Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная компетентность педагога

Работа №37149

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие и значение гендерной педагогики и компетентности 8
1.2. Структура гендерной компетентности и компоненты её
сформированности 21
1.3. Педагогические условия формирования гендерной компетентности
современного преподавателя 31
ГЛАВА 2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Роль гендерных стереотипов в процессе осуществления образовательной
деятельности педагога 41
2.2. Формирование гендерной компетентности у студентов педагогических
институтов 51
2.3. Анализ исследований гендерной осведомлённости в образовательном процессе, проведённых отечественными и зарубежными педагогами и психологами 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современный период развития школьного образования особо приоритетным становится изучение гендерного воспитания обучающихся. И приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между девочками и мальчиками, воспитании человеческого, взаимодополнимости, искренности и взаимопонимании. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности учащихся, так как это биосоциокультурные характеристики. И школа является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности общеобразовательной организации по созданию условий для успешной социализации обучающихся.
Актуальность формирования психолого-педагогической компетентности будущих педагогов в области гендерной социализации учащихся разного возраста, связана с тем, что человек развивается как представитель того или иного пола уже с момента зачатия, гендерная социализация происходит постоянно под влиянием различных факторов (агентов) и в настоящее время большое значение отводится такому фактору как образование. Современные требования к среднему образованию изменяются в сторону индивидуализации воспитания ребенка. Пол - это индивидуальная характеристика человека. ФГОС закрепляет одним из принципов образования — принцип учета индивидуальных особенностей школьников и студентов.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует от будущего педагога обладание умениями учета гендерных особенностей учащихся при реализации основной образовательной программы. Профессиональный стандарт педагога и профессиональный стандарт педагога общего и среднего образования в перечень необходимых умений педагога включает такое умение, как строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования, ориентированные на применение в практике подготовки будущих педагогов.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы теоретической и практической части в сфере формирования гендерной компетенции будущих педагогов, подходов к ним являются разработками как российских, так и зарубежных ученых. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX-XXI вв. в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина и др.) показывают, что высокая фемининность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания студентов. Следовательно, изменение содержания гендерной культуры общества должно найти отражение в профессионально-педагогическом образовании.
Анализ литературы и практики обучения (анкетирование, решение педагогических ситуаций и наблюдение за деятельностью педагогов в процессе образовательной деятельности) показывает, что проблема гендерного воспитания учащихся начального, среднего и старшего школьного возраста стоит достаточно остро, у педагогов имеются вопросы в данной области. Также данная проблема свидетельствует о затруднениях педагогов в способах и методах взаимодействия с детьми с учётом их половой принадлежности и др. Нами было обнаружено, что за помощью в решении этих проблем педагоги, как правило, обращаются не к методисту и специалистам образовательной организации, а к другим источникам информации: специальной литературе, Интернет-ресурсам.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской и научно-методической литературы позволили выявить ряд противоречий:
- между возрастающими потребностями государства и общества в компетентном педагоге, способном успешно воспитывать и обучать, и недостаточным уровнем сформированности компетентности современного педагога в области гендерного воспитания детей;
- между важностью процесса гендерного развития, воспитания и обучения студентов и невозможностью педагогов компетентно осуществлять данный процесс;
- между потребностью педагогов в просвещении их в вопросах воспитания ученика как представителя пола, обучении способам гендерного воспитания и недостаточной практической разработанности содержательноцелевого и технологического аспектов формирования/обогащения компетентности педагогов в данной области.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования уровня компетентности педагогов в области гендерного воспитания учащихся, в частности анализа разработок содержания и форм процесса совершенствования гендерной компетентности педагогов.
Выделенная проблема и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования - «Гендерная компетентность педагога».
Объект исследования - процесс формирования компетентности педагогов в области гендерного воспитания обучающихся.
Предмет исследования - организация и содержание процесса формирования компетентности педагогов в области гендерного воспитания обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретического обоснования и анализ разработок содержания и форм совершенствования психолого-педагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и процесса обучения учащихся с учётом их гендерных особенностей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, содержание и формы гендерной компетентности педагога;
2. Обосновать актуальность проблемы формирования психолого-педагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения в соответствии с гендерными особенностями обучающихся;
3. Проанализировать проведенные ранее исследования отечественных и зарубежных авторов, выявить наличествующий уровень гендерной компетентности и изучить процесс её формирования у будущих педагогов;
4. Представить роль гендерных стереотипов в образовательном процессе и их влияние на осуществление образовательной деятельности педагога.
