ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 13
1.1. Сущность и понятия творческих способностей 13
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в детском
танцевальном коллективе
1.3 Особенности работы педагога-хореографа в детском
танцевальном коллективе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
2.1. Методы и организация исследования 47
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
В современных условиях развития Республики Казахстан, изменений, происходящих в сфере социально-экономической отрасли, культуре и образовании нашей страны, особое значение приобретает вопрос целостного и всестороннего обучения и воспитания подрастающего поколения. В обществе растет потребность в интеллектуальных, всесторонне развитых и творческих личностях, способных к самореализации и самостоятельному решению проблем, возникающих перед ними, с применением новых подходов и нестандартных решений, умению претворять их в жизнь. Все это в полной мере относится и к хореографическому образованию. В связи с этим возникает насущная необходимость в развитии не только профессиональной системы обучения танцевальному искусству, но и совершенствования художественного детского творчества, как первой ступени овладения мастерством хореографии.
Данная проблематика требует изучения особенностей развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах, разработки и внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения, как основы последующего совершенствования личности. В настоящее время самодеятельное творчество детей необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть общей культуры общества, так как детское хореографическое творчество является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к мировой и отечественной хореографической культуре.
Актуальность темы.
Детское хореографическое творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций, связанных с синтезом танцевальных форм и направлений при формировании репертуара детского коллектива. Кроме того, появляется много новых танцевальных стилей, направлений. В то же время, как показывает практика, новые тенденции подчас воспринимаются как отрицательные, не нужные детям. В свою очередь, часто наблюдается снижение интереса к традиционным танцевальным системам, классическому, народно-сценическому и казахскому танцам, потерей в хореографических композициях танцевальной образности, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях - джаз-танце, танец-модерн, фристайл, хип-хоп, техно, и др., - которые являются наиболее привлекательными для детей. Вместе с тем в современном обществе востребованы такие специалисты, которые обладали бы не только комплексом определённых знаний, умений, навыков, но также могли проявлять определённые творческие способности.
Эти обстоятельства требуют более внимательного обращения к истории детского хореографического творчества, к традициям, выработанным в процессе его исторического развития, с тем, чтобы в дальнейшем найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности. Только так можно развить творческие способности детей в правильном направлении. А это достижимо лишь в том случае, если в коллективе работает педагог- профессионал, знающий все особенности не только учебно-воспитательного процесса, но и развития творческих способностей детей.
Актуальной становится необходимость выявления роли педагога в правильной организации и функционировании учебно-воспитательного процесса в детском танцевальном коллективе для формирования у его участников как исполнительского и профессионального мастерства, так и нравственного, эстетического, патриотического и культурного самосознания, и на этой основе в полной мере развить их творческие способности.
Рассмотрению и раскрытию особенностей развития творческих способностей детей, а вместе с этим и особенностей работы педагога- хореографа в детском танцевальном коллективе, состоящей из воспитательной и учебно-тренировочной работы (исполнительского мастерства), тренажа, постановочной и репетиционной деятельности, посвящена данная диссертация.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:
- необходимостью всесторонней характеристики детского
хореографического творчества на современном этапе
- выявлением закономерностей и особенностей развития
творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах,
- востребованностью разработки спецкурса для будущих
педагогов-хореографов, чья творческая деятельность будет в дальнейшем связана с детскими танцевальными коллективами. Этот спецкурс должен объединить в себе весь передовой опыт, накопленный к настоящему времени в области обучения и воспитания детей средствами хореографического искусства, с целью наибольшего развития их творческих способностей. Спецкурс должен будет представлять собой систему понятий, положений, выводов, касающихся сущности и содержания особенностей работы педагога-хореографа в танцевальном коллективе.
В процессе использования данного спецкурса может быть достигнута цель формирования целостной педагогической системы у студентов и всесторонней подготовки будущих специалистов в условиях дальнейшего развития и продвижения национального танцевального искусства на мировой арене.
Степень исследованности темы.
Теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления в исследовании закономерностей развития искусства танца.
- изучению искусства хореографии посвящены работы Л.Д. Блок [1], Ф.В. Лопухова [2], В.М. Красовской [3], Ю.А. Бахрушина[4], В.В. Ванслова [5];
- исследованию детского хореографического творчества в целом, истории его зарождения, становления, Суриц [6], М.М. Фокина [7], К.Я. Голейзовского [8], Ю.И. Слонимского [9], Ю.М. Чурко [10], А.М. Мессерера [11], В.М. Гаевского [12], И.А. Моисеева [13], Г.Н. Добровольской [14], И.В. Ступникова [15], А.П.
- взаимодействию и взаимовлиянию танцевальных направлений, с специфическим особенностям развития детей средствами хореографии посвящены работы: В.И. Уральской [19], В.М. Захарова [20], Т.В. Пуртовой [21], А.Л. Сокольской [22], Л.Д. Ивлевой [23];
-исторические этапы развития детского хореографического творчества, особенно выделены в ряде трудов В. В. Окунева [24], Е. В. Коноровой [25], Ю. И. Громова [26].
В Казахстане к настоящему времени также накоплен большой опыт по работе в области хореографического искусства, в том числе детского.
Так проблемы становления самодеятельных коллективов, работы с детьми рассматривались учеными в направлениях, связанных с:
- изучением процесса становления национальной хореографии и педагогики хореографии (Г. Т. Жумасеитова [27], Т.О. Изим [28], Л. А. Николаева [29], Г. Ю. Саитова [30], и др.)
-исследованием проблем развития и пропаганды коллективов детского танцевального творчества (Д. Т. Абиров [31], Ш. Жиенкулова [32], О. В. Всеволодская-Голушкевич [33])
- изучением вопросов теории и методики профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузах (А. К. Кульбекова [34], Б. С. Тлеубаева [35]и др.)
Однако до настоящего времени больше внимания уделялось вопросам формирования танцевального репертуара, художественно-эстетическим аспектам детского хореографического творчества, чем особенностям формирования и развития творческого начала у детей, занимающихся в детских танцевальных коллективах. Также пока не существует трудов, в которых последовательно исследовались и анализировались особенности работы педагога-хореографа в детских танцевальных коллективах Казахстана.
Современные акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде - это относится и к хореографическому искусству. Хореографическое искусство, включающее в себе жанры как классического, так и народного танца, занимает важное место в эстетике пластического выражения самобытности, отвечающей мировым тенденциям танцевального искусства. В тоже время хореографическое образование очень консервативно и мало подвержено изменениям, инновациям, которые помимо физического совершенствования, способствуют развитию креативного мышления и самовыражения у детей, что так необходимо в современном мире.
Гипотеза: Если исследовать, обобщить и систематизировать особенности развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах, то это будет способствовать улучшению всей педагогической работы по обучению детей хореографическому искусству.
Объект исследования - процесс формирования и развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах.
Предмет исследования - особенности развития творческих способностей детей и методы работы педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе.
Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей детей средствами хореографии и работы педагога- хореографа в детском танцевальном коллективе для достижения наилучших результатов у детей при обучении хореографическому искусству.
Задачи:
• Рассмотреть и изучить особенности развития творческих способностей детей средствами хореографии.
• Обобщить и систематизировать методы работы ведущих педагогов-хореографов в детских танцевальных коллективах.
• Предложить пути решения основных проблем, возникающих у педагога-хореографа в процессе обучения детей хореографическому искусству в детских танцевальных коллективах, с целью получения наилучших результатов в процессе развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства.
Методологической основой исследования стал системный подход к вопросу об особенностях развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах как многоуровневому, многокомпонентному и развивающемуся явлению. Базовыми принципами стала педагогическая система А. Я. Вагановой, педагогические труды основоположников педагогики и психологии. Также принималось во внимание диалектическое единство теории и практики, зависимость формы от содержания, влияние внешних воздействий на внутренние изменения. В результате учебно-воспитательная работа по развитию творческих способностей детей средствами хореографии рассматривалась нами как единая, динамичная система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
Методы исследования.
