Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнокультурное развитие младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды

Работа №81733

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2020
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы этнокультурного развития младших школьников средствами семейного воспитания 10
1.1 Анализ основных понятий по проблеме исследования 10
1.2 Особенности этнокультурного развития детей в младшем школьном
возрасте 21
1.3 Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников 34
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников в процессе семейного воспитания 43
2.1 Организация экспериментальной работы 43
2.2 Содержание программы этнокультурного развития, включающей
семейные аспекты развития младших школьников 51
Выводы по 2 главе 62
ГЛАВА 3. Результаты экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников в процессе семейного воспитания 65
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 65
3.2 Анализ результатов контрольного этапа исследования 75
Выводы по 3 главе 90
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения

Федеральный государственный стандарт образования нового поколения предъявляет требования к результатам обучения в виде компетенций, в числе которых необходимость этнокультурного развития личности ребенка. Ребенок растет и воспитывается в семье, где с первых лет жизни происходит усвоение социальных, культурных и моральных норм и ценностей. Взрослея, дети повторяют в собственной семье то, что было получено в родительских семьях. Тесное взаимодействие ребенка с родителями занимает особое место в общей системе его образования. Однако этнокультурное развитие детей младшего школьного возраста в системе современного образования недостаточно нацелено на взаимодействие с таким важным институтом инкультурации как семья. В большой степени это обусловлено педагогической актуальностью проблемы развития этнокультурной компетенции средствами семейного воспитания. Требования современного образовательного контекста послужили основанием для поиска условий, способствующих развитию данной компетенции.
Актуальность исследования определена задачами организации воспитания детей и молодежи с целью их подготовки к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве Российской Федерации. Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 году в России проживает сегодня более 180 национальностей. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.
Многонациональный состав населения страны, социально-экономические и политические преобразования последних десятилетий, которые кардинально изменили социально-демографическую картину нашего общества, говорят о необходимости создания благоприятного этнопсихологического климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе. Воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма являются приоритетными направлениями в современной системе образования.
Любое человеческое общество, независимо от своей структурной организации, типа, политического устройства, отношения к религии, формирует средства сохранения и трансляции своих базисных ценностей, одной из которых является культура. Культура выступает и как выражение коллективной памяти народа, и как способ существования человечества в настоящем. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.
Сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа с одновременным освоением ценностей мировой культуры - эти вопросы решает этнокультурное образование.
Оно формирует осмысление духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа, обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, а с другой - сохраняет культурную идентичность собственного народа. Чем глубже человек знает свою культуру, тем легче он принимает культуру другого народа, терпимее относится к иным культурным традициям. Эти аспекты определяют качества поликультурной личности, развитие которой является одной из основных задач этнокультурного развития.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
- на социальном уровне необходимостью воспитания этнокультурной личности в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности в России,
- на научном уровне актуальность в том, что многие исследователи и ученые уже сейчас ориентированы на поиск результативных методов по формированию и развитию этнокультурных ценностей у детей, в том числе и совместной деятельностью педагога и семьи,
- на практическом уровне недостаточным опытом
сотрудничества педагога и семьи с целью формирования этнокультурного развития младших школьников.
Степень разработанности данной проблемы. В современной психолого-педагогической литературе обсуждаются различные способы этнокультурного развития личности ребенка в современной системе образования. Изучением данной темы занимаются такие авторы, как В. И. Антонов, В. В. Бледай, Л. М. Захарова, О. А. Крылова, З. К. Дахужаева, М. Р. Кудряева, Н. В. Купина, И.Л. Набок, Т. В. Рябова, Е. Н. Ченкураева, П. И. Черенцов, М. А. Щеглов и другие. Однако актуальность данного вопроса в изменчивых условиях развития современного общества актуализируют изучение и выявление единой концепции этнокультурного развития детей младшего школьного возраста.
Таким образом, можно констатировать противоречие между необходимостью этнокультурного развития младших школьников на основании Федерального государственного образовательного стандарта и недостаточной степенью участия в нем семьи.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как организовать этнокультурное развитие младших школьников с привлечением к участию в этом процессе их семей?
Актуальность и недостаточная разработанность исследуемой проблемы определили выбор темы работы: «Этнокультурное развитие младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить возможности программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей.
Объектом исследования является процесс этнокультурного развития младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды.
Предмет исследования - семейные аспекты этнокультурного развития младших школьников.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс младших школьников внедрить программу внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная» с участием в этом процессе их семей, то уровень этнокультурного развития детей повысится.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы задачи:
1) изучить основные понятия по проблеме исследования и их сущность, рассмотреть особенности этнокультурного развития детей в младшем школьном возрасте;
2) рассмотреть роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников;
3) разработать программу и проверить ее результативность экспериментальным путем.
