Введение 3
Глава I. Комплексный анализ проблемы регулирования искусственного прерывания беременности 13
1.1. Аборт как морально-этическая и медико-социальная проблема 13
1.2. Возникновение и развитие законодательства об ответственности за искусственный аборт 31
1.3. Репродуктивный выбор, понятие аборта и проблема определения начала человеческой жизни 54
* Глава II. Уголовно-правовая характеристика незаконного производства аборта 86
2.1. Объект незаконного производства аборта 86
2.2. Объективная сторона незаконного производства аборта 95
2.3. Субъект и субъективная сторона незаконного производства аборта. ..110
2.4. Квалифицированный вид незаконного производства аборта 126
* Глава III. Незаконное производство аборта: криминологический аспект 133
3.1. Факторы, способствующие производству криминального аборта в Российской Федерации 133
3.2. Криминологическая характеристика потерпевшей от незаконного производства аборта и криминологическая характеристика личности
* преступника 156
Заключение 171
Библиография 176
Актуальность темы исследования
« В структуре насильственной преступности особое место занимает
незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ). Уголовно-правовая охрана репродуктивной сферы человеческой жизни является в настоящее время малоизученной темой правового исследования. Кроме того, с учетом значительного обновления нормативного материала по вопросу прерывания беременности, актуальной является юридическая оценка права женщины на I* репродуктивный выбор и исследование его временных границ. Желание
прервать наступившую беременность, возможность воплощения соответствующей потребности зависит от отношений между обществом и отдельной личностью. У государства существуют свои демографические потребности, но, к сожалению, нет четко выработанной и целенаправленной демографической политики, личность же обладает правом самостоятельно й выбирать - участвовать ей в репродуктивных процессах или избежать этого
участия. В этой связи возникает необходимость тщательного правового анализа медицинских ведомственных нормативно-правовых актов по данной проблематике, а также изучения права женщины на репродуктивный выбор.
Выступая в начале 2001 года с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, Президент России В.В. Путин, говоря о необходимости ^ скорейшего проведения судебной реформы, среди мешающих ей
обстоятельств особо отметил обозначившееся в последнее время в нашей правовой жизни появление огромного числа норм декларативного, противоречивого характера.1 К таким нормам относится уголовно-правовая норма о незаконном производстве аборта.
Специфика данного преступления ведет на практике к высокой степени его латентности, а отсутствие конкретных рекомендаций по комплексному
1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 2001 г. / www. novosti. ru
3
подходу выявления криминальных абортов - к большому количеству нераскрытых преступлений этой категории.
На основании изложенного, актуальность обозначенной темы определяется следующими факторами:
- изменениями, происходящими в социально-экономической, политической и правовой жизни общества;
- падением рождаемости и невоспроизводством населения Российской Федерации;
- изменением состава незаконного производства аборта в действующем законодательстве;
- социальной опасностью рассматриваемого вида преступления;
- высокой степенью латентности криминального аборта;
- неоднозначностью морально-этического аспекта изучаемого вопроса;
- недостаточной разработанностью исследуемой проблемы.
Поэтому, критически оценивая современное состояние теории уголовного
права, надо признать, что отмеченная тема нуждается в отдельном глубоком и всестороннем изучении.
Указанные выше обстоятельства служат основанием выбора темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Проблему ответственности за незаконное производство аборта в
российской уголовно-правовой доктрине нельзя назвать востребованной.
Наибольшее количество работ по проблематике ответственности за
незаконное производство аборта приходится на период запрещения абортов в
нашей стране. Основные работы выполнены до вступления в силу Уголовного
кодекса РФ 1996 года. К ним относятся исследования Г. Фабрице (1906 г.),
А.Б. Генса (1926 г.), А.М. Флоринской (1927 г.), А. Лапшиной (1939 г.),
Г.А. Мендельсона (1957 г.), Т.А. Лаврентьевой (1974 г.). Данные исследования
внесли весомый вклад в развитие вопроса о незаконном производстве аборта,
однако, в них не учтены законодательные изменения, существующие в
4
настоящее время, социальная и демографическая ситуация, достижения в области медицины и многие другие факторы, имеющие определяющее значение по проблеме незаконного производства аборта. В связи с этим, назрела необходимость в комплексном исследовании незаконного производства аборта с позиций не только уголовного права и криминологии, но и других отраслей права, а также неправовых наук.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются общественные отношения в репродуктивной сфере, связанные с установлением и реализацией уголовной ответственности за незаконное производство аборта, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека.
Предметом настоящего исследования являются:
- нормы права о незаконном производстве аборта и смежных с ним преступлений;
- практика применения норм об ответственности за незаконное производство аборта и смежных с ним преступлений;
- криминологические особенности незаконного производства аборта;
- криминологические особенности лиц, совершающих незаконное производство аборта, и потерпевших от данного преступления.