В данной работе были использованы следующие теоретические методы исследования:
- методы анализа и синтеза;
- метод индукции и дедукции;
- метод сравнения и обобщения;
- методы абстрагирования и конкретизации;
- метод моделирования.
В качестве эмпирических (практических) методов исследований в исследовательской работе использовались:
- методы сбора и накопления информации (анализ литературных данных, опрос, наблюдение);
- методы контроля и измерения (тестирование, диагностика,
сравнение);
- методы обработки данных (математические, статистические,
графические, табличные);
- методы оценивания (собственное оценивание, экспертное оценивание, ранжирование);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (разработка рекомендаций, предложений, тестов).
Источники исследования:
1. Научные труды [монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, материалы конференций и др.], соответствующие теме диссертационного исследования;
2. Справочно-энциклопедическая литература, словари.
Практическая значимость.
Результаты полученных исследований и разработанная система основных составляющих процесса развития творческих способностей детей способствуют научному обоснованию педагогического обеспечения деятельности детских танцевальных коллективов с разным уровнем подготовки и возрастных особенностей. Рекомендации по усовершенствованию процесса развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах могут не только существенно повысить результативность творческой деятельности коллектива, но и добиться наилучших успехов в хореографическом образовании в целом.
Апробация работы.
По материалам диссертационной работы в печати были опубликованы следующие работы:
1. «Allegro-выразительное средство классического танца». Материалы Республиканской научно-практической конференции «Молодёжь и наука в современном мире» 1часть 2014г.Талдыкорган,2014.
2. «Казахстан би мурасынын, теориялыц жэне эдхснамалыц негга».
Сборник докладов III Республиканской педагогической научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Алматинского хореографического училища им.Селезнёва «Казахстанское хореографическое образование от истоков в будущее», Алматы 2014.
3. «Формирование балетной осанки у детей на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования». Научный журнал молодых ученых «Фундаментальная и прикладная наука» №2(6) 2017г. Челябинск, 2017.
Научная новизна работы заключается в том, что в данной диссертации впервые предпринята попытка целостного осмысления и раскрытия особенностей работы, направленной на наиболее полное раскрытие и развитие творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах. Кроме того, сделан анализ основных педагогических направлений в области обучения детей хореографии с точки зрения их эффективности в общем культурном развитии детского танцевального искусства. Также намечены пути решения проблем, возникающих у педагога-хореографа в процессе работы с детьми в танцевальных коллективах.
Положения, выносимые на защиту.
1. Изучение особенностей учебно-воспитательного процесса в детских танцевальных коллективах - важная часть работы по развитию творческих способностей детей средствами хореографии.
2. Анализ и обобщение передового опыта ведущих специалистов в области хореографии - основа учебной и творческой деятельности детских танцевальных коллективов.
3. Создание и правильная организация работы с детьми в детских танцевальных коллективах позволит получить лучшие результаты при развитии у детей творческих способностей средствами хореографии.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава теоретические основы развития творческих способностей детей состоит из трех параграфов.
В первом параграфе сущность и понятия творческих способностей рассматриваются понятия творческих способностей, анализируется опыт работы в области педагогики хореографии, накопленный к настоящему времени.
Во втором параграфе организация учебно-воспитательного процесса в детском танцевальном коллективе раскрываются теоретические основы педагогической деятельности в системе общего и хореографического образования.
В третьем параграфе особенности организационно-творческой деятельности педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе предоставлен анализ существующих методик работы с детьми на основе деятельности кружков и коллективов художественной самодеятельности.
Вторая глава опытно—экспериментальное исследование развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах состоит из двух параграфов.
В первом параграфе методы и организация исследования рассмотрены правила проведения экспериментов по внедрению новых методов и приемов для успешного учебно-воспитательного процесса в детских танцевальных коллективах.
