Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений

Работа №8164

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы255стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1014
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Информационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений как социально-педагогическая проблема
§1. Международный и отечественный опыт детских и юношеских объединений по активизации общественной
деятельности детей и подростков
§2 Международный и отечественный опыт создания системы информационно-методического обеспечения
общественной деятельности детей и подростков
§3. Сущность процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений...
§4. Модель процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений...
Выводы по первой главе
Глава 2. Реализация педагогических условий информационно-методического обеспечения деятельности
детских общественных объединений
§1. Личностно-ориентированное информирование детей и подростков о деятельности детских общественных объединений...
§2. Включенность участников детских общественных объединений в создание вариативных программ
медиаобразования учащихся
§3. Взаимодействие средств массовой информации и детских общественных объединений в расширении влияния на
детскую и подростковую аудиторию
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения




Актуальность исследования обусловлена ведущим противоречием между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешения этого противоречия в практике социального воспитания привели в конце 90-х годов к отказу от абсолютного образовательного идеала (гармонически и всесторонне развитой личности) и замещению его социально детерминированным образовательным идеалом - максимальным развитием способностей человека к самореализации.
При этом значительно возросла необходимость теоретического обоснования и практической реализации процесса обеспечения детям и подросткам права выбора условий самореализации: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у детей и подростков способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием. В современной ситуации человек, не владеющий способами применения информационных технологий, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме.
Информационные средства и технологии становятся «информационными органами» современного человека, которые он использует с пользой или нанося вред своей личности. Исходя из этого положения, возникает значимая педагогическая проблема формирования механизмов информационно-методического обеспечения социального становления и развития личности. Анализ современных зарубежных и отечественных исследований позволяет утверждать, что последнее десятилетие стало временем активного научного поиска способов, методов информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и молодежи (Р.Ф. Абдеев, А.А. Андреев, Г.Г. Воробьев, Э.С. Демиденко, Б.С. Гершунский, Н.Н. Моисеев). Важное значение имеют

результаты научного поиска, в которых отражены концепции информационного общества, разработанные как отечественными (А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, В.А. Копылова, А.Д. Урсул), так и зарубежными (Д. Белл, У. Дайзара, Г. Кан, О. Тоффлер) учеными.
Изменения, происходящие в отечественной системе образования в последние несколько лет, связаны с необходимостью широкого использования возможностей мирового информационного пространства для перспектив общения и формирования личного опыта детей и подростков.
Социальная значимость телекоммуникационных сетей заключается в том, что воспитывается новое, более открытое для международных контактов поколение, постоянно растут способности самостоятельной работы детей и подростков с различными источниками информации. Но, несмотря на отдельные успехи применения новых информационных технологий, достигнутые результаты носят разрозненный характер, имеют частные решения, не поддаются тиражированию и внедрению. При этом современное понимание информационно-методического обеспечения не отражает в полной мере сущность этого явления в педагогической теории и практике.
В тоже время информация становится ключевым элементом развития общественных отношений, влияя на масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности человека, - образовании, экономики, политике, бизнесе, досуге, общественной деятельности.
Тем не менее, специальных исследований по проблеме информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и подростков явно недостаточно. Мировая тенденция такова, что детские общественные объединения, являясь особым социальным институтом, решающим специфические задачи самостоятельными методами и приемами, заинтересованы в научном обосновании процесса информационно-методического обеспечения их деятельности. Существует ряд проблем, связанных с развитием процесса информационно¬

