ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы повышения эффективности системы управления образовательной организацией 9
1.1. Терминологический анализ понятий исследования 9
1.2. Модель управления и методы повышения эффективности системы
управления образовательной организацией 21
1.3. Выявление организационно-педагогических условий повышения
эффективности системы управления образовательной организацией 29
Выводы по I главе 38
Глава II. Экспериментальная работа по реализации организационно¬
педагогических условий повышения эффективности системы управления образовательной организации 40
2.1. Характеристика базы исследования, организация экспериментальной работы 40
2.2. Внедрение модели управления и организационно-педагогических условий повышения ее эффективности 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 52
Выводы по II главе 65
Заключение 67
Библиографический список
Глава I. Теоретические аспекты проблемы повышения эффективности системы управления образовательной организацией 9
1.1. Терминологический анализ понятий исследования 9
1.2. Модель управления и методы повышения эффективности системы
управления образовательной организацией 21
1.3. Выявление организационно-педагогических условий повышения
эффективности системы управления образовательной организацией 29
Выводы по I главе 38
Глава II. Экспериментальная работа по реализации организационно¬
педагогических условий повышения эффективности системы управления образовательной организации 40
2.1. Характеристика базы исследования, организация экспериментальной работы 40
2.2. Внедрение модели управления и организационно-педагогических условий повышения ее эффективности 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 52
Выводы по II главе 65
Заключение 67
Библиографический список
Актуальность исследования обусловлена сложившимися за последнее десятилетие переменами в области образования. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина (прописана в Концепции развития образования в России до 2020г.). Обеспечение качественного образования прописано в Федеральном Законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Тотальная оптимизация всех областей жизнедеятельности человека, которая также затрагивает и область образования: оптимизация бюджета, кадров, хозяйственной части приводит и к изменению структуры управления организаций.
Статья 30 Федерального закона № 273-ФЗ предоставляет образовательным организациям право издания, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения. Локальные нормативные акты содержат общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников организации и (или) обучающихся, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение для детализации, конкретизации, дополнения и восполнения общей, правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.
В силу статей 3, 28 Федерального закона образовательная организация самостоятельна в установлении необходимого количества, формы локальных
нормативных актов, порядка их разработки и принятия. В то же время, Федеральный закон содержит перечень локальных нормативных актов, разработка и утверждение которых образовательной организацией обязательна: правила приема обучающихся; режим занятий; формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости, правила внутреннего распорядка; установление образцов документов об образовании и др.
Несмотря на наличие большого количества нормативных актов, эффективность управления образовательной организацией остается важнейшей проблемой системы управления.
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации системы управления образовательных организаций.
Значительный вклад в построение системы управления образовательными организациями внесли В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. Л. Левицкий, А. А. Орлов, В. П. Панасюк, М. М. Поташкин, В. А. Сластенин, И. К. Шалаев и др.
Анализируя практику деятельности образовательных организаций, выявляется ряд причин, которые не дают в полной мере развиваться этим организациям. К примеру, низкий уровень эффективности управления образовательным процессом. Многие руководители образовательных организаций пытаясь активизировать отдельные элементы управленческой деятельности, усиливают и ужесточают контрольные мероприятия, преобразуют и детализируют процесс планирования, внедрения и усиления роли организационных мероприятий, но все равно не приходят к поставленной цели. В результате, все эти действия приводят к стагнации или снижению эффективности системы управления, педагогические работники и управленцы больше занимаются вопросами, не связанными с улучшением образовательного, воспитательного и управленческого процесса. Ректорат принимает решения, зачастую, основываясь на отдельные ресурсы организации. Поэтому просматривается необходимость в обосновании рекомендаций, как правильно использовать организационно-педагогические условия и эффективно распределять ресурсы, чтобы они способствовали повышению эффективности управления образовательной организацией.
Анализ литературных исследований показал, что понятие эффективность управления образовательными системами изучали такие педагоги, как: З. Г. Данилова, П. М. Керженцев, Г. М. Клочева и др. Каковы условия повышения этой эффективности - проблема многих образовательных организаций. Поэтому мы выбрали для исследования с точки зрения управления именно организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления образовательной организации «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского».
Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского - один из крупнейших в регионе многоуровневых и многопрофильных вузов-комплексов, осуществляющий подготовку специалистов в сфере музыкального, изобразительного, хореографического, театрального искусства и социокультурной деятельности. Его исторический путь протяженностью около восьми десятилетий отражает сложные и, одновременно, творчески продуктивные процессы становления сферы художественного образования на Южном Урале.
Проблема исследования заключается в определении инновационных организационно-педагогических условий, которые позволят повысить эффективность управления образовательной организацией.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления образовательной организацией».
Цель исследования - теоретическое обоснование и внедрение модели повышения эффективности системы управления образовательной организации ГБОУ ВО «Южно-Уральский Государственный Институт Искусств им. П. И. Чайковского» (далее по тексту - институт искусств им. П. И. Чайковского).
Объект исследования - система управления образовательной организацией.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия повышения эффективности этой системы.
Гипотеза: если выявить и внедрить организационно-педагогические условия: а) повышение мотивации сотрудников, б) переподготовка руководительского состава организации, в) реализация программы здоровьесбережения сотрудников, то это обеспечит повышение эффективности системы управления образовательной организацией.
Задачи:
1. Проанализировать понятийный аппарат исследования.
2. Разработать модель управления и возможных методов повышения эффективности системы управления образовательной организацией .
3. Выявить организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления образовательной организацией.
4. Провести анализ базы исследования и организовать экспериментальную работу.
5. Внедрить модель управления и организационно-педагогические условия для повышения (на примере «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского»).
6. Провести анализ и обобщить результаты исследования.
Положения, выносимые на защиту
• Разработана модель системы управления образовательной организации, включающая: мотивационный, организационно-содержательный, деятельностный и оценочно-результативный блоки.
• Выявлены организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления института: а) повышение мотивации сотрудников, б) переподготовка руководительского состава организации, в) реализация программы здоровьесбережения сотрудников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, моделирование, сравнение, обобщение; эмпирическое обобщение опыта, наблюдение.
База исследования: ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского», юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41, проспект Победы, 167 (факультет изобразительного искусства). E-mail: info@uyrgii.ru.
Теоретическая значимость заключается в том, что выявленные организационно-педагогические условия обеспечат повышение эффективности управления образовательной организацией
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут являться основой повышения эффективности системы управления образовательной организации на современном этапе не только в институте искусств им. П. И. Чайковского, но и в другой образовательной организации; могут быть использованы в процессе подготовки востребованных кадров в области менеджмента образовательных организаций.
Этапы исследования. Исследования проводились в три этапа в период 2016-2019 гг.:
На первом этапе (2016-2017 гг.) анализировались психолого-педагогические, управленческие положения по проблеме исследования, формулировались цель, задачи, рабочая гипотеза, разрабатывалась программа исследования. Проводился констатирующий этап формирования проблемы исследования, разрабатывались методы исследования.
На втором этапе (2017-2018 гг.) происходило внедрение организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления образовательной организации, была введена система мотиваций, создавалась программа здоровьесбережения сотрудников.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) обобщались и анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Тотальная оптимизация всех областей жизнедеятельности человека, которая также затрагивает и область образования: оптимизация бюджета, кадров, хозяйственной части приводит и к изменению структуры управления организаций.
Статья 30 Федерального закона № 273-ФЗ предоставляет образовательным организациям право издания, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения. Локальные нормативные акты содержат общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников организации и (или) обучающихся, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение для детализации, конкретизации, дополнения и восполнения общей, правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.
В силу статей 3, 28 Федерального закона образовательная организация самостоятельна в установлении необходимого количества, формы локальных
нормативных актов, порядка их разработки и принятия. В то же время, Федеральный закон содержит перечень локальных нормативных актов, разработка и утверждение которых образовательной организацией обязательна: правила приема обучающихся; режим занятий; формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости, правила внутреннего распорядка; установление образцов документов об образовании и др.
