Этнокультурное развитие младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды
|
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы этнокультурного развития младших школьников средствами семейного воспитания 10
1.1 Анализ основных понятий по проблеме исследования 10
1.2 Особенности этнокультурного развития детей в младшем школьном
возрасте 21
1.3 Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников 34
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников в процессе семейного воспитания 43
2.1 Организация экспериментальной работы 43
2.2 Содержание программы этнокультурного развития, включающей
семейные аспекты развития младших школьников 51
Выводы по 2 главе 62
ГЛАВА 3. Результаты экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников в процессе семейного воспитания 65
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 65
3.2 Анализ результатов контрольного этапа исследования 75
Выводы по 3 главе 90
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретические основы этнокультурного развития младших школьников средствами семейного воспитания 10
1.1 Анализ основных понятий по проблеме исследования 10
1.2 Особенности этнокультурного развития детей в младшем школьном
возрасте 21
1.3 Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников 34
Выводы по 1 главе 40
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников в процессе семейного воспитания 43
2.1 Организация экспериментальной работы 43
2.2 Содержание программы этнокультурного развития, включающей
семейные аспекты развития младших школьников 51
Выводы по 2 главе 62
ГЛАВА 3. Результаты экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников в процессе семейного воспитания 65
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 65
3.2 Анализ результатов контрольного этапа исследования 75
Выводы по 3 главе 90
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения
Федеральный государственный стандарт образования нового поколения предъявляет требования к результатам обучения в виде компетенций, в числе которых необходимость этнокультурного развития личности ребенка. Ребенок растет и воспитывается в семье, где с первых лет жизни происходит усвоение социальных, культурных и моральных норм и ценностей. Взрослея, дети повторяют в собственной семье то, что было получено в родительских семьях. Тесное взаимодействие ребенка с родителями занимает особое место в общей системе его образования. Однако этнокультурное развитие детей младшего школьного возраста в системе современного образования недостаточно нацелено на взаимодействие с таким важным институтом инкультурации как семья. В большой степени это обусловлено педагогической актуальностью проблемы развития этнокультурной компетенции средствами семейного воспитания. Требования современного образовательного контекста послужили основанием для поиска условий, способствующих развитию данной компетенции.
Актуальность исследования определена задачами организации воспитания детей и молодежи с целью их подготовки к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве Российской Федерации. Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 году в России проживает сегодня более 180 национальностей. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.
Многонациональный состав населения страны, социально-экономические и политические преобразования последних десятилетий, которые кардинально изменили социально-демографическую картину нашего общества, говорят о необходимости создания благоприятного этнопсихологического климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе. Воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма являются приоритетными направлениями в современной системе образования.
Любое человеческое общество, независимо от своей структурной организации, типа, политического устройства, отношения к религии, формирует средства сохранения и трансляции своих базисных ценностей, одной из которых является культура. Культура выступает и как выражение коллективной памяти народа, и как способ существования человечества в настоящем. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.
Сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа с одновременным освоением ценностей мировой культуры - эти вопросы решает этнокультурное образование.
Оно формирует осмысление духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа, обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, а с другой - сохраняет культурную идентичность собственного народа. Чем глубже человек знает свою культуру, тем легче он принимает культуру другого народа, терпимее относится к иным культурным традициям. Эти аспекты определяют качества поликультурной личности, развитие которой является одной из основных задач этнокультурного развития.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
- на социальном уровне необходимостью воспитания этнокультурной личности в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности в России,
- на научном уровне актуальность в том, что многие исследователи и ученые уже сейчас ориентированы на поиск результативных методов по формированию и развитию этнокультурных ценностей у детей, в том числе и совместной деятельностью педагога и семьи,
- на практическом уровне недостаточным опытом
сотрудничества педагога и семьи с целью формирования этнокультурного развития младших школьников.
Степень разработанности данной проблемы. В современной психолого-педагогической литературе обсуждаются различные способы этнокультурного развития личности ребенка в современной системе образования. Изучением данной темы занимаются такие авторы, как В. И. Антонов, В. В. Бледай, Л. М. Захарова, О. А. Крылова, З. К. Дахужаева, М. Р. Кудряева, Н. В. Купина, И.Л. Набок, Т. В. Рябова, Е. Н. Ченкураева, П. И. Черенцов, М. А. Щеглов и другие. Однако актуальность данного вопроса в изменчивых условиях развития современного общества актуализируют изучение и выявление единой концепции этнокультурного развития детей младшего школьного возраста.
Таким образом, можно констатировать противоречие между необходимостью этнокультурного развития младших школьников на основании Федерального государственного образовательного стандарта и недостаточной степенью участия в нем семьи.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как организовать этнокультурное развитие младших школьников с привлечением к участию в этом процессе их семей?
