ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА» 8
1.1 Цели и задачи преподавания дисциплины «Основы права» и ее
место в ООП среднего профессионального образования 8
1.2 Педагогические условия преподавания курса «Основы права»...13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1 Особенности преподавания «Основ государства и права» и
«Основ конституционного права» 23
2.2 Особенности преподавания гражданско-правовых дисциплин («Основ гражданского права», «Основ семейного права», «Основ
трудового права») 36
2.3 Особенности преподавания публично-правовых дисциплин
(«Основ административного права», «Основ уголовного права», «Основ
экологического права») 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Россия идет по пути построения правового государства, основными чертами которого являются верховенство права, соблюдение прав и свобод личности и ее законных интересов, установление и неуклонное проведение в жизнь принципа взаимной ответственности гражданина перед государством и государства перед гражданином и др. (15, с. 3) Принимаются новые современные законы, сужается сфера подзаконного регулирования, ограничивается административное усмотрение государственных органов и должностных лиц. Проблемы в экономической сфере, модернизация законодательства актуализируют внимание к проблемам правового образования.
В настоящее время основными направлениями модернизации процесса образования выступают личностная ориентация содержания образования; его деятельностный характер, практическая направленность, вследствие чего обучаемые могут использовать в реальной жизни усвоенные знания, навыки и умения для решения стоящих задач.
Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей (20, с. 539).
Дисциплина «Основы права» преподается во всех общеобразовательных учреждениях. В этой связи можно сделать вывод, что граждане России после изучения указанного курса должны иметь базовые знания о правовой системе России, о содержании Конституции РФ, важнейших законах, обеспечивающих их права и законные интересы той или иной сфере деятельности.
На современном этапе основополагающей целью изучения основ права выступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого осознания насущной потребности соблюдения прав человека, формирования у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям. Ключевым понятием в теории естественного права выступает представление о человеческой личности как высшей ценности. Только когда человек осознает себя как многосторонне развитую личность, тогда он в состоянии уважать права окружающих и отстаивать свои собственные. Сознательное социально активное поведение выступает естественным последствием этого процесса.
Изучение юридических дисциплин дает самые необходимые в повседневной жизни каждого человека практические знания о праве и его отраслях, об устройстве государства и его органов, о юридических организациях и юридической профессии, о правовых и иных мирных процедурах решения проблем, о важнейших правах и обязанностях гражданина, а также дополнительные сведения из истории и философии права и государства. Именно наличие этих знаний делает человека компетентным.
В современном обществе, где право является основным и важнейшим методом регулирования общественных отношений возникающих во всех сферах жизни и деятельности человека, колоссальную важность при-обретает проблема формирования правосознания общества в целом, и каждого его члена в отдельности (23).
Основная цель курса «Основы права» - дать студенту необходимые знания, которые помогут ему защитить свои права и исполнять обязанности и как гражданина, и как человека, сформировать у обучаемых системную картину права. Задача курса также состоит том, чтобы путем освоения основных институтов базовых отраслей правовой системы России, привить обучаемому навыки юридического мышления и использования правовых средств в возникающих ситуациях.
Вопросы преподавания дисциплин «Основы права», «Право» изучали такие ученые, специалисты в области педагогики и права как Е.В. Гнатышина, Е.В. Евплова, В.А. Затонский, Е.М. Ибрагимова, В.В. Лазарев, В.А. Козбаненко, А.В. Малько, А.Ю. Мамычев, Е.А. Певцова, М.В. Чередникова и другие. Однако изучение особенностей и содержания процесса преподавания «Основ права» на уровне среднего профессионального образования является актуальной, в силу в т.ч. и в силу отсутствия специальной литературы по данным вопросам.
Объектом настоящего исследования являются институты и нормы образовательного законодательства РФ, процесс изучения дисциплины «Основы права» в профессиональной образовательной организации.
Предметом исследования являются теория и практика изучения в профессиональных образовательных организациях дисциплины «Основы права».
Цель исследования: анализ вопросов, связанных с методологическими особенностями преподавания дисциплины «Основы права» в образовательной организации среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
- охарактеризовать цели и задачи преподавания дисциплины «Основы права» и ее место в ООП среднего профессионального образования;
- рассмотреть педагогические условия преподавания курса «Основы права»;
- показать особенности преподавания основ государства и права и конституционного права;
- раскрыть особенности преподавания гражданско-правовых дисциплин (гражданское право, семейное право, трудовое право);
- раскрыть особенности преподавания публично-правовых дисциплин (административное право, уголовное право, экологическое право.
Методы исследования. Использовались теоретические методы: анализ, обобщение, конкретизация, сравнение, аналогия, моделирование, обобщение.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие в себе пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.
В данной квалификационной работе рассмотрены теоретическое и педагогические основы преподавания учебной дисциплины «Основы права» в образовательной организации среднего профессионального образования, охарактеризованы особенности проведения занятий по таким разделам курса, как «Основы государства и права», «Основы конституционного права», «Основы гражданского права», «Основы семейного права», «Основы трудового права», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Основы экологического права». В результате получены следующие выводы:
1. Учебная дисциплина «Основы права» преподается в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В образовательных организациях среднего профессионального образования изучение «Основ права» предполагается на более высоком уровне, чем в средней школе, т.к. уровень знаний основ права школьных курсов «Обществознание» и «Право» представляется недостаточным.
