Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №81794

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ исследования проблемы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности 11
1.1. Сущность понятий «творческие способности» и «креативность» в
отечественной и зарубежной литературе 11
1.2. Внеурочная деятельность как средство развития творческих
способностей
Выводы по I главе 26
Глава II. Организация экспериментальной работы 30
2.1. Цели и задачи эксперимента, характеристика используемых
методик 30
2.2. Программа внеурочной деятельности направленная на развитие
творческих способностей младших школьников 33
Выводы по II главе 41
Глава III. Результаты экспериментальной работы 45
3.1. Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы
3.2. Результаты формирующего этапа экспериментальной работы 51
Выводы по III главе 57
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение 69


Проблема развития творческих способностей детей давно интересует специалистов различных областей знаний, среди них психологи, философы, и, конечно педагоги. В последнее время к этой теме значительно возрос интерес, так как общество заинтересовано в людях активных и креативных, способных мыслить нестандартно, ставить перед собой проблемы и быстро, качественно их решать. Еще в прошлом веке советский философ Александр Лук, специалист по теории творчества, писал: «талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» [51, с. 76].
На данный момент проблема развития творческих способностей одно из основополагающих направлений в обновлении содержания образования. Принципы, составляющие основу данных обновлений, предполагают не только развитие творческих, креативных способностей, но и индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей учащихся к творческой деятельности.
Неудивительно, что тема развития творческих способностей давно интересует исследователей. Все дело в том, что творчество - всегда разное, оно многогранно и изучить этот термин до конца невозможно. В 2013 году известный современности автор Остин Клеон, в своей книги «Кради как художник» писал: «Нужно проявлять любопытство к миру, в котором вы живете. Ищите значения слов в словарях. Переходите по ссылкам. Углубляйтесь дальше, чем остальные, - только так вы окажетесь впереди» [42, с. 34].
Это и объясняет, на наш взгляд, суть творчества - видеть то, что не видят другие. Наша система образования также развивается, и сейчас, основная стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Так что же все-таки подразумевается под «творческими способностями»?
Под этим термином в системе образования обычно подразумевают синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности [12].
А уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности принято называть креативностью. Хотя изначально креативность рассматривалась как одна из функций интеллекта, уровень развития интеллекта, в свою очередь, отождествлялся с уровнем креативности.
После многочисленных исследований было выявлено, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, кроме того, выяснилось, что высокий интеллект и вовсе препятствует креативности [15].
Младший школьный возраст считается одним из самых благоприятных периодов для воспитания и становления личности, обладающей богатым творческим потенциалом. В этом возрасте у детей формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение, фантазия и творческое мышление.
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти...хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Так писал в своей работе «Сердце отдаю детям» Василий Александрович Сухомлинский. Стоит отметить, что данный материал был издан еще в 1974 году [69, с.76.]
Детям в этом возрасте свойственна спонтанность, естественность и открытость - это прекрасная база для развития творческой активности и самовыражения личности. Поэтому очень важно, чтобы образование предоставляло человеку не только возможность для выживания в нашем обществе, но и для самосовершенствования.
Важно создать в школе комфортные условия для раскрытия творческих способностей и проявлений учеников, это станет основой для саморазвития и самовоспитания личности, индивидуальности. Ребенок самостоятельно реализует свои возможности, зачастую благодаря творческой деятельности.
В отличие от учебной деятельности, творческая - способствует проявлению у ребенка самостоятельности, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового. Она не нацелена на освоение уже известных знаний.
Внеурочная деятельность, в свою очередь, в отличие от учебной, предоставляет больше возможностей для развития творческих способностей ребенка. Кроме того, в начальной школе она позволяет решить еще ряд задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Согласно современному федеральному государственному образовательному стандарту, внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования [7].
Согласно ФГОС основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Цель творческой деятельности в начальной школе - развить способности ребенка, сформировать общую способность к поиску и нахождению новых решений, нестандартных способов достижения требуемого результата. Данная цель перекликается с целями, поставленными перед внеурочной деятельностью.
В нашей стране в последнее время часто проводятся конференции на данную тематику, не только локальные - региональные, областные, городские, но и международные. Данная проблема привлекла не только внимание специалистов, но и государственных органов, а так же представителей СМИ. Данная работа носит комплексный характер.
