Совершенствование методики воспитательной работы со студентами в условиях профессиональной образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях 7
1.1 Методические условия воспитательной работы в условиях профессиональной образовательной организации 7
1.2. Цель, задачи и направления воспитательного процесса в условиях
профессиональной образовательной организации 12
1.3. Особенности функционирования воспитательной системы в условиях
профессиональной образовательной организации 16
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ совершенствования методики воспитательной работы в
условиях ПОУ «Челябинский юридический колледж» 32
2.1. Анализ методики воспитательной работы со студентами ПОУ
«Челябинский юридический колледж» 32
2.2. Мероприятия по совершенствованию методики воспитательной работы в
ПОУ «Челябинский юридический колледж» 44
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемых источников и литературы
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях 7
1.1 Методические условия воспитательной работы в условиях профессиональной образовательной организации 7
1.2. Цель, задачи и направления воспитательного процесса в условиях
профессиональной образовательной организации 12
1.3. Особенности функционирования воспитательной системы в условиях
профессиональной образовательной организации 16
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ совершенствования методики воспитательной работы в
условиях ПОУ «Челябинский юридический колледж» 32
2.1. Анализ методики воспитательной работы со студентами ПОУ
«Челябинский юридический колледж» 32
2.2. Мероприятия по совершенствованию методики воспитательной работы в
ПОУ «Челябинский юридический колледж» 44
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемых источников и литературы
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер труда, духовно -нравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему ценностей общества и личности. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, переориентация государственно-хозяйственного механизма на рыночные отношения, смена правовой основы государства, утверждение в качестве приоритетных социальных ценностей прав и свободы личности потребовали серьезных изменений в области подготовки педагогических кадров. Сегодня все больше осознается необходимость в специалиста нового типа, способных к самореализации функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности.
Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования.
Российской системе профессионального образования нужен не узкий специалист-предметник, а личность, способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Для выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных образовательных стандартов образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития личностного ресурса будущих учителей, для наиболее полного проявления разносторонних возможностей учащихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность учащихся педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего учителя. Только на основе применения новейших образовательно-воспитательных технологий, разработке современных форм методов внеурочной воспитательной деятельности можно добиться определенных результатов.
Однако, решение поставленных целей и задач в подготовке педагогических кадров, повышения социального статуса воспитания в учреждениях высшего и среднего профессионального образования затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия учащихся и преподавателей в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем.
Степень изученности темы исследования. Начало теоретического осмысления проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности -Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, о роли деятельности во всестороннем развитии личности -Г.С. Абрамова, Л.Н. Коган, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин; формирование опыта самоорганизации личности достаточно исследована в работах Е.В. Бондаревской, Е.Н. Князевой, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронина.
Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях -Е.В. Бондаревской, А.А. Грекова, И.А. Зимней, В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Сорочинской, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой.
К настоящему времени выполнен ряд исследований по внеучебной деятельности учащихся как факторе профессионально-личностного становления учителя (Г.В. Балахничева, А.В. Бодак, Б.А. Вахонина, С.Р. Ваниева, Г.В. Звездунова, Н.А. Патунина, И.С. Ройтштейн, Н.М. Скребная, С.В. Сердюк, А.Н. Чиж).
Объект исследования: система воспитательной работы в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования :методика воспитательной работы со студентами в условиях профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: разработать мероприятия по совершенствованию методики воспитательной работы со студентами ПОО
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить методические основы воспитательной работы в ПОО.
2. Оценить действующую систему воспитательной деятельности НОУ СПО «ЧЮК».
3. Разработать меры по совершенствованию воспитательной работы в колледже посредством предлагаемой программы.
Теоретическую основу исследования составили труды известных специалистов в области организации воспитательной работы: Аветисова К.Г., Байбородова Л.В., Балашов В.В., Березина O.A., Богачкина H.A., Винниченко Н.Л., Гафурова Н.В. Дмитриев Д.А., Емельянова И.Н., Лагунов Г.В., Лялин A.M., Румянцев B.C., Тышковский A.B.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по исследуемой проблеме; исследование текущей документации, опыта работы и инновационной педагогической деятельности; системный и сравнительный анализ; классификация, систематизация и интерпретация полученных данных; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработки данных; методы моделирования и описания развивающихся систем.
База исследования:
В эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в профессиональном образовательном учреждении «Челябинский юридический колледж»
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК»
Адрес: 454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, .просп. Победы, 290
Структура квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Вместе с тем, переориентация государственно-хозяйственного механизма на рыночные отношения, смена правовой основы государства, утверждение в качестве приоритетных социальных ценностей прав и свободы личности потребовали серьезных изменений в области подготовки педагогических кадров. Сегодня все больше осознается необходимость в специалиста нового типа, способных к самореализации функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности.
Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования.
Российской системе профессионального образования нужен не узкий специалист-предметник, а личность, способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Для выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных образовательных стандартов образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития личностного ресурса будущих учителей, для наиболее полного проявления разносторонних возможностей учащихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность учащихся педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего учителя. Только на основе применения новейших образовательно-воспитательных технологий, разработке современных форм методов внеурочной воспитательной деятельности можно добиться определенных результатов.
Однако, решение поставленных целей и задач в подготовке педагогических кадров, повышения социального статуса воспитания в учреждениях высшего и среднего профессионального образования затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия учащихся и преподавателей в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем.
Степень изученности темы исследования. Начало теоретического осмысления проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности -Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, о роли деятельности во всестороннем развитии личности -Г.С. Абрамова, Л.Н. Коган, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин; формирование опыта самоорганизации личности достаточно исследована в работах Е.В. Бондаревской, Е.Н. Князевой, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронина.
Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях -Е.В. Бондаревской, А.А. Грекова, И.А. Зимней, В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Сорочинской, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой.
К настоящему времени выполнен ряд исследований по внеучебной деятельности учащихся как факторе профессионально-личностного становления учителя (Г.В. Балахничева, А.В. Бодак, Б.А. Вахонина, С.Р. Ваниева, Г.В. Звездунова, Н.А. Патунина, И.С. Ройтштейн, Н.М. Скребная, С.В. Сердюк, А.Н. Чиж).
Объект исследования: система воспитательной работы в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования :методика воспитательной работы со студентами в условиях профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: разработать мероприятия по совершенствованию методики воспитательной работы со студентами ПОО
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить методические основы воспитательной работы в ПОО.
2. Оценить действующую систему воспитательной деятельности НОУ СПО «ЧЮК».
3. Разработать меры по совершенствованию воспитательной работы в колледже посредством предлагаемой программы.
Теоретическую основу исследования составили труды известных специалистов в области организации воспитательной работы: Аветисова К.Г., Байбородова Л.В., Балашов В.В., Березина O.A., Богачкина H.A., Винниченко Н.Л., Гафурова Н.В. Дмитриев Д.А., Емельянова И.Н., Лагунов Г.В., Лялин A.M., Румянцев B.C., Тышковский A.B.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по исследуемой проблеме; исследование текущей документации, опыта работы и инновационной педагогической деятельности; системный и сравнительный анализ; классификация, систематизация и интерпретация полученных данных; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработки данных; методы моделирования и описания развивающихся систем.
База исследования:
В эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в профессиональном образовательном учреждении «Челябинский юридический колледж»
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК»
Адрес: 454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, .просп. Победы, 290
Структура квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
На основе изучения состояния нормативно-правовой базы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже и анализа содержания опытно-экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности нами были сделаны следующие выводы:
1. Внеучебная воспитательная работа в юридическом колледже строится в соответствии с законодательными и нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Ставропольского края, а также локальными актами образовательного учреждения.
2. Изучение деятельности колледжа в ходе констатирующего эксперимента подтвердило эффективность организации внеучебной воспитательной работы, сложившейся в образовательной практики, но вместе с тем выявило необходимость организации и специальной опытно-экспериментальной работы по выведению практики организации вне-учебной воспитательной деятельности на качественно новый уровень.
3. Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности реализовывались через внесение изменений в педагогическую систему колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциям его гуманизации; так и частными задачами апробации новой системы организации внеучебной воспитательной деятельности, созданием условий для развития личности обучающихся, формирования их профессиональных умений и навыков через различные формы внеучебной воспитательной деятельности.
4. Изменения педагогической системы колледжа были направлены на внедрение в образовательно-воспитательный процесс и разработанной нами Концепции и Программы развития воспитания в педагогическом колледже.
5. Опытно-экспериментальное подтверждение результативности сущностных и процессуальных изменений в организации внеучебной воспитательной деятельности колледжа осуществлялось средствами педагогического мониторинга, выступающего системой сбора, обработки, анализа и хранения информации, обеспечивающего непрерывное отслеживание ее состояния, современную коррекцию и прогнозирование развития, который позволил глубоко и всесторонне исследовать динамику развития личности учащихся в процессе участия в различных формах внеучебной воспитательной деятельности.
6. В результате проведения опытно-экспериментальной работы в настоящее время в ПОУ «Челябинский юридический колледж»
сложилась четкая организация внеучебной воспитательной деятельности, которая предстает пространством для творческой самореализации учащихся
и их личностного развития и является важной сферой профессионального становления будущего педагога профессионального обучения.
1. Внеучебная воспитательная работа в юридическом колледже строится в соответствии с законодательными и нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Ставропольского края, а также локальными актами образовательного учреждения.
2. Изучение деятельности колледжа в ходе констатирующего эксперимента подтвердило эффективность организации внеучебной воспитательной работы, сложившейся в образовательной практики, но вместе с тем выявило необходимость организации и специальной опытно-экспериментальной работы по выведению практики организации вне-учебной воспитательной деятельности на качественно новый уровень.
3. Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности реализовывались через внесение изменений в педагогическую систему колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциям его гуманизации; так и частными задачами апробации новой системы организации внеучебной воспитательной деятельности, созданием условий для развития личности обучающихся, формирования их профессиональных умений и навыков через различные формы внеучебной воспитательной деятельности.
4. Изменения педагогической системы колледжа были направлены на внедрение в образовательно-воспитательный процесс и разработанной нами Концепции и Программы развития воспитания в педагогическом колледже.
5. Опытно-экспериментальное подтверждение результативности сущностных и процессуальных изменений в организации внеучебной воспитательной деятельности колледжа осуществлялось средствами педагогического мониторинга, выступающего системой сбора, обработки, анализа и хранения информации, обеспечивающего непрерывное отслеживание ее состояния, современную коррекцию и прогнозирование развития, который позволил глубоко и всесторонне исследовать динамику развития личности учащихся в процессе участия в различных формах внеучебной воспитательной деятельности.
6. В результате проведения опытно-экспериментальной работы в настоящее время в ПОУ «Челябинский юридический колледж»
сложилась четкая организация внеучебной воспитательной деятельности, которая предстает пространством для творческой самореализации учащихся
и их личностного развития и является важной сферой профессионального становления будущего педагога профессионального обучения.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика воспитательной работы»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Внеурочная деятельность как эффективная форма работы с одаренными учащимися профессионально образовательной организации (на примере государственною автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинксий политехнический коллеж»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Воспитательная работа со старшими подростками в учреждении дополнительного образования в летний период
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - «Комплексна» оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019