Несмотря на наличие большого количества нормативных актов, эффективность управления образовательной организацией остается важнейшей проблемой системы управления.
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации системы управления образовательных организаций.
Значительный вклад в построение системы управления образовательными организациями внесли В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. Л. Левицкий, А. А. Орлов, В. П. Панасюк, М. М. Поташкин, В. А. Сластенин, И. К. Шалаев и др.
Анализируя практику деятельности образовательных организаций, выявляется ряд причин, которые не дают в полной мере развиваться этим организациям. К примеру, низкий уровень эффективности управления образовательным процессом. Многие руководители образовательных организаций пытаясь активизировать отдельные элементы управленческой деятельности, усиливают и ужесточают контрольные мероприятия, преобразуют и детализируют процесс планирования, внедрения и усиления роли организационных мероприятий, но все равно не приходят к поставленной цели. В результате, все эти действия приводят к стагнации или снижению эффективности системы управления, педагогические работники и управленцы больше занимаются вопросами, не связанными с улучшением образовательного, воспитательного и управленческого процесса. Ректорат принимает решения, зачастую, основываясь на отдельные ресурсы организации. Поэтому просматривается необходимость в обосновании рекомендаций, как правильно использовать организационно-педагогические условия и эффективно распределять ресурсы, чтобы они способствовали повышению эффективности управления образовательной организацией.
Анализ литературных исследований показал, что понятие эффективность управления образовательными системами изучали такие педагоги, как: З. Г. Данилова, П. М. Керженцев, Г. М. Клочева и др. Каковы условия повышения этой эффективности - проблема многих образовательных организаций. Поэтому мы выбрали для исследования с точки зрения управления именно организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления образовательной организации «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского».
Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского - один из крупнейших в регионе многоуровневых и многопрофильных вузов-комплексов, осуществляющий подготовку специалистов в сфере музыкального, изобразительного, хореографического, театрального искусства и социокультурной деятельности. Его исторический путь протяженностью около восьми десятилетий отражает сложные и, одновременно, творчески продуктивные процессы становления сферы художественного образования на Южном Урале.
Проблема исследования заключается в определении инновационных организационно-педагогических условий, которые позволят повысить эффективность управления образовательной организацией.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления образовательной организацией».
Цель исследования - теоретическое обоснование и внедрение модели повышения эффективности системы управления образовательной организации ГБОУ ВО «Южно-Уральский Государственный Институт Искусств им. П. И. Чайковского» (далее по тексту - институт искусств им. П. И. Чайковского).
Объект исследования - система управления образовательной организацией.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия повышения эффективности этой системы.
Гипотеза: если выявить и внедрить организационно-педагогические условия: а) повышение мотивации сотрудников, б) переподготовка руководительского состава организации, в) реализация программы здоровьесбережения сотрудников, то это обеспечит повышение эффективности системы управления образовательной организацией.
Задачи:
1. Проанализировать понятийный аппарат исследования.
2. Разработать модель управления и возможных методов повышения эффективности системы управления образовательной организацией .
3. Выявить организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления образовательной организацией.
4. Провести анализ базы исследования и организовать экспериментальную работу.
5. Внедрить модель управления и организационно-педагогические условия для повышения (на примере «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского»).
6. Провести анализ и обобщить результаты исследования.
Положения, выносимые на защиту
• Разработана модель системы управления образовательной организации, включающая: мотивационный, организационно-содержательный, деятельностный и оценочно-результативный блоки.
• Выявлены организационно-педагогические условия повышения эффективности системы управления института: а) повышение мотивации сотрудников, б) переподготовка руководительского состава организации, в) реализация программы здоровьесбережения сотрудников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, моделирование, сравнение, обобщение; эмпирическое обобщение опыта, наблюдение.
База исследования: ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского», юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41, проспект Победы, 167 (факультет изобразительного искусства). E-mail: info@uyrgii.ru.
