Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Содержание и структура понятий «Профессиональный интерес»,
«Проектная деятельность» в научно-педагогической литературе 8
1.2 Средства, формы, методы развития профессионального интереса
студентов среднего профессионального образования 21
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ СРЕДСТВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ СПО
2.1 Анализ учебно-методического обеспечения дисциплины «История стилей
в костюме», реализуемой в СПО 35
2.2 Выявление уровня сформированности профессионального интереса у
студентов профессиональной образовательной организации 40
2.3 Разработка учебно-методического пособия, способствующего развитию
профессионального интереса студентов к проектной деятельности 46
Вывод по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Содержание и структура понятий «Профессиональный интерес»,
«Проектная деятельность» в научно-педагогической литературе 8
1.2 Средства, формы, методы развития профессионального интереса
студентов среднего профессионального образования 21
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ СРЕДСТВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ СПО
2.1 Анализ учебно-методического обеспечения дисциплины «История стилей
в костюме», реализуемой в СПО 35
2.2 Выявление уровня сформированности профессионального интереса у
студентов профессиональной образовательной организации 40
2.3 Разработка учебно-методического пособия, способствующего развитию
профессионального интереса студентов к проектной деятельности 46
Вывод по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время стандартом образования предусмотрено - увеличение вклада профессионального образования в социально - экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой каждого обучающегося. Таким образом, ведущим направлением работы профессиональной образовательной организации является создание условий для формирования и развития у студентов личностных и профессиональных качеств [14].
Специфика профессиональных качеств у студентов в системе среднего профессионального образования закреплена в Федеральных государственных стандартах нового поколения. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта студенты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, где компетенциями являются способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В ФГОС декларирована общая компетенция «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [41].
Проанализировав психолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность понятия «интерес», мы выявили его всевозможные трактовки.
В соответствии с исследованием Черниковой О.В. интерес возникает на основе потребности. Являясь побудительной силой настоящего, интересы подкрепляются мотивами, отражающими устремленность человека в будущее, в том числе направленность на обучение в рамках своей профессиональной деятельности [43].
Теоретический обзор исследований, раскрывающих понятие «профессиональный интерес» позволил выявить психолого-педагогический и социально-педагогический аспекты этого феномена.
С социально-педагогической позиции профессиональный интерес рассматривается как отношение человека к определенной профессии, окрашенное эмоционально положительным тоном (В.В. Кревневич, Э.Ж. Туляганов и др.) [24, 40].
Г.Д. Бабушкин трактует понятие «Профессиональный интерес» как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью [5].
С этой точки зрения профессиональный интерес понимается нами как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических свойств, процессов и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на профессиональную деятельность студентов.
В нашем исследовании процесс развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности осуществляется, учитывая возрастные особенности, контингент студентов. Так, в исследованиях А.И. Мордовской дополнительно выделяется потребностно-деятельный компонент, который является системообразующим в структуре профессионального интереса, подчеркивая при этом стремление обучающихся не только лучше познакомиться с будущей профессией, но и готовность «примерить» ее на себя при благоприятных условиях [22].
В исследованиях Г.Д. Бабушкина, С.П. Крягжде, О.В. Черниковой выявлены различные этапы (уровни) формирования профессионального интереса: [5, 23, 43]
- интерес к профессии (абитуриенты);
- становление профессионального интереса и его поддержка (студенты первого курса);
- формирование непосредственно профессионального интереса (студенты второго и третьего курса);
- стабилизация и развитие уровня сформированности профессионального интереса (студенты четвертого курса).
В исследованиях различных ученых определены характеристики уровней сформированности профессионального интереса:
- высокий (характеризуется взаимозависимостью интересов и способностей, высоким уровнем развития профессионально-личностных качеств, высоким уровнем склонности к выбранной деятельности);
- средний (наблюдается некоторое несоответствие интересов и способностей: средний уровень развития профессионально-личностных качеств, наличие сомнений по поводу работы в сфере выбранной специализации, средний уровень склонности к профессиональной деятельности);
- низкий уровень (отсутствие четкого интереса к профессии технолог-конструктор, несоответствие интересов и способностей, низкий уровень развития профессионально-личностных качеств, нежелание работать по профессии, низкий уровень склонности к профессиональной деятельности).
Делая вывод можно сказать, что проблема развития профессионального интереса изучается широко в научной и педагогической литературе и теоретически проработана. Однако остается мало разработанным вопрос, который касается методики развития профессионального интереса у студентов среднего профессионального образования. По специальности технолог-конструктор малое количество методических указаний по развитию профессионального интереса в системе СПО с использованием передовых педагогических технологий, направленных на применение средств проектной деятельности.
В связи с этим можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью развития профессионального интереса, как основной компетенции Федерального Государственного образовательного стандарта и недостаточностью методического обеспечения с использованием средств проектной деятельности.
Актуальность, значимость и недостаточная проработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности».
Объект исследования - процесс развития профессионального интереса студентов в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство развития профессионального интереса студентов СПО.
