровня тревожности необходимо для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция.
Мы выяснили, что тревожность младших школьников с нарушением зрения может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
При разработке модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушенным зрением мы использовали дерево целей, а также моделирование предстоящей работы. В нашей модели мы выдели в ней 4 блока: диагностический, коррекционный, аналитический и прогностический блоки.
При составлении психолого-педагогической коррекционной программы необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, учитывать индивидуальные особенности дефекта зрения.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы делаем вывод, что наша работа делиться на 3 этапа: поисково-подготовительный, экспериментальный, контрольно-обобщающий.
Также мы дали краткое описание применяемых нами методов и методик, дали определение основным теоретическим понятием. Охарактеризовали взятую нами выборку и проанализировали внутри выборки уровень ситуативной тревожности.
По результатам диагностик видно, что младшие школьники с нарушенным зрением имеют средний или слегка повышенный уровень тревожности. Однако, есть некоторое количество детей, которые имеют высокий уровень тревожности или наоборот низкий уровень тревожности. Все это говорит о том, что в жизни каждого ребенка происходит на данный момент какое-то либо событие, которое заставляет беспокоиться или наоборот холодно относится к тем или иным действиям, поступкам. В результате чего могут сформироваться негативные черты личности такие как постоянное чувство беспокойство, чувство вины или полное его отсутствие, может вызывать неврозы, замкнутость, пониженная самооценка и другие черты личности.
Для коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с нарушением зрения была разработана психолого-педагогическая программа по коррекции. После ее реализации была проведена вторичная диагностика, по результатам которой было выявлено, что общий уровень тревожности детей с нарушением зрения понизился и теперь находится на среднем уровне. Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали Т- критерий Вилкоксона. Итогом расчетов по данному критерию стало то, что интенсивность сдвигов в сторону уменьшения тревожности не превосходит интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения. Что еще раз доказывает, что наша гипотеза исследования подтверждена.
После проведения математической обработки результатов психолого-педагогического исследования нами были составлены рекомендации для родителей и педагогов по коррекции ситуативной тревожности младших школьников с нарушением зрения.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект. - 2010. - 480 с.
2. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников. - 2010. - № 3 - С. 27-30.
3. Андрусенко В.А. Социальный страх. - Свердловск, 2010. - 243 с.
4. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. - 2008. - № 1 - 18 с.
5. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. - 2007. - № 2 - С. 34-38.
6. Астапов В.М., Тревожность у детей учебное пособие / В. М. Астапов. Из-во: ПЭРСЭ, 2010. - 160 с.
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
8. Бодалева А. А., Столина В. В., Общая психодиагностика / Под ред. - М., - 2009. - 440 с.
9. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 2010. - 104 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Воронеж. - 2008. — 352 с.
11. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл. - 2007. - 544 с.
12. Бэнсон П. 900 практических советов родителям и детям / Питер Л. Бэнсон, Джуди Галбрайт, Памела Эспеланд. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2010. — 256 с.
13. Валлон А. Факторы психического развития ребенка. [Текст] учебное пособие / А. Валлон. Изд-во: СПб.: Питер, - 2009. - 512 с.
14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, - 2010. - 159 с.
15. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2009. - 176 с.
16. Ермолаева М.В., Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.: НПО "МОДЭК", 2009. - 336 с.
17. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ - 2010. - 124 с.
18. Зеньковский В.В., Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга - 2009. - 312 с.
19. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз. - 2007. - 224 с.
20. Изард К. Э. Эмоции человека: пер. с англ.: В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб.: Питер. - 2011. - 460 с.
21. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л. - 2012. - 224 с.
22. Козлова Е.В., Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь 2009. - 324 с.
23. Корчак Я. Как любить детей. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 351 с.
24. Костина Л.М., Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2010. - 240 с.
25. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009. - 198 с.
26. Костючек Н.С. Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. школа слепых и слабовидящих. М.: Известия АПН РСФСР. - 2007. - 321 с.
27. Кочубей Б. Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. - 2008. - №11 - С. 25- 30.
28. Кочубей Б. Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. - 2008. - № 9 - С. 34- 41.
29. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012. - 987 с.
30. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия. - 2007. - 432 с.
31. Крюкова С.В., Слободяник Н.П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие - М.: Генезис 2010. - 240 с.
32. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: РОУ. - 2008. - 80 с.
33. Леви Л.А. Нестандартный ребенок. - М.: Знание. - 2009. - 84 с
34. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - СПб - 2008. - 336c.
35. Макшанцева Л.В., Тревожность и возможности ее снижения у детей Психологическая наука и образование 2009. - 282 с.
36. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь. - 2007. - 248 с.
37. Миллер Скотт Психология развития: методы исследования. - СПб.: Питер, 2012. - 404 с.
38. Мухина В. С., Возрастная психология. - М., 2009. - 240 с.
39. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник.— М.: Владос, 2013— 687 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС, дата обращения: 05.04.18
40. Новикова Е. В. Особенности обучения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - М.: Педагогика, 2011. - С. 17- 40.
41. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Основы теоретической
психологии. Учебник. - М.: Академия, 2010. - 528 с.
42. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное
пособие / под. ред. Райгородского, Самара. - 2009. - 672 с.
43. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь. - 2010. - 694 с.
44. Прихожан А. М., Причины, профилактика и преодоление
тревожности "Психологическая наука и образование". 2009. - 135 с.
45. Прихожан А.И. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. - М.: МПСИ. - 2010. - 226 с.
46. Прихожан А. М., Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2е изд. - СПБ.: Питер - 2009. - 192 с.
47. Прихожан А.М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК» - 2010.- 304с.
48. ПрихожанА. М., Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. - М. - 2011. - 178 с.
49. Психологические тесты Под ред. Антипченко В. С. - 2010. - 612 с.
50. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2- е изд., И доп. - М.: ВЛАДОС. - 2009. - 384 с.
51. Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ. ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива» - 2012. - 216 с.
52. Развивающая сказкотерапия. Под ред. Д.Т. Зинкевич- Евстигнеевой.
- СПб.: Речь - 2010. - 168 с.
53. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». - СПб.: Речь - 2012. - 112 с.
54. Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание. Тревога и тревожность. [Текст] учебное пособие./ Ч. Рикрофт. - СПб.: Питер - 2010.- 350 с.
55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: -2009 - 234 с.
56. Санцевич Д.В. Выявление психологических особенностей ребёнка в ходе наблюдения за его игрой// Психология / под ред. Т.Н. Ковалёвой. - Минск. - 2010 - № 4 - С. 38 - 46.
57. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. - М. - 2008 - 250 с.
58. Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского. - М.-2003.- 464c.
59. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2007. - С. 279 - 299.
60. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2016. - 143 с.
61. Токарь О.В. Детская практическая психология в кратком изложении: учебно-методическое пособие. М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 224с.
62. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: Академия, 2010.- 330 с.
63. Фрейд З. Психология бессознательного. - М. - 2009. - 540 с.
64. Харизова Л.В. Диагностика и коррекция тревожности у учащихся младших классов// Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. 1 выпуск. Тезисы докладов региональной научно - практической конференции. 2011.- 270 с.
65. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - СПб.:Лениздат, 2010. - 412 с.
66. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. - СПб.: Лань, 2010. - 240 с.
67. Хотина Л. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной
тревожности младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 10, С. 146- 150 - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС, дата обращения: 25.03.18
68. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М. - 2011. - 102 с.
69. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд, перераб. и доп. - М: Юрайт - 2015. - 575 с.
70. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: ИЛЛ. - 2008. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