Теоретическая значимость заключается в том, что выявленные организационно-педагогические условия обеспечат повышение эффективности управления образовательной организацией
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут являться основой повышения эффективности системы управления образовательной организации на современном этапе не только в институте искусств им. П. И. Чайковского, но и в другой образовательной организации; могут быть использованы в процессе подготовки востребованных кадров в области менеджмента образовательных организаций.
Этапы исследования. Исследования проводились в три этапа в период 2016-2019 гг.:
На первом этапе (2016-2017 гг.) анализировались психолого-педагогические, управленческие положения по проблеме исследования, формулировались цель, задачи, рабочая гипотеза, разрабатывалась программа исследования. Проводился констатирующий этап формирования проблемы исследования, разрабатывались методы исследования.
На втором этапе (2017-2018 гг.) происходило внедрение организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления образовательной организации, была введена система мотиваций, создавалась программа здоровьесбережения сотрудников.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) обобщались и анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Современные тенденции развития системы управления, отраженные в нормативных документах, указывают на необходимость улучшения организационно-педагогических условий повышения эффективности этой системы, что позволит готовить высококвалифицированных рабочих в соответствии с мировыми стандартами и передовыми образовательными технологиями. Проблема определения инновационных организационно - педагогических условий, которые позволят повысить эффективность управления образовательной организацией, является чрезвычайно актуальной и в то же время недостаточно разработанной. Решение обозначенной проблемы осуществлено нами через разработку, обоснование и реализацию организационно-педагогической модели и условий, обеспечивающих ее эффективное управление.
В перовой главе диссертационного исследования представлен историко-педагогический анализ проблемы организационно-педагогических условий повышения эффективности управления образовательной организации проанализировано ее современное состояние, систематизирован понятийный аппарат исследования, выявлены структурные компоненты организационно-педагогических условий повышения эффективности, построена и обоснована структурно-функциональная модель системы управления, выявлены организационно-педагогические условия ее эффективной реализации.
Выстраивая понятийный аппарат, можно сделать вывод, что система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Система управления - это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий. Также это совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.
Управление образовательной организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Повышение эффективности управления образовательной организации - это разработка комплекса конкретных мероприятий по улучшению эффективности менеджмента, оказывающая воздействие на конкретные направления деятельности организации.
Организационно-педагогические условия - характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы.
Модель управления - это абстрактно выстроенная целостная цепь знаний о том, как выглядит и как обязана выглядеть система управления, как она воздействует и как обязана воздействовать на объект заведования, как адаптируется и как обязана это делать к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация имела возможность постичь поставленных целей.
Модель управления любой образовательной организации содержит 4 функциональных блока: мотивационный, организационно-содержательный, деятельный и оценочно-результативный.
Чтобы образовательная организация была эффективной, ключевой стратегией управления можно определить стратегию фокусирования в конкретном сегменте предоставляемых услуг.
Было выявлено несколько критериев эффективности системы управления. В процессе анализа источников литературы, были установлены организационно-педагогические условия повышения эффективности управления образовательной организации. Это такие условия, как условие организации труда, а конкретно - совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, рационализацию трудового процесса, внедрение прогрессивных методов и приемов труда, совершенствование нормирования труда, использование каждого работника в соответствии с его способностями, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей практики, совершенствование практики, форм и методов материального и морального стимулирования, улучшение условий труда, рационализацию режимов труда и отдыха, укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.
Были выявлены условия повышения эффективности: повышение квалификации для руководителей образовательных организаций, повышение мотивации сотрудников, в которую можно включить рейтинговую систему оценки работы педагогических работников, участие в семинарах, конкурсах, в т. ч. педагогического мастерства. Здесь можно отметить систему поощрений кадрового состава, связанную с международными выездными практиками. Благодарственные письма за заслуги в педагогической деятельности. Последним выявленным условием является введение программы здоровьесбережения сотрудников.
В качестве итогов работы ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского» был проанализировано выявление организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления института.
В результате анализа документации института, можно сделать вывод, что система управления «Южно-Уральского института искусств им. П. И. Чайковского» имеет схожую с разработанной нами теоретической системой управления образовательной организации. Система организации института искусств им. П. И. Чайковского обширна и имеет множество управленческих звеньев.
