Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях 7
1.1 Методические условия воспитательной работы в условиях профессиональной образовательной организации 7
1.2. Цель, задачи и направления воспитательного процесса в условиях
профессиональной образовательной организации 12
1.3. Особенности функционирования воспитательной системы в условиях
профессиональной образовательной организации 16
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ совершенствования методики воспитательной работы в
условиях ПОУ «Челябинский юридический колледж» 32
2.1. Анализ методики воспитательной работы со студентами ПОУ
«Челябинский юридический колледж» 32
2.2. Мероприятия по совершенствованию методики воспитательной работы в
ПОУ «Челябинский юридический колледж» 44
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемых источников и литературы
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер труда, духовно -нравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему ценностей общества и личности. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, переориентация государственно-хозяйственного механизма на рыночные отношения, смена правовой основы государства, утверждение в качестве приоритетных социальных ценностей прав и свободы личности потребовали серьезных изменений в области подготовки педагогических кадров. Сегодня все больше осознается необходимость в специалиста нового типа, способных к самореализации функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности.
Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования.
Российской системе профессионального образования нужен не узкий специалист-предметник, а личность, способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, адаптироваться к жизни. Для выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных образовательных стандартов образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития личностного ресурса будущих учителей, для наиболее полного проявления разносторонних возможностей учащихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет внеучебная воспитательная деятельность учащихся педагогического учебного заведения как одна из подсистем профессиональной социализации и саморазвития личности будущего учителя. Только на основе применения новейших образовательно-воспитательных технологий, разработке современных форм методов внеурочной воспитательной деятельности можно добиться определенных результатов.
Однако, решение поставленных целей и задач в подготовке педагогических кадров, повышения социального статуса воспитания в учреждениях высшего и среднего профессионального образования затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия учащихся и преподавателей в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем.
Степень изученности темы исследования. Начало теоретического осмысления проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности -Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, о роли деятельности во всестороннем развитии личности -Г.С. Абрамова, Л.Н. Коган, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин; формирование опыта самоорганизации личности достаточно исследована в работах Е.В. Бондаревской, Е.Н. Князевой, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронина.
Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях -Е.В. Бондаревской, А.А. Грекова, И.А. Зимней, В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Сорочинской, Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой.
К настоящему времени выполнен ряд исследований по внеучебной деятельности учащихся как факторе профессионально-личностного становления учителя (Г.В. Балахничева, А.В. Бодак, Б.А. Вахонина, С.Р. Ваниева, Г.В. Звездунова, Н.А. Патунина, И.С. Ройтштейн, Н.М. Скребная, С.В. Сердюк, А.Н. Чиж).
Объект исследования: система воспитательной работы в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования :методика воспитательной работы со студентами в условиях профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: разработать мероприятия по совершенствованию методики воспитательной работы со студентами ПОО
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить методические основы воспитательной работы в ПОО.
2. Оценить действующую систему воспитательной деятельности НОУ СПО «ЧЮК».
3. Разработать меры по совершенствованию воспитательной работы в колледже посредством предлагаемой программы.
Теоретическую основу исследования составили труды известных специалистов в области организации воспитательной работы: Аветисова К.Г., Байбородова Л.В., Балашов В.В., Березина O.A., Богачкина H.A., Винниченко Н.Л., Гафурова Н.В. Дмитриев Д.А., Емельянова И.Н., Лагунов Г.В., Лялин A.M., Румянцев B.C., Тышковский A.B.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по исследуемой проблеме; исследование текущей документации, опыта работы и инновационной педагогической деятельности; системный и сравнительный анализ; классификация, систематизация и интерпретация полученных данных; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработки данных; методы моделирования и описания развивающихся систем.
База исследования:
В эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в профессиональном образовательном учреждении «Челябинский юридический колледж»
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК»
Адрес: 454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, .просп. Победы, 290
Структура квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
На основе изучения состояния нормативно-правовой базы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом колледже и анализа содержания опытно-экспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности нами были сделаны следующие выводы:
1. Внеучебная воспитательная работа в юридическом колледже строится в соответствии с законодательными и нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Ставропольского края, а также локальными актами образовательного учреждения.
