ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 13
1.1. Сущность и понятия творческих способностей 13
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в детском
танцевальном коллективе
1.3 Особенности работы педагога-хореографа в детском
танцевальном коллективе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
2.1. Методы и организация исследования 47
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 13
1.1. Сущность и понятия творческих способностей 13
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса в детском
танцевальном коллективе
1.3 Особенности работы педагога-хореографа в детском
танцевальном коллективе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
2.1. Методы и организация исследования 47
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
В современных условиях развития Республики Казахстан, изменений, происходящих в сфере социально-экономической отрасли, культуре и образовании нашей страны, особое значение приобретает вопрос целостного и всестороннего обучения и воспитания подрастающего поколения. В обществе растет потребность в интеллектуальных, всесторонне развитых и творческих личностях, способных к самореализации и самостоятельному решению проблем, возникающих перед ними, с применением новых подходов и нестандартных решений, умению претворять их в жизнь. Все это в полной мере относится и к хореографическому образованию. В связи с этим возникает насущная необходимость в развитии не только профессиональной системы обучения танцевальному искусству, но и совершенствования художественного детского творчества, как первой ступени овладения мастерством хореографии.
Данная проблематика требует изучения особенностей развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах, разработки и внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения, как основы последующего совершенствования личности. В настоящее время самодеятельное творчество детей необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть общей культуры общества, так как детское хореографическое творчество является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к мировой и отечественной хореографической культуре.
Актуальность темы.
Детское хореографическое творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций, связанных с синтезом танцевальных форм и направлений при формировании репертуара детского коллектива. Кроме того, появляется много новых танцевальных стилей, направлений. В то же время, как показывает практика, новые тенденции подчас воспринимаются как отрицательные, не нужные детям. В свою очередь, часто наблюдается снижение интереса к традиционным танцевальным системам, классическому, народно-сценическому и казахскому танцам, потерей в хореографических композициях танцевальной образности, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях - джаз-танце, танец-модерн, фристайл, хип-хоп, техно, и др., - которые являются наиболее привлекательными для детей. Вместе с тем в современном обществе востребованы такие специалисты, которые обладали бы не только комплексом определённых знаний, умений, навыков, но также могли проявлять определённые творческие способности.
Эти обстоятельства требуют более внимательного обращения к истории детского хореографического творчества, к традициям, выработанным в процессе его исторического развития, с тем, чтобы в дальнейшем найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности. Только так можно развить творческие способности детей в правильном направлении. А это достижимо лишь в том случае, если в коллективе работает педагог- профессионал, знающий все особенности не только учебно-воспитательного процесса, но и развития творческих способностей детей.
Актуальной становится необходимость выявления роли педагога в правильной организации и функционировании учебно-воспитательного процесса в детском танцевальном коллективе для формирования у его участников как исполнительского и профессионального мастерства, так и нравственного, эстетического, патриотического и культурного самосознания, и на этой основе в полной мере развить их творческие способности.
Рассмотрению и раскрытию особенностей развития творческих способностей детей, а вместе с этим и особенностей работы педагога- хореографа в детском танцевальном коллективе, состоящей из воспитательной и учебно-тренировочной работы (исполнительского мастерства), тренажа, постановочной и репетиционной деятельности, посвящена данная диссертация.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:
- необходимостью всесторонней характеристики детского
хореографического творчества на современном этапе
- выявлением закономерностей и особенностей развития
творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах,
- востребованностью разработки спецкурса для будущих
педагогов-хореографов, чья творческая деятельность будет в дальнейшем связана с детскими танцевальными коллективами. Этот спецкурс должен объединить в себе весь передовой опыт, накопленный к настоящему времени в области обучения и воспитания детей средствами хореографического искусства, с целью наибольшего развития их творческих способностей. Спецкурс должен будет представлять собой систему понятий, положений, выводов, касающихся сущности и содержания особенностей работы педагога-хореографа в танцевальном коллективе.
В процессе использования данного спецкурса может быть достигнута цель формирования целостной педагогической системы у студентов и всесторонней подготовки будущих специалистов в условиях дальнейшего развития и продвижения национального танцевального искусства на мировой арене.
Степень исследованности темы.
Теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления в исследовании закономерностей развития искусства танца.
- изучению искусства хореографии посвящены работы Л.Д. Блок [1], Ф.В. Лопухова [2], В.М. Красовской [3], Ю.А. Бахрушина[4], В.В. Ванслова [5];
- исследованию детского хореографического творчества в целом, истории его зарождения, становления, Суриц [6], М.М. Фокина [7], К.Я. Голейзовского [8], Ю.И. Слонимского [9], Ю.М. Чурко [10], А.М. Мессерера [11], В.М. Гаевского [12], И.А. Моисеева [13], Г.Н. Добровольской [14], И.В. Ступникова [15], А.П.
- взаимодействию и взаимовлиянию танцевальных направлений, с специфическим особенностям развития детей средствами хореографии посвящены работы: В.И. Уральской [19], В.М. Захарова [20], Т.В. Пуртовой [21], А.Л. Сокольской [22], Л.Д. Ивлевой [23];
-исторические этапы развития детского хореографического творчества, особенно выделены в ряде трудов В. В. Окунева [24], Е. В. Коноровой [25], Ю. И. Громова [26].
