Введение 3
Глава 1 Проблема мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности в ПОО 7
1.1 Проблема мотивации студентов к учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Психолого-педагогические методы развития учебной мотивации студентов СПО 16
1.3 Психолого-педагогические методы обучения: активные и интерактивные 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Практическая работа по внедрению методов учебной мотивации в процессе преподавания экономических дисциплин на примере Многопрофильного колледжа Института Спорта, Туризма и
Сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» 29
2.1. Анализ применения методов мотивации студентов СПО к учебной деятельности в процессе преподавания экономических дисциплин 29
2.2 Разработка обучающего семинара для профессионально-педагогического состава по теме «Повышение учебной мотивации студентов
с помощью активных методов обучения» 35
2.3 План-конспект занятия по дисциплине "Налоги и налогообложение" с применением методов и приемов мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности 48
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы 62
Определение мотивации в психолого-педагогической науке означает процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности [11 с.96-104]. Мотивационный этап обучения разрешает добиться эффекта быстрого включения студентов в учебно-познавательную деятельность и включения ее механизма без продолжительного втягивания в работу. На ряду с этим появилась потребность в отыскании и применении всех скрытых резервов увеличения учебной мотивации студентов. Определенные данные о мотивации учебной деятельности, ее разнообразные виды, психологические особенности, факторы, детерминирующие мотивацию студентов в условиях совместной учебной деятельности, являются необходимыми и значимыми для практической организации учебно-воспитательного процесса, управления и руководства учебными коллективами, увеличения эффективности их деятельности по подготовке специалистов.
Проблема мотивации учебной деятельности студентов появляется из-за того, что устройства саморегуляции уже существуют, но формирование личности студента, его направленности еще не окончено. Развитие сознания молодежи зависит от таких основных факторов, как: внешние социальные условия; механизмы передачи социального опыта - системы образования, воспитания, содержания и направленности государственной молодежной политики; от того, какое отражение данный социальный опыт найдет в сознании в виде интересов, ценностей, ролевых установок и социальных стереотипов [10].
Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это будет ему интересно и привлекательно. Ему необходимы мотивы для познавательной деятельности. В формирование мотивов направленных на обучение огромную роль играет педагог, так как от деятельности зависит эффективность мотивации студентов. Мотивация обучения -средства побуждения обучающегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования[9 с.147]. Мотив- это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности [17]. Среди них есть положительные и отрицательные, постоянные и временные, ведущие и подчиненные, активные и пассивные. Преобразование внешних стимулов в позитивные мотивы учения предполагает сложный и противоречивый процесс, который можно объяснить сложностью и противоречивостью соотношений общественного и индивидуального в жизни человека, ценностных ориентаций, интересов и идеалов. Задача состоит в том, чтобы привести субъективное отношение к учению с его объективным смыслом, сформировать социально-психологическую установку на отношение к учебной деятельности [8].
Изменения, которые происходят во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Выпускник колледжа должен обладать специальными знаниями, умениями и владениями, понимать потребность в достижениях и успехе. Необходимо прививать студентам интерес к накоплению знаний, постоянному самообразованию, так как система профессионального образования находится в постоянном развитии и требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями, проблема мотивации, на сегодняшний день, имеет особое значение, и тем самым является актуальностью дипломной работы. В процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения. Для эффективной мотивации студентов преподавателям необходимо использовать самые продуктивные методы и приемы обучения. На основании актуальности нами была выбрана тема исследования: «Методы и приемы мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к учебно-познавательной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по повышению учебной мотивации студентов с помощью активных методов и приемов обучения.
Объект исследования: мотивация студентов к учебно-познавательной деятельности.
Предмет исследования: методы и приемы мотивации студентов профессиональных организаций к учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
1) рассмотреть проблему мотивации студентов к учебно- познавательной деятельности в ПОО;
2) проанализировать применение методов мотивации студентов к учебной деятельности в процессе преподавания экономических дисциплин в Многопрофильном колледже Института Спота, Туризма и Сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»;
3) разработать обучающий семинар для профессионально-педагогического состава по теме «Повышение учебной мотивации студентов с помощью активных методов обучения»;
4) провести в качестве наглядного примера для профессионально - педагогического состава занятие по дисциплине "Налоги и налогообложение" с применением методов и приемов мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности.
Практическая значимость работы: заключается в разработанных практических рекомендациях по повышению мотивации студентов к учебной деятельности с помощью активных методов и приемов обучения, которые могут быть использованы педагогами в процессе преподавания экономических дисциплин.