Актуальность и недостаточная разработанность исследуемой проблемы определили выбор темы работы: «Этнокультурное развитие младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить возможности программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей.
Объектом исследования является процесс этнокультурного развития младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды.
Предмет исследования - семейные аспекты этнокультурного развития младших школьников.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс младших школьников внедрить программу внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная» с участием в этом процессе их семей, то уровень этнокультурного развития детей повысится.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы задачи:
1) изучить основные понятия по проблеме исследования и их сущность, рассмотреть особенности этнокультурного развития детей в младшем школьном возрасте;
2) рассмотреть роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников;
3) разработать программу и проверить ее результативность экспериментальным путем.
Теоретическую базу исследования составили основополагающие работы. В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы этнокультурного образования. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру как средство нравственного воспитания; В. В. Зеньковский - как источник духовности; Э. Ф. Вертякова и другие авторы - как средство воспитания этнокультурных отношений обучающихся в поликультурном образовательном пространстве.
В работах А. С. Каргина и С. М. Малиновской и других авторов освещена возможность использования в этнокультурном образовании эмоциональной привлекательности, общедоступности и универсальности средств национальной культуры как основы духовно-нравственного воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Вопросами воспитания детей при помощи народных методов занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). Вопросами семейного воспитания занимались такие ученые как А. И. Липкина, Т. Ю. Андрущенко, М. В. Жукова и другие.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение психолого-педагогической, научно-методической и лингвистической литературы по проблеме исследования; анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование);
- эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов творческой деятельности студентов);
- математические (статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическая значимость заключается в раскрытии и углублении научных представлений о содержании процесса формирования этнокультурного развития учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Практическая значимость: сформированные в диссертации
положения могут использоваться в управлении учебным процессом в общеобразовательной школе в рамках взаимодействия с родителями, материал исследования призван способствовать повышению уровня этнокультурного развития младших школьников.
Экспериментальная база исследования: образовательное учреждение
г. Челябинска.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 г.) посвящен осмыслению теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось степень изученности выбранной проблемы исследования в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие понятия исследования - объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и его понятийное поле.
Второй этап (сентябрь - октябрь 2018 г.) научно-исследовательской работы посвящен планированию организации опытно-экспериментального исследования, определению его целей, этапов, методик исследования, составлению программы по этнокультурному развитию учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Третий этап (октябрь - май 2018/2019 г.) научно-исследовательской работы посвящен определению уровней этнокультурного развития младших школьников и их родителей, выявлению степени участия родителей в этнокультурном развитии детей, апробации программы по этнокультурному развитию учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Четвертый этап (май 2019 г.) научно-исследовательской работы посвящен анализу и обработке полученных данных, их статистической обработке, обобщению полученных результатов, оформлению диссертации.
Апробация и внедрение. Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора:
1. Колодкина, А. В. К вопросу о семейных аспектах этнокультурного развития младших школьников [Текст] / А. В. Колодкина // Наука XXI века: взгляд в будущее. - Шадринск, 2019. - С. 337-342.
2. Колодкина, А. В. Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников [Текст] / А. В. Колодкина // Научно-теоретический журнал УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ УНИВЕРСИТЕТА имени П.Ф. Лесгафта - №6. (172). - Часть 1. - Санкт-Петербург. - 2019. - С. 28- 31.
3. Колодкина, А. В. Анализ результатов в рамках изучения темы семейных аспектов этнокультурного развития младших школьников [Текст] / А.В. Колодкина // Начальное образование сегодня и завтра. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2020. - С. 41-49.
Обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях:
1. V Всероссийской научно-практической конференции студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», декабрь 2018, г. Челябинск.
2. V Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019, г. Челябинск.
3. VI Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра», ноябрь 2019, г. Челябинск.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 94 страницы, содержит 14 таблиц, 10 рисунков.
Актуальность исследования определена задачами организации воспитания детей и молодежи с целью их подготовки к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве Российской Федерации. Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 году в России проживает сегодня более 180 национальностей. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.
Многонациональный состав населения страны, социально-экономические и политические преобразования последних десятилетий, которые кардинально изменили социально-демографическую картину нашего общества, говорят о необходимости создания благоприятного этнопсихологического климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе. Воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма являются приоритетными направлениями в современной системе образования.
Любое человеческое общество, независимо от своей структурной организации, типа, политического устройства, отношения к религии, формирует средства сохранения и трансляции своих базисных ценностей, одной из которых является культура. Культура выступает и как выражение коллективной памяти народа, и как способ существования человечества в настоящем. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.
Сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа с одновременным освоением ценностей мировой культуры - эти вопросы решает этнокультурное образование.
Оно формирует осмысление духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа, обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, а с другой - сохраняет культурную идентичность собственного народа. Чем глубже человек знает свою культуру, тем легче он принимает культуру другого народа, терпимее относится к иным культурным традициям. Эти аспекты определяют качества поликультурной личности, развитие которой является одной из основных задач этнокультурного развития.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
- на социальном уровне необходимостью воспитания этнокультурной личности в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности в России,
- на научном уровне актуальность в том, что многие исследователи и ученые уже сейчас ориентированы на поиск результативных методов по формированию и развитию этнокультурных ценностей у детей, в том числе и совместной деятельностью педагога и семьи,
- на практическом уровне недостаточным опытом
сотрудничества педагога и семьи с целью формирования этнокультурного развития младших школьников.
Степень разработанности данной проблемы. В современной психолого-педагогической литературе обсуждаются различные способы этнокультурного развития личности ребенка в современной системе образования. Изучением данной темы занимаются такие авторы, как В. И. Антонов, В. В. Бледай, Л. М. Захарова, О. А. Крылова, З. К. Дахужаева, М. Р. Кудряева, Н. В. Купина, И.Л. Набок, Т. В. Рябова, Е. Н. Ченкураева, П. И. Черенцов, М. А. Щеглов и другие. Однако актуальность данного вопроса в изменчивых условиях развития современного общества актуализируют изучение и выявление единой концепции этнокультурного развития детей младшего школьного возраста.
Таким образом, можно констатировать противоречие между необходимостью этнокультурного развития младших школьников на основании Федерального государственного образовательного стандарта и недостаточной степенью участия в нем семьи.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как организовать этнокультурное развитие младших школьников с привлечением к участию в этом процессе их семей?
Актуальность и недостаточная разработанность исследуемой проблемы определили выбор темы работы: «Этнокультурное развитие младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить возможности программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей.
Объектом исследования является процесс этнокультурного развития младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды.
Предмет исследования - семейные аспекты этнокультурного развития младших школьников.
Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс младших школьников внедрить программу внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная» с участием в этом процессе их семей, то уровень этнокультурного развития детей повысится.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы задачи:
1) изучить основные понятия по проблеме исследования и их сущность, рассмотреть особенности этнокультурного развития детей в младшем школьном возрасте;
2) рассмотреть роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников;
3) разработать программу и проверить ее результативность экспериментальным путем.
Теоретическую базу исследования составили основополагающие работы. В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы этнокультурного образования. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру как средство нравственного воспитания; В. В. Зеньковский - как источник духовности; Э. Ф. Вертякова и другие авторы - как средство воспитания этнокультурных отношений обучающихся в поликультурном образовательном пространстве.
В работах А. С. Каргина и С. М. Малиновской и других авторов освещена возможность использования в этнокультурном образовании эмоциональной привлекательности, общедоступности и универсальности средств национальной культуры как основы духовно-нравственного воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Вопросами воспитания детей при помощи народных методов занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). Вопросами семейного воспитания занимались такие ученые как А. И. Липкина, Т. Ю. Андрущенко, М. В. Жукова и другие.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение психолого-педагогической, научно-методической и лингвистической литературы по проблеме исследования; анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование);
- эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов творческой деятельности студентов);
- математические (статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическая значимость заключается в раскрытии и углублении научных представлений о содержании процесса формирования этнокультурного развития учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Практическая значимость: сформированные в диссертации
положения могут использоваться в управлении учебным процессом в общеобразовательной школе в рамках взаимодействия с родителями, материал исследования призван способствовать повышению уровня этнокультурного развития младших школьников.
Экспериментальная база исследования: образовательное учреждение
г. Челябинска.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 г.) посвящен осмыслению теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось степень изученности выбранной проблемы исследования в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие понятия исследования - объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и его понятийное поле.
Второй этап (сентябрь - октябрь 2018 г.) научно-исследовательской работы посвящен планированию организации опытно-экспериментального исследования, определению его целей, этапов, методик исследования, составлению программы по этнокультурному развитию учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Третий этап (октябрь - май 2018/2019 г.) научно-исследовательской работы посвящен определению уровней этнокультурного развития младших школьников и их родителей, выявлению степени участия родителей в этнокультурном развитии детей, апробации программы по этнокультурному развитию учащихся начальных классов в процессе семейного воспитания.
Четвертый этап (май 2019 г.) научно-исследовательской работы посвящен анализу и обработке полученных данных, их статистической обработке, обобщению полученных результатов, оформлению диссертации.