Теоретическую базу исследования составили основополагающие работы. В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы этнокультурного образования. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру как средство нравственного воспитания; В. В. Зеньковский - как источник духовности; Э. Ф. Вертякова и другие авторы - как средство воспитания этнокультурных отношений обучающихся в поликультурном образовательном пространстве.
В работах А. С. Каргина и С. М. Малиновской и других авторов освещена возможность использования в этнокультурном образовании эмоциональной привлекательности, общедоступности и универсальности средств национальной культуры как основы духовно-нравственного воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Вопросами воспитания детей при помощи народных методов занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). Вопросами семейного воспитания занимались такие ученые как А. И. Липкина, Т. Ю. Андрущенко, М. В. Жукова и другие.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение психолого-педагогической, научно-методической и лингвистической литературы по проблеме исследования; анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование);
- эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов творческой деятельности студентов);
- математические (статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическая значимость заключается в раскрытии и углублении научных представлений о содержании процесса формирования этнокультурного развития учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Практическая значимость: сформированные в диссертации
положения могут использоваться в управлении учебным процессом в общеобразовательной школе в рамках взаимодействия с родителями, материал исследования призван способствовать повышению уровня этнокультурного развития младших школьников.
Экспериментальная база исследования: образовательное учреждение
г. Челябинска.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 г.) посвящен осмыслению теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось степень изученности выбранной проблемы исследования в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие понятия исследования - объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и его понятийное поле.
Второй этап (сентябрь - октябрь 2018 г.) научно-исследовательской работы посвящен планированию организации опытно-экспериментального исследования, определению его целей, этапов, методик исследования, составлению программы по этнокультурному развитию учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Третий этап (октябрь - май 2018/2019 г.) научно-исследовательской работы посвящен определению уровней этнокультурного развития младших школьников и их родителей, выявлению степени участия родителей в этнокультурном развитии детей, апробации программы по этнокультурному развитию учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Четвертый этап (май 2019 г.) научно-исследовательской работы посвящен анализу и обработке полученных данных, их статистической обработке, обобщению полученных результатов, оформлению диссертации.
Апробация и внедрение. Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора:
1. Колодкина, А. В. К вопросу о семейных аспектах этнокультурного развития младших школьников [Текст] / А. В. Колодкина // Наука XXI века: взгляд в будущее. - Шадринск, 2019. - С. 337-342.
2. Колодкина, А. В. Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников [Текст] / А. В. Колодкина // Научно-теоретический журнал УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ УНИВЕРСИТЕТА имени П.Ф. Лесгафта - №6. (172). - Часть 1. - Санкт-Петербург. - 2019. - С. 28- 31.
3. Колодкина, А. В. Анализ результатов в рамках изучения темы семейных аспектов этнокультурного развития младших школьников [Текст] / А.В. Колодкина // Начальное образование сегодня и завтра. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2020. - С. 41-49.
Обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях:
1. V Всероссийской научно-практической конференции студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», декабрь 2018, г. Челябинск.
2. V Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019, г. Челябинск.
3. VI Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра», ноябрь 2019, г. Челябинск.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 94 страницы, содержит 14 таблиц, 10 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было теоретическое обоснование, разработка и проверка возможностей программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей. В ходе исследовательской работы были реализованы следующие задачи.
Первой задачей было изучение основных понятий по проблеме исследования и их сущности, рассмотрение роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников. В процессе ее реализации был сделан вывод, что этнокультурой называют совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, которые воплощены в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Они складываются в прошлом, развиваются в исторической социодинамике и постоянно обогащают этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие данных совокупностей, необходимо приобщать к этому подрастающее поколение, уделяя особое внимание его этнокультурному воспитанию.
Этнокультурным воспитанием принято считать деятельность различных институтов, государственных и негосударственных структур, которая направлена на изучение, сохранение, развитие и трансляцию традиционной народной культуры в современное социокультурное пространство. Изучение этнокультурного потенциала народов России, межкультурное общение, взаимодействие и сотрудничество, социализация этнокультурных сообществ, укрепление российской нации становятся актуальными педагогическими проблемами настоящего времени. В их решении большую роль играют образование и семейное воспитание. Большинство исследователей, считает, что именно в семье происходит закладка основных аспектов этнокультурного воспитания, так как именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, которая определяет пути развития личности ребенка, формирует первоначальные представления о культуре своего народа и страны.
