Педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования основ мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Состояние проблемы формирования основ мужественности и
женственности детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация педагогических условий формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста . 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности формирования основ мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Состояние проблемы формирования основ мужественности и
женственности детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация педагогических условий формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста . 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 69
В последние годы проблема полоролевого воспитания дошкольников привлекает к себе значительное внимание педагогов и психологов. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми. С одной стороны, это обусловлено данными исследований, выявивших определенные психофизиологические различия у мальчиков и у девочек, а с другой - социокультурными переменами, происходящими в современном обществе , разрушением веками устоявшихся эталонов мужского и женского поведения, атрибутики (одежда, прическа, украшения).
По мнению А.С. Макаренко, В. А. Фрейда, Б. Спока А. Фрома,
Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в становлении полового сознания имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне. Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего детства.
В отечественной педагогике проблема формирования основ мужественности, женственности, отцовства, материнства рассматривают односторонне. Большинство работ по гендерной проблематике, опирающихся на исследования Ж. Пиаже, К. Хорни, И. С. Кона и других, касается вопросов полового воспитания, проблем совместного или раздельного обучения и учёта гендерных различий в воспитании (Н. Ю. Ерофеева, Ф. Райс, А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, А. Л. Сиротюк).
Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках - традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).
Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при обеспечении следующих педагогических условий:
1. организование сюжетно-ролевых игр, способствующих
усвоению и закреплению основ мужественности и женственности;
2. создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. использование активных форм работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по вопросам воспитания мужественности и женственности детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
3.Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста для выявления эффективности внедренного эксперимента
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме);
эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование);
методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Исследование состоит из нескольких этапов.
Первый этап (сентября-октябрь) - аналитико-теоретический. Изучалась и анализировалась научная литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его этапы и задачи.
Второй этап (октября-май) - опытно-экспериментальный. Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось работа по формированию основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста. Опытно-экспериментальный этап в свою очередь делится еще на три этапа: констатирующий;
формирующий;
итоговый.
Третий этап (май-июнь) - итогово-аналитический. Он посвящен систематизации и обобщению полученных результатов, уточнению выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформлению результатов исследования.
Структура дипломной работы: оглавление, введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
База исследования: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 23 г. Челябинска"
По мнению А.С. Макаренко, В. А. Фрейда, Б. Спока А. Фрома,
Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в становлении полового сознания имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне. Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего детства.
В отечественной педагогике проблема формирования основ мужественности, женственности, отцовства, материнства рассматривают односторонне. Большинство работ по гендерной проблематике, опирающихся на исследования Ж. Пиаже, К. Хорни, И. С. Кона и других, касается вопросов полового воспитания, проблем совместного или раздельного обучения и учёта гендерных различий в воспитании (Н. Ю. Ерофеева, Ф. Райс, А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, А. Л. Сиротюк).
Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках - традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).
Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс формирования основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста будет успешным при обеспечении следующих педагогических условий:
1. организование сюжетно-ролевых игр, способствующих
усвоению и закреплению основ мужественности и женственности;
2. создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. использование активных форм работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по вопросам воспитания мужественности и женственности детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
2.Охарактеризовать особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
3.Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей старшего дошкольного возраста для выявления эффективности внедренного эксперимента
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме);
эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование);
методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Исследование состоит из нескольких этапов.
Первый этап (сентября-октябрь) - аналитико-теоретический. Изучалась и анализировалась научная литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его этапы и задачи.
Второй этап (октября-май) - опытно-экспериментальный. Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось работа по формированию основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста. Опытно-экспериментальный этап в свою очередь делится еще на три этапа: констатирующий;
формирующий;
итоговый.
Третий этап (май-июнь) - итогово-аналитический. Он посвящен систематизации и обобщению полученных результатов, уточнению выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформлению результатов исследования.
Структура дипломной работы: оглавление, введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
База исследования: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 23 г. Челябинска"
В ряду базовых педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из ведущих мест в последние годы выдвигается проблема формирования основ мужественности и женственности у детей дошкольного возраста. Её актуальность обусловлена потребностью научно обоснованного решения практических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к подрастающему поколению.
