Наглядные пособия как средство развития познавательного интереса студентов колледжа в процессе изучения дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания»
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса будущих технологов 7
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме развития познавательного интереса будущих технологов 7
1.2 Наглядность как средство развития познавательного интереса 20
1.3 Педагогические условия развития познавательного интереса 29
Выводы по главе 1 35
Глава II. Опытно - поисковая работа по развитию познавательного интереса средствами использования наглядных пособий на дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания»
2.1. Этапы проведения опытно-поисковой работы по развитию познавательного интереса будущих технологов 36
2.2. Внедрение педагогических условий и наглядных пособий в
образовательный процесс учреждений СПО 41
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию познавательного
интереса с помощью наглядных пособий будущих технологов в процессе изучения дисциплины: «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания» 55
Выводы по главе II 60
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения 66
Актуальность. В условиях развивающего обучения формирование познавательной активности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс, по этой причине, одним из условий, способствующих осознанию студентами системы понятий, направленных на совершенствование мыслительной деятельности, является использование наглядности обобщающей, систематизирующей полученные знания.
Как показывает анализ исследований Занкова Л.В., Власенкова А.И., Щукиной Г.И., Дашко Л.И. широкое распространение в процессе обучения получила лишь одна форма наглядности - внешняя, перцептивная, основанная на процессах непосредственного чувственного отражения действительности (ощущении и восприятии).
Наглядно-действенное и образное познание доминирует на начальных этапах овладения профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, наглядность также выступает доминирующим фактором развития всех познавательных процессов. По этой причине была выбрана тема исследования: «Наглядные пособия как средство развития познавательного интереса студентов колледжа в процессе изучения дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания».
Зачатки идеи развития познавательной активности в том или ином виде просматривались и в ранней педагогике. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности студентов, взаимоотношений детей со сверстниками и преподавателем; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности студентов и т.д.
Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (В.К. Буряк, М.А. Данилов, А.А. Люблинская, Т.И. Шамова), как естественное стремление к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.З. Иоголевич, Г.Ц. Молонов, А.И. Раев, Г.И. Щукина).
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательный интерес как естественное стремление детей к познанию.
Цель исследования - разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность использование наглядных пособий как средство познавательного интереса будущих технологов.
Объект - развитие познавательного интереса будущих технологов в системе СПО.
Предмет - наглядность как средство развития познавательного интереса будущих технологов на дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания».
Гипотеза - эффективность развития познавательного интереса будущих технологов будет протекать успешно, если:
- использовать наглядность;
- учитывать индивидуальные особенности будущих технологов;
- реализовать личностно-ориентированный подход.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению сущности познавательного интереса, используя психолого-педагогическую и методическую литературу.
2. Определить психологические особенности развития познавательного интереса студентов с точки зрения восприятия различных форм наглядности.
3. Обозначить педагогические условия, которые позволят применить наглядные пособия в учебном процессе как одного из эффективных средств развития познавательного интереса будущих технологов;
4. Разработать наглядное пособие и провести занятие с его использованием для активизации познавательного интереса будущих технологов;
5. Опытно-поисковым путем определить уровень развития и проявления познавательной активности и выявить результативность педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности студентов.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе ЧГКИПиТ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли». В эксперименте принимали участие учащиеся группы, профессии «Технология продукции общественного питания» в составе 20 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 71 лист.
Формирование компетентного специалиста, профессионала - одна из главных задач современной профессиональной педагогики. Одной из составляющих профессионально подготовленного специалиста является его теоретическая подготовка по дисциплинам, предусмотренным Государственным образовательным стандартом по специальности, практическая подготовка, предусмотренная практическими занятиями и практикой, а также - самостоятельная работа студента по закреплению полученных знаний, умения и навыков.
Наглядность - свойство, выражающее степень доступности и понятности образов объектов познания для познающего субъекта; один из принципов обучения. Главным фактором появления наглядного образа являются различные наглядные пособия.
Познавательный интерес студентов при использовании наглядных пособий будет развиваться при следующих условиях:
-учитываются индивидуальные и типологические условия студентов;
-предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности;
-совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.
Разработано методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания» с применением наглядных пособий и демонстрационного материала.
Проведена опытно-поисковая работа по теме квалификационной работы, задачи которой были следующие:
- провести начальный срез по определению уровня сформированности познавательного интереса студентов группы;
- внедрить в образовательный процесс наглядное пособие при преподавании дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания» в экспериментальной группе студентов;
- оценить эффективность проведенной работы, определить влияние наглядных пособий на развитие познавательного интереса студентов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ЧГКИПиТ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», в группе студентов, профессии «Технология продукции общественного питания» в составе 20 человек и предусматривала констатирующий этап, на котором была изучена тема основные группы микроорганизмов; определен уровень познавательного интереса студентов экспериментальной группы до начала проведения эксперимента; затем был проведен урок с разработанным наглядным пособием по дисциплине: «Основы микробиологии, санитарии и гигиены питания» и контрольный этап, где был проведен контрольный срез по определению уровня познавательного интереса после проведения эксперимента, полученные данные проанализированы и обобщены.
Можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности позволяет студентам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.
Полученные данные по результатам констатирующего и контрольного срезов уровня развития познавательного интереса студентов группы, участвующей в эксперименте, показали положительное изменение уровня развития познавательного интереса студентов группы.
Таким образом, можно считать гипотезу подтвержденной, задачи - выполненными, а цель - достигнутой.
1. Архангельский, С. Н. Очерки по психологии труда / С. Н. Архангельский; под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Трудрезервиздат, 2009. - 160 с.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
3. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. - М.: Эгвест, 2009. - 512 с.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2009. - 486 с.
5. Варковецкая, Г. М. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах / Г. М. Варковецкая. — М.: Высш. Шк., 2009.- 208с.
6. Г ерасимов, В. Г. От знаний к творчеству: Становление личности / В. Г. Герасимов, И. Н. Орлов, Л. И. Филиппов. — М.: МЭИ, 2009. -228с.
7. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения / П.В. Гора. - М.: Новая школа, 2011. - 214 с.
8. Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2711 «Технология продукции общественного питания» (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2012. 40 с.
9. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / О.С. Гребенюк. — М.: Педагогика, 2010. - 152 с.
10. Гребенюк, О. С. Общая педагогика: Курс лекций / О. С. Гребенюк. Калинингр. ун-т. - Калининград, 2009.- 107 с.
11. Данилов, М.А. Процесс обучения/Основы дидактики/ / Ред. Занков Б. П. -М.: 2010. - 318 с.
12. Занков ,Л. В. Избранные педагогические труды / Т. 2 Л. В. Занков. - М.: Педагогика, 2010. - 420 с.
13. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Занков Л.В. - М.: Просвещение, 2010. - 548 с.
14. Занков, Л.В.Избранные педагогические труды / Занков Л.В.. - М.: Педагогика, 2009. - 424 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология/ И. А. Зимняя. - М. : Республика, 2011. - 230 с.
16. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 2012. - 576 с.
17. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. — М.: Центр Педагогический поиск, 2009.- 240 с.
18. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие / Г. И. Кругликов.- М.: Академия, 2009. - 480 с.
19. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П. Ф. Кубрушко. — М.: Образование, 2011. - 390 с.
20. Кульневич, С. В., Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону.: Учитель, 2011. - 324 с.
21. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Ленинград: ЛГУ, 2012. - 220с.
22. Лейбович, А. Я. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования / А. Я. Лейбович. — М.: Наука,
2009. - 248с.
23. Макиенко, Н. Я. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Н. Я. Макиенко.— М.: Академия, 2009. - 203с.
24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2007. - 323 с.
25. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. - 2007. - №2. - 78 с.
26. Мотивация учения / под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград: Пеленг,
2010. - 120 с.
27. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической
деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.:
Мастерство, 2012. - 502с.
28. Новиков, А. М. Профессиональное образование России : Перспективы развития / А. М. Новиков. — М.: 2009. - 258с.
29. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2012.- 459с.
30. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П. И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2012. - 406с.
31. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой; Ин-т профтехобразования РАО. СПб, 2013. - 229с.
32. Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г. М. Романцев; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. - 469с.
33. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2009. - 67с.
34. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко.— М.: Образование, 2009. - 320с.
35. Сибирская, М. Л. Профессиональное обучение: педагогические технологии / М. Л. Сибирская. — М.: Знания, 2012. - 241с.
36. Скакун, В. А. Введение в профессию мастера производственного обучения: Метод. пособие / В. А. Скакун. — М.: Высш. Шк., 2009. - 239с.
37. Сластенин, В. А. Общая педагогика / В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Владос, 2013. - 504с.
38. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / Т.6 К. Д. Ушинский - М.-Л.: АПН РСФСР, 2010.- 420с.
39. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / Т. 10 К. Д. Ушинский - М.- H.: АПН РСФСР, 2010. - 390с.
40. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Градарики, 2010. - 424 с.
41. Щукина, Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Щукина Г.И. - М., 2009. - 160 с.
42. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2011. - 358 с.
43. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2012. - 208 с.
44. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2009. - 216 с.
45. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Щукина Г.И. - М.: Просвещение, 2009. - 382 с.
46. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Н. Е. Эрганова .- 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2013. - 150 с.
47. Якиманская, И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения / И.С. Якиманская. - М.: Высшая школа, 2009. - 87 с.
48. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М: Просвещение, 2009. - 317 с.
49. Якуба, Ю.Л. Методика тестирования качества производственного обучения / Ю. Л. Якуба.— М.: Академия профессионального образования, изд. центр АПО, 2011. - 276с.
50. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич - М.: Высшая школа, 2012. - 135 с.