Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников средствами образовательной робототехники

Работа №81899

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Рассмотрение проблемы формирования регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники 7
1.1. Формирование регулятивных УУД в рамках реализации Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 7
1.2. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности 15
1.3. Работа учителя по формированию регулятивных УУД у младших
школьников средствами образовательной робототехники 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной
робототехники 30
2.1. Цель, задачи экспериментальной работы 30
2.2. Исследование уровня сформированности регулятивных УУД у младших
школьников, анализ результатов экспериментальной работы 36
2.3. Фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной
робототехники 42
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы

Введение государственных стандартов начального образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у обучающихся познавательных процессов. Из этого следует, что для развития учащегося необходимо организовывать его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовывать в среде образовательной робототехники [46].
Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди обучающихся, развитие у обучающихся навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой [36]. В частности современное производство нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, а также хорошей подготовкой в области компьютерных технологий.
Научная активность в области робототехники очень высока: ежегодно проводятся международные конференции по роботам, национальные научно-технические совещания, растет число публикаций в этой области. Все большее число специалистов в различных областях техники начинает заниматься роботами [13].
В настоящее время робототехнические конструкторы являются современным средством обучения детей. Они могут широко использоваться при организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательном учреждении. Учащиеся, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций [46].
Возраст младших школьников - это возраст обучения и игры. Используя трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития учащегося, образовательная робототехника позволяет формировать интерес к учебной деятельности.
Для эффективной работы с детьми младшего школьного возраста, необходимо создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка, сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферу [28]. В нашем исследовании рассматривается работа с конструктором LEGO Education WeDo, предназначенного для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
Таким образом, для того, чтобы формировать определенные знания и умения и привить интерес к учебной деятельности, необходимо организовать такую деятельность обучающихся, которая незаметно для них самих станет толчком для саморазвития. Одним из таких способов организации деятельности являются занятия образовательной робототехникой.
Изучением данной проблемы занимались такие педагоги, как О.С.Власова, Г.В. Лужнова, Т.В. Никитина, А.С. Новгородова, Л.Ю. Овсяницкая, С.А. Филиппов, В.Н. Халамов.
Противоречие данной работы заключается между необходимостью формирования регулятивных УУД и недостаточной методической обеспеченностью образовательных учреждений программами по образовательной робототехнике.
На основании противоречия и анализа психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема: каковы возможности образовательной робототехники для формирования регулятивных УУД у младших школьников?
На основании этой проблемы мы определили тему работы: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников средствами образовательной робототехники».
Объект исследования: процесс формирования регулятивных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: формирование регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Цель исследования: изучение теоретических основ формирования регулятивных УУД у младших школьников для разработки фрагмента программы по образовательной робототехнике.
Задачи исследования:
1. Изучить основы формирования регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
2. Выявить возможности образовательной робототехники во внеурочной деятельности.
3. Раскрыть работу учителя по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
4. Изучить уровень сформированности регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - эксперимент; методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: ГБОУ Дом юношеского технического творчества города Челябинска две группы обучающихся в количестве 24 человек, 1 педагог.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, поисково-диагностическом, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования (январь 2015 - август 2015).
На втором этапе, теоретико-экспериментальном, шел поиск подходов к исследуемой проблеме, разрабатывались рекомендации для работы педагога (сентябрь 2015 -декабрь 2015).
На третьем этапе, обобщающем, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялось исследование (январь 2016 - май 2016).
Практическая значимость исследования - результаты данного исследования могут быть использованы в работе учителя начальных классов, ведущего внеурочную деятельность по образовательной робототехнике.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографического списка в количестве 47 источников. В работе содержится 8 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди обучающихся. Деятельность выступает как внешнее условие развития у обучающихся познавательных процессов. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, выполнены.
Первая задача включала в себя изучение основ основы формирования регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
При решении второй задачи нами было определено, что образовательная робототехника может широко использоваться при организации внеурочной деятельности. В робототехнических конструкторах заложена игровая деятельность, которая характерна возрасту детей начальной школы. Внеурочная деятельность по образовательной робототехнике может быть представлена в виде внеурочных занятий с младшими школьниками по робототехнике, выставки работ обучающихся, показательных соревнований по робототехнике, олимпиады по основам образовательной робототехники, проектной деятельности на базе конструкторов.
