Введение 3-5
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
творческих способностей детей дошкольного возраста 6-8
1.2. Методы и средства развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 9-14
1.3 Метод проекта как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста 15-34
Выводы по первой главе 35-36
Глава 2. Исследовательская работа по изучению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ д/с №31 общеразвивающего вида в с. Смородинка Челябинской области
2.1. Исследования уровня развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 37-46
2.2. Организация проектной деятельности в учебно-воспитательном
процессе детского сада 47-58
2.3. Практические рекомендации 59
Вывод по второй главе 60
Заключение 61-62
Список используемой литературы 63-65
Приложение 1 66-69
Приложение2 70-74
Приложение3 75-77
Приложение4 78-82
Приложение5 83-86
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста[16].
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным в различных сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей[27].
Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Именно проектная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования проектных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе[7].
Цель : разработать и апробировать систему мероприятий (проектов), направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Предмет исследования: организация проектной деятельности с детьми
дошкольного возраста
Гипотеза - если в работе с детьми дошкольного возраста использовать проектную деятельность, то это будет способствовать развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста
2. Изучить и охарактеризовать метод проектов в работе с дошкольниками;
3. Провести исследование по выявлению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать практические рекомендации по организации проектной деятельности со старшими дошкольниками
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса проектов для творческого развития дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.
База исследования: МК ДОУ д/с №31 общеразвивающего вида в с.Смородинка Челябинской области. Количество детей-10 человек.
Методы исследования:
-Анализ педагогической литературы, обобщение теоретического материала
-Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
-Тест П.Торренса развитие творческого мышления.
- Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды педагогов, таких как : Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Брушлинский и других
В заключении хотелось бы отметить следующее. Проектная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Проектная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты проектной деятельности могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Большую роль в развитии проектной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.
Анализ результатов данного исследования показал, что проектная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, развивается память, меняется поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки, т.е. формируется чувство коллективизма.
Проведенная диагностика экспериментальной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по проектной деятельности для развития личности ребенка. Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат.
Приведенные в данном исследовании приемы и методы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Ваши воспитанники станут более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. Появится большая уверенность в себе, в своих возможностях
1. Боровлева, А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования [Текст] / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.- С. 9 - 14.
2. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей [Текст]/ Боровик О.В. // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. - Биробиджан, 1998. - С. 45 - 56.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967. - 278 с.
4. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду[Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967. - 74 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - 378 с.
7. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей [Текст]: Методическое пособие / О.И. Давыдова, Майер А.А., Богославец Л.Г. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
8. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ[Текст]/ Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
7.Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 2000. - 189 с.
10. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения[Текст]/ Киселева Л.С. - М.: АРКТИ, 2003.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф.
заведений[Текст]/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - 8-е изд., стер. - М.:
Издательский центр "Академия", 2007. - 414 с.
12. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. - 54 с. Библиогр.: 53 с.
13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.[Текст]/ Комарова Т.С. - М., 1995. - 190 с.
14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.[Текст]/ Мухина В.С. - М., 1981. - 154 с.
15. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют?[Текст]/ Новлянская З.Н. - М., 1978. - 153 с.
16. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина -М.: Академия, 2005. - 248 с. Библиогр.: 238246 с.
17. Павлова Л. Игры как средство эстетического воспитания. Воспитание и обучение [Текст]/Дошкольное воспитание, 2002. - № 10. - С. 40-49
18. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. - М.: Канон+, 2006. - 183 с. - Библиограф.: 182 с.
19. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: Консультации для педагогов / Сост. С.Л. Гвинейская. - Белово, 2010. - 24 с.
20. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации [Текст]: Сборник метод. материалов / И.А. Сырова, О.Г. Чеховских. - Самара: СФМГПУ, 2009. - 72 с.
21. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения[Текст]:
Пособие для руководителей ДОУ/Авт. - сост. Л.С. Киселева и др.
- М. АРКТИ, 2006. - 112 с.
22. Прокофьева, Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода [Текст]: Сборник научных трудов / Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина; под ред. И.М. Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С. 503.
23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1979. - Т. 3. - 375 с.
24. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
25. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.[Текст]/ Толстой Л.Н. - М.: Учпедгиз, 1953. - 469 с.
26. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми. // Управление дошкольным образовательным учреждением.[Текст]/ Штанько И.В.2004, №4.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология.[Текст]/ Эльконин Д.Б. - М., 1960.
- 379 с.