5
методического обеспечения в сфере общественной деятельности детей и подростков.
Социально-практическая проблема порождена тем, что существовавшая в нашей стране до 90-х годов прошлого века единая система детской и юношеской прессы, изданий для лидеров детских общественных объединений в современных условиях сохранилась фрагментарно.
Научно-педагогическая проблема состоит в необходимости теоретического обоснования содержательного наполнения процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
Анализ отечественной, зарубежной, научной, педагогической литературы, наша собственная практика позволяют заключить, что инфраструктура информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений развита не достаточно и не соответствует новым социокультурным реалиям.
Эта проблема нашла свое отражение, прежде всего, в противоречии между стремлением детей и подростков к участию в деятельности детских общественных объединений и невозможностью обеспечить это стремление в полном объеме из-за слабой теоретической и научно-методической разработанности основ процесса информационно-методического обеспечения общественной практики детей и подростков. Названные противоречия указывают направления научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические условия информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
Объект исследования: процесс информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

6
' Предмет исследования: педагогические условия эффективности информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
Гипотеза исследования: процесс информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений будет эффективным при следующих педагогических условиях:
■ личностно-ориентированном информировании детей и подростков о деятельности детских общественных объединений;
■ включенности участников детских общественных объединений в создание вариативных программ и проектов медиаобразования;
■ развитии взаимодействия средств массовой информации и детских общественных объединений в расширении влияния на детскую и подростковую аудиторию.
В соответствии с целью, проблемой, выдвинутой гипотезой в исследовании предусмотрено решение следующих задач:
1. Охарактеризовать сущность процесса информационно¬методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
2. Разработать и апробировать компоненты содержательного наполнения процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
3. Определить основные функции процесса, проанализировав отечественный и зарубежный опыт информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
4. Обосновать эффективность педагогических условий информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.
5. Определить критерии и показатели эффективности процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детские общественные объединения, созданные и действующие с конца 90-х годов прошлого века по настоящее время, являются одной из приемлемых и социально привлекательных форм самоорганизации детей и подростков. Как реальный институт гражданского общества молодежные и детские общественные объединения, кроме удовлетворения потребности детей и подростков в общении, в совместной деятельности в ходе реализации возрастных интересов, выполняют и иные социальные функции. Прежде всего, они способствуют включению детей и подростков в жизнь общества, позволяют юным приобрести социальный опыт, представляют и защищают их права и законные интересы в образовательных учреждениях. Участие в общественных объединениях является своеобразным стартовым этапом к дальнейшей гражданской и общественной деятельности. Сегодня общество беспокоит состояние детства и юности.
К сожалению, материалов в средствах массовой коммуникации, содержащих надежду на помощь в решении проблем социализации детей и подростков, мало. Между тем информационное пространство, в которое включены дети и молодежь, вряд ли можно считать гуманным по отношению к выбору ребенком или подростком общественно-активной позиции. Сегодня в период нестабильности общественных отношений, экономических и политических преобразований информация становится все более регламентированной. Среди тех, кто создает детские информационные и телевизионные программы для детей и подростков, идет постоянная борьба поколений и суждений: между лицемерием и открытостью отношений с детьми, между стремлением к массовости и развлекательности программ для подростков и желанием дойти до каждого ребенка, между формализмом по отношению к детской аудитории и реформаторством и овзрослением детских проблем.

201
При этом важным для деятельности детских общественных объединений является то, что они в совместном творчестве соединяют разные поколения детей и взрослых, обеспечивая преемственность межпоколенных связей.
К сожалению, и это направление деятельности также недостаточно освещается в профессиональных средствах массовой информации; педагогу дополнительного образования, вожатому зачастую трудно посоветовать, к материалам каких изданий можно обратиться за получением информационной или методической помощи.
Следующее проблемное направление связано с содержанием детской научно-популярной, художественной литературы, где героями выступают 12-16-летние, на страницах идет разговор о ценностях жизни. Такой литературы не хватает, отечественных авторов «детской классики» можно пересчитать по пальцам. А ведь оттого, какие ценности будут сформированы у подрастающего поколения сегодня, от того, насколько дети и подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития российского общества и в настоящее время, и в будущем.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Проведенное исследование позволяет утверждать, что рассмотрение проблемы информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений является актуальным и своевременным. В сложившейся социально-экономической ситуации существующая разобщенность позиций относительно общественной деятельности детей и подростков, интеграции процессов воспитания, общения, социального и творческого развития личности ребенка может стать основой взаимодействия социальных институтов общества (образования, • СМИ, детских общественных объединений).
2. Полученные данные в ходе исследования подтвердили, что принципиальной особенностью процесса информационно-методического

