Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типология транспортных региональных систем России

Работа №8192

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

география

Объем работы166стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
886
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава 1. Региональные транспортные системы как объект экономико-географического изучения. 10
1.1. Территориальные транспортные системы как объект изучения географии транспорта.
1.2. Предпосылки возникновения региональных транспортных систем.
1.3. Классификация, уровни и организация региональных транспортных систем России.
1.4. Пространственно-временная организация региональных транспортных систем России.
1.5. Свойства и функции региональных транспортных систем России.
1.6. Соотношение нормативных и функциональных региональных транс¬портных систем России.
Глава 2. Типологическая характеристика региональных транс¬портных систем России. 56
2.1. Типологии на основании общих корреляционных зависимостей.
2.2.Основы пространственно-временной типизации региональных транс¬портных систем.
2.3. Типология транспортной уязвимости и подвижности населения.
2.4. Типология свойств региональных транспортных систем.
2.5. Анализ корреляционных связей транспортных показателей в региональных транспортных системах.
2.6. Комплексная типология региональных транспортных систем России. Глава 3. Типологическая характеристика региональных транс¬портных систем на мезоуровне. 127
Заключения
Список литературы


Настоящая работа посвящена современным территориальным формам транспортного процесса - региональным транспортным системам.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен существенными изменениями третичного сектора хозяйства, в т.ч. транспорта в последние 15-20 лет. К ним можно отнести процессы структурной перестройки транспортной отрасли, вызванной как внешними факторами (изменение масштаба и структуры грузовой массы, рост доходов (и рост подвижности) населения), так и внутренними факторами.
Процессы регионализации, интеграции производственных и общественных систем, глобализации последнего времени также привели к изменению территориальных функций элементов общественного производства, в т.ч. транспортных систем
Настоящее исследование обусловлено необходимостью научного изучения возможностей и результатов типизации современных региональных транспортных систем России.
1. Актуальность темы исследования
Транспортная составляющая регионального развития в современных российских рыночных условиях, в отличие от плановой экономики, приобретает совершенно иное значение. Интересы государства заменяются интересами отдельных компаний разных отраслей экономики, включая отрасли транспорта. Между тем, инвестиционная среда как экономический ресурс формируется во-многом по территориальному (региональному) принципу, и именно региональные власти должны быть заинтересованы во всестороннем развитии транспортной среды как для повышения уровня жизни, так и для улучшения инвестиционного и инновационного климата на территории.
Научной задачей, лежащей в основе настоящего исследования, является изучение и обоснование типологий региональных транспортных систем (на примере России). Типизация транспортных систем и их структурных компонентов остаются вне поля внимания экономико-географических исследований (за исключением отдельных работ по транспортному освоению северных, кризисных и аграрных территорий, транспортных стратегий отдельных регионов). Изучение территориальных форм транспортных процессов до сих пор сводилось к анализу линейных сетевых структур без региональной привязки и без учета интересов территории и населения для целей отраслевого или корпоративного анализа.
Без рассмотрения региональных транспортных систем нельзя осознать территориальную дифференциацию транспортных процессов, понять сложность, иерархичность и многогранность транспортной системы России; изучение которой возможно путем рассмотрения ее отдельных естественных компонентов - региональных транспортных систем.
Назрела необходимость расширения и углубления концептуально¬понятийного аппарата географии транспорта, изучения и обоснования сложившихся современных территориальных форм транспортных процессов и территориальных и региональных транспортных систем, чему и посвящена эта работа.
Методической проблемой, лежащей в основе работы, является поиск методов и конкретных методик изучения типизации качественных и количественных процессов в региональных транспортных системах.
2.Целью диссертационной работы является типизация современных региональных транспортных систем России.
Для достижения поставленной цели в ходе настоящего исследования необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
1. Разработать понятийный аппарат, необходимый для изучения региональных транспортных систем на примере России;
2. Провести анализ и подбор методов, методик, а также отдельных показателей, необходимых для пространственно-временной типизации современных региональных транспортных систем России;
3. Выделить территориальные и функциональные типы региональных транс¬портных систем России и провести их комплексную функциональную и территориальную типологизацию, определить важнейшие черты их внутренней и внешней территориальной организации.
3.Объектом исследования являются региональные транспортные системы (РТС) России.
4. Предмет исследования - важнейшие пространственные и функциональные черты региональных транспортных систем России.
4

