Педагогические условия совершенствования иноязычной подготовки студентов юридических специальностей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1.1 Генезис и современное состояние проблемы иноязычной
подготовки студентов юридических специальностей 6
1.2 Теоретико-методологическая основа иноязычной подготовки
студентов юридических специальностей 19
1.3 Педагогическая модель иноязычной подготовки студентов
юридических специальностей 25
1.4 Педагогические условия иноязычной подготовки студентов
юридических специальностей 33
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Логика и задачи опытно-поисковой работы 43
2.2 Процессуально-технологические особенности иноязычной
подготовки студентов юридических специальностей 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы 56
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1.1 Генезис и современное состояние проблемы иноязычной
подготовки студентов юридических специальностей 6
1.2 Теоретико-методологическая основа иноязычной подготовки
студентов юридических специальностей 19
1.3 Педагогическая модель иноязычной подготовки студентов
юридических специальностей 25
1.4 Педагогические условия иноязычной подготовки студентов
юридических специальностей 33
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Логика и задачи опытно-поисковой работы 43
2.2 Процессуально-технологические особенности иноязычной
подготовки студентов юридических специальностей 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы 56
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
Актуальность исследования. Развитие профессиональных компетенций выпускников современных вузов является органической частью Концепции модернизации российского образования. Это одновременно выступает и важным условием развития процессов интеллектуализации общества, связанным с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности обучающихся. Целью развития профессиональных компетенций будущих юристов является повышение их интеллектуального уровня. В настоящее время в мире образования идет процесс развития личности нового типа - компетентной разносторонней личности, которую характеризует, в первую очередь, высокий уровень профессиональных компетенций, готовность качественно осуществлять свои профессиональные функции.
Основным результатом обучения иностранному языку, согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов 40.03.01 «Юриспруденция» является способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» этот аспект характеризует как «способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков».
Овладение профессиональной лексикой иностранного языка необходимо для формирования коммуникативных умений современного молодого специалиста юридического профиля. В связи с этим развитие иноязычной компетенции студентов юридического вуза представляется, на наш взгляд, одним из актуальных направлений иноязычной подготовки будущего юриста.
Процессы глобализации и интернационализации социокультурного пространства определяют особую роль иностранного языка в профессиональной юридической деятельности. В современных условиях профессия юриста требует знания юриспруденции с учетом международного и зарубежного законодательства, умения работать с юридическими документами на иностранном языке, а также умения профессионально общаться на иностранных языках. Однако широко распространенная парадигма интенсификации развития современного иноязычного образования, а также бесконтрольные инновационные преобразования в образовательной сфере снижают эффективность подготовки специалистов. Необходима качественная концепция управления иноязычным образованием, учитывающая особенности подготовки будущих юристов.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия совершенствования иноязычной подготовки для студентов юридических специальностей».
Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методику развития иноязычной профессиональной лексической компетенции студентов юридических специальностей на основе современных образовательных технологий.
Объект исследования: иноязычная подготовка студентов юридических специальностей.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования иноязычной подготовки студентов юридических специальностей.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ совершенствования иноязычной подготовки студентов юридических специальностей для определения содержания и направленности научного исследования, выявить аспекты ее возникновения и перспективные направления развития;
2) разработать методику иноязычной подготовки студентов
юридических специальностей;
3) определить педагогические условия развития профессиональной иноязычной компетенции студентов в образовательном процессе юридического вуза;
4) опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной методики;
5) разработать механизм управления развитием иноязычной компетенции на основе информационно-коммуникационных технологий для студентов - будущих юристов;
6) разработать на основе партисипативного подхода модель педагогического управления иноязычным образованием будущих юристов в процессе обучения.
Основным результатом обучения иностранному языку, согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов 40.03.01 «Юриспруденция» является способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» этот аспект характеризует как «способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков».
Овладение профессиональной лексикой иностранного языка необходимо для формирования коммуникативных умений современного молодого специалиста юридического профиля. В связи с этим развитие иноязычной компетенции студентов юридического вуза представляется, на наш взгляд, одним из актуальных направлений иноязычной подготовки будущего юриста.
