Игровые ситуации как средство развития интереса обучающихся профессиональных образовательных организаций к будущей профессиональной деятельности на занятиях по дисциплинам профессионального цикла
Введение 4
Глава 1. Теоретико - методические аспекты проблемы развития интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности 6
1.1 Значение интереса к будущей профессиональной деятельности в
становлении будущего технолога 6
1.2 Игровые ситуации и возможность их применения в образовательном
процессе СПО 18
1.3 Технологии применения игр для развития интереса 28
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию игровых
ситуаций как средства развития интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности 32
2.1 Цели и задачи опытно-практической работы 32
2.2 Методические рекомендации по проведению игровых ситуаций в
образовательном процессе СПО 35
2.3 Апробация игровых ситуаций в процессе изучения дисциплины
«Организация хранения сырья» 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 64
Игровые технологии обучения используются в практике достаточно давно. В родовом обществе игры использовались при подтверждении готовности молодых людей к взрослой жизни. Эти игры назывались инсинуациями, то есть экзаменами на взрослость. Поэтому игры считаются достаточно древним методом обучения.
В современных условиях игровым технологиям стали уделять большое внимание многие теоретики и педагоги-практики.
Методологическая база исследования: Применению игровых технологий в учебном процессе посвящены работы таких авторов как Э. Берн, И. Хейзинги, Г.К. Селевко, П.И. Пидкасистый, Д. Б. Эльконин, О.А. Хаткевич, З. Фрейд, Л. С. Выготский, Т.А. Кривко-Апинян, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. С. Селеванов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [17].
Современная образовательная система повышает требования к подготовке будущих высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, со сформированными профессионально важными качествами личности. В связи с чем, появляется необходимость в развитии педагогических технологий. Поиск эффективных методов в обучении и развитие интереса обучающихся личности будущих специалистов открыл дорогу игровой технологии в целом и деловой игре в частности, которые в свою очередь стали широко применяться, и представляют огромный интерес для педагогов.
На наш взгляд, деловые игры, способствуют решению задачи по формированию, развитию интереса обучающихся. Актуальность игровых ситуаций, как одной из игровой технологии, в том, что она имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий, позволяет её участникам испытать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.
Анализ научной литературы и, в частности, произведений перечисленных выше авторов, позволяет определить значимость игровых технологий в образовательном процессе.
Не смотря на то, что разработка и применение игровых технологий представлена в разных областях научного знания и хорошо изучена многими педагогами - психологами, она недостаточно активно используется в профессиональных образовательных организациях, что предопределяет актуальность данной темы.
Таким образом, противоречие между необходимостью широкого внедрения игровых ситуаций в учебный процесс с целью развития интереса обучающихся и не достаточной их востребованностью у педагогов в профессиональных организациях вызывает к жизни данное исследование.
Вышесказанное позволяет констатировать, что выбранная проблема для изучения в выпускной квалификационной работе является актуальной.
Цель исследования- теоретическое обоснование и разработка игровых ситуаций для развития интереса обучающихся будущих технологов.
Объект исследования - процесс производственного обучения.
Предмет исследования - игровые ситуации как средство развития интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучение научной и методической литературы по теме «Игровые ситуации как средство развития интереса обучающихся»;
2. Уточнение определений понятий «игровые ситуации», «профессионально важные качества», «технолог»;
3. Изучение особенностей развития интереса обучающихся;
4. Изучение паспорта общепрофессиональной стандарта «Оказание услуг в области питания различным группам потребителей» по специальности «Повар, кондитер»;
5. Определение роли игровых ситуаций в процессе развития интереса обучающихся;
6. Разработка методического обеспечения по производственному обучению с использованием игровых ситуаций;
7. Анализ и оценка результатов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике в профессионально образовательных организациях.
Для проведения данного исследования были использованы следующие методы: анализ научно - методической литературы, общепрофессиональной стандарта индустрии питания, наблюдение, сравнение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».
Разработка игровых ситуаций является распространенным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества: игровая деятельность влияет на развитие воображения, внимания, памяти, мышления, всех познавательных процессов. Игровые ситуации позволяет участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность. Используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности. В процессе проведения игровых ситуаций развивается активность обучаемых, проявляется интерес к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Игровые ситуации могут проводиться как на уроках теоретического, так и практического обучения.