2. На современном этапе основополагающей целью изучения основ права выступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого осознания насущной потребности соблюдения прав человека, формирования у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям. В основу формирования личности должно быть положено общеобязательное изучение системы, основных принципов и норм права, привитие навыков и умений их практического применения, поскольку нормы права носят общеобязательный характер и применяются независимо от знания и понимания прав, обязанностей и меры ответственности за противоправные действия. Наличие правовых знаний делает человека компетентным в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
3. В образовательной организации среднего профессионального образования занятия по «Основам права» должны строиться по проблемному принципу. Объектом изучения являются основные правовые явления и тенденции развития. Студенты анализируют различные точки зрения и оценки, знакомятся с некоторыми базовыми научными концепциями, учатся определять и аргументировать свое отношение к предметам обсуждения и спора в рамках курса.
4. Для преподавания курса «Основы права» необходимы специалисты, имеющие необходимый уровень подготовки и необходимое учебно - методическое обеспечение, которое позволит оказать им существенную помощь в специализации преподавания данного предмета.
5. Ключевым условием эффективного преподавания основ права выступает методическая компетенция преподавателя, которая включает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа. К методической компетенции преподавателя права относятся умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения, развивать навыки творческой педагогической деятельности, конструирования логики учебного и воспитательного процессов, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению профессионализма обучающего.
6. Среди специалистов (А.В. Малько, В.А. Затонский) существует мнение о необходимости реализации проблемно-воспитательного или проблемно-активизирующего подхода при преподавании основ права. Его основной методический смысл может быть выражен формулой «проблемная научно-познавательная лекция - самостоятельное понятийно-правовое осмысление узловых вопросов, процессов - проблемный теоретический семинар (практическое занятие). В рамках последних должно осуществляться не простое дублирование лекционного материала, а его дополнение и конкретизация, углубление через правильную организацию самостоятельной работы студентов. При этом активизация самостоятельной работы студентов не должна влечь за собой сокращение времени на аудиторные занятия.
7. Базой для всего курса «Основы права» являются положения Конституции РФ, международного права в области обеспечения прав человека и гражданина, отраслевое законодательство. Поэтому для успешного освоения курса, в первую очередь, необходимо знание Основного Закона нашей страны, и его изучение в рамках правовых дисциплин на всех уровнях образования.
8. Изучение всех тем курса предполагает работу обучаемых с нормативными правовыми актами, правоприменительной практикой, умение использовать полученные знания для решения стоящих задач. Соответственно учащиеся должны освоить методику работы с нормативными документами.
9. Также необходимым условием успешного обучения является знание обучаемыми основных дефиниций (понятий). Соответственно этому совершенствуется юридическое мышление и формируется юридическая терминология.
10. Итоги имеющихся научно-педагогических изысканий в области преподавания права свидетельствуют о необходимости создания на занятиях по праву условий, позволяющих освоить практические навыки общения, публичного выступления, ведения переговоров, заключения договоров, написания деловых писем и юридических документов, обращения в суд, работы с юристом, разрешения конфликтов, решения личных и общественных проблем. Интерактивные методы позволяют студентам выступить в роли судьи, адвоката и прокурора в учебном судебном процессе, в роли клиента и юриста на переговорах. Эти навыки дают в руки человеку действенные инструменты решения личных и общественных проблем.
Вследствие чего студент становится активным членом гражданского общества.
11. Учебное занятие по праву - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников, направленная на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирования умений пользоваться полученными юридическими знаниями в практической деятельности.
12. Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
13. Отличительными особенностями обучения «Основам права» являются:
• практико-ориентированный подход;
• формирование основ правовой грамотности у лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень знания права;
• создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
• формирование уважения к праву и институтам государства с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
• практическое применение полученных знаний для защиты прав и свобод личности.
14. При изучении практико-ориентированных вопросов по административному гражданскому, трудовому, уголовному и иным отраслям права, обеспечивающим правовую компетентность в дальнейшей профессиональной деятельности, рекомендуются такие формы деятельности обучающихся:
• как работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных справочных правовых систем;
• подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
• исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией;
• работа с текстами учебника, нормативного акта, дополнительной литературой;
• решение практических задач, выполнение тестовых заданий;
• участие в деловых, ролевых, сюжетных, имитационных и иных формах интерактивной деятельности;
• участие в дискуссиях.
15. Предложена методика преподавания разделов курса - «Основы государства и права», «Основы конституционного права», «Основы гражданского права», «Основы семейного права», «Основы трудового права», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Основы экологического права».
16. Если выпускник образовательного учреждения СПО после изучения «Основ права» может применять выработанные умения и полученные правовые знания в своей жизни, то есть решать возникающие проблемы на правовой основе, то его можно считать компетентным в данной области, а цель и задачи настоящего исследования - достигнутыми.