Актуальность нашего исследования можно сформулировать на двух уровнях:
• на социальном уровне: государство и общество заинтересованы в людях, мыслящих нестандартно, готовых решать новые проблемы быстро и качественно, находить нетрадиционные методы
• на практическом уровне: недостаточное методическое обеспечение внеурочной деятельности, направленной на творческое развитие младших школьников.
В основе нашего исследования лежит противоречие между потребностью развития у учащихся креативности, творческих способностей, и недостаточным методическим обеспечением внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей младших школьников.
Существует проблема: каково содержание программы внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей?
На основании выявленного нами противоречия и проблемы мы сформулировали тему магистерской диссертации: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность программы внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей младших школьников, особенностью которой является овладение основами телевизионной журналистики.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.
В основу нашего исследования заложена гипотеза: процесс развития творческих способностей младших школьников, будет более эффективным, если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу внеурочной деятельности, особенностью которой является использование основ телевизионной журналистики.
Отталкиваясь от цели и гипотезы, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «творческие способности» и «креативность» в отечественной и зарубежной литературе
2. Охарактеризовать внеурочную деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность программы внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей.
Методологическую основу нашего исследования составили:
• системный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), который позволил рассмотреть проблему развития творческих способностей, как социальное явление современного общества и сконструировать программу внеурочной деятельности
• личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, И. С. Якиманская, Д. Г Левитеса, В. В. Сериков, А.В. Петровского), позволил в процессе конструирования программы и проведения формирующего этапа экспериментальной работы учесть личностные особенности учащихся.
Для решения поставленных перед нами задач, использовались следующие методы:
1. Теоретические - анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, научно-методической и философской литературы, сравнение, обобщение, синтез.
2. Эмпирические - эксперимент, тестирование;
3. Методы обработки и интерпретации данных - качественный и количественный анализ результатов исследований.
Теоретическая значимость исследования:
Теоретически обосновано содержание программы внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей и возможности использования такой области творчества как телевизионная журналистика.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности может использоваться в деятельности учителя для развития творческих способностей у младших школьников.
Базой исследования являются МАОУ СОШ №108 Ленинского района города Челябинска.
Этапы исследования:
На первом этапе нашего исследования (октябрь 2015 г. - май 2016 г.) формулировалась тема исследования, анализировались основные понятия, степень изученности проблемы в психолого-педагогической литературе, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе (сентябрь-октябрь 2016 г.) проводился констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (октябрь-декабрь 2016 г.) - проводились обработка и анализ полученных данных, составление программы внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников.
На четвертом этапе (декабрь 2016 г. - май 2017 г.) проводились формирующий эксперимент, обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования
Апробация исследования осуществлялась:
- путем участия в конференциях:
1 Международная научно-практическая конференция «Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики». Дата и место проведения: 10 октября 2016 года, г. Нижний Новгород.
2 Международная научно-практическая конференция «Наука, образование и инновации». Дата и место проведения: 15 октября 2016 года, г. Екатеринбург.
3 Третий международный конгресс «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты». Дата и место проведения: 21-22 ноября 2016 года, г. Челябинск.
4 Международная научно-практическая конференция
Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований» Дата и место проведения: 13 июля 2017 года, г. Саратов.
- путем публикации результатов исследования:
1 Публикация статьи на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей» в научно-издательском центре «Аэтерна»
2 Публикация статьи на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности» в научно-издательском центре «Аэтерна»
3 Публикация статьи на тему: «Основы телевизионной журналистики как курс внеурочной деятельности для младших школьников».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития творческих способностей детей давно интересует специалистов различных областей знаний, среди них психологи, философы, и, конечно, педагоги. В последнее время к этой теме значительно возрос интерес, так как общество заинтересовано в людях активных и креативных, способных мыслить нестандартно, ставить перед собой проблемы и быстро, качественно их решать.
На данный момент проблема развития творческих способностей одно из основополагающих направлений в обновлении содержания образования. Принципы, составляющие основу данных обновлений, предполагают не только развитие творческих, креативных способностей, но и индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей учащихся к творческой деятельности.
Для развития творческих способностей младших школьников нами была разработана программа внеурочной деятельности, особенностью которой является овладение основами телевизионной журналистики.