Цель исследования: разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую, психолого-
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития профессионального интереса студентов;
2. Выявить средства развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
3. Исследовать уровень сформированности профессионального интереса студентов в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности;
4. Разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса в учебном процессе студентов среднего профессионального образования к проектной деятельности.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; тестирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Специфика профессиональных качеств у студентов в системе среднего профессионального образования закреплена в Федеральных государственных стандартах нового поколения. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта студенты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, где компетенциями являются способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В ФГОС декларирована общая компетенция «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [41].
Проанализировав психолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность понятия «интерес», мы выявили его всевозможные трактовки.
В соответствии с исследованием Черниковой О.В. интерес возникает на основе потребности. Являясь побудительной силой настоящего, интересы подкрепляются мотивами, отражающими устремленность человека в будущее, в том числе направленность на обучение в рамках своей профессиональной деятельности [43].
Теоретический обзор исследований, раскрывающих понятие «профессиональный интерес» позволил выявить психолого-педагогический и социально-педагогический аспекты этого феномена.
С социально-педагогической позиции профессиональный интерес рассматривается как отношение человека к определенной профессии, окрашенное эмоционально положительным тоном (В.В. Кревневич, Э.Ж. Туляганов и др.) [24, 40].
Г.Д. Бабушкин трактует понятие «Профессиональный интерес» как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью [5].
С этой точки зрения профессиональный интерес понимается нами как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических свойств, процессов и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на профессиональную деятельность студентов.
В нашем исследовании процесс развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности осуществляется, учитывая возрастные особенности, контингент студентов. Так, в исследованиях А.И. Мордовской дополнительно выделяется потребностно-деятельный компонент, который является системообразующим в структуре профессионального интереса, подчеркивая при этом стремление обучающихся не только лучше познакомиться с будущей профессией, но и готовность «примерить» ее на себя при благоприятных условиях [22].
В исследованиях Г.Д. Бабушкина, С.П. Крягжде, О.В. Черниковой выявлены различные этапы (уровни) формирования профессионального интереса: [5, 23, 43]
- интерес к профессии (абитуриенты);
- становление профессионального интереса и его поддержка (студенты первого курса);
- формирование непосредственно профессионального интереса (студенты второго и третьего курса);
- стабилизация и развитие уровня сформированности профессионального интереса (студенты четвертого курса).
В исследованиях различных ученых определены характеристики уровней сформированности профессионального интереса:
- высокий (характеризуется взаимозависимостью интересов и способностей, высоким уровнем развития профессионально-личностных качеств, высоким уровнем склонности к выбранной деятельности);
- средний (наблюдается некоторое несоответствие интересов и способностей: средний уровень развития профессионально-личностных качеств, наличие сомнений по поводу работы в сфере выбранной специализации, средний уровень склонности к профессиональной деятельности);
- низкий уровень (отсутствие четкого интереса к профессии технолог-конструктор, несоответствие интересов и способностей, низкий уровень развития профессионально-личностных качеств, нежелание работать по профессии, низкий уровень склонности к профессиональной деятельности).
Делая вывод можно сказать, что проблема развития профессионального интереса изучается широко в научной и педагогической литературе и теоретически проработана. Однако остается мало разработанным вопрос, который касается методики развития профессионального интереса у студентов среднего профессионального образования. По специальности технолог-конструктор малое количество методических указаний по развитию профессионального интереса в системе СПО с использованием передовых педагогических технологий, направленных на применение средств проектной деятельности.
В связи с этим можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью развития профессионального интереса, как основной компетенции Федерального Государственного образовательного стандарта и недостаточностью методического обеспечения с использованием средств проектной деятельности.
Актуальность, значимость и недостаточная проработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности».
Объект исследования - процесс развития профессионального интереса студентов в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство развития профессионального интереса студентов СПО.
Цель исследования: разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую, психолого-
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития профессионального интереса студентов;
2. Выявить средства развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
3. Исследовать уровень сформированности профессионального интереса студентов в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности;
4. Разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса в учебном процессе студентов среднего профессионального образования к проектной деятельности.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; тестирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
В современном мире для развития экономики в стране преимущество отдается инновационной деятельности предприятий, что должно привести к росту потребности в специалистах, осуществляющих активную профессиональную деятельность. Будущим рабочим и специалистам необходимо уметь быстро действовать в нестандартных ситуациях, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, овладевать сложными технологическими процессами, ориентироваться в нестандартных профессиональных ситуациях.
Педагогический процесс в ЧТТЛП, который классически сложился на протяжении времени, ориентируется на подготовку рабочих и специалистов для массового производства, в котором, как подразумевается, будут требоваться только репродуктивные знания и умения рабочего в определенной профессиональной области и навыки выполнения стандартных рабочих операций. Таким образом, сформировавшийся процесс обучения в ЧТТЛП способствует малоэффективному развитию профессионального интереса, за счет недостаточной направленности на последовательное формирование всех его компонентов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, волевого).
На основании вышесказанного мы определили цель исследования - разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности.
Обоснование цели и предмета, сформированных на их основе задач исследования, на решение которых была направлена работа, позволило определить ход нашей работы.
