ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Рассмотрение проблемы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Содержание и сущность понятия «Патриотическое воспитание» • 7
1.2. Возрастные особенности младшего школьного возраста 17
1.3. Роль внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников 23
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 30
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 35
2.3. Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по патриотическому воспитанию 48
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В последние годы остро встает вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Это связано с утратой духовных ценностей нашего народа, которая проявляется в отчуждении молодого поколения от отечественной культуры и исторического опыта нашего народа. В связи с этим назрела необходимость привить современному ребенку чувство патриотизма, гордости за свою Родину, а так же за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо развивать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Идея патриотизма получила развитие в трудах педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и других.
Сухомлинский В.А. считал, что школа обязана развивать у молодого поколения желание к безусловному служению Отчизне, к активной трудовой и общественной деятельности. [38]
Макаренко А.С. отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». [22]
Сластенин В.А. рассматривал патриотизм как качество личности, которое проявляется в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. [37]
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО второго поколения направлен на формирование личностных качеств выпускника («портрет выпускника начальной школы») - среди которых:
У любящий свой народ, свой край и свою Родину;
У уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Jготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, русского народа и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Особую роль Федеральный государственный образовательный стандарт отводит внеурочной деятельности (далее - ФГОС).
Ш.А. Амонашвили внеурочную работу рассматривал, как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени обучающихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [2].
Школа и дополнительное образование обеспечивают реальную вариативность образования, возможность выбора.
Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая направлена на то, чтобы помочь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей сопровождение детей, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. [52]
Тема нашей выпускной квалификационной работы является актуальной, потому что сегодня социокультурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Особое внимание в ФГОС второго поколения уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и представляют собой одну из форм организации свободного времени обучающихся. [41]
Актуальность исследования обусловлена противоречием: между необходимостью патриотического воспитания младших школьников и недостаточным количеством программ внеурочной деятельности для младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности внеурочной деятельности для организации патриотического воспитания младших школьников?
Актуальность выявленной проблемы и обозначенное противоречие определили тему нашего исследования «Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: охарактеризовать деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности и разработать программу внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что патриотическое воспитание младших школьников будет эффективным, если во внеурочной деятельности внедрить программу внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников «Воспитать гражданина».
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Изучить содержание и сущность понятия «Патриотическое воспитание».
2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.
3. Определить роль внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать и внедрить программу внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников «Воспитать гражданина».
Используемые методы исследования:
Теоретические: изучить и проанализировать психолого-
педагогическую и методическую литературу по патриотическому воспитанию младших школьников;
Эмпирические: анкетирование обучающихся, эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ г. Челябинска.
Исследование было проведено в 4 кадетском классе в количестве 24 человек, классного руководителя.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования педагогами программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников «Воспитать гражданина».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, шести рисунков, одиннадцати таблиц, списка литературы. Список литературы содержит 52 источника
Патриотическое воспитание является важнейшей частью воспитательного процесса в современной школе. Содержание патриотизма обуславливается, в первую очередь, духовной и нравственной атмосферой в обществе, его историческим корням.
Сущность определения «патриотизм» содержит в себе любовь человека к Родине, к земле, где он родился и вырос, чувство гордости за историческое свершение народа, готовность служить на благо Родины и в любой момент встать на её защиту.
Сластенин В.А. рассматривал патриотизм как качество личности, которое проявляется в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. [37]
Патриотическое воспитание - это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности. [3]
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов образовательной программы начального общего образования. [41]
Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.
Нами проведена экспериментальная работа. Целью экспериментальной работы было выявление сформированности патриотической воспитанности младших школьников в условиях реализации программы «Воспитать гражданина» в МБОУ СОШ г. Челябинска для младших школьников по патриотическому воспитанию.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностические материал (методики), позволяющие изучить представления о патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.
2. Проведение диагностики по формированию представлений о патриотизме у детей младшего школьного возраста.
3. Обработка результатов методик по выявлению уровня патриотического воспитания у младших школьников.
4. Разработать и внедрить программу «Воспитать гражданина» в МБОУ СОШ г. Челябинска для младших школьников по патриотическому воспитанию, способствующие развитию патриотического воспитания у младших школьников.
В процессе исследования нами были подобраны методики Манойловой М.А. «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников» и Холодковой О.Г. «Самооценки нравственных качеств», позволяющие выявить уровень сформированности патриотического воспитания школьников у детей младшего школьного возраста. С помощью этих методик мы изучили критерии патриотической воспитанности: когнетивный, эмоциональный и поведенческий.