Далее, согласно второй поставленной задаче, была определена методика организации экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников с участием в этом процессе их семей. Целью экспериментальной работы являлось определение и доказательство возможностей семейных аспектов в этнокультурном развитии младших школьников. Были подобраны диагностические методики, комплексное применение которых позволило диагностировать уровень этнокультурного развития младших школьников. Применение адаптированной анкеты для родителей позволило судить об уровне этнокультурных представлений родителей и степени участия семьи в этнокультурном развитии детей.
Одним из основных направлений этнокультурного содержания семейного воспитания является разработка программ этнокультурного содержания с привлечением к участию в них семей учащихся. Поэтому с целью проведения формирующего эксперимента в рамках третьей задачи исследования была разработана программа внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», целью которой являлось приобщение родителей к осуществлению этнокультурного развития младших школьников и повышение уровня этнокультурного развития средствами семейного воспитания. Данная программа помогала учителю установить сотрудничающее взаимодействие с семьей, дать родителям правильное направление для совершения этнокультурного воспитания и развития детей.
Четвертой задачей было осуществление экспериментального исследования этнокультурного воспитания младших школьников с участием в этом процессе их семей. Первичная диагностика, проведенная на констатирующем этапе эксперимента, была направлена на выявление уровня этнокультурного развития младших школьников и их родителей, выявление степени участия родителей и семьи в формировании данного 93
аспекта культуры. С ее помощью были выявлены низкий и средний уровни этнокультурного развития младших школьников, что подчеркнуло необходимость апробирования программы внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей. На формирующем этапе эксперимента была реализована данная программа.
Контрольный этап эксперимента, на котором проводилась повторная диагностика, показал наличие положительной динамики по этнокультурному развитию младших школьников с участием в этом процессе их семей. По всем диагностическим методикам испытуемые, вошедшие в состав экспериментальной группы и прошедшие коррекционную работу посредством освоения программы внеурочной деятельности, достигли больших результатов, чем испытуемые, вошедшие в состав контрольной группы. Данный факт подтвердился при проведении количественного анализа полученных данных обеих групп с использованием статистического критерия Пирсона (х2).
Результаты, которые были получены в ходе экспериментальной работы, доказали эффективность разработанной программы, основные положения которой были теоретически обоснованы в первой главе данной работы. Программа способствует возникновению у младших школьников мотивации в изучении предложенной темы, развитию как эмоционально-ценностных проявлений, так и позитивных межкультурных уважительно-толерантных отношений в общеобразовательной школе в частности и поликультурном социуме в целом.
Таким образом, программа диссертационного исследования в рамках поставленных задач завершена: цель достигнута, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Андрущенко, Т. Ю. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития [Текст] : уч. пос. / Т. Ю. Андрущенко, Л. В. Тимашева. - Волгоград : Перемена, 2012. - 93 с. - ISBN 978-5-9935-0270-0.
2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - 2014. - № 7. - С. 8-18.
3. Афанасьева, А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы [Текст] / А. Б. Афанасьев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 142. - С. 134-143.
4. Баймурзина, В. И. Этнопедагогика башкирского народа:
история и современность [Текст] - Уфа : ВИЭГУП, 2015. - 124 с. - ISBN 978-5-4466-0014-4.
5. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе [Текст] / Т. И. Бакланова // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. - 2015. - № 1. - С. 24-30.
6. Басова, А. Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Басова Анастасия Николаевна ; КГУ им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2015. - 19 с.
7. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст] / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. -
Москва: Школьная Пресса, 2014. - 144 с. - ISBN 5-9219-0229-2.
8. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. - Москва : Вербум-М, 2003. - 173 с. - ISBN: 5-8391-0109-5.
9. Белкин, Ю. В. Поликультурное образование как часть региональной культурной политики [Текст] / Ю. В. Белкин, Н. В. Брагина // Культуросообразная школа. - 2014. - № 2. - С. 108-114.
10. Бойко, Л. П. Семейные клубные объединения как средоточие этнокультурных традиций [Текст] / Л. П. Бойко // Культура и самосознание: проблемы теории и задачи практики : тезисы научно-практ. конф. работников культуры и ученых Украины (12 декабря 1991). - Киев, 2015. - 281 с.
11. Бондарева, Н. А. Технология этнокультурного
воспитания [Текст] / Н. А. Бондарева // Школа. - 2014. - №5. - С. 38-41.
12. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса [Текст] / Ю.
В. Бромлей. Москва : Наука, 2000. - 418 с. - ISBN 978-5-397-00836-5.
