Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Частная и общественная жизнь женщин на средневековом мусульманском Востоке (возможности использования темы в школьном обучении)

Работа №81801

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Факторы становления правового статуса женщин на Восток 9
1.1 Женщина в домусульманской Аравии 9
1.2 Возникновение ислама 17
1.3 Понятие «шариат» 24
Глава II. Шариат в семейном праве 28
2.1 Заключение брака 28
2.2 Имущественные права 32
2.3 Расторжение брака 35
Глава III. Женщина в общественно-политической жизни в средневековом мусульманском обществе 40
3.1 Женщина в общественной жизни // 40
3.2 Женщина в политической жизни 44
Глава IV. Тема «Частная и общественная жизнь женщин на средневековом мусульманском Востоке» в школьном обучении 51
4.1 Нормативно-правовой и теоретический аспекты изучения темы
«Частная и общественная жизнь женщин на средневековом мусульманском Востоке» в рамках преподавания в школе 51
4.2 Методические приемы и средства обучения при изучении темы
«Частная и общественная жизнь женщин на средневековом мусульманском Востоке» 56
Заключение 62
Библиографический список 67
Приложение


В настоящее время усиливается роль государств, где преобладающей религией является ислам. Эту религию исповедуют более 1 млрд человек по всему миру1. Исследователи приходят к заключению, что к середине XXI века количество мусульман во всем мире может превысить количество христиан в мировом пространстве. И связывают это не только с большим количеством стран Востока, но и с рядом других стран, таких как Англия, Франция, Германия и др., в которых присутствуют достаточно развивающиеся мусульманские общины.
Но все чаще в современном обществе мы сталкиваемся с непониманием исламской культуры, а от этого происходит страх и боязнь любых проявлений этой самой культуры. Пример этого мы находим в противоречивых тенденциях развития современного общества, среди которых стоит выделить столкновение западных и восточных традиций. Причем все больший спорный интерес вызывают, так называемые, гендерные отношения. Гендер - это социально порожденное понятие, предписывающее мужчинам и женщинам различные социальные роли и особенности. Гендерные отношения пронизывают всю общественную жизнь: культуру, государственные институты, социальные вопросы, они оказывают влияние на обычаи и традиции, на наш стиль мышления и на обыденную жизнь. 
Проблемы гендерных отношений в мусульманском мире и места женщины в обществе приобретают большую актуальность в мире. Запад имеет негативные представления об исламе, особенно в том, что касается положения женщин. Ислам считается символом жесткой субординации женщины по отношению к мужчине.
Корень любого противоречия и спора следует искать у его истоков. Так как ислам - самая молодая мировая религия, то, прежде всего, стоит обратиться к истории ее зарождения. Этот момент связан с периодом Средних веков. Тема нашего исследования, как раз и входит в этот временной исторический отрезок. И выбрана неслучайно, ведь причинно-следственные связи помогут нам понять, почему на сегодняшний день эта тема вызывает столько обсуждений, ложных представлений и толкований.
Анализ степени изученности данной проблемы показывает, что частной и общественной жизни женщины на средневековом мусульманском Востоке посвящено немало работ, в том числе, написанных и в наше время. Что свидетельствует о том, что тема до сих пор вызывает интерес у исследователей. Ценность данного исследования повышает наличие методической составляющей, которая поможет учителю-предметнику при разработке урока по заданной теме.
Историография по заданной теме представлена как отечественными, так и зарубежными исследованиями.
В России изучение данной проблемы началось еще до Великой Российской Революции 1917 г. В 1901 г. в Тифлисе выходит книга Агаева Ахмад-Бека «Женщина по исламу и в исламе» . В этом произведении автор рассматривает положение женщины до появления ислама и сравнивает его с возникновением новой религии, придя к выводу, что ограничения в положении женщины, связанные с Кораном, проявились не сразу. 
С возникновением СССР интерес к исследованию данной темы не прекратился, а только возрос.
Одним из первых советских исследователей темы места и роли женщины-мусульманки на средневековом Востоке стал академик В. В. Бартольд. В своей работе «Первоначальный ислам и женщина» он приходит к выводу, что с самого начала возникновения ислама женщина находилась в приниженном положении и с течением времени ограничения лишь увеличивались.
Эту же тему поднимает советский исследователь М. В. Вагабов, который анализирует наиболее характерные формы и особенности ислама в отношении к женщине, существовавшие в различных сферах общественной, семейной жизни и быту. Он приходит к выводу, что с утверждением новой религии положение женщины ухудшилось, причем с дальнейшим развитием феодализма оно лишь продолжило ухудшаться.