Во втором параграфе анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана предлагаются пути развития творческих способностей детей на современном этапе, с разработкой спецкурса по организации занятий с детьми в детских танцевальных коллективах.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются выводы и предложения по дальнейшему использованию результатов работы.
База исследования: НАО Казахская национальная академия хореографии, ансамбль народного танца «Шалкыма» Государственной филармонии г.Астаны.
Тенденция возрождения национально-культурного наследия, в том числе хореографического, связана с приобретением Казахстаном суверенитета. В настоящее время, в начале нового тысячелетия законодательные документы, государственные программы в области культурного образования, искусства диктуют принятие кардинальных мер в решении правительственных задач развития общего и специального образования, в том числе хореографического.
Вместе с тем значительно возросли и требования к сценической хореографии - к техническим приемам, к большей усложненности театрального действия. Однако с ростом «количественной» стороны - технической оснащенности исполнения - часто на второй план уходит духовность хореографии, а ведь любое искусство становится понятным, если в него включена личность исполнителя, автора постановки, его мировоззрение, знание своего «предмета». Вот почему сегодня возрастает роль личности педагога-хореографа, в том числе педагога-хореографа, работающего в детском танцевальном коллективе. Ведь детские танцевальные коллективы - начальная, и очень важная ступень всей системы обучения хореографическому мастерству.
Как показывает исследование, основы обучения и воспитания педагогических кадров для хореографических коллективов в Казахстане были заложены еще в 30-е годы ХХ века. Становление и развитие профессиональной педагогики хореографии Казахстана является результатом разносторонней педагогической и общественной деятельности известных отечественных педагогов-балетмейстеров, работавших с детьми и успешно развивавших их творческие способности.
Данная работа направлена на изучение особенностей работы педагога-хореографа по выявлению и развитию творческого потенциала детей, занимающихся в танцевальных коллективах. Педагогический опыт, накопленный хореографами, работающими в таких коллективах, их педагогические идеи, методы и принципы имеют огромное значение для развития детского хореографического образования. Учебно-воспитательный процесс по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах и деятельность выдающихся педагогов- хореографов Казахстана, стоящих у истоков формирования этого процесса, мы рассматриваем в соответствии с принципом преемственности и новаторства, а также с исторической обстановкой и социальными условиями того времени, в которое проходило становление таких коллективов. В связи с этим можно выделить несколько этапов, которые учебно-воспитательный процесс в детских танцевальных коллективах Казахстана, направленный на развитие творческого потенциала детей, прошёл в своем историческом развитии.
1. Для I этапа, обозначенного нами как «этап формирования работы по воспитанию творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе», характерными особенностями явилось, прежде всего, то, что развитие танцевального искусства в республике проходило на фоне формирования нового общества, осуществления плана «культурной революции». О значении этого периода в развитии национальной танцевальной культуры свидетельствуют следующие факторы: усиление удельного веса танцев во всех сценических постановках того времени; появление и расширение сети хореографических студий и кружков; обращение к бытовой, обрядовой танцевальной культуре, зарождение национального профессионального балета как вида искусства, возникшего на стыке народных и классических традиций (биокультура). На данном этапе основу работы педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе составлял практический показ, с целью научить детей базовым движениям народных танцев. Основными в их деятельности на данном этапе развития учебно-воспитательного процесса стали такие методы и принципы, как доступность, посильность обучения, связь содержания образования с общественно-политической жизнью страны. Воспитывающая функция обучения была одной из самых важных на тот момент становления танцевальных коллективов Казахстана, а наглядный метод обучения, передача знаний посредством исполнения педагогом основных танцевальных движений стал основным при изучении репертуара.