13. Васеха, Л. И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности [Текст]: автореф. дис. ... канд пед. наук : 13.00.05 / Васеха Лилия Ивановна ; ТГУ им. Г. Р. Державина. - Москва, 2014. - 23 с.
14. Вертякова, Э. Ф. Теоретическое обоснование воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в поликультурном образовании: монография [Текст] / Э.Ф. Вертякова. - Москва : МГОУ, 2009, - 205 с.
15. Вертякова, Э. Ф. Теоретико-методологические аспекты
регулирования этнокультурных отношений в образовательном
пространстве: монография [Текст] / Э. Ф. Вертякова ; ФАО ЧГПУ. - Челябинск : РЕКПОЛ, 2016. - 143 с. - ISBN 5-87039-123-7.
16. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. пособие [Текст] / Г. Н. Волков. - 2-е изд. - Москва : Изд. центр «Академия», 2014. - 236 с. - ISBN 5-7695-0364-5.
17. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва : Наука, 2016. - 156 с. - ISBN 978-5-17-050057-4.
18. Голошумова, Г. С. Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума [Текст] / Г.С. Голошумова. - Уфа : ГОУ ВПО «РГППУ». - 2017. - 84 с. - ISBN 978-5-98314-238-1.
19. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов [Текст] / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. - Москва : Наука, 2002. - 299 с. - ISBN 5-238-00359-5.
20. Гусарова, Л.Н. Мы вместе [Текст] / Л. Н. Гусарова, Л. Д. Трегубенко. - Тверь : Изд-во «РЭД». - 2017. - 93 с. - ISBN 978-985¬569-391-9.
21. Декларация принципов терпимости ЮНЕСКО [Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года]. - URL: http://un.by/f/file/Tolerance%20declaration.pdf.
22. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире: сущность и перспективы развития [Текст] / А. Н. Джуринский // Педагогика. -2014. - № 10. - С. 93-96.
23. Дмитриева, С. Ю. Педагогическая модель реализации этнокультурного содержания в начальном общем образовании для социализации младших школьников [Текст] / С. Ю. Дмитриева. - Саранск : ГБОУ ДПО (ПК). - 2014. - 148 с. - ISBN 978-5-906908-32-2.
24. Долженкова, М. И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.05 / Долженкова Марина Игоревна ; ТГУ им. Г. Р. Державина. - Москва, 2015. - 49 с.
25. Елисеева, А. П. Этнопсихология и этнопедагогика : уч.-метод. компл. по дисц. : курс лекций [Текст] / А. П. Елисеева. - Абакан: МОиНРФ ФГБОУВПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2014. - 91 с. - ISBN 978-5-7810¬1274-9
26. Ержанов, М. Е. Развитие этнокультурного образования в
Казахстане : теоретические основы и практика : [Текст] автореф. дис. .
97
докт. пед. наук : 13.00.05, 13.00.08 / Ержанов Махамбет Ержанович ; КНУ им. Абая. - Москва, 2014. - 52 с.
27. Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития
традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях : учеб. пос. для студ. гуманитар. вузов [Текст] /
М. С. Жиров. - Москва : БГУ, 2015. - 310 с. - ISBN 5-9571-0001-3.
28. Захарова, А. В. Особенности развития самооценки у
второклассников (феномен вторых классов) [Текст] / А. В. Захарова. - URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/45.php.
29. Зенкова, Л. Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств [Текст] / Л. Г. Зенкова // Вестник Томского педагогического университета. - 2014. - вып. 4. - С. 195-197.
30. Каргин, А. С. Народная художественная культура: учеб. пособие [Текст] / А. С. Каргин. - Москва, 2017. - 286 с. - ISBN 5-86132¬026-8.
31. Королева, Г. М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическое проектирование и реализация [Текст]: автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.05 / Королева Галина Михайловна ; МГГУ им. М. А. Шолохова. - Москва, 2015. - 119 с.
32. Кравцова, Ф. Х. Реализация региональной программы
«Этнокультурное воспитание дошкольников» [Текст] / Ф. Х. Кравцова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n7realizatsiya-regionalnoy-
programmy-etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov.
33. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика : учебное пособие [Текст] / В. С. Кукушкин. - Москва : НОУ ВПО МПСУ, 2015. - 423 с. - ISBN 5¬89502-319-3.
34. Малакуцкая, С. М. Социокультурная адаптация детей в
условиях дополнительного художественного образования [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.05 / Малакуцкая Светлана
Михайловна ; МГУКИ. - Москва, 2014. - 25 с.