Процессы глобализации и интернационализации социокультурного пространства определяют особую роль иностранного языка в профессиональной юридической деятельности. В современных условиях профессия юриста требует знания юриспруденции с учетом международного и зарубежного законодательства, умения работать с юридическими документами на иностранном языке, а также умения профессионально общаться на иностранных языках. Однако широко распространенная парадигма интенсификации развития современного иноязычного образования, а также бесконтрольные инновационные преобразования в образовательной сфере снижают эффективность подготовки специалистов. Необходима качественная концепция управления иноязычным образованием, учитывающая особенности подготовки будущих юристов.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия совершенствования иноязычной подготовки для студентов юридических специальностей».
Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методику развития иноязычной профессиональной лексической компетенции студентов юридических специальностей на основе современных образовательных технологий.
Объект исследования: иноязычная подготовка студентов юридических специальностей.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования иноязычной подготовки студентов юридических специальностей.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ совершенствования иноязычной подготовки студентов юридических специальностей для определения содержания и направленности научного исследования, выявить аспекты ее возникновения и перспективные направления развития;
2) разработать методику иноязычной подготовки студентов
юридических специальностей;
3) определить педагогические условия развития профессиональной иноязычной компетенции студентов в образовательном процессе юридического вуза;
4) опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной методики;
5) разработать механизм управления развитием иноязычной компетенции на основе информационно-коммуникационных технологий для студентов - будущих юристов;
6) разработать на основе партисипативного подхода модель педагогического управления иноязычным образованием будущих юристов в процессе обучения.
Современное состояние проблемы иноязычной подготовки студентов юридических специальностей характеризуется тем, что происходящие социальные, экономические, политические и профессиональные преобразования ставят перед будущими юристами новые задачи по развитию их профессионально ориентированной иноязычной подготовки.
Федеральной целевой программой развития образования на 2016¬2020 годы определяются приоритетные цели, задачи, основные направления развития образования в России. Одним из приоритетных направлений признается создание условий для доступности образования, что предполагает внедрение инновационных механизмов и моделей в образовательный процесс.
Современные стандарты высшего профессионального образования требуют формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов. В рамках иноязычной подготовки особое значение имеет формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Вследствие этого значительное внимание должно уделяться практической составляющей иноязычной подготовки студентов юридических специальностей, которая предусматривает овладение иностранным языком как средством общения, что выступает необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущего юриста.
В тоже время, следует отметить, что в системе высшего профессионального образования России наблюдаются противоречия между повышением требований к уровню владения иностранным языком специалистами в сфере юриспруденции и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ и практической подготовки будущих юристов при одновременном сокращении аудиторных часов на занятия по иностранному языку в неязыковых вузах.
Эффективная иноязычная подготовка студентов юридических специальностей возможна в условиях создания иноязычной динамично развивающейся профессионально ориентированной среды, построенной на основе синтеза элементов различных педагогических подходов, повышения качества аудиторной и неаудиторной работы, обеспечения условий, способствующих развитию творческих коммуникативных способностей и мотивации изучения иностранного языка.
Теоретико-методологическую основу иноязычной подготовки студентов юридических специальностей составляют коммуникативный, лингвосоциокультурный, модульный подходы, их комплексное применение способствует успешному освоению иностранного языка студентами.
Средством решения теоретических и практических задач выступает моделирование в педагогике. Несмотря на разнообразие педагогических моделей, они все основываются на трех основных элементах: цель обучения; средства обучения; оценивание результатов, которые достигнуты в процессе обучения.
В современных условиях актуальным является разработка педагогической модели, учитывающей всю специфику иноязычной подготовки студентов юридических специальностей, отражающей педагогические условия, принципы, подходы, межпредметные связи, способствующей эффективному обучению иностранному языку студентов юридических профилей. С целью формирования у обучающихся умений и навыков иноязычной коммуникации рекомендуется широкое практическое применение проектных технологий, позволяющих преподавателю создавать проблемные ситуации, студенту решать теоретические и практические задания. Успешное формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции предполагает применение разных вариантов коммуникативных технологий, направленных на организацию сотрудничества студентов при обучении иностранному языку.
Анализируя практику обучения иностранному языку, можно выявить следующие организационно-педагогические: индивидуально-вариативный характер образовательной программы изучения иностранного языка; развитие системы самоконтроля обучающихся за ходом и результатами формирования иноязычной компетенции; профессионально ориентированная направленность курса обучения иностранному языку студентов юридических специальностей.