2. Отличительной особенностью II этапа, который можно обозначить как «этап развития профессиональной организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе» является то, что в данный период возрастает роль отечественных педагогов-балетмейстеров - Д. Абирова, Ш. Жиенкуловой. Их заслугой является то, что они сумели выявить тенденции народной танцевальной культуры, раскрыть и решить вопросы дальнейшего ее развития, в том числе через создание детских танцевальных коллективов и организацию работы в них. В результате чего, на основе обобщения всего накопленного опыта, была создана стройная целостная система обучения и воспитания будущих кадров для профессионального танцевального искусства Казахстана. Также они впервые в Казахстане дали подробный анализ и классификацию специфических особенностей национальной танцевальной культуры, и на их основе сумели создать первые образцы классической национальной хореографии.
На этом этапе развития детских танцевальных коллективов в Казахстане были сформированы принципы работы педагогов-хореографов в них. В данный период была также разработана единая программа обучения в детском танцевальном коллективе, выработаны единые методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Основными принципами обучения стали: систематичность посредством разделения учебного процесса на основные предметы хореографического цикла, последовательность обучения. Методы и приемы, используемые при обучении, такие, как наглядность, практическое усвоение изученного материала посредством исполнительской деятельности, были направлены не только на наиболее полное усвоение навыков танцевального мастерства, но и на развитие творческих способностей ребёнка.
3. Этап работы по улучшению процесса развития творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе на современном этапе характеризуется дальнейшим совершенствованием системы обучения хореографическому мастерству. Педагогическая деятельность хореографов в таком коллективе, основанная на тщательном изучении наследия основоположников казахской балетной педагогики, направлена на достижение наилучших результатов при обучении и воспитании детей. Их творчество - основа для дальнейшего развития профессионального хореографического образования как в плане подготовки квалифицированных исполнителей, так и в плане воспитания новых педагогических кадров. Основными задачами учебно-воспитательного процесса на современном этапе являются активность обучения, прочность усвоенных знаний, осознанный выбор детей в плане изучения танцевального искусства, а также обратная связь «педагог - ребёнок - педагог».
На первый план выдвигается совместная деятельность учителя и ученика, не менее важными становятся такие методы обучения, как исследовательские и проблемно-поисковые.
4. Педагогическая деятельность хореографов, работающих с детьми в танцевальных коллективах и направленная на развитие творческих способностей ребёнка, имеет важное значение также при воспитании кадров для профессиональной национальной педагогики хореографии. Нашей стране необходимы высококвалифицированные специалисты, люди со сформировавшимся мировоззрением, ориентирующиеся в проблемах современной культуры, знающих и в то же время ценящих духовную культуру, традиции и обычаи своего народа. Эти современные требования, предъявляемые к повышению профессиональных качеств будущих специалистов в области хореографического искусства, обусловливают необходимость изучения и использования ценнейшего опыта, накопленного за время существования отечественной педагогики хореографии.
Поэтому основным результатом наших исследований стала разработка спецкурса «Организация работы по воспитанию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана», направленного на изучение особенностей работы педагогов-хореографов с детьми, а также изучение педагогического наследия родоначальников отечественной педагогики хореографии.
Мы исходили из того, что только при планомерном и системном усвоении знаний можно добиться от детей эффективности обучения, образования и воспитания, что обеспечивает необходимый уровень и качество их танцевального мастерства. Исходя из сказанного, мы попытались применить систему изучения особенностей работы педагога- хореографа по выявлению и развитию творческого потенциала детей в детских танцевальных коллективах, для улучшения качества и эффективности методов работы педагогов-хореографов, занимающихся с детьми. Их деятельность должна включать в себя следующие основные направления: педагогические идеи и принципы, систему обучения танцевальному искусству, балетмейстерское мастерство, общественную деятельность, работу по пропаганде национальной хореографии.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации:
• в современных условиях коренного обновления подготовки специалистов-хореографов следует решить вопросы всестороннего и глубокого исследования недостаточно изученного сегодня педагогического наследия хореографов, работавших на ранних этапах формирования национальной хореографии, и продолжающих работать в детских танцевальных коллективах Казахстана в настоящее время;
• в целях обеспечения эффективности процесса подготовки будущих
специалистов для детских танцевальных коллективов (педагогов, руководителей коллективов) следует отвести достойное место их
ознакомлению с системой педагогических идей родоначальников отечественной хореографии, а также с особенностями работы по воспитанию творческих способностей детей в танцевальных коллективах;
• необходима также разработка учебно-методических пособий по изучению творческого наследия выдающихся педагогов-хореографов Казахстана, создание фонда специальной литературы по истории детских танцевальных коллективов, а также разработка и внедрение, на основе информационных технологий, электронного пособия по изучению уже существующих и апробированных методик развития творческих способностей детей - участников танцевальных коллективов.