В заключении изложены следующие выводы:
1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы развития творческих способностей младших школьников. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике.
2. В процессе исследования проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятий «творческие способности» и «креативность», дана характеристика внеурочной деятельности как средства развития творческих способностей младших.
3. Разработана программа внеурочной деятельности учителя начальных классов, направленная на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Проведенный анализ полученных результатов
экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута.
5. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности может использоваться в деятельности учителя для развития творческих способностей у младших школьников.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
Наша работа не исчерпывает всех решений вопросов данной проблемы. Дальнейшее направление работы мы видим в совершенствовании занятий программы внеурочной деятельности, направленной на развитие творческих способностей.



Агеев, В. С. Механизмы социального восприятия Текст. / В. С. Агеев // Психологический журнал. 1989. - Т. 10. -№ 2. -С. 63 -70.
Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 212 с.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. -339с.
Артемьева, Т. И. Развитие личности и её способностей Текст. / Т. И. Артемьева // Проблемы психологии личности. Сборник. М.: Наука, 1982. -243с.
Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей Текст. / Т. И. Артемьева М.: Наука, 1987. -184с.
Бадмаева, Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей Текст.: автореф. д-ра психол. наук / Н. Ц. Бадмаева - Новосибирск, 2006. -41 с. ;
Барышников, Е.Н Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИШ1КРО, 2014. - 36-44 с.
Бачитм, В.А. Психология. Энциклопедический словарь Текст. / Бердяев, Н.А.. О рабстве и свободе человека. -1939. -С. 21.
Библер, В. С. Мышление как творчество Текст. / В; С. Библер. -М.: Политиздат,. 1975.-399с.
Богоявленская, Д. Б. Природа творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская//Вестника российского гуманитарного научного фонда. -1997. -№1. -С.166 -172.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. -320 с. 
Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович; — М.: Просвещение, -464с.
Бойко, Е. И. Механизмы умственной деятельности (динамические временные связи) Текст. / Е. И. Бойко. -М.: Педагогика, 1976. -248 с.
Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм ЕВВОЗНАК, 2003. -666с.
Варламова, Е. П. Психология творческой уникальности человека Текст. / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. М.: 2002. -232с.
Веретина, О. Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности) Текст.: автореф дисс. канд. психол. наук: 19. 00.07 / О. Р. Веретина. СПб., 1993. -18 с.
Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. -185 с.
Вишнёвая, Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы Текст.: автореф. канд. .психол. наук: 19: 00.07 / Н. Э. Вишнёвая. Иркутск, 2006. -19 с.
Волков, Б. С. Психология младшего школьника Текст. / Б. С. Волкова М.: Академический проспект, 2005 -208 с.
Воронин, А. Н. Соотношение сходства / различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся Текст. / А. Н. Воронин; И. Г. Трифонова // Психологический журнал. 2003-Т. 24 - № 6-С. 77-85.
Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1987. -344 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский: Психологический очерк: М.: Просвещение, 1991. - 93с.
Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций Текст. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1960: -445с. 
Гинзбург, M Р. Психология личностного самоопределения Текст.: дисс. .д-ра психол. наук/ М. Р. Гинзбург. Москва, 1996. -285 с.
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию Текст. / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: 2005. -336 с.
Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Секреты развития Текст. / С. В. Гиппиус. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. -352 с.
Гнатко, H. М., Проблема креативности и явление подражания Текст. / H. М. Гнатко. М.: ИПФАН, 1994. -117 с.
Голубева, Э. А. Способность и индивидуальность Текст. / Э. А. Голубева М.: Прометей, 1993. -304с.
Гончаров, С. 3. Креативность субъектности: категориальный анализ Текст. / С. 3. Гончаров // Мир психологии. 2005-№ 1(41) -С. 76-84.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения) Давиденко, Н. В. Особенности пространственно-временной ориентации младших школьников Текст.: автореф;. канд.тпсихол. наук Н. В. Давиденко. Москва, 2007. -19 с.
Дементьева, Н.А. Психологические особенности развития нравственных представлений и понятий у мл. школьников Текст. / Н. А. Дементьева: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГПИ, 1984. -160с.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин СПб.: Питер,2002. -368 с.
Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический, словарь Текст. / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2006. - 560с.