Решая третью задачу, мы определили, что работа учителя по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники может осуществляться с помощью конструктора LEGO Education WeDo. Он дает возможность ученикам собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере. Для получения желаемого результата работа учителя должна быть следующей: познакомить школьников с элементами конструктора и их названиями, познакомить школьников с интерфейсом программы конструктора LEGO WeDо, объяснить основы построения программы для «оживления» собранных моделей, познакомить с пиктограммами команд и их назначением, предложить создание программы для одной из собранной модели. Далее собираются базовые модели комплекта. Желательно, чтобы школьники проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей.
Четвертой задачей был анализ уровня сформированности регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
По результатам диагностики по методике «Корректурная проба» было выявлено, что у 8 (33 %) обучающихся высокий уровень сформированности регулятивных УУД, они без труда могут контролировать свои действия; 15 (63%) обучающихся обладают невысоким уровнем развития произвольности, у них средний уровень; у 1 (4%) обучающегося низкий уровень сформированности регулятивных УУД, который характеризуется низким уровнем регуляции действий.
По итогам изучения уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников по методике «Рисование по точкам» мы выяснили, что у 9 (37 %) обучающихся высокий уровень сформированности; у 12 (50 %) обучающихся уровень сформированности достигает среднего уровня, у 3 (13%) обучающихся уровень низкий.
В ходе нашего исследования мы выявили, что у большинства обучающихся уровень сформированности регулятивных УУД имеет среднее значение.
Заключительной задачей перед нами стояла разработка фрагмента программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO WeDo» включает в себя информацию о технике безопасности при работе с конструктором и компьютером, название деталей конструктора, правила работы с программой, сборку базовых моделей конструктора.
Целью программы является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности обучающегося, формирование ранней профориентации.
Также в ходе нашего исследования были разработаны два развернутых конспекта занятий к программе.



1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Бабина, С.Н. Формирование инженерной и технологической культуры учащихся [Текст]: монография / С.Н. Бабина. - Челябинск: Челяб. госуд. пед. университет, 2014.
3. Базовый набор LEGO EDUCATION WEDO (9580) Перворобот [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://robo.club/product/bazovii-nabor-lego-education-wedo-9580-pervorobot.html
4. Битянова, М.Р. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий [Текст]: метод. рек. к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. - Самара: Учебная литература, 2013. - 96 с.
5. Большая советская энциклопедия. [Текст] - М.: Советская
энциклопедия. 1969-1978.
6. Введение робототехники в образовательный процесс / Ю.Х. Алакаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://infourok.ru/doklad-na-rayonnom-po-teme-vvedenie-robototehniki-v-obrazovatelniy-process-400816.html
7. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.wikipedia.org
8. Власова, О.С. ЛЕГО-конструирование и образовательная
робототехника в урочной и внеурочной деятельности: сборник учебно - методических материалов / Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение "Лицей № 142 г. Челябинска"; [сост.: С.С. Сергеева, О.С. Власова, О.В. Пискунова] .— Челябинск: Цицеро, 2016 .— 156 с.
9. Гатаулина, О. И. Внеурочная деятельность младших школьников: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / О. И. Гатаулина, Т. А. Носова, Н. Е. Скрипова; М-во образования и науки Челяб. обл., Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. — Челябинск: Цицеро, 2010. — 138 с.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]:
учеб. пособие / Н.И Гуткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
Академический Проект, 2000. -184 с.
11. Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО / Г.Р. Овсепян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.protema.ru/didactics/learning-objectives/item/106-uud-ped-engineering-3
12. Диагностика, оценка и мониторинг регулятивных универсальных учебных действий / А.Д. Никифорова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98723547
13. Дмитриева, О. А. Образовательная робототехника: лекции [Текст]: учебник / О.А. Дмитриева. - Челябинск: Челяб. госуд. пед. университет, 2014.
14. Дураченко, О.А. Конструктор Lego Wedo (формирование универсальных учебных действий в начальной школе) [Электронный ресурс]. - Учеб.-метод пособие / О.А. Дураченко, С.В. Журова, Т.Р. Кулиджи, В.В. Хрущева. - Новосиб.обл., 2013.
15. Злаказов А.С. Уроки конструирования в школе [Текст]: метод. пособие / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.: Бином, 2011. - 120 с.