Мы проанализировали процесс развития профессионального интереса обучающихся и выявили, что это целостное образование, включающее в себя четыре компонента: мотивационный, т.е. мотивацию обучающихся к выбранной специальности, волевой, интеллектуальный и эмоциональный. Взаимодействие данных компонентов ведет к этапам формирования профессионального интереса. Для достижения результата используется совокупность средств, что дает возможность представить системную, целенаправленную организацию развития профессионального интереса будущих технологов-конструкторов к проектной деятельности.
Задачи опытно-поисковой работы — определить уровень сформированности профессионального интереса у студентов профессионального образования; разработать учебно-методическое пособие, способствующее развитию профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности, в исследовании принимали обучающиеся третьего курса по специальности 29. 02. 04 «технолог-конструктор».
Результаты тестирования показали невысокий уровень сформированности профессионального интереса обучающихся, что обусловлено в значительной степени несовершенством организации процесса обучения. Данные показатели позволили нам стимулировать работу согласно отбору содержания, форм, методов и средств, направленных на поэтапное формирование профессионального интереса к проектной деятельности.
На основе выделенных средств для эффектного развития профессионального интереса к проектам, а также согласно тематическому плану рабочей программы учебной дисциплины «История стилей в костюме», нами был разработано учебно-методическое пособие, с включением средств проектной деятельности, которое можно использовать в практике преподавателям ЧТТЛП. Учебно-методическое пособие содержит структуру выполнения проектной работы, последовательность выполнения работы, основные требования, предъявляемые к проектной работе, а также систематическое и последовательное изложение учебного материала по теме дисциплины и задания к нему. Данное пособие способствует включению обучающихся в активную интеллектуальную и самостоятельную практическую деятельность, которая ведет к развитию профессионального интереса.
Поставленные нами задачи были также реализованы:
1. Проанализировали научно-методическую, психолого-
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития профессионального интереса студентов;
2. Выявили средства развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
3. Исследовали уровень сформированности профессионального интереса студентов в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности;
4. Разработали учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса в учебном процессе студентов среднего профессионального образования к проектной деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.
Педагогический процесс в ЧТТЛП, который классически сложился на протяжении времени, ориентируется на подготовку рабочих и специалистов для массового производства, в котором, как подразумевается, будут требоваться только репродуктивные знания и умения рабочего в определенной профессиональной области и навыки выполнения стандартных рабочих операций. Таким образом, сформировавшийся процесс обучения в ЧТТЛП способствует малоэффективному развитию профессионального интереса, за счет недостаточной направленности на последовательное формирование всех его компонентов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, волевого).
На основании вышесказанного мы определили цель исследования - разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности.
Обоснование цели и предмета, сформированных на их основе задач исследования, на решение которых была направлена работа, позволило определить ход нашей работы.
Мы проанализировали процесс развития профессионального интереса обучающихся и выявили, что это целостное образование, включающее в себя четыре компонента: мотивационный, т.е. мотивацию обучающихся к выбранной специальности, волевой, интеллектуальный и эмоциональный. Взаимодействие данных компонентов ведет к этапам формирования профессионального интереса. Для достижения результата используется совокупность средств, что дает возможность представить системную, целенаправленную организацию развития профессионального интереса будущих технологов-конструкторов к проектной деятельности.
Задачи опытно-поисковой работы — определить уровень сформированности профессионального интереса у студентов профессионального образования; разработать учебно-методическое пособие, способствующее развитию профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности, в исследовании принимали обучающиеся третьего курса по специальности 29. 02. 04 «технолог-конструктор».
Результаты тестирования показали невысокий уровень сформированности профессионального интереса обучающихся, что обусловлено в значительной степени несовершенством организации процесса обучения. Данные показатели позволили нам стимулировать работу согласно отбору содержания, форм, методов и средств, направленных на поэтапное формирование профессионального интереса к проектной деятельности.
На основе выделенных средств для эффектного развития профессионального интереса к проектам, а также согласно тематическому плану рабочей программы учебной дисциплины «История стилей в костюме», нами был разработано учебно-методическое пособие, с включением средств проектной деятельности, которое можно использовать в практике преподавателям ЧТТЛП. Учебно-методическое пособие содержит структуру выполнения проектной работы, последовательность выполнения работы, основные требования, предъявляемые к проектной работе, а также систематическое и последовательное изложение учебного материала по теме дисциплины и задания к нему. Данное пособие способствует включению обучающихся в активную интеллектуальную и самостоятельную практическую деятельность, которая ведет к развитию профессионального интереса.
Поставленные нами задачи были также реализованы:
1. Проанализировали научно-методическую, психолого-
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития профессионального интереса студентов;
2. Выявили средства развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
3. Исследовали уровень сформированности профессионального интереса студентов в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности;
4. Разработали учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса в учебном процессе студентов среднего профессионального образования к проектной деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ «СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - Развитие профессиональной мотивации студентов колледжа во внеучебной деятельности
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - СТАЖИРОВКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Развитие профессиональных компетенций студентов профессиональных образовательных организаций в условиях реализации идеи движения WorldSkills
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей школьников в проектной деятельности на занятиях по технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