Из всех условий повышения эффективности управления институтом нами были отобраны следующие: в организационно-мотивационном блоке были выявлены потребности руководителей в прохождении курсов повышения квалификации. Происходил подбор и согласование программ по необходимым направлениям. В организационно-содержательном блоке мы подобрали примерный список программ курсов повышения квалификации для руководителей образовательной организации. В третьем блоке - деятельностном проводилась организация сотрудников для участия в семинарах, конкурсах, в т. ч. педагогического мастерства на различных уровнях и международных. Положительно повлияло введение системы поощрений кадрового состава, связанная с педагогическими практиками (городские и выездные), пленэрами и выездами. Благоприятно повлияла организация педагогами выставок собственных работ, проявился интерес как у студентов, так и у всего педагогического коллектива. Также положительный результат оказали проведенные мастер-классы как для студентов, так и для преподавателей. В четвертом блоке - оценочно-результативном была внедрена рейтинговая система оценки работы педагогических работников. Значительно выше стали показатели некоторых педагогов за счет повышенной мотивации внедренных организационно-педагогических условий. Как результат можно отнести и благодарственные письма за заслуги в педагогической деятельности.
В процессе работы были улучшены правила внутреннего распорядка образовательной организации. Также произошло качественное повышение эффективности путем введения в институте организационно-педагогического условия здоровьесбережения сотрудников данной организации.
Несмотря на отсутствие и снижение некоторых показателей мониторинга эффективности управления «ЮУрГИИ им. Чайковского», в целом, положительные показатели превалируют. Есть некоторые, которые превышают значения показателей по Уральскому региону и по России в целом, это свидетельствует о правильном направлении траектории повышения эффективности системы управления организации, и остается еще множество путей и способов ее улучшения.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему совершенствованию эффективности управления образовательной организации:
Первое, «Южно-Уральскому государственному институту искусств им П. И. Чайковского» целесообразно определить оптимальную структуру образовательного процесса, предлагается развивать творчество и инициативность в профессиональном совершенствовании, дающем возможность реализовывать современные модели, алгоритмы и технологии управления, способность создавать и стимулировать инновационно-развивающую атмосферу, поддерживать высокую мотивацию в педагогическом труде и эффективность в реализации должностных функций. Возможна оптимизация учебно-методической работы, совершенствование учебных планов и учебных программ обучения студентов, организационно-методического обеспечения учебной работы в образовательной организации. Совершенствование организации и проведения всех видов учебных занятий, обеспечение систематичного и объективного контроля успеваемости и качества подготовки студентов, постоянное совершенствование организации и форм методической работы, обеспечение оптимальной работы учебно - методического комплекса образовательной организации.
Второй рекомендацией может служить повышение качества учебного обеспечения через строгий отбор студентов, организация системных и институциональных исследований по вопросам управления образовательным процессом, усовершенствование инновационных комплексов школа- институт, оптимизация перечня направлений и специальностей с учетом среднесрочной и долгосрочной конъюнктуры рынка труда.
Третье - рекомендовано проводить исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества учебной работы, активизировать обучение постоянного состава новым эффективным методам учебной работы, проводить мероприятия по проблемам обучения. Для преподавательского состава - рекомендуется овладеть новыми методиками оценки и учета результатов учебной работы со студентами, проводить с ними индивидуально-методические занятия и собеседования.
Четвертое, в области реализации воспитательного потенциала предлагается принимать активное участие и проявлять инициативу в проведении мероприятий комплексного плана воспитательной работы, планов формирования профессиональных навыков у студентов. Целесообразно ежемесячно анализировать положительные и отрицательные результаты учебной и воспитательной работы и их причины. Адаптировать организацию воспитательной работы к специфике студенческих коллективов, ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию, личным примером показывать эту работу в ходе образовательного процесса. Рекомендуемо также обучаться методиками оценки и учета результатов воспитательной работы, преподавателям проводить систематическую индивидуальную и кураторскую работу в течение всего периода обучения студентов.