В Казахстане к настоящему времени также накоплен большой опыт по работе в области хореографического искусства, в том числе детского.
Так проблемы становления самодеятельных коллективов, работы с детьми рассматривались учеными в направлениях, связанных с:
- изучением процесса становления национальной хореографии и педагогики хореографии (Г. Т. Жумасеитова [27], Т.О. Изим [28], Л. А. Николаева [29], Г. Ю. Саитова [30], и др.)
-исследованием проблем развития и пропаганды коллективов детского танцевального творчества (Д. Т. Абиров [31], Ш. Жиенкулова [32], О. В. Всеволодская-Голушкевич [33])
- изучением вопросов теории и методики профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузах (А. К. Кульбекова [34], Б. С. Тлеубаева [35]и др.)
Однако до настоящего времени больше внимания уделялось вопросам формирования танцевального репертуара, художественно-эстетическим аспектам детского хореографического творчества, чем особенностям формирования и развития творческого начала у детей, занимающихся в детских танцевальных коллективах. Также пока не существует трудов, в которых последовательно исследовались и анализировались особенности работы педагога-хореографа в детских танцевальных коллективах Казахстана.
Современные акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде - это относится и к хореографическому искусству. Хореографическое искусство, включающее в себе жанры как классического, так и народного танца, занимает важное место в эстетике пластического выражения самобытности, отвечающей мировым тенденциям танцевального искусства. В тоже время хореографическое образование очень консервативно и мало подвержено изменениям, инновациям, которые помимо физического совершенствования, способствуют развитию креативного мышления и самовыражения у детей, что так необходимо в современном мире.
Гипотеза: Если исследовать, обобщить и систематизировать особенности развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах, то это будет способствовать улучшению всей педагогической работы по обучению детей хореографическому искусству.
Объект исследования - процесс формирования и развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах.
Предмет исследования - особенности развития творческих способностей детей и методы работы педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе.
Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей детей средствами хореографии и работы педагога- хореографа в детском танцевальном коллективе для достижения наилучших результатов у детей при обучении хореографическому искусству.
Задачи:
• Рассмотреть и изучить особенности развития творческих способностей детей средствами хореографии.
• Обобщить и систематизировать методы работы ведущих педагогов-хореографов в детских танцевальных коллективах.
• Предложить пути решения основных проблем, возникающих у педагога-хореографа в процессе обучения детей хореографическому искусству в детских танцевальных коллективах, с целью получения наилучших результатов в процессе развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства.
Методологической основой исследования стал системный подход к вопросу об особенностях развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах как многоуровневому, многокомпонентному и развивающемуся явлению. Базовыми принципами стала педагогическая система А. Я. Вагановой, педагогические труды основоположников педагогики и психологии. Также принималось во внимание диалектическое единство теории и практики, зависимость формы от содержания, влияние внешних воздействий на внутренние изменения. В результате учебно-воспитательная работа по развитию творческих способностей детей средствами хореографии рассматривалась нами как единая, динамичная система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
Методы исследования.
В данной работе были использованы следующие теоретические методы исследования:
- методы анализа и синтеза;
- метод индукции и дедукции;
- метод сравнения и обобщения;
- методы абстрагирования и конкретизации;
- метод моделирования.
В качестве эмпирических (практических) методов исследований в исследовательской работе использовались:
- методы сбора и накопления информации (анализ литературных данных, опрос, наблюдение);
- методы контроля и измерения (тестирование, диагностика,
сравнение);
- методы обработки данных (математические, статистические,
графические, табличные);
- методы оценивания (собственное оценивание, экспертное оценивание, ранжирование);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (разработка рекомендаций, предложений, тестов).
Источники исследования:
1. Научные труды [монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, материалы конференций и др.], соответствующие теме диссертационного исследования;
2. Справочно-энциклопедическая литература, словари.
Практическая значимость.
Результаты полученных исследований и разработанная система основных составляющих процесса развития творческих способностей детей способствуют научному обоснованию педагогического обеспечения деятельности детских танцевальных коллективов с разным уровнем подготовки и возрастных особенностей. Рекомендации по усовершенствованию процесса развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах могут не только существенно повысить результативность творческой деятельности коллектива, но и добиться наилучших успехов в хореографическом образовании в целом.
Апробация работы.
По материалам диссертационной работы в печати были опубликованы следующие работы:
1. «Allegro-выразительное средство классического танца». Материалы Республиканской научно-практической конференции «Молодёжь и наука в современном мире» 1часть 2014г.Талдыкорган,2014.
2. «Казахстан би мурасынын, теориялыц жэне эдхснамалыц негга».
Сборник докладов III Республиканской педагогической научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Алматинского хореографического училища им.Селезнёва «Казахстанское хореографическое образование от истоков в будущее», Алматы 2014.
3. «Формирование балетной осанки у детей на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования». Научный журнал молодых ученых «Фундаментальная и прикладная наука» №2(6) 2017г. Челябинск, 2017.
Научная новизна работы заключается в том, что в данной диссертации впервые предпринята попытка целостного осмысления и раскрытия особенностей работы, направленной на наиболее полное раскрытие и развитие творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах. Кроме того, сделан анализ основных педагогических направлений в области обучения детей хореографии с точки зрения их эффективности в общем культурном развитии детского танцевального искусства. Также намечены пути решения проблем, возникающих у педагога-хореографа в процессе работы с детьми в танцевальных коллективах.