Результаты проделанной работы подтвердили актуальность проблемы данного исследования, выявив, что 63% (15 человек) обучающихся имели низкий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств.
На этапе формирования патриотической воспитанности младших школьников в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Воспитать гражданина», мы использовали различные формы обучения: беседы, презентации, экскурсии, викторины, коллективно-творческие занятия. Стоит отметить, что все занятия были основаны на взаимодействии обучающихся друг с другом, сопровождается обсуждением темы и обменом мнений, что благоприятно влияет на формирование представлений о патриотизме.
Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности патриотических чувств увеличился на 3 человека (7%).
Количество обучающихся со средним уровнем сформированности патриотических чувств увеличился на 6 человека (22%).
Количество обучающихся с низким уровнем сформированности патриотических чувств уменьшился на 8 человек (30%).
Следовательно, цель исследования нами была достигнута, задачи выполнены.
1. Алиева, С.Т. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста // Известия - 2009. - № 2(7). - с. 34-43
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Университет, 1990.- 88c.
3. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/(дата обращения: 28.05.2018).
4. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов./А.А. Аронов. Просвещение, 2001
5. Богачева, И.В., Гиненский, В.Л., Губанова, С.И., Казаков, А.П., Кузьменко, Г.А. Моё Отечество - Россия! //М., Издательство Гном и Д. - 2005. - с. 232
6. Бузский, М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма В жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : Прин Терра, 2008. — 88 с.
7. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология развития - М., 2000
8. Вороненко, А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся/ А.Г. Вороненко. - Тюмень: ТГПУ, 2005. - 135с
9. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е.Н. Воронова. - М.: Гардарики, 2011. - 153с.
10. Вырщиков, А.Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных
перемен: теоретико-методологические и прикладные основы// М.:
Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. - с.328
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2005
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493. - с.3-4
13. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
14. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // М., Просвещение - 2011.- с. 7
15. Елькина, О.Ю. Содержание и методическое обеспечение внеурочной работы начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС // Начальная школа. - 2013. №2. - с. 1-4
16. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе //
Начальная школа. - 2007. - № 7. - с. 29,37
17. Касимова, Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 64 с. - (Методика)
18. Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм. - Киев, 1965. - С. 24.
19. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. - М.: ИЦ МарТ Феникс, 2010
20. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа: плюс и минус.- 2002. - № 4. - с. 4
21. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1998. - 304с.
22. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т.5. - С. 109-225.
23. Маслова, Т.С. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2007. - №4. - с.11-12
24. Морозова, Н.Н. Формирование патриотического отношения к малой родине [Текст] /Н.Н. Морозова. - 2009. - №11. - с.64-66
25. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников// Учебно¬
методическое пособие, ИД «Белгород», 2013. - с.156
26. Муромцева, О.В. «Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности // Молодой ученый. - 2014. -№ 8 - с.834-836
21. Немов, Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 1: обшие основы психологии. - М.: Владос, 2000
28. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я.И. - Калуга, 1991
29. Ожегов,С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008. - 944 с.
30. Павлов, Б.Ф., Хузиахметов, А.Н. Воспитание патроиота// Казань: ТаРИХ, 2004. - с. 319
31. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. - М., 2001
32. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е
изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с. (Правовая библиотека
образования)
33. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1999
34. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03 - 296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
35. Рожков, М. И. Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. зд. центр ВЛАДОС, 2016.
36. Савотина, Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - с. 11-18, 212
31. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под ред. Сластенина В.А. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
38. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
39. Толчева, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное // Сельская школа. 2002. №1
40. Учительская газета // Независимое педагогическое издательство УГ Москва. - 2014. - № 29
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
42. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. — 349 с.
43. Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли//Образование в современной школе.-2004.- № 4.- с. 52
44. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: монография // М.В. Циулина. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 203с.
45. Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М., 1966
46. Чиркунова А. Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый: электрон. журн. 2014. Вып. 21. Режим доступа к журн. URL: http://www.moluch.ru(дата обращения: 12.03.2016)
47. Шрамкова, Е.А. О патриотическом воспитании в кадетском училище // Молодой учёный. - 2016. - № 1. - с. 30-31
48. Штольц, Х., Рудольф, Р. Как воспитывать нравственное поведение?: кн. для учителя: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1996
49.Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 6
50. www.eduways.ru/newtxts-817-1.html
51. http://www.studfiles.ru/preview/4190520/
52. http:/portalpedagoga.ru