ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ФГОС ООО 6
1.1. Виды и направления внеурочной деятельности 6
1.2. Программы внеурочной деятельности 14
1.3. Практико-ориентированные задачи во внеурочной деятельности
по химии 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Методика конструирования практико-ориентированных задач .. 21
2.2. Описание программы внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области»
2.3 Методика использования задач в программе внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области»
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 39
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 39
3.2. Методика определения результативности использования практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности и ее результаты 43
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Важной задачей для современной школы является формирование и развитие у учащихся универсальных умений, благодаря которым они смогут реализовать себя в обществе с учетом потребностей рынка труда. Современный ученик должен стать полноценным, все-сторонне развитым гражданином, умеющим самостоятельно находить и критически оценивать необходимую информацию.
С помощью внеурочной деятельности возможна реализация ФГОС в полной мере. Неотъемлемой частью внеурочной деятельности является системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие личности на основе универсальных учебных действий. Данный метод основывается на активных методах обучения с включением всех видов деятельности. Использование системно-деятельностного подхода в учебной деятельности открывает широкие возможности для формирования развитой личности, способной самостоятельно делать открытия, решать проблемы, принимать решения и от-стаивать свою точку зрения.
Челябинская область является крупным промышленным центром, которая нуждается в высококвалифицированных специалистах. Для решения данной задачи в нашей области реализуется образовательный проект «ТЕМП». Данный проект реализуется с 2010.Проект направлен на стратегию реализации социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, через реализацию развития естественно-математического и технологического образования. В связи с этим у учителей появляется потребность к повышению интереса у обучающихся к предметам естественно-научного направления. Практико-ориентированные задачи направлены на развитие у обучающихся практических навыков. Эти условия обусловили актуальность данной работы.
Цель: разработка методики конструирования практико-ориентированных задач и их использование в процессе реализации курса внеурочной деятельности по химии «Химия в Челябинской области» для обучающихся 8 класса.
Задачи:
1. Проанализировать нормативные документы, научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Разработать рекомендации для разработки практико-ориентированных задач с учетом специфики предмета;
3. Провести подбор информации для разработки практико-ориентированных задачи в соответствии с программой;
4. Апробировать программу внеурочной деятельности по химии;
5. Выявить влияние практико-ориентированных задач на интерес обучающихся к предмету.
Объект исследования-процесс внеурочной деятельности с использованием практико-ориентированных заданий по химии в 8 классе.
Предмет исследования- структура, разработка практико-ориентированных задач, методы реализации в курсе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: при использовании практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности по химии повышаются уровни освоения программы и развития личности обучающихся.
Для решения данных задач выбраны следующие методы исследования:
- анализ литературных источников;
- проведение педагогического эксперимента;
- математическая обработка результатов эксперимента.
Теоретическая значимость:
- выявление возможности использования практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности в курсе химии;
- разработка методики составления, использования и оценки, практико-ориентированных задач.
Практическая значимость исследования в том, что внедрение и использование практико-ориентированного обучения является актуальным и инновационным в свете реализации ФГОС и системно-деятельностного под-хода в частности. Поэтому требуется методика разработки, оценки и внедрения данной технологии.
В связи с внедрением в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта, предъявляющего новые требования к уровню подготовки обучающихся, задача практико-ориентированного обучения является актуальной и изучение данного вопроса имеет большую как теоретическую, так и практическую значимость.
На основе анализа методической и педагогической литературы нами были изучены следующие понятия: «внеурочная деятельность» и «практико-ориентированные задачи. Был рассмотрен вопрос отличия внеурочной деятельности, от дополнительного образования. Нами сделан вывод о том, чтобы различать внеурочную деятельность от дополнительного образования не-обходимо определить цели и задачи, так как первая в свою очередь является частью образовательной программы, а соответственно, вторая - реализует дополнительные образовательные программы.
В работе представлена методика конструирования практико- ориентированных задач; выделена структура, группы, уровни сложности, критерии для подбора и алгоритм для их составления.
Разработана программа курса внеурочной деятельности «Химия в Челябинской области» для обучающихся 8 классов, с указанием форм и видов деятельности, а также описана методика использования практико-ориентированных задач при реализации данной программы.
Апробация программы внеурочной деятельности проводилась на базе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинск». Для оценки результативности на протяжении учебного года велся мониторинг эффективности внеурочной деятельности. На основе статистической оценки экспериментальных данных результатов педагогического эксперимента мы можем сделать вывод о том, что использование практико-ориентированных задач во внеурочной деятельности имеет положительный результат, так как по итогам срезов знаний видна положительная динамика уровня развития теоретических знаний в экспериментальной группе, так же можно отметить повышение уровня развития личности обучающихся.
Мы убедились, что хорошо разработанные практико-ориентированные задачи взывают интерес у обучающихся к химии и позволяют повысить мотивацию к изучению теоретического материала, что позволит учащимся лучше овладеть предметными умениями. Так же нельзя не отметить, что благодаря решению таких задач формируются метапредметные умения (анализ, планирование и т.п.), поэтому ученик осознает практическую значимость химии.
Использование практико-ориентированных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах.
1. Балл, Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» [Текст] / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С 10-15.
2. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] /О.С, Габриелян. - М.: Дрофа, 2013. - 286 с.
3. Гордиенко, О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов [Текст] / О.В. Гордиенко, Г.М. Кулаева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 5. - С. 93-98.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Григорьев, Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Ермаков, Д.С. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии [Текст] / Д.С. Ермаков, Е.А. Жарикова, О.Ф.Ленина // Химия в школе. - 2006. - № 5. - С. 27-32.