Еще один советский востоковед Л. И. Климович, анализируя положение женщин, подмечает, что оно напрямую зависело от их происхождения и классового статуса. Не обходит он стороной тему происхождения и социальной роли женских ритуальных покрывал и затворничества.
В более поздний период Д. Е. Еремеев представляет развернутую картину мусульманского общества, рассматривая его с точки зрения этнографии. Это дает возможность глубже понять образ жизни и стиль мышления народов, исповедующих ислам, в том числе, и женщин. 
Можно провести параллель между упомянутыми выше исследованиями М. В. Вагабова, Л. И. Климовича и Д. Е. Еремеева. Труды этих ученых основаны на марксистских позициях. Это неудивительно для периода советской историографии, для которой такой подход был преобладающим. Авторы считают, что в классовом обществе женщина не может занимать равное с мужчиной положение, что равноправие женщины и мужчины возможно лишь в социалистическом обществе, что в закрепощении женщины немалое значение имела религия, в том числе и ислам.
Самое широкое отражение тема статуса женщины в исламе находит в зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и о странах Запада.
Швейцарский востоковед А. Мец в своей монографии «Мусульманский ренессанс» исследует период IX-X вв. в истории арабского халифата. В контексте общей истории этой территории автор уделяет внимание занятиям женщин-мусульманок, исходя из которых можно сделать вывод о их положении в обществе.
В 1969 г. вышла книга крупнейшего американского исследователя Густава фон Грюнебаума. Автор анализирует пути формирования исламской цивилизации и приходит к выводу, что тяжелые условия жизни сформировали и суровые обычаи. К примеру, женщина никогда полностью не входила в род своего мужа, и их дети сталкивались с трудностями, проистекающими из принадлежности к различным родственным группам.
Восточная историография представлена монументальным трудом турецкой исследовательницы Бахрие Учок11. Монография построена на источниках и вводит в научный оборот много новых оригинальных и весьма интересных фактов. Автор рассказывает о женщинах- мусульманках, занимавших престолы правителей, государей и султанов, а также наместницах и регентах в различных средневековых мусульманских государствах.
Рассмотрение женщины в системе правовых отношений арабского общества также находит свое отражение в трудах исследователей. Отечественный ученый Л. Р. Сюкияйнен рассматривает женщину, как носителя определенных правовых функций и ролей.
Источниками, используемыми нами в данной работе, будут служить законодательные акты, а также религиозный источник - Коран.
Цель исследования - проанализировать частную и общественную жизнь женщины-мусульманки на средневековом Востоке.
Для достижения данной цели мы ставим следующие задачи:
1. Рассмотреть и сравнить положение женщины до возникновения ислама и с его появлением;
2. Дать характеристику шариату в семейном праве и его влиянию на жизнь женщины в исследуемую эпоху;
3. Показать возможности занятости женщины-мусульманки, проживающей в странах средневекового Востока, в различных сферах жизни общества;
4. Охарактеризовать степень отражения исследуемой темы в ИКС по всеобщей истории и школьных учебниках, разработав методические рекомендации по изучению данной темы в рамках школьного преподавания. 
Объектом исследования является средневековое мусульманское общество.
Предмет исследования - осмысление проблем, связанных с положением женщин-мусульманок в странах средневекового Востока.
Работа основана на принципе историзма. В качестве методов исследования используется историко-генетический и историко-сравнительный подход, а также метод анализа, синтеза.
Географические рамки исследования - весь средневековый мусульманский Восток. Что же касается хронологических рамок, то это период с VII по XIII вв. Они определяются как период джахилийи, с одной стороны (VI- начало VII в.), а с другой стороны - как период существования сложившейся мусульманской цивилизации, оформленной в виде халифатов Омейядов и Аббасидов (середина VII- середина XIII в.).
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа источников и литературы мы пришли к следующим выводам.
Положение женщины в арабском обществе не было одинаковым в джахилийский период и после распространения ислама. Многие традиции и обычаи были заимствованы у племен, населявших Аравийский полуостров: подчинение женщин мужчинам, уплата выкупа за невест, обычай многоженства. Ислам лишь расширил круг ограничений, которые существовали и до его возникновения. 
Вместе с тем с принятием ислама наметились некоторые положительные тенденции: запрет древнего обычая закапывания новорожденных девочек; упорядочение многоженства (сокращение числа жен до четырех) и обеспечение каждой жены всем необходимым для жизни; получение женщинами права наследования; получение согласия от женщины при вступлении в брак; получение женщинами права обращаться с жалобой на мужа халифу, в суд.