Применение игровых ситуаций в обучении улучшает качество образования, повышает продуктивность обучения, на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Актуальность игровых ситуаций, как одной из игровой технологии, в том, что она имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий, позволяет её участникам испытать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.
В I главе нашего исследования мы уточнили определения таких понятий как: «Игра», «Педагогическая игра», «Технолог общественного питания», «Интерес». Исходя из паспорта общепрофессиональной стандарта индустрии питания, определили, какими качествами должен обладать будущий специалист. Определили роль игровых ситуаций в процессе развития интереса обучающихся.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы была проведена разработка и использование игровых ситуаций как средство развития интереса обучающихся по программе общепрофессиональной дисциплины. Проведена экспериментальная проверка применения игровых ситуаций на уроках практического обучения на базе Государственного бюджетного общепрофессиональной образовательного учреждения «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева». В группе по направлению «Повар, кондитер» в составе 12 человек, которую мы разделили на 2 подгруппы - экспериментальную и контрольную.
Работа проводилась параллельно в каждой подгруппе, на уроках производственного обучения. Занятия в контрольной группе - без применения игровых ситуаций, а в экспериментальной - с применением игровых ситуаций.
Для проверки эффективности применения игровых ситуаций, была проведена диагностика уровня общепрофессиональной важного качества - творческое воображение. После проведения экспериментальной работы в обеих группах провели повторную диагностику уровня. В результате сравнительного анализа уровня творческого воображения испытуемых установлено, что в экспериментальной группе за время проведения эксперимента показатели 2 уровня увеличилось на 33 % (с 34% до 66%), 3 уровня увеличились на 17% (с 0% до 17%), тогда как в контрольной группе показатели 2 уровня увеличились на 17% (с 33% до50%). Также выявлено, что показатель 1 уровня в
экспериментальной подгруппе уменьшился на 51% (с 66 до 17%), а в контрольной на 17% (с 50% до 33%). При изучении диагностических данных можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы за период экспериментальной деятельности наблюдается ощутимое улучшение творческого воображения у студентов. В экспериментальной группе возросло количество студентов 2 и 3 уровней творческого воображения.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что цель - теоретическое обоснование и разработка игровых ситуаций для развития профессиональных важных качеств, поставленная в работе, по теме «Игровые ситуации как средство развития интереса обучающихся» достигнута. Задачи по развитию интереса обучающихся, а именно творческого воображения, решены.
1. Бабанова, И. А. Деловые игры в учебном процессе[Текст] / И.А. Бабанова
// Научные исследования в образовании.- 2012. - №7. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (дата
обращения: 04.06.2016).
2. Бельчиков, Я.М. Деловые игры [Текст]/ Я.М. Бельчиков, М.И. Бирштейн.- Рига: Авотс,2011. - 304с.;
3. Берн, Э. Люди, которые играют в игры [Текст]/ Э. Берн, - издание на русском языке. ООО «Издательство «Эксмо», 2012.;
4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе [Текст]/ А.А. Вербицкий.- Москва: Высшая школа, 2006.-207с.;
5. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст]/ А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина.- Москва.,2008.- 420с.;
6. Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: Учебное пособие [Текст] / В.А. Домарецкий.- Москва: Форум, 2013.;
7. Емельянов, С.В. Метод игровых ситуаций[Текст] / С.В. Емельянов, Бурков В Н, Ивановский А Г, Немцева А Н, Ситников В И, , Щепкин А В. - Москва, 2011.-60с.
8. Емельянов, С.В. Метод игровых ситуаций[Текст]/ С.В. Емельянов, В.Н. Бурков, А.Г. Ивановский.- Москва, 2012.58с.;
9. Здобнов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий [Текст] / А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко. - Москва: ЛАДА, 2009 - 680 с.;
10.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов[Текст]/ Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336с.;
11. Качалова, Л.П. Педагогические технологии: Учебное пособие [Текст] / Л.П. Качалова, Е.В. Телеева. - Шадринск: ШГПИ, 2011.- 220с
12. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: табоицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - Москва, 2013. - 138с.;
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- Москва:Академия, 2011.-176с.;
14. Колесник, Н. Е. Формированиеразвитие интереса обучающихсякачеств у учащихся СПО [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа, 2011. — 93-96с.;
15. Кривко-Апинян, Т.А. Мир игры [Текст] / Т.А. Кривко-Апинян. - С. - Пб.: Эйдос, 2012. - 160 с.;
16. Лазарева, Л.П. Игровые ситуации как метод активного обучения
иноязычной речи в системе профессиональной подготовки специалистов [Текст] / Л.П. Лазарева //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015 - №8-3.- URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-metod-aktivnogo- obucheniya-inoyazychnoy-rechi-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki- spetsialistov(дата обращения: 05.04.2016);
17. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии [Текст] / Д.Г.Левитес — Москва: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. — 288 с.