16. Как проходят занятия по Lego WeDo / М.А. Дубровская [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://polymus.ru/ru/pop-science/blo gs/channels/11470-laboratoriya-robototehniki/125270/
17. Комплексная образовательная программа «Внеурочная деятельность учащихся начального общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://shkola48kem.narod.ru/nst6.htm
18. Конспект занятия кружка «Робототехника» / И.В. Сальникова
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https ://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-robototehnika-575 762.html
19. Конспект открытого занятия «Веселый зоопарк» / Н.Н. Ксенофонтова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-zanimatelnoy-robototehnike-652358.html
20. Конструирование поделки «Самолёт для Макса» из деталей
конструктора LEGO EducationWeDo / Рыбакова Лариса Николаевна [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pandia.ru/text/80/097/5680.php
21. Корнелюк, Ж.С. Легоконструирование [Электронный ресурс]. - рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса / Ж.С. Корнелюк. - М.: 2013.
22. Максаева Ю.А. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования [Текст] : диссертация на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование) / Юлия Александровна Максаева. - Челябинск, 2014. - 184 с.
23. Методические материалы по организации внеурочной
деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855
24. Методическое пособие «Сборник лучших творческих Лего- проектов «Роботы и искусство»» / - Челябинск: 2011. - 38 с.
25. Никитина, Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества учащихся [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Никитина. - Челябинск: Челяб. госуд. пед. университет, 2014.
26. Образовательная робототехника в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://robot.uni-altai.ru/
27. Основы робототехники на базе конструктора Lego WeDo / А,С.
Спирёва [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/19/robototekhnika-kak-sredstvo-obucheniya
28. Очнева, С.Э. Легоконструирование [Электронный ресурс]: рабочая программа / С.Э. Очнева, Л.А. Гаранина. Электрон. дан. и прогр. - М.: 2013.
29. ПервоРобот LEGO WeDo [Электронный ресурс]. - Книга для учителя. - М.: The LEGO Group, 2009.
30. Попова, А.А. Универсальные учебные действия в начальном общем образовании [Текст]: монография / А.А. Попова, Н.Н. Титаренко, Л.Г. Махмутова. - Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. - 147 с.
31. Правила техники безопасности при работе с конструкторами LEGO. Первое знакомство с конструктором LEGO-WeDo. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http ://doc4web.ru/ informatika/konspekt-uroka-po-informatike-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-r.html
32. Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс]. - Приложение к образовательной программе ФГОС НОО - Новоалтайск: 2013.
33. Программирование в LEGO Education WeDo Software /
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://robot.edu54.ru/constructors/53/article/56
34. Развивающая среда начальной школы. Леготехнология
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://festival. 1september.ru/articles/608094/
35. Разработка урока: «Робот LEGO WeDo - исполнитель
алгоритмов» / Е.Л. Демченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/02/razrabotka-uroka-robot-lego-wedo-ispolnitel
36. Российская академия образовательной робототехники [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://raor.ru/about/
37. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
38. Селиванова, М. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей млад-шего школьного возраста [Электронный ресурс]. - научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - 340 с.
39. Современная робототехника в России: реалии и перспективы / А.В. Параскаев, А.В. Левченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-robototehnika-v-rossii-realii-i-perspektivy-obzor
40. Трапезникова, Т.В. Летний кружок на базе школьного оздоровительного лагеря/ сост. Т.В. Трапезникова, Л.П. Перфильева. - Челябинск: 2011.-21с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа современного качественного образования (из опыта работы педагогического коллектива МАОУ лицея №97 г. Челябинска): сб. статей / авт.-сост. И.М. Василькова, О.В. Баранова; под ред. В.В. Усынина, директора МАОУ лицея №97 г. Челябинска, канд. пед. Наук. - Челябинск, 2015. - 102 с.
42. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2015. - 48 с.
43. Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст]: учеб. пособие / С.А. Филиппов. - М.: Наука, 2013. - 319 с.
44. Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://polevoe- school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie uud kak trebovanie fgos/5-1-0-19
45. Халамов, В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Н. Халамов, Л.П. Перфильева, Т.В. Трапезникова, Е.Л. Шаульская, Ю.А. Выдрина. - Челябинск: Взгляд, 2011. - 152 с.
46. Халамов, В.Н. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Н. Халамов, Т.И.Аленина, Л.В. Енина, И.О. Колотова, Н.М. Сичинская. - Челябинск: Взгляд, 2012. - 208 с.
47. Халамов, В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Н. Халамов, Т.Ф. Мирошина, Л.Ю. Соловьева, А.Ю. Могилева, Л.П. Перфильева. - Челябинск: Взгляд, 2011. - 191 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