Теория социальных ролей, ей сущность и значение в организационном поведении (Организационное поведение, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики)
Введение 3
1. Социальные роли: понятие и сущность. 4
2. Сущность и значение теории социальных ролей в организационном поведении 6
3.Кейс-задание. Формирование системы нематериального стимулирования» ООО «Мир красоты» занимается продажей косметики. В настоящее время в ООО работает 56 сотрудников, все они - женщины в возрасте от 18 до 65 лет. Организация уделяет много внимания работе с персоналом, организуя совместные поездки, праздники, выдачу подарков к дням рождения, предоставляет бесплатное питание. В целом, в компании не наблюдается проблем с работниками… Исключение - отдел бухгалтерского учёта. В бухгалтерии работает 9 человек. Все они, кроме главного бухгалтера, матери-одиночки, воспитывающие детей в возрасте от 1 до 15 лет без поддержки пап, бабушек и дедушек. В последний год в отделе особенно усилилась проблема с дисциплиной - сотрудницы стали постоянно отпрашиваться с работы либо на несколько часов и на полный день, либо даже на несколько дней. Аргументы у всех довольно однообразные: заболел ребёнок, необходимо пойти на родительское собрание, сходить с ребёнком в поликлинику, нужно купить вещи в школу (садик), встретить из школы и проводить домой и т.д. В результате в обычный рабочий день из 9 сотрудниц бухгалтерии находилось не более 6. Это вызывало большое возмущение персонала других структурных подразделений («почему их отпускают в рабочее время, а нас нет?»), а также множество претензий со стороны менеджеров по продажам («нужно выписать счёт, а бухгалтера нет на месте и не понятно, когда будет»). Система заработной платы бухгалтера - повременная (оклад). Премий и прочих дополнительных выплат, а также особенных льгот, нет.
Задание: Вы - менеджер по персоналу ООО «Мир красоты». Вам было поручено разработать и представить руководству предложения по разрешению сложной ситуации в бухгалтерии с учётом ряда следующих ограничений:
- бюджет решения проблемы не должен превышать сумму единоразового вложения в 3 000 000 руб.;
-эффект от предлагаемого решения должен носить долгосрочный, а не краткосрочный характер (т.е. неприемлем вариант выплаты имеющейся суммы только как премии);
- способ решения проблемы в бухгалтерии не должен стать толчком к появлению аналогичных проблем в других подразделениях организации;
- предлагаемое решение должно содержать мотиваторы, а не гигиенические факторы;
- увольнение даже одного из бухгалтеров недопустимо, так как в компании установлена специальная бухгалтерская программа и для её освоения любому новому сотруднику понадобится пройти дорогостоящее длительное обучение в специальной организации.
Задание. Построить индивидуальный (личностный) мотивационный профиль. В концепции, положенной в основу данной методики, делается упор на классификацию мотивов человека, построенной по критериям объекта и предмета удовлетворения потребностей. По объекту направленности мотивы могут быть общественно-значимыми и личными. Общественно-значимые мотивы направлены на удовлетворение потребностей социумов различных уровней: общества в целом, различных групп (потребителей, предприятия, трудовых коллективов). Личные мотивы направлены на удовлетворение собственных индивидуальных потребностей человека. Личные мотивы по предмету удовлетворения потребностей подразделяются на 3 основные группы: материальные, социальные, духовные. 10
Заключение 15
Список использованных источников 16
Влияние социальной роли на развитие личности огромно. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, которые играют целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения новых социальных ролей.
Исполнение любой роли должно соответствовать социальным нормам общества и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, так как социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, которые осуществляют совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Роль воспринимается как модель поведения. Эта модель должна быть задана объективно, и имеет субъективную окраску. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность исследования.
Целью работы является изучение теории социальных ролей, её сущность и значение в организационном поведении.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность социальных ролей;
2. Рассмотреть развитие теории социальных ролей;
3. Выполнить практическое задание (кейс)
Предметом контрольной работы является личность (индивид), а объектом - теории социальных ролей.
Теоретическую базу исследования составили работы разных авторов социологической и социально-психологической литературы.
В процессе написания работы, использовались научные методы, такие как наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, группировка и другие.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование подтвердило актуальность теории социальных ролей. Анализ социально-психологической литературы показал, что сформировалось множество подходов к определению понятия «социальная роль».
В основу определения понятия «социальная роль» положены модели и шаблоны поведения социальных субъектов, динамический аспект статуса, система ролевых ожиданий и совокупность норм и требований.
На основе изучения социальной и социально-психологической литературы было уточнено понятие «социальная роль». Оно определялось как модель социального поведения человека, объективно заданную социальной позицией личности в системе межличностных взаимодействий.
В проведённом исследовании социальная роль относится к социальному взаимодействию, так как у каждого человека есть своя ролевая система, влияющая на процесс межличностного взаимодействия.
В исследовании рассмотрены основные характеристики (модель поведения, формализация, приобретение роли, масштаб связей, эмоции, мотивации) и виды социальных ролей (социальные роли, связанные со статусом и профессией, и межличностные социальные роли). В процессе анализа основных характеристик и видов социальных ролей мы обнаружили, что социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль – их различие.
. Аширов, Д.А. Организационное поведение / Д.А. Аширов. - М.: Ось-89, 2018. - 280 c.
2. Баранова, И.П. Организационное поведение / И.П. Баранова. - М.: Магистр, 2018. - 361 c.
3. Глумаков, В.Н. Организационное поведение / В.Н. Глумаков. - М.: Крокус, 2020. - 287 c.
4. Литвинюк, А.А. Организационное поведение / А.А. Литвинюк. - М.: Юрайт, 2016. - 512 c.
5. Попов, С.Г. Организационное поведение / С.Г. Попов. - М.: Проспект, 2020. - 112 c.
6. Резник, С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 464 c.
7. Семиков, В.Л. Организационное поведение / В.Л. Семиков. - М.: Рид Групп, 2021. - 581c.
8. Харченко, В.С. Мотивация и мотивационные профили сотрудников современных организаций / В.С. Харченко // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. С. 156-171.