Итак, система обучения в детских танцевальных коллективах в Казахстане развивалась вместе со становлением и развитием общей системы народного образования, науки и культуры. Педагоги, стоявшие у истоков зарождения отечественной хореографии, формирования основ работы по воспитанию творческих способностей детей в танцевальных коллективах, в силу разносторонности своих интересов, глубоких знаний, вышедшие из числа народа, явились первыми организаторами системы обучения детей хореографическому мастерству. В своей творческой деятельности они, решая общие вопросы образования, просвещения, культуры, вместе с тем закладывали фундамент педагогики хореографии. Осуществленное исследование в связи с многоплановостью, малочисленностью фактического материала и глубиной проблемы не претендует на всестороннее и полное раскрытие избранной тематики.
По-нашему глубокому убеждению, изучение особенностей работы по выявлению, воспитанию и дальнейшему развитию творческих способностей детей, занимающихся в детских танцевальных коллективах, должно быть продолжено. Также необходимо изучение основных аспектов функционирования таких коллективов, а также правильная организация работы педагога-хореографа, занимающегося с детьми. Данное исследование будет способствовать развитию всей системы хореографического образования и танцевального искусства Казахстана.
1. Блок Л. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987.
2. Лопухов Ф. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925; Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете / Литературная редакция и вступит. статья Ю. Слонимского. М.: Искусство, 1966; Лопухов Ф. Вглубь хореографии. М.: Фолиум, 2003.
3. Красовская В. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1967; Красовская В. Русский балетный театр XX века. 1. Хореографы. Л.: Искусство, 1971; Красовская В. Русский балетный театр XX века. 2. Танцовщики. Л.: Искусство, 1972; Красовская В. Ваганова. Л.: Искусство, 1989; Красовская В. Профили танца. СПб. АРБ им. А.Я. Вагановой, 1999.
4. Бахрушин Ю. История русского балета. М.: Просвещение, 1977.
5. Ванслов В. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1980; Ванслов В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности / Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1979; Ванслов В. Художественный опыт России XX века / Художественная культура XX века // Развитие пластических искусств: Сборник статей. М.: Русское слово, 2002.
6. Суриц Е. Хореографическое искусство двадцатых годов / Тенденции развития. М.: Искусство, 1979.
7. Фокин М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. 2-е изд. Л.: Искусство, 1981.
8. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.:Искусство, 1964.
9. Слонимский Ю.И. В честь танца. М.: Искусство, 1968.
10. Чурко Ю. На пути к поэтически-философскому постижению жизни / Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1979; Чурко Ю. Проблемы ставит время // Советский
балет. 1982. № 1; Чурко Ю.М. Народно-сценическая хореография и
фольклор // Советский балет. 1985. № 1-2 (20-21).
11. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 1990.
12. Гаевский В. Дивертисмент / Судьбы классического балета. М.: Искусство, 1981; Гаевский В. Дом Петипа. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
13. Моисеев И. Я вспоминаю. М.: Согласие, 2001.
14. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975.
15. Ступников И.В. Олег Виноградов: Очерк творчества. Л.: Музыка, 1984.
16. Кириллов А. Языковый аспект художественно-образной природы танцевального движения. Автореферат дисс. . канд. искусств. наук / ГИТИС им. А.В. Луначарского. М., 1988; Кириллов А.П. Язык танца: Монография. М.: МГУКИ, 2004.
17. Герасимова И. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. № 4.
