ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ УЧЕНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие конфликта, виды и причины конфликтов 6
1.2. Виды ученических конфликтов в начальной школе 13
1.3. Направления деятельности педагога по профилактике ученических
конфликтов в начальной школе 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ 24
2.1. Методы диагностики уровня конфликтности в ученическом коллективе в начальной школе 24
2.2. Анализ результатов исследования 26
2.3. Программа деятельности педагога, направленная на формирование конструктивного поведения младших школьников 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема поведения человека в конфликтной ситуации является актуальной в любое время. Современное общество развивается, постоянно происходят изменения, которые влияют на поведение человека. От того, какие индивидуально-психологические особенности преобладают у человека, зависит его поведение в конфликте.
Чаще всего провоцирование конфликтной ситуации зависит от нервной системы, от того, что человек не смог справиться со своими эмоциями и спровоцировал негативную реакцию по отношению к окружающим, в связи с этим ухудшается взаимодействие между людьми.
Сами конфликтные ситуации оказывают влияние на психологическое самочувствие человека, в результате чего снижается активность в деятельности и в целом тонус организма.
Для того чтобы профилактически предотвратить подобные состояния, необходимо исследовать типологические особенности личности.
Проблемой поведения в конфликтной ситуации занимались такие ученые, как Дж.Уотсон, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Берн, К.Левин, Л.Козер, А.Я.Анцупов, С.Л. Рубенштейн, Е.Л.Доценко, Б.М.Теплов, В.И.Андреева, Т.С.Сулимова и другие. Каждый из них внёс большой вклад в изучение конфликтов, их видов, причин, особенностей.
Проблема профилактики конфликтов не нова и остается актуальной. Хочется привести несколько примеров агрессивного поведения школьников, ссылаясь на новости из СМИ: в московском центре образования №654 им А.Д.Фридмана ученики начальной школы до полусмерти избили своего сверстника (28 августа 2017 года); в школе Челябинска в поселке Полетаево второклассники избили своего одноклассника. Мальчик получил черепно-мозговую травму и частично потерял память (17 мая 2017 года); второклассник кадетской школы № 22 в Курчатовском районе оказался на больничном с травмой головы в результате конфликта с учителем (от 23 апреля 2017 года).
Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе необходима.
Возникает противоречие между необходимостью целенаправленной работы по профилактике конфликтного взаимодействия в начальной школе с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме с другой.
Проблема исследования: каково содержание деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе?
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы профилактики ученических конфликтов в начальной школе для разработки программы деятельности педагога профилактической направленности.
Объект исследования: ученические конфликты в начальной школе.
Предмет исследования: профилактика ученических конфликтов в начальной школе в деятельности педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие конфликта, его виды, причины возникновения конфликтов в начальной школе;
2. Рассмотреть виды ученических конфликтов в начальной школе;
3. Изучить направления деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе;
4. Проанализировать результаты диагностики уровня конфликтности младших школьников;
5. Разработать программу деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические (тестирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: НОШ г. Кыштыма, 4 класс.
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе, может быть использована учителями начальных классов в работе по профилактике ученических конфликтов.
Апробация исследования проводилась путем:
- участия в III Международной научно-практической конференции «Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации»;
- публикации результатов исследования: Водолеева, Е.Ю.
Профилактика ученических конфликтов в начальной школе [Текст] // Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации: материалы III
Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 181-186.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, программы деятельности педагога, заключения, списка литературы, приложений, 8 рисунков, 9 таблиц.
Современный этап развития общества характеризуется усилением его дихотомичности, расслоением по уровню достатка, неравенством стартовых возможностей, наличием межэтнических и межконфессиональных конфликтов, что не может не оказывать влияния на межличностные отношения детей младшего школьного возраста. В связи с этим возникает необходимость целенаправленной работы педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе.
В первой главе нашего исследования нами были рассмотрены понятия конфликта, его виды и причины. Основополагающим для нашего исследования понятием конфликта мы выбрали столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанные с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Нами были рассмотрены самые распространенные в начальной школе конфликты: «ученик - ученик», «учитель - родитель ученика», «учитель - ученик».
В нашем исследовании нами были рассмотрены разные направления деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов, к которым мы отнесли диагностику свойств личности младшего школьника, работу по просвещению детей и их родителей, проведение мероприятий, тренингов, игр, а также информирование, которое может быть представлено в виде газет, буклетов, рекомендаций и прочее.