Положения, выносимые на защиту.
1. Изучение особенностей учебно-воспитательного процесса в детских танцевальных коллективах - важная часть работы по развитию творческих способностей детей средствами хореографии.
2. Анализ и обобщение передового опыта ведущих специалистов в области хореографии - основа учебной и творческой деятельности детских танцевальных коллективов.
3. Создание и правильная организация работы с детьми в детских танцевальных коллективах позволит получить лучшие результаты при развитии у детей творческих способностей средствами хореографии.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава теоретические основы развития творческих способностей детей состоит из трех параграфов.
В первом параграфе сущность и понятия творческих способностей рассматриваются понятия творческих способностей, анализируется опыт работы в области педагогики хореографии, накопленный к настоящему времени.
Во втором параграфе организация учебно-воспитательного процесса в детском танцевальном коллективе раскрываются теоретические основы педагогической деятельности в системе общего и хореографического образования.
В третьем параграфе особенности организационно-творческой деятельности педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе предоставлен анализ существующих методик работы с детьми на основе деятельности кружков и коллективов художественной самодеятельности.
Вторая глава опытно—экспериментальное исследование развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах состоит из двух параграфов.
В первом параграфе методы и организация исследования рассмотрены правила проведения экспериментов по внедрению новых методов и приемов для успешного учебно-воспитательного процесса в детских танцевальных коллективах.
Во втором параграфе анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана предлагаются пути развития творческих способностей детей на современном этапе, с разработкой спецкурса по организации занятий с детьми в детских танцевальных коллективах.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются выводы и предложения по дальнейшему использованию результатов работы.
База исследования: НАО Казахская национальная академия хореографии, ансамбль народного танца «Шалкыма» Государственной филармонии г.Астаны.
Данная проблематика требует изучения особенностей развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах, разработки и внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения, как основы последующего совершенствования личности. В настоящее время самодеятельное творчество детей необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть общей культуры общества, так как детское хореографическое творчество является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к мировой и отечественной хореографической культуре.
Актуальность темы.
Детское хореографическое творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций, связанных с синтезом танцевальных форм и направлений при формировании репертуара детского коллектива. Кроме того, появляется много новых танцевальных стилей, направлений. В то же время, как показывает практика, новые тенденции подчас воспринимаются как отрицательные, не нужные детям. В свою очередь, часто наблюдается снижение интереса к традиционным танцевальным системам, классическому, народно-сценическому и казахскому танцам, потерей в хореографических композициях танцевальной образности, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях - джаз-танце, танец-модерн, фристайл, хип-хоп, техно, и др., - которые являются наиболее привлекательными для детей. Вместе с тем в современном обществе востребованы такие специалисты, которые обладали бы не только комплексом определённых знаний, умений, навыков, но также могли проявлять определённые творческие способности.
Эти обстоятельства требуют более внимательного обращения к истории детского хореографического творчества, к традициям, выработанным в процессе его исторического развития, с тем, чтобы в дальнейшем найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности. Только так можно развить творческие способности детей в правильном направлении. А это достижимо лишь в том случае, если в коллективе работает педагог- профессионал, знающий все особенности не только учебно-воспитательного процесса, но и развития творческих способностей детей.
Актуальной становится необходимость выявления роли педагога в правильной организации и функционировании учебно-воспитательного процесса в детском танцевальном коллективе для формирования у его участников как исполнительского и профессионального мастерства, так и нравственного, эстетического, патриотического и культурного самосознания, и на этой основе в полной мере развить их творческие способности.
Рассмотрению и раскрытию особенностей развития творческих способностей детей, а вместе с этим и особенностей работы педагога- хореографа в детском танцевальном коллективе, состоящей из воспитательной и учебно-тренировочной работы (исполнительского мастерства), тренажа, постановочной и репетиционной деятельности, посвящена данная диссертация.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:
- необходимостью всесторонней характеристики детского
хореографического творчества на современном этапе
- выявлением закономерностей и особенностей развития
творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах,
- востребованностью разработки спецкурса для будущих
педагогов-хореографов, чья творческая деятельность будет в дальнейшем связана с детскими танцевальными коллективами. Этот спецкурс должен объединить в себе весь передовой опыт, накопленный к настоящему времени в области обучения и воспитания детей средствами хореографического искусства, с целью наибольшего развития их творческих способностей. Спецкурс должен будет представлять собой систему понятий, положений, выводов, касающихся сущности и содержания особенностей работы педагога-хореографа в танцевальном коллективе.
В процессе использования данного спецкурса может быть достигнута цель формирования целостной педагогической системы у студентов и всесторонней подготовки будущих специалистов в условиях дальнейшего развития и продвижения национального танцевального искусства на мировой арене.
Степень исследованности темы.
Теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления в исследовании закономерностей развития искусства танца.
- изучению искусства хореографии посвящены работы Л.Д. Блок [1], Ф.В. Лопухова [2], В.М. Красовской [3], Ю.А. Бахрушина[4], В.В. Ванслова [5];
- исследованию детского хореографического творчества в целом, истории его зарождения, становления, Суриц [6], М.М. Фокина [7], К.Я. Голейзовского [8], Ю.И. Слонимского [9], Ю.М. Чурко [10], А.М. Мессерера [11], В.М. Гаевского [12], И.А. Моисеева [13], Г.Н. Добровольской [14], И.В. Ступникова [15], А.П.