Ермолаева -Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева -Томина. - М.: Акад. проект: Культура, 2005. - 303 с.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец. М.: Просвещение, 1986. -318с. 
Запорожец, А. В. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребёнка Текст. / А. В. Запорожец // Вопросы психического здоровья детей и подростков -2006 . -№ 1-С. 108-117.
Захарова, А: В. Структурно-динамическая модель самооценки Текст. / А. В. Захарова. // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. -С. 6 -14.
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб: Питер, 2009. - 448 с.
Ильин, Е. П., Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000. -288 с.
Клеон О., Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения / О.Клеон - М.: Манн, Иванов и Фербер, - 2013. -75с.
Комплексный словарь русского языка Текст. / А. Н. Тихонов. М.: Русский язык, 2001. -1229 с.
Кон, К С. Открытие «Я» Текст. / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367с.
Крегер, О.Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / Дэвид Голдстайн, Отто Крегер: -М.:Манн, Иванов и Фербер - 2014
Кузнецов, А.А. Доклад на августовской конференции «Образование как стратегический ресурс развития Челябинской области». -2011г.
Лейтес, Н.С. Об умственной одарённости Текст. / Н. С. Лёйтес. -М.: Наука, 1960. -216с.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.А. Леонтьев: -М.: Политиздат, -1977-304с.
Леонтьев, А. Н. О формировании способностей; Текст. / А. Н.Леонтьев //Вопросы психологии: -1960-№3
Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации Текст. / В. Р. Леонтьев- Новосибирск: НЕПИ- 1992 -216с. 
Лук, А.Н. Мышление и творчество -М.: Издательство политической литературы, 1976 -144 с.
Львова, И. В. Психологические факторы развития креативности личности: Текст.: дисс.канд. психол. наук/ И. В. Львова. -Кемерово, 2005. -203с.
Маслоу, А: Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу // Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой, научн. ред. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Изд-во Группа «Евразия», 1997. -143с.
Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. -Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А. С. Серафимовича, -1983. -72 с.
Матюхина, М. В. Мотивация учения у младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. -М.: ПЕДАГОГИКА, -1984. -144 с.
Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. -1989. - №6. -С.29-33.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, - 1972. - 208 с.
Непомнящая, Н. И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребёнка Текст. / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2006-№ 1-С. 133 - 141.
Непомнящая, Н. И.Психодиагностика личности: Теория и практика Текст. / Н. И: Непомнящая. -М.: ВЛАДОС, -2001. - 192с.
Нечаев, Н. Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы Текст. / Н. Н. Нечаев//Вопросы психологии №3 -С. 3-25.
Никандров, В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие Текст. / В. В. Никандров. Сиб: Речь, 2003. -480 с.
Обухова, JI. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст./ Л. Ф. Обухова. -М.: Тривола, -1995. -360 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, -2000. -944с. 
Ожиганова, Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей Текст. / дисс. .канд. психол. наук/ Г. В. Ожиганова.-М.: -1999. -240 с.
Озерова С. А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка Текст.: дисс.канд. психол. наук/ C. А. Озерова. Москва, 1999. -179 с.
Осипенко, С. П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях Текст.: автореф. дисс . канд. психол. наук/ С. П. Осипова. Москва, 2008: -24 с.
Платонов, К. К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1972. -312с.
Степанов О. М. Основы психологии и педагогики Текст. / О. М. Степанов. Киев: Академиздат, 2003. -412 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
Тарасова, С. Л. Роль вопросов в понимании текста младшими школьниками Текст. / С. JI. Тарасова// Вопросы психологии -№4-С. 40-47.
Туник, Е. Е. Диагностика креативности: Тест Торренса.
Адаптированный вариант. СПб.: Речь, 2006. -176 с.
Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: ВЛАДОС, 2000. -320 с.
Хухлаева, О. В. Лесенка радости Текст. / О; В. Хухлаева. М.: «Совершенство», 1998; -80 с.
Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности Текст. / В. Э. Чудновский. -М.: Знание, 1986. -80с.
Чудновский, В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей Текст. / В. Э. Чудновский // Вопросы психол. 1986. -№ 3. -С. 78-91. 
76 Шадриков, В: Д. Деятельность и способности Текст. /В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. -315с.
77 Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Текст. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психол. 1994-№5 -С. 37 -53.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