ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования основ мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Состояние проблемы формирования основ мужественности и
женственности детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация педагогических условий формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста . 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 69
В последние годы проблема полоролевого воспитания дошкольников привлекает к себе значительное внимание педагогов и психологов. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми. С одной стороны, это обусловлено данными исследований, выявивших определенные психофизиологические различия у мальчиков и у девочек, а с другой - социокультурными переменами, происходящими в современном обществе , разрушением веками устоявшихся эталонов мужского и женского поведения, атрибутики (одежда, прическа, украшения).
По мнению А.С. Макаренко, В. А. Фрейда, Б. Спока А. Фрома,
Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в становлении полового сознания имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне. Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего детства.
В отечественной педагогике проблема формирования основ мужественности, женственности, отцовства, материнства рассматривают односторонне. Большинство работ по гендерной проблематике, опирающихся на исследования Ж. Пиаже, К. Хорни, И. С. Кона и других, касается вопросов полового воспитания, проблем совместного или раздельного обучения и учёта гендерных различий в воспитании (Н. Ю. Ерофеева, Ф. Райс, А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, А. Л. Сиротюк).
Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках - традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).
Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при обеспечении следующих педагогических условий:
1. организование сюжетно-ролевых игр, способствующих
усвоению и закреплению основ мужественности и женственности;
2. создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. использование активных форм работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по вопросам воспитания мужественности и женственности детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
3.Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста для выявления эффективности внедренного эксперимента
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме);
эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование);
методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Исследование состоит из нескольких этапов.
Первый этап (сентября-октябрь) - аналитико-теоретический. Изучалась и анализировалась научная литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его этапы и задачи.
Второй этап (октября-май) - опытно-экспериментальный. Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось работа по формированию основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста. Опытно-экспериментальный этап в свою очередь делится еще на три этапа: констатирующий;
формирующий;
итоговый.
Третий этап (май-июнь) - итогово-аналитический. Он посвящен систематизации и обобщению полученных результатов, уточнению выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформлению результатов исследования.
Структура дипломной работы: оглавление, введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
База исследования: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 23 г. Челябинска"
В ряду базовых педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из ведущих мест в последние годы выдвигается проблема формирования основ мужественности и женственности у детей дошкольного возраста. Её актуальность обусловлена потребностью научно обоснованного решения практических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к подрастающему поколению.
Гендер — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина и женщина».
Особое место в формировании основ мужественности и женственности занимают педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений об основах мужественности и женственности у дошкольников.
С целью подтверждения гипотезы было проведено исследование:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
2.Охарактеризованы особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
3.Определены условия формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
^Экспериментальным путем изучено влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
Дана подробная характеристика каждого из условий.
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что в МАДОУ №23 г. Челябинск общий уровень представлений о мужественности и женственности у детей значительно повысился. Дошкольники стали ориентироваться в мужских и женских профессиях, начали различать поведения «настоящего» мальчика и «истиной» девочки.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, и пришли к выводу, что дошкольный возраст является ключевым для развития и формирования у детей гендерных представлений.
Решая вторую задачу, мы охарактеризовали особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, и поняли, что, уже начиная с дошкольного возраста, дети могут идентифицировать себя по гендерным признакам (по одежде, игрушкам, внешнему виду).
Решая третью задачу, нами были определены условия формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, а именно:
1. организовывать сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению и закреплению основ мужественности и женственности;
2. создавать развивающую предметно-пространственную среду для реализации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. использовать активные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста на тему воспитания мужественности и женственности детей.
Решая четвертую задачу, мы экспериментально проверили влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста для выявления эффективности внедренного эксперимента.
Для выявления качества мужественности и женственности, мы подобрали методики:
- «Закончи предложение» (Н.А.Шинкарёва, Н.Т. Смольникова).
Цель: выявить уровень сформированности представлений о
мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.
- Детский опросник гендерной идентичности Д. Холла, Х. Халберштата (адаптация Н.А. Шинкарёва, Н.Т. Смольникова).
На наш взгляд, проведённая работа по созданию педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста основ мужественности и женственности, дала возможность повысить уровень гендерной идентичности детей, показала пути совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Тем самым можно сказать, что выбранные нами педагогические условия для формирования представлений о мужественности и женственности у детей дошкольного возраста являются эффективными.
Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
3. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78.
4. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
5. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012
6. Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, - Киев «Радянская школа», 2008. - 654с.
7. Баурова, Ю.В. Реализация гендерного подхода в образовательном учреждении [Текст] / Ю.В. Баурова // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2 2 (5). - С. 37-42.
8. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. Текст / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Текст / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 463 с.
10. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В. Формирование гендерной идентичности/ Методическое пособие Москва, - Творческий центр СФЕРА, - 2012.
11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.
12. Гончарова Н. В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социологические исследования.
2003. № 1. С. 83-91.
13. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание. -№ 4.-2005.- с.14-23
14. Запорожец, A.B. Избранные психологические произведения Текст. /A.B. Запорожец// В 2 т. М.: Педагогика, 1986. -Т.1.- 316с.; Т.2. -296 с.