Заключительное, заместителям по научной работе в качестве научного обеспечения образовательного процесса можно рекомендовать проводить поисковых, фундаментальных и прикладных исследований в интересах модернизации образовательного процесса. Возможно улучшение работы в проведении диссертационных исследований, подготовки монографий и авторефератов, издания научных статей, подготовки научной работы студентов. Проведение рационализаторской, изобретательской и патентно - лицензионной деятельности в интересах совершенствования образовательного процесса. Также возможно создание электронных программ и обучающих систем, формирование научных школ и научного потенциала, создание и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров.
В перовой главе диссертационного исследования представлен историко-педагогический анализ проблемы организационно-педагогических условий повышения эффективности управления образовательной организации проанализировано ее современное состояние, систематизирован понятийный аппарат исследования, выявлены структурные компоненты организационно-педагогических условий повышения эффективности, построена и обоснована структурно-функциональная модель системы управления, выявлены организационно-педагогические условия ее эффективной реализации.
Выстраивая понятийный аппарат, можно сделать вывод, что система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Система управления - это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий. Также это совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.
Управление образовательной организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Повышение эффективности управления образовательной организации - это разработка комплекса конкретных мероприятий по улучшению эффективности менеджмента, оказывающая воздействие на конкретные направления деятельности организации.
Организационно-педагогические условия - характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы.
Модель управления - это абстрактно выстроенная целостная цепь знаний о том, как выглядит и как обязана выглядеть система управления, как она воздействует и как обязана воздействовать на объект заведования, как адаптируется и как обязана это делать к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация имела возможность постичь поставленных целей.
Модель управления любой образовательной организации содержит 4 функциональных блока: мотивационный, организационно-содержательный, деятельный и оценочно-результативный.
Чтобы образовательная организация была эффективной, ключевой стратегией управления можно определить стратегию фокусирования в конкретном сегменте предоставляемых услуг.
Было выявлено несколько критериев эффективности системы управления. В процессе анализа источников литературы, были установлены организационно-педагогические условия повышения эффективности управления образовательной организации. Это такие условия, как условие организации труда, а конкретно - совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение организации и обслуживания рабочих мест, рационализацию трудового процесса, внедрение прогрессивных методов и приемов труда, совершенствование нормирования труда, использование каждого работника в соответствии с его способностями, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей практики, совершенствование практики, форм и методов материального и морального стимулирования, улучшение условий труда, рационализацию режимов труда и отдыха, укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.
Были выявлены условия повышения эффективности: повышение квалификации для руководителей образовательных организаций, повышение мотивации сотрудников, в которую можно включить рейтинговую систему оценки работы педагогических работников, участие в семинарах, конкурсах, в т. ч. педагогического мастерства. Здесь можно отметить систему поощрений кадрового состава, связанную с международными выездными практиками. Благодарственные письма за заслуги в педагогической деятельности. Последним выявленным условием является введение программы здоровьесбережения сотрудников.
В качестве итогов работы ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского» был проанализировано выявление организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления института.
В результате анализа документации института, можно сделать вывод, что система управления «Южно-Уральского института искусств им. П. И. Чайковского» имеет схожую с разработанной нами теоретической системой управления образовательной организации. Система организации института искусств им. П. И. Чайковского обширна и имеет множество управленческих звеньев.
Из всех условий повышения эффективности управления институтом нами были отобраны следующие: в организационно-мотивационном блоке были выявлены потребности руководителей в прохождении курсов повышения квалификации. Происходил подбор и согласование программ по необходимым направлениям. В организационно-содержательном блоке мы подобрали примерный список программ курсов повышения квалификации для руководителей образовательной организации. В третьем блоке - деятельностном проводилась организация сотрудников для участия в семинарах, конкурсах, в т. ч. педагогического мастерства на различных уровнях и международных. Положительно повлияло введение системы поощрений кадрового состава, связанная с педагогическими практиками (городские и выездные), пленэрами и выездами. Благоприятно повлияла организация педагогами выставок собственных работ, проявился интерес как у студентов, так и у всего педагогического коллектива. Также положительный результат оказали проведенные мастер-классы как для студентов, так и для преподавателей. В четвертом блоке - оценочно-результативном была внедрена рейтинговая система оценки работы педагогических работников. Значительно выше стали показатели некоторых педагогов за счет повышенной мотивации внедренных организационно-педагогических условий. Как результат можно отнести и благодарственные письма за заслуги в педагогической деятельности.