- взаимодействию и взаимовлиянию танцевальных направлений, с специфическим особенностям развития детей средствами хореографии посвящены работы: В.И. Уральской [19], В.М. Захарова [20], Т.В. Пуртовой [21], А.Л. Сокольской [22], Л.Д. Ивлевой [23];
-исторические этапы развития детского хореографического творчества, особенно выделены в ряде трудов В. В. Окунева [24], Е. В. Коноровой [25], Ю. И. Громова [26].
В Казахстане к настоящему времени также накоплен большой опыт по работе в области хореографического искусства, в том числе детского.
Так проблемы становления самодеятельных коллективов, работы с детьми рассматривались учеными в направлениях, связанных с:
- изучением процесса становления национальной хореографии и педагогики хореографии (Г. Т. Жумасеитова [27], Т.О. Изим [28], Л. А. Николаева [29], Г. Ю. Саитова [30], и др.)
-исследованием проблем развития и пропаганды коллективов детского танцевального творчества (Д. Т. Абиров [31], Ш. Жиенкулова [32], О. В. Всеволодская-Голушкевич [33])
- изучением вопросов теории и методики профессиональной подготовки педагогов-хореографов в вузах (А. К. Кульбекова [34], Б. С. Тлеубаева [35]и др.)
Однако до настоящего времени больше внимания уделялось вопросам формирования танцевального репертуара, художественно-эстетическим аспектам детского хореографического творчества, чем особенностям формирования и развития творческого начала у детей, занимающихся в детских танцевальных коллективах. Также пока не существует трудов, в которых последовательно исследовались и анализировались особенности работы педагога-хореографа в детских танцевальных коллективах Казахстана.
Современные акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде - это относится и к хореографическому искусству. Хореографическое искусство, включающее в себе жанры как классического, так и народного танца, занимает важное место в эстетике пластического выражения самобытности, отвечающей мировым тенденциям танцевального искусства. В тоже время хореографическое образование очень консервативно и мало подвержено изменениям, инновациям, которые помимо физического совершенствования, способствуют развитию креативного мышления и самовыражения у детей, что так необходимо в современном мире.
Гипотеза: Если исследовать, обобщить и систематизировать особенности развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах, то это будет способствовать улучшению всей педагогической работы по обучению детей хореографическому искусству.
Объект исследования - процесс формирования и развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах.
Предмет исследования - особенности развития творческих способностей детей и методы работы педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе.
Цель работы - исследовать особенности развития творческих способностей детей средствами хореографии и работы педагога- хореографа в детском танцевальном коллективе для достижения наилучших результатов у детей при обучении хореографическому искусству.
Задачи:
• Рассмотреть и изучить особенности развития творческих способностей детей средствами хореографии.
• Обобщить и систематизировать методы работы ведущих педагогов-хореографов в детских танцевальных коллективах.
• Предложить пути решения основных проблем, возникающих у педагога-хореографа в процессе обучения детей хореографическому искусству в детских танцевальных коллективах, с целью получения наилучших результатов в процессе развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства.
Методологической основой исследования стал системный подход к вопросу об особенностях развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах как многоуровневому, многокомпонентному и развивающемуся явлению. Базовыми принципами стала педагогическая система А. Я. Вагановой, педагогические труды основоположников педагогики и психологии. Также принималось во внимание диалектическое единство теории и практики, зависимость формы от содержания, влияние внешних воздействий на внутренние изменения. В результате учебно-воспитательная работа по развитию творческих способностей детей средствами хореографии рассматривалась нами как единая, динамичная система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
Методы исследования.
В данной работе были использованы следующие теоретические методы исследования:
- методы анализа и синтеза;
- метод индукции и дедукции;
- метод сравнения и обобщения;
- методы абстрагирования и конкретизации;
- метод моделирования.
В качестве эмпирических (практических) методов исследований в исследовательской работе использовались:
- методы сбора и накопления информации (анализ литературных данных, опрос, наблюдение);
- методы контроля и измерения (тестирование, диагностика,
сравнение);
- методы обработки данных (математические, статистические,
графические, табличные);
- методы оценивания (собственное оценивание, экспертное оценивание, ранжирование);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (разработка рекомендаций, предложений, тестов).
Источники исследования:
1. Научные труды [монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, материалы конференций и др.], соответствующие теме диссертационного исследования;
2. Справочно-энциклопедическая литература, словари.
Практическая значимость.
Результаты полученных исследований и разработанная система основных составляющих процесса развития творческих способностей детей способствуют научному обоснованию педагогического обеспечения деятельности детских танцевальных коллективов с разным уровнем подготовки и возрастных особенностей. Рекомендации по усовершенствованию процесса развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах могут не только существенно повысить результативность творческой деятельности коллектива, но и добиться наилучших успехов в хореографическом образовании в целом.
Апробация работы.
По материалам диссертационной работы в печати были опубликованы следующие работы:
1. «Allegro-выразительное средство классического танца». Материалы Республиканской научно-практической конференции «Молодёжь и наука в современном мире» 1часть 2014г.Талдыкорган,2014.
