Использование практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ФГОС ООО 6
1.1. Виды и направления внеурочной деятельности 6
1.2. Программы внеурочной деятельности 14
1.3. Практико-ориентированные задачи во внеурочной деятельности
по химии 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Методика конструирования практико-ориентированных задач .. 21
2.2. Описание программы внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области»
2.3 Методика использования задач в программе внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области»
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 39
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 39
3.2. Методика определения результативности использования практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности и ее результаты 43
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ФГОС ООО 6
1.1. Виды и направления внеурочной деятельности 6
1.2. Программы внеурочной деятельности 14
1.3. Практико-ориентированные задачи во внеурочной деятельности
по химии 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Методика конструирования практико-ориентированных задач .. 21
2.2. Описание программы внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области»
2.3 Методика использования задач в программе внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области»
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 39
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 39
3.2. Методика определения результативности использования практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности и ее результаты 43
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Важной задачей для современной школы является формирование и развитие у учащихся универсальных умений, благодаря которым они смогут реализовать себя в обществе с учетом потребностей рынка труда. Современный ученик должен стать полноценным, все-сторонне развитым гражданином, умеющим самостоятельно находить и критически оценивать необходимую информацию.
С помощью внеурочной деятельности возможна реализация ФГОС в полной мере. Неотъемлемой частью внеурочной деятельности является системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие личности на основе универсальных учебных действий. Данный метод основывается на активных методах обучения с включением всех видов деятельности. Использование системно-деятельностного подхода в учебной деятельности открывает широкие возможности для формирования развитой личности, способной самостоятельно делать открытия, решать проблемы, принимать решения и от-стаивать свою точку зрения.
Челябинская область является крупным промышленным центром, которая нуждается в высококвалифицированных специалистах. Для решения данной задачи в нашей области реализуется образовательный проект «ТЕМП». Данный проект реализуется с 2010.Проект направлен на стратегию реализации социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, через реализацию развития естественно-математического и технологического образования. В связи с этим у учителей появляется потребность к повышению интереса у обучающихся к предметам естественно-научного направления. Практико-ориентированные задачи направлены на развитие у обучающихся практических навыков. Эти условия обусловили актуальность данной работы.
Цель: разработка методики конструирования практико-ориентированных задач и их использование в процессе реализации курса внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области» для обучающихся 8 класса.
Задачи:
1. Проанализировать нормативные документы, научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Разработать рекомендации для разработки практико-ориентированных задач с учетом специфики предмета;
3. Провести подбор информации для разработки практико-ориентированных задачи в соответствии с программой;
4. Апробировать программу внеурочной деятельности по химии;
5. Выявить влияние практико-ориентированных задач на интерес обучающихся к предмету.
Объект исследования-процесс внеурочной деятельности с использованием практико-ориентированных заданий по химии в 8 классе.
Предмет исследования- структура, разработка практико-ориентированных задач, методы реализации в курсе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: при использовании практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности по химии повышаются уровни освоения программы и развития личности обучающихся.
Для решения данных задач выбраны следующие методы исследования:
- анализ литературных источников;
- проведение педагогического эксперимента;
- математическая обработка результатов эксперимента.
Теоретическая значимость:
- выявление возможности использования практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности в курсе химии;
- разработка методики составления, использования и оценки, практико-ориентированных задач.
Практическая значимость исследования в том, что внедрение и использование практико-ориентированного обучения является актуальным и инновационным в свете реализации ФГОС и системно-деятельностного под-хода в частности. Поэтому требуется методика разработки, оценки и внедрения данной технологии.
С помощью внеурочной деятельности возможна реализация ФГОС в полной мере. Неотъемлемой частью внеурочной деятельности является системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие личности на основе универсальных учебных действий. Данный метод основывается на активных методах обучения с включением всех видов деятельности. Использование системно-деятельностного подхода в учебной деятельности открывает широкие возможности для формирования развитой личности, способной самостоятельно делать открытия, решать проблемы, принимать решения и от-стаивать свою точку зрения.
Челябинская область является крупным промышленным центром, которая нуждается в высококвалифицированных специалистах. Для решения данной задачи в нашей области реализуется образовательный проект «ТЕМП». Данный проект реализуется с 2010.Проект направлен на стратегию реализации социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, через реализацию развития естественно-математического и технологического образования. В связи с этим у учителей появляется потребность к повышению интереса у обучающихся к предметам естественно-научного направления. Практико-ориентированные задачи направлены на развитие у обучающихся практических навыков. Эти условия обусловили актуальность данной работы.
Цель: разработка методики конструирования практико-ориентированных задач и их использование в процессе реализации курса внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области» для обучающихся 8 класса.