Во второй главе нашего исследования мы провели эмпирическое изучение способов реагирования в конфликте по методике К.Н.Томаса, а также использовали методику анкетирования педагогов для выявления уровня их включенности в профилактическую деятельность.
Мы выявили, что спектр используемых направлений профилактической работы достаточно узок. В основном это беседы, игры, классные мероприятия. Данное исследование привело нас к мысли о необходимости создания программы деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе. Данная программа была нами создана на основе теоретических исследований и включила в себя 3 диагностики, 5 занятий, 2 игры, конкурс фотографии. Также данная программа включила в себя разработку буклетов для педагогов начальной школы, родителей и их детей.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены. Дальнейшим направлением исследования может быть: экспериментальная проверка результативности разработанной нами программы деятельности педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе; разработка и реализация программы по взаимодействию педагога с семьёй по профилактике конфликтного поведения детей.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Питер; 2015. - 230 с.
2. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 89 с.
3. Адлер, А. Индивидуальная психология. История зарубежной психологии. Тексты [Текст] / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 2015. - С. 131-140.
4. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров, разрешения конфликтов [Текст] / В.И. Андреев. - М.: Народное образование. - 2015. - 142 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Орион, 2014. - 429 с.
6. Белов, В.М. Психология здоровья [Текст] / В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 2016. - 231 с.
7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. - М.: Просвещение, 2013 - 123 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - 2-е издание. - СПб.: Питер,
2015. - 338 с.
9. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / Л.А. Высотина. - М.: Просвещение, 2014. - 201 с.
10. Галеева, Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования [Текст] / Н.Л. Галеева // Завуч - 2013. - №2. - С. 47-52.
11. Гилинский, Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы [Текст] / Я.И. Гилинский // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М.: ИС РАН, 2015. - С. 39-59.
12. Гинзбург, М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Г. Гинсбург // Вопросы психологии. - 2015. - №
3. - С. 42-52.
13. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. Психические состояния [Текст] / Н.В. Гришина. - Самара, СГУ,
2016. - 92 с.
14. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2015. - 379 с.
15. Ерезин, С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта [Текст] // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 2-5.
16. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе [Текст] / Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2012. - 114 с.
17. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 440 с.
18. Кан-Калик, В.И. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. Кан-Калик. - М.: Орбита, 2014. - 150 с.
19. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии [Текст] / Х. Кэдьюсон, И. Шеффер. - СПб.: Питер., 2015. - 150 с.
20. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С.118-126.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Речь, 2015. - 458 с.
22. Михайловская, И.Б. Трудные ступени: профилактика
антиобщественного поведения [Текст] / И.Б. Михайловская, Г.В.Вершинина. - М.: Просвещение, 2010. - 143 с.
23. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование. - 2012. № 1. - С. 35-42.
24. Никиреева, Е.М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие / Е.М. Никиреева. - М.: Речь, 2016. - 284 с.
25. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт [Текст] // Библиотека воспитателя / Сфера. - 2014. - 20 с.
26. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения [Текст] / М.Ф. Панфилова.
- М.: ТОО «ИнтелТех», 2015. - 89 с.
27. Покусаев, В.Н. Управление конфликтной ситуацией в учебно-воспитательном процессе [Текст] // Вестник СНО. - № 13. - Волгоград:
Перемена, 2010. - С. 39-41.
28. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе [Текст]: Метод. реком. / Сост. В.Н. Покусаев. - Волгоград: Перемена, 2011. - 36 с.
29. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - М.: Речь, 2016. - 656 с.
30. Румянцева, Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности» [Текст] / Т.Г. Румянцева. - Минск, 2012. - 79 с.
31. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] / М. Рыбаков. - М.: Смысл, 2011. - 390 с.
32. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия.-2013. - 272 с.
33. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М., 2012. - 220 с.
34. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза [Текст] / К. Хорни. - М.: Академический Проект, 2013. - 183 с.
35. Шумилин, А.П. Межличностные конфликты в младшем школьном возрасте [Текст] / А.П. Шумилин. - М.: МГУ, 2015. - 121 с.
36. Шаров, А.С. Жизненный кризис в развитии личности [Текст]: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии / А.С. Шаров. - Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2015. - 220 с.
37. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М., 2015. - 285 с.
38. Юнг К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс-Универс; СПб.: Ювента, 2014. - 718 с.
39. Ярычев, Н.У., Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя [Текст] / Н.У. Ярычев, Т.Р. Саралиева. - 2014. - № 2. - 25 с.