Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление прибылью предприятия (на примере ОАО «Алабуга Соте»)

Работа №81746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Экономическая сущность прибыли 10
1.2 Источники формирования прибыли предприятия 20
1.3 Механизмы управления прибылью предприятия 27
1.4 Пути увеличения прибыли предприятия 44
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АЛАБУГА СОТЕ» 52
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 52
2.2 Анализ динамики показателей прибыли предприятия 55
2.3 Особенности формирования прибыли и управления ею 61
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «АЛАБУГА СОТЕ» 73
3.1 Мероприятия по улучшению процесса управления прибылью 73
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если
доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.
По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной
целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия?
Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на
общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне
сложна, на такой важный показатель, как прибыль, влияет (прямо или косвенно)
очень большое число различных факторов. Причем, если влияние одних факторов
буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой управления прибылью.
Тема прибыли особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги, большие процентные ставки по кредитам, неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. Предприятия многих отраслей экономики не могут рас8
считывать на государственную поддержку, они вынуждены действовать в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли, так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок.
Вследствие вышеперечисленного, управление прибылью предприятия сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные
возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних
факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Объектом исследования в работе выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Алабуга Соте».
Предметом исследования является содержание и элементы управления прибылью предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в совершенствовании процесса управления прибылью предприятия ОАО «Алабуга Соте».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы управления прибылью предприятия;
- провести анализ прибыли предприятия ОАО «Алабуга Соте»;
- определить пути увеличения прибыли ОАО «Алабуга Соте»;
- разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления прибылью предприятия.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы
следующие приемы и методы: анализ теоретической литературы по теме; сравнительный анализ; горизонтальный и вертикальный анализ годовой финансовой отчетности предприятия; анализ относительных показателей.9
Для написания выпускной квалификационной работы использовались данные годовых отчетностей ОАО «Алабуга Соте» за 2013-2015 гг.: «Бухгалтерский
баланс», «Отчет о финансовых результатах» (см. Приложения Б-Г).
Теоретическую основу работы составили труды М.С. Абрютиной, И.Т. Балобанова, Л.А. Бернстайна, О.В. Ефимовой, А.И. Ковалева, В.В. Ковалева, Н.П.
Любушина, А.Г. Прудникова, Г.В. Савицкой, Л.С. Сосненко и др.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Прибыль является основным показателем в системе текущих целей предприятия, представляя собой конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Прибыль – это некий доход от операции, требовавшей изначально определенной инвестиции и (или) расхода, и проявляющийся в увеличении совокупного
экономического потенциала (богатства) инвестора по окончании (фактическом или
условном) данной операции.
Прибыль множественна по своему представлению и методам измерения и
идентифицируется только тогда, когда четко определены понятия, во-первых, доходов и расходов (затрат) или капитала и, во-вторых, способов их оценки и увязки
в едином счетном алгоритме. Прибыль – это расчетный и потому условный показатель; в зависимости от набора включенных в рассмотрение факторов и их количественной оценки могут исчисляться разные показатели прибыли. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных
источника получения прибыли.
Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия
по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание
этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как
антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру.80
Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:
- во-первых, от правильности выбора производственной направленности
предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
- во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
- в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем
больше масса прибыли);
- в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.
Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции,
обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение
массы прибыли.
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль – это сумма прибылей
(убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и от доходов (убытков),
не связанных с ее производством и реализацией.
Управление прибылью – процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
Основной целью управления прибылью является оптимизация доходов собственников в текущем и перспективном периодах, что предполагает соблюдение
интересов собственников и государства.
Технико-экономические показатели предприятия ОАО «Алабуга Соте» в
2014 г. по сравнению с 2013 г. снизились. В частности, падение валовой прибыли в
2014 г. произошло на 26 % по сравнению с 2013 г. Это вызвано увеличением себестоимости продукции, рост которой по сравнению с 2013 г. составил 52 %. Однако
уже в 2015 г. произошло резкое увеличение валовой прибыли на 48 % по сравне81
нию с 2014 г., в основном, за счет увеличения объемов реализуемой продукции и
услуг предприятия.
Количество персонала предприятия в 2015 г. выросло на 19 %, при этом возросла средняя заработная плата на 4 %, что явилось следствием проведенных
руководством предприятия ОАО «Алабуга Соте» мероприятий по оптимизации организационной структуры в первом квартале 2015 г.
Анализ динамики прибыли ОАО «Алабуга Соте» выявил снижение прибыли
предприятия в 2014 г. на 36,8 % от аналогичного показателя 2013 г. В 2015 г. показатель прибыли предприятия снизилась по сравнению с 2014 г. на 0,5 %.
