Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников средствами образовательной робототехники
|
Введение 3
Глава 1. Рассмотрение проблемы формирования регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники 7
1.1. Формирование регулятивных УУД в рамках реализации Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 7
1.2. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности 15
1.3. Работа учителя по формированию регулятивных УУД у младших
школьников средствами образовательной робототехники 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной
робототехники 30
2.1. Цель, задачи экспериментальной работы 30
2.2. Исследование уровня сформированности регулятивных УУД у младших
школьников, анализ результатов экспериментальной работы 36
2.3. Фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной
робототехники 42
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы
Глава 1. Рассмотрение проблемы формирования регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники 7
1.1. Формирование регулятивных УУД в рамках реализации Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 7
1.2. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности 15
1.3. Работа учителя по формированию регулятивных УУД у младших
школьников средствами образовательной робототехники 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной
робототехники 30
2.1. Цель, задачи экспериментальной работы 30
2.2. Исследование уровня сформированности регулятивных УУД у младших
школьников, анализ результатов экспериментальной работы 36
2.3. Фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной
робототехники 42
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы
Введение государственных стандартов начального образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у обучающихся познавательных процессов. Из этого следует, что для развития учащегося необходимо организовывать его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовывать в среде образовательной робототехники [46].
Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди обучающихся, развитие у обучающихся навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой [36]. В частности современное производство нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, а также хорошей подготовкой в области компьютерных технологий.
Научная активность в области робототехники очень высока: ежегодно проводятся международные конференции по роботам, национальные научно-технические совещания, растет число публикаций в этой области. Все большее число специалистов в различных областях техники начинает заниматься роботами [13].
В настоящее время робототехнические конструкторы являются современным средством обучения детей. Они могут широко использоваться при организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательном учреждении. Учащиеся, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций [46].
Возраст младших школьников - это возраст обучения и игры. Используя трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития учащегося, образовательная робототехника позволяет формировать интерес к учебной деятельности.
Для эффективной работы с детьми младшего школьного возраста, необходимо создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка, сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферу [28]. В нашем исследовании рассматривается работа с конструктором LEGO Education WeDo, предназначенного для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
Таким образом, для того, чтобы формировать определенные знания и умения и привить интерес к учебной деятельности, необходимо организовать такую деятельность обучающихся, которая незаметно для них самих станет толчком для саморазвития. Одним из таких способов организации деятельности являются занятия образовательной робототехникой.
Изучением данной проблемы занимались такие педагоги, как О.С.Власова, Г.В. Лужнова, Т.В. Никитина, А.С. Новгородова, Л.Ю. Овсяницкая, С.А. Филиппов, В.Н. Халамов.
Противоречие данной работы заключается между необходимостью формирования регулятивных УУД и недостаточной методической обеспеченностью образовательных учреждений программами по образовательной робототехнике.
На основании противоречия и анализа психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема: каковы возможности образовательной робототехники для формирования регулятивных УУД у младших школьников?
На основании этой проблемы мы определили тему работы: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников средствами образовательной робототехники».
Объект исследования: процесс формирования регулятивных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: формирование регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Цель исследования: изучение теоретических основ формирования регулятивных УУД у младших школьников для разработки фрагмента программы по образовательной робототехнике.
Задачи исследования:
1. Изучить основы формирования регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
2. Выявить возможности образовательной робототехники во внеурочной деятельности.
3. Раскрыть работу учителя по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
4. Изучить уровень сформированности регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - эксперимент; методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: ГБОУ Дом юношеского технического творчества города Челябинска две группы обучающихся в количестве 24 человек, 1 педагог.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, поисково-диагностическом, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования (январь 2015 - август 2015).
На втором этапе, теоретико-экспериментальном, шел поиск подходов к исследуемой проблеме, разрабатывались рекомендации для работы педагога (сентябрь 2015 -декабрь 2015).
На третьем этапе, обобщающем, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялось исследование (январь 2016 - май 2016).