Теоретическую основу исследования составили работы Кона И.С., Колесова Д.В., Исаева Д.Н., Кагана В.Е. и др. по гендерному воспитанию и развитию детей; Репиной Т.А., Алёшиной Ю.Е., А.С. Волович, а также зарубежных авторов — Моше Татар и Джины Эммануела и др. По полоролевой социализации в онтогенезе; Л .В. Коломийченко, М.В. Кириллиной, Прозументик О.В., Зориной Н.А. по вопросам, связанным с психологопедагогической компетентностью будущих педагогов и воспитателей.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ документации, наблюдений, анкетирований, анализ педагогических ситуаций, качественно-количественный анализ полученных результатов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников) и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время, формирование и развитие гендерной компетентности педагога, является актуальной проблемой. Она обусловлена тем, что современные педагоги являются субъектами образовательного процесса. Но многие из педагогов имеют недостаточное представление об особенностях развития обучающихся в гендерном аспекте.
Поэтому перед нами стояли цели и задачи, которые были успешно раскрыты и проанализированы.
В результате проведённого исследования были сделаны соответствующие выводы.
1. Мы предлагаем критериями рассмотрения понятий «гендерная педагогика» и «гендерная компетентность», их содержания и форм — их задачи и цели формирования и применения.
Таким образом, мы определили, что гендерная педагогика - это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.
В нашем исследовании мы пришли к выводы, что под гендерной компетентностью следует понимать целостное профессионально-личностное динамическое образование будущего педагога, включающее комплекс общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на создание гендерно-комфортных условий обучающихся, развитию у них способности к созданию равных прав и равных возможностей для представителей обоих полов и наиболее полной их самореализации, минимизации возможных рисков посредством проектирования гендерноориентированного образовательного процесса.
2. С учётом вышеизложенного, на основе использования логического, языкового, философского, социологического и психологического подходов к раскрытию и обоснованию актуальности проблемы формирования психологопедагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения в соответствии с тендерными особенностями учащихся, представляется возможным сформулировать следующее:
Опираясь на проведённый анализ диагностики исходного уровня психологи-педагогической компетентности педагога в области гендерного воспитания и обучения при помощи анкетирования (Приложение 2), педагогических ситуаций и наблюдения за деятельностью педагогов в процессе осуществления образовательной деятельности. Согласно чему был выявлен наличие и уровень гендерной компетентности педагогов начальных, средних и старших классов. Он оказался низким, в научной литературе описаны сущность и структура компетентности родителей, формы и методы формирования/ обогащения компетентности и какой результат должен получиться по итогам формирования этой компетентности.
Процессы гендерной социализации, активно идущие на протяжении школьной жизни, во многом определяют формирование гендерной идентичности школьников. Однако мы должны констатировать, что в учительской среде достаточно сильно представлены сексистские представления в отношении мальчиков и девочек, которые существенно ограничивают творческую самореализацию личности, вне зависимости от пола. Соответственно, касательно компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения учащихся эти вопросы практически не раскрыты в полной мере. Поэтому, нельзя не отметить тот факт, что практика нуждается в современных исследованиях в данном направлении.
3. Российскими исследователями было отмечено, что наши соотечественники среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю, психологию и языки. И именно на уроках труда в школе и училищах закрепляются стереотипы о мужской и женской работе и об их обязанностях. Ведь уроки технологии заранее предполагают разделение класса на группы по половому признаку, игнорируя их гендерные особенности. Стоит отметить и то, что данные роли усваиваются будущими педагогами в процессе их собственной жизнедеятельности, а также и в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Изучив также исследование с проведением сравнительного анализа учебных материалов, можно сделать следующее заключение: задачи и принципы образовательного процесса зачастую идут вразрез с действительностью. В связи с тем, что, как правило, не только школьные учебники, но и методические пособия для учителя демонстрируют стереотипное мышление о гендерных ролях и поведении обучающихся. Несмотря на то, что одним из принципов образовательного процесса, как отмечалось ранее, согласно ФГОС является принцип учёта индивидуальных особенностей личности. В соответсвии с данными учебными материалами, ученицы должны воспринимать и видеть себя в жизни как домохозяек, хранительниц очага, продолжительниц рода, которая будет крайней чутка в отношениях с окружающими и покорна, в то время как мужской пол освещается в качестве добытчика и покровителя, который непременно должен добиваться карьерного роста и успеха.
В результате этого учащиеся невольно приходят к заключению, что ключевой фигурой в обществе является именно мужчина. Задача педагога — способствовать всестороннему развитию обучающихся с учётом их гендерных особенностей. Следовательно, для выполнения вышеуказанной задачи педагог обязан быть не просто высококвалифицированным, он обязан обладать всеми необходимыми компетенциями, быть непредвзятым, обязан не давать верх стереотипному мышлению, а действовать лишь на пользу в рамках своей деятельности.
