Развитие художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» 7
1.2 Специфика организации внеурочной деятельности младших
школьников 15
1.3 Музыкальная деятельность, как средство развития художественно-творческих способностей 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методика развития художественно-творческих способностей в
процессе внеурочных занятий музыкальной деятельности 42
2.3 Анализ полученных результатов по методике развития творческих
способностей 50
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 61
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» 7
1.2 Специфика организации внеурочной деятельности младших
школьников 15
1.3 Музыкальная деятельность, как средство развития художественно-творческих способностей 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методика развития художественно-творческих способностей в
процессе внеурочных занятий музыкальной деятельности 42
2.3 Анализ полученных результатов по методике развития творческих
способностей 50
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 61
Актуальность исследования. В последние время остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения.
В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста для разработки и внедрения программы во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности будет успешным если:
- разработать и внедрить музыкальный кружок, который будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников;
- методически правильно выстроить внеурочную деятельность через музыкальный кружок;
- систематически осуществлять работу (проводить методики развития художественно-творческих способностей) и контроль над художественно-творческой деятельностью.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержания понятия творческих способностей.
2. Охарактеризовать специфическую организацию внеурочной деятельности.
3. Проанализировать результаты уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать методику развития творческих способностей в процессе внеурочных занятий музыкальной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие художественно-творческих способностей младших школьников, диагностические методы.
Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»;
теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.
База исследования: МБОУ «Юная СОШ» Оренбургской области, Оренбургского района.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста для разработки и внедрения программы во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности будет успешным если:
- разработать и внедрить музыкальный кружок, который будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников;
- методически правильно выстроить внеурочную деятельность через музыкальный кружок;
- систематически осуществлять работу (проводить методики развития художественно-творческих способностей) и контроль над художественно-творческой деятельностью.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержания понятия творческих способностей.
2. Охарактеризовать специфическую организацию внеурочной деятельности.
3. Проанализировать результаты уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать методику развития творческих способностей в процессе внеурочных занятий музыкальной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие художественно-творческих способностей младших школьников, диагностические методы.
Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»;
теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.
База исследования: МБОУ «Юная СОШ» Оренбургской области, Оренбургского района.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) - эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все дети обладают способностью к развитию.
Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития творческих способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.
В процессе исследовательской работы нами было установлено, что младшим школьникам наиболее близки темы и образы сказочных персонажей, животных, воспринимаемые зарисовки природы. Музыка для детей, как и музыка для взрослых, включает в себя как классические произведения, к которым относят всё наиболее значительное в искусстве предыдущих столетий, так и современные произведения, "говорящие" со слушателем и исполнителем на языке его же времени. Имеющаяся у некоторых педагогов тенденция воспитывать детей на упрощенно- традиционном языке музыки тормозит вхождение юного слушателя в мир более сложного, "взрослого" искусства.
Как бы ни были дороги и близки людям шедевры прошлого, музыкальное искусство, как и любое иное искусство, находится в процессе постоянного обновления, поскольку является по природе своей отражением действительности. Это относится и к музыке, создаваемой специально для детей. Если ее образная сторона претерпевает не столь существенные изменения, то сторона музыкального языка находится в достаточно заметном постоянном обновлении. Отсюда и важность развития у младших школьников способности к восприятию современных средств выразительности в области лада, мелодии, ритма, гармонии. Различные по своей образно-выразительной задаче эти средства дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.
Мы пришли к выводам, что использование модульных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития творческих способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.
В процессе исследовательской работы нами было установлено, что младшим школьникам наиболее близки темы и образы сказочных персонажей, животных, воспринимаемые зарисовки природы. Музыка для детей, как и музыка для взрослых, включает в себя как классические произведения, к которым относят всё наиболее значительное в искусстве предыдущих столетий, так и современные произведения, "говорящие" со слушателем и исполнителем на языке его же времени. Имеющаяся у некоторых педагогов тенденция воспитывать детей на упрощенно- традиционном языке музыки тормозит вхождение юного слушателя в мир более сложного, "взрослого" искусства.
Как бы ни были дороги и близки людям шедевры прошлого, музыкальное искусство, как и любое иное искусство, находится в процессе постоянного обновления, поскольку является по природе своей отражением действительности. Это относится и к музыке, создаваемой специально для детей. Если ее образная сторона претерпевает не столь существенные изменения, то сторона музыкального языка находится в достаточно заметном постоянном обновлении. Отсюда и важность развития у младших школьников способности к восприятию современных средств выразительности в области лада, мелодии, ритма, гармонии. Различные по своей образно-выразительной задаче эти средства дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.
Мы пришли к выводам, что использование модульных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Академия юного художника»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Внеурочная деятельность как средство формирования творческих способностей младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020