В 2014 г. валовая прибыль (маржинальный доход) ОАО «Алабуга Соте» по
сравнению с 2013 г. снизилась на 155179 тыс. руб. В 2015 г. по данному показателю отмечен рост по сравнению с 2014 г. на 217451 тыс. руб.
Выручка от продаж в ОАО «Алабуга Соте» выросла в 2014 г. на 599421 тыс.
руб. по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. рост составил 499412 тыс. руб. по сравнению с 2014 г.
Порог рентабельности ОАО «Алабуга Соте» в 2013 г. был равен 515115 тыс.
руб., в 2014 г. порог рентабельности составил 1668684 тыс. руб., а в 2015 г. -
1994197 тыс. руб. Таким образом, объем продаж, превышающий данный порог,
был безубыточен и рентабелен.
Запас финансовой прочности ОАО «Алабуга Соте» в денежном выражении
дает представление о том, на какую величину может быть снижена выручка от
реализации продукции (услуг) до достижения точки безубыточности. Запас финансовой прочности в процентном отношении показывает, на сколько процентов может быть снижен объем продаж (выполненных услуг) в единицах реализуемой
продукции. Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему выполненных услуг к концу 2013 г. составил 74,9 %. Достигнутый процент ЗФП находится
выше нормы (норма – 60-70%). ЗФП в 2014 г. был равен 37,1 %, а в 2015 г. он составил 36,7 %, что ниже нормы.
Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.82
Из расчетов можно сделать вывод о том, что рост выручки ОАО «Алабуга
Соте» на 1% повлек рост операционной прибыли в 2013 г. на 1,41%, в 2014 г. рост
операционной прибыли в результате увеличения выручки на 1% составил бы
1,69 %. А в 2015 г. – 2,45 %.
Факторный анализ показал, что в 2015 г. на снижение прибыли до налогообложения воздействовали следующие факторы: увеличение себестоимости продаж
(-281961 тыс. руб.), снижение прочих доходов (-96338 тыс. руб.), увеличение коммерческих (-130204 тыс. руб.) и управленческих (-9215 тыс. руб.) расходов, что в
конечном итоге привело к снижению экономической прибыли на 1317 тыс. руб.
На изменение чистой прибыли оказали влияние, прежде всего, снижение
экономической прибыли (прибыли до налогообложения) на 1317 тыс. руб. И только уплата налога на прибыль в сумме 94466 тыс. руб. уменьшила чистую прибыль
на 2571 тыс. руб.
Как показывают отчетные данные, у предприятия ОАО «Алабуга Соте»
фонды спецназначения отсутствуют. Полученная прибыль идет на погашение задолженностей перед персоналом, бюджетом и кредиторами, пополнение оборотных средств. Оставшаяся часть прибыли распределяется между учредителями в
соответствии с вложенными средствами.
Рассчитанные коэффициенты рентабельности свидетельствуют о снижении
эффективности деятельности предприятия, а также о снижении эффективности использования материальных, денежных и других ресурсов.
Относительно высокими остаются показатели рентабельности текущих активов предприятия, при этом рентабельность основных фондов и собственного капитала с каждым годом снижается.
Достаточно высоким остается показатель рентабельности инвестиций, несмотря на то, что в 2014 г. он снизился более чем в 2 раза, однако в 2015 г. он остался практически на том же уровне, снизившись по сравнению с 2014 г. на 0,5 %.
Основными способами повышения рентабельности являются следующие:
- увеличение суммы прибыли от реализации продукции;
- снижение себестоимости товарной продукции.83
Способы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.
Резервы увеличения прибыли:
- увеличение объема реализации продукции. Для этого можно наладить выпуск нового изделия, что планируется сделать на предприятии;
- снижение себестоимости продукции.
Повышение цен за счет:
- повышение качества;
- поиск более выгодных рынков сбыта;
- реализация в более оптимальные сроки.
В качестве мероприятия по улучшению процесса управления прибылью ОАО
«Алабуга Соте» планирует начать работу и выпустить в 2017 г. 430 тонн йогурта, в
последующий год довести выпуск до 500 т, а дальше производительность может
увеличиваться только при условии расширения рынка.
Расчеты показали, что предлагаемый проект по производству йогурта в ОАО
«Алабуга Соте» окупится через 2,28 года.


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом попра-вок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - №4. - Ст.445.
2. Федеральный закон РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных общест¬вах» (ред. от 29.06.2015 г.) // Российская газета. - 29.12.1995. - №248.
3. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 29.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - Ст. 4190.
4. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. проф. О.Н. Садикова. - М.: Инфра-М, 2015. - 1066 с.
Учебники, монографии, диссертации
5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельно-сти предприятия. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. - 352 с.