18. Медведева, Т.В. Игровые ситуации как метод соединения теории и
практики[Текст] / Т.В. Медведева, Г.А. Ромицына //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015 - №42.- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-metod-
soedineniya-teorii-i-praktiki (дата обращения: 05.04.2016);
19. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
20. Пахтусова, Н.Ю. Рефлексивные технологии как фактор развития
профессиональной творческой компетенции будущих педагогов
61
общепрофессиональной обучения [Текст] / Н.Ю. Пахтусова //Профессиональное образование: методология, технологии, практика. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014-210с.
21. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие [Текст] / П.И.Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - Москва, 2011;
22. Профессиональный стандарт индустрии питания [Электронный ресурс]:
Национальный реестр профессиональных стандартов.- электрон. текст. дан. - Москва. - Режим доступа: URL: http://www.nark-
rspp.ru/?page id=215;
23. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов[Текст] / В.П. Пугачев.- Москва: Аспект Пресс, 2011. - 285с.
24. Рапацевич, Е. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. Рапацевич. - Москва,2012.-720с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 2011. - 256 с.;
26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2-х т. / Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 2011. - 556с.;
27. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: Издательский центр "Академия", 2006. - 576 с.;
28. Слесарев, Ю.В. Игровые ситуации как метод формирования морально-нравственных и профессиональных навыков у специалистов- менеджеров[Текст] / Ю.В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал/- 2013 - №8.- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak- metod-formirovaniya-moralno-nravstvennyh-i-professionalnyh-navykov-u- spetsialistov-menedzherov(дата обращения: 05.04.2016).
29. Сыроежин, И.М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры)[Текст] / И.М. Сыроежин. - Москва: Экономика, 2011. - 116с.
30. Тарасова, Е.О. Психолого-педагогическая диагностикаразвитие интереса
обучающихсяличностных качеств: Учебное пособие [Текст]/ Е.О.
Тарасова.- Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-т., 2012.- 128с.;
31. Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике,
менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: учебное пособие для вузов [Текст]/ В.А. Трайнев.- Москва: Владос, 2013.- 303с.;
32. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие [Текст] / И.В.Трайнев /Под общей ред. В.Л. Матросова. - Москва:ТЦ Сфера, 2014. - 320с.
33. Файчук, Е.Л. Теоретические аспекты применения игровых ситуаций среди студентов-старшекурсников [Текст] / Е.Л. Файчук, В.В. Науменко //Studia Humanitatis. - 2015 - №1.-URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-primeneniya-delovoy- igry-sredi-studentov-starshekursnikov(дата обращения: 30.03.2016);
34. Хаткевич, О.А. Педагогические игры / О.А. Хаткевич, О.А. Минич.-
Москва: Красико-Принт, 2011 - 128с.;
Традиция, 2011.;
36.Хруцкий, Е.А. Организация проведения игровых ситуаций[Текст] / Е.А. Хруцкий.- М.: Высш. шк., 2011. - 320с.
37.Черникова, С.М. Игровые ситуации как метод обучения
профессиональной деятельности студентов[Текст] / С.М. Черникова //Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014 - №1.- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-metod-
obucheniya-professionalnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 05.04.2016);
38. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст]/ В.Д. Шадриков.- Москва, 2012;
39. Шатун, Л.Г. Кулинария: учебное пособие [Текст] / Л.Г. Шатун.- Москва: Академия, 2014;
40. Шатун, Л.Г. Повар: учебное пособие [Текст] / Л.Г. Шатун, О.Г. Шатун.- Москва: ГРИФ°, 2014;
41. Шатун, Л.Г. Технология приготовления пищи: учебное пособие [Текст] / Л.Г. Шатун.- Москва: Дашков и К°, 2006;
42. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А.Шмаков. -Москва: Новая школа, 2015- 240с.
43.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин.- Москва: Владос, 2011.-360с.