18. Катышева Д.Н. Магия таланта. СПб.: Нестор, 2005.
19. Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния
народного и профессионального искусства: на материале хореографии. Автореферат диссертации кандидата философских наук / МГИК. М., 1969; Уральская В. Природа танца / В помощь художественной самодеятельности. № 17. М.: Советская Россия, 1981; Уральская В.
Рождение танца / В помощь художественной самодеятельности. № 18. М.: Советская Россия, 1982; Уральская В.И., Пуртова Т.В. Хореографическая самодеятельность / Самодеятельное художественное творчество в СССР // Очерки истории: конец 1950-х - начало 1990-х г.г. Сб. статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
20. Захаров В.М. Русская народная хореография в системе регионально-этнографической культуры России. Автореферат диссертации доктора культурологии / Государственная академия славянской культуры. М., 2004; Захаров В. Радуга русского танца / В помощь художественной самодеятельности. № 5. М.: Советская Россия, 1986.
21. Пуртова Т.В. Этапы становления хореографического искусства на любительской сцене в период 1917-1941 г.г. Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. / ГИТИС им. А.В. Луначарского. М., 1990.
22. Сокольская А.Л. Пластика и танец в самодеятельном творчестве / Самодеятельное художественное творчество в СССР // Очерки истории: 1917-1932 г.г. Сб. статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000; Сокольская А.Л. Танцевальная самодеятельность / Самодеятельное художественное творчество в СССР // Очерки истории: 1930-1950 г.г. Сб. статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
23. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
24. Русские народные хороводы и танцы: методический сборник для работы с детьми / Сост. В.В. Окунева. М.: АПН РСФСР, 1948.
25. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства / Под ред. Е.В. Коноровой. М.: АПН РСФСР, 1953.
26. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском
хореографическом коллективе: учебное пособие. Л.: Типография
Государственной публичной библиотеки, 1962; Громов Ю.И. Танцуйте, дети / Репертуар для детских танцевальных коллективов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1967; Громов Ю.И. Работа педагога- балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.
27. Жумасеитова Г.Т. Казахский балетный театр на рубеже 1955¬1975 гг.: диссертация кандидата искусствоведения. 17.00.01 - Алматы, 1999.
28. Изим Т.О. «Развитие казахского танца на примере ансамблей «Салтанат» и «Алтынай»»: диссертация кандидата искусствоведения. - Алматы, 2005.
29. Николаева Л.А. «История балетной педагогики Казахстана». - Алматы, 2012.- 56с., 160с.
30. Саитова Г.Ю. Развитие уйгурского танца на профессиональной сцене: диссертация кандидата искусствоведения. 17.00.01 - Алматы, 2005. - 170 с.
31. Абиров Д.Т. Истоки и основные элементы казахской народной хореографии. - Алма-Ата: Салтанат, 1992.
32. Жиенкулова Ш. Казахские танцы. - Алма-Ата: Онер, 1955. - 180 с.
33. Всеволодская -Галушкевич О.В. «Баксы ойыны» Алма-Ата: Рауан, 1996.
34. Кульбекова А.К. Теория и методика преподавания казахского танца в вузах культуры и искусства: диссертация канд. пед. наук 13.00.08 - Алматы, 2001.
35. Тлеубаева Б.С. Формирование профессионально значимых
качеств будущего педагога-хореографа: диссертация кандидата
педагогических - Алматы, 2005
36. Бильченко Г.О. Влияние эстетического воспитания на формирование отношений, учащихся в хореографическом коллективе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Государственный Педагогический институт им. А.И. Герцена. Л., 1971.
37. Константиновский В.С. Учить прекрасному. М.: Молодая гвардия, 1973.
38. Хазанова Т.Б. Воспитание средствами хореографии в самодеятельном танцевальном коллективе / Танцуют уральцы. Сборник статей / Редколл. А.И. Лазарев и др. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1975.
39. Куруленко Э.А. Становление педагогической теории
самодеятельного хореографического творчества в СССР: учебно¬
методическая разработка. Куйбышев: КГИК, 1980.