Во второй главе представлена концепция управления развитием иноязычной компетенции на основе широкого спектра информационно - коммуникационных технологий; разработана на основе партисипативного подхода модель педагогического управления иноязычным образованием будущих юристов; выявлены педагогические условия реализации разработанной модели.
Целью опытно-поискового исследования является разработка научно обоснованной и проверенной опытно-поисковым способом модели педагогического управления иноязычным образованием студентов юридических специальностей. В соответствии с поставленной целью определены задачи.
Практическое исследование проведено в три этапа: на первом этапе проведен анализ теоретико-практических аспектов изучаемой проблемы; на втором этапе выявлены педагогические условия, разработана и обоснована педагогическая модель управления иноязычным образованием будущих юристов; на третьем этапе проанализированы полученные в ходе опытно-поисковой работы результатов, сформулированы выводы, оформлены в выпускной квалификационной работе.
Практическое исследование выполнено на основе такого метода как опытно-поисковая работа, предполагающий проверку и уточнение гипотезы исследования, детализацию педагогических условий, обеспечивающих формирование иноязычной коммуникационной компетенции, анализ и систематизацию полученных данных, коррекцию содержания, форм и методов педагогического процесса.
Применение в образовательном процессе широкого спектра информационно-коммуникационных технологий способствовало эффективности развития иноязычной компетенции студентов юридических специальностей, формированию у студентов устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза, сделали изучение иностранного языка более практико-ориентированным.
Педагогическая модель управления иноязычным образованием будущих юристов представлена следующими структурными элементами: целевой компонент, содержательный компонент, процессуально - технологический компонент и результативный компонент. Условием эффективности модели является взаимодействие, единство и целостность функционирования всех этих элементов. Формированию иноязычной коммуникативной компетенции способствует единство формального, неформального и информального иноязычного образования.
В ходе опытно-поисковой работы педагогическая модель управления иноязычным образованием студентов юридических специальностей в процессе обучения показала свою эффективность и результативность. Выявлена положительная динамика основных показателей: высокий уровень сформированности внутренних мотивов на изучение иностранного языка; повысился уровень понимания студентами иноязычной информации; успешное развитие рефлексивных умений, способности к самоуправлению в процессе иноязычной подготовки.
Применение широкого спектра информационно-коммуникационных технологий способствовало формированию у студентов устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза, сделали изучение иностранного языка более практико-ориентированным.
Анализ особенностей иноязычной подготовки студентов юридических специальностей показал, что в образовательном процессе реализуются различные методы, формы, технологии обучения, неформальное и информальное образование обладают большим потенциалом в иноязычной подготовке студентов.
Результаты опытно-поисковой работы поставили задачи разработки новых форм образовательной деятельности, адаптации образовательных технологий и образовательных практик к современным требованиям, поиск новых информационно-коммуникационных технологий, их активное интегрирование в образовательный процесс.
Федеральной целевой программой развития образования на 2016¬2020 годы определяются приоритетные цели, задачи, основные направления развития образования в России. Одним из приоритетных направлений признается создание условий для доступности образования, что предполагает внедрение инновационных механизмов и моделей в образовательный процесс.
Современные стандарты высшего профессионального образования требуют формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов. В рамках иноязычной подготовки особое значение имеет формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Вследствие этого значительное внимание должно уделяться практической составляющей иноязычной подготовки студентов юридических специальностей, которая предусматривает овладение иностранным языком как средством общения, что выступает необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущего юриста.
В тоже время, следует отметить, что в системе высшего профессионального образования России наблюдаются противоречия между повышением требований к уровню владения иностранным языком специалистами в сфере юриспруденции и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ и практической подготовки будущих юристов при одновременном сокращении аудиторных часов на занятия по иностранному языку в неязыковых вузах.
Эффективная иноязычная подготовка студентов юридических специальностей возможна в условиях создания иноязычной динамично развивающейся профессионально ориентированной среды, построенной на основе синтеза элементов различных педагогических подходов, повышения качества аудиторной и неаудиторной работы, обеспечения условий, способствующих развитию творческих коммуникативных способностей и мотивации изучения иностранного языка.
Теоретико-методологическую основу иноязычной подготовки студентов юридических специальностей составляют коммуникативный, лингвосоциокультурный, модульный подходы, их комплексное применение способствует успешному освоению иностранного языка студентами.