2. Изучение деятельности колледжа в ходе констатирующего эксперимента подтвердило эффективность организации внеучебной воспитательной работы, сложившейся в образовательной практики, но вместе с тем выявило необходимость организации и специальной опытно-экспериментальной работы по выведению практики организации вне-учебной воспитательной деятельности на качественно новый уровень.
3. Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности реализовывались через внесение изменений в педагогическую систему колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциям его гуманизации; так и частными задачами апробации новой системы организации внеучебной воспитательной деятельности, созданием условий для развития личности обучающихся, формирования их профессиональных умений и навыков через различные формы внеучебной воспитательной деятельности.
4. Изменения педагогической системы колледжа были направлены на внедрение в образовательно-воспитательный процесс и разработанной нами Концепции и Программы развития воспитания в педагогическом колледже.
5. Опытно-экспериментальное подтверждение результативности сущностных и процессуальных изменений в организации внеучебной воспитательной деятельности колледжа осуществлялось средствами педагогического мониторинга, выступающего системой сбора, обработки, анализа и хранения информации, обеспечивающего непрерывное отслеживание ее состояния, современную коррекцию и прогнозирование развития, который позволил глубоко и всесторонне исследовать динамику развития личности учащихся в процессе участия в различных формах внеучебной воспитательной деятельности.
6. В результате проведения опытно-экспериментальной работы в настоящее время в ПОУ «Челябинский юридический колледж»
сложилась четкая организация внеучебной воспитательной деятельности, которая предстает пространством для творческой самореализации учащихся
и их личностного развития и является важной сферой профессионального становления будущего педагога профессионального обучения.
1. Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова-путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб.: Нестор, 2012 . - 80 с.
2. Аветисова К.Г. Система приоритетов организации воспитательной работы в технических вузах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. -2008. № 13. - С. 63 - 66.
3. Алексашина И.Ю. Гуманизация образования. Теория. Практика- СПб.: СПГУПМ, 1994.-96 с.
4. Алтухов И.В., Лукина Г.ВОрганизация воспитательной работы со студентами на энергетическом факультете // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. - № 37. - С. 110-118.
5. Аношкина В. Л., Резванов C.B. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-
Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011.- 176 с.
6. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. -М.: Социум, 2000. 175 с.
7. Байбородова Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета,2007. -319 с.
8. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2014. - № 2. -С. 15-22.
9. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012. - 127 с.
10. Балашов В.В., Дмитриев Д.А., Лагунов Г.В., Лялин A.M., Румянцев B.C., Тышковский A.B. Организационные и психологические проблемы воспитательной работы в вузе: Монография. М.: ГГУ - 2006. - 201 с.
11. Белошицкий A.B., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика 2006. - № 5. - С. 60
- 66.
12. Березина O.A. Внеучебная работа со студенческой молодежью за
рубежом: учебно-методическое пособие № 4 СПб.: Изд-во Автономная
некоммерческая организация «Центр информатизации образования», 2009. - 95с.
13. Богачкина H.A. Актуальные проблемы адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в среднем педагогическом образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук Саратов, 2000. -197 с
14. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. -2007. № 3. - С. 2 - 14.
15. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
16. Вак В.А. Формирование коллектива студенческой группы (на материале пед.вузов): автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1980. - 20 с.
17. Винниченко Н.Л. Модель воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения // Вестник ТГПУ.
-2005. Выпуск 2 (46). Серия: Педагогика. С.21-25.
18. Винниченко Н.Л. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук. Томск. - 18с.
19. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2016. 336 с.
20. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. - № 6. - С. 102 - 106.
21. Голубев Н.П., Пескова М.Г. Особенности организации воспитательной работы //.Среднее профессиональное образование. -2006. № 2¬С. 13 -15.
22. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. -2007. № 1. - С. 90 - 99.
23. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Гриценко Лариса Ивановна. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с
24. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. - №1. - С 12-18.
25. Денисова Л.В. Поддержка студенческих общественных объединений как инновационная форма учебно-воспитательной работы // Высшее образование сегодня. 2010. - № 3. - С. 78 - 81.
26. Дралюк И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов найти: автореф. дис. . канд. пед. наук.- Саратов, 2005. 21 с.
27. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. -.208 с.