4. Как описывалось выше, гендерные стереотипы можно обнаружить в учебных материалах. Так, по данным исследователей, во многих примерах, приводимых в учебниках, мужские герои представлены сильными, умными и сообразительными, а девочки слабыми и беспомощными.Во многих исследованиях было показано, что гендерные представления учителей в основном стереотипны и традиционны. Так, установки по отношению к девочкам направлены на приобщение и реализацию их в сфере межличностных отношений, а установки по отношению к мальчикам ориентируют их на реализацию в деятельностной сфере.
Гендерные представления учителей но отношению к себе, к ученикам - мальчикам и ученицам-девочкам являются гендерно ориентированными и во многом стереотипными. Это проявляется, прежде всего, в том, что нормативные представления учительниц о мужчинах и женщинах ("мужчина должен быть...", "женщина должна быть...") носят традиционный характер: т.е. женщина должна быть фемининна, а мужчина - маскулинен. Идеальный же образ себя - андрогиииый, причем с небольшим преобладанием маскулинных качеств. На наш взгляд, во многом это определяется влиянием профессиональной деятельности респондентов и характером тех противоречивых требований общества, которые предъявляются к работающей женщине. С одной стороны, женщина должна быть женственной (ласковой, нежной, слабой и т.п.), с другой стороны, учитель выполняет организующие и воспитательные функции (объясняет, указывает, приказывает, поощряет и наказывает), что предполагает развитие определенных традиционно маскулинных качеств (уверенности, решительности, силы).
В описании "учеников-мальчиков" и "учениц-девочек" учителями преобладают гендерно-нейтральные качества, а в учениках-мальчиках и ученицах-девочках учителя ценят разные качества, соответствующие моделям личности маскулинного мужчины и фемининной женщины. Поэтому можно предположить, что учителя сознательно или бессознательно будут прикладывать усилия для воспитания в детях именно этих качеств, опираясь на них и их культивируя.
Стиль преподавания также имеет значение и отражает гендерную компетентность педагога. Так как в процессе осуществления преподавательской деятельности наиболее ярко отражается отношение педагога к гендерным ролям и полоролевому поведению студентов. Как описывалось ранее, достаточно часто на практике мы сталкиваемся с тем, что педагог недооценивает женские заслуги и умаляет их тем, что речь ведёт лишь о мужских успехах и достижениях в таких сферах жизнедеятельности, как политика, медицина, спорт, бизнес, наука и пр.
В связи с настоящим можно выделить несколько направлений в работе педагога в рамках его гендерной компетентности:
- добавление зон для реализации обучающихся (к примеру, побуждение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
- устранение ограничений для мальчиков в эмоциональном плане;
- воспроизведение для учениц условий для их собственного поощрения и самоутверждения;
- предоставление информации о действительном всевозможном полоролевом поведении в обществе;
Гендерный подход в образовании основан на том, что образовательные организации посещают не бесполые учащиеся, а ученики и ученицы, которые обладают целым рядом своих собственных социокультурных представлений, личных восприятий и ожиданий, а также потребностей и действительно большим количеством гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание имеет целью помочь учащимся преодолеть проблем, связанные с социализацией. В данном процессе одной из ключевых фигур выступает педагог, который осуществляет свою деятельность с учётом гендерных особенностей учащихся.
Гендерная компетенция предполагает сформированность у учителя правильного понимания о предназначении мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений, способность критического анализа своей деятельности и суждений как представителя определённого гендера, а также знания о гендерных особенностях учащихся и особенностей их обучения.
Введение данной компетенции в структуру педагогической культуры объясняется тем, что гендерные особенности, наряду с генными, физиологическими, социокультурными факторами, определяют поведение и деятельность преподавателя. Знание этих особенностей поможет учителю максимально эффективно использовать свои способности и добиться такого соотношения маскулинных, феминных и андрогинных качеств, которые наилучшим образом соответствуют решению современных педагогических задач и реализации разных педагогических ролей учителя: классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя и т.д.
Таким образом, гендерные представления современных учителей отражают существующие в обществе стереотипы в соответствии с традиционными представлениями о маскулинности и феминности. Уровень гендерных знаний педагогов остаётся низким, гендерная культура российского образовательного пространства является своеобразным тормозом на пути построения гражданского общества. Отсутствие реальной образовательной политики в области гендерного равенства способствует воспроизводству в обществе гендерной дискриминации, ограничивает потенциальные возможности развития каждой личности в зависимости от пола и, в конечном счёте, тормозит продвижение страны к демократическому будущему.
В сложившейся ситуации необходимо использовать разнообразные механизмы продвижения гендерной парадигмы в школьном образовании. Повышение гендерной культуры педагогов должно способствовать освобождению от гендерных стереотипов, осуществлению основной задачи образования - воспитания свободной, критично мыслящей, творческой личности.