Гендер — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина и женщина».
Особое место в формировании основ мужественности и женственности занимают педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений об основах мужественности и женственности у дошкольников.
С целью подтверждения гипотезы было проведено исследование:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
2.Охарактеризованы особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
3.Определены условия формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
^Экспериментальным путем изучено влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
Дана подробная характеристика каждого из условий.
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что в МАДОУ №23 г. Челябинск общий уровень представлений о мужественности и женственности у детей значительно повысился. Дошкольники стали ориентироваться в мужских и женских профессиях, начали различать поведения «настоящего» мальчика и «истиной» девочки.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, и пришли к выводу, что дошкольный возраст является ключевым для развития и формирования у детей гендерных представлений.
Решая вторую задачу, мы охарактеризовали особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, и поняли, что, уже начиная с дошкольного возраста, дети могут идентифицировать себя по гендерным признакам (по одежде, игрушкам, внешнему виду).
Решая третью задачу, нами были определены условия формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, а именно:
1. организовывать сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению и закреплению основ мужественности и женственности;
2. создавать развивающую предметно-пространственную среду для реализации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. использовать активные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста на тему воспитания мужественности и женственности детей.
Решая четвертую задачу, мы экспериментально проверили влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста для выявления эффективности внедренного эксперимента.
Для выявления качества мужественности и женственности, мы подобрали методики:
- «Закончи предложение» (Н.А.Шинкарёва, Н.Т. Смольникова).
Цель: выявить уровень сформированности представлений о
мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.
- Детский опросник гендерной идентичности Д. Холла, Х. Халберштата (адаптация Н.А. Шинкарёва, Н.Т. Смольникова).
На наш взгляд, проведённая работа по созданию педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста основ мужественности и женственности, дала возможность повысить уровень гендерной идентичности детей, показала пути совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Тем самым можно сказать, что выбранные нами педагогические условия для формирования представлений о мужественности и женственности у детей дошкольного возраста являются эффективными.
Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.
Гендер — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина и женщина».
Особое место в формировании основ мужественности и женственности занимают педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений об основах мужественности и женственности у дошкольников.
С целью подтверждения гипотезы было проведено исследование:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
2.Охарактеризованы особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
3.Определены условия формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста
^Экспериментальным путем изучено влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста.
Дана подробная характеристика каждого из условий.
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что в МАДОУ №23 г. Челябинск общий уровень представлений о мужественности и женственности у детей значительно повысился. Дошкольники стали ориентироваться в мужских и женских профессиях, начали различать поведения «настоящего» мальчика и «истиной» девочки.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, и пришли к выводу, что дошкольный возраст является ключевым для развития и формирования у детей гендерных представлений.
Решая вторую задачу, мы охарактеризовали особенности формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, и поняли, что, уже начиная с дошкольного возраста, дети могут идентифицировать себя по гендерным признакам (по одежде, игрушкам, внешнему виду).
Решая третью задачу, нами были определены условия формирования основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста, а именно:
1. организовывать сюжетно-ролевые игры, способствующие усвоению и закреплению основ мужественности и женственности;
2. создавать развивающую предметно-пространственную среду для реализации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста;
3. использовать активные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста на тему воспитания мужественности и женственности детей.
Решая четвертую задачу, мы экспериментально проверили влияние педагогических условий на формирование основ мужественности и женственности детей дошкольного возраста для выявления эффективности внедренного эксперимента.
Для выявления качества мужественности и женственности, мы подобрали методики:
- «Закончи предложение» (Н.А.Шинкарёва, Н.Т. Смольникова).
Цель: выявить уровень сформированности представлений о
мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.
- Детский опросник гендерной идентичности Д. Холла, Х. Халберштата (адаптация Н.А. Шинкарёва, Н.Т. Смольникова).
На наш взгляд, проведённая работа по созданию педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста основ мужественности и женственности, дала возможность повысить уровень гендерной идентичности детей, показала пути совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Тем самым можно сказать, что выбранные нами педагогические условия для формирования представлений о мужественности и женственности у детей дошкольного возраста являются эффективными.
Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.