15. Зеньковский, В.В. Педагогика Текст. / В.В. Зеньковский. Клин,
2004. - 223 с.
16. Иванова, Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка впервые годы жизни Текст. / Г.Е. Иванова //Проблемы формирования ценностных ориентаций к социальной активности личности. М., 1984. - С. 91-94.
17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.
18. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. М., 1989.
19. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.
20. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 165-171.
21. Коток М.А., Рейпольская о.д. гендерная идентификация как составляющая формирования личностной идентичности ребенка старшего дошкольного возраста // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 50-55.
22. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
23. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Просвещение, 2000.
25. Липатова С.Д. Гендерный подход в образовании: история и
современность / С.Д. Липатова // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Материалы VIII Всероссийской научной конференции, [г.
Екатеринбург], 27-28 апреля 2007 г. - Екатеринбург: АМБ, 2007. - Т. 1. - С. 350-354.
26. Радзивилова М.А. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4
27. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М., 2013.
28. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М., 2006. - 270 с.
29. Смирнова Е.О. Современная игрушка: психолого¬
педагогические проблемы / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдуллаева, И.А. Рябкова, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина // Ребенок в современном обществе: сборник научных статей. - М., 2007.
30. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации.- Минск, 2005.
31. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации [Текст]: монография / Т. А. Репина. - М.: 2004.- 288 с.
32. Репина Т.К. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. /Вопросы психологии. 1984. N.4.
33. Ухтомский, A.A. О воспитании и самовоспитании Текст. / A.A. Ухтомский. Ярославль, ИРО, 2002. - 46 с.
34. Учебное пособие по психологии семейных отношений Текст.— Самара: Дом БАХРАМ. М., 2004. - 736 с.
35. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст.: в 9 т. — Т.8. — М.: Учпедизд, 1950. 774с.
36. Уэст К., Зиммерман Д. (1997) Создание гендера Пер. с англ. // Гендерные Тетради. СПб.: Труды СПбФ ИС РАН. Под ред. Клецина А. Вып. Первый. СС.94-124
37. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности Текст. / Д.И. Фельдштейн. М., 1994. - 319 с.
38. Фельдштейн, Д.И. Развитие личности важнейший фактор социального прогресса Текст. /Д.И. Фельдштейн // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: сборник материалов. — М.: Баласс, 2006. - С. 38-48.
39. Флобер, Гюстав Госпожа Бовари. Воспитание чувств / Гюстав Флобер. - М.: Художественная литература, 2014. - 734 с.
40. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. //Вопросы психологии. 1997. №3. С. 32-39.
41. Ходько Е.Ю. Гендерная идентификация дошкольников: Методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. - 40с
42. Хоф Р. (1999) Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура. Под ред. Шоре Э., Хайдер К. М. РГГУ. СС. 23-54.
43. Христова, Р.Г. Представления дошкольников о своей гендерной
принадлежности [Текст] / Р.Г. Христова // Современный детский сад. - 2008.- № 8.
44. Чекалина А.А. В формировании Я мальчика и Я девочки - мужчины и женщины // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 110-117.
45. Шан, Верните здравый смысл в воспитание ребенка. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья / Шан, Ле Эда. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2015. - 352 с.
46. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / И.П. Шелухина - М.: Сфера, 2006.
47. Шинкарева, Н.А. Формирование основ гендерной культуры у воспитанников детского дома. [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена: 12.11.2010. Иркутск, 2010;
48. Шинкарёва, Н.А. К проблеме повышения гендерной
компетентности педагогов [Текст] / Н.А. Шинкарёва // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Сборник научных статей по материалам
международной научно-практической конференции 9-11 апреля 2008 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.- С. 425-429.
49. Шинкарёва, Н.А. Особенности гендерной культуры и педагогические условия ее формирования [Текст] / Н.А. Шинкарёва // Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в Сибири. Материалы V-ой Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск 2007г.- С.139-147.
50. Шинкарёва, Н.А. Спецкурс «Гендерная социализация дошкольников, как средство воспитания гендерной культуры [Текст] / Н.А. Шинкарёва // Повышение роли воспитания в условиях модернизации российского образования: материалы региональной научно - практической конференции /Под общ. ред. А.И. Ушакова - Иркутск: ГОУ ВПО « ИГПУ», 2007. - С. 237-238.
51. Шинкарёва, Н.А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования стереотипов фемининности и маскулинности - одного из компонентов гендерной культуры [Текст] / Н.А. Шинкарёва // Школа как институт социализации: Материалы заочного методологического семинара / Под ред. О.В. Гординой. - Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2006. С. 36-41.
52. Шинкарёва, Н.А. Сущностная характеристика определения понятий пол - гендер: к проблеме исследования. [Текст] / Н.А. Шинкарёва // Экология образования: региональный аспект: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2006. - С. 156-159.
53. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии Текст.: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. — 2 —изд., стер. М : Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 928 с.
54. Шустова, Л.П. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника / Л.П. Шустова // Современный детский сад. - 2008. - № 5.
55. Щетинина А.М, Иванова О.И. «Полоролевое развитие детей 5¬7 лет» // М., Творческий центр «Сфера», 2010.
56. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в культурно-исторической традиции Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.