2. «Казахстан би мурасынын, теориялыц жэне эдхснамалыц негга».
Сборник докладов III Республиканской педагогической научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Алматинского хореографического училища им.Селезнёва «Казахстанское хореографическое образование от истоков в будущее», Алматы 2014.
3. «Формирование балетной осанки у детей на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования». Научный журнал молодых ученых «Фундаментальная и прикладная наука» №2(6) 2017г. Челябинск, 2017.
Научная новизна работы заключается в том, что в данной диссертации впервые предпринята попытка целостного осмысления и раскрытия особенностей работы, направленной на наиболее полное раскрытие и развитие творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах. Кроме того, сделан анализ основных педагогических направлений в области обучения детей хореографии с точки зрения их эффективности в общем культурном развитии детского танцевального искусства. Также намечены пути решения проблем, возникающих у педагога-хореографа в процессе работы с детьми в танцевальных коллективах.
Положения, выносимые на защиту.
1. Изучение особенностей учебно-воспитательного процесса в детских танцевальных коллективах - важная часть работы по развитию творческих способностей детей средствами хореографии.
2. Анализ и обобщение передового опыта ведущих специалистов в области хореографии - основа учебной и творческой деятельности детских танцевальных коллективов.
3. Создание и правильная организация работы с детьми в детских танцевальных коллективах позволит получить лучшие результаты при развитии у детей творческих способностей средствами хореографии.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава теоретические основы развития творческих способностей детей состоит из трех параграфов.
В первом параграфе сущность и понятия творческих способностей рассматриваются понятия творческих способностей, анализируется опыт работы в области педагогики хореографии, накопленный к настоящему времени.
Во втором параграфе организация учебно-воспитательного процесса в детском танцевальном коллективе раскрываются теоретические основы педагогической деятельности в системе общего и хореографического образования.
В третьем параграфе особенности организационно-творческой деятельности педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе предоставлен анализ существующих методик работы с детьми на основе деятельности кружков и коллективов художественной самодеятельности.
Вторая глава опытно—экспериментальное исследование развития творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах состоит из двух параграфов.
В первом параграфе методы и организация исследования рассмотрены правила проведения экспериментов по внедрению новых методов и приемов для успешного учебно-воспитательного процесса в детских танцевальных коллективах.
Во втором параграфе анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана предлагаются пути развития творческих способностей детей на современном этапе, с разработкой спецкурса по организации занятий с детьми в детских танцевальных коллективах.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются выводы и предложения по дальнейшему использованию результатов работы.
База исследования: НАО Казахская национальная академия хореографии, ансамбль народного танца «Шалкыма» Государственной филармонии г.Астаны.
Тенденция возрождения национально-культурного наследия, в том числе хореографического, связана с приобретением Казахстаном суверенитета. В настоящее время, в начале нового тысячелетия законодательные документы, государственные программы в области культурного образования, искусства диктуют принятие кардинальных мер в решении правительственных задач развития общего и специального образования, в том числе хореографического.
Вместе с тем значительно возросли и требования к сценической хореографии - к техническим приемам, к большей усложненности театрального действия. Однако с ростом «количественной» стороны - технической оснащенности исполнения - часто на второй план уходит духовность хореографии, а ведь любое искусство становится понятным, если в него включена личность исполнителя, автора постановки, его мировоззрение, знание своего «предмета». Вот почему сегодня возрастает роль личности педагога-хореографа, в том числе педагога-хореографа, работающего в детском танцевальном коллективе. Ведь детские танцевальные коллективы - начальная, и очень важная ступень всей системы обучения хореографическому мастерству.
Как показывает исследование, основы обучения и воспитания педагогических кадров для хореографических коллективов в Казахстане были заложены еще в 30-е годы ХХ века. Становление и развитие профессиональной педагогики хореографии Казахстана является результатом разносторонней педагогической и общественной деятельности известных отечественных педагогов-балетмейстеров, работавших с детьми и успешно развивавших их творческие способности.
Данная работа направлена на изучение особенностей работы педагога-хореографа по выявлению и развитию творческого потенциала детей, занимающихся в танцевальных коллективах. Педагогический опыт, накопленный хореографами, работающими в таких коллективах, их педагогические идеи, методы и принципы имеют огромное значение для развития детского хореографического образования. Учебно-воспитательный процесс по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах и деятельность выдающихся педагогов- хореографов Казахстана, стоящих у истоков формирования этого процесса, мы рассматриваем в соответствии с принципом преемственности и новаторства, а также с исторической обстановкой и социальными условиями того времени, в которое проходило становление таких коллективов. В связи с этим можно выделить несколько этапов, которые учебно-воспитательный процесс в детских танцевальных коллективах Казахстана, направленный на развитие творческого потенциала детей, прошёл в своем историческом развитии.