Средством решения теоретических и практических задач выступает моделирование в педагогике. Несмотря на разнообразие педагогических моделей, они все основываются на трех основных элементах: цель обучения; средства обучения; оценивание результатов, которые достигнуты в процессе обучения.
В современных условиях актуальным является разработка педагогической модели, учитывающей всю специфику иноязычной подготовки студентов юридических специальностей, отражающей педагогические условия, принципы, подходы, межпредметные связи, способствующей эффективному обучению иностранному языку студентов юридических профилей. С целью формирования у обучающихся умений и навыков иноязычной коммуникации рекомендуется широкое практическое применение проектных технологий, позволяющих преподавателю создавать проблемные ситуации, студенту решать теоретические и практические задания. Успешное формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции предполагает применение разных вариантов коммуникативных технологий, направленных на организацию сотрудничества студентов при обучении иностранному языку.
Анализируя практику обучения иностранному языку, можно выявить следующие организационно-педагогические: индивидуально-вариативный характер образовательной программы изучения иностранного языка; развитие системы самоконтроля обучающихся за ходом и результатами формирования иноязычной компетенции; профессионально ориентированная направленность курса обучения иностранному языку студентов юридических специальностей.
Во второй главе представлена концепция управления развитием иноязычной компетенции на основе широкого спектра информационно - коммуникационных технологий; разработана на основе партисипативного подхода модель педагогического управления иноязычным образованием будущих юристов; выявлены педагогические условия реализации разработанной модели.
Целью опытно-поискового исследования является разработка научно обоснованной и проверенной опытно-поисковым способом модели педагогического управления иноязычным образованием студентов юридических специальностей. В соответствии с поставленной целью определены задачи.
Практическое исследование проведено в три этапа: на первом этапе проведен анализ теоретико-практических аспектов изучаемой проблемы; на втором этапе выявлены педагогические условия, разработана и обоснована педагогическая модель управления иноязычным образованием будущих юристов; на третьем этапе проанализированы полученные в ходе опытно-поисковой работы результатов, сформулированы выводы, оформлены в выпускной квалификационной работе.
Практическое исследование выполнено на основе такого метода как опытно-поисковая работа, предполагающий проверку и уточнение гипотезы исследования, детализацию педагогических условий, обеспечивающих формирование иноязычной коммуникационной компетенции, анализ и систематизацию полученных данных, коррекцию содержания, форм и методов педагогического процесса.
Применение в образовательном процессе широкого спектра информационно-коммуникационных технологий способствовало эффективности развития иноязычной компетенции студентов юридических специальностей, формированию у студентов устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза, сделали изучение иностранного языка более практико-ориентированным.
Педагогическая модель управления иноязычным образованием будущих юристов представлена следующими структурными элементами: целевой компонент, содержательный компонент, процессуально - технологический компонент и результативный компонент. Условием эффективности модели является взаимодействие, единство и целостность функционирования всех этих элементов. Формированию иноязычной коммуникативной компетенции способствует единство формального, неформального и информального иноязычного образования.
В ходе опытно-поисковой работы педагогическая модель управления иноязычным образованием студентов юридических специальностей в процессе обучения показала свою эффективность и результативность. Выявлена положительная динамика основных показателей: высокий уровень сформированности внутренних мотивов на изучение иностранного языка; повысился уровень понимания студентами иноязычной информации; успешное развитие рефлексивных умений, способности к самоуправлению в процессе иноязычной подготовки.
Применение широкого спектра информационно-коммуникационных технологий способствовало формированию у студентов устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза, сделали изучение иностранного языка более практико-ориентированным.
Анализ особенностей иноязычной подготовки студентов юридических специальностей показал, что в образовательном процессе реализуются различные методы, формы, технологии обучения, неформальное и информальное образование обладают большим потенциалом в иноязычной подготовке студентов.
Результаты опытно-поисковой работы поставили задачи разработки новых форм образовательной деятельности, адаптации образовательных технологий и образовательных практик к современным требованиям, поиск новых информационно-коммуникационных технологий, их активное интегрирование в образовательный процесс.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2025 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ методов и приемов формирования иноязычного
профессионально-ориентированного вокабуляра в отечественной и зарубежной методиках
на примере студентов неязыковых факультетов
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