Процессы реформирования уголовного законодательства продолжаются, становятся все динамичнее, затрагивая огромный спектр различных вопросов. Принимая во внимание активное участие Европы в процессах интеграции, интенсивность унификации норм национальных уголовных законодательств, в соответствии с требованиями норм европейского законодательства,1 можно предположить, что реформы коснуться и норм об ответственности за незаконное производство аборта. Причем, такие изменения могут затронуть не только европейские государства в рамках Европейского Союза, но и неразрывно с ним связанной членством в Совете Европы - России. Подтверждением тому может служить наметившаяся в ряде стран тенденция по усилению охраны жизни и здоровья человека, в рамках которой находится такое преступление, как незаконное производство аборта. Новый уровень развития гуманистических представлений в современном обществе, а также новейшие достижения в области медицины требуют пересмотра норм об ответственности за незаконное производство аборта.
Ежегодно в России производится три с половиной миллиона абортов. Материнство и детство оставлены без материальной и моральной поддержки государства.
Во всем мире проблема производства абортов, в том числе и незаконных, приобретает все большее значение, при этом уровень жизни населения и благосостояние государства, где на государственном уровне рассматриваются новые подходы к законодательному регулированию аборта, не имеет принципиального значения. Определяющим фактором при рассмотрении данного вопроса в первую очередь, как правило, являются политические цели, во вторую очередь экономические факторы и лишь в конце принимаются во внимание религиозные взгляды, мораль и нравственность населения.
1 Жданов Ю.Н., Лаговская Е.С. Европейское уголовное право. Перспективы развития. - М., 2001. - С. 9 - 21.
171
Подобные факты приводят к мысли о необходимости разумного единого подхода в решении проблемы регулирования производства абортов. Данный подход должен учитывать наличие самых разнообразных факторов: морально¬этических и религиозных, политических и экономических, демографических и социальных.
Касаясь исторического аспекта, следует обратить внимание на то, что развитие законодательства об аборте в различных государствах в разное время происходило под влиянием политических, морально-этических, социальных, религиозных, демографических, национальных и других факторов. При этом необходимо отметить, что степень влияния тех или иных факторов во многом зависела от изменения конкретных политических целей и задач, стоявших перед государством на отдельно взятом историческом этапе его развития.
Касаясь религиозного аспекта исследуемого вопроса, следует отметить то, что в религиозной морали сложились различные точки зрения, но их объединяет отрицательное отношение к аборту.
Гражданская, или общественная, мораль безусловно отражает в себе моральное противостояние по проблеме аборта различных религиозных конфессий. В то же время она все больше опирается на так называемые, реальные, демократические ценности, в основе которых лежат автономия и самоопределение личности, права и свобода выбора на согласие и отказ от медицинского вмешательства. Обосновывается право женщины на аборт. Даже при доступности сексуального просвещения и современных средств контрацепции современная женщина должна иметь право на адекватный, гуманный, безопасный и легальный аборт.
Мы считаем, что аборт является крайне опасным средством борьбы с нежелательной беременностью. Но в тоже время мы согласны с российским законодателем, не запрещающим производство абортов по социальным и медицинским показаниям, хотя необходимо отметить, что сокращение списка социальных показаний к производству аборта с 13 пунктов до 4 вызовет резкий
рост криминальных абортов, причем в основном на поздних сроках.
172
Предлагается выделить самостоятельный состав преступления - «Незаконное производство преждевременных родов», так как степень общественной опасности незаконного производства аборта и незаконного производства преждевременных родов различна и у последних значительно выше и может повлечь за собой совершение еще одного или нескольких преступлений. Мы предлагаем разграничить незаконное производство аборта и незаконное производство преждевременных родов, по сроку внутриутробного развития, начиная с которого плод способен к внеутробной жизни, этот срок определяется медиками в 22 недели.
В процессе исследования незаконного производства аборта мы пришли к выводу о необоснованном исключении из перечня субъектов уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 123 УК РФ «Незаконное производство аборта» лиц, имеющих высшее медицинское образование соответствующего профиля. Также, по нашему мнению, в действующее уголовное законодательство необходимо внести следующее изменение, дополнив ст. 123 УК РФ «Незаконное производство аборта» частью второй следующего содержания: прерывание беременности с согласия женщины лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля, производящим искусственное прерывание беременности в нарушение предписаний законодательства.
В работе доказывается положение о том, что началом человеческой жизни считается появление в процессе родов части тела новорожденного вне утробы матери.
Под абортом понимается прекращение беременности и (одновременно с этим или позднее) изгнание из матки всего плодного яйца или его части в первые 22 недели. Соответственно под незаконным производством аборта мы понимаем противоправное умышленное виновное искусственное прерывание беременности (изгнание плода) с согласия беременной женщины.
Рассмотрение вопроса об объекте незаконного аборта приводит к выводу,
что основным объектом является здоровье женщины, которое включает само
173
состояние беременности и ее нормальное течение, а дополнительным (при аборте, повлекшем смерть потерпевшей) жизнь роженицы.