Апробация и внедрение. Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора:
1. Колодкина, А. В. К вопросу о семейных аспектах этнокультурного развития младших школьников [Текст] / А. В. Колодкина // Наука XXI века: взгляд в будущее. - Шадринск, 2019. - С. 337-342.
2. Колодкина, А. В. Роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников [Текст] / А. В. Колодкина // Научно-теоретический журнал УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ УНИВЕРСИТЕТА имени П.Ф. Лесгафта - №6. (172). - Часть 1. - Санкт-Петербург. - 2019. - С. 28- 31.
3. Колодкина, А. В. Анализ результатов в рамках изучения темы семейных аспектов этнокультурного развития младших школьников [Текст] / А.В. Колодкина // Начальное образование сегодня и завтра. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2020. - С. 41-49.
Обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях:
1. V Всероссийской научно-практической конференции студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», декабрь 2018, г. Челябинск.
2. V Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Инновации в педагогике и практика молодых», апрель 2019, г. Челябинск.
3. VI Международной научно-практической очной конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра», ноябрь 2019, г. Челябинск.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 94 страницы, содержит 14 таблиц, 10 рисунков.
Целью исследования было теоретическое обоснование, разработка и проверка возможностей программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей. В ходе исследовательской работы были реализованы следующие задачи.
Первой задачей было изучение основных понятий по проблеме исследования и их сущности, рассмотрение роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников. В процессе ее реализации был сделан вывод, что этнокультурой называют совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, которые воплощены в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Они складываются в прошлом, развиваются в исторической социодинамике и постоянно обогащают этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие данных совокупностей, необходимо приобщать к этому подрастающее поколение, уделяя особое внимание его этнокультурному воспитанию.
Этнокультурным воспитанием принято считать деятельность различных институтов, государственных и негосударственных структур, которая направлена на изучение, сохранение, развитие и трансляцию традиционной народной культуры в современное социокультурное пространство. Изучение этнокультурного потенциала народов России, межкультурное общение, взаимодействие и сотрудничество, социализация этнокультурных сообществ, укрепление российской нации становятся актуальными педагогическими проблемами настоящего времени. В их решении большую роль играют образование и семейное воспитание. Большинство исследователей, считает, что именно в семье происходит закладка основных аспектов этнокультурного воспитания, так как именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, которая определяет пути развития личности ребенка, формирует первоначальные представления о культуре своего народа и страны.
Далее, согласно второй поставленной задаче, была определена методика организации экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников с участием в этом процессе их семей. Целью экспериментальной работы являлось определение и доказательство возможностей семейных аспектов в этнокультурном развитии младших школьников. Были подобраны диагностические методики, комплексное применение которых позволило диагностировать уровень этнокультурного развития младших школьников. Применение адаптированной анкеты для родителей позволило судить об уровне этнокультурных представлений родителей и степени участия семьи в этнокультурном развитии детей.
Одним из основных направлений этнокультурного содержания семейного воспитания является разработка программ этнокультурного содержания с привлечением к участию в них семей учащихся. Поэтому с целью проведения формирующего эксперимента в рамках третьей задачи исследования была разработана программа внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», целью которой являлось приобщение родителей к осуществлению этнокультурного развития младших школьников и повышение уровня этнокультурного развития средствами семейного воспитания. Данная программа помогала учителю установить сотрудничающее взаимодействие с семьей, дать родителям правильное направление для совершения этнокультурного воспитания и развития детей.
Четвертой задачей было осуществление экспериментального исследования этнокультурного воспитания младших школьников с участием в этом процессе их семей. Первичная диагностика, проведенная на констатирующем этапе эксперимента, была направлена на выявление уровня этнокультурного развития младших школьников и их родителей, выявление степени участия родителей и семьи в формировании данного 93
аспекта культуры. С ее помощью были выявлены низкий и средний уровни этнокультурного развития младших школьников, что подчеркнуло необходимость апробирования программы внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей. На формирующем этапе эксперимента была реализована данная программа.
Контрольный этап эксперимента, на котором проводилась повторная диагностика, показал наличие положительной динамики по этнокультурному развитию младших школьников с участием в этом процессе их семей. По всем диагностическим методикам испытуемые, вошедшие в состав экспериментальной группы и прошедшие коррекционную работу посредством освоения программы внеурочной деятельности, достигли больших результатов, чем испытуемые, вошедшие в состав контрольной группы. Данный факт подтвердился при проведении количественного анализа полученных данных обеих групп с использованием статистического критерия Пирсона (х2).