1. Для I этапа, обозначенного нами как «этап формирования работы по воспитанию творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе», характерными особенностями явилось, прежде всего, то, что развитие танцевального искусства в республике проходило на фоне формирования нового общества, осуществления плана «культурной революции». О значении этого периода в развитии национальной танцевальной культуры свидетельствуют следующие факторы: усиление удельного веса танцев во всех сценических постановках того времени; появление и расширение сети хореографических студий и кружков; обращение к бытовой, обрядовой танцевальной культуре, зарождение национального профессионального балета как вида искусства, возникшего на стыке народных и классических традиций (биокультура). На данном этапе основу работы педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе составлял практический показ, с целью научить детей базовым движениям народных танцев. Основными в их деятельности на данном этапе развития учебно-воспитательного процесса стали такие методы и принципы, как доступность, посильность обучения, связь содержания образования с общественно-политической жизнью страны. Воспитывающая функция обучения была одной из самых важных на тот момент становления танцевальных коллективов Казахстана, а наглядный метод обучения, передача знаний посредством исполнения педагогом основных танцевальных движений стал основным при изучении репертуара.
2. Отличительной особенностью II этапа, который можно обозначить как «этап развития профессиональной организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе» является то, что в данный период возрастает роль отечественных педагогов-балетмейстеров - Д. Абирова, Ш. Жиенкуловой. Их заслугой является то, что они сумели выявить тенденции народной танцевальной культуры, раскрыть и решить вопросы дальнейшего ее развития, в том числе через создание детских танцевальных коллективов и организацию работы в них. В результате чего, на основе обобщения всего накопленного опыта, была создана стройная целостная система обучения и воспитания будущих кадров для профессионального танцевального искусства Казахстана. Также они впервые в Казахстане дали подробный анализ и классификацию специфических особенностей национальной танцевальной культуры, и на их основе сумели создать первые образцы классической национальной хореографии.
На этом этапе развития детских танцевальных коллективов в Казахстане были сформированы принципы работы педагогов-хореографов в них. В данный период была также разработана единая программа обучения в детском танцевальном коллективе, выработаны единые методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Основными принципами обучения стали: систематичность посредством разделения учебного процесса на основные предметы хореографического цикла, последовательность обучения. Методы и приемы, используемые при обучении, такие, как наглядность, практическое усвоение изученного материала посредством исполнительской деятельности, были направлены не только на наиболее полное усвоение навыков танцевального мастерства, но и на развитие творческих способностей ребёнка.
3. Этап работы по улучшению процесса развития творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе на современном этапе характеризуется дальнейшим совершенствованием системы обучения хореографическому мастерству. Педагогическая деятельность хореографов в таком коллективе, основанная на тщательном изучении наследия основоположников казахской балетной педагогики, направлена на достижение наилучших результатов при обучении и воспитании детей. Их творчество - основа для дальнейшего развития профессионального хореографического образования как в плане подготовки квалифицированных исполнителей, так и в плане воспитания новых педагогических кадров. Основными задачами учебно-воспитательного процесса на современном этапе являются активность обучения, прочность усвоенных знаний, осознанный выбор детей в плане изучения танцевального искусства, а также обратная связь «педагог - ребёнок - педагог».
На первый план выдвигается совместная деятельность учителя и ученика, не менее важными становятся такие методы обучения, как исследовательские и проблемно-поисковые.
4. Педагогическая деятельность хореографов, работающих с детьми в танцевальных коллективах и направленная на развитие творческих способностей ребёнка, имеет важное значение также при воспитании кадров для профессиональной национальной педагогики хореографии. Нашей стране необходимы высококвалифицированные специалисты, люди со сформировавшимся мировоззрением, ориентирующиеся в проблемах современной культуры, знающих и в то же время ценящих духовную культуру, традиции и обычаи своего народа. Эти современные требования, предъявляемые к повышению профессиональных качеств будущих специалистов в области хореографического искусства, обусловливают необходимость изучения и использования ценнейшего опыта, накопленного за время существования отечественной педагогики хореографии.
Поэтому основным результатом наших исследований стала разработка спецкурса «Организация работы по воспитанию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана», направленного на изучение особенностей работы педагогов-хореографов с детьми, а также изучение педагогического наследия родоначальников отечественной педагогики хореографии.
Мы исходили из того, что только при планомерном и системном усвоении знаний можно добиться от детей эффективности обучения, образования и воспитания, что обеспечивает необходимый уровень и качество их танцевального мастерства. Исходя из сказанного, мы попытались применить систему изучения особенностей работы педагога- хореографа по выявлению и развитию творческого потенциала детей в детских танцевальных коллективах, для улучшения качества и эффективности методов работы педагогов-хореографов, занимающихся с детьми. Их деятельность должна включать в себя следующие основные направления: педагогические идеи и принципы, систему обучения танцевальному искусству, балетмейстерское мастерство, общественную деятельность, работу по пропаганде национальной хореографии.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации:
• в современных условиях коренного обновления подготовки специалистов-хореографов следует решить вопросы всестороннего и глубокого исследования недостаточно изученного сегодня педагогического наследия хореографов, работавших на ранних этапах формирования национальной хореографии, и продолжающих работать в детских танцевальных коллективах Казахстана в настоящее время;
• в целях обеспечения эффективности процесса подготовки будущих
специалистов для детских танцевальных коллективов (педагогов, руководителей коллективов) следует отвести достойное место их
ознакомлению с системой педагогических идей родоначальников отечественной хореографии, а также с особенностями работы по воспитанию творческих способностей детей в танцевальных коллективах;
• необходима также разработка учебно-методических пособий по изучению творческого наследия выдающихся педагогов-хореографов Казахстана, создание фонда специальной литературы по истории детских танцевальных коллективов, а также разработка и внедрение, на основе информационных технологий, электронного пособия по изучению уже существующих и апробированных методик развития творческих способностей детей - участников танцевальных коллективов.