Практическая значимость исследования - результаты данного исследования могут быть использованы в работе учителя начальных классов, ведущего внеурочную деятельность по образовательной робототехнике.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографического списка в количестве 47 источников. В работе содержится 8 таблиц и 2 рисунка.
Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди обучающихся, развитие у обучающихся навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой [36]. В частности современное производство нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, а также хорошей подготовкой в области компьютерных технологий.
Научная активность в области робототехники очень высока: ежегодно проводятся международные конференции по роботам, национальные научно-технические совещания, растет число публикаций в этой области. Все большее число специалистов в различных областях техники начинает заниматься роботами [13].
В настоящее время робототехнические конструкторы являются современным средством обучения детей. Они могут широко использоваться при организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательном учреждении. Учащиеся, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций [46].
Возраст младших школьников - это возраст обучения и игры. Используя трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития учащегося, образовательная робототехника позволяет формировать интерес к учебной деятельности.
Для эффективной работы с детьми младшего школьного возраста, необходимо создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка, сочетающие в себе возможности мощного влияния, как на эмоциональную, так и на логическую сферу [28]. В нашем исследовании рассматривается работа с конструктором LEGO Education WeDo, предназначенного для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
Таким образом, для того, чтобы формировать определенные знания и умения и привить интерес к учебной деятельности, необходимо организовать такую деятельность обучающихся, которая незаметно для них самих станет толчком для саморазвития. Одним из таких способов организации деятельности являются занятия образовательной робототехникой.
Изучением данной проблемы занимались такие педагоги, как О.С.Власова, Г.В. Лужнова, Т.В. Никитина, А.С. Новгородова, Л.Ю. Овсяницкая, С.А. Филиппов, В.Н. Халамов.
Противоречие данной работы заключается между необходимостью формирования регулятивных УУД и недостаточной методической обеспеченностью образовательных учреждений программами по образовательной робототехнике.
На основании противоречия и анализа психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема: каковы возможности образовательной робототехники для формирования регулятивных УУД у младших школьников?
На основании этой проблемы мы определили тему работы: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников средствами образовательной робототехники».
Объект исследования: процесс формирования регулятивных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: формирование регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Цель исследования: изучение теоретических основ формирования регулятивных УУД у младших школьников для разработки фрагмента программы по образовательной робототехнике.
Задачи исследования:
1. Изучить основы формирования регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
2. Выявить возможности образовательной робототехники во внеурочной деятельности.
3. Раскрыть работу учителя по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
4. Изучить уровень сформированности регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - эксперимент; методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: ГБОУ Дом юношеского технического творчества города Челябинска две группы обучающихся в количестве 24 человек, 1 педагог.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, поисково-диагностическом, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования (январь 2015 - август 2015).
На втором этапе, теоретико-экспериментальном, шел поиск подходов к исследуемой проблеме, разрабатывались рекомендации для работы педагога (сентябрь 2015 -декабрь 2015).
На третьем этапе, обобщающем, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялось исследование (январь 2016 - май 2016).
Практическая значимость исследования - результаты данного исследования могут быть использованы в работе учителя начальных классов, ведущего внеурочную деятельность по образовательной робототехнике.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографического списка в количестве 47 источников. В работе содержится 8 таблиц и 2 рисунка.
Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди обучающихся. Деятельность выступает как внешнее условие развития у обучающихся познавательных процессов. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, выполнены.
Первая задача включала в себя изучение основ основы формирования регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
При решении второй задачи нами было определено, что образовательная робототехника может широко использоваться при организации внеурочной деятельности. В робототехнических конструкторах заложена игровая деятельность, которая характерна возрасту детей начальной школы. Внеурочная деятельность по образовательной робототехнике может быть представлена в виде внеурочных занятий с младшими школьниками по робототехнике, выставки работ обучающихся, показательных соревнований по робототехнике, олимпиады по основам образовательной робототехники, проектной деятельности на базе конструкторов.