Результаты, которые были получены в ходе экспериментальной работы, доказали эффективность разработанной программы, основные положения которой были теоретически обоснованы в первой главе данной работы. Программа способствует возникновению у младших школьников мотивации в изучении предложенной темы, развитию как эмоционально-ценностных проявлений, так и позитивных межкультурных уважительно-толерантных отношений в общеобразовательной школе в частности и поликультурном социуме в целом.
Таким образом, программа диссертационного исследования в рамках поставленных задач завершена: цель достигнута, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Первой задачей было изучение основных понятий по проблеме исследования и их сущности, рассмотрение роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников. В процессе ее реализации был сделан вывод, что этнокультурой называют совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, которые воплощены в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Они складываются в прошлом, развиваются в исторической социодинамике и постоянно обогащают этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие данных совокупностей, необходимо приобщать к этому подрастающее поколение, уделяя особое внимание его этнокультурному воспитанию.
Этнокультурным воспитанием принято считать деятельность различных институтов, государственных и негосударственных структур, которая направлена на изучение, сохранение, развитие и трансляцию традиционной народной культуры в современное социокультурное пространство. Изучение этнокультурного потенциала народов России, межкультурное общение, взаимодействие и сотрудничество, социализация этнокультурных сообществ, укрепление российской нации становятся актуальными педагогическими проблемами настоящего времени. В их решении большую роль играют образование и семейное воспитание. Большинство исследователей, считает, что именно в семье происходит закладка основных аспектов этнокультурного воспитания, так как именно семья является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой, которая определяет пути развития личности ребенка, формирует первоначальные представления о культуре своего народа и страны.
Далее, согласно второй поставленной задаче, была определена методика организации экспериментальной работы по этнокультурному развитию младших школьников с участием в этом процессе их семей. Целью экспериментальной работы являлось определение и доказательство возможностей семейных аспектов в этнокультурном развитии младших школьников. Были подобраны диагностические методики, комплексное применение которых позволило диагностировать уровень этнокультурного развития младших школьников. Применение адаптированной анкеты для родителей позволило судить об уровне этнокультурных представлений родителей и степени участия семьи в этнокультурном развитии детей.
Одним из основных направлений этнокультурного содержания семейного воспитания является разработка программ этнокультурного содержания с привлечением к участию в них семей учащихся. Поэтому с целью проведения формирующего эксперимента в рамках третьей задачи исследования была разработана программа внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», целью которой являлось приобщение родителей к осуществлению этнокультурного развития младших школьников и повышение уровня этнокультурного развития средствами семейного воспитания. Данная программа помогала учителю установить сотрудничающее взаимодействие с семьей, дать родителям правильное направление для совершения этнокультурного воспитания и развития детей.
Четвертой задачей было осуществление экспериментального исследования этнокультурного воспитания младших школьников с участием в этом процессе их семей. Первичная диагностика, проведенная на констатирующем этапе эксперимента, была направлена на выявление уровня этнокультурного развития младших школьников и их родителей, выявление степени участия родителей и семьи в формировании данного 93
аспекта культуры. С ее помощью были выявлены низкий и средний уровни этнокультурного развития младших школьников, что подчеркнуло необходимость апробирования программы внеурочной деятельности «Россия - страна моя родная», направленной на этнокультурное развитие младших школьников с участием в этом процессе их семей. На формирующем этапе эксперимента была реализована данная программа.
Контрольный этап эксперимента, на котором проводилась повторная диагностика, показал наличие положительной динамики по этнокультурному развитию младших школьников с участием в этом процессе их семей. По всем диагностическим методикам испытуемые, вошедшие в состав экспериментальной группы и прошедшие коррекционную работу посредством освоения программы внеурочной деятельности, достигли больших результатов, чем испытуемые, вошедшие в состав контрольной группы. Данный факт подтвердился при проведении количественного анализа полученных данных обеих групп с использованием статистического критерия Пирсона (х2).
Результаты, которые были получены в ходе экспериментальной работы, доказали эффективность разработанной программы, основные положения которой были теоретически обоснованы в первой главе данной работы. Программа способствует возникновению у младших школьников мотивации в изучении предложенной темы, развитию как эмоционально-ценностных проявлений, так и позитивных межкультурных уважительно-толерантных отношений в общеобразовательной школе в частности и поликультурном социуме в целом.
Таким образом, программа диссертационного исследования в рамках поставленных задач завершена: цель достигнута, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Изучение родного языка в начальной школе как форма реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности (Хабаровский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о культурах разных народов на уроках окружающего мира у младших школьников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования представлений о культурах разных народов на уроках окружающего мира у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Уроки изобразительного искусства как средство приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГИХ НАРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