6. Аванесов А., Четвериков В. Потоки платежей. - М.: Юнити, 2012. - 218 с.
7. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр эконо-мики и маркетинга, 2013. - 208 с.
8. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Н.А. Ру-сак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Мн.: Выш.шк., 2014. - 317 с.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Прогресс, 2014. - 519 с.
10. Артеменко В.Г., Беллендир М.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: «ДИС», НГАЭиУ, 2014. - 130 с.
11. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учеб. пособие. - М.: ПРИ¬ОР, 2013. - 352 с.
12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы
и статистика, 2014. - 234 с.
13. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.
- М.: Финансы и статистика, 2014. - 174 с.
14. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 625 с.
15. Бланк И.А. Управление прибылью. - М.: Ника-Центр, 2013. - 544 с.
16. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2013.
- 596 с.
17. Бочаров В.В. Финансовое моделирование. - М.: Юнити, 2015. - 208 с.
18. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп- бизнес, 2015. - 258 с.
19. Быкадоров В.Л. Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние пред-приятия. - М., 2014. - 216 с.
20. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада, Лтд, 2014. - 384 с.
21. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии».
- М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 160 с.
22. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Издательство МГУ, 2012.
- 252 с.
23. Волков И.М., Грачева М.Е. Проектный анализ: финансовый аспект. - М.: ТЕИС, 2014. - 267 с.
24. Волков Н.Г. Чистая прибыль, резервы и фонды: формирование и использо¬вание, бухгалтерский учет, проводки и примеры. - 4-е изд. - Ростов-н/Д: «Филин», 2011. - 204 с.
25. Гальперин В.М, Игнатьев С.М, Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 2014. - 160 с.
26. Герасименко Г.П., Маркарьян Э.А. Финансовый анализ. - М.: Академия,
2012. - 224 с.
27. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2012. - 235 с.
28. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
29. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Финпресс, 2012. - 208 с.
30. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управ¬ление: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис»,
2012. - 192 с.
31. Дерябин А.А Система ценообразования и финансов, пути их совершенство¬вания. - М.: НИИ по ценообразованию, 2013. - 231 с.
32. Длин А.М. Фактический анализ в производстве. - М.: Статистика, 2012. - 243 с.
33. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис»,
2013. - 368 с.
34. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтер¬ский учет, 2014. - 208 с.
35.Зубко Н.М., Зубко А.Н.. Экономическая теория. - Мн.: БГЭУ, 2014. - 311 с.
36. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. - М.: Экономистъ, 2012. - 861 с.
37. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов: учебник. - M.: Инфра-М, 2014. - 254 с.
38. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 192 с.
39. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственного состояния предпри-ятия. - Изд. 3-е, исправл., доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 216 с.
40. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвести¬ций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 432 с.
41. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 5-е изд., пере¬раб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 1024 с.
42. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «ДИС», 2014. - 224с.
43. Кузьменко Т.Н. Диагностика, анализ и планирование финансовой деятельно¬сти предприятия: Учебное пособие. - Самара: СГЭА, 2015. - 176 с.
44. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономи-ческой деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф.Н.П. Любушина. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 471 с.
45.Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий / Под ред. С. Каминицера. - М.: Высшая школа, 2013. - 253 с.
46. Основы инновационного менеджмента / Под ред. П.М Завлина. М.: Эконо¬мика, 2014. - 269 с.
47. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, Юнити, 2013. - 231 с.
48. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенко¬ва, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 583 с.
49. Прудников А.Г. Анализ и оценка финансового состояния предприятия: Учебное пособие. Краснодар, КГАУ, 2013. - 198 с.
50. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц.; под ред. Л.П. Белых. - M.: Аудит, Юнити, 2014. - 298 с.
51. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием. - М.: Инфра-М, 2013. - 459 с.
52. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2011. - 536с.
53. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятель¬ности. Краткий курс: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2014. - 334 с.
54. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стоя¬новой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2014. - 511 с.
55. Финансы предприятия. / Под ред. Е.И. Бородиной. - М.: Биржи и банки, 2012. - 285 с.
56.Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2014. - 896 с.
Статьи из периодических изданий
57. Иванова А. Методика анализа результатов обследования товарных рынков (Выходные таблицы, схемы и алгоритмы расчета показателей) // Вопросы статистики. - 2011. - № 3. - С. 9-25.
58. Николаева Т., Николаева Н. Фирменная торговля производственных пред¬приятий и ее значение в развитии потребительского рынка крупного города. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 67-74.
Справочные издания
59. Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2014. - 583 с.
60. Россик Е.Я., Клюев Ф.Н. Толковый словарь экономических терминов и поня¬тий. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2013. - 160с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