7. Карпов, А. О. Исследовательское образование: ключевые концепты [Текст] / А.О. Карпов // Педагогика. - 2011. - №3. - С. 20-30.
8. Кендиван, О.Д.-С. Практико-ориентированные задания [Текст] /О.Д.-С. Кендиван //Химия в школе. - 2008. - № 8. - С.43-47.
9. Критерий Т - Вилкоксона [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.reshim.su/blog/kriterij_t_vilkoksona/2013-02-12-271 (дата обращения: 12.12.2018),свободный. - Загл. с экрана.
10. Курганов, С.Ю. Ключевые учебные ситуации и тестирование [Текст] / С.Ю. Курганов // Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.97-102.
11. Лисичкин, Г.В. Содержание школьного курса химии: новый взгляд на старую проблему[Текст] / Г.В. Лисичкин, И.А. Леенсон // Химия в школе. - 2006.- № 4. - С. 19-24.
12. Лисун, Н.М. Использование практико-ориентированных задач во вне-урочной деятельности по химии [Текст] / Н.М. Лисун, Е.П. Обухова // Химия, химические технологии и экология: наука, производство, образование. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции и школы молодых ученых. Махачкала, 18-19 октября 2018 г. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2018. - С. 262-263.
13. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30"51"433/16 // Собрание законодательства Российской Федерации. - Режим доступа: http://gimnasia3.ru/documents/Polozheniya/ MetodRek DO.doc(дата об-ращения 18.11.2018), свободный. - Загл. с экрана.
14. Муштавинская, И.В. Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации: методическое пособие [Электронный ресурс] / И.В. Муштавинская, Т.С. Кузнецова. - СПб.: КАРО, 2016. - 256 c. -Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992511215.html
(дата обращения 10.11.2018), свободный. - Загл. с экрана.
15. Пяткова, О.Б. Химия. Челябинская областью 8-9 классы: методическое пособие для учителя [Текст] / О.Б. Пяткова, Т.В. Уткина. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - 116 с.
16. Обухова, Е.П. Использование практико-ориентированных задач во вне-урочной деятельности на уроках химии и биологии[Текст]/ Е.П. Обухова и др. // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики [Текст]: материалы V Всерос. науч-практ. конф., 10-13 октября 2017 г. / под ред. проф. Г.В. Лисичкина. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. - 255 с.
17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 53000 слов [Текст] / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М.: Мир и Образование. - 2018. - 1375с.
18. Оловянная чума [Электронный ресурс] / Академик - Режим доступа: URL: https://polytechnic_dictionary.academic.ru/1512/(дата обращения: 12.08.2018) свободный. - Загл. с экрана.
19. Письмо "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"" от 12.05.2011 N 03-296 [Текст] // Вестник образования России.- 2011. - № 11.
20. Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования nsportal.ru- Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/
shkola/khimiya/library/2017/12/03/praktiko-orientirovannye-zadachi-pri- obuchenii-himii-v-neprofilnyh (дата обращения: 03.12.18), свободный. - Загл. с экрана.
21. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм составления [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: URL: http://открытыйурок.рф/ статьи/642510/ (дата обращения: 17.05.2018), свободный. - Загл. с эк-рана.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
23. Проблемы и причины кислотных дождей [Электронный ресурс] / Grandars.ru- Режим доступа: URL: http://www.grandars.ru/ shkola/ geografiya/kislotnye-dozhdi.html (дата обращения: 20.07.2018), свобод-ный. - Загл. с экрана.
24. Реализация НРЭО в образовательном процессе [Электронный ресурс] / kopilkaurokov.ru- Режим доступа: URL: https://kopilkaurokov.ru/ istoriya/meropriyatia/riealizatsiia-nreo-v-obrazovatiel-nom-protsiessie (дата обращения: 20.10.2018), свободный. - Загл. с экрана.
25. Ряды распределения и их построение [Электронный ресурс] / Московский государственный университет печати - Режим доступа: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-007.htm(дата обращения: 15.05.18), свободный. - Загл. с экрана.
26. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594 [Электронный ресурс] - Режим досту-па:http://74213sdec.edusite.ru/DswMedia/sanpin dop obr.doc (дата обращения 18.11.2018), свободный. - Загл. с экрана.
27. СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html(дата обращения 23.11.2018), свободный. - Загл. с экрана.
28. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения школьного курса географии [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:ZZwww.science-education.ru/pdf/2012/2Z457.pdf(дата обращения: 25.01.2018), свободный. - Загл. с экрана.
29. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части ох¬
раны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676) [Электронный ресурс]- Режим доступа:
https:ZZrg.ruZ2011Z02Z16Zobr-sdorovje-dok.html (дата обращения
28.04.2018), свободный. - Загл. с экрана.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - Режим доступа: http: ZZwww.beledu.ruZstorageZfilesZobschee obrazovanieZ
fgosZfgos ooo31122015.pdf(Дата обращения 12.11.2018), свободный. - Загл. с экрана.
31. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)[Электронный ресурс] - Режим доступа: http:ZZlegalacts.ruZdocZ273 FZ-ob-obrazovaniiZ(дата обращения 02.02.2018), свободный. - Загл. с экрана.
32. Шипулина, Н. А. Методические рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности, учащихся в рамках ФГОС. Департамент образования и науки направляет для работы [Электронный ресурс] Z Н. А. Шипулина, О. В. Чуп. - Режим доступа: http:ZZkum-
sch30.edusite.ruZDswMediaZobocenkerezul-tatovvneurochnovdevatel-nosti.pdf(дата обращения 18.11.2018), свободный. - Загл. с экрана.