35. Минулина, Н. А. Реализация воспитательно-развивающего потенциала этнопедагогики в учреждениях дополнительного образования детей раннего возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Минулина Нина Александровна; МИГУ. - Москва, 2009. - 18 с.
36. Мохова, С. И. Иедагогические условия формирования этнической идентичности школьников [Текст] / С. И. Мохова // Вестник ЧГИУ. - 2008. - № 8. - URL:http: //cyberleninka. ru/article/n/pedago gicheskie-usloviya-formirovaniya-etnicheskoy-identichnosti-shkolnikov.
37. Накохова, Р. Р. Формирование этнической идентичности у младших школьников средствами этнокультурного наследия [Текст] / Р. Р. Накохова, З. С. Кипкеева // Вестник РУДН. - 2014. - №2. - С. 65-70.
38. Народная художественная культура : учеб. для студ. вузов культуры и искусств [Текст] / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. - Москва : МГУКИ, 2014. - 195 с. - ISBN 5-85652-234-6.
39. Национальный состав населения России [Текст] // Megabook : универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Текст]: megabook.ru. - URL:http://megabook.ru/article/Национальный%20состав%20населения%20 России.
40. Неменский, Б. М. Иедагогика искусства : учеб. пособие [Текст] / Б. М. Неменский. - Москва : Иросвещение, 2017. - 429 с. - ISBN 978-5-09-014501-5.
41. Неценко, О. В. Художественно-культурная среда как ресурс
воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований) [Текст] / О. В. Неценко // Альманах Иространство и Время образования : электронное научное издание : j- spacetime.com. - 2015. - Т. 8. - Вып. 1. - URL: 2227-9490e-aprovr_e-ast8- 1.2015.43.
42. Орлова, Л. B. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Орлова Людмила Васильевна ; ИОО. - Москва, 2016. - 228 с.
43. Панькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пос. для студ. Вузов [Текст] / А. Б. Панькин. - Москва : МПСИ, 2014. - 279 с. - ISBN 5-89502-746-6.
44. Поштарева, Т. В. Воспитание с опорой на национальные традиции [Текст] / Т. В. Поштарева // Начальная школа плюс до и после. - 2018. - № 10. - С. 9-11.
45. Рулина, Т. К. Педагогические основы развития
этнохудожественной культуры личности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед наук : 13.00.05 / Рулина Татьяна Константиновна ; МУК. - Москва,
2013. - 18 с.
46. Рыбакина, О. Ф. Становление толерантности у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности [Текст] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Рыбакина Ольга Федоровна ; БГПУ им. И. Г. Петровского. - Брянск, 2014. - 245 с.
47. Соколова, П. Ю. Формирование этнокультурной
осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Соколова Пелагея
Юрьевна ; МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2014. - 247 с.
48. Солдатова, Г. У. Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. - 2015. - № 1. - С. 177-239.
49. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: на материале республики Бурятия
[Текст] : дис. ... д-ра пед наук : 13.00.01 / Солодухитна Татьяна
Константиновна. - Москва, 2005. - 414с.
50. Тарасюк, Н. Н. Современные тенденции развития
любительских объединений в сельской местности [Текст] / Н. Н. Тарасюк, ред. кол. Н. А. Запорожец, А. Г. Миронюк, А. Д. Глушич // Культурно-просветительная деятельность в современных условиях : тезисы науч. конф. 25-26 апреля 1994 преподавателей и аспирантов культурологических фак-тов. - Москва, 2014. - С. 31-33.
51. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений : (теория и практика) [Текст]: сб. науч.-методических ст. / М-во образования Рос. Федерации, Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; [отв. ред. С. К. Бондырева]. - 2-е изд. - Москва : МПСИ, 2013. - 366 с. - ISBN 5-89502-497-1.
52. Трофимова, Е. Д. Этнокультурная составляющая в
профессионально-педагогическом становлении студентов [Текст] / Е. Д. Трофимова // Известия Уральского государственного университета. - 2015. - № 3 (78). - С. 131-138.
53. Тюлепаева, Э. Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Тюлепаева Эльзана Ранисовна ; ГОУ ВПО ЧГПУ. - Челябинск:2014.- 26 с.
54. Фельдштейн, Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 20-29.
55. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. Москва : Наука, 2014. - 234 с. - ISBN 5-931342¬53-2.
56. Чернышева, Н. С. Развитие этнической идентичности школьников [Текст] / Н. С. Чернышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 125. - С. 44-58.
57. Широкогоров, С. М. Этнос : исследование основных
принципов изменения этнических и этнографических явлений [Текст] / С. М. Широкогоров. - URL: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/
shirokogorovethno s. html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