202
обеспечения деятельности детских общественных объединений является направленность его компонентов на развитие активной жизненной позиции детей и подростков.
3. Многообразие детских общественных объединений и вариативность их деятельности значительно расширяют возможности детей и подростков в выборе и организационном оформлении своей активности. Пи этом значение достоверной и объективной информации позволяет большому количеству детей и подростков стать участниками их деятельности. Наличие пресс- центров, отрядов, редакций детско-юношеских газет и изданий служит реальным информационным средством установления и закрепления коммуникации разных поколений, с тем, чтобы минимизировать взаимное непонимание и конфликты между представителями различных социальных групп детей, представителями разных поколений.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 229 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1994. - 178
с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985. -
448 с.
4. Актуальные проблемы современного детства. - М.: Дом, 1996. -
78 с.
5. Алексеева О. Благотворительное движение: регионы России. - М.: CAF-Россия, 1995. -112 с.
6. Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структуры ее применения (1988-1997) // «Телескоп»: наблюдение за повседневной жизнью петербуржцев. - 1999. -№ 1. - С. 14-21.
7. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: теория, история, практика: Монография. - М., 2002. - 224 с.
8. Амонашвили Ш.А. Искусство сотрудничать. // Учительская газета.-М, 1988. 3 сентября.
9. Анталогия педагогической мысли России второй половины XIX века - начала XX века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.
11. Бабочкин П.И. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе: Автореф. дисс. ... д-ра. философ, наук.
- М.: МГСА, 2001.-42 с.
12. Байбородова Л.В.. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дисс... докт. пед. наук. - Казань, 1995. - 34 с.
13. Байбародова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во «Владос-пресс», 2004 - 384 с.

206
14. Бальсевич В.К. Воспитывать активную личность // Развитие личности. Опыт, Проблемы, Поиски: Актуальные проблемы воспитания и дополнительного образования детей и подростков: Тезисы докладов Московской городской научно-практической конференции. - М., 1994. - С. 134-136.
15. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение / нач. 20 в. - 90 г.г.: Дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 348 с.
16. Басов Н.Ф. Региональное общественное движение детей как социально-педагогическая система. - Кострома: КГПУ, 1997.-21 с.
17. Басов Н.Ф. Научно-методическое обеспечение региональной системы детских общественных объединений / Сб. материалов межд. науч. конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи». - Ярославль, 2005. - Т.1. - С. 51-53.
18. Басова В.М. Теоретические аспекты проблемы формирования социальной компетентности личности / Сб. материалов межд. науч. конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи». - Ярославль, 2005. - Т.1. - С. 7-8.
19. Бевер Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: материалы международного семинара. - М., 1994. - С. 29.
20. Бельцова Е.В., Эхов С.Ф. Образовательная программа как основа самоопределения воспитанников в учреждениях дополнительного образования // Принципы обновления программного обеспечения: Тезисы докл. Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1995. - С. 60-62.
21. Березина В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных организаций // Внешкольник. - 1998. - № 3. С. 6-8.
22. Бернс Р. Развитие «Я - концепции и воспитание». - М.: Прогресс, 1986.-421 с.

207
23. Бессонова О.Н. Организация жизнедеятельности детских объединений в учреждениях социального обслуживания населения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 19 с.
24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
25. Бирюков А.П. Проектирование программ дополнительного образования на основе их классификации // Внешкольник. -1999. -№ 1.-С. 30¬32.
26. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 695 с.
27. Богуславский М.В. Моноорганизация // Детское движение. Сборник информационно-методических материалов. - М., 2002. - С. 41-42.
28. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
29. Бодалев А.А., Малькова Э.А., Новикова Л.И., Караковский
В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.-98 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