В процессе работы были улучшены правила внутреннего распорядка образовательной организации. Также произошло качественное повышение эффективности путем введения в институте организационно-педагогического условия здоровьесбережения сотрудников данной организации.
Несмотря на отсутствие и снижение некоторых показателей мониторинга эффективности управления «ЮУрГИИ им. Чайковского», в целом, положительные показатели превалируют. Есть некоторые, которые превышают значения показателей по Уральскому региону и по России в целом, это свидетельствует о правильном направлении траектории повышения эффективности системы управления организации, и остается еще множество путей и способов ее улучшения.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему совершенствованию эффективности управления образовательной организации:
Первое, «Южно-Уральскому государственному институту искусств им П. И. Чайковского» целесообразно определить оптимальную структуру образовательного процесса, предлагается развивать творчество и инициативность в профессиональном совершенствовании, дающем возможность реализовывать современные модели, алгоритмы и технологии управления, способность создавать и стимулировать инновационно-развивающую атмосферу, поддерживать высокую мотивацию в педагогическом труде и эффективность в реализации должностных функций. Возможна оптимизация учебно-методической работы, совершенствование учебных планов и учебных программ обучения студентов, организационно-методического обеспечения учебной работы в образовательной организации. Совершенствование организации и проведения всех видов учебных занятий, обеспечение систематичного и объективного контроля успеваемости и качества подготовки студентов, постоянное совершенствование организации и форм методической работы, обеспечение оптимальной работы учебно - методического комплекса образовательной организации.
Второй рекомендацией может служить повышение качества учебного обеспечения через строгий отбор студентов, организация системных и институциональных исследований по вопросам управления образовательным процессом, усовершенствование инновационных комплексов школа- институт, оптимизация перечня направлений и специальностей с учетом среднесрочной и долгосрочной конъюнктуры рынка труда.
Третье - рекомендовано проводить исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества учебной работы, активизировать обучение постоянного состава новым эффективным методам учебной работы, проводить мероприятия по проблемам обучения. Для преподавательского состава - рекомендуется овладеть новыми методиками оценки и учета результатов учебной работы со студентами, проводить с ними индивидуально-методические занятия и собеседования.
Четвертое, в области реализации воспитательного потенциала предлагается принимать активное участие и проявлять инициативу в проведении мероприятий комплексного плана воспитательной работы, планов формирования профессиональных навыков у студентов. Целесообразно ежемесячно анализировать положительные и отрицательные результаты учебной и воспитательной работы и их причины. Адаптировать организацию воспитательной работы к специфике студенческих коллективов, ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию, личным примером показывать эту работу в ходе образовательного процесса. Рекомендуемо также обучаться методиками оценки и учета результатов воспитательной работы, преподавателям проводить систематическую индивидуальную и кураторскую работу в течение всего периода обучения студентов.
Заключительное, заместителям по научной работе в качестве научного обеспечения образовательного процесса можно рекомендовать проводить поисковых, фундаментальных и прикладных исследований в интересах модернизации образовательного процесса. Возможно улучшение работы в проведении диссертационных исследований, подготовки монографий и авторефератов, издания научных статей, подготовки научной работы студентов. Проведение рационализаторской, изобретательской и патентно - лицензионной деятельности в интересах совершенствования образовательного процесса. Также возможно создание электронных программ и обучающих систем, формирование научных школ и научного потенциала, создание и проведение научных и научно-практических конференций, семинаров.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, управление дошкольным образованием. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №2» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СШОР ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ ИМ. М.Р. БОРОВА»
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