40. Учебно-воспитательная работа в детском хореографическом коллективе: Методические рекомендации / Сост. Г. Кореневский. Л.: Типография № 2 Ленуприздата, 1982.
41. М.С. Боголюбской «Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания» Москва: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
42. Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной «Учите детей танцевать» M.: Владос, 2001.
43. В. Мекишева и Г.Бисеновой «Казахский Государственный Академический театр оперы и балета им.Абая», Алма-Ата: Казгослитиздат, 1954.
44. Н.И.Львова «Казахский театр. Очерк истории» Алма-Ата, 1957.
45. А.К.Канапина, Л.И.Варшавского «Искусство Казахстана» Алма- Ата, 1958.
46. Абиров Д.Т. История казахского танца. - Алма-Ата: Салтанат, 1997.
47. Е.В.Бондаревская Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры //Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовск. сб. научн. трудов. -РГПИ, 1989.-140с. С.3-20.
48. Б. П. Битинас Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971
49. А. Лопухова, А, Бочарова и А. Ширяева «Основы характерного танца» издательство Лань, Планета музыки, 2007.
50. Жукенова С.Б. Социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографичского искусства в Казахстане: диссертация кандидата педагогических наук. 13.00.08 - Алматы, 1996.
51. Шанкибаева А.Б. Казахская хореография: развитие форм и
художественных средств: диссертация кандидата искусствоведения
17.00.01 - Алматы, 2006.
52. А.В. Петровского «Личность, деятельность, коллектив» - М., 1982. - 367с.
53. В.И. Зверева «Диагностика и экспертиза педагогической
деятельности». - М., 1998. - 187с.
54. В.И. Зверева «Диагностика и экспертиза педагогической
деятельности». - М., 1998. - 187с.
55. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989. - 285 с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. - М., 2002. - 563 с.
56. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999. - 289 с.
57. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975. - 301 с.
58. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975. - 238 с.
59. Загвязинский В.И. Движущие вилы учебно-воспитательного процесса. - Тюмень, 1978. - 298 с.
60. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или как интересно преподавать. - Аматы,2009. - 344 с.
61. Байтукаев А.Ш. Становление и развитие научно¬
исследовательской работы студентов в системе высшего образования Казахстана (1928-1986 гг.): диссертации кандидата педагогических наук. - Алматы, 2002. - 267 с.
62. Митчелл П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций, технологий. - Л., 1978. - 108 с.
63. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М., 1974. - 253 с.
64. Автухов И.Г., Огородников И.Т., Хайт И.А. Организация и методика работы в высшей школе. - М.: Просвещение, 1994. - 217 с.
65. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. - Челябинск: ФПК, 1990. - 53 с.
66. Загвязинский В.И. Движущие вилы учебно-воспитательного процесса. - Тюмень, 1978. - 298 с.
67. Отчет учебной части за 1940-41 гг. //ЦГА, ф.6, оп. 1, св. 1, д. 13, с. 7.
68. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1974. - 387 с.
69. Найденко М.К. Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры. - Л.: Знание, 1989. - 135 с.
70. Харкин В.Н. Педагогическая импровизация. - М.: АПН СССР, 1989. - 187 с.
71. Основы педагогического мастерства: Учебно-методическое пособие для специалистов вузов. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
72. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. - М., 2003. - 256 с.
73. Анарбек Н. Вариативность образования как модельная
компонента сравнительно-педагогической системы: диссертации
кандидата педагогических наук - Астана, 2008. - С.146
74. Кузьмина Н.В., Князева Г.М. Контент-анализ /Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 118 с.
75. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 77 с.
76. Концепция этнокультурного образования в РК /Казахстанская правда. - 2003. - 7 августа.
77. Госпрограмма «Образование». - Алматы, 2000
78. Николаева Л. А. «Казахстан балет педагогикасыныц тарихы» - Алматы, Ерекет-принт, 2017.- 154 с.