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической литературы и документации педагога; анализ основных понятий и терминов исследования
Эмпирические: наблюдение за ходом занятия и реакцией студентов; анкетирование педагогов и студентов; сравнение методики обучения у педагогов колледжа; изучение уровня подготовки студентов и пр.
База исследования: Многопрофильный колледж Института Спорта и туризма и Сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», расположенный по адресу: Челябинск, ул. Артиллерийская, 100.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка используемой литературы. В первой главе мы рассмотрели проблему учебной мотивации студентов а отечественной и зарубежной психологии, психолого-педагогические методы развития мотивации и психолого-педагогические методы обучения: активные и интерактивные; во второй главе мы проанализировали применение методов мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания экономических дисциплин.
Рассмотрев проблему мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности в ПОО мы выявили, что: мотивация в учебном процессе определяется как «процесс побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Основная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, максимально способствующая раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента.
Условия, способствующие внутренней мотивации процесса обучения: предоставление свободы выбора, максимально возможное снятие внешнего контроля, задачи обучения должны исходить, опираясь на запросы, интересы и устремления студента.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: во- первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в- четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.
Необходимое условие для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучающихся активной поисковой деятельности.
Практические пути и методы развития положительной стабильной мотивации к учебной деятельности: содержание учебного материала; организация учебной деятельности. Процесс изучения каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должен состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы на первом месте в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и нахождение причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у обучающихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Для становления такой мотивации необходимо использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не сможет играть решающую роль в становлении мотивации всех обучающихся.
Метод - это способ взаимодействия учителя и учеников, при помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков. Прием- конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. Разница заключается в том, что прием - это кратковременный способ, предполагающий работу с одним, конкретным ЗУВом. А метод - процесс длительный, который состоит из нескольких этапов и включает в себя большое количество приемов. Таким образом, прием обучения является лишь составной частью того или иного метода.
Методы можно классифицировать по разным признакам, таким как:
-характер учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, исследовательский, поисковый, объяснительно-иллюстративный, эвристический и пр.;
-степень активности педагога и студентов: активная и пассивная;
-источник учебного материала: словесный, наглядный, практический;
-способ организации учебно-познавательной деятельности: метод формирования ЗУВ на практике, метод получения новых знаний, метод проверки и оценивания.
Рассмотрев поподробнее методы обучения по степени активности педагога и студентов, мы выявили, что такие методы обучения, как активные, строятся по схеме взаимодействия «педагог = студент», а интерактивные основываются на схемах взаимодействия «педагог = студент» и «студент = студент».
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС - научить студента учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, которое основывается на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Мы проанализировали применение методов мотивации студентов к учебной деятельности в процессе преподавания экономических дисциплин в Многопрофильном колледже Института Спота, Туризма и Сервиса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» и обратили внимание на то, что применяется лишь один метод активного обучения, такой как решение ситуационных задач. Как было определено в ходе анализа, применение активных и интерактивных методов и приемов обучения применяются в недостаточной мере в процессе изучения дисциплины. Тогда как использование именно этих методов и приемов обучения могло бы способствовать продуктивной мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности. После проведения анонимного анкетирования преподавателей экономических дисциплин, мы получили неожиданные результаты:
- ограниченное число преподавателей дисциплин профессионального компонента на своих занятиях используют интерактивные методы обучения 33% (2 человек) из числа опрошенных 6.
- половина преподавателей (50% - 3 чел.) относится к данным методам с осторожностью, считая их недостаточно эффективными в профессиональной подготовке обучающихся, так как, по их мнению, данные методы представляют из себя игру, которая не связанна с решением задач профессионального обучения.
- один педагог (18% - 1 чел.) затруднялся с ответами по поводу
характеристик интерактивных методов обучения. Причина этого, на наш взгляд, в недостаточной осведомленности некоторых преподавателей колледжа о современных инновационных технологиях обучения и их возможностях.
- за необходимость более активного внедрения интерактивных методов
обучения в учебно-воспитательный процесс колледжа высказались 66% (4 чел.) опрошенных преподавателей. Одним из направлений, связанным с деятельностью по внедрению интерактивных методов обучения в колледже, которое отметили 83 % (5 чел.) преподавателей, является организация
педагогических семинаров по ознакомлению с инновационными педагогическими технологиями и изучение опыта использования активных и интерактивных методов обучения в колледже и их влияния на уровень профессиональной подготовки обучающихся.