При проведении исследования была выявлена проблема несанкционированного использования зародышевых (фетальных) тканей. Одним из мотивов принятия женщиной решения о прерывании беременности может явиться возможность использования тканей ее внутриутробного плода, в том числе и на коммерческой основе. Но гораздо большую криминологическую опасность, по нашему мнению, может представлять принуждение к прерыванию беременности для получения абортного материала.
В российском уголовном праве вопросам неправомерной трансплантации посвящена ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации». Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяется на репродуктивные ткани.
С учетом проблем, проанализированных выше, считаем необходимым распространить нормы Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - № 237. - 25.12.1993.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. -1996.- № 25. - Ст. 2954.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. - 1996.-№ 1.-Ст. 16.
4. ФЗ от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» // Ведомости РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318.
5. Закон РФ от 9.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости РФ. - 1993. - № 28. - Ст. 1064.
6. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей» // Ведомости РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 62.
7. Постановление Правительства РФ от 21.05.2001 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» // СЗ РФ. - 2001. - №
22. - Ст. 2247.
8. Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» // СЗ РФ. - 2003.- № 33. - Ст. 3275.
9. Постановление Правительства РФ от 8.05.1996 № 567 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» // СЗ РФ. - 1996.- № 20. - Ст. 2355.
10. Приказ Минздрава и медицинской промышленности РФ от 11.06.1996 № 242 «О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности» // Российские вести. - № 132. - 18.07.1996.
11. Приказ Минздрава РФ от 7.08.1998 № 241 «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в
176
связи с переходом на МБК - X» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 28. - 19.10.1998.
12. Приказ Минздрава РФ от 28.12.1993 № 302 «О перечне медицинских показаний для прерывания беременности» // Справочная правовая система Консультант Плюс. - 2004.
13. Приказ Минздрава РФ от 4.12.1992 № 318 Приложение № 1. Инструкция «Об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода» // Справочная правовая система Консультант Плюс. - 2004.
14. Приказ Минздрава РФ от 10.21.1996 № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз». Приложение № 2. Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (ред. от 5.03.1997 № 61) // Медицинская газета. - № 23. - 21.03.1997.
15. Приказ Минздрава СССР от 12.06.1986 № 848 Приложение № 1. Инструкция «Об определении критериев живорожденности и доношенности (зрелости) плода (новорожденного)» // Справочная правовая система Консультант Плюс. - 2004.
16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14. 10. 2003 № 484 «О порядке проведения операции искусственного прерывания беременности» // Справочная правовая система Консультант Плюс. - 2004.
17. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р «О концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» // Справочная правовая система Консультант Плюс. - 2004.
18. Указ Президента РФ от 26.03.1997 № 188 «О перечне сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. - 1997. - № 10. - Ст. 1127.
19. Справка коллегии Минздрава РФ от 22 мая 2001 г. «О состоянии медицинской помощи сельскому населению» // www.minzdrav-rf.ru
20. Уголовный кодекс РСФСР утвержден ВС РСФСР 27.10.1960. // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 4. - Ст. 591.
21. Декрет СНК от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке» // СУ РСФСР. -1917. -№ 11.
177
22. Инструкция от 3.11.1924 «О порядке проведения искусственного прерывания беременности» // Циркуляр НКЮ и НКЗ РСФСР.- 1924.- № 221.
23. Инструкция Наркомздрава РСФСР и Наркомата юстиция РСФСР от 12.11.1924 «Об охране здоровья женщин» // СУ РСФСР. -1924. - №24.
24. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.12.1924 «О профессиональной работе и правах медицинских работников» // СУ РСФСР. - 1924. - № 88. - Ст. 892.
25. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27.06.1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // СЗ СССР. - 1936. - № 34. - Ст. 309.
26. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29.11.1955 № 276 «О порядке производства аборта» // Справочная правовая система Консультант Плюс. - 2004.
27. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.11.1955 «Об отмене запрещения абортов» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1955. - № 22. - Ст. 425.
28. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5.08.1954 «Об отмене уголовной ответственности беременных женщин за производство абортов». // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1954. - № 15. - Ст. 334.
29. «Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» // Ведомости Верховного Совета СССР. -1971. - № 13 (1567).
- Ст. 145.
I. Специальная литература
1. Монографии, учебники и учебные пособия
30. Авдеев М.И. Судебная медицина. - М., 1953.
31. Авдеева И.М. Расследование преступных абортов. - М., 1970.
178
32. Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. - М., 2000.
33. Акушерско-гинекологическая помощь / Под ред. В.И. Кулакова. - М., 2000.
34. Антонов И.А. Демографические процессы в России XXI века. - М., 2002.
35. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. - М., 2000.
36. Бабачев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов: 2500 единиц. - М., 1997.
37. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях / Пер. М.В. Мишина. - М.,
1978.
38. Блосфельд Г.Э. О правах утробных и новорожденных, недоношенных младенцев вообще и об умерщвлении и умышленном изгнании плода в особенности. - Казань, 1856.