5. Научная новизна работы заключается в:
1) выявлении характерных пространственных и функциональных черт региональных транспортных систем России;
2) применении методов типологического и индивидуального однородного районирования для целей изучения региональных транспортных систем;
3) выявлении 28 комплексных типов и четырех автономных типов региональных транспортных систем России;
4) выделении характерных черт пространственной организации региональных транспортных систем для разнотипных регионов России.
Транспортная система России впервые рассматривается как совокупность отдельных региональных транспортных систем разного типа, видов и уровней. В связи с этим в работе наряду с теоретическими и практическими задачами последовательно решались частные исследовательские задачи:
1. систематизация терминологии в области региональной географии транс¬порта;
2. проведение комплексного анализа взаимосвязей и структуры региональных транспортных систем России;
3. учет сложности и невзаимосвязности транспортных процессов в регионах, в т.ч. в рамках их пространственно-временной динамики;
4. системный анализ транспортных и внетранспортных закономерностей и связей и выявление их роли в региональных транспортных системах России.
Для апробации предложенных методических приемов изучения РТС проведен анализ закономерностей территориальной организации региональных транспортных систем России; транспортных систем отдельных административных районов Тульской и Кировской областей, Краснодарского края и республики Татарстан.
Полученные результаты позволяют оценить роль и значение транспортных процессов в территориальных социально-экономических системах и регионах разного уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе выявлены основные типологические характеристики региональных транспортных систем России, изучены закономерности их взаимоотношений. На двух масштабных уровнях - регионы - субъекты РФ и их административные районы - исследованы особенности типологических свойств транспортных систем, проведена их комплексная типологизация.
В основу типологической характеристики региональных транспортных систем были взяты 53 признака, отражающие их внутренние и внешние черты.
Первичной основой изучения территориальных транспортных систем является анализ научной географической и экономической литературы о транспортных системах; во второй главе мы систематизировали типы региональных транспортных систем; в третьей главе проведены типологии региональных транспортных систем на микроуровне.
В ходе исследования нами достигнуты поставленные в начале цель и задачи: -введено понятие «региональные транспортные системы» как особого вида территориальных транспортных систем;
-выбраны релевантные методы изучения пространственно-временной изменчивости РТС, в т.ч. индивидуальное и типологическое однородное районирование как наиболее подходящий для территориального типологического изучения региональных транспортных систем;
-проведены функциональные и территориальные типологии РТС. Ко вторым относятся типологии отдельных уровней свойств, пространственно-временной изменчивости;
-выявлены типичные и уникальные региональные транспортные системы; -проведена комплексная территориальная типизация современных РТС. Итогом выполнения поставленных задач исследование стало достижение цели диссертационной работы - типизации современных региональных транспортных систем России.
Полученные результаты позволяют по-новому оценить свойства и пространственное соотношение транспортных процессов; впервые выявлен последовательный пространственный характер изменения комплекса их свойств (который может быть представлен набором однородных, а не типологических районов).
Результаты исследования можно использовать для решения задачи оптимизации территориальных аспектов транспортных стратегий, пространственной организация транспорта, при описании и моделировании транспортных систем, детализации экспертных оценок социально-экономического развития регионов.
По-новому оценена роль транспорта в территориальном разделении труда, а также определена специфика неоднородности транспортной системы регионов и их районов. Степень однородности (неоднородности) транспортных процессов определяется факторами как накопленного освоения территории, так и современны¬ми процессами (ростом автомобилизации, структурным изменением промышленного производства и общим ростом дифференциации социально-экономических процессов), существенно изменивших социально-экономический каркас территории.
Методом корреляционного анализа мы оценили внутреннюю неоднородность и невзаимообусловленность большинства транспортных процессов в регионах. Качественные и количественные характеристики (в т.ч. показатели транспортно-коммуникационной среды) не могут быть объяснены и связаны с количественными характеристиками (например, объемом транспортной работы), так как последние в основном определяются внетранспортными факторами (развитием промышленности, качеством и количеством потребителей транспортных услуг).
Существенная разнородность транспортных показателей проявилась при их пространственно-временном изучении.
Наибольшая степень неоднородности транспортных процессов с точки зрения однородного индивидуального районирования присуща регионам Урала, наименьшая - регионам юга Центральной России и Волго-Вятского района.