Исходя из результатов анкетирования, мы выявили необходимость организации педагогических семинаров по ознакомлению с инновационными педагогическими технологиями и изучению опыта использования активных и интерактивных методов обучения в колледже и их влияния на уровень профессиональной подготовки обучающихся.
Для решения данной проблемы мы разработали семинар по повышению мотивации студентов с помощью активных методов обучения, а также провели, в качестве примера для присутствующих педагогов на семинаре, занятие по теме: «Сущность, функции и виды налогов. Порядок направления налоговой декларации и внесения в нее изменений» с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения. Поставленные цели и задачи семинара были достигнуты. Атмосфера была благоприятной, а работа продуктивной. Преподаватели были настроены позитивно и внимательно слушали и выполняли задания. На последнем этапе рефлексии мы были приятно удивлены, так как все участники подняли зеленые карточки. В завершении семинара преподаватели нас благодарили и выразили свои пожелания о проведении повторного рода семинара, также они пообещали применять на своих занятиях активные методы обучения, так как убедились в их эффективности.
Также, мы привели подробный план-конспект занятия с применением активных методов обучения, которые способствуют успешной учебной мотивации, и успешно провели его. Студенты были вовлечены в ход занятия и активно выполняли задания, проявляя повышенный интерес к учебно- познавательной деятельности. По итогам рефлексии студентов, мы подтвердили эффективность проведения занятия с применением различных методов и приемов обучения и отметили высокий уровень мотивации к учебной деятельности в процессе занятия. Наблюдающие за ходом занятия преподаватели сделали для себя заметки и были приятно удивлены такой активной работе студентов. После проделанной нами работы мнение педагогов об активных и интерактивных методов изменилось в лучшую сторону.
Таким образом мы выполнили поставленные задачи и достигли цель исследования, теоретически обосновали и разработали практические рекомендации по повышению учебной мотивации студентов с помощью активных методов и приемов обучения.
1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. [Текст] / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов. - Минск., БГУ, 2014. - 288 с.
2. Арефьев, О. Н. Открытая система профессионального
образования: цели, принципы, технологии. Практикоориентированная
монография и учебное пособие. [Текст] / О. Н. Арефьев, Н. М. Кропотина. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2014. - 286 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во ИРПО,2013. - 336 с.
4. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов[Текст]: учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М.: Высш. шк., 2014. -144 с.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов - СПб: Издательство Питер, 2015. - 304 с.
6. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты/ О.В. Бубновская // Фундаментальные исследования[Текст]. - 2014. - № 1. - С. 147-153.
7. Бутова, В. Н. Создание учебно-методического комплекса [Текст] // Среднее профессиональное образование, 2013.-№1.
8. Бухарова Г. Д. Общая и профессиональная педагогика[Текст]: учеб.пособие /, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.-пед.ун-та, 2014. - 298 с.
9. Герасимова А.С. Ценностно-нормативная методика оценки учебной мотивации студентов. // Экспериментальная психология[Текст]- Белгород том 6, № 4, 2015, с. 96-104.
10. Гомола, А. И. Учебно-методический комплекс студентов как средство повышения эффективности процесса обучения[Текст] // Среднее профессиональное образование, 2013. - № 2.
11. Ерецкий, М. И. Совершенствование обучения техникуме[Текст]: учеб.метод. пособие. - М.: Высш.шк., 2015.
12. Ерецкий, М. И. Система методических комплексов[Текст] / М. Н. Ерецкий, М. А. Чекулаев // Среднее специальное образование. -2014. - №7.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогика[Текст]: учебник. - М.:
Гардарики, 2014. - 528 с.
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия», 2015. -176 с.
15. Калмыкова Н. В., Петряева С. Ф. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 53-58.
16. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие[Текст] / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.Песталоцци. - М.: Педагогика, 2013. - 416 с.
17. Корзин, А. Б. О научно-методическом обеспечении образовательного процесса [Текст] / А. Б. Корзин // Среднее профессиональное образование, 2015. - №5.
18. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования
обучения[Текст]: Методологический анализ / В. В. Краевский. - М.:
Просвещение, 2015- 264 с.
19. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста[Текст]. - М., 2014. -125 с.
20. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования[Текст]. - М.: Выспынк., 2014. - 236 с.
21. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. - М.:Высш.шк. 2014. - 223 с.
22. Леонтьев Д.А. Понятие мотива и проблема качества мотивации. // вестник московского университета[Текст] 2016с.3-18
23. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций[Текст]. - М.: Юрайт-М, 2015. - 607 с.
24. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки[Текст]: учеб.мет. пособие / А. В. Макаров, З.П.Трофимова, В. С. Вязовкин, Ю. Ю. Гафарова. - Минск. РИВШ БГУ, 2014. -118 с.
25. Маркина, Н. Ю. Проектирование процесса обучения[Текст] // Среднее профессиональное образование, 2017. - №3.
26. Методические указания по разработке учебно-методического комплекса дисциплины [Текст] / А. А.Кириллина, Е. Н.Павлова. - Якутск, Изд-во Якутского университета, 2014. - 25 с..
27. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности[Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2015. - 224 с.
28. Новиков, А. М. Научно-экспертная работа в образовательном учреждении [Текст]/ А. М. Новиков. - М.: АПО,2014.-129 с.
29. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст] / Пер. с. польск. Л. Г. Кашкуревич, Н. Г. Горонин. - М.: Высш. шк., 2015. - 382 с.
30. Орлов, В. И. Активность и самостоятельность обучающихся[Текст] // Педагогика. -2014. - № 3.
31. Пальчевский, Б. В. Учебно-методический комплекс как средство обучения[Текст] / Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман // Сов. Педагогика. - 2014. - № 6.
32. Пальчевский, Б. В. Концепция учебно-методического комплекса[Текст] / Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман. - Минск., 2015.- 214c.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст]. - М., 2013.
- 704 с.
34. Рябов, В. М. Учебно-методические комплексы: теоретическое обоснование, проектирование, применение, монография [Текст]/ В. М. Рябов.
- Брянск.: БГТУ, 2017. -155 с.
35. Садовников, В. А. Научно-аналитические работы в техникуме [Текст]/ В. А. Садовников // Среднее профессиональное образование, 2014. - №5.
36. Седов, В. В. Экономическая теория: В 3 ч. ч. 2.
Микроэкономика[Текст]: учеб.пособие. - Челябинск.: Челяб. гос. ун-т, 2014. - 115 с.
37. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии[Текст]: учеб.пособие. - М.: Народное образование, 2014.-256 с.
38. Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]/ Л. Г Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Высш. шк., 2013.- 58с.
39. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб.пособие для преподавателей учреждений сред. проф. Образования[Текст]/ Л. Г Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2013. - 272 с.
40. Системный подход к проблеме совершенствования среднего образования [Текст]/ Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Высшее образование России, 2014. - №2. - 48с.
41. Сластенин, В. А. Психология и педагогика[Текст]: учеб.пособие для студ. ср. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Киширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
42. Солянкина, Л. Е. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента[Текст]: дис.. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Е. Солянкина. - Волгоград, 2017. - 217 с.
43. Солянкина, Л. Е. Учебно-методический комплекс студента[Текст] // Специалист, 2015. - № 2.- 58с.
44. Столяренко, Л. Д. Педагогика[Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 448 с.
45. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология[Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 - 544 с.
46. Теоретические основы содержания общего среднего образования[Текст] / Под.ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика., 2014 - 352 с.
47. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе[Текст] / А. А. Кыверляг,. А. В. Батаршев. - М.: Высш. шк.,2015. -159 с.
48. Учебно-методический комплекс: основы социально¬
гуманитарных наук [Текст]/ Под общ.ред. Г. И. Бабко. - М.: Высш. шк, 2015.-43с.
49. Федоров, В. А. Профессионально-педагогическое образование: теории, эмпирика, практика[Текст]. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.- пед.ун-та, 2014. - 330 с.
50. Харламов, И. Ф. Педагогика[Текст]: учеб.пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2013. - 519 с.
51. Чайникова, 3. Н. Роль и место недели специалиста в подготовке профессионала [Текст]// Среднее профессиональное образование, 2014. - №9.
52. Челышкова, М. Б. Теория и практика педагогических тестов[Текст]: учеб.пособие. - М.: Логос, 2013. - 432 с.
53. Чекалева, Н. В. Современные теории и технологии образования[Текст]: учеб.пособие для пед. вызов. - Омск.: Омский гос. пед. ун- т,2014. - 71 с.
54. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения[Текст]: методическое пособие. - М.: Народное образование,2015. - 159 с.
55. Шалунова, М. Г. Практикум по методике профессионального обучения[Текст]: учеб.пособие / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф. - пед. ун-та, 2014. - 67 с.
56. Щепотин, А. Ф. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях[Текст]: методическое пособие / А. Ф. Щепотин, М. А. Чекулаев, В. Е.Сосонко, А. П. Шеховцов. - М.: НМЦ СПО, 2013. - 214с.