ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» 7
1.2 Специфика организации внеурочной деятельности младших
школьников 15
1.3 Музыкальная деятельность, как средство развития художественно-творческих способностей 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методика развития художественно-творческих способностей в
процессе внеурочных занятий музыкальной деятельности 42
2.3 Анализ полученных результатов по методике развития творческих
способностей 50
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 61
Актуальность исследования. В последние время остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения.
В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста для разработки и внедрения программы во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности будет успешным если:
- разработать и внедрить музыкальный кружок, который будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников;
- методически правильно выстроить внеурочную деятельность через музыкальный кружок;
- систематически осуществлять работу (проводить методики развития художественно-творческих способностей) и контроль над художественно-творческой деятельностью.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержания понятия творческих способностей.
2. Охарактеризовать специфическую организацию внеурочной деятельности.
3. Проанализировать результаты уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать методику развития творческих способностей в процессе внеурочных занятий музыкальной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие художественно-творческих способностей младших школьников, диагностические методы.
Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»;
теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.
База исследования: МБОУ «Юная СОШ» Оренбургской области, Оренбургского района.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) - эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все дети обладают способностью к развитию.
Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития творческих способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.
В процессе исследовательской работы нами было установлено, что младшим школьникам наиболее близки темы и образы сказочных персонажей, животных, воспринимаемые зарисовки природы. Музыка для детей, как и музыка для взрослых, включает в себя как классические произведения, к которым относят всё наиболее значительное в искусстве предыдущих столетий, так и современные произведения, "говорящие" со слушателем и исполнителем на языке его же времени. Имеющаяся у некоторых педагогов тенденция воспитывать детей на упрощенно- традиционном языке музыки тормозит вхождение юного слушателя в мир более сложного, "взрослого" искусства.
Как бы ни были дороги и близки людям шедевры прошлого, музыкальное искусство, как и любое иное искусство, находится в процессе постоянного обновления, поскольку является по природе своей отражением действительности. Это относится и к музыке, создаваемой специально для детей. Если ее образная сторона претерпевает не столь существенные изменения, то сторона музыкального языка находится в достаточно заметном постоянном обновлении. Отсюда и важность развития у младших школьников способности к восприятию современных средств выразительности в области лада, мелодии, ритма, гармонии. Различные по своей образно-выразительной задаче эти средства дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.
Мы пришли к выводам, что использование модульных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 - 22.
2. Бабанский. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]/Ю.К. Бабанский - М.,1998. - 183с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. - 94 с.
4. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. [Тест] / Е. И. Кикоин М.: Просвещение,2009. - 89 с.
5. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Тест] / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. - 176с.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/А.М. Матюшкин - М.,1982. - 56с.
7. Педагогика: Уч. Пособие/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Росс. Пед. Агентство, 1995. - 512с.
8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. / С.Л. Рубинштейн М.: Педагогика. Т. 2. - 1989г. - 267с.
10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызина. М.: Просвещение, 1999.- С.224.
11. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений [Текст]/ Б.М. Теплов // Журнал "Вопросы психологии", 1957. - №5. - 61с.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф.
Харламов. М.: Юрист, 1997. - 512 с.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
14. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра.
Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.— 96 с.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-152 с.
16. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - 203 с.
17. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник
учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.:
Просвещение, 1999.-175с.
19. Дедюгина (Новикова) Н. В. Роль музыкального искусства в развитии художественно-творческого потенциала личности / Н. В. Дедюгина // Психолого-педагогические основы художественного образования : сб. ст. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2006. - Ч. 1. - С.40-45.
20. Дедюгина (Новикова) Н. В. Вокально-импровизационное творчество младших школьников на занятиях музыкального искусства / Н. В. Дедюгина // Психолого-педагогические основы художественного образования: сб. ст. - Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2006. - Ч. 1. - С. 3-5.
21. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
22. Рачина Б.С. Учебно- методическое пособие «Путешествие в стану музыки» Санкт- Петербург 1997г.
23. Вендрова Т.Е. Опыт работы «Пусть музыка звучит» Москва . Просвещение 1990
24. Ю. Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта.» Москва- 2002
25. Ригина Г.С. « Уроки музыки в начальных классах» опыт работы Москва. Просвещение .2000.
26. Агапова И.А. „Давыдова М.А « 30 музыкальных занятий для
начальной школы» Методические рекомендации и сценарии уроков музыки. ООО « Аквариум БУК» 2002
27. Спутник учителя музыки. Т. В. Челышева. М - 1993.
28. Сборник докладов 12 Всероссийского интернет-педсовета.
29. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой Л.И., Косовой. СПБ.: Изд-во «Полиграф-С», 2002.
30. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологи» М.: НИИ школьных технологий, 2006, 12.Полат Е.С. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.- М.,2000.
31. Из истории музыкального воспитания. Апраксина О.А. Москва Просвещение 1990 г.
32. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке Москва,
Просвещение, 1989г.
33. Музыка в школе. Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 г.
34. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001г.
35. Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе». 1998
36. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. 1972
37. М.С. Осеннева, Безбородова Л.А. «Методика музыкального
воспитания младших школьников» 2001.
38. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение» 1983