Итак, система обучения в детских танцевальных коллективах в Казахстане развивалась вместе со становлением и развитием общей системы народного образования, науки и культуры. Педагоги, стоявшие у истоков зарождения отечественной хореографии, формирования основ работы по воспитанию творческих способностей детей в танцевальных коллективах, в силу разносторонности своих интересов, глубоких знаний, вышедшие из числа народа, явились первыми организаторами системы обучения детей хореографическому мастерству. В своей творческой деятельности они, решая общие вопросы образования, просвещения, культуры, вместе с тем закладывали фундамент педагогики хореографии. Осуществленное исследование в связи с многоплановостью, малочисленностью фактического материала и глубиной проблемы не претендует на всестороннее и полное раскрытие избранной тематики.
По-нашему глубокому убеждению, изучение особенностей работы по выявлению, воспитанию и дальнейшему развитию творческих способностей детей, занимающихся в детских танцевальных коллективах, должно быть продолжено. Также необходимо изучение основных аспектов функционирования таких коллективов, а также правильная организация работы педагога-хореографа, занимающегося с детьми. Данное исследование будет способствовать развитию всей системы хореографического образования и танцевального искусства Казахстана.
Вместе с тем значительно возросли и требования к сценической хореографии - к техническим приемам, к большей усложненности театрального действия. Однако с ростом «количественной» стороны - технической оснащенности исполнения - часто на второй план уходит духовность хореографии, а ведь любое искусство становится понятным, если в него включена личность исполнителя, автора постановки, его мировоззрение, знание своего «предмета». Вот почему сегодня возрастает роль личности педагога-хореографа, в том числе педагога-хореографа, работающего в детском танцевальном коллективе. Ведь детские танцевальные коллективы - начальная, и очень важная ступень всей системы обучения хореографическому мастерству.
Как показывает исследование, основы обучения и воспитания педагогических кадров для хореографических коллективов в Казахстане были заложены еще в 30-е годы ХХ века. Становление и развитие профессиональной педагогики хореографии Казахстана является результатом разносторонней педагогической и общественной деятельности известных отечественных педагогов-балетмейстеров, работавших с детьми и успешно развивавших их творческие способности.
Данная работа направлена на изучение особенностей работы педагога-хореографа по выявлению и развитию творческого потенциала детей, занимающихся в танцевальных коллективах. Педагогический опыт, накопленный хореографами, работающими в таких коллективах, их педагогические идеи, методы и принципы имеют огромное значение для развития детского хореографического образования. Учебно-воспитательный процесс по развитию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах и деятельность выдающихся педагогов- хореографов Казахстана, стоящих у истоков формирования этого процесса, мы рассматриваем в соответствии с принципом преемственности и новаторства, а также с исторической обстановкой и социальными условиями того времени, в которое проходило становление таких коллективов. В связи с этим можно выделить несколько этапов, которые учебно-воспитательный процесс в детских танцевальных коллективах Казахстана, направленный на развитие творческого потенциала детей, прошёл в своем историческом развитии.
1. Для I этапа, обозначенного нами как «этап формирования работы по воспитанию творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе», характерными особенностями явилось, прежде всего, то, что развитие танцевального искусства в республике проходило на фоне формирования нового общества, осуществления плана «культурной революции». О значении этого периода в развитии национальной танцевальной культуры свидетельствуют следующие факторы: усиление удельного веса танцев во всех сценических постановках того времени; появление и расширение сети хореографических студий и кружков; обращение к бытовой, обрядовой танцевальной культуре, зарождение национального профессионального балета как вида искусства, возникшего на стыке народных и классических традиций (биокультура). На данном этапе основу работы педагога-хореографа в детском танцевальном коллективе составлял практический показ, с целью научить детей базовым движениям народных танцев. Основными в их деятельности на данном этапе развития учебно-воспитательного процесса стали такие методы и принципы, как доступность, посильность обучения, связь содержания образования с общественно-политической жизнью страны. Воспитывающая функция обучения была одной из самых важных на тот момент становления танцевальных коллективов Казахстана, а наглядный метод обучения, передача знаний посредством исполнения педагогом основных танцевальных движений стал основным при изучении репертуара.
2. Отличительной особенностью II этапа, который можно обозначить как «этап развития профессиональной организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе» является то, что в данный период возрастает роль отечественных педагогов-балетмейстеров - Д. Абирова, Ш. Жиенкуловой. Их заслугой является то, что они сумели выявить тенденции народной танцевальной культуры, раскрыть и решить вопросы дальнейшего ее развития, в том числе через создание детских танцевальных коллективов и организацию работы в них. В результате чего, на основе обобщения всего накопленного опыта, была создана стройная целостная система обучения и воспитания будущих кадров для профессионального танцевального искусства Казахстана. Также они впервые в Казахстане дали подробный анализ и классификацию специфических особенностей национальной танцевальной культуры, и на их основе сумели создать первые образцы классической национальной хореографии.