Решая третью задачу, мы определили, что работа учителя по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники может осуществляться с помощью конструктора LEGO Education WeDo. Он дает возможность ученикам собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере. Для получения желаемого результата работа учителя должна быть следующей: познакомить школьников с элементами конструктора и их названиями, познакомить школьников с интерфейсом программы конструктора LEGO WeDо, объяснить основы построения программы для «оживления» собранных моделей, познакомить с пиктограммами команд и их назначением, предложить создание программы для одной из собранной модели. Далее собираются базовые модели комплекта. Желательно, чтобы школьники проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей.
Четвертой задачей был анализ уровня сформированности регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
По результатам диагностики по методике «Корректурная проба» было выявлено, что у 8 (33 %) обучающихся высокий уровень сформированности регулятивных УУД, они без труда могут контролировать свои действия; 15 (63%) обучающихся обладают невысоким уровнем развития произвольности, у них средний уровень; у 1 (4%) обучающегося низкий уровень сформированности регулятивных УУД, который характеризуется низким уровнем регуляции действий.
По итогам изучения уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников по методике «Рисование по точкам» мы выяснили, что у 9 (37 %) обучающихся высокий уровень сформированности; у 12 (50 %) обучающихся уровень сформированности достигает среднего уровня, у 3 (13%) обучающихся уровень низкий.
В ходе нашего исследования мы выявили, что у большинства обучающихся уровень сформированности регулятивных УУД имеет среднее значение.
Заключительной задачей перед нами стояла разработка фрагмента программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO WeDo» включает в себя информацию о технике безопасности при работе с конструктором и компьютером, название деталей конструктора, правила работы с программой, сборку базовых моделей конструктора.
Целью программы является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности обучающегося, формирование ранней профориентации.
Также в ходе нашего исследования были разработаны два развернутых конспекта занятий к программе.
Цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, выполнены.
Первая задача включала в себя изучение основ основы формирования регулятивных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
При решении второй задачи нами было определено, что образовательная робототехника может широко использоваться при организации внеурочной деятельности. В робототехнических конструкторах заложена игровая деятельность, которая характерна возрасту детей начальной школы. Внеурочная деятельность по образовательной робототехнике может быть представлена в виде внеурочных занятий с младшими школьниками по робототехнике, выставки работ обучающихся, показательных соревнований по робототехнике, олимпиады по основам образовательной робототехники, проектной деятельности на базе конструкторов.
Решая третью задачу, мы определили, что работа учителя по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники может осуществляться с помощью конструктора LEGO Education WeDo. Он дает возможность ученикам собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере. Для получения желаемого результата работа учителя должна быть следующей: познакомить школьников с элементами конструктора и их названиями, познакомить школьников с интерфейсом программы конструктора LEGO WeDо, объяснить основы построения программы для «оживления» собранных моделей, познакомить с пиктограммами команд и их назначением, предложить создание программы для одной из собранной модели. Далее собираются базовые модели комплекта. Желательно, чтобы школьники проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей.
Четвертой задачей был анализ уровня сформированности регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста.
По результатам диагностики по методике «Корректурная проба» было выявлено, что у 8 (33 %) обучающихся высокий уровень сформированности регулятивных УУД, они без труда могут контролировать свои действия; 15 (63%) обучающихся обладают невысоким уровнем развития произвольности, у них средний уровень; у 1 (4%) обучающегося низкий уровень сформированности регулятивных УУД, который характеризуется низким уровнем регуляции действий.
По итогам изучения уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников по методике «Рисование по точкам» мы выяснили, что у 9 (37 %) обучающихся высокий уровень сформированности; у 12 (50 %) обучающихся уровень сформированности достигает среднего уровня, у 3 (13%) обучающихся уровень низкий.
В ходе нашего исследования мы выявили, что у большинства обучающихся уровень сформированности регулятивных УУД имеет среднее значение.
Заключительной задачей перед нами стояла разработка фрагмента программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных УУД у младших школьников средствами образовательной робототехники.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO WeDo» включает в себя информацию о технике безопасности при работе с конструктором и компьютером, название деталей конструктора, правила работы с программой, сборку базовых моделей конструктора.
Целью программы является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности обучающегося, формирование ранней профориентации.
Также в ходе нашего исследования были разработаны два развернутых конспекта занятий к программе.



