Введение 3
1 Сущность этикета как социального явления 5
2 История мирового этикета 9
3 Задачи и виды этикета как социального явления 14
Заключение 19
Список использованных источников 21
Понятие этикет появилось не так давно, тем не менее заложенный смысл в это понятие было и в древние времена. Этикет – это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Сегодняшнее понятие этикета и его правила и порядок поведения – это общенародный труд строящийся веками. Данные правила являются всеобще приятыми, поскольку они соблюдаются не только представителями одного общества, но и самыми различными современными социально-политическими системами.
Многие ли люди знают самые элементарные правила этикета? Например, здороваются входящие в помещение люди, или перед тем как войти в дверь нужно пропустить выходящего. Проанализировав личный опыт, мы можем сказать, что не многие. В каждой стране или даже городе, или даже семье разное понимание слова этикета и разное отношение к пониманию данного термина. Все вышесказанное определяет актуальность темы настоящей контрольной работы: «Этикет как социальное явление».
Цель данной контрольной работы – изучить этикет как социальное явление.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
охарактеризовать сущность этикета как социального явления;
изучить историю мирового этикета;
определить задачи и охарактеризовать виды этикета как социального явления.
Объект исследования контрольной работы – этикет, предмет исследования – сущность, история, задачи и виды этикета.
Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: аналитический поиск, с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; общенаучные методы познания, включающие методы классификации, обобщения, описания, принципы и методы системного подхода, что позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Теоретической основой исследования выступила современная научная и периодическая литература.
Постановка и последовательное решение перечисленных задач определяет структуру работы – работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
Подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что этикет выражает содержание принципов нравственности, если он основан на общечеловеческой системе ценностей, в которую входят любовь, уважение, добро, сострадание, справедливость, совесть, взаимопомощь. Если же в обществе господствуют другие ценности, то этикет становится условным ритуалом, имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания строго канонизированную форму. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных социальных уровней, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям.
Данное определение понятия «этикет» говорит о его социальной природе, в основе которой исторически сложившаяся система правил поведения, установленных в традиционных для конкретного этнического сообщества ситуациях жизнедеятельности. Процесс социализации членов этого сообщества происходит при соблюдении определённого порядка поведения в рамках существующей системы разрешений, запретов и системы ценностей.
Для каждого исторического периода развития человечества были характерны определенные правила поведения, детально разработанные для организации жизни в обществе и представлявшие собой внешнюю форму проявления отношений к человеку. Совокупность этих правил определяется понятием «этикет» и является частью культуры поведения личности, характеризующейся соблюдением регламентированного церемониала определенных форм поведения.
Современный этикет следует рассматривать как единую целостную систему нормативно-этического характера, регулирующую взаимоотношения людей в современном глобальном обществе в реальном и цифровом измерениях, а также при взаимодействии этих измерений. В настоящее время существует острая необходимость в формировании правил цифрового этикета и как нового вида этикетной коммуникации в цифровой среде, и как важной составляющей современного этикета.
Этикетная тематика в условиях новых реалий находится на стыке гуманитарного и технико-технологического знаний и, в целом, выступает как современное конвергентное знание, определяющее новые правила нового этикета, отвечающие потребностям развития новой цивилизации, что с необходимостью требует внимания специалистов, практикующихся как в области гуманитарного знания, так и в области современных информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом, полученные выводы говорят о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Байчурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. – Л.: Наука, 1990. – 165 с.
2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 452 с.
3. Бунтовский С.Ю., Тонян М.Н. Этикет в деловом общении: понятие и принципы // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека: материалы международной научно-практической конференции, Донецк, 15 ноября 2018 года / Под общей редакцией А.В. Гордеевой, Э.А. Ангелиной. – Донецк: Цифровая типография, 2018. – С. 43-45.
4. Мамина Р.И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. – СПб.: Петрополис, 2012. – 232 с.
5. Мамина Р.И. Этикет и его измерения в информационном обществе // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. – 2018. – № 2. – С. 204-216.
6. Некрасова Н.А., Тригубенко Ф.А. Этика и этикет // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. – № 215 (5). – С. 99-104.
7. Торгашов В.Н. Нравственная составляющая этикета в современном обществе // Антропология театральности: человек в искусстве и театре : Сборник научных статей. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017. – С. 67-73.
8. Федько А.А., Казаченок Ю.В. Сущность и функции делового этикета // Научное пространство современной молодёжи: приоритетные задачи и инновационные решения: III ReФОРУМ «Управлять мечтой!» : сборник статей участников II Всероссийской молодежной научно-практической конференции, Челябинск, 20 мая 2021 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. – С. 199-201.
9. Ягер Дж. Деловой протокол: стратегия личного успеха: перевод с английского. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 343 с.