Задачи:
1. Проанализировать нормативные документы, научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Разработать рекомендации для разработки практико-ориентированных задач с учетом специфики предмета;
3. Провести подбор информации для разработки практико-ориентированных задачи в соответствии с программой;
4. Апробировать программу внеурочной деятельности по химии;
5. Выявить влияние практико-ориентированных задач на интерес обучающихся к предмету.
Объект исследования-процесс внеурочной деятельности с использованием практико-ориентированных заданий по химии в 8 классе.
Предмет исследования- структура, разработка практико-ориентированных задач, методы реализации в курсе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: при использовании практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности по химии повышаются уровни освоения программы и развития личности обучающихся.
Для решения данных задач выбраны следующие методы исследования:
- анализ литературных источников;
- проведение педагогического эксперимента;
- математическая обработка результатов эксперимента.
Теоретическая значимость:
- выявление возможности использования практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности в курсе химии;
- разработка методики составления, использования и оценки, практико-ориентированных задач.
Практическая значимость исследования в том, что внедрение и использование практико-ориентированного обучения является актуальным и инновационным в свете реализации ФГОС и системно-деятельностного под-хода в частности. Поэтому требуется методика разработки, оценки и внедрения данной технологии.
В связи с внедрением в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта, предъявляющего новые требования к уровню подготовки обучающихся, задача практико-ориентированного обучения является актуальной и изучение данного вопроса имеет большую как теоретическую, так и практическую значимость.
На основе анализа методической и педагогической литературы нами были изучены следующие понятия: «внеурочная деятельность» и «практико-ориентированные задачи. Был рассмотрен вопрос отличия внеурочной деятельности, от дополнительного образования. Нами сделан вывод о том, чтобы различать внеурочную деятельность от дополнительного образования не-обходимо определить цели и задачи, так как первая в свою очередь является частью образовательной программы, а соответственно, вторая - реализует дополнительные образовательные программы.
В работе представлена методика конструирования практико- ориентированных задач; выделена структура, группы, уровни сложности, критерии для подбора и алгоритм для их составления.
Разработана программа курса внеурочной деятельности «Химия в Челябинской области» для обучающихся 8 классов, с указанием форм и видов деятельности, а также описана методика использования практико-ориентированных задач при реализации данной программы.
Апробация программы внеурочной деятельности проводилась на базе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинск». Для оценки результативности на протяжении учебного года велся мониторинг эффективности внеурочной деятельности. На основе статистической оценки экспериментальных данных результатов педагогического эксперимента мы можем сделать вывод о том, что использование практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности имеет положительный результат, так как по итогам срезов знаний видна положительная динамика уровня развития теоретических знаний в экспериментальной группе, так же можно отметить повышение уровня развития личности обучающихся.
Мы убедились, что хорошо разработанные практико-ориентированные задачи взывают интерес у обучающихся к химии и позволяют повысить мотивацию к изучению теоретического материала, что позволит учащимся лучше овладеть предметными умениями. Так же нельзя не отметить, что благодаря решению таких задач формируются метапредметные умения (анализ, планирование и т.п.), поэтому ученик осознает практическую значимость химии.
Использование практико-ориентированных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах.
На основе анализа методической и педагогической литературы нами были изучены следующие понятия: «внеурочная деятельность» и «практико-ориентированные задачи. Был рассмотрен вопрос отличия внеурочной деятельности, от дополнительного образования. Нами сделан вывод о том, чтобы различать внеурочную деятельность от дополнительного образования не-обходимо определить цели и задачи, так как первая в свою очередь является частью образовательной программы, а соответственно, вторая - реализует дополнительные образовательные программы.
В работе представлена методика конструирования практико- ориентированных задач; выделена структура, группы, уровни сложности, критерии для подбора и алгоритм для их составления.
Разработана программа курса внеурочной деятельности «Химия в Челябинской области» для обучающихся 8 классов, с указанием форм и видов деятельности, а также описана методика использования практико-ориентированных задач при реализации данной программы.
Апробация программы внеурочной деятельности проводилась на базе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинск». Для оценки результативности на протяжении учебного года велся мониторинг эффективности внеурочной деятельности. На основе статистической оценки экспериментальных данных результатов педагогического эксперимента мы можем сделать вывод о том, что использование практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности имеет положительный результат, так как по итогам срезов знаний видна положительная динамика уровня развития теоретических знаний в экспериментальной группе, так же можно отметить повышение уровня развития личности обучающихся.
Мы убедились, что хорошо разработанные практико-ориентированные задачи взывают интерес у обучающихся к химии и позволяют повысить мотивацию к изучению теоретического материала, что позволит учащимся лучше овладеть предметными умениями. Так же нельзя не отметить, что благодаря решению таких задач формируются метапредметные умения (анализ, планирование и т.п.), поэтому ученик осознает практическую значимость химии.
Использование практико-ориентированных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Конструирование содержание и технологии обучения web-программированию старшеклассников в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ
ПЛАНИМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТУВИНЦЕВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