28. Емельянова И.Н. Воспитательная функция университета в аспекте классической «идеи университета» // Педагогика 2007. -№3. - С .84 - 89
29. Жданов Р.П. Особенности адаптации учащиеся в техникуме // Специалист. 1993. - №2 - С. 20 - 21.
30. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дисс. . канд. социологи. Тюмень, 2007. - 28 с.75
31. Зайцева В.Ф. Организация воспитательной работы в техническом вузе // Высшее образование в России. 2010. - № 7. - С. 69 -72.
32. Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения)/ Боденко Б.Н., Морозова Н.А - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.¬82 с.
33. Ильинский И.И. Молодежь и молодежная политика: М.: Голос; Социум, 2001 -692 с.
34. Зекеева 3. О. Организация воспитательной деятельности будущего педагога в пространстве образования университета // Высшее образование сегодня. 2008. - № 8. - С. 58 - 60.
35. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании.Хрестоматия-путеводитель.Автор-составитель :A.B.
Коваленко. (Под научной редакцией проф. М.Г. Минина): Томск: Изд-во ТПУ, 2007. -117 с.
36. Кочетова A.A. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности // Высшее образование в России. 2006. - № 4. - С. 103 - 105.
37. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание колледжейьников 2002 - № 4 - С. 19 - 26.
38. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя // Воспитательная работа в колледжейе.- 2005. № 6 .- С.72 - 88.
39. Куприянов Б.В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной ра-боты//Колледжейьные технологии. 2001. - № 4. - С. 83-93.
40. Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 184 с.
41. Литвинова Т.А., Бобров С.В., Манвелидзе P.A. Опыт организации учебно-воспитательной работы на педиатрическом факультете //
42. Маленкова Л.И. Воспитание в современнойколледжейе: Книга
для учителя-воспитателя- М.: Педагогическое общество России,
Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 299 с.
43. Мосягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: (на примере педагогического колледжа): автореф. дис. . канд. пед.наук . Астрахань, 2008. - 26 с.
44. Муронов A.A. Воспитание как деятельность: опыт социально-философского анализа. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. - 160 с.
46. Павозкова O.E. Характер взаимодействия преподавателей и студентов в контексте идей Болонского процесса // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. - №1. -С. 124-128.
47. Пономарев А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления // Знание. Понимание. Умение 2008. - №1. - С. 106 -110.
48. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: автореф. дис. . док. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. 55 с.
49. Правдина И.И. Самоуправление в студенческом коллективе. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. - 58 с.
50. Проектирование воспитательной среды в основных
образовательных программах: учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Р.У.Богдановой № 1.1. СПб.: Издательство Автономная некоммерческая
организация «Центр информатизации образования», 2011.-111 с.
51. Резниченко А.В. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999. - 196 с.
52. Селиванов В.П., Федоров H.A. Студенческий коллектив // Коллектив и личность./ Под ред. К.К. Платонова, Е.В. Шороховой, О.И.Зотовой. М, 1975.
53. Сидорова И.А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. - № 7. - С. 79 - 82.
54. Скалабан И. А. Социальное участие студенчества как метод формирования социальных компетенций в высших учебных заведениях // Философия образования. 2010 - № 3. - С. 184 - 192.
55. Современные проблемы воспитательного процесса в вузе: сб. докл. Per. науч.-практ. конф. (3 июня 2010 года) / Отв. ред.В. М. Ивойлов. Вып. 2. - Кемерово: КемГМА, 2010.- 195 с.
56. Соколова Т.А. Роль куратора академической группы в формировании личности студента //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2007. - № 1. -. С. 69 - 72.
57. Степашов Н.С. Воспитательное пространство вуза // Высшее образование в России. 2010. - № 1. - С. 120 - 124.
58. Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: дис. . док. пед. наук. СПб., 1995. - 311 с.
59. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе. Монография. / A.B. Пономарев, Е.В. Осипчукова, И.Ф. Кругленко. -
Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 164 с.
60. Фатов A.B. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. -М.,
2007.-23 с.
61. Фатхуллин Б.Э. особенности воспитательной деятельности в современной высшей колледжейе. // Казанский педагогический журнал.2009.-№ 11.-С. 142- 149.
62. Чижикова Е.С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2010. - 23
с.
63. Шайденко H.A., Калинина З.Н. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. 2010. - № 6. - С. 44 - 50.