1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2017. - № 5.
2. Алешина, Ю. В. Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин / Ю. В. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. - 2014. - № 4.
3. Арчер Дж. Детство идеальное и настоящее / Дж. Арчер. - Новосибирск, - 2013.
4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб. : Прайм-Еврознак; - М. : ОЛМА-ПРЕСС, - 2015.
5. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 51-55
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности / Методическое пособие / Москва //Творческий центр СФЕРА, 2015г.
7. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке / Мальцева, И. О., Рощин, С. Ю. Второе издание / Издательский дом ГУ ВШЭ М., - 2017
8. Гендерное образование в подготовке учителя: материалы Всероссийской конференции. - Томск, - 2016.
9. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В.Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2016. 128 с.
10. Градусова Л.В. Гендерная педагогика / Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2013г. 175 с.
11. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек школьного возраста. Коломийченко Л.В., Прозументик О.В.
12. Доронова Т. Н. Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду./ Доронова Т. Н.-М. Линка-Пресс, 2013. 3.
13. Доронова, Т. Н. Пол или гендер?/журнал Обруч.-2014. — № 3-с.3-6
14. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего школьного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск - 2014.
15. Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам./ Еремеева В. Д., Хризман Т. П.- М.:Линка-Пресс, 2014.-184 с.
16. Залкинд, А. Б. Половое воспитание / А. Б. Залкинд. - М., 1930.
17. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - М., - 2015.
18. Зорина Н.А., Прозументик О. В. Формирование профессионально - педагогических компетенций будущего педагога /Компетентностный подход в образовании: коллективная монография. Ульяновск, 2016. - 280 с
19. Ильин, Е.П. Дифференциация психофизиология мужчины и женщины. - 2013. - URL:http://www.alleng.ru/d/psy/psy042.htm
20. Касьянова, Н.С. Социальные аспекты воспитания полоролевого поведения детей
21. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
22. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании / Д. В. Колесов. - М., 1986.
23. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: концепция и программа социальнокоммуникативного развития детей и социального воспитания детей. М., Сфера, 2015. -180 с
24. Коломийченко, Л.В. Программа полового воспитания детей школьного возраста. - Пермь - 2015.
25. Коломийченко Л.В ., Кириллиной М.В. Совершенствование социальнопедагогической компетентности воспитателей в процессе инновационной образовательной деятельности: моногр. / Л.В. Коломийченко, М.В. Кирилина; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 146 с.
26. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М. : Издательский центр «Академия», - 2013.
27. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем школьном возрасте. М., 2016.
28. Лунин, И. И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка / И. И. Лунин // Психиатрические аспекты педиатрии. - Л., - 2015
29. Маркова, Т. В. Воспитание мужественности и женственности в ДОУ - М.: «Знание», 2016. - 312 с
30. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2016. - 312 с
31. Мухина, В. С. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. - М. : Педагогика, - 2017.
32. Нагель, О. П. Технологическая компетентность педагога в осуществлении гендерного подхода к образованию детей школьного возраста / О. П. Нагель, Т. Г. Березка, Н. А. Хорошилова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 4.
33. Нагель О.П., Румянцева О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков школьного возраста. / журнал Дошкольная педагогика.-2014. — № 2-с.11-16 5.
34. Отвечалина О.Б. Особенности гендерных представлений воспитательниц : автореф. дис. ... канд. псих.наук / О.Б.Отвечалина. - М., - 2015.
35. Попова, Л. В. Гендерные особенности психического развития в школьном возрасте / Л. В. Попова // Детский сад от А до Я. - 2014. - №2.
36. Прозументик О. В. Динамика полоролевого развития в школьном возрасте. - Пермь.
37. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования»
38. Профессиональный стандарт педагога // Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
39. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - Москва - Воронеж, - 2014.
40. Симонов, В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В. П. Симонов // Педагогика. - 2015. - № 4.
41. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
42. Токарская Н. М., Карпинская И. С. Социология труда.// Под ред. Винокурова М. А., - Логос М., - 2016
43. Труд и занятость в России 2005. Статья сб./Росстат М., - 2006
44. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования (ФГОС ВПО)
45. Федорова Т. И. Примак О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5-7 лет в условиях детского сада. / журнал Дошкольная педагогика. - 2013. — № 2 - с.17-21
46. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего школьного возраста. Иванова О.И., Щетинина А.М. - Великий Новгород - 2016
47. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2013. -416с.
48. Чекалина А. А. Гендерная психология : учебное пособие / А. А. Чекалина. - М. : Ось - 89, 2016.
49. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет // М., Творческий центр «Сфера», 2016 г.
50. Эльконин Б.Д. Детская психология. - М, 2014 г


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