1. Абрамов А. И. Место транспорта в системе общественного производства. М.: Высшая школа, 1982, 79 с.
2. Автомобильные маршруты. Европейская часть СССР. (Атлас туриста). ГУГиК при СМ СССР. М.: 1976.
3. Агасьянц А.А. Современные и стратегические задачи градостроительного и транспортного разви- ™a.//waksman.ru;
4. Агафонов Н.Т. Территориально-производственное комплексообразование в условиях развитого со¬циализма. Л.: Наука, 1983.
5. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль,
1983, 350 с.
6. Алаев Э.Б. Территориальные таксономические единицы в экономической географии.//Труды XXIII Международного географического конгресса. Секция 6. Экономическая география. М.: 1976, с.12-15
7. Алаев Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района. М.: Наука, 1965, 173 с.
8. Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М.: Гардарики, 2001, 703 с.
9. Американская география: современное состояние и перспективы. Составители: П. Джеймс, К. Джонс. М.: изд-во иностранной литературы, 1957, 502 с.
10. Аммосов Ю. Возвращение дружелюбного города.//Эксперт, №17 (464), 2005, с.58-63
11. Андреев Ю. Н. Эффект концентрации работы в транспортных системах.//Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта. М.: Наука, 1982.
12. Андреева Н.Н. Анализ транспортного обеспечения межрайонных связей РСФСР и вопросы развития сети железных дорог.//Региональные проблемы транспортно-экономических связей РСФСР. М.: СОПС, 1975, с.54-72
13. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. М.: Владос, 1999, 295 с.
14. Андрианов В.А. Перспективы развития транспортного комплекса.//Региональная экономика в инфор¬мационном измерении: модели, оценки, прогнозы. Сборник научных трудов. Под ред. Иванова Е.Ю.: Нижегородцева Р. М. Москва-Барнаул, 2003, с.25-35
15. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Региональная социально-экономическая география. Пермь, изд-во Пермского ун-та, 1994.
16. Аристакесян Г.Д., Казарян П.Л., Калиничев В.П. Дороги Якутии. М.: Галерия, 2004
17. Арсеньев С.П., Мезенев Н.И., Минаков М.С., Нудельман Р.И. Экономические проблемы транспорта СССР. М.: Транспорт, 1985, 183 с.
18. Архипов Ю.Р., Блажко Н.И., Григорьев С.В., Заботин Я.И., Трофимов А.М., Хузеев Р.Г. Математиче¬ские методы в географии (учебное пособие). Казань, изд-во КГУ, 1976, 352 с.
19. Атобателе С.О., Швец А.Б. Транспортно-географические районы Нигерии // Известия РГО. 1993. №1.
20. Атлас автомобильных дорог России. М.: ФСГи К., 1998.
21. Атлас автомобильных дорог СССР. М.: ГУГК, 1968.
22. Атлас автомобильных дорог СССР. М.: ГУГК, 1970.
23. Атлас автомобильных дорог. Содружество независимых государств. Ближнее и дальнее зарубежье. Минск, комитет государственных знаков при министерстве финансов РБ, 1996.
24. Атлас географический справочный. СССР и Мир. М.: ГУГК, 1987.
25. Атлас Кустанайской области. М.: ГУГК, 1963.
26. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков в Российской Федерации. Под ред. Шойгу С. К. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2005
27. Атлас схем корреспонденций крупногабаритных грузов. М.: ИКТП при Госплане СССР, 1980, 25 с.
28. Бабков В. Ф., Андреев О. Н. Проектирование автомобильных дорог. Часть1 М.: Транспорт, 1979.
29. Бабков В.Ф. Автомобильные дороги. М.: Транспорт, 1983, 280 с.
30. Багирова М.А. Методы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте тер¬риториально-распределительной образовательной системы. Автореферат диссертации канд. экон. наук. Воронеж, 2006, 20 с.
31. Байнхауэр, Э. Шмаке “Мир в 2000 году. Сборник международных прогнозов. М.: Прогресс, 1973.
32. Байсеркаев О.Н.: Бугроменко В.Н. Региональная пространственно-предметная среда (эксперимен¬тальная социально-экономическая география областных и районных таксонов). Алматы, «Руан», 1993.
33. Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Районирование международных трансграничных территорий./^!! научное совещание по прикладной географии. Иркутск, изд-во ИГ СО РАН, 2005, с.79-80
34. Бандман М.К., Малов В. Ю. Транспортный комплекс азиатской России: укрепление экономической безопасности. //Регионализм и централизм в территориальной организации общества и региональном развитии. М.: ИГ РАН, МАРС, 2001
35. Бандман М.К., Малов В.Ю., Ткаченко В.Я. Северо-Российская Европейская магистраль. //Регионализм и централизм в территориальной организации общества и региональном развитии. М.: ИГ РАН, МАРС, 2001
36. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Учпедгиз, 1960.
37. Баублис А.Б. Анализ и синтез территориальной сети.//Тенденции научно-технического прогресса на транспорте. Вильнюс, ИЭ АН ЛССР, с.40-63
152

38. Безруков Л. А. Транспортно-географическая континентальность России: понятие, оценка, динамика. Диссертация на соискание ученой степени д.г.н. Иркутск, 2006
39. Белоусов И. И. Проблемы географии транспорта.//Советская география: итоги и задачи. Москва, Го¬сударственное издательство географической литературы, 1960.
40. Беляков А.А. Внутренние пути России в правительственной политики правительства России в конце 19- начале 20 века.
41. Бендерский Ю.Г. Учет фактора доступности в диагностике социально-экономической асимметрии ре- гионов.//Новые факторы регионального развития. М.: ИГ РАН, МАРС, 1999
42. Блаватский В. Д. Природа и античное общество. М.: Наука, 1976.
43. Бойков В.Н., Шумилов Б.М. Сплайны в трассировании автомобильных дорог. Томск, изд-во ГУ Том¬ский ЦНТИ, 2001, 164 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