В целом же женщина была полностью подчинена мужчине. Она зависела от него не только в правовом смысле, определяемом шариатом, но и в экономическом смысле, ведь женщина чаще всего не работала и не могла обеспечивать себя и своих детей. Считалось, что главное предназначение женщины - это семья, воспитание детей, поэтому случаи участия женщин в управлении государственными делами крайне редки, но, тем не менее, имеют место быть. Примеры египетской султанши Шаджар ар-Дурр и правительницы Делийского султаната Разийи-султан говорят нам о том, что женщина была способна управлять государством, заботиться о своем народе и даже участвовать в военных действиях, защищая Родину. То, что эти женщины были выбраны на свою должность эмирами-мужчинами, свидетельствует о том, что мужчины такую деятельность противоположного пола одобряли и относились к ней положительно.
Женщина-мусульманка также могла реализовывать себя вне дома. Она могла заниматься благотворительностью, торговлей, участвовать в суде как истец, свидетель и в редких случаях, в должности кадия. Философ-мистик VIII века Рабиа аль-Адавия, пропагандировавшая мусульманскому обществу бескорыстную любовь к Богу, демонстрирует нам также о религиозной деятельности женщины. Таким образом, женщина в исламе участвовала как в общественной, так и в политической жизни общества. 
Стоит отметить, что положение женщин отличалось в зависимости от их происхождения и социального статуса. Жены эмиров, шейхов обладали не только экономическими преимуществами, но и правовыми, по сравнению с другими женщинами мусульманского общества.
Безусловно, насилие над женщиной в мусульманской семье - не редкость. Изменившую мужу жену могли забить камнями. Развод для мужчины не представляет никакой сложности. Но здесь важно отметить, что насилие не было беспочвенным, а значит наказание за измену, за непорядочное поведение, что регламентировалось Кораном, было обоснованно.
Таким образом, наше исследование показало, что положение женщин и мужчин, исповедующих ислам на средневековом Востоке, было неравным. Женщины обладали большим количеством ограничений, как в правах, так и в сферах применения своих знаний и труда. Однако нельзя назвать их положение полностью бесправным.
Многие мусульманки не считают, что это их приниженное положение по сравнению с положением в обществе мужчин ущемляет их права. Исламские традиции не предполагают того, чтобы женщина заботилась сама о себе, о материальном благополучии семьи. Главой семьи и ответственным за благополучие является мужчина, в котором женщина, в свою очередь, видит опору и защитника. Не стоит забывать, что одной из главных форм самореализации женщины являлось в первую очередь быть матерью и заниматься воспитанием детей.
Таким образом, представление о том, что все мусульманки в мире страдают от дискриминации преувеличено. Причины, по которой возникают такие представления о женщинах связаны в большей степени с незнанием исламской культуры. Если рассматривать с точки зрения современной западной цивилизации, где женщина стоит наравне с мужчинами, строит карьеру, то неудивительно почему возникают такие стереотипы об униженном положении женщины в исламе. Но как мы говорили выше, разделения прав и обязанностей мужчин и женщин- многовековая традиция исламского общества, которая имеет место быть и в современной жизни мусульманских семей.
Тема данного исследования не теряет своей актуальности. Поэтому, несомненно, находит свое отражение в школьном курсе всеобщей истории. В Историко-культурном стандарте по всеобщей истории имеются темы, связанные с темой нашего исследования. Перечень понятий, терминов и дат, относящихся к данной теме не велик, но достаточен для первичного изучения темы. Данная тема полностью вписывается в контекст Историко-культурного стандарта по всеобщей истории, а, следовательно, исследования по этой теме могут пригодиться в профессиональной деятельности учителя истории. Жизнь женщины на средневековом мусульманском Востоке затрагивает большое количество различных аспектов. Разобраться в них, порой, достаточно сложно, учитывая, что количество отведенных часов на данную тему невелико, поэтому учителю приходится выстраивать логику урока таким образом, чтобы успеть все, но в тоже время не упустить важных деталей. Специально для изучения данной темы были разработаны методические рекомендации, которые должны помочь сформировать представления у учащихся о частной и общественной жизни женщины-мусульманки в странах средневекового Востока.



1. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории.// URL: http://tsput.ru/his_seminar/progect.pdf(дата обращения 01.05.2019).
2. Коран. [Текст] / Пер и ком. И.Ю. Крачковского. - М.: Наука, 1986. - 301 с.
3. Коран. Перевод смыслов. - Москва: Эксмо Умма.2014. - 688 с.
4. Происхождение ислама. Хрестоматия / Сост. Е. Беляев. М-Л., 1931. - 184 с. 
5. Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника»; - 5-е изд., испр. -М.: Умма, 2007.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (10-11 кл.) от 17 мая 2012 г. //
https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/15/fgos srednego obshchego obrazovaniya.pdf(дата обращения: 21.06.2019)
7. Шариат. Режим доступа:http://ligis/ru/library/3540.htm. - (дата обращения 11.04.2018).
Происхождение ислама. Хрестоматия / Сост. Е. Беляев. М-Л., 1931. - 184 с.
Литература
8. Агаев, Ахмад-бек. Женщина по исламу и в исламе / Ахмад-бек Агаев. - Тифлис, 1900. - 302 с.
9. Бартольд, В. В. Первоначальный ислам и женщина / В. В. Бартольд. - М.: Наука, 1966. - 312 с.
10. Бартольд, В.В. Халиф и султан [Текст] / В.В. Бартольд. - М.: Наука, 1966. - 234 с.
11. Баязитов, А. Ислам и прогресс / А. Баязитов. - СПб.: Библиотечный фонд, 1898. - 312 с.
12. Беляев, Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее Средневековье. М.: Восточная литература, 1966. - 283 с.
13. Вагабов, М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. - 174 с.
14. Вагабов, М.В. Социальная доктрина ислама и проблема эмансипации женщины / М. В. Вагабов. - М.: Наука, 1968. - 230 с.
15. Великие мыслители Востока. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - 656 с. 
16. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений /О. В. Волобуев, М. В. Пономарев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 230 с.
17. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/ В. И. Уколова, А. В. Ревякин; под ред. Чубарьяна А.О.; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во Просвещение, - 7-е изд., - М.: Просвещение, 2012. - 367 с.
18. Гаркавец, А. Н. Бейбарс (619-676 / 1222-1277) // Вопросы
тюркологии: Научный журнал Института тюркологии. — 2010. - 148 с.
19. Грюнебаум, Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258 гг.) [Текст]: / Густав Эдмонд фон Грюнебаум; пер. с анг. В. Наумкина. - М.: Наука, 1988. - 215 с.
20. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.
21. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1084 с.
22. Ислам и женщины Востока (История и современность): /М.В Вагабов, Б. Валиева, З. Ишмурадова и др.; - Ташкент: Издательство «ФАН Узбекской ССР», 1990. - 266 с.
23. Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей / Отв. Ред. П. А. Грязневич, С. М. Прозоров. - М.: Мысль. 1984. - 411 с.
24. История стран зарубежной Азии в средние века / Отв. Ред. А. М. Голдобин и др. - М.: Издательство МГУ, 1970. - 391 с.
25. Климович, Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. - М.: Политиздат, 1986. - 270 с.
26. Крывелев, И.А. История религий: Очерки в 2 томах. Том 2 / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. 
атеизма АОН при ЦК КПСС. — 2-е изд., дораб. — М.: Мысль, 1988.
— 382 с.
27. Куделин, А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика,
типология, взаимосвязи. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 512 с.
28. Левин, З. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М.: Наука, 1972. - 268 с.
29. Мец, А. Мусульманский ренессанс. - М.: Наука, 1966. - 473 с.
30. Мюллер, А. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. [Текст] / А. Мюллер / Пер. с нем.— М.: ООО Издательство Астрель, 2004. - 911 с.
31. Памяти академика В. Р. Розена: Статьи и материалы к сорокалетию со дня его смерти (1908—1948) / Под ред. И. Ю. Крачковского; Институт востоковедения АН СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1947.- 136 с.
32. Панова, В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. — М.: Политиздат,
1990. - 495 с.
33. Синха, Н. К., Банерджи, А. Ч. История Индии. / Перевод с английского Л. В. Степанова, И. П. Ястребовой и Л. А. Княжинской. Редакция и предисловие К. А. Антоновой. — М.: Издательство Иностранной литературы, 1954. - 440 с.
34. Снесарев, Г. П. Женщина и религия на Востоке. М.: Высшая школа, 1936. - 70 с.
35. Студеникин, М.Т. Методика преподвания истории в школе. [Текст] / М.Т. Студеникин. - М.: Высшая школа, 2000, - 240 с.
36. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. - 256 с.
37. Торнау, Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М.,
1991. - 641 с. 
38. Учок Бахрие. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. Главная редакция восточной литературы издательства. М.: Наука, 1982. - 176 с.
39. Фильштинский, И.М. История арабов и Халифата: 750-1517 гг. М.: Муравей, 2001. - 349 с.
40. Ханников, А. А. Ислам / А. А. Ханников / https: //scibook. net / knigi -islam / prava - islamskih - jenchin - 17268. Html
41. Шайдуллина, Л. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). - М.: Наука, 1978. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