На этом этапе развития детских танцевальных коллективов в Казахстане были сформированы принципы работы педагогов-хореографов в них. В данный период была также разработана единая программа обучения в детском танцевальном коллективе, выработаны единые методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Основными принципами обучения стали: систематичность посредством разделения учебного процесса на основные предметы хореографического цикла, последовательность обучения. Методы и приемы, используемые при обучении, такие, как наглядность, практическое усвоение изученного материала посредством исполнительской деятельности, были направлены не только на наиболее полное усвоение навыков танцевального мастерства, но и на развитие творческих способностей ребёнка.
3. Этап работы по улучшению процесса развития творческих способностей детей в детском танцевальном коллективе на современном этапе характеризуется дальнейшим совершенствованием системы обучения хореографическому мастерству. Педагогическая деятельность хореографов в таком коллективе, основанная на тщательном изучении наследия основоположников казахской балетной педагогики, направлена на достижение наилучших результатов при обучении и воспитании детей. Их творчество - основа для дальнейшего развития профессионального хореографического образования как в плане подготовки квалифицированных исполнителей, так и в плане воспитания новых педагогических кадров. Основными задачами учебно-воспитательного процесса на современном этапе являются активность обучения, прочность усвоенных знаний, осознанный выбор детей в плане изучения танцевального искусства, а также обратная связь «педагог - ребёнок - педагог».
На первый план выдвигается совместная деятельность учителя и ученика, не менее важными становятся такие методы обучения, как исследовательские и проблемно-поисковые.
4. Педагогическая деятельность хореографов, работающих с детьми в танцевальных коллективах и направленная на развитие творческих способностей ребёнка, имеет важное значение также при воспитании кадров для профессиональной национальной педагогики хореографии. Нашей стране необходимы высококвалифицированные специалисты, люди со сформировавшимся мировоззрением, ориентирующиеся в проблемах современной культуры, знающих и в то же время ценящих духовную культуру, традиции и обычаи своего народа. Эти современные требования, предъявляемые к повышению профессиональных качеств будущих специалистов в области хореографического искусства, обусловливают необходимость изучения и использования ценнейшего опыта, накопленного за время существования отечественной педагогики хореографии.
Поэтому основным результатом наших исследований стала разработка спецкурса «Организация работы по воспитанию творческих способностей детей в детских танцевальных коллективах Казахстана», направленного на изучение особенностей работы педагогов-хореографов с детьми, а также изучение педагогического наследия родоначальников отечественной педагогики хореографии.
Мы исходили из того, что только при планомерном и системном усвоении знаний можно добиться от детей эффективности обучения, образования и воспитания, что обеспечивает необходимый уровень и качество их танцевального мастерства. Исходя из сказанного, мы попытались применить систему изучения особенностей работы педагога- хореографа по выявлению и развитию творческого потенциала детей в детских танцевальных коллективах, для улучшения качества и эффективности методов работы педагогов-хореографов, занимающихся с детьми. Их деятельность должна включать в себя следующие основные направления: педагогические идеи и принципы, систему обучения танцевальному искусству, балетмейстерское мастерство, общественную деятельность, работу по пропаганде национальной хореографии.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации:
• в современных условиях коренного обновления подготовки специалистов-хореографов следует решить вопросы всестороннего и глубокого исследования недостаточно изученного сегодня педагогического наследия хореографов, работавших на ранних этапах формирования национальной хореографии, и продолжающих работать в детских танцевальных коллективах Казахстана в настоящее время;
• в целях обеспечения эффективности процесса подготовки будущих
специалистов для детских танцевальных коллективов (педагогов, руководителей коллективов) следует отвести достойное место их
ознакомлению с системой педагогических идей родоначальников отечественной хореографии, а также с особенностями работы по воспитанию творческих способностей детей в танцевальных коллективах;
• необходима также разработка учебно-методических пособий по изучению творческого наследия выдающихся педагогов-хореографов Казахстана, создание фонда специальной литературы по истории детских танцевальных коллективов, а также разработка и внедрение, на основе информационных технологий, электронного пособия по изучению уже существующих и апробированных методик развития творческих способностей детей - участников танцевальных коллективов.
Итак, система обучения в детских танцевальных коллективах в Казахстане развивалась вместе со становлением и развитием общей системы народного образования, науки и культуры. Педагоги, стоявшие у истоков зарождения отечественной хореографии, формирования основ работы по воспитанию творческих способностей детей в танцевальных коллективах, в силу разносторонности своих интересов, глубоких знаний, вышедшие из числа народа, явились первыми организаторами системы обучения детей хореографическому мастерству. В своей творческой деятельности они, решая общие вопросы образования, просвещения, культуры, вместе с тем закладывали фундамент педагогики хореографии. Осуществленное исследование в связи с многоплановостью, малочисленностью фактического материала и глубиной проблемы не претендует на всестороннее и полное раскрытие избранной тематики.
По-нашему глубокому убеждению, изучение особенностей работы по выявлению, воспитанию и дальнейшему развитию творческих способностей детей, занимающихся в детских танцевальных коллективах, должно быть продолжено. Также необходимо изучение основных аспектов функционирования таких коллективов, а также правильная организация работы педагога-хореографа, занимающегося с детьми. Данное исследование будет способствовать развитию всей системы хореографического образования и танцевального искусства Казахстана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках хореографии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Культурно-досуговая программа как фактор творческих способностей детей младших подростков (Челябинский Государственный Институт Культуры)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В СТИЛЕ ХИП-ХОП
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей в хореографическом коллективе
Курсовые работы, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Игра как